Программа производственного обучения по профессии "Столяр строительный"
рабочая программа по технологии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОМПЛЕКТ УЧЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ
ПО ПРОФЕССИИ «СТОЛЯР СТРОИТЕЛЬНЫЙ»
ИЗ ЧИСЛА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Москва 2004
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОМПЛЕКТ УЧЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ
ПО ПРОФЕССИИ «СТОЛЯР СТРОИТЕЛЬНЫЙ»
ИЗ ЧИСЛА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Допущено Министерством образования Рос-сийской Федерации в качестве учебно-прог-раммной документации для профессиональной подготовки рабочих
Протокол № 6 от « 25 » мая 2004 г.
Москва 2004
Комплект учебной документации для профессиональной подготовки рабочих по профессии «Столяр строительный» из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья подготовлен Г.С. Сорокиной, н.с. лаборатории подготовки рабочих на производстве ИРПО, В.А. Малышевой, зав. лабораторией подготовки рабочих на производстве ИРПО, Е.Д. Кошелевой, н.с. лаборатории подготовки рабочих на производстве ИРПО.
Научный консультант: Малышева В.А. – зав. лабораторией подготовки рабочих на производстве ИРПО, канд. пед. наук, доцент.
Рецензенты:
Н.Б. Жданов – старший методист учебно-методического кабинета Государственного федерального учреждения Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Г.Н. Клюев – заслуженный учитель РФ, преподаватель профцикла строительного профиля.
Учебная документация предназначена для подготовки рабочих по профессии «Столяр строительный» из числа выпускников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (для детей с умственной отсталостью).
© Сорокина Г.С., Малышева В.А., Шмельков С.В., Кабышева С.А., Колкова Т.Е., Кошелева Е.Д., Пахомова И.А., 2004.
Перепечатка только с разрешения ИРПО.
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с решением коллегии от 24.06.2003 г. № 10/2 «О совершенствовании профессионального образования инвалидов» Институту развития профессионального образования Минобразования России поручено разработать программы обучения в учреждениях начального профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья по строительным профессиям (штукатур, маляр, плотник).
Настоящий комплект учебной документации разработан в рамках Федеральной программы развития образования и предназначен для профессиональной подготовки рабочих по профессии «Столяр строительный» из числа выпускников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (для детей с умственной отсталостью).
Учебный план по профессии «Столяр строительный» составлен на основе Модели учебного плана для профессиональной подготовки лиц, не имеющих основного общего образования, разработанной учебно-методическим кабинетом Государственного Федерального учреждения Министерства труда и социального развития РФ в 2001 г. и согласованной с Управлением начального профессионального образования Минобразования России (4 января 2001 г.).
В сборник включены: квалификационная характеристика на 3-й разряд, примерный учебный и тематические планы по предметам «Основы трудового законодательства», «Этика и психология общения», «Охрана окружающей среды», «Экономика отрасли и предприятия», тематические и программы по предметам «Материаловедение», «Специальная технология» и производственному обучению для подготовки рабочих.
Квалификационные характеристики составлены в соответствии с действующим Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (выпуск 3 «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы», 1986 г.).
Продолжительность обучения 2 года, пятидневная учебная неделя.
Обучение подразделяется на два вида: обязательное обучение и факультативные предметы. В обязательное обучение входит общеобразовательная и профессиональная подготовка. Перечень факультативных предметов определяется образовательным учрежде
4
нием и они являются не только свободно выбираемыми, но и свободно посещаемыми.
Продолжительность учебного года 1 курса 52 недели и 2-го курса – 43 недели.
В тематические планы изучаемых предметов могут вноситься изменения и дополнения с учетом специфики отрасли в пределах часов, установленных учебным планом.
В процессе обучения особое внимание должно быть обращено на необходимость усвоения и выполнения требований безопасности труда.
К самостоятельному выполнению работ обучающиеся допускаются только после сдачи зачета по безопасности труда.
По завершению обучения обучающиеся должны самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные квалификационной характеристикой.
В конце обучения проводится экзамен по предмету «Специальная технология».
Профессиональная подготовка обучающихся завершается сдачей квалификационного экзамена, на проведение которого отводится 12 часов за счет производственного обучения.
Квалификационный экзамен проводится в установленном порядке квалификационной комиссией, создаваемой в соответствии с действующими нормативными актами.
Количество часов, отводимых на изучение отдельных тем программы, последовательность их изучения в случае необхо-димости разрешается изменять при условии, что программы будут выполнены полностью. Изменения по содержанию и об-щему количеству часов рассматриваются учебно-методичес-ким (педагогическим) советом образовательного учреждения и утверждаются его председателем.
При успешной сдаче экзаменов, обучающимся выдается свидетельство установленного образца и присваивается 3-й начальный разряд по изучаемой профессии.
5
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Профессия – столяр строительный
Квалификация – 3-й разряд
Столяр строительный 3-го разряда должен знать:
- основные свойства древесины;
- основные породы и пороки древесины;
- правила обращения с электрифицированным инструментом;
- виды и способы выполнения простых столярных работ;
- столярные соединения;
- технические условия на изготовление столярных изделий;
- способы приготовления столярного клея;
- правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности.
Столяр строительный 3-го разряда должен уметь:
- выполнять простые столярные работы;
- отбирать и сортировать пиломатериалы;
- заготавливать бруски для столярных изделий по размерам вручную с острожкой рубанком, продольной или поперечной распиловкой;
- обрабатывать древесину электрифицированным инструментом и вручную;
- изготавливать и устанавливать простые столярные изделия;
- выполнять правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.
6
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для профессиональной подготовки рабочих
по профессии «Столяр строительный»
из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья
Пятидневная рабочая неделя.
Срок обучения – 2 года.
Структура учебного года
Кол-во недель | ||
Курсы | ||
I | 2 | |
Продолжительность учебного года | 52 | 43 |
I полугодие | 17 | 17 |
Зимние каникулы | 2 | 2 |
II полугодие | 23 | 22 |
Экзамены | - | 1 |
Летние каникулы | 9 | - |
Праздничные дни | 1 | 1 |
7
Курсы, предметы | Экзамены по курсам | Общее кол-во часов | График изучения предметов | |||||
1 курс | 2 курс | |||||||
Полугодия | Полугодия | |||||||
1 | 2 | 1 | 2 | |||||
17н | 23н | 17н | 8н | 13н | 1н | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
А. Обязательное обучение | 2302 | |||||||
1. Общеобразова-тельная подго-товка | 196 | |||||||
1.1. Основы трудо-вого законода-тельства | 16 | - | - | - | 2 | - | - | |
1.2. Этика и пси-хология общения | 34 | - | - | 2 | - | - | - | |
1.3. Охрана окру-жающей среды | 16 | - | - | - | 2 | - | - | |
1.4. Физическая культура | 130 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - | |
2. Профессио-нальная подго-товка | 2106 | |||||||
2.1. Общетехниче-ский (общепро-фессиональный) курс | 73 | |||||||
2.1.1. Экономика отрасли и пред-приятия | 16 | - | - | - | 2 | - | - | |
2.1.2. Материаловедение | 57 | 2 | 1 | - | - | - | - | |
2.2. Специальный курс | 2033 |
8
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2.2.1. Специальная технология | 2 | 175 | 4 | 1 | 4 | 2 | - | - |
2.2.2. Производственное обучение | 1326 | 18 | 24 | 18 | 18 | - | 18 | |
2.2.3. Производственная практика | 390 | - | - | - | - | 30 | - | |
2.2.4. Групповые и индивидуальные консультации | 130 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - | |
2.2.5. Квалификационные экзамены | 12 | 12 | ||||||
Всего: | 2302 | 28 | 30 | 28 | 30 | 30 | 30 | |
Экзамен | 6 | |||||||
Б. Факультативные предметы | 130 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||
Всего (А+Б) | 2438 | 30 | 32 | 30 | 32 | 30 | 30 |
Факультативные предметы определяются ежегодно и утверждаются директором ПУ.
9
А. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
I. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
1.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по предмету «Основы трудового законодательства»
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Труд и трудовое право | 2 |
3 | Трудовой договор | 1 |
4 | Расторжение трудового договора по инициативе администрации | 1 |
5 | Рабочее время | 1 |
6 | Время на отдых | 1 |
7 | Заработная плата | 2 |
8 | Трудовая дисциплина | 1 |
9 | Охрана труда | 2 |
10 | Льготы для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением | 1 |
11 | Трудовые споры | 1 |
12 | Социальное страхование | 1 |
13 | Коллективный договор | 1 |
ИТОГО: | 16 |
1.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по предмету «Этика и психология общения»
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Психология общения | 16 |
3 | Этическая культура | 10 |
4 | Организационная культура | 6 |
ИТОГО: | 34 |
10
1.3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по предмету «Охрана окружающей среды»
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Общая экология | 6 |
3 | Социальная и прикладная экология | 4 |
4 | Природоохранная деятельность человека | 4 |
ИТОГО: | 16 |
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
2.1. ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИЙ
(ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ) КУРС
2.1.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по предмету «Экономика отрасли и предприятия»
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов |
1 | Экономика и ее роль в жизни общества | 3 |
2 | Производство – главное звено в экономике | 4 |
3 | Ресурсы и факторы производства | 2 |
4 | Цены, их виды и функции | 2 |
5 | Распределение доходов в обществе | 2 |
6 | Налоговая система | 2 |
7 | Банки и их роль в экономике | 1 |
ИТОГО: | 16 |
11
2.1.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА
предмета «Материаловедение»
Тематический план
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Строение дерева и древесины | 8 |
3 | Физические свойства древесины | 8 |
4 | Механические свойства древесины | 7 |
5 | Пороки древесины | 12 |
6 | Основные породы древесины | 10 |
7 | Клеи и отделочные материалы | 10 |
ИТОГО: | 57 |
П Р О Г Р А М М А
Тема 1. Введение
Значение и применение древесины в различных отраслях РФ.
Использование древесины в строительстве, машиностроении, судостроении, для изготовления мебели, художественных изделий, вагонов, спортивного инвентаря и т.д. Особенности древесины, достоинства и недостатки.
Перспективы дальнейшего применения древесины. Необходимость бережного и рационального ее использования. Комплексная переработка древесного сырья.
Применение других материалов и изделий.
Охрана лесных богатств (благоприятное влияние на климат, создание хороших условий труда и отдыха людей и др.).
Ознакомление с содержанием курса «Материаловедение».
12
Тема 2. Строение дерева и древесины
Строение дерева. Части растущего дерева: корни, ствол, крона; их назначение.
Разрезы древесины: радиальный, тангенциальный и поперечный (торцовый).
Строение ствола: кора, луб, камбий, заболонь, ядро и сердцевина. Годичные слои.
Макроскопическое и микроскопическое строение древесины. Заболонь и ядро, их определение. Ядровые и заболонные (безъядровые) древесные породы. Годичные слои, ранняя и поздняя древесины. Сердцевинные лучи; их виды, назначение и форма на разрезах.
Сосуды. Кольцесосудистые и рассеяннососудистые древесные породы.
Смоляные ходы в древесине разных пород, их строение и значение.
Общие сведения о клеточном строении древесины: виды клеток древесины; ткани древесины.
Лабораторно-практическая работа
Изучение макро- и микростроения древесины различных древесных пород по образцам.
Тема 3. Физические свойства древесины
Понятие о физических свойствах древесины
Свойства, определяющие внешний вид древесины: цвет, блеск, текстура, запах и характерные показатели микроструктуры.
Влажность древесины и свойства, связанные с ее изменением. Влажность древесины и ее виды. Степени влажности древесины: мокрая, свежесрубленная, воздушно-сухая, комнатно-сухая и абсолютно сухая. Определение влажности древесины.
13
Усушка и ее виды.
Внутренние напряжения, растрескивание и коробление; сущность этих явлений.
Плотность древесины и ее определение. Зависимость плотности от пористости, влажности. Связь между плотностью и прочностью древесины. Практическое значение плотности древесины.
Теплопроводность, звукопроводность и электропроводность древесины.
Тема 4. Механические свойства древесины
Понятие о механических свойствах древесины: механические свойства: прочность, твердость, деформативность, ударная вязкость.
Прочность древесины. Зависимость прочности древесины от различных факторов Основные виды действия сил: растяжение, сжатие, изгиб, скалывание.
Пределы прочности древесины при растяжении, сжатии, статическом изгибе, при сдвиге.
Технологические свойства древесины. Твердость древесины и ее значение при обработке режущими инструментами.
Способность древесины удерживать металлические крепления, к гнутью, к раскалыванию. Износостойкость древесины.
Тема 5. Пороки древесины
Понятие, деление на группы, виды и разновидности.
Сучки трещины. Сучки, их виды, формы. Виды сучков по положению в сортименте, по взаимному расположению, другим признакам.
Влияние сучков на качество пиломатериалов. Измерение сучков.
14
Разновидности трещин: метиковые, морозные, усушки, отлупные. Влияние на качество лесоматериалов и пилопродукции. Измерение трещин.
Пороки формы ствола и строения древесины. Характеристики пороков формы ствола: сбежистостъ, закомелистость, наросты, овальность, кривизна.
Пороки строения древесины: наклон волокон, крень, свилеватость, завиток, глазки, смоляной кармашек, сердцевина, двойная сердцевина, смещенная сердцевина, пасынок, сухобокость, прорость, рак, засмолок, лежное ядро, пятнистость, прожилки, внутренняя заболонь, водослой; их характеристика.
Грибные поражения древесины, гнили. Поражения древесины грибами. Влияние температуры и влажности на развитие дереворазрушающих грибов. Грибные поражения: грибные ядровые пятна (полосы) плесень, заболонные грибные окраски, синева, цветные заболонные пятна, побурение древесины.
Виды гнили: ядровая, пестрая ситовая, заболонная и др. Влияние гнили на механическую прочность древесины.
Биологические и химические повреждения; механические повреждения и дефекты обработки; покоробленность. Химические окраски. Биологические повреждения: червоточина. повреждение древесины паразитными растениями и птицами.
Инородные включения, механические повреждения (обдир коры, заруб, запил, скол и др.) и дефекты обработки (вырыв, риски, волнистость, ворсистость, задиры и выщербины и др.).
Покоробленность, ее виды и влияние на качество пилопродукции и использование.
Лабораторно-практическая работа
Изучение пороков древесины по альбомам и образцам в натуре. Измерение пороков древесины.
15
Тема 6. Основные породы древесины
Группы древесных пород, их характеристики.
Основные хвойные породы: сосна, ель, пихта, лиственница, кедр.
Основные макроскопические признаки для определения хвойных пород. Характеристика хвойных пород.
Основные лиственные и иноземные породы. Лиственные кольцесосудистые породы: дуб, ясень, вяз, ильм, карагач, их характеристика и промышленное применение.
Лиственные рассеянно-сосудистые породы: береза, осина, липа, бук, орех, граб, клен и др. Их особенности и применение.
Основные макроскопические признаки для определения лиственных пород.
Лабораторно-практическая работа
Определение основных пород по образцам древесины, имеющей промышленное значение и применяемой в столярных работах.
Тема 7. Клеи и отделочные материалы
Понятия, назначение, виды клеевых соединений и отделочных покрытий.
Виды, состав и основные свойства клеев. Общие сведения о клеях, их виды, состав, основные свойства и классификация (органические и синтетические). Свойства клеев.
Клей органического происхождения: глютиновые и казеиновые. Глютиновые клеи их основные свойства, качество и сортность согласно ГОСТа. Способы приготовления, использования и правила хранения указанных клеев.
16
2.2. СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА
предмета «Специальная технология»
Тематический план
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Гигиена труда, производственная санитария и профилактика травматизма | 4 |
3 | Охрана труда, электробезопасность и пожарная безопасность на предприятии | 6 |
4 | Общие сведения о зданиях и сооружениях, производстве строительных работ | 4 |
5 | Основные операции по обработке древесины | 63 |
6 | Столярные соединения | 6 |
7 | Конструкции простых столярных изделий | 6 |
ИТОГО за I курс | 91 | |
8 | Основные деревообрабатывающие станки | 10 |
9 | Технология изготовления простых столярных изделий | 58 |
10 | Установка столярных изделий на объектах строительства | 16 |
ИТОГО за II курс | 84 | |
ВСЕГО за курс обучения | 175 |
П Р О Г Р А М М А
Тема 1. Введение
Значение строительной отрасли в экономике РФ. Перспектива развития капитального строительства. Научно-технический прогресс в отрасли, его приоритетное направление.
17
Применение современных технологий при строительстве гражданских, промышленных и сельскохозяйственных зданий.
Роль профессионального мастерства рабочего в обеспечении высокого качества выполняемых работ.
Ознакомление с квалификационной характеристикой столяра и программой предмета «Специальная технология».
Тема 2. Гигиена труда, производственная санитария
и профилактика травматизма
Задачи гигиены труда и производственной санитарии и их связь с технологией производства. Понятие об утомляемости. Значение рационального режима труда и отдыха. Значение правильной рабочей позы. Режим рабочего дня, гигиенические требования к рабочей одежде, уход за ней и правила ее хранения.
Санитарные требования к рабочим помещениям. Значение правильного освещения помещения и рабочих мест; требования к освещению. Необходимость вентиляции производственных помещений. Виды вентиляции.
Основные вредные производственные факторы и меры борьбы с ними. Работа в холодное время года на открытом воздухе. Работа в помещениях с повышенной температурой, в запыленной и загазованной воздушной среде.
Воздействие вибрации и шума на организм человека.
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при механических травмах, электротравмах, отравлениях, обмораживании, обмороках, тепловых ударах, травмировании глаз. Правила и приемы транспортировки пострадавших.
Порядок сообщения о происшедшем несчастном случае.
18
Тема 3. Охрана труда, электробезопасность и
пожарная безопасность на предприятии
Требования безопасности труда. Основы законодательства о труде. Правила и нормативные документы по безопасности труда. Органы надзора за охраной труда. Изучение инструкций по безопасности труда. Правила поведения на территории и в цехах предприятия.
Основные причины травматизма на производстве. Меры безопасности при работе столяра строительного.
Порядок допуска рабочих к работе на высоте. Меры безопасности при работе на высоте. Правила безопасности при разборке временных зданий и сооружений и спуске лесоматериалов с высоты.
Особенности столярных работ в зимних условиях.
Электробезопасноть. Действие электрического тока на организм человека и виды поражения электрическим током. Защита от прикосновения к токоведущим частям. Первая помощь при поражении электрическим током.
Пожарная безопасность. Основные причины пожаров в цехах и на территории. Противопожарные мероприятия. Пожарные посты, пожарная охрана, приборы и сигнализация. Противопожарные средства. Правила поведения в огнеопасных местах и при пожарах.
Тема 4. Общие сведения о зданиях и сооружениях,
производстве строительных работ
Понятие о зданиях и сооружениях. Классификация зданий по различным признакам.
Требования, предъявляемые к зданиям. Основные конструктивные элементы зданий. Архитектурно-конструктивные элементы зданий.
19
Основные сведения об общестроительных работах, их виды, последовательность выполнения. Общие сведения о деревянных конструкциях, способы их изготовления и монтажа.
Техническая документация на производство строительных работ.
Тема 5. Основные операции по обработке древесины
Рабочее место столяра. Столярный верстак, его устройство. Приспособления для работы на верстаке.
Основы резания древесины. Резание как основной способ обработки древесины. Углы резания. Случаи резания древесины: в торец, вдоль и поперек волокон. Зависимость усилий резания от его направления, направление волокон древесины.
Разметка, роль и назначение разметки. Разметочные и измерительные инструменты. Приемы разметки по чертежам. Разметка по образцу и шаблону.
Пиление древесины ручными пилами. Виды, конструкции и назначение ручных пил. Форма зубьев для продольного и поперечного пиления. Назначение и величина развода зубьев. Инструменты, применяемые для разводки и заточки пил. Разметка материалов для пиления. Подготовка ручных пил к работе. Приемы работы ручными пилами. Меры безопасности при работе ручными пилами.
Механическое пиление древесины. Применение, устройства дисковых электрических пил. Правила безопасности при работе с ручными электрическими пилами. Контроль качества пиления древесины.
Строгание древесины. Назначение и виды строгания. Инструменты для строгания, устройство инструментов. Подготовка инструментов к работе. Приемы строгания брусков (досок). Контроль качества строгания. Правила безопасности при строгании, устройство электрифицированного рубанка.
20
Долбление, резание стамеской. Долбление древесины и древесных материалов. Применяемые ручные инструменты и приспособления. Заточка и правка долот и стамесок. Разметка, гнезд. Порядок и приемы долбления глухих и сквозных гнезд. Резание стамеской по разметке. Контроль качества долбления гнезд и резания стамеской. Меры безопасности при работе с ручными инструментами. Механизированное долбление. Устройство электродолбежника. Требования безопасности при работе с электродолбежником.
Сверление древесины. Назначение сверления. Применяемые ручные инструменты. Приемы сверления по разметке, меры безопасности. Механизированное сверление древесины. Подготовка к работе. Требования безопасности.
Лабораторно-практическая работа
1. Изучение типов резцов.
2. Определение формы зубьев пил, их назначение. Определение дефектов пиления, строгания, долбления, сверления древесины.
Тема 6. Столярные соединения
Виды столярных соединений.
Конструктивные части и элементы столярных соединений. Понятие о детали, узле, группе. Брусок, рамка, щит, коробка. Элементы доски (бруска): пласт, кромка, торец, ребро.
Способы соединения деревянных соединений: наращивание, сращивание, сплачивание, пересечение, примыкание, образование углов.
Назначение и виды каждого способа соединения. Выработка шипов и проушин.
Соединения на клею. Требования к клеям. Подготовка элементов к склеиванию. Порядок и правила склеивания, способы запрессовки деталей.
21
Режим выдержки склеенных элементов.
Приспособления для склеивания и запрессовки столярных изделий. Дефекты при склеивании и меры их предупреждения.
Лабораторно-практическая работа
Вычерчивание соединений, применяемых в столярно-строительных изделиях.
Тема 7. Конструкции простых столярных изделий
Современные требования к столярным изделиям.
Столярные тяги. Виды и назначение. Конструкция накладных оконных и дверных приборов, плинтусов, карнизов, прямолинейных поручней простого профиля и т.д.
Тема 8. Деревообрабатывающие станки
Виды и назначение оборудования. Станки общего назначения. Специализированное оборудование. Разделение оборудования по степени механизации.
Конструктивные элементы деревообрабатывающих станков (главные и вспомогательные органы, станины, столы, механизмы резания, механизмы подачи, двигательные механизмы, механизмы управления).
Ознакомление с устройством и принципом работы деревообрабатывающих станков различного назначения (станки для деления древесины, обработки поверхности детали, глубиной обработки).
Механизация процессов производства. Технические характеристики оборудования общего назначения. Безопасность труда при работе на деревообрабатывающих станках.
22
Тема 9. Технология изготовления простых
столярных изделий
Изготовление простых столярных тяг вручную и с применением механизированного инструмента.
Основные стадии технологического процесса изготовления столярных изделий: раскрой материала, сушка, придание деталям правильной формы, окончательная обработка детали, предварительная сборка узлов, сборка изделий на клею и отделка изделий.
Изготовление фрезерованных деталей: плинтусов, наличников, поручней, подоконных досок и др.
Зачистка деталей после механической обработки. Организация рабочего места и безопасность труда при изготовлении столярно-строительных изделий.
Тема 10. Установка столярных изделий
на объектах строительства
Приемка и складирование столярных изделий в строительстве.
Заготовка элементов поручней. Установка поручней на место с креплением их шурупами.
Пристрожка элементов заполнения проемов. Разметка мест пристрожки. Установка накладных оконных и дверных приборов.
Установка плинтусов, карнизов и др.
Постановка уплотнительных прокладок (шнура) в спаренных переплетах.
Организация рабочего места и безопасность труда при установке столярно-строительных изделий по месту.
23
2.2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Тематический план
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 |
I КУРС | ||
I полугодие | ||
1 | Вводное занятие | 6 |
2 | Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских | 12 |
3 | Экскурсия на деревообрабатывающее предприятие (строительный объект) | 12 |
4 | Разметка измерительными инструментами и контроль точности обработки древесины | 48 |
5 | Пиление древесины | 120 |
6 | Строгание древесины | 96 |
Проверочные работы | 12 | |
ИТОГО за I полугодие: | 306 | |
II полугодие | ||
7 | Сверление древесины | 120 |
8 | Долбление древесины | 120 |
9 | Резание стаместкой | 120 |
10 | Изготовление столярных соединений | 120 |
11 | Заделка дефектных мест древесины. Отделка древесины | 60 |
Проверочные работы | 12 | |
ИТОГО за II полугодие: | 552 | |
ВСЕГО за I курс: | 858 |
24
1 | 2 | 3 |
II КУРС | ||
I полугодие | ||
12 | Изготовление прямолинейных заготовок столярных изделий с применением механизированного инструмента или вручную | 120 |
13 | Изготовление фрезерованных деталей на станке | 90 |
14 | Установка прямолинейных столярных тяг, прямолинейных поручней | 84 |
Проверочные работы | 12 | |
ИТОГО за I полугодие: | 306 | |
15 | Выполнение комплексных работ | 144 |
16 | Предвыпускная производственная практика на рабочих местах | 390 |
Квалификационные экзамены | 12 | |
ИТОГО за II полугодие: | 546 | |
ВСЕГО за II курс: | 852 | |
ВСЕГО за курс обучения | 1710 |
П Р О Г Р А М М А
Тема 1. Вводное занятие
Содержание труда, этапы профессионального роста и трудового становления рабочего. Базовое предприятие училища, его трудовые традиции, передовики и новаторы производства; выпускники училища. Продукция, выпускаемая училищем. Форма участия учащихся в производственной деятельности. Ознакомление учащихся с учебной мастерской, расстановка по рабочим местам, ознакомление с порядком получения и сдачи инструмента и приспособлений. Ознакомление с режимом работы, формами организации труда и правил внутреннего распорядка в учебных мастерских.
25
Тема 2. Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских
Причины травматизма, виды травм, меры предупреждения травматизма. Основные правила и инструкции по безопасности труда. Основные правила электробезопасности. Причины пожаров, меры предупреждения пожаров. Отключение электросети. Правила поведения учащихся при пожаре. Порядок вызова пожарной команды. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Устройство и применение огнетушителей, пожарных кранов. Средства тушения пожара в учебной мастерской и помещениях училища.
Тема 3. Экскурсия на деревообрабатывающее предприятие (строительный объект)
Осмотр деревянных конструкций и деталей, выпускаемых на производстве. Ознакомление со способами сборки и установки деревянных конструкций, их готовых элементов и деталей, с рабочими местами, режимом работы, правилами безопасности труда и внутреннего распорядка. Ознакомление с бригадными формами организации труда. Учебно-воспита-тельные задачи экскурсии. Продукция, выпускаемая предприя-тием, контроль качества. Ознакомление со структурой и основным технологическим оборудованием предприятия, с производственным планом, с планом социального развития, системой переподготовки рабочих кадров.
Тема 4. Разметка измерительными инструментами и контроль точности обработки древесины
Инструктаж по организации рабочего места и безопасности труда при разметочных работах. Наглядное изучение инструментов для разметки, разметка каждым инструментом. Ознакомление с приборами контроля, правила работы, использование каждого прибора контроля.
26
Тема 5. Пиление древесины
Инструктаж по организации рабочего места и безопасности труда при пилении. Ознакомление с инструментами и правилами разметки при распиливании досок, брусков, ножовками и лучковыми пилами для поперечного и продольного пиления древесины; с формой и углами зуба, с заточкой и разводом пил; с приемами работ и приспособлениями. Разметка досок для поперечного и продольного пиления. Развод зубьев и их заточка вручную. Разметка и раскрой фанеры и плит с помощью ножовки.
Тема 6. Строгание древесины
Инструктаж по организации рабочего места и безопасности труда при строгании. Ознакомление с ручными инструментами для строгания древесины, с инструментами для профильного строгания, с приемами работы. Строгание брусков и досок шерхебелем, рубанком и фуганком с проверкой правильности строгания поверхности Строгание брусков под угольник и рейсмус. Торцевание досок и брусков с проверкой угольником. Строгание профилированных изделий – снятие фасок, отборка фальца, четверти, строгание паза, галтели, калевка. Заточка ножей, для рубанков и фуганков. Проверка качества заточки ножей. Виды брака при строгании и меры по его устранению.
Проверочные работы
Тема 7. Сверление древесины
Инструктаж по организации рабочего места и безопасности труда при сверлении. Ознакомление с инструментами, применяемыми при сверлении и приемами работы с ними. Разметка для сверления отверстий, перпендикулярных и наклонных к детали. Заточка различных сверл, долот, стамесок. Проверка качеств заточки. Резание стамеской вдоль, поперек и в торец. Снятие фасок стамесками. Вырезание канавок.
27
Тема 8. Долбление древесины
Инструктаж по организации рабочего места и безопасности труда при долблении древесины. Наглядное изучение инструментов для долбления (долото, стамеска узкая, широкая). Подготовка заготовок. Разметка и долбление сквозных и несквозных гнезд. Долбление долотом. Заточка инструмента и его проверка.
Тема 9. Резание стаместкой
Инструктаж по организации рабочего места и безопасности труда при резании стамеской. Заточка инструмента, проверка качества заточки. Разметка. Резание стамеской вдоль, поперек, волоком и в торец. Снятие фасок стамесками, вырезание канавок. Правила работы.
Тема 10. Изготовление столярных соединений
Инструктаж по организации рабочего места и безопасности труда при изготовлении столярных соединений. Столярные соединения угловые. Соединения концевые на одинарный и двойной шип (УК-1, УК-2). Соединения серединные: на шип одинарный несквозной (УС-1) и сквозной (УС-1, УС-3), в паз и гребень (УС-5). Соединения ящичные на шип прямой открытый (УЯ-1). Разметка столярных соединений. Запиливание шипов и проушин. Выдалбливание проушин, гнезд. Подгонка, соединение, сборка без клея и зачистка. Заготовка и соединение элементов наращиванием, сращиванием и угловыми концевыми соединениями. Контроль качества выполняемых работ.
Тема 11. Заделка дефектных мест древесины.
Отделка древесины
Инструктаж по организации рабочего места и технике безопасности при работе с клеями, мастиками, шпатлевками. Заделка дефектных мест (сучков, трещин, сколов, выбоин), высверливание, шпаклевание. Работа с клеем и опилками. За-
28
делка с помощью вставок, шпонок, качелей. Грунтование. Ошкуривание.
Проверочные работы
Тема 12. Изготовление прямолинейных заготовок столярных изделий с применением механизированного инструмента или вручную
Инструктаж по организации рабочего места и безопасности труда при изготовлении заготовок для простых столярных изделий.
Заготовка деталей для плинтусов, поручней, портретных рамок, вешалок для одежды, подрамников для стендов и др.
Тема 13. Изготовление фрезерованных деталей на станке
Инструктаж по организации рабочего места и безопасности труда при изготовлении деревянных фрезерованных деталей. Изготовление прямолинейных фрезерованных деталей на станках. Изготовление наличников, раскладок и др. из древесины хвойных и лиственных пород. Вырезка сучков и их заделка. Самоконтроль качества изготовления деревянных фрезерованных деталей.
Тема 14. Установка прямолинейных столярных тяг, прямолинейных поручней
Инструктаж по организации рабочего места и безопасности труда при установке простых прямолинейных тяг.
Установка накладных и дверных приборов с пригонкой по месту. Установка прямолинейных поручней и т.д.
Постановка уплотнительного шнура в спаренных переплетах.
Проверочные работы
Тема 15. Выполнение комплексных работ
Инструктаж по организации рабочего места и безопасности труда при изготовлении простых столярных изделий.
29
Ознакомление учащихся с чертежами и технологией изготовления ящиков для переноса мусора, хранения столярного инструмента, вешалок для одежды, подрамников для стендов, портретных рамок, наличников на оконный блок, прямолинейных поручней, скамейки. Изготовление строительного инвентаря – носилок, штакетника и др. Самоконтроль качества при изготовлении изделий.
Тема 16. Предвыпускная производственная практика
на рабочих местах
Желательное проведение практики на одном из предприятий.
Инструктаж по технике безопасности проводится на каждом рабочем месте предприятия, практики.
Отработка комплекса работ по изготовлению вручную и установке прямолинейных столярных тяг, прямолинейных поручней простого профиля:
- по изготовлению прямолинейных заготовок столярных изделий с применением механизированного инструмента или вручную;
- по зачистке деталей после механической обработки;
- по установке накладных оконных и дверных приборов с пригонкой по месту;
- по постановке уплотнительного шнура в спаренных переплетах;
- по вырезке сучьев и засмолов.
Примечание. Детальная программа предвыпускной производственной практики, учитывающая конкретное условие базового предприятия и специализацию учащихся, овладение учащимися современной техникой и технологиями, приемами и способами работы, разрабатывается в училище с участием предприятия, рассматривается методической комиссией и утверждается руководством училища.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ
30
ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
Экзаменационные билеты являются примерными, их содержание при необходимости может корректироваться преподавателем образовательного учреждения, рассматриваться методической комиссией и утверждаться директором образовательного учреждения.
Билет № 1
- Строение дерева и древесины.
- Основные стадии технологического процесса изготовления столярных изделий.
- Требования безопасности к содержанию рабочего места.
Билет № 2
- Физические свойства древесины.
- Технология пиления древесины. Приемы пиления древесины ручными пилами. Виды, конструкции и назначение ручных пил.
- Основные требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.
Билет № 3
- Механические свойства древесины.
- Разметка, роль и назначение разметки. Разметочные и измерительные инструменты.
- Вредное воздействие вибрации и шума на организм человека.
Билет № 4
- Ручные и электрифицированные рубанки: устройство, правила и приемы строгания досок и брусков.
- Карты трудовых процессов и технологические карты на изготовление карнизов.
31
- Значение оградительной техники, предохранительных устройств и приспособлений, надписей; правила пользования ими.
Билет № 5
- Пороки древесины: виды и разновидности.
- Технология изготовления прямолинейных поручней.
- Санитарные требования к рабочим помещениям.
Билет № 6
- Основные породы древесины: группы и характеристики основных пород.
- Технология изготовления наличников ручным и электрифицированным инструментами.
- Правила пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ.
Билет № 7
- Клеи: виды, составы и основные свойства. Способы приготовления, использования и правила хранения.
- Технология изготовления плинтусов на фрезерном станке.
- Значение рационального режима труда и отдыха. Значение правильной позы.
Билет № 8
- Ручные электрифицированные пилы и простые пильные станки: устройство, правила и приемы пиления древесины на них.
- Соединения на клею. Порядок и правила склеивания.
- Гигиенические требования к рабочей одежде, уход за ней и правила ее хранения.
32
Билет № 9
- Ручные электродрели: устройство, правила и приемы работы на них.
- Технологический процесс изготовления клееных элементов.
- Рабочее место столяра.
Билет № 10
- Устройство электродолбежника, правила и приемы работы на нем.
- Приемы сверления древесины вручную.
- Правила пуска и остановки станка.
Билет № 11
- Устройство электродрели, правила и приемы работы электродрелью. Дефекты при сверлении древесины.
- Технологический процесс фрезерования заготовок.
- Личная гигиена рабочего.
Билет № 12
- Инструменты для ручного строгания: виды, конструкция и назначение. Электрическое точило: конструкция и назначение.
- Технология заточки ножей для рубанков и фуганков. Наладка рубанка и фуганка.
- Меры оказания первой помощи при несчастных случаях.
Билет № 13
- Инструменты для ручного долбления: виды, конструкция и назначение.
- Технология долбления гнезд ручными долотами.
33
- Основные задачи охраны труда и техники безопасности на строительства.
Билет № 14
- Фрезерные станки: виды, конструкция, назначение.
- Технология заделки сучков, трещин вручную и на станках.
- Правила безопасности при работе столяра на деревообрабатывающих станках.
Билет № 15
- Деревообрабатывающие станки для раскроя древесины: виды, назначение.
- Столярные соединения: назначение, виды и способы соединения.
- Спецодежда, спецобувь, нормы их выдачи и правила пользования ими.
34
Л И Т Е Р А Т У Р А
Крейндмен Л.Н. Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы. – М.: ИРПО, Изд. центр «Академия», 1999.
Амалицкий В.В. Деревообрабатывающие станки и инструменты. – М.: ИРПО, Изд. центр «Академия», 2002.
Бобиков П.Д. Изготовление столярно-мебельных изделий. – М.: ИРПО, Изд. центр «Академия», 2002.
Обливин В.Н. Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях. М.: ИРПО, Изд. центр «Академия», 2002.
Степанов Б.А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева. М.: ИРПО, Изд. центр «Академия», 2002.
Голицин А,Н. Основы промышленной экологии. – М.: ИРПО, Изд. центр «Академия», 2002.
35
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Стр. | |
Пояснительная записка ………………………………... | 3 |
Квалификационная характеристика ………………….. | 5 |
Примерный учебный план для профессиональной подготовки рабочих по профессии «Столяр строительный» на 3-й разряд ………………………………... | 6 |
Тематический план «Основы трудового законодательства» ………………………………………………... | 9 |
Тематический план «Этика и технология общения» | 9 |
Тематический план «Охрана окружающей среды» ….. | 10 |
Тематический план «Экономика отрасли и предприятия» …………………………………………………….. | 10 |
Тематический план и программа предмета «Материаловедение» ……………………………………………… | 11 |
Тематический план и программа предмета «Специальная технология» …………………………………….. | 16 |
Тематический план и программа производственного обучения ………………………………………………... | 23 |
Примерные экзаменационные билеты ………………... | 30 |
Литература ……………………………………………… | 34 |
Сорокина Галина Сергеевна
Малышева Валентина Александровна
Кошелева Екатерина Дмитриевна
Сборник учебных планов и программ для профессиональной подготовки рабочих по профессии «Столяр строительный» из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Ответственный за выпуск В.А. Малышева
Компьютерная верстка Е.Д. Кошелева
Отзывы и предложения просим направлять по адресу: 125319, Москва, ул. Черняховского, 9, Институт развития профессионального образования, лаборатория подготовки рабочих на производстве, телефон: 152-63-01.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа производственного обучения по профессии "Автомеханик"
Новая группа, которая поступила к нам в училище в 2011 году , обучается по новым стандартам.Поэтому методическая разработка Рабочаей программы была сделана с учетом изменений....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЯ: 190631.01 «АВТОМЕХАНИК»
Новая группа, которая поступила к нам в училище в 2011 году , обучается по новым стандартам.Поэтому методическая разработка Рабочаей программы была сделана с учетом изменений.. Содерж...
Программа производственного обучения
В редакции от 2013 года...
Рабочая программа производственного обучения 3 курс по профессии "Тракторист-машинист с/х производства"
Программа производственного обучения включает в себя разделы: ремонтные работы, индивидуальное вождение, подготовка к работе машинно-тракторных агрегатов (МТА) к работе....
Рабочая программа производственного обучения по профессии "Повар, кондитер"
Рабочая программа производственной практики (далее - рабочая программа) разработана на основе рабочих программ профессиональных модулей по данной профессии, для освоения ...
Программа производственного обучения по профессии "Кондитер" срок обучения 10 месяцев
Программа предназначена для проведения производственного обучения по профессии "Кондитер" в коррекционной группе....
Комплект учебных программ и программы производственного обучения по профессии «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию» (ТХО), 2009
Комплект учебных программ и программы производственного обучения по профессии «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию» (ТХО), 2009, Написано было давно, есть огрехи в оформ...