Рабочая программа кружка "Город мастеров"
рабочая программа по технологии на тему
Программа составлена с учетом того, что на кружке будут заниматься учащиеся начальных классов. Они будут учиться работать с картоном, выполнять аппликаци., вышивать на картоне, делать поделки из ваты и ватных дисков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа кружка "Чудо лобзик" | 70.33 КБ |
gorod_masterov_2014.docx | 66.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок технологии на тему: "Уход за одеждой из хлопка и льна. Способы ухода за обувью." 5 класс
Цель:
Обучающая: ознакомить учащихся со способами и средствами по уходу за одеждой и обувью, с условными обозначениями на ярлыках одежды; с видами фурнитуры, со способами пришивания фурнитуры; научить пришивать фурнитуру к одежде.
Развивающая: развивать умения сравнивать, делать выводы.
Воспитательная: воспитывать желание ухаживать за собой, выглядеть чистым, опрятным, аккуратность, бережное отношение к одежде и обуви.
Наглядные пособия и оборудования:
средства по уходу за изделиями; фурнитура (пуговицы, крючки); образцы ярлыков одежды; таблица с символами по уходу за одеждой; образцы пришивания пуговиц, принадлежности для выполнения практической работы, учебник «Технология» 5 класс под ред. В.Д, Симоненко, изд. «Вентана-Граф».
На доске: «Береги честь смолоду, а платье снова».
План урока:
1. Организационный момент
2. Изложение нового материала
3. Практическая работа
4. Закрепление материала
5. Итоги урока
6. Уборка рабочих мест
7. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент (проверка готовности, отсутствующих).
На доске написаны зашифрованные слова:
ИТСРКА – стирка
ЮТУГ – утюг
АКШУС – стирка
ЦАГОУПВИ – пуговица
Что это за слова? Что они означают? С чем они связаны?
Учащиеся формируют цель урока, объявляется тема урока.
2. Изложение нового материала:
Учитель: Бывая в музеях, где выставлена одежда, мы удивляемся тому, что она выглядит опрятно, опрятнее платья купленного совсем недавно.
Почему?
Дело в том, что бережливость и аккуратность во все времена и у всех народов считались добродетелью человека – его большим достоинством. Если постараться мы можем тоже приобрести такие качества.
Но здесь нужно и хотенье, и уменье.
Где бы мы ни находились: дома, в школе или на улице – наша одежда впитывает загрязнения и от всего, что окружает нас, и от собственного тела.
Человек через поры кожи выделяет значительное количество пота, пот содержит различные соли, жиры и другие вещества, следы которых мы можем увидеть, к примеру, на воротниках и манжетах своей одежды.
Загрязнение окружающей среды – сажа, пыль, выхлопные газы транспортных средств – это тоже влияние на загрязнение одежды.
Электростатическая энергия тоже помогает в загрязнении одежды – притягивает частицы пыли, соринки и т.д.
Нужно уметь правильно ухаживать за одеждой, тогда она будет служить дольше и выглядеть лучше. Не даром говорится: «Береги честь смолоду, а платье снову».
Что это значит? (ответ учащихся).
Что значит «ухаживать» за одеждой? (ответ учащихся).
Учитель:
Назовите мероприятия по ходу за изделиями?
- Чистка
- Стирка
- Сушка
- Глаженье
- Хранение
Ткани, из которых сшиты платья, брюки, блузы, халаты, куртки разные. А потому чистят, стирают и гладят все эти вещи тоже по-разному.
Как узнать можно ли стирать эту вещь? (ответ учащихся).
Как ее гладить? (ответ учащихся).
Учитель: Какой способ применить зависит от сырьевого состава ткани.
Сырьевой состав и способ ухода за одеждой указывается на ярлыке, который обязательно пришивается на одежду.
Существуют международные (символы) обозначения условий, которые необходимо соблюдать во время стирки, отбеливания и глажения текстильных изделий и трикотажа.
Раздать карточки с символами (см. приложение), изучить.
Стирка. Для экономии времени и денег надо знать возможности различных СМС (синтетические моющие средства), учитывать вид ткани, ее окраску и загрязненность:
Показать СМС, рассмотреть символы и надписи на упаковке.
Ответы учащихся.
Учитель: Изделия из натурального шелка и шерсти не требует замачивания. Лен и хлопок – можно.
В одной и той же воде не следует замачивать изделия разной расцветки, а потому перед стиркой вещи сортируют:
• вид ткани
• цвет
• степень загрязнения.
Шелк и шерсть требуют более бережного обращения.
Изделия из этих тканей нельзя кипятить и стирать в горячей воде (30 – 450), стирают и сушат вывернув на изнанку, чтобы они не выцветали. Вода для стирки и для полоскания должна быть одинаково теплой. В последнее полоскание можно добавить кондиционер для белья.
Максимальная температура 95 °C | |
Максимальная температура 95 °C | |
Максимальная температура 70 °C | |
Максимальная температура 60 °C | |
Максимальная температура 60 °C | |
Максимальная температура 50 °C | |
Максимальная температура 40 °C | |
Максимальная температура 40 °C | |
Максимальная температура 40 °C | |
Максимальная температура 30 °C | |
Только ручная стирка | |
Не стирать |
Сушка. Изделия из шести и шелка нельзя сильно выкручивать, т.к. могут потерять форму. Обычно их осторожно, без усилий, отжимают, а сушат на плечиках или расправляют на ровной поверхности.
Как только одежда высохнет, ее надо снять и аккуратно сложить.
Возможна сушка в барабане | |
Возможна сушка в барабане | |
Не применять сушку в барабане |
Глаженье. Отутюжить изделия из шелка можно бережно и просто, пока оно влажное, пересушенное же лучше не сбрызгивать водой – от неравномерной влажности образуется сборки и сгибы. Шелк гладят при температуре 100 – 1100, с изнанки, иначе на лицевой стороне проступят все швы и вытачки.
Шерстяное изделие гладят при температуре 150 – 1600 через влажный проутюжильник.
(Утюг с паром)
Сначала гладим мелкие детали, затем крупные.
Глажение при максимальной температуре прессующей поверхности (подошвы утюга, прессующей плиты) до 200 °C | |
Глажение при максимальной температуре прессующей поверхности (подошвы утюга, прессующей плиты) до 150 °C | |
Глажение при максимальной температуре прессующей поверхности (подошвы утюга, прессующей плиты) до 110 °C | |
Глажение запрещено |
Чистка. Изделия из шерсти можно чистить бензином, ацетоном, нашатырным спиртом. Очень осторожно! Шелк чистить нельзя!
Сухая чистка любыми растворителями, используемыми для сухой чистки, включая все растворители, перечисленные для символа Р, плюс трихлорэтилен и трихлорэтан | |
Сухая чистка в тетрахлорэтилене, монофтортрихлорэтане и всех растворителях, перечисленных для символа F | |
Сухая чистка всеми растворителями, указанными для символа Р | |
Сухая чистка в трифтортрихлорэтане, уайт-спирте (температура дистилляции (перегонки) от 150°C до 210°C | |
Сухая чистка всеми растворителями, указанными для символа F | |
Сухая чистка запрещена |
Физкультминутка:
Уход за обувью.
Учитель: За обувью тоже нужно ухаживать и правильно хранить. Хранить обувь лучше всего в сухих местах, куда не проникают солнечные лучи. Светлую желательно хранить отдельно от темной.
Обувь, которой пользуемся каждый день, удобно держать в специальном шкафчике.
Только что купленная обувь сразу требует внимания, ее необходимо смазать кремом. В этом случае обувь долго будет выглядеть как новая и дольше носится.
Обувь чистят с вечера, а утром полируют. Обувь, предназначенную для носки в сырую погоду, необходимо регулярно протирать маслом или животным жиром или специальным водоотталкивающим кремом (средствами).
Сушить обувь следует при комнатной температуре. Лучше на подставке, чтобы подошва тоже сохла. В носки обуви можно набить газетной бумагой. Для быстрой сушки имеются специальные электросушилки.
Надевать обувь следует с помощью специальной ложки (рожка), тогда задники не будут мяться.
Со временем любая обувь впитывает запахи. Избавиться от них поможет соль, упакованная в бумажный пакетик.
Резиновую обувь носят только в дождливую погоду. Придя с улицы, сапоги следует вымыть прохладной водой и насухо вытереть.
Нельзя надевать резиновые сапоги при температуре ниже 00 и сушить близко к огню – они могут потрескаться.
Таковы правила – это простая, но очень нужная в жизни наука.
Ремонт одежды.
Учитель: Чтобы одежда была в порядке, ее нужно не только аккуратно носить, не только следить за ее чистотой, но и уметь ее ремонтировать. Надо научиться пришивать пуговицы, крючки и кнопки. Пуговицы, кнопки, пряжки, крючки, замки – «молния» - одежная фурнитура.
Фурнитура – это вспомогательные изделия, которые используются в швейном производстве.
Служит она для застегивания, подшивания и отделки швейных изделий. При выборе фурнитуры учитывают свойства ткани, фасон, покрой и вид одежды. Подбирают фурнитуру по размеру, форме и цвету.
Пуговицы – применяют для застегивания и отделки одежды. По назначению они делятся на пальтовые, бельевые (для легкой одежды) и для специальной одежды. Их различают по оформлению: без отделки и с отделкой (с рисунком, надписями). Изготавливают из пластмассы, дерева, кости и др. пуговицы бывают с отверстиями (2, 4) и на стойке. Подбирают их в цвет основного материала или отделки. Пуговицы к блузке, рубашке пришивают плотно к ткани, для верхней одежды – на стойке. Нитки подбирают в тон ткани или в тон пуговицы.
Кнопки – застежка из двух металлических или пластмассовых частей, входящих одна в другую (пробивание и пришивание).
Крючки – используют на участках с малым натяжением ткани для того, чтобы скрыть место застежки. Изготавливают их из металла, различных форм и размеров.
Заплатка – порванные места на одежде можно зашить на руках, на машинке незаметными стежками, а можно закрыть заплаткой:
• в тон ткани;
• контрастного цвета (декоративная заплатка).
• разной формы: круг; квадрат; сердечко и т.д.
3. Практическая работа: (во время выполнения практической работы можно использовать музыкальное сопровождение)
1) пришивание пуговиц;
2) пришивание крючков и петелек;
3) заплатка.
Во время работы соблюдать правила ТБ при работе с ручными инструментами, утюгом.
4. Закрепление материала.
1) Зависит ли способ ухода за одеждой от свойств ткани?
2) Что такое фурнитура?
3) Как подбирают пуговицы к одежде?
4) Расшифруйте знаки:
а б в г д е
Ответы:
а) Стирка при температуре 40;
б) Глаженье при температуре до 150;
в) Сухая чистка запрещена;
г) Можно отбеливать с хлором;
д) Нельзя отбеливать;
е) Стирать нельзя.
5. Итоги урока.
6. Уборка рабочих мест.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10
д. 234а, село Люторичи, Узловский район, Тульская область, 301627
☏(48731)9-28-30
e-mail: ljut_shcool_10@ mail.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Город мастеров»
для учащихся начальных классов
Составитель учитель технологии
МКОУ СОШ № 10
Барская Татьяна Георгиевна
Оглавление
Пояснительная записка
Ожидаемые результаты
Содержание программы
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"Не учи безделью, а учи рукоделью".
В.И.Даль
Актуальность Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться ,рациональное мышление, практичности характера .Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.
С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина, солома, трава, дерево.
Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей, очень важны для общего художественного развития детей, для воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.
Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью- это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно-прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.Настоящая программа предназначена для развития творческих задатков детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.
Цели кружковой работы
- всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;
- создание условий для самореализации ученика в творчестве;
- формирование практических трудовых навыков;
-развитие индивидуальных творческих способностей.
Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач
Обучающие:
-освоение детьми знаний по различным аспектам декоративно-прикладного творчества;
-формирование творческого мышления, ассоциативных образов фантазии, умения решать художественно-творческие задачи на вариации и импровизацию народной игрушки;
-овладение техникой изготовления изделий из глины и других природных материалов;
-развитие эстетической взыскательности, самостоятельности суждений при восприятии произведений искусства.
Развивающие:
-пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
-развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
-формирование творческих способностей, духовной культуры
-развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Воспитательные:
- изучать богатейшее наследие отечественных мастеров;
- уметь видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции; развивать творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство красоты и пропорций;
- прививать любовь к родине, родной природе, народным традициям.
-воспитание у детей уважения и любви к сокровищам национальной и мировой культуры;
-формирование аккуратности в работе и трудолюбия;
-развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;
-развитие коммуникативных навыков культуры общения со сверстниками.
В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах и выставках.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) и др.);
-практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и шаблонам)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-10 лет. В кружок принимаются все желающие без специального отбора. Занятия проводятся 2 часа в неделю, что составляет 70 часов в год. Занятия проводятся в группе по 15 человек. Срок реализации программы 1 год.
Режим работы кружка – 2 занятия в неделю по 1 часу.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности. В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Ожидаемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- проговаривать последовательность действий на занятии учиться высказывать своё предположение (версию) с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
Предметными результатами работы в кружке являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
1. Составление альбома лучших работ.
2. Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
3.Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников.
4. Участие в районных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.
4. Участие (в дистанционном режиме) во всероссийских и международных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.
Содержание программы
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основано на изготовлении различных изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления изделий.
Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.
Вводное занятие (1 час).
Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.
Работа с бумагой и картоном (19 часов)
Теория – 1 час
- Получение бумаги. Приемы работы с ножницами. Знакомство с различными видами бумаги и картона и их обработки.
Практика – 18 часов
- Аппликация «Груша» - (1час)
- Аппликация «Черепаха» - (1 Час)
- Аппликация забавные животные – (8часов)
- Аппликация «Одуванчик» - (2 часа)
- Поделка из цветного картона «Самолет» - ( 1час)
- Обрывная аппликация «Гриб» - (2 часа)
- Открытка «Цветы в корзине» - (3 часа)
Аппликация из текстильных материалов (10 часов).
Теория – 1 час
- Беседа о разновидностях ниток
Практика – 9 часов
- Аппликация из нарезанных ниток «Мухомор» ( 2 часа).
- Аппликация из нарезанных ниток «Собачка» (2часа)
- Аппликация из нарезанных ниток «Мама я к тебе лечу» (5 часа).
Поделки из ваты и ватных дисков (16 часов)
Теория – 1 час
- Беседа, как получают вату.
Практика – 15 часов
- Аппликация из ватных дисков «Зайчик» (2 часа)
- «Пудель из ватных шариков и крупы» (2 часа)
- Поделка из бумаги и ватных дисков «Цветы» (2 часа)
- Аппликация «Верба» (2 часа)
- Аппликация «Снеговики» (2 часа)
- Аппликация «Лебеди» ( 3 часа)
- Аппликация «Букет Коал» (2 часа)
Волшебная нить (11 часов)
Теория – 1 час
- Техника изонить, инструменты и принадлежности.
Практика – 10 часов
- Заполнение угла, круга, хорды – (1час)
- «Снеговик» - (1час)
- «Вишни» - (1час)
- «Цыпленок» - (1час)
- «Сова» - (2 часа)
- «Птичка» - (1час)
- «Снегирь» - (3 часа)
Работа с природным материалом (крупа) 12 часов.
Теория – 1 час
- Разновидности круп. Техника работы с природным материалом (крупа).
Практика – 11 часов
- Изготовление композиций из крупы (6 часов)
- Изготовление животных из крупы (5 часов)
Итоговое занятие (1 час)
- Выставка работ учащихся
Работа с бумагой и картоном.
Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.
Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полу объемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов. Ведь еще Сухомлинский В. А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Работа с нитками.
Знакомство с нитками (швейные, штопальные, для вышивания, толстые, тонкие) их применением. Обучение приемам работы с нитками. Обращение внимания детей на рациональное и экономное расходование материалов, цветовое сочетание деталей, аккуратность. Научить детей делать поделки из нового материала (разноцветных ниток). Обучение приемам работы нитками. Познакомить с новым способом изготовления – отклеивание объемных форм цветными нитками. Развивать интерес к работе, желание выполнять работу до конца и порадоваться вместе со всеми детьми за достигнутые успехи.
Поделки из ваты и ватных дисков.
Не пора ли начать осваивать новый материал - вату? Многие дети любят брать вату в руки, отрывать кусочки и подбрасывать вверх. Так значит необходимо этим кусочкам найти применение, научить детей выполнять из ваты и ватных дисков различные интересные поделки.
Волшебная нить.
Изонить – вид работы, который привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Эта техника не требует дорогостоящих материалов – только цветные катушечные нитки, цветной картон, иголка, ножницы, скотч.
Истоки этого творчества – у народных мастеров Англии. Они работали так. В плоскую дощечку забивали гвозди, на которые потом натягивали нити. Мы же используем картон – у него готовый цветовой фон и он обладает достаточной плотностью, нить не стягивает его при натяжении.
Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне. Это очень увлекательная работа, доступная людям любого возраста, начиная с самого младшего. Достоинство изонити ещё и в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться.
Этот вид работы почти незнаком учителям. Между тем техника изонити (нитеграфия или ниточный дизайн) содержит образовательный, развивающий и воспитывающий потенциал, располагает большими учебными возможностями.
Изонить – это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определённом порядке на твёрдой основе. Привлекает внимание изонить потому, что выполняется она быстро и придумать можно много интересных узоров и композиций. Этот вид творчества развивает воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. В технике нитяной графики можно изготовить не только декоративное панно, но и поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки.
Поделки из природного материала
Создание поделок из природного материала, работа с различными крупами дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям. При работе с крупами не только развиваются творческие способности, но и ярко прослеживаются межпредметные связи с уроками чтения, технологии, рисования.
Тематическое планирование кружка «Рукоделие»
№ | Тема | Коли- чество часов | Теорити- ческих | Практи- ческих |
Вводное занятие | 1 | 1 | - | |
Работа с бумагой и картоном | 19 | 1 | 18 | |
Аппликация из текстильных материалов | 10 | 1 | 9 | |
Поделки из ваты и ватных дисков | 16 | 1 | 15 | |
Волшебная нить | 11 | 1 | 10 | |
Поделки из природного материала | 13 | 1 | 12 | |
Итого | 70 | 6 | 64 |
Условия реализации программы
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, , ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию.
Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный; цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | часы | Примечание |
Вводное занятие | 1 | ||
1 | План работы кружка. Знакомство с техникой безопасности. Правила по технике безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте. Беседа «Рукоделие в вашей семье» | 1 | |
Работа с бумагой и картоном | 19 | ||
2 | Получение бумаги. Приемы работы с ножницами. Знакомство с различными видами бумаги и картона и их обработки. | 1 | |
3 | Аппликация «Груша» | 1 | |
4 | Аппликация «Черепаха» | 1 | |
Забавные животные | 8 | ||
5 | Аппликация «Поросенок» | 1 | |
6 | Аппликация «Заяц» | 1 | |
7 | Аппликация «Сова» | 1 | |
8 | Аппликация «Цыпленок» | 1 | |
9 | Аппликация «Тюлень» | 1 | |
10 | Аппликация «Белый медведь» | 1 | |
11 | Аппликация «Утята» | 1 | |
12 | Аппликация «Лебеди» | 1 | |
Аппликация «Одуванчик» | 2 | ||
13 | Заготовка деталей | 1 | |
14 | Соединение деталей картинку | 1 | |
15 | Поделка из цветного картона «Самолет» | 1 | |
Обрывная аппликация «Гриб» | 2 | ||
16 | Заготовка деталей | 1 | |
17 | Соединение деталей в картинку | 1 | |
Открытка «Цветы в корзине» | 3 | ||
18 | Подбор материала | 1 | |
19 | Заготовка деталей | 1 | |
20 | Соединение деталей в картинку | 1 | |
| Аппликация из текстильных материалов | 10 | |
21 | Беседа о разновидностях ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические) | 1 | |
Аппликация из нарезанных ниток «Мухомор» | 2 | ||
22 | Заготовка ниток по цвету, нарезка ниток | 1 | |
23 | Заполнение изображения | 1 | |
Аппликация из нарезанных ниток «Собачка» | 2 | ||
24 | Заготовка ниток по цвету, нарезка ниток | 1 | |
25 | Заполнение изображения | 1 | |
Аппликация из нарезанных ниток «Мама я к тебе лечу» | 5 | ||
26 | Изображение эскиза панно | 1 | |
27 | Подбор материала для панно | 1 | |
28 | Заготовка ниток по цвету, нарезка ниток | 1 | |
29 | Заполнение элементов изображения | 1 | |
30 | Работа над панно | 1 | |
Поделки из ваты и ватных дисков | 16 | ||
31 | Беседа, как получают вату | 1 | |
Аппликация из ватных дисков «Зайчик» | 2 | ||
32 | Заготовка материала для работы | 1 | |
33 | Сборка аппликации | 1 | |
«Пудель из ватных шариков и крупы» | 2 | ||
34 | Заготовка материала для работы | 1 | |
35 | Сборка аппликации | 1 | |
Поделка из бумаги и ватных дисков «Цветы» | 2 | ||
36 | Заготовка материала для работы | 1 | |
37 | Сборка открытки | 1 | |
Аппликация «Верба» | 2 | ||
38 | Заготовка материала для работы | 1 | |
39 | Сборка аппликации | 1 | |
Аппликация «Снеговики» | 2 | ||
40 | Заготовка материала для работы | 1 | |
41 | Сборка аппликации | 1 | |
Аппликация «Лебеди» | 3 | ||
42 | Подбор материала | 1 | |
43 | Заготовка материала для работы (вырезание заготовок) | 1 | |
44 | Сборка аппликации | 1 | |
Аппликация «Букет Коал» | 2 | ||
45 | Заготовка материала для работы | 1 | |
46 | Сборка аппликации | 1 | |
Волшебная нить | 11 | ||
47 | Техника изонить, инструменты и принадлежности. | 1 | |
48 | Заполнение угла, круга, хорды | 1 | |
49 | «Снеговик» | 1 | |
50 | «Вишни» | 1 | |
51 | «Цыпленок» | 1 | |
«Сова» | 2 | ||
52 | Прокалывание рисунка | 1 | |
53 | Вышивание совы | 1 | |
54 | «Птичка» | 1 | |
«Снегирь» | 3 | ||
55 | Прокалывание рисунка | 1 | |
56 | Подбор ниток, вышивание | 1 | |
57 | Работа над вышивкой | 1 | |
Работа с природным материалом (крупа) | 12 | ||
58 | Разновидности круп. Техника работы с природным материалом (крупа). | 1 | |
Изготовление композиций из крупы (по выбору учащихся) | 6 | ||
59 | Выбор рисунка, перевод рисунка на основу | 1 | |
60 | Подбор круп для работы над панно | 1 | |
61 | Работа над изделием, нанесение клея, засыпка элементов панно крупой | 1 | |
62 | Работа над изделием | 1 | |
63 | Покрытие поверхности лаком, просушка | 1 | |
64 | Оформление панно в рамку | 1 | |
Изготовление панно из крупы с животными | 5 | ||
65 | Выбор рисунка, перевод рисунка на основу | 1 | |
66 | Подбор круп для работы над панно | 1 | |
67 | Работа над изделием, нанесение клея, засыпка элементов панно крупой | 1 | |
68 | Покрытие поверхности лаком, просушка | 1 | |
69 | Оформление панно в рамку | 1 | |
70 | Итоговое занятие. Выставка работ учащихся. | 1 | |
Итого | 70 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007 г.
2. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
3. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.
5. Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г.
6. Лутцева Е.А. “Технология 1–4 классы. Программа” - М., 2008 г.
7. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” - М., 1990
8. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.
9.А.М.Гукасова «Рукоделие в начальных классах»,
М.Просвещение, 2005г.
10.А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение, 2006г.
11.Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение, 2007г.
12.Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов, М.Просвещение,2006г.
13.Н.М.Коньшева «Лепка в начальных классах», М.Просвещение, 2008г.
14.Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г.
15.В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
16.Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
17.В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.
18.Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
19.Д.Люцкевич. Роспись по стеклу. -М.: «Эксмо», 2008г.
20. Ю. Марьина. Коллажи и панно. -М.: «Ниола 21-й век», 2005г.
Интернет ресурсы.
http://stranamasterov.ru
http://www.encyclopedia.ru/
Список учащихся кружка «Город мастеров»
2014 – 2015 учебный год
№ п/п | Ф.И. учащихся | класс |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 | ||
13 | ||
14 | ||
15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Город Мастеров
Программа по ручному труду для работы в Детском Оздоровительном Лагере....
Рабочая программа "Город мастеров"
Рабочая программа "Город мастеров" создана для обучения детей младшего школьного возраста различным видам декоративно-прикладного творчества. Предполагает изготовление большого количества несложных из...
Рабочая программа "Чудо-мастера" -тестопластика.
Программа разработана для формирования у младших школьников навыков работы с различными прикладными материалами, способствует развитию мелкой моторики, и художественно-эстетического вкуса....
Рабочая программа кружка "Мастерим своими руками"
Работа в кружке «Мастерим своими руками» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также развития мышления детей.Цель программы - создание условий...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИСТОРИЯ Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИСТОРИЯ Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка...
Рабочая программа "Фабрика мастеров"
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в повышении общего уровня культуры и воспитанности подрастающего поколения, разностороннего развития детей и подростков, пробуждения у них твор...