Методическая разработка программы по технологии для 7 класса с региональным компонентом
календарно-тематическое планирование по технологии (7 класс) на тему
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tekhnologii_7kl._2013_.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 20»
Согласовано_________ Заместитель директора по УВР Н.В. Юрченкова | Принято на Педагогическом совете. Протокол №_1__ «30» августа 2012 г. Утверждаю_____________ Директор МБОУ Лицея № 20 И.Г. Бозина |
Рабочая программа Технология
для мальчиков
Разработана Макаровым С.А., учителем технологии Лицея № 20
Для 7 класса
Количество часов в учебном году 70; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков 7, из них 3 контрольных работы, 1 зачёт, 3 теста.
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии. Сборник нормативных документов. Технология /Составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев – М.: Дрофа, 2008. программы по технологии для общеобразовательных учреждений: Технология. 5-11кл. /Сост. Ю. Л.. Хотунцев, В. Д. Симоненко М.: Просвещение, 2008.
Учебник: Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Самородский П.С. Технология 7 кл. (для мальчиков) / Под ред. В. Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2011.
Дополнительная литература для учащихся Учеб. для 5- 9 кл. /Карабанов И. А. Технология обработки древесины - М.: Просвещение, 2011.
г. Междуреченск, 2012 г.
Содержание:
1. Пояснительная записка…………………………………………….
2. Содержание обучения………………………………………………
3. Требования к уровню подготовки учащихся………………………
4.Календарно-тематическое планирование…………………………….
5.Список литературы………………………………………………….
Пояснительная записка
Предмет «Технология» включает разделы, охватывающие основы наиболее распространенных и перспективных технологий, позволяет учащимся
приобрести обще трудовые и, в некоторой мере, специальные знания и
умения, обеспечить интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие школьников и помочь им в адаптации к современным социально-экономическим условиям. Данная программа разработана на основе примерной государственной программы среднего общего образования по технологии, в которой полностью реализуется федеральный компонент государственного стандарта с учетом региональных особенностей.
Цель курса: Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности.
Задачи:
1.Сформировать политехнические знания об основных распространенных
и перспективных технологиях и систему умственных, сенсорных и
физических действий.
2.Привить первоначальные жизненно необходимые знания и умения вести домашнее хозяйство и экономику семьи.
3.Ознакомление с основами современного производства и сферы услуг,
обеспечить профессиональное определение учащихся.
4.Развивать самостоятельность и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.
5.Осуществлять воспитание трудолюбия, предприимчивость коллективизма, человечности, обязательности, честности, ответственности, культуры поведения и бесконфликтного общения.
6.Использовать в качестве объектов труда потребительские изделия и оформлять их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства.
Приметная направленность обучения - учить качественному труду по созданию потребительской продукции и услуг в виде проектов от имени до её воплощения с учетом требований дизайна, экономика и экологии.
Содержание обучения
Структура курса
Вариант 1: «Технология» с преобладанием разделов «Технология обработки конструкционных материалов».
В данную программу входят разделы:
- элементы машиноведения,
- технология обработки металла,
- технология обработки древесины,
- художественная обработка материалов,
- проект.
Технология обработки древесины.
Технология токарной обработки древесины
Организация рабочего места и правила безопасности труда при работе на токарном станке по дереву. Условия и способы получения сложных форм поверхностей деталей. Приемы обработки конических и фасонных поверхностей. Контроль формы обрабатываемых поверхностей шаблонами.
Способы закрепления заготовок и обработки торцевых поверхностей и отверстий у деталей типа «тарелка» и т. п.
Практические работы
Чтение чертежей и составление эскизов деталей с конической и фасонной поверхностями. Простановка размеров с учетом базовых поверхностей.
Выбор заготовок и технологическое планирование работы.
Вытачивание деталей, имеющих наружные и внутренние торцевые, конические и фасонные поверхности. Отделка деталей. Контроль качества изделий.
Примерный перечень изделий
Рукоятки для инструментов, шахматы и шашки (увеличенных размеров), сувениры, игры (кегли и др.), ручки для дверей и мебели, подсвечники и др.
Разработка конструкции изделия и технологии изготовления его деталей
Понятие о технологии как науке о преобразовании окружающей среды, материалов, энергии и информации. Методы и орудия этого преобразования — технологические процессы и техника.
Механические технологии (обработка материалов резанием).
Малоотходные и безотходные деформационно-термические методы формообразования и порошковая металлургия.
Исходные данные для разработки технологических процессов. Их общие признаки и частные отличия. Способы повышения производительности труда (конструкторский, технологический и организационный). Основные правила разработки технологических процессов.
Свойства древесины. Понятие о влажности древесины. Способы сушки древесины. Подбор материалов для изделия по прочности, износоустойчивости, фактуре, текстуре.
Практические работы
Анализ задания и условий его выполнения. Составление технологической карты. Выбор-формы и размеров заготовки; технологической схемы обработки отдельных поверхностей по справочным таблицам; способов обработки, инструментов, последовательности обработки деталей. Обсуждение разработанной технологии.
Изготовление деталей изделия из древесины с элементами художественной отделки
Практическая проверка разработанной технологии в процессе изготовления деталей (изделий) из древесины с применением ручных деревообрабатывающих инструментов. Художественная отделка некоторых поверхностей деталей геометрической резьбой, выжиганием с учетом региональных особенностей.
Сборка изделия и его отделка
Конструктивные элементы (скругления, конические и фасонные поверхности и др.) деталей и изделий. Выбор технических форм в соответствии с принципами конструирования и их
значением. Общность в конструкциях изготавливаемых изделий и деталей: технические и геометрические формы, типовые детали и соединения.
Приемы работы при сборке из древесины с применением различных деталей.
Сборка изделия из отдельных ее элементов (деталей) с использованием различных видов соединений (на гвоздях, шурупах, клее и т. д.).
Способы отделки изделия.
Практические работы
Составление эскизов деталей, чтение чертежей (технологических карт) деталей и изделий. Анализ конструкций деталей по чертежу. Выбор заготовок и технологическое планирование работы. Разметка заготовок. Изготовление и отделка деталей. Сборка изделий различными способами.
Контроль качества изделий по чертежу с помощью контрольных и измерительных инструментов.
Элементы машиноведения
Общность механизмов различных станков. Устройство токарно-винторезного станка
Механизмы главного движения и подачи.
Токарно-винторезный станок как технологическая машина, его назначение и применение, общее устройство (основные части и их назначение). Принцип действия станка. Основные движения в станке, сложение движений. Кинематическая схема станка.
Устройство и принцип действия настольного горизонтально-фрезерного станка
Назначение и устройство горизонтально-фрезерного станка, принцип его работы и выполняемые операции.
Виды фрез (цилиндрическая, дисковая и др.). Режущая часть фрезы и ее элементы. Сущность фрезерования. Применение фрезерных работ в современном производстве.
Технология токарных работ по металлу
Токарные резцы — проходные, подрезные, отрезные. Общие сведения о геометрии режущей части резцов. Понятие о режимах резания: скорость резания, подача и глубина. Выбор режимов резания: глубины резания, подачи, скорости резания; расчет частоты вращения шпинделя.
Организация рабочего места токаря. Правила безопасности труда при работе на токарно-винторезном станке. Применение приспособлений для токарных работ.
Технология обработки деталей. Приемы выполнения основных токарных операций.
Приемы точения конических и фасонных поверхностей и отверстий, подрезания торцов и уступов, зачистки, отрезания и отделки поверхностей деталей на токарном станке по дереву. Уход за станком. Прогрессивные технологии токарной обработки.
Режим экономии сырья и электроэнергии в процессе производства. Бережное отношение к технике, оборудованию и инструменту.
Резервы повышения производительности труда. Достижения отечественной науки и техники в создании станков в токарной группе.
Ознакомление с содержанием труда: профессия — токарь.
Практические работы
Составление эскиза цилиндрической детали с конструктивными элементами: уступами, канавками, округлениями и др. Чтение кинематической схемы токарно-винторезного станка.
Выбор заготовок и планирование работы. Определение формы, размеров и материалов заготовки. Расчет припуска. Составление технологической карты на изготовление изделия.
Упражнения в управлении и простейшей наладке токарно-винторезного и фрезерного станков. Установка и закрепление заготовки на токарно-винторезном станке. Подрезание торцов. Обтачивание цилиндрических поверхностей (гладких и ступенчатых). Подрезание уступов. Обтачивание конических поверхностей (широким резцом, поворотом верхних салазок суппорта). Зачистка обработанных поверхностей. Отрезание.
Технологии обработки металла
Виды сталей. Понятие о термообработке
Классификация сталей: углеродистые (конструкционные, инструментальные) и легированные. Применение сталей в народном хозяйстве. Способы экономии металла (замена стальных конструкций пластмассовыми, снижение металлоемкости и др.).
Назначение резьбы. Диаметр и шаг резьбы. Резьбонарезной инструмент и приспособления. Устройство метчика и плашки: рабочая часть и ее элементы. Приемы нарезания резьбы вручную. Дефекты резьбы. Таблица диаметров отверстий и стержней для нарезания основной метрической резьбы.
Резьбовые изделия (болты, винты, шпильки). Резьбовые соединения Пути предупреждения саморазвинчивания резьбовых соединений: контр-гайкой, шплинтом, специальными шайбами и т. д.
Приемы нарезания крепежной резьбы на станках и вручную.
Примерный перечень изделий
Простые однодетальные — болт, гайка, гайка-барашек, детали к моделям, приборам, приспособлениям и инструментам; комплексные — циркуль разметочный, струбцина параллельная, колодка для закрепления шлифовальной шкурки; приспособления: для отрезания полос заданных размеров из тонколистового металла, для закрепления деталей при сверлении на сверлильном станке, для закрепления тонких заготовок и др., рубанок металлический, рамка ручная ножовочная; модели машин и станков.
Технология фрезерных работ по металлу
Установка и закрепление заготовок в тисках на фрезерном станке. Фрезерование плоских поверхностей и канавок (деталей призматических и цилиндрических форм).
Технология обработки деталей на горизонтально-фрезерном
станке. Правила безопасности труда при работе на фрезерных
станках. Ознакомление с содержанием труда: профессия - фрезеровщик.
Практические работы
Составление эскиза детали с конструктивными элементами: уступами, пазами и др. Чтение кинематической схемы настольно-фрезерного станка.
Выбор заготовок и планирование работы. Определение формы, размеров и материалов заготовки. Расчет припуска. Составление технологической карты на изготовление изделия.
Контроль точности изготовления деталей (изделий) с помощью измерительных инструментов.
Изготовление, отделка и украшение изделий из древесины и металла
Организация и правила безопасности труда. Последовательность выполнения операций на различных рабочих местах.
Содержание чертежей деталей, имеющих сочетание различных поверхностей: цилиндрических, конических и фасонных. Изображение внутренней и наружной резьбы на чертежах. Обозначение метрической резьбы.
Технологический процесс изготовления изделий: сочетание слесарных работ с токарными и фрезерными.
Принципы конструирования (простота, прочность, надежность, экономичность и др.). Детали как части изделия. Примеры конструктивных решений (в деталях, соединениях, изделиях). Варианты конструкций изготавливаемых деталей. Основные этапы проектирования изделий.
Способы художественной отделки древесины (геометрическая резьба, выжигание и т. п.) и металлов (пропиливание, про-давливание и т. п.). Простейшие приемы выполнения этих операций.
Способы контроля качества резьбы.
Ознакомление с содержанием труда: профессия — слесарь механосборочных работ.
Проект
Практические работы
Составление эскизов (чтение чертежей) деталей (изделий) различной формы и из разных материалов, деталей с наружной и внутренней резьбой. Технологическое планирование работы. Составление технологической карты на изготовление детали (изделия); определение материала, формы и размеров заготовки. Расчет припуска. Изготовление изделий с применением столярных, слесарных, токарных и фрезерных операций. Нарезание резьбы в отверстиях. Зачистка и отделка деталей. Сборка изделий. Контроль качества изделий.
Примерный перечень изделий
Простые многодетальные — полка для книг, подставка для прсйжрок, укладка для стамесок, ящик для картотеки; сложные — киянка с круглым и прямоугольным бойком, рейсмус столярный клиновой, ерунок и др., приспособления для разметки соединения деталей «вполдерева» и др., ватерпас, стенд для электромонтажных работ, подставка-штатив, технические игрушки и игры, сувениры (шкатулка, шахматная доска и др.), макеты и модели дорожно-транспортных машин и их рабочих органов.
Перечень ключевых понятий
Физические и механические свойства древесины, свежесрубленная древесина, сушка естественная и искусственная, штабель, сушильная камера, производственная влажность, коробление. Конструкторская документация, ЕСКД, конструктор, чертежник ,копировальщик.
Технологическая документация, карты (технологическая, маршрутная, операционная ), ЕСТД, технолог.
Округление (затупление) режущей кромки, заточка, разводка. Подошва струга, режущая кромка, перекос, леток.
Номинальный размер, допустимые размеры (наибольший, наименьший), допуск, соединение подвижное и неподвижное.
Шиповое соединение (концевое, серединное, ящичное), шип, гнездо, проушина, щечка.
Разметка щипов и проушин, долото, стамеска, подгонка шипа
и проушины, шкант, соосность, нагель.
Коническая и фасонная деталь, галтель, шаблон.
Художественное точение, крючок, гребенка.
Станочник, наладчик, машина, механизм, станки.
Мозаика, орнамент, контурный орнамент, инкрустация, маркетри.
Резак, вставка, гнездо, основа, набор ( шахматный, паркетный).
Углеродистая и легированная сталь, термическая обработка, закалка, отпуск, отжиг. Графическая документация, секущая плоскость, сечение, разрез, штриховка, наружная и внутренняя резьба (метрическая), профиль. Токарно-винторезный станок, механические передачи (ременная,
зубчатая, реечная ), устройство станка, токарь. Токарные резцы, элементы резца, трехкулачковый патрон. Фрезерование, фреза ( концевая, дисковая, торцовая, фасонная).Резьбовое соединение, болт, винт, плашка, метчик, вороток.
Художественная обработка древесины, резьба по дереву (геометрическая, контурная), виды резцов.
Стандартизация, взаимозаменяемость, унификация, типизация.
Алгоритм решения изобретательских задач.
Себестоимость, повременная оплата труда, сдельная оплата труда.
В данной программе предусмотрено изучение тем, направленных на реализацию регионального компонента в объеме 12 часов:
В разделе «Технологии ведения дома»:
- Эстетика и экология жилища. Отделка помещений с учётом особенностей климатических условий Кемеровской области (4ч.)
В разделах «Технология обработки конструкционных материалов»:
- Сборка и отделка изделий из древесины. Традиции декоративно – прикладного творчества Кузбасса (4ч.)
- Изготовление, отделка и украшение изделий из металла и древесины с учетом региональных особенностей (6ч.)
В разделе «Творческое проектирование» обучающиеся знакомятся с традициями в декоративно-прикладном творчестве родного края, выбирают объекты труда с учётом потребительского спроса в родном городе.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса технологии 7 класса учащиеся должны:
Знать/ понимать
- иметь представление о совместных технологиях;
- иметь общее представление о чёрных и цветных металлах и сплавах, полимерных, композитных и керамических материалах, их свойствах и области применения;
- знать роль техники и технологии в развитии человечества, уметь привести примеры из изобретений, внесших коренные изменения в основе технологий производства;
- знать классификацию машин по их функциям;
- иметь понятия о технологическом процессе и его элементах, об общем алгоритме построения технологии обработки детали;
- уметь выбирать технологическую схему обработки отдельных поверхностей в зависимости от технологических требований, предъявляемых к ним;
- знать общие принципы технологического и художественного конструирования изделий, региональные особенности декорирования;
иметь общее представление об особенностях устройства и принципа
Уметь
- уметь выполнять отдельные операции и изготавливать простейшие детали из древесины и металлов на металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станках по чертежам и самостоятельно разработанным технологическим картам;
- уметь рационально организовывать рабочее место при выполнении работ ручными инструментами и на станках, соблюдать правила безопасности труда;
- работать, распределяя и согласовывая совместный труд;
- уметь составлять индивидуальный или бригадный проект учебно-производственной деятельности;
- уметь конструировать и изготавливать объёмные изделия из тонкого листового металла (жести) и проволоки типа игрушек-сувениров и т.п.;
- владеть основами художественной обработки древесины или металлов с учетом региональных особенностей; конструировать и изготавливать простейшие приспособления и инструменты для выполнения таких работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства ; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Сроки, № учебной недели | Название темы и разделов | Кол-во часов | Практические занятия | Виды контроля | |
Л/р | Пр/р | |||||
1 | Вводное занятие | 2 | + | |||
Машины и механизмы. | 4 | |||||
2 | Общность механизмов различных станков. Устройство токарно-винторезного станка | 2 | + | |||
3 | Устройство и принцип действия настольного горизонтально-фрезерного станка | 2 | + | Тест№1 | ||
Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов | 16 | |||||
4-5 | Технология токарной обработки древесины (продолжение) | 4 | + | |||
6-7 | Разработка конструкции изделия и технологии изготовления его деталей | 4 | + | |||
8-9 | Изготовление деталей изделия из древесины с элементами художественной отделки | 4 | + | |||
10-11 | Сборка изделия и его отделка | 4 | + | Тест №2 | ||
Технологии создания изделий из металлов | 16 | |||||
12 | Виды сталей. Понятие о термообработке | 2 | + |
| ||
13-14 | Технология токарных работ по металлу. | 4 |
| + | ||
15 | Нарезание наружной и внутренней резьбы | 2 | + | |||
16-17 | Технология фрезерных работ по металлу | 2 | + | |||
18-20 | Изготовление, отделка и украшение изделий из древесины и металла с учетом региональных особенностей | 6 | + | Тест№ 3 | ||
Электротехнические работы. | 12 | |||||
21-23 | Устройства с элементами автоматики | 6 | + | |||
24-26 | Электрические цепи | 6 | + | |||
Технологии ведения дома | 4 | |||||
27 | Эстетика и экология жилища | 2 | + | |||
28 | Эстетика и экология жилища | 2 | + | |||
29-35 | Проект с учетом региональных особенностей | 16 | Защита проекта | |||
Итого: | 70 |
Список литературы:
- Учебник: Самородский П.С., Симоненко В.Д., ТищенкоА.Т. под ред. Симоненко В.Д. Технология 7 кл. Технический труд (для мальчиков). – М.: Вентана-Граф , 2008.
- Бешенков А. К. Технология. Технический труд: Методическое пособие: 5-7 кл.- М.: Аркти, 2008.
- Коваленко В. И., Кулененок В. В. Дидактический материал по трудовому обучению: Технология обработки металлов/ древеси-
- ны/ : 5-7 кл.- М.: Просвещение, 2008.
- Справочник по техническому труду/ Под ред. А. Н. Ростовцева и др.- М.: Просвещение, 2006.
- Методика обучения технологии. Книга для учителя- Под ред. В. Д. Симоненко – Брянск- Ишим, 1998.
- Рихвк Э. В. Мастерим из древесины. – М.: Просвещение, 1988.
- Федоров Г. Я. Дарите людям красоту. – М.: Просвещение, 1985.
- Энциклопедический словарь юного техника / Сост. Б. В. Зубков, С. В. Чумаков. – М.: Педагогика, 1980.
- Справочник по трудовому обучению: Обработка древесины и металла, электротехнические и ремонтные работы: 5-7 кл. /Под ред. И. А. Карабанова.- М.: Просвещение, 1992.
- Технология.6-7 класс(м): поурочные планы по учебнику под редакцией В. Д. Симоненко- Волгоград: Учитель,2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по технологии 9 класс, "Вышивка ришелье. Этапы выполнения"
Урок-конспект по технологии в 9 классе. Ришелье....
Методическая разработка урока по технологии 5 класс "Оформление салфетки в технике батик"
Методический материал «Оформление салфетки в технике узелковый батик» разработан для урока в 5-ом классе по ФГОС второго поколения. На данном уроке учащиеся знакомятся с видами батика и про...
Методическая разработка урока по технологии 6 класс
Виды машинных операций. Машинные швы....
Методическая разработка занятия по технологии "Перевернутый класс", 10 класс, литература
Сценарий занятия по технологии "Перевернутый класс"...
Методическая разработка урока по технологии. 6 класс. Тема: «Изготовление текстильно-расписной броши Кораблик»
Мы живем в удивительном городе - Санкт-Петербурге. Данный урок поможет ученикам приобщиться к культуре нашего города и создать сувенир....
Методическая разработка урока по технологии 6 класс. Тема: Космос. Космические технологии.
В современном мире существуеи множество технологий. В предверии дня Космонавтики предлагаем детям поговорить о технологиях космоса, создать объект космических технологий....
Методическая разработка к уроку технологии 7 класс по теме "Виды транспорта"
Данный урок позволит познакомить учащихся с видами транспорта, характеристиками видов транспорта....