Методическая разработка урока по технологии 6 класс
учебно-методический материал по технологии (6 класс) на тему

Грязева Татьяна Борисовна

Виды машинных операций. Машинные швы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gryazeva_t.b._razrabotka_uroka.docx48.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №8

Г. Лыткарино Московской области

Выполнила: Грязева Татьяна Борисовна,

                             

МБОУ Школа № 8 г. Лыткарино

Московской области

Разработка урока

по технологии

6 класс

Тема: Виды машинных операций. Машинные швы.

2016 год

УМК: учебник: Н.В. Синица, В.Д. Симоненко «Технология. Технология ведения дома»,6 кл.(ФГОС)

Тип урока: открытия новых знаний, комбинированный

Основная цель урока:

1. Ознакомить учащихся с машинными   швами, необходимыми      для изготовления фартука.

2. Научить выполнять машинные швы с соблюдением технологии и правил техники безопасности.

3. Воспитывать эстетический вкус, дисциплинированность, внимательность.

4. Прививать навыки культуры труда и аккуратности.

5. Развивать координацию движения рук.

Цели урока:

Образовательные : 

  • сформировать у учеников определенные способности по самосовершенствованию (анализ, сравнение, планирование действий);
  • организовать деятельность по осознанию обучающимися необходимости составления  технологической последовательности при обработке изделия.

Развивающие: 

  • развивать информационную и коммуникативную компетенции учащихся, развивать познавательный интерес и эмоции учащихся;
  • развивать мышление через умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
  •  развивать сенсорные и моторные навыки;
  • сформировать практические умения и навыки по выполнению учебных образцов швов;
  • развитие логического мышления учащихся путём выявления причинно-следственной связи между способом выполнения и назначением шва.

Воспитательная: 

  • способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к обучению;
  • воспитать учебную самостоятельность, добиться превращения ученика в субъект процесса учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему;
  • создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, воспитывать чувство ответственности и умение работать в паре ,группе, коллективе.

Основное целеполагание урока: на основе усвоенных ранее понятий о классификации машинных швов  сформировать новые понятия, выявить условия, при которых они практически выполняются; научить составлять технологическую последовательность выполнения операций,  научить распознавать  вид шва по графическому изображению.

Задачи:

1.  Сформировать понятие и дать определение соединительных и краевых и отделочных машинных швов. Определить условия выполнения и область применения швов.

2.  Развивать умения и навыки у учащихся в изображении и распознавании графических условных обозначений различных машинных швов, понимание их назначения и способа выполнения. Уметь выполнять образцы швов, соблюдая правила техники безопасности.

3.Способствовать дальнейшему развитию графической грамотности и пространственного воображения учащихся (умения сравнивать, анализировать, классифицировать и  делать выводы)

УУД, формируемые на уроке: 

Виды  УУД

Учебные действия

Планируемый  результат

ПРЕДМЕТНЫЕ

  • Формулируют и воспроизводят понятия «строчка», «шов», «ширина шва» и «частота стежков».
  • Классифицируют швы по группам.
  • Следят за правильностью выполнения образца  и соблюдением правил  техники безопасности
  • Усвоение новых понятий, условных обозначений швов,
  • закрепление знаний по терминологии ручных, машинных и утюжильных работ
  • освоение алгоритма написания технологической последовательности выполнения швов,
  • выполнение действий по образцу в нужном темпе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

регулятивные

  • Преобразуют практическую задачу в познавательную.
  • Планируют собственную деятельность.
  • Осуществляют контроль и самооценку своих действий
  • Управление своей деятельностью на уроке,
  • совместная деятельность учителя и учащихся,
  • развитие у себя таких качеств, как терпение добросовестность
  • самоконтроль.

познавательные

  • Проводят сравнение, анализ, выдвигают предположения о месте нахождения новых швов  в известной классификации.
  • Определяют область применения и способы выполнения швов.
  • Совместные (парные)  и индивидуальные действия, выполняемые под руководством учителя,
  • формирование представлений об универсальности  машинных швов.

коммуникативные

  • Обмениваются знаниями между собой
  • Консультируются с учителем
  • Навыки сотрудничества: совместные действия, выполняемые под руководством учителя,
  • взаимоуважение  и взаимоконтроль.

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы
  • Мотивация на решение проблемы и практических задач
  • Развитие познавательной активности,
  • формирование графической и технологической грамотности учащихся, пространственного и креативного мышления,
  • овладение правилами  культуры общения, 
  • умение  достигать поставленной цели и применять знания в  повседневной  жизни. 

Оборудование и технические средства:

  • персональный компьютер учителя
  • проектор
  •  экран
  • программное обеспечение (Windows Xp, Microsoft Office 2007,2003, Видео Программы для видеофайла с расширением wmv)

  • Презентация «Виды машинных операций. Машинные швы».

Технологическое оборудование: рабочее место для утюжильных работ (гладильная доска, утюг, резиновый коврик под ноги), бытовые швейные машины с электроприводом, инструменты и приспособления для ручных работ.

Рабочие материалы для обучающихся (раздаточный материал):

  • таблица  с графическими обозначениями машинных швов,  
  • образцы выполненных машинных швов,
  • тесты для проверки усвоения материала.

Наглядный материал:

  • таблица с рисунками машинных швов;
  • таблица классификации машинных швов;
  • таблицы терминологии ручных, машинных и утюжильных работ;
  • условные графические обозначения машинных швов;
  •  инструкционные карты поэтапного выполнения каждого шва;
  • образцы готовых швов.                                                                                                                              

Форма работы: фронтальная, групповая, парная,  индивидуальная

Таблица 1

Этап урока

Деятельность  учителя

Деятельность ученика

Методы, приёмы, формы

Предметный результат

УУД

1

Организационный.

Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку и явки учащихся.

Предлагает дежурным разложить на столах дидактический материал к уроку.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку: на столах учебник, дневник, рабочая тетрадь; коробка с ручными инструментами и лоскутки ткани.

Монологическая  речь учителя.

Беседа.

Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Регулятивные:    волевая саморегуляция.

Личностные:

 Самоорганизация.

Коммуникативные:       планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2

Мотивирование  к  учебной деятельности.

Психологически настраивает учащихся на урок.    

Девочки, скажите, пожалуйста, каким образом можно соединить отдельные детали изделия при изготовлении одежды?  Каков древнейший способ скрепления деталей?  А какой более прогрессивный?

Я думаю, вы догадались, каким же способом мы будем сегодня учиться изготавливать швейное  изделие? Правильно –  с помощью машинных швов!

Тема нашего занятия «Виды машинных операций. Машинные швы».

Слушают учителя.

Рассматривают рисунки одежды.

Обсуждают задаваемые вопросы; рассуждают о содержании темы урока, пытаются формулировать тему урока. 

Метод: учебный диалог

 Приём: создание эмоционально-комфортной обстановки

Форма работы: фронтальная.

Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

Познавательные: планируют совместное сотрудничество  со сверстниками и с учителем.

Регулятивные: способность прогнозировать деятельность на уроке

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь учителя, задавать вопросы, отвечать на поставленные учителем.

3

Повторение ранее

изученной

темы Актуализация

знаний и фиксация затруднений

        Повторение материала  по машинным работам: соединительные, краевые и отделочные швы, назначение швов, их схемы, отличие швов  друг от друга, технические условия на их выполнение.

Таблица  с классификацией машинных  швов имеется у каждой пары учащихся и на доске.  

Выявляет пробелы и намечает пути их устранения.

Вниманию  учащихся  на экране предлагаются рисунки моделей одежды, в которых использованы не изученные еще швы: обтачной, окантовочный и другие.

Рассмотрение  способов обработки отдельных деталей и узлов  плечевого изделия.

Возникает проблема - незнание нужных швов.

Предлагает определить: Какие знания и умения необходимы для успешного изготовления  плечевого изделия?.

Диагностируется формирование умения ставить цель.

Цель: научиться выполнять новые  швы.

Отвечают устно на поставленные вопросы, дополняют друг друга.

Ученики по очереди у доски подбирают соответствующие рисункам швов условные обозначения, прикрепляют их и комментирует ответ.

Совещаются друг с другом по данной проблеме, предлагают свои варианты решения. Делают выводы о необходимости изучения новых швов.

Определяют цель изучения данной темы.

.Фронтальный опрос в виде беседы.

Работа у доски по желанию учеников.

Показ фотослайдов моделей одежды.

Метод:  проблемное обучение.

Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение понятий и определений).

Организовать обобщение актуализированных способов действий. Мотивировать учащихся к учебному действию.

Организовать выполнение учащимися учебного действия.

Зафиксировать учебные затруднения (общие или персональные)

Познавательные: извлекают необходимую информацию из текстов слайдов, таблиц Регулятивные:.

самоконтроль и оценка прогнозирования

Логические:

анализ, сравнение, классифицирование.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной точность;.

умение оформлять свои мысли в устной форме

Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения проблемы.

4

Подготовка к  активному и сознательному усвоению нового материала

Провести параллель между терминами и названиями швов.         «Терминология, применяемая при выполнении машинных работ». (Приложение 3), таблица с классификацией машинных швов (Приложение №1).

Рассмотрев  таблицы, выяснили: швы для соединения деталей  изделия нам знакомы, а вот для обработки краев и отделке известны не все.

Предлагает  учащимся выбрать шов для обработки горловины изделия и пройм по имеющимся таблицам.

Подводит к  основной задаче: научиться  обрабатывать детали обтачным швом двух вариантов: в кант и враскол (расположение шва обтачивания на сгибе).

Дают разъяснения терминам, проводят аналогию  с названиями швов.  

Выдвигают предложения по обработке. Самооценка результатов.

Определяют задачи урока.

. Формы и методы: словесные, наглядные

Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (понятия, определения).

Поиск новых решений возникшей проблемы, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию решения, отражение в устной форме результатов

Познавательные: умение сравнивать, анализировать и проводить аналогию

Регулятивные:

 выбор способа действия, аргументация,  

самооценка, постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: умение в ходе обсуждения отстаивать свою точку зрения, уважая мнение других, осуществлять контроль и оценку действий. 

5

Изучение нового материала. Усвоение новых знаний  и способов действия

 Объяснение нового материала сопровождается показом рисунка каждого шва и его схемы, и сравнивается с готовым образцом из ткани.

У каждой пары есть таблица условных обозначений машинных швов, по которой учитель объясняет правила их зарисовки.     (Приложение 4).

Также  учащиеся имеют на столах для сравнения инструкционные карты выполнения уже изученных  швов. (Приложение 5)

Учитель предлагает разбиться на группы  и попытаться составить в тетради  технологическую   последовательность  обтачного шва в кант, с использованием материалов учебника  « Технология ведения дома,6 кл.» на стр.124-125.

После обсуждения результатов работы групп на доске открывается  для проверки «Технологическая  последовательность  выполнения обтачного шва». (Приложение №6)

   

Учащимся раздается такая же последовательность на парты для выполнения практического задания.

Учащиеся в процессе рассказа о выполнении каждого шва зарисовывают его схему  и записывают название в тетрадь

Рассматривают, выясняя алгоритм составления технологической последовательности (работа в группах).

Составляют и записывают в тетрадь технологическую последовательность одного из швов. Одна из групп зачитывает полученный результат. Остальные дополняют и корректируют.

Методы: словесно-иллюстрационные, наглядные

Работа с условно-графическими объектами.

Работа с учебником.

Форма работы: фронтальная, парная и групповая.

Расширение  и углубление знаний  по теме. Формирование навыков чтения условных обозначений машинных швов разного вида, знаний об их применении и требованиях, предъявляемых к технологии выполнения.

Познавательные: формирование и развитие познавательного   интереса  учащихся к швейной технологии;

умение сравнивать, анализировать и проводить аналогию; оперировать графическими объектами;  умение структурировать знания;    постановка и формулировка проблемы;  умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Регулятивные: целепологание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме

6

Закрепление

нового материала

Подведение итога.

- Ребята, со  швами какой группы вы познакомились сегодня? Какие особенности имеют эти швы?  На основе каких известных нам швов они выполняются?

В чем различие тех и других?

На экране для закрепления полученных знаний демонстрируется презентация по условным обозначениям швов. Учащиеся должны классифицировать их по группам: соединительные, краевые , отделочные.

Контролирует правильность ответов и если надо исправляет.

В швейной промышленности вопросами качественного изготовления одежды занимается инженер-технолог, который выбирает оптимальный вариант обработки изделия. Для профессиональной  компетентности ему необходимы знания состава и свойств материалов, возможностей технологического оборудования и  прогрессивных способов обработки швейных изделий.

Отвечает  по необходимости на вопросы.

Дают развернутые ответы на вопросы.

Самостоятельно работают с места. Корректируют свои знания. Стремятся закрепить новые знания по теме.

Слушают рассказ учителя, задают,  если есть, вопросы.

.

Фронтальный опрос.

Показ презентации «Машинные швы».

Профессиональная ориентация. Рассказ о профессии инженера-технолога швейной промышленности.

Беседа.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию решения, отражение в устной форме результатов.

. 

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации,

смысловое чтение текстов, схем и таблиц.

Знакомство с профессией швейного производства.

Регулятивные:

построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Коммуникативные:

учебное сотрудничество с педагогом и одноклассниками.

7

Контроль самооценка и взаимооценка  теоретических знаний

Выдает индивидуальную самостоятельную работу по вариантам: расшифровка условных обозначений швов. (Приложение №7)

Каждому из учащихся выдается набор условных обозначений машинных швов для определения их названия и указания назначения.

Учитель собирает таблицы с условными обозначениями со столов.

Предлагает выполнить задание, оценить свою работу и поменяться работами  с соседом для взаимопроверки (критерии оценивания на листочках  с заданиями у каждого). (Приложение№7 )                  

 По завершению всеми учащимися задания учитель открывает часть доски с правильными ответами.

Выполняют  самостоятельную работу в тетрадях.

Знакомятся с критериями оценивания результата.

Сверяются с ответами,    выставляют себе оценки.

Взаимно проверяют  и оценивают работу товарищей.

Контроль графической грамотности учащихся. Индивидуальные задания: найти соответствие условного обозначения шва его названию.

Знание и умение различать условные и графические изображения швов  и определять их название и назначение.

Познавательные

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию  из одного вида в другой 

Регулятивные

Уметь  работать самостоятельно, сверять свои действия с образцом и эталоном, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничеств, объективное оценивание результатов деятельности товарищей

8

Практическая работа.

   Проверка готовности учащихся к практической работе

Вводный инструктаж:     

  • Объяснение порядка выполнения практической работы по изготовлению машинных швов
  • Подготовка деталей кроя для  выполнения  машинных швов.
  • Объяснение порядка работы по инструкционным картам поэтапного выполнения одного из видов машинных швов.
  • Правила безопасности при работе и правильной организации своего рабочего места.

Инструкционная карта поэтапного выполнения одного из видов машинных швов.  (Приложение 5)

Технологическая последовательность поэтапного выполнения одного из видов машинных швов.   (Приложение 6) 

Определяют и организовывают свое рабочее место.

Слушают объяснение учителя и выясняют непонятные моменты.

Знакомятся с технологической документацией.

Самостоятельно выполняют практическую работу по изготовлению образцов швов, пользуясь инструкционной картой. Соблюдают правила техники безопасности при работе с утюгом, ручными инструментами и на швейной машине.

Методы: объяснительно - иллюстративные и практические по выполнению образцов обтачных швов.

Работа с технической документацией (графическими  и условными обозначениями машинных швов).

Осознание учащимися  этапов выполнения практической работы.

Навыки организации рабочего места и необходимых материалов для работы.

 Умение пользоваться техническими условиями на изготовление изделия и инструкционными картами. Применение теоретических знаний в практической работе.

Познавательные владение алгоритмами и методами  решения организационных  и технологических задач,

 умение ориентироваться в понятиях,  терминах , таблицах и схемах; выполнять работу по инструкционной карте

Регулятивные:

Уметь  работать по плану, сверять свои действия с целью и,

при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Выполняют самоконтроль, самооценку, сравнивают результат с эталоном

Коммуникативные: взаимное сотрудничество с учащимися и педагогом

Личностные: овладение нормами и правилами научной организации труда;

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей    деятельности

Физкульт-минутка.

Профилактика утомления, нарушения осанки и зрения учащихся.

Стоп, уроки!

Стоп, дела,

Отдыхать пришла пора!

 Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать,

Шесть – работать сесть опять.

Выполняют упражнения вместе с одним из учеников, который показывает упражнения.

Повышают свою работоспособность, восстанавливают физические силы.

Здоровьесберегающие технологии -  динамическая пауза.

Методы организации работы: словесные, наглядные.

Профилактика  профессиональных заболеваний.

Регулятивные: корректировка самочувствия

Коммуникативные:

взаимодействие с одноклассниками.

Личностные: 

развитие волевых качеств характера.

Практическая работа учащихся.

Текущий инструктаж.

Обход рабочих мест и индивидуальная консультация по выполнения швов, работа с более слабыми учащимися.

Указывает учащимся на что следует обратить внимание при выполнении швов!

На доске вывешена таблица самоконтроля выполнения практической работы.

 (Приложение 7.)

Заключительный инструктаж.

Проверка  выполнения практической работы:

отмечает самые лучшие работы, выполненные самостоятельно по инструкционным картам;

заостряет  внимание на типичных ошибках;

дает  возможность самим учащимся ещё раз проверить и оценить свои работы.

Объявление оценок и выставление в дневники учащихся.

Уборка учащимися рабочих мест. 

Подводит  итог занятия. Предлагает ответить на следующие вопросы:

- С какими швами вы сегодня познакомились?

-Какую информацию можно получить с помощью условных обозначений?

- Сумеете ли вы самостоятельно выбрать оптимальный вариант обработки изделия?

-Как вы думаете, ребята, пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в дальнейшей жизни?

Я надеюсь, что знания,  полученные сегодня,  обязательно вам пригодятся

Разбирают типичные ошибки.

Намечают пути совершенствования знаний.

Подают дневники для выставления оценок.

Убирают свои рабочие места.

Отвечают на вопросы учителя.

Методы: объяснительно - иллюстративные, практические

Форма организации деятельности: индивидуальная

Метод оценивания: самооценка, оценивание учителем

Оценка результатов деятельности.

Беседа

Выработка навыков организации самостоятельной   практической работы.

 Выполнение самостоятельной работы по изготовлению образцов машинных швов.

Использование в работе  технической документации.

Умение оценивать свою работу и работу товарищей по определенным критериям качества.

Выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.

Выработка навыков опрятности и аккуратности в работе.

Познавательные: умение ориентироваться в понятиях,  умение пользоваться технологической документацией для выполнения практической работы. Осознание значимости и ценности технологических знаний в жизни человека. Сформированность интереса к изучаемому предмету.

Регулятивные:     умение применять полученные знания на практике,     анализировать свои действия при выполнении задания и своевременно корректировать ошибки, осуществлять контроль по результату.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

9

Информирование о домашнем задании

Запишите в дневник задание к следующему уроку.

Прочитать  §22 учебника «Виды машинных операций».

Подготовить ткань для изготовления мелких деталей. Принести рабочую коробку с инструментами и приспособлениями.

Советую вам  попытаться составить  перечень  используемых машинных швов на любую понравившуюся модель одежды из журнала.

Разъясняет методику выполнения домашнего задания.

 Советует опираться на знания, полученные  на данном уроке. Желает успехов в работе над домашним заданием.  

Записывают домашнее задание в дневник.

Беседа.

Создание  условий для поиска дополнительного материала и творческой  работы  по теме урока.

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

10

Рефлексия

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников, достижения  поставленной цели.  Побуждает  оценить свою деятельность на уроке:

  • я узнала….
  • я научилась….
  • у меня получилось…
  • я затруднялась…
  • Свою работу на уроке я оцениваю … потому что...
  • Мое настроение в конце  урока…

Учитель дает объективную оценку результатов группового и индивидуального труда учащихся на уроке, выставляет отметки  в классный журнал и в дневники учащихся.

- Я благодарю вас за совместную деятельность на этом занятии. Мне очень интересно было сегодня общаться с вами.

- Спасибо за внимание. Занятие окончено.

Оценивают себя в процессе деятельности

Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности

Создание  условий для развития осознания своей УД учащимися.  Оценивание результатов группового и индивидуального труда учащихся на уроке

Познавательные: умение анализировать результаты своей деятельности.

Регулятивные:

уметь адекватно оценивать правильность выполнения действия на уроке и свое эмоциональное состояние.

Коммуникативные: сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание своей УД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии АСО. Тема: "Щелочные металлы" (9 класс)

Использование технологии АСО позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность при изучении темы: "Щелочные металлы"....

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские» Тема «Теорема Пифагора»

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские»Тема «Теорема Пифагора»...

Методическая разработка урока по технологии в 6 классе "Плечевое изделие"

Виды плечевых изделий. Конструирование.  Правила снятия мерок. Размерные признаки фигуры человека, необходимые для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом....

Методическая разработка урока по технологии в 5 классе для девочек на тему: "В белом облаке белка - яркое солнышко желтка"

Методическая разработка урока по технологии в 5 классе для девочек на тему: "В белом облаке белка - яркое солнышко желтка"...

Методическая разработка урока по технологии в 5 классе для девочек на тему: "В белом облаке белка - яркое солнышко желтка"

Методическая разработка урока по технологии в 5 классе для девочек на тему: "В белом облаке белка - яркое солнышко желтка"...

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...