Интегрированный урок "Россия прирастала Востоком"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Косицына Надежда Георгиевна

В 2013 году край отмечал несколько юбилейных  дат.(155 летие г. Хабаровска и 75-летие образования Хабаровского края. 105 лет Амурской Ж/Д;  155 лет со дня образования Амурского казачьего войска; 175 лет генерал-губернатору Сергей Михайловичу Духовскому; 175 лет генерал-губернатору Николаю Ивановичу  Гродекову; 200 лет адмиралу Геннадию Ивановичу Невельскому; 370 лет Василию Пояркову – исследователю и путешественнику;250 лет Гавриле Андреевичу Сарычеву исследователю, адмиралу, мореплавателю.75 % населения нашего края состоит из выходцев с  Украины. А произошло это так:

Столетиями украинцы и русские бок о бок жили в многонациональной Российской империи и волею судьбы творили её историю. Трудна и далеко не однозначна была «народная стезя» их взаимоотношений. И вот такой трудной, насыщенной трагическими событиями и героическими свершениями страницей в совместной истории двух народов стало переселение крестьян из  Украины в Дальневосточный край.

Первый этап переселения пришёлся на годы после отмены крепостного права и введению  аграрной реформы. Тогда в разных губерниях и областях России и Украины  начался массовый голод, который  гнал   свободных у же крестьян,  к стихийному  переселению из Украины  и центральной части  России на Дальний Восток..

Второй этап начался в  1882 году официальным   заселением  Дальнего Востока  по предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Д.Г. Анучина и согласно царскому указу.   Тогда  очень привлекательны были льготы для переселенцев:  согласно разработанным правилам, переселенцы освобождались на десять лет от воинской повинности, навсегда от подушного налога, и только через двадцать лет обязаны были платить поземельный налог. Кроме того, каждой семье по прибытию на место поселения выделялся рабочий и молочный скот, семена и необходимый с/х инвентарь.

Через 4 года, в 1886 году государственное переселение было заменено переселением за свой счёт. Отправляясь в дальний путь, каждая семья должна была взять с собою не меньше 600 рублей, чтобы на новом месте купить всё необходимое. А так как поток желающих переселиться в Южно-Уссурийский край Приморской области не уменьшался, сразу возник ряд серьёзных проблем, на которые местные чиновники просто закрыли глаза.

Отношение к переселенцам кардинально изменилось в связи с начавшимся строительством транссибирской железной дороги, когда возникла необходимость колонизации всей железнодорожной полосы.  По этой причине появился тогда  и наш посёлок Хор. 1897 год стал годом рождения пос. Хор.С  1906 года занялась третья, массовая волна переселения с украинских земель на Дальний Восток.

Для охраны границ с Манчжурией основали Амурское казачье войско, для казацких семей строили станицы. Дали многочисленные льготы. Не облагали никакими налогами, предоставляли в пожизненное пользование  большие участки земли.  Служили в войске 30 лет.

К 1939 году. Началось заселение края репрессированными из Украины, Белоруссии, центральных уголков России.                                                                    Следующий поток репрессированных пришёлся на 47-50 послевоенные годы

Если каждый из нас спросит себя, каким является национальный строй Украины, то в памяти всплывают вышитые сорочки, шаровары, веночек с разноцветными ленточками, красные сапожки... Тем не менее, не всё так просто!    Любой костюм складывается на протяжении столетий, поэтому обязательно воплощает в себе историю нации, её национальные ценности. Как часть народной души, он имеет большое историческое и художественное значение. А украинская кухня! Можно только насладиться  отменной кухней, да еще искренне сказать: «Велике спасибо, хочемо ще!»    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3

рабочего посёлка Хор района имени Лазо Хабаровского края

Косицына Надежда Георгиевна учитель технологии  

 Программа: Симоненко В.Д. «Технология. Обслуживающий труд» М.Вентана-Граф 2007

Шаповалова Надежда Ивановна воспитатель  Программа: Кацупий М.В. «Юные историки-краеведы» ХКЦДЮТиЭ 2004г.

Номинация: интегрированный урок с элементами игры, викторины, конкурса патриотической и духовно - нравственной направленности.

Пояснительная записка

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к культурному и историческому прошлому России и сопредельных государств, духовным народным традициям - одно из важнейших источников расширения знаний о знаменательных страницах русской истории. На примере практического применения воспитывать бережное и уважительное отношение к народному костюму и кухне, как национальному достоянию русского и украинского народа. На примере исторических страниц переселения украинского народа на Дальний Восток показать пример содружества и взаимного уважения.

В технологии:

Урок № 5 модуль «Кулинария» 8 классе по теме: «Блюда русской национальной кухни».

В музейной педагогике:

Мероприятие для учащихся 5-8 классов в направлении «Вечные символы России» Тема: «Россия прирастала Востоком».

Список литературы:

Алексеев А.И. Амурская экспедиция 1849-1855 гг. М., 1974. 191с.

Алексеев А.И., Морозов Б.Н. Освоение русскими людьми Дальнего Востока (конец XIX в. - 1917 г.). М. 1989. 320 с.

История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма / Под ред. А.И.Крушанова. М., 1991. 472 с.

Кабузан В.И. Как заселялся Дальний Восток (вторая половина XVII - начало XX в.). Хабаровск, 1973. 192 с.

Сергеев О.И. Казачество на русском Дальнем Востоке в ХУП-Х1Х вв. М., 1983. 127 с.

Шёпотов К.А. К берегам Тихого океана. М. 1989. 64 с.

Цель урока:

Сформировать у учащихся интерес к историческим этапам заселения украинским народом Дальнего Востока, особенностям украинского народного костюма и технологии приготовления блюд русской и украинской кухни.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: целеполагание, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что подлежит усвоению; планировать

свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; проявлять инициативу действия в

учебном сотрудничестве;

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество

со сверстниками и взрослыми, понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; владение

монологической речью;

Познавательные УУД: умение определять понятия, устанавливать аналогии; на основе имеющих знаний отличать

реальные исторические факты от вымыслов;

Личностные УУД: формирование гражданской и национальной идентичности; научатся ориентироваться в важнейших

для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

ПредметныеУУД: уметь анализировать и извлекать информацию из исторических источников.

Художественно-педагогическая идея урока:

« В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу - всё равно, что лишить мир солнечного света»        Цицерон

Опережающее задание:

Предложить учащимся тему урока, обсудить форму и время проведения. Распределить роли и обязанности. Собрать

информацию об этапах заселения Дальнего Востока;

Совместно подготовить оформление: (столы, вышитые скатерти, рушники, глиняные крынки, миски). Создать

презентацию.

Этапы урока и их продолжительность

Содержание урока                                                                                              Продолжительность

1.       Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.    5 минут

2.       Актуализация опорных знаний       5 минут

3.        Освоение знаний и фиксация восприятия исторической и технологической информации.        23 минут

4.       Практическая работа (конкурсные задания)     7 минут

5.        Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выявление связи прошлого и настоящего в историческом аспекте.         5 минут

Этапы

Деятельность

Деятельность

Формируемые УУД

урока

учителя

учащихся

Познавательные

Регулятивные

Коммуникат

Личностные

1

Организационный

Приветствие

Концентрация

Готовность к

Подготовка

Умение слушать

Умение

этап

участников урока.

внимания.

восприятию

рабочего места,

и вступать в

выделять

Проверка учителем

информации.

диалог

нравственный

готовности   учащихся

аспект

к уроку; формирование

поведения.

двух команд;

организация внимания;

2

Актуализация

Определить исходный уровень знаний

Отвечают на поставленные вопросы.

Логический анализ объектов с

Выделение и осознание того,

Умение с достаточной

Самоопределение

Цель: создать

учащихся о

(155 летие г.

целью выделения

что уже

полнотой и

условия для

юбилейных датах

Хабаровска и 75-летие

пройдено.

точностью

духовно-ценностной

Хабаровского края в

образования

Постановка

выражать свои

ориентации

2013-2014 уч.г.

Хабаровского края.

учебной задачи

мысли, слушать и

школьников в

В 2013 году край

1 05 лет Амурской Ж/Д;

на основе

вступать в диалог.

окружающем мире

отмечал несколько

155 лет со дня

известного.

через изучение и

юбилейных дат.

образования Амурского

сохранение истории

Назовите основные из

казачьего войска; 175

и культуры родного

них их

лет генерал-

края.

губернатору Сергей

Задачи:

Михайловичу

1- Воспитание

Духовскому; 1 75 лет

россиянина,

генерал-губернатору

гражданина своего

Николаю Ивановичу

Отечества,

Гродекову; 200 лет

знающего

адмиралу Геннадию

исторические и

Ивановичу

культурные

Невельскому; 370 лет

ценности и традиции своего

Василию Пояркову – исследователю и

народа,

путешественнику;250

заботящегося о

лет Гавриле

процветании своей

Андреевичу Сарычеву

Родины, своего

исследователю,

народа и региона.

адмиралу,

2 - Развитие

мореплавателю; и

логического

несколько других).

мышления, речи,

памяти.

3 -Развитие

эстетического

восприятия

народных традиций.

чувства доброты.

3

Постановка целей,

Послушайте куплет

Смотрят и слушают

Определяют

Выражение своих

Самоопреде-

задач урока,

песни и определите, на

внимательно.

самостоятельно

мыслей с

ление

мотивационная

каком языке она

тему урока:

достаточной

деятельность

поётся. (Звучит

«Роль

полнотой

учащихся

украинская песня один

украинского

куплет).

Определяют цель урока,

народа в

И говорить мы

план выполнения

заселении

сегодня будем о «Роли

заданий.

Дальнего

украинского народа в

Востока».

заселении Дальнего

Востока».

Определяют цель

урока .

4

Закрепление

Проводит викторину

Электронное

Выделение

Выполнение

Умение работать

Стремление к

приобретённых

на знание

тестирование.

необходимой

задания с

в команде

успешности в

знаний на уроках

государственных

Называют символы

информации,

использованием

учебной

истории и

символов Украины:

Украины. Сравнивают

использование

знаков и

деятельности.

географии.

- В какой стране живут

картины древнего и

знаково-

иллюстраций.

украинцы? (В

современного Киева-

символических

Украине). - Назовите

столицы Украины.

средств

столицу Украины

(Киев)

-Какого цвета

украинский

флаг?(сине-жёлтый

колор)

-Какой герб в

Украине? (трезубец)

5

Информационный

Работник школьного

Смотрят и слушают

Логический

Выделение и

Умение с

Адекватное

блок

музея сообщает

внимательно, задают

анализ фактов с

осознание

достаточной

понимание

дополнительную

вопросы.

целью

полученной

полнотой и

информации.

информацию об этапах

запоминания

слуховой и

точностью

Позитивная

заселения Дальнего

зрительной

выражать свои

самооценка,

Востока украинским

информации.

мысли, слушать и

стремление к

народом.

вступать в диалог.

успешности.

Сопровождение

слайдами.

6

Информационный

Учитель технологии

Смотрят и слушают

Логический

Выделение и

Умение с

Адекватное

блок

рассказывает об

внимательно, задают

анализ фактов с

осознание

достаточной

понимание

особенностях

вопросы.

целью

полученной

полнотой и

информации.

украинского народного

запоминания

слуховой и

точностью

1

костюма, сопровождая

зрительной

выражать свои

красочными слайдами.

информации.

мысли, слушать и

вступать в диалог.

7

Просмотр

Учитель технологии

Смотрят и слушают.

Логический

Выделение и

Участие в

Адекватное

видеоролика

предлагает учащимся

анализ фактов с

осознание

коллективном

позитивное

украинского танца

видеоролик

целью

полученной

обмене

восприятие

«Гопак»

украинского танца

запоминания

слуховой и

впечатлениями.

информации.

«Гопак», обращая

зрительной

внимание на народный

информации

костюм.

Выполнение опережающего домашнего задания

Предлагает учащимся исполнить подготовленный дома номер художественный самодеятельности на украинском языке или

Представляют подготовленные номера

Выделение необходимой информации в виде художественных средств

Выделение и осознание полученной слуховой и зрительной информации

Участие в коллективном обмене художественными способностями.

Адекватное позитивное восприятие информации

украинских авторов.

Информационный блок

Учитель технологии рассказывает об особенностях украинской кухни

Внимательно слушают. Рассказывают стихотворение об особенностях украинской кухни.

Выделяют необходимую информацию в виде терминов, названий.

Выделение и осознание полученной слуховой и зрительной информации.

Участие в коллективном обмене художественными способностями.

Адекватное позитивное восприятие информации

Конкурсы

Проводят кулинарные конкурсы:

Участвуют в конкурсах

Сопоставляют, сравнивают, классифицируют

Используют полученную информацию

Учатся действовать сообща, в команде

Стремление к успешности.

для решения

поставленной

задачи.

Подвижная игра

Проводят украинскую народную игру «Иголочка тай

Участвуют в игре

Анализируют правила игры

Используют полученную информацию

Учатся действовать сообща, в

Стремление к успешности

ныточка»

для решения поставленной задачи.

команде

8

Рефлексия учебной деятельности

Организация защиты творческих работ Могу похвалить соседа

Участвуют в презентации выставочных работ

Осознанное и произвольное построение

Умение определять степень

Выражение своих мыслей с достаточной

Самооценка на основе критерия

за.... Могу похвалить себя. . . Могу похвалить

речевого высказывания. Доказательство

успешности своей и чужой работы

полнотой и точностью.

успешности.

учителя за .....


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Восток и Запад". Обществознание 11 кл.

3анятие предполагает изучение и обсуждение одной из наиболее актуальных проблем современного этапа истории человечества. По своей структуре оно является интерактивным, в нем использованы такие методы,...

Походы Александра Македонского на Восток

Презентация к уроку по истории древнего мира в 5 классе....

Материалы к уроку "Мощь России прирастает машиностроением"

Урок с использованием электронно-коммуникативных средств и элементами групповой работы учащихся с использованием мультимедийной обучающей программы "Промышленные предприятия Невского района Санкт-Пете...

Интегрированный урок информатики–истории по темам «Иллюстрирование учебного материала с помощью презентаций»; «Цивилизации Древнего Востока»

В данной работе учащиеся 10 класса не только создают презентацию об одной из Цивилизаций Древнего Востока но и защищают свою работу, демонстрируют презентацию, объясняют свой выбор, озвучивают н...

Интегрированный урок история - психология "Поход Александра Македонского на Восток!

Интегрированный урок история - психология раскрывает историю известного похода Александра Македонского на восток; а также на примере личности полководца разбираются психологические термины и понятия....

план интегрированного урока по истории и обществознанию в 11 классе "Россия: Восток или Запад?"

Ценность урока в интегрированности двух сложных тем в курсе истории "Постсоветская Россия и ее место в мире" и по обществознанию "Место России в сообществе мировых цивилизаций". Постаралась сделать ур...

Интегрированный урок литературы и экологии «Природа Дальнего Востока глазами В.К. Арсеньева – путешественника, ученого, писателя».

Интегрированный урок литературы и экологии "Природа Дальнего Востока глазами В.К. Ареньева - путешественника, учёного, писателя"...