Интегрированный урок "Россия прирастала Востоком"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
В 2013 году край отмечал несколько юбилейных дат.(155 летие г. Хабаровска и 75-летие образования Хабаровского края. 105 лет Амурской Ж/Д; 155 лет со дня образования Амурского казачьего войска; 175 лет генерал-губернатору Сергей Михайловичу Духовскому; 175 лет генерал-губернатору Николаю Ивановичу Гродекову; 200 лет адмиралу Геннадию Ивановичу Невельскому; 370 лет Василию Пояркову – исследователю и путешественнику;250 лет Гавриле Андреевичу Сарычеву исследователю, адмиралу, мореплавателю.75 % населения нашего края состоит из выходцев с Украины. А произошло это так:
Столетиями украинцы и русские бок о бок жили в многонациональной Российской империи и волею судьбы творили её историю. Трудна и далеко не однозначна была «народная стезя» их взаимоотношений. И вот такой трудной, насыщенной трагическими событиями и героическими свершениями страницей в совместной истории двух народов стало переселение крестьян из Украины в Дальневосточный край.
Первый этап переселения пришёлся на годы после отмены крепостного права и введению аграрной реформы. Тогда в разных губерниях и областях России и Украины начался массовый голод, который гнал свободных у же крестьян, к стихийному переселению из Украины и центральной части России на Дальний Восток..
Второй этап начался в 1882 году официальным заселением Дальнего Востока по предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Д.Г. Анучина и согласно царскому указу. Тогда очень привлекательны были льготы для переселенцев: согласно разработанным правилам, переселенцы освобождались на десять лет от воинской повинности, навсегда от подушного налога, и только через двадцать лет обязаны были платить поземельный налог. Кроме того, каждой семье по прибытию на место поселения выделялся рабочий и молочный скот, семена и необходимый с/х инвентарь.
Через 4 года, в 1886 году государственное переселение было заменено переселением за свой счёт. Отправляясь в дальний путь, каждая семья должна была взять с собою не меньше 600 рублей, чтобы на новом месте купить всё необходимое. А так как поток желающих переселиться в Южно-Уссурийский край Приморской области не уменьшался, сразу возник ряд серьёзных проблем, на которые местные чиновники просто закрыли глаза.
Отношение к переселенцам кардинально изменилось в связи с начавшимся строительством транссибирской железной дороги, когда возникла необходимость колонизации всей железнодорожной полосы. По этой причине появился тогда и наш посёлок Хор. 1897 год стал годом рождения пос. Хор.С 1906 года занялась третья, массовая волна переселения с украинских земель на Дальний Восток.
Для охраны границ с Манчжурией основали Амурское казачье войско, для казацких семей строили станицы. Дали многочисленные льготы. Не облагали никакими налогами, предоставляли в пожизненное пользование большие участки земли. Служили в войске 30 лет.
К 1939 году. Началось заселение края репрессированными из Украины, Белоруссии, центральных уголков России. Следующий поток репрессированных пришёлся на 47-50 послевоенные годы
Если каждый из нас спросит себя, каким является национальный строй Украины, то в памяти всплывают вышитые сорочки, шаровары, веночек с разноцветными ленточками, красные сапожки... Тем не менее, не всё так просто! Любой костюм складывается на протяжении столетий, поэтому обязательно воплощает в себе историю нации, её национальные ценности. Как часть народной души, он имеет большое историческое и художественное значение. А украинская кухня! Можно только насладиться отменной кухней, да еще искренне сказать: «Велике спасибо, хочемо ще!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
интегрированный урок " Россия прирастала Востоком" | 41.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3
рабочего посёлка Хор района имени Лазо Хабаровского края
Косицына Надежда Георгиевна учитель технологии
Программа: Симоненко В.Д. «Технология. Обслуживающий труд» М.Вентана-Граф 2007
Шаповалова Надежда Ивановна воспитатель Программа: Кацупий М.В. «Юные историки-краеведы» ХКЦДЮТиЭ 2004г.
Номинация: интегрированный урок с элементами игры, викторины, конкурса патриотической и духовно - нравственной направленности.
Пояснительная записка
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к культурному и историческому прошлому России и сопредельных государств, духовным народным традициям - одно из важнейших источников расширения знаний о знаменательных страницах русской истории. На примере практического применения воспитывать бережное и уважительное отношение к народному костюму и кухне, как национальному достоянию русского и украинского народа. На примере исторических страниц переселения украинского народа на Дальний Восток показать пример содружества и взаимного уважения.
В технологии:
Урок № 5 модуль «Кулинария» 8 классе по теме: «Блюда русской национальной кухни».
В музейной педагогике:
Мероприятие для учащихся 5-8 классов в направлении «Вечные символы России» Тема: «Россия прирастала Востоком».
Список литературы:
Алексеев А.И. Амурская экспедиция 1849-1855 гг. М., 1974. 191с.
Алексеев А.И., Морозов Б.Н. Освоение русскими людьми Дальнего Востока (конец XIX в. - 1917 г.). М. 1989. 320 с.
История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма / Под ред. А.И.Крушанова. М., 1991. 472 с.
Кабузан В.И. Как заселялся Дальний Восток (вторая половина XVII - начало XX в.). Хабаровск, 1973. 192 с.
Сергеев О.И. Казачество на русском Дальнем Востоке в ХУП-Х1Х вв. М., 1983. 127 с.
Шёпотов К.А. К берегам Тихого океана. М. 1989. 64 с.
Цель урока:
Сформировать у учащихся интерес к историческим этапам заселения украинским народом Дальнего Востока, особенностям украинского народного костюма и технологии приготовления блюд русской и украинской кухни.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: целеполагание, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что подлежит усвоению; планировать
свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; проявлять инициативу действия в
учебном сотрудничестве;
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество
со сверстниками и взрослыми, понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; владение
монологической речью;
Познавательные УУД: умение определять понятия, устанавливать аналогии; на основе имеющих знаний отличать
реальные исторические факты от вымыслов;
Личностные УУД: формирование гражданской и национальной идентичности; научатся ориентироваться в важнейших
для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
ПредметныеУУД: уметь анализировать и извлекать информацию из исторических источников.
Художественно-педагогическая идея урока:
« В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу - всё равно, что лишить мир солнечного света» Цицерон
Опережающее задание:
Предложить учащимся тему урока, обсудить форму и время проведения. Распределить роли и обязанности. Собрать
информацию об этапах заселения Дальнего Востока;
Совместно подготовить оформление: (столы, вышитые скатерти, рушники, глиняные крынки, миски). Создать
презентацию.
Этапы урока и их продолжительность
Содержание урока Продолжительность
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 5 минут
2. Актуализация опорных знаний 5 минут
3. Освоение знаний и фиксация восприятия исторической и технологической информации. 23 минут
4. Практическая работа (конкурсные задания) 7 минут
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выявление связи прошлого и настоящего в историческом аспекте. 5 минут
Этапы | Деятельность | Деятельность | Формируемые УУД | ||||||||||||||
урока | учителя | учащихся | |||||||||||||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникат | Личностные | ||||||||||||||
1 | Организационный | Приветствие | Концентрация | Готовность к | Подготовка | Умение слушать | Умение | ||||||||||
этап | участников урока. | внимания. | восприятию | рабочего места, | и вступать в | выделять | |||||||||||
Проверка учителем | информации. | диалог | нравственный | ||||||||||||||
готовности учащихся | аспект | ||||||||||||||||
к уроку; формирование | поведения. | ||||||||||||||||
двух команд; | |||||||||||||||||
организация внимания; | |||||||||||||||||
2 | Актуализация | Определить исходный уровень знаний | Отвечают на поставленные вопросы. | Логический анализ объектов с | Выделение и осознание того, | Умение с достаточной | Самоопределение | ||||||||||
Цель: создать | учащихся о | (155 летие г. | целью выделения | что уже | полнотой и | ||||||||||||
условия для | юбилейных датах | Хабаровска и 75-летие | пройдено. | точностью | |||||||||||||
духовно-ценностной | Хабаровского края в | образования | Постановка | выражать свои | |||||||||||||
ориентации | 2013-2014 уч.г. | Хабаровского края. | учебной задачи | мысли, слушать и | |||||||||||||
школьников в | В 2013 году край | 1 05 лет Амурской Ж/Д; | на основе | вступать в диалог. | |||||||||||||
окружающем мире | отмечал несколько | 155 лет со дня | известного. | ||||||||||||||
через изучение и | юбилейных дат. | образования Амурского | |||||||||||||||
сохранение истории | Назовите основные из | казачьего войска; 175 | |||||||||||||||
и культуры родного | них их | лет генерал- | |||||||||||||||
края. | губернатору Сергей | ||||||||||||||||
Задачи: | Михайловичу | ||||||||||||||||
1- Воспитание | Духовскому; 1 75 лет | ||||||||||||||||
россиянина, | генерал-губернатору | ||||||||||||||||
гражданина своего | Николаю Ивановичу | ||||||||||||||||
Отечества, | Гродекову; 200 лет | ||||||||||||||||
знающего | адмиралу Геннадию | ||||||||||||||||
исторические и | Ивановичу | ||||||||||||||||
культурные | Невельскому; 370 лет | ||||||||||||||||
ценности и традиции своего | Василию Пояркову – исследователю и | ||||||||||||||||
народа, | путешественнику;250 | ||||||||||||||||
заботящегося о | лет Гавриле | ||||||||||||||||
процветании своей | Андреевичу Сарычеву | ||||||||||||||||
Родины, своего | исследователю, | ||||||||||||||||
народа и региона. | адмиралу, | ||||||||||||||||
2 - Развитие | мореплавателю; и | ||||||||||||||||
логического | несколько других). | ||||||||||||||||
мышления, речи, | |||||||||||||||||
памяти. | |||||||||||||||||
3 -Развитие | |||||||||||||||||
эстетического | |||||||||||||||||
восприятия | |||||||||||||||||
народных традиций. | |||||||||||||||||
чувства доброты. | |||||||||||||||||
3 | Постановка целей, | Послушайте куплет | Смотрят и слушают | Определяют | Выражение своих | Самоопреде- | |||||||||||
задач урока, | песни и определите, на | внимательно. | самостоятельно | мыслей с | ление | ||||||||||||
мотивационная | каком языке она | тему урока: | достаточной | ||||||||||||||
деятельность | поётся. (Звучит | «Роль | полнотой | ||||||||||||||
учащихся | украинская песня один | украинского | |||||||||||||||
куплет). | Определяют цель урока, | народа в | |||||||||||||||
И говорить мы | план выполнения | заселении | |||||||||||||||
сегодня будем о «Роли | заданий. | Дальнего | |||||||||||||||
украинского народа в | Востока». | ||||||||||||||||
заселении Дальнего | |||||||||||||||||
Востока». | Определяют цель | ||||||||||||||||
урока . | |||||||||||||||||
4 | Закрепление | Проводит викторину | Электронное | Выделение | Выполнение | Умение работать | Стремление к | ||||||||||
приобретённых | на знание | тестирование. | необходимой | задания с | в команде | успешности в | |||||||||||
знаний на уроках | государственных | Называют символы | информации, | использованием | учебной | ||||||||||||
истории и | символов Украины: | Украины. Сравнивают | использование | знаков и | деятельности. | ||||||||||||
географии. | - В какой стране живут | картины древнего и | знаково- | иллюстраций. | |||||||||||||
украинцы? (В | современного Киева- | символических | |||||||||||||||
Украине). - Назовите | столицы Украины. | средств | |||||||||||||||
столицу Украины | |||||||||||||||||
(Киев) | |||||||||||||||||
-Какого цвета | |||||||||||||||||
украинский | |||||||||||||||||
флаг?(сине-жёлтый | |||||||||||||||||
колор) | |||||||||||||||||
-Какой герб в | |||||||||||||||||
Украине? (трезубец) | |||||||||||||||||
5 | Информационный | Работник школьного | Смотрят и слушают | Логический | Выделение и | Умение с | Адекватное | ||||||||||
блок | музея сообщает | внимательно, задают | анализ фактов с | осознание | достаточной | понимание | |||||||||||
дополнительную | вопросы. | целью | полученной | полнотой и | информации. | ||||||||||||
информацию об этапах | запоминания | слуховой и | точностью | Позитивная | |||||||||||||
заселения Дальнего | зрительной | выражать свои | самооценка, | ||||||||||||||
Востока украинским | информации. | мысли, слушать и | стремление к | ||||||||||||||
народом. | вступать в диалог. | успешности. | |||||||||||||||
Сопровождение | |||||||||||||||||
слайдами. | |||||||||||||||||
6 | Информационный | Учитель технологии | Смотрят и слушают | Логический | Выделение и | Умение с | Адекватное | ||||||||||
блок | рассказывает об | внимательно, задают | анализ фактов с | осознание | достаточной | понимание | |||||||||||
особенностях | вопросы. | целью | полученной | полнотой и | информации. | ||||||||||||
украинского народного | запоминания | слуховой и | точностью | ||||||||||||||
1 | костюма, сопровождая | зрительной | выражать свои | ||||||||||||||
красочными слайдами. | информации. | мысли, слушать и | |||||||||||||||
вступать в диалог. | |||||||||||||||||
7 | Просмотр | Учитель технологии | Смотрят и слушают. | Логический | Выделение и | Участие в | Адекватное | ||||||||||
видеоролика | предлагает учащимся | анализ фактов с | осознание | коллективном | позитивное | ||||||||||||
украинского танца | видеоролик | целью | полученной | обмене | восприятие | ||||||||||||
«Гопак» | украинского танца | запоминания | слуховой и | впечатлениями. | информации. | ||||||||||||
«Гопак», обращая | зрительной | ||||||||||||||||
внимание на народный | информации | ||||||||||||||||
костюм. | |||||||||||||||||
Выполнение опережающего домашнего задания | Предлагает учащимся исполнить подготовленный дома номер художественный самодеятельности на украинском языке или | Представляют подготовленные номера | Выделение необходимой информации в виде художественных средств | Выделение и осознание полученной слуховой и зрительной информации | Участие в коллективном обмене художественными способностями. | Адекватное позитивное восприятие информации | |||||||||||
украинских авторов. | |||||||||||||||||
Информационный блок | Учитель технологии рассказывает об особенностях украинской кухни | Внимательно слушают. Рассказывают стихотворение об особенностях украинской кухни. | Выделяют необходимую информацию в виде терминов, названий. | Выделение и осознание полученной слуховой и зрительной информации. | Участие в коллективном обмене художественными способностями. | Адекватное позитивное восприятие информации | |||||||||||
Конкурсы | Проводят кулинарные конкурсы: | Участвуют в конкурсах | Сопоставляют, сравнивают, классифицируют | Используют полученную информацию | Учатся действовать сообща, в команде | Стремление к успешности. | |||||||||||
для решения | |||||||||||||||||
поставленной | |||||||||||||||||
задачи. | |||||||||||||||||
Подвижная игра | Проводят украинскую народную игру «Иголочка тай | Участвуют в игре | Анализируют правила игры | Используют полученную информацию | Учатся действовать сообща, в | Стремление к успешности | |||||||||||
ныточка» | для решения поставленной задачи. | команде | |||||||||||||||
8 | Рефлексия учебной деятельности | Организация защиты творческих работ Могу похвалить соседа | Участвуют в презентации выставочных работ | Осознанное и произвольное построение | Умение определять степень | Выражение своих мыслей с достаточной | Самооценка на основе критерия | ||||||||||
за.... Могу похвалить себя. . . Могу похвалить | речевого высказывания. Доказательство | успешности своей и чужой работы | полнотой и точностью. | успешности. | |||||||||||||
учителя за ..... | |||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Восток и Запад". Обществознание 11 кл.
3анятие предполагает изучение и обсуждение одной из наиболее актуальных проблем современного этапа истории человечества. По своей структуре оно является интерактивным, в нем использованы такие методы,...
Походы Александра Македонского на Восток
Презентация к уроку по истории древнего мира в 5 классе....
Материалы к уроку "Мощь России прирастает машиностроением"
Урок с использованием электронно-коммуникативных средств и элементами групповой работы учащихся с использованием мультимедийной обучающей программы "Промышленные предприятия Невского района Санкт-Пете...
Интегрированный урок информатики–истории по темам «Иллюстрирование учебного материала с помощью презентаций»; «Цивилизации Древнего Востока»
В данной работе учащиеся 10 класса не только создают презентацию об одной из Цивилизаций Древнего Востока но и защищают свою работу, демонстрируют презентацию, объясняют свой выбор, озвучивают н...
Интегрированный урок история - психология "Поход Александра Македонского на Восток!
Интегрированный урок история - психология раскрывает историю известного похода Александра Македонского на восток; а также на примере личности полководца разбираются психологические термины и понятия....
план интегрированного урока по истории и обществознанию в 11 классе "Россия: Восток или Запад?"
Ценность урока в интегрированности двух сложных тем в курсе истории "Постсоветская Россия и ее место в мире" и по обществознанию "Место России в сообществе мировых цивилизаций". Постаралась сделать ур...
Интегрированный урок литературы и экологии «Природа Дальнего Востока глазами В.К. Арсеньева – путешественника, ученого, писателя».
Интегрированный урок литературы и экологии "Природа Дальнего Востока глазами В.К. Ареньева - путешественника, учёного, писателя"...