Интегрированный урок литературы и экологии «Природа Дальнего Востока глазами В.К. Арсеньева – путешественника, ученого, писателя».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

ОНИЩЕНКО Оксана Николаевна

Интегрированный урок литературы и экологии "Природа Дальнего Востока глазами В.К. Ареньева - путешественника, учёного, писателя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_dalnego_vostoka_glazami_v.doc999.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Природа Дальнего Востока глазами В.К.Арсеньева –

путешественника, ученого, писателя».

        

1.    Тип урока:                     комбинированный.

            2.   Структура урока:        1)   организационный момент;

                                           2)   изучение нового материала;

                                               3)   обобщение знаний.

                                               4)   домашнее задание.

3.   Цели и задачи урока:   а)   образовательная (углубление и обобщение знаний об

                                                    истории освоения и природе Дальнего Востока,    

                                                    особенностях красоты родного края в произведении

                                                    Арсеньева, получают знания о творчестве писателя).

                                              б)   развивающая (развитие умений работать с

                                                    учебником, обобщать знания, полученные на уроках

                                                    литературы и экологии, находить ответы на вопросы,

                                                    реализует творческие способности).

                                           в)  воспитательная (привитие любви к родному краю,

                                                    гуманизма, патриотизма).

4.   Оборудование:       рисунки учеников к произведению «Дерсу Узала», словарь

                                       Даля, литературный текст, физическая карта России,  

                                       фотографии и рисунки растений и животных Дальнего

                                       Востока, портреты В.К.Арсеньева и Дерсу Узала, дневник

                                       наблюдений по произведению В.К.Арсеньева «Дерсу

                                       Узала», план и эпиграфы к уроку на доске, аудиокассета с

                                       записью «Вальс на сопках Маньчжурии», магнитофон,  

                                       поощрительные призы.

Ход урока:

  1. Оргмомент (запись числа, темы, оформление выставки).

                Сегодня на уроке вы должны реализовать свои творческие способности, проявить имеющиеся знания о родной природе, ощутить гордость за богатство и красоту Дальнего Востока. Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова:

                                                  Общеизвестно, что большой патриотизм начинается

                                                  с малого – с любви к тому месту, где живешь.

                                                                                                                              Л. Леонов.

        Познакомьтесь с планом нашего урока:

1.   Общие сведения об истории освоения и природе Дальнего Востока.

2.   Красота родного края в произведении В.К.Арсеньева.

3.   Закрепление изученного материала. (Викторина «Знатоки Дальнего Востока»).

  1. Изучение нового материала.

        

        Учитель литературы:   Восхищение, нежность, гордость и любовь к своей земле воспевает в стихотворении        П.Комаров «Приамурье». Давайте с вами послушаем стихотворение. (Ученик выразительно читает стихотворение П.Комарова «Приамурье»).

        Учитель экологии:   Дальний Восток – уникальный, своеобразный край. Его необжитые просторы и природные богатства влекли к себе французов, англичан, американцев.         Авторитетнейший французский мореплаватель Лаперуз, совершив путешествие к берегам Дальнего Востока, сообщил научному обществу – р. Амур

несудоходна.        В России сложилось мнение о бесперспективности освоения Дальнего Востока. Молодой моряк Г. Невельской на свой страх и риск совершил путешествие к устью р. Амур и доказал его судоходность, водрузил русский флаг на его берегах!        О своеволии офицера было доложено императору, на что тот ответил: «Там, где русский флаг поднят, опускаться он не должен».

        С середины 19 века началось освоение необъятных просторов востока. Его дикая природа влекла к себе людей одержимых, увлеченных жаждой странствий. Одним из них был Владимир Клавдиевич Арсеньев, назначенный начальником Владивостокской конно-охотничьей команды, которая представляла собой разведывательный отряд, обследовавший край и собиравший военно-географические сведения. Но он был не просто военным, а страстным природоведом, патриотом Дальнего Востока.

        Учитель литературы:   Давайте с вами перенесемся в Запорожскую Сечь. Когда мы изучали главного героя Тараса Бульбу, какую самую главную черту характера мы выделили у него? (Патриотизм). Арсеньев был не меньшим патриотом, хотя родился далеко отсюда. Послушаем его биографию, познакомимся с его судьбой и творчеством.

        Учащиеся:   Два ученика выступают с докладами о биографии и творчестве В.К. Арсеньева, в ходе рассказа об Арсеньеве ученики в классе делают записи в тетради.

        

        Учитель литературы:   Красоту природы Арсеньев воспел в следующих своих произведениях – «По Уссурийскому краю», «Встречи в тайге», «Дерсу Узала». Особую популярность В.К. Арсеньеву создала его книга «Дерсу Узала». После выхода в свет, эта книга сразу обратила на себя большое внимание, не только на Дальнем Востоке, но и далеко за его пределами. А.М. Горький высоко оценил произведение Арсеньева «Дерсу Узала»: «Я влечен и очарован ее изобразительной силой. Вам удалось объединить в себе         Брема и Фенимора Купера … Гольд описан Вами отлично, для меня он более живая фигура».

        Учитель экологии:   Если сейчас совершить путешествие по местам, описанным в произведениях В. Арсеньева, то заметишь, что многое утрачено. Вопрос учащимся: Изменение каких факторов среды (абиотических, биотических, антропогенных) привели к таким последствиям? (Ответы учащихся).

        В.К. Арсеньеву пришлось встретиться со множеством людей и, вероятно, не в одном из них разочароваться, прежде чем набрести на удивительного гольда, вселенскую душу Дерсу Узала. Он просвещенный, образованный человек, учился у туземца особой таежной этике, деликатности, бережному отношению ко всему живому. Дерсу Узала всю свою жизнь прожил в тайге, он был чужд тех пороков, которые присущи городской цивилизации. Выжить в девственных дебрях можно было только заботясь о ближнем, не беря лишнего от природы. Задание учащимся: Прослушайте отрывки из произведения (стр.387 – как Дерсу защитил ворону, стр.392 – забота Дерсу о мелком зверье). Ответьте на вопрос: Какие качества таежного охотника следует (хотелось бы) перенять, чтобы сохранить природу родного края? (Ответы учащихся). Записать вывод в тетрадь: Для сохранения удивительной, своеобразной природы Дальнего Востока необходимо:

1)  Бережно и экономно использовать природные ресурсы; 2) Восстанавливать и преумножать растительный и животный мир; 3) Воспитывать в себе чувство ответственности за состояние природы родного края.

        Учитель литературы: Владимир Арсеньев прекрасно описал яркую, дикую красоту Сихотэ-Алиня. Найдите в тексте наиболее запомнившиеся вам описания природы Дальнего Востока. Через несколько минут постарайтесь прочитать так, чтобы интонацией передать удивительную красоту природы родного края. Пока выполняете задание, для вас звучит «Вальс на сопках Маньчжурии», написанный в начале прошлого века. (Через 5 минут слушаем выразительное чтение отрывков о природе родного края).

  1. Обобщение знаний.

        

        Учитель литературы:  Предлагаю выбрать лучшую творческую работу и записать на жетоне фамилию одного из авторов. (Итоги конкурса на лучшую творческую работу подводятся в конце урока). Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете текст Арсеньева «Дерсу Узала». Итак, викторина «Знатоки Дальнего Востока». (По очереди задаются вопросы, на правильный ответ ученику выдается жетон).

  1. Найти на карте и показать местоположение залива Рында.(44 гр. 47 мин. с.ш., 13 гр. 22 мин. в.д.)
  2. Какое важное средство подсказал Арсеньеву Дерсу Узала, чтобы сохранить спички от сырости? (Спрятать в деревянную коробку с хорошо прижатой крышкой).
  3. С каким животным не выносит соседства косуля? (Изюбр).
  4. Какие подарки приготовил Арсеньев для туземных женщин и детей? (Бусы, пуговицы, шелковые нитки, зеркала, серьги, кольца, цепочки, брелки, перочинные ножи и т.д.).
  5. Где расположены горы Сихотэ-Алинь, какое море их омывает? (Юг Дальнего Востока, Японское море).
  6. Почему олений хвост ценят как гастрономическое лакомство? (Напоминает по вкусу не то мозги, не то печенку).
  7. Чем необычен Амагинский водопад? («Котел»).
  8. «Он мялся и не знал, что ответить. Я видел, что он находился в затруднительном положении и мысленно перебирал в памяти все известные ему русские слова. Что ты потерял? – переспросил я его вторично. – Грязную воду, - ответил он сконфуженно». Какой предмет Дерсу назвал «грязной водой»? (Чернила).
  9. Почему росомаха – вредное животное? (Агрессивный хищник).
  10. «Дерсу неожиданно стал все снимать. Арсеньев подумал, что он совсем сошел с ума». Почему Дерсу стал снимать с себя вещи? (Увидел женьшень).
  11. Чем опасны пески на границе суши и моря в устьях рек? (Зыбун).
  12. По какому поводу Узала подарил Арсеньеву 22 корня женьшеня? (На прощание, они расставались, т.к. экспедиция закончилась).
  13. Как медведь (по наблюдениям Арсеньева) добывает мед? (Заламывает липы).
  14. При сборах в экспедицию от чего совершенно отказались в хозяйственной части? И почему? (От медных чайников, носики отваливаются; заменили на алюминиевые котелки. Они прочны, легки, дешевы).
  15. Какая птица совершенно не боится человека? (Дикуша).
  16. Что подарил старик – китаец нашему герою? (Деревянный браслет, т.к. он приносит счастье).
  17. Какие растения произрастают в дебрях Уссурийской тайги? (Женьшень, дуб, лимонник, аралия, лиственница).
  18. Чтобы не потерять друг друга в пути, Дерсу поставил условный сигнал. Какой? (Взял палочку, застругал ее и воткнул в землю, рядом с ней воткнул прутик, согнул его и надломленный конец направил в ту сторону, куда надо идти).
  19. Названиями каких народов пользовался Арсеньев для описаний? (Запад – горст).
  20. Сказка о каком животном произвела на Дерсу Узала самое сильное впечатление? («Сказка о рыбаке и рыбке»).

        Учитель литературы:   При чтении нужно было выписать непонятные слова. С каким словарем вы работали? Почему? (В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», т.к. в словаре собраны диалектные слова). Что обозначают слова панцуй, саек, унты, кисет, ханяга, бредень, берданка? Многие эти слова исчезли из употребления, т.к. изменилась жизнь населения. (Панцуй – женьшень; бредень – вещь для ловли рыбы в реках; кисет – резиновая сумочка с затяжными завязками; берданка – оружие; ханяга – тень, душа; саек – годовалый телок; унты – туземная обувь).

        Учитель экологии подводит итоги викторины и творческих работ:

  1. Лучшая творческая работа;
  2. Самый внимательный читатель;
  3. Ценитель красоты слова.

4.   Домашнее задание:

  1. Параграф 15 (учебник экологии);
  2. Мини-сочинение:   а)   Современен ли Арсеньев сегодня?

                                  б)   Чем интересен для меня герой книги Арсеньева Дерсу

                                              Узала?

                                                                                                

        

        В.К. Арсеньев                                                        Дерсу Узала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Виртуальный тур по природе Дальнего Востока"

Урок проводится в 9 классе, при изучении природы Дальнего Востока...

Открытый урок литературы«От экологии природы к экологии души.»

Урок литературы Дагестана  в 10 классе."От экологии природы к экологии души» по произведениям дагестанской литературы" ....

Интегрированный урок литературы и экологии в 6-ом классе.

В последнее время все больше внимания уделяется экологическому образованию, так как  без него сложно решить важнейшие проблемы развития цивилизации.Представленный интегрированный урок с применени...

Презентация по теме: "Природа Дальнего Востока"

Презентация по теме: "Природа Дальнего Востока" на уроках географии в 9 классе...

Технологическая карта интегрированного урока литературы с технологией по теме "Мать рассказывает" (Рассказ из автобиографической повести эвенского писателя Н.С. Тарабукина)

Сценарий интегрированного урока по литературе и технологии для обучающихся 5 класса по рассказу "Мать рассказывает" из автобиографической повести "Мое детство"...