Методическая разработка урока по технологии 9 класс, "Вышивка ришелье. Этапы выполнения"
методическая разработка по технологии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Учитель технологии МКОУ СОШ № 40 Прошкина Е.М.
Открытый урок по технологии 9класс.
Тема: «Вышивка «Ришелье». Этапы выполнения».
Цели:
Образовательная – познакомить учащихся с историей возникновения и развития вышивки «Ришелье», научить выполнять новый вид вышивки.
Воспитательная – прививать качества аккуратности и собранности при выполнении работы, расширить знания учащихся о способах изготовления и оформления бытовых изделий.
Развивающая – развивать навыки использования данной техники, формирование умений проведения анализа и обобщения.
Задачи:
-развитие творческой инициативы, творческого подхода к работе, эстетического вкуса и воображения;
-способствовать привитию интереса к культуре и искусству;
-совершенствовать эстетический вкус учащихся.
Форма проведения: урок сообщения новых знаний, выполнение уч-ся практической работы
Оборудование: готовые изделия, выполненные в технике вышивки «Ришелье», ИК, пяльцы, нитки мулине, ножницы, копировальная бумага, ткань гладкоокрашенная хлопчатобумажная (25*25см.), иглы, простой карандаш.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку «Вышивка «Ришелье» в Power Point.
Учащиеся должны уметь:
-организовать рабочее место и трудовой процесс;
-технически правильно выполнять приёмы данной вышивки;
-овладеть способами и технологиями вышивки ришелье.
Ход урока:
«Рукам работа – сердцу радость» (запись на доске)
1.Оргмомент (приветствие учащихся, проверка готовности к уроку)
2. Сообщение целей и задач урока
Мода на вышивку менялась, но никогда не исчезала. Современная вышивка впитывает в себя традиции многовекового накопления мастерства. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым видом вышивки – вышивкой «Ришелье», её историей; с инструментами, материалами и приспособлениями для выполнения данной вышивки.
3. Сообщение познавательных сведений
( Рассказ сопровождается показом слайдов презентации «Ришелье»; учащиеся записывают под руководством учителя в рабочей тетради необходимую информацию)
История возникновения и развития вышивки «Ришелье».
Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели эти искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.
Эта техника вышивки появилась в эпоху Возрождения в XIV веке в Италии, а затем получила широкое распространение в Центральной и Западной Европе. Вышивка в технике ришелье относится к большой группе видов шитья, объединенных общим названием »белая гладь». Вышивка выполняется по натянутой на пяльцы ткани. Этим достигается равномерное натягивание ткани для вышивания, и вышивка не деформируется. (Слайд 2,3).
Вышивка получила название по имени французского кардинала Ришелье, жившего во времена правления Людовика XIII. Сам кардинал носил воротники и манжеты украшенные вышивкой.
Типичный признак ришелье – являются вырезанные в ткани отверстия, через которые «мостиками» перекинуты перемычки (бриды). Бриды – воздушные мостики, перемычки, которые удерживают элементы узора, как единое целое.
Иногда вышивку называют ажурной гладью. (Слайд 4). Эту вышивку можно выполнять вручную и на швейной машине. Вышитые изделия выглядят очень эффектно. Ажурная с просветами ткань в местах вышивки смотрится как кружевное полотно.«Ришелье» - ажурная и изысканная вышивка. Ее используют при создании скатертей, постельного белья, салфеток, отделки одежды. (Слайды 6-8).
Инструменты, материалы и приспособления (Слайд 5). Для выполнения вышивки «Ришелье» необходимы:1. тонкие иглы (№2-3). Правильность подбора номера иглы можно проверить, проколов ткань. Если на ткани не останется больших отверстий в местах прокола, то игла подобрана правильно. 2.Ножницы маленькие с закруглёнными концами – для обрезания рабочих ниток, надрезания нитей в ткани.3.Пяльцы для натягивания ткани при вышивании, диаметром 15-20 см.4.Ткань хлопчатобумажная, гладкокрашенная.5. Нитки мулине (1 цвет,моток).6.Карандаш простой, остро заточенный.7.Калька используется для перевода рисунка на ткань. Рисунок с оригинала сначала переводят на кальку, а с кальки на ткань.
4.Этапы выполнения. Основной шов в ришелье – петельный, поэтому рисунок узора должен иметь двойной контур, определяя высоту петельного шва.
Этап 1. Выполнение настила. Детали узора выполнить швом «вперед иголка», ниткой в одно сложение, по всему узору сразу (Слайд8)
Этап2. Одновременно с настилом проложите нитку 3 раза для каждой бриды. Для этого деталь узора, например листочек, обшейте до бриды, проложите нитку на её длину и сделайте маленький стежок вдоль края ткани у противоположного конца бриды. Бриду обшить петельным швом. (Слайд9,10) 1.2. 3.
Этап 3. Линии узора. Когда все контуры и бриды проложены, линии узора обшивают петельным швом. Стежки петельного шва должны плотно прилегать друг к другу. Закрытый край шва должен быть направлен от центра. (Слайд11,12)
Этап 4. Когда вышиты все линии узора, приступают к вырезанию излишней ткани, используя маленькие ножницы. Вырезать ткань необходимо вдоль закрытого края петельного шва. (Слайд13)
Вышивка ришелье отлично смотрится в любом интерьере, но особенно в сочетании с плетеной мебелью. Ришелье — непременный атрибут интерьеров в стиле барокко или ампир либо в деревенском стиле, кантри в зависимости от общего дизайнерского решения. (Слайд17-20)
5.Практическая работа «Выполнение элемента узора на ткани».
Провести инструктаж по технике безопасности при выполнении ручных работ. Учащиеся выполняют самостоятельно практическую работу по ИК. В процессе работы – текущий инструктаж. Уделить внимание на правильную технологию, проводимой работы. Взаимоконтроль, аккуратность. Проверка качества работы. В процессе работы уч-ся оказывается фронтальная помощь.
6. Закрепление изученного материала. Сегодня на уроке мы познакомились с вами с ещё одним видом вышивки – «Ришелье». Давайте вспомним: 1.Какую вышивку называют «Ришелье»? 2.Что такое бриды? Каково их назначение? 3.Какие инструменты и приспособления применяют при выполнении вышивки «Ришелье»?
7. Подведение итогов урока. Вышивка «Ришелье» - один из самых интересных видов вышивания, который требует от вышивальщицы не только совершенного освоения приемов, но и усидчивости, терпения, внимательности. Освоив этот вид вышивки, вы сможете украсить свой дом оригинальными, эксклюзивными вещами, доставив радость себе и своим близким.
Дом.задание: Продолжить работу на образце. Записи в тетради-читать. Начать разработку творческого проекта по теме «Подушка в технике «Ришелье»; Салфетка технике «Ришелье» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 5 классе «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Урок с презентацией по проектной деятельности учащихся...
методическая разработка урока по физической культуре "Совершенствование в технике выполнения нападающего удара"
методическая разработка урока по физической культуре Спортивные игры "Волейбол" на тему: "Совершенствование в технике выполнения нападающего удара"....
Методическая разработка урока ИЗО в 6 классе на тему "Выполнение эскиза открытки ветеранам Великой Отечественной войны"
Тема урока : Выполнение эскиза открытки ветеранам Великой Отечественной войныМесто урока в программе: 4 четверть, 30 урок ( по программе В.С.Кузина)...
Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...
Методическая разработка урока на тему: "Композиционное построение узоров. техника выполнения счетных швов: шов "крест" и гобеленовый шов".
Вышивка, одно из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связана с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных....
Методическая разработка урока "Свидетельские показания", раздел "Преступления и общество", выполненная учителем английского языка, Демкиной В.В., УМК "Starlight" 7 класс, V. Evans, J. Dooley, Ks. Baranova
Урок «Свидетельские показания» («Giving a witness statement») является 7 уроком темы: «Преступность и общество», на которую в учебной программе отводится 10 ч...
Методическая разработка урока по технологии 6 класс. Тема: Космос. Космические технологии.
В современном мире существуеи множество технологий. В предверии дня Космонавтики предлагаем детям поговорить о технологиях космоса, создать объект космических технологий....