Методическая разработка урока по теме "Сверление"
методическая разработка по технологии на тему

Цель: познакомиться с инструментом для сверления древесины, научиться основным приёмам работы с ним, а также более подробно узнать о технологической операции - сверление.

 

Задачи

 ПРЕДМЕТНЫЕ:

-способствовать обогащению технико-терминологического запаса слов у учащихся;

-научить подбирать инструменты в соответствии с требованием технологии;

-выполнение технологической операции (сверления) с соблюдением правил и приемов работы, правил техники безопасности;

-соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

- способствовать овладению учащимися умением анализировать, выделять главное в тексте, сравнивать, определять и объяснять понятия;

-способствовать развитию мышления учащихся с помощью проблемных ситуаций;

-отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;

-согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности;

-работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёров, вырабатывать общую позицию;

ЛИЧНОСТНЫЕ

-достижение необходимой точности и аккуратности при выполнении работы;

-уметь организовывать трудовую деятельность;

-оценивание результатов своей деятельности.

 

 Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемное обучение.

 

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах.

 

Объект труда: динамическая игрушка «Гимнаст».

 

Оборудование: Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т.Тищенко, В. Д. Симоненко. -  М.: Вентана-Граф, , 2012., компьютер, кроссворд, ребус, набор сверл, коловорот, дрель, линейки, карандаши, шило, подкладные доски, технологическая карта «Изготовление динамической игрушки «Гимнаст».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sverlenie_otverstiy.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 С УИОП» ГОРОДА ГУБКИН БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

УРОК ПО ТЕМЕ:

 «СВЕРЛЕНИЕ ОТВЕРСТИЙ»

Учитель технологии

Солодовников Сергей Владимирович

Губкин, 2013

Предмет: технология.

Раздел: технология ручной обработки древесины и древесных материалов.

Тема:  сверление отверстий.

Цель: познакомиться с инструментом для сверления древесины, научиться основным приёмам работы с ним, а также более подробно узнать о технологической операции - сверление.

Задачи

 ПРЕДМЕТНЫЕ:

-способствовать обогащению технико-терминологического запаса слов у учащихся;

-научить подбирать инструменты в соответствии с требованием технологии;

-выполнение технологической операции (сверления) с соблюдением правил и приемов работы, правил техники безопасности;

-соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

- способствовать овладению учащимися умением анализировать, выделять главное в тексте, сравнивать, определять и объяснять понятия;

-способствовать развитию мышления учащихся с помощью проблемных ситуаций;

-отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;

-согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности;

-работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёров, вырабатывать общую позицию;

ЛИЧНОСТНЫЕ

-достижение необходимой точности и аккуратности при выполнении работы;

-уметь организовывать трудовую деятельность;

-оценивание результатов своей деятельности.

 Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемное обучение.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах.

Объект труда: динамическая игрушка «Гимнаст».

Оборудование: Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т.Тищенко, В. Д. Симоненко. -  М.: Вентана-Граф, , 2012., компьютер, кроссворд, ребус, набор сверл, коловорот, дрель, линейки, карандаши, шило, подкладные доски, технологическая карта «Изготовление динамической игрушки «Гимнаст».

Ход урока.

  1. Организационный момент (форма, перекличка, назначение дежурных). (Слайд 1).

Добрый день! Я рад  вас видеть! Садитесь. Сегодня девизом нашего урока будут слова.

На доске девиз урока:

«Смело иди вперед, не стой на месте.

Что не сделаешь один – сделаем вместе».

Работать сегодня будем в парах.

-Какие правила работы в парах вы знаете? (Работать дружно, прислушиваться к мнению соседа, помогать друг другу).

  1. Повторение пройденного материала. (работа в группах, решение кроссворда).

(Слайд 2-8)

Начнем наш урок с разминки. Вы должны вписать ответы на вопросы в кроссворде. Он перед вами. Первые буквы составят ключевое слово. Работаем в парах, дружно.

-Профессия рабочего, занимающегося ручной обработкой древесины.

-Рабочее место для ручной обработки древесины оборудуется … .

-Из древесины этого хвойного дерева изготовляют мебель, музыкальные инструменты и т.д..  

-Нанесение контуров будущего изделия на заготовку называется … .

-Качество строганной поверхности проверяют накладыванием на нее … .

-Видимые контуры детали на чертежах обозначают сплошной … линией.

Столяр

Верстак

Ель

Разметка

Линейка

Основная

-Какое слово мы получили? сверло.

-Как вы думаете, что обозначает это слово? 

С помощью этого инструмента сегодня будет выполняться практическая работа.

3.  Подготовка учащихся к работе на основном этапе. (Сообщение темы урока с помощью решения ребуса, совместное с учащимися определение целей урока).  

А теперь прочитайте на доске название технологической операции, которую мы научимся выполнять сегодня на уроке.

-Кто сформулирует тему урока?

 Тема урока: Сверление отверстий. (Слайд 9)

Записать в тетрадь тему урока.

Наверно вы уже видели и даже пробовали сверлить отверстия.

А теперь вы проверите, правильно ли вы всё делали! Что для этого вам необходимо?

В диалоге приходим к выводу – для того, чтобы научиться сверлить, необходимы определенные знания терминологии, знания об инструментах, подготовке их к работе, приемах работы, правилах безопасной работы.

Озвучить цели урока. (Слайд10)

4.  Этап усвоения новых знаний и способов действия. (Представление материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, демонстрация учителем приемов работы, постановка проблемных вопросов, самостоятельная работа с учебником).

А сейчас поработаем с учебником. Откройте §10 и прочитайте текст на станице 43. Рассмотрите рисунки 38 и 39.

 -Какие бывают отверстия? (Слайд11)

Покажите где изображено сквозное, а где глухое отверстие. Давайте проверим правильность ответа.

Обратить внимание на их графическое изображение  и условное обозначение диаметра. Показать образцы отверстий.

Отверстия, как вы видите,  могут иметь разную форму.

-А с помощью какого инструмента можно легко и довольно точно высверлить круглое отверстие? Сверление цилиндрических отверстий, выполняют с помощью специальных режущих инструментов — свёрл.

-Какие типы сверл находятся перед вами? Спиральное, спиральное с направляющим центром, центровое (перовое). (Слайд 12)

-Как правильно подобрать тип сверла? Перовые сверла – для сверления неглубоких отверстий большого диаметра, спиральные сверла с направляющим центром предназначены для точного и качественного сверления поперек волокон, ложечным сверлом сверлят отверстия вдоль волокон, винтовые сверла – для высверливания глубоких отверстий.

Кроме этих сверл для обработки древесины применяются и другие сверла.. (Слайд 13)

Наиболее распространены спиральные свёрла.(Слайд 14) Каждое сверло имеет на своей торцевой части две режущие кромки.

-Для чего они нужны? Режущими кромками при сверлении подрезают волокна древесины.

-Зачем нужны винтовые канавки? Частички древесины в виде стружки выходят наружу через винтовые канавки. 

-Как узнать размер сверла? Он указан на стержне в мм.

Определите размер сверла.

-Как вы думаете, имея одно лишь сверло,  можно ли просверлить отверстие?

-Какой еще инструмент кроме сверла необходимо иметь, чтобы просверлить отверстие? (Слайд15)

Работа с учебником на странице 44-45, рис.40.

-У кого на верстаке находится коловорот?

-У кого находится дрель?

-Что общего у коловорота и дрели? Патрон, упор, рукоятка вращения.

-В чем состоит отличие этих инструментов? Дрель имеет зубчатую передачу.

Продемонстрировать инструменты, приемы подготовки инструмента к работе, обратить внимание учащихся, что закреплять сверло в патрон надо надежно и без перекосов.

Упражнение. Ученики закрепляют сверло в патроне коловорота или дрели.

Инструмент готов к работе. Как вы думаете, можно приступать к сверлению? Перед выполнением сверления необходимо выполнить разметку.

 -Посмотрите на чертеж и скажите, сколько отверстий необходимо просверлить на одной стойке?

 -Где располагаются отверстия?

Ответы учащихся и комментарии учителя.

-Есть желающий выполнить разметку?

Коррекция действий ученика, комментарий учителя.. Разметку выполняют карандашом в виде крестика и делают шилом углубление в центрах будущих отверстий. 

Выполнение разметки – очень ответственный момент и насколько точно будет выполнена эта технологическая операция,  зависит качество вашего изделия. При изготовлении парных деталей выполните контроль. Для этого приложите после разметки детали друг к другу, линии разметки должны совпасть.

Учащиеся выполняют разметку и самоконтроль.

Перед выполнением сверления необходимо надежно закрепить заготовку. Рассмотрите рисунки 43, 44, 45.,Какой из приемов закрепления заготовки примените вы?

Ответы учащихся и комментарии учителя, демонстрация приемов закрепления заготовки и сверления.

 Сверло, закрепленное в патроне коловорота или дрели, ставят в отмеченной точке под прямым углом к поверхности заготовки. Ладонью левой руки нажимают на упор, а правой вращают по часовой стрелке рукоятку. Нажимать на упор нельзя сильно, а в конце сверления нажим ослабляют, чтобы избежать скалывания древесины.

Сформулируйте правила техники безопасности.. (Слайд 17)

Прочитать правила техники безопасности.

5.  Самостоятельная работа. (Работа проводится в парах). (Слайд 18)

Приступаем к выполнению практической работы – сверлению отверстий.

Ученики берут стойки, закрепляют в зажимах и  сверлят в них  отверстия.

Текущее наблюдение учителя, контроль за соблюдением правил безопасной работы, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения задания.

  1. Подведение итогов занятия.

Самооценка учащихся и подведение итогов урока учителем.

Уборка рабочих мест.

  1. Рефлексия учебных действий на уроке. (Слайд 19)

А теперь проведем рефлексию.

Сегодня я узнал …

Я научился …

Теперь я могу …

Особенно мне запомнилось…

Урок дал мне для жизни…

        

        Спасибо за урок!  (Слайд 20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...