Оптимизация системы профориентационной работы и повышение мотивации к самоопределению подростков на основе использования ИКТ и возможности дистанционной формы организации занятий.
презентация к уроку по технологии (9 класс) по теме
Целью системы профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. В связи с этим профориентация призвана в школе решать задачу формирования личности работника нового типа, что обеспечит эффективное использование кадрового потенциала и рациональное регулирование рынка труда.
Рассмотрение профессиональной ориентации как системы взаимодействия личности и общества предполагает определенный характер этого взаимодействия. Принята идея о равноправном взаимодействии личности и общественных структур (внешкольных заведений, дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, служб профориентации, органов, регулирующих использование трудовых ресурсов, а также предприятий и учреждений, семьи и общественности) в длительном процессе профессионального самоопределения. Таким образом, личность, будучи объектом профориентационных воздействий, является одновременно субъектом профессионального самоопределения. Для успешного вхождения человека в новый для него мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели общество предоставляет ему ориентиры, отражающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, а также конкретные виды труда, профессии и возможности подготовки к ним.
Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду.
У школьников 1-4 кл. с помощью активных средств профориентационной деятельности необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.
У подростков 5-7 кл. важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профдеятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
У школьников 8-9 кл. необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
С учащимися 10-11 кл. важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляются устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов; знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.
Оптимизируя профориентационную работу в школе с учетом склонностей учащихся и потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах, формируя у школьников интерес к массовым профессиям, необходимо разработать творческие подходы, активные виды деятельности с использованием современных информационно-наглядных пособий, технических средств и главное - организовать непосредственное общение, равноценный диалог с учащимися и родителями, в том числе и дистанционно!
Назначение презентаций:
Знакомить учащихся с отраслями народного хозяйства вообще и конкретного экономического района, с перспективами его развития.
Раскрывать содержание и значение различных профессий.
Прививать уважение к людям труда.
Информировать о потребностях в кадрах нашего экономического района.
Рассказывать о перспективах профессионального роста.
Знакомить с условиями приема в учебные заведения.
Показывать специфику получаемых в них профессий.
Показывать учащимся особенности предприятий, профессиональных училищ, их значение для народного хозяйства страны.
Постоянно поддерживать связь с шефствующими производствами, профессиональными училищами и лицеями.
Целенаправленно формировать у школьников профессиональные интересы.
Система разработана с целью помощи подростку в профессиональном самоопределении. В качестве содержательной процессуальной модели построения занятий выбрана схема построения личного профессионального плана, предложенная Климовым Е.А., дополненная ценностно - нравственным компонентом самоопределения, что обусловлено следующими обстоятельствами:
- Произошли существенные изменения во всех образовательных системах государства, что связано с общей демократизацией и гуманизацией общественной жизни. Это привело к тому, что проблема свободы самоопределения в изменившемся обществе становится одной из важнейших для подростка.
- Мы переживаем период, когда прежние ценностно-нравственные профессиональные ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые все еще в стадии формирования. Все это приводит к растерянности выпускников школ и их родителей, их педагогов, пытающихся оказать учащимся профориентационную помощь.
- Современные дистанционные формы организации занятий позволяют вовлечь в эту деятельность и детей с ограниченными возможностями.
Основные цели и задачи профориентационной системы:
1. Формирование у учащихся ценностно-нравственной основы выбора.
2. Осознание ценности труда.
3. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации и мире профессий.
4. Осознание необходимости профессиональной подготовки.
5. Общая ориентировка в вопросах профессиональной пригодности, в требованиях профессиональной деятельности к личностным качествам.
6. Выделение профессиональных целей, знания путей и способов преодоления препятствий, внешних и внутренних при продвижении к цели.
7. Начало практической реализации профессиональной личной перспективы.
Характерной особенностью занятий с презентациями является перенос акцента с акта выбора профессии на подготовку к профессиональной карьере путем:
правильной оценки своих природных и приобретенных особенностей;
свойств личности;
формирования реальных представлений о профессиональном мире и социальной обстановке;
отработки и усвоения будущих социальных и профессиональных ролей в учебно-игровых ситуациях.
Профориентационный курс направлен на раскрытие личностного своеобразия каждого подростка и признание его права на самостоятельный поиск профессионального пути. Система направлена на построение активного дистанционного диалога с молодыми людьми об их внутреннем мире, стремлениях и возможностях, талантах и способностях, жизненных ценностях. Все это обсуждается в контексте профессионального будущего детей и созвучно их внутренним переживаниям.
Контроль осуществляется через интерактивные формы: построение личного профессионального маршрута путем дистанционного общения на основе электронных презентаций.
В конечном итоге учащиеся осознают, что выбор карьеры может быть успешным, когда он продуман, самостоятелен и ему предшествует серьезная внутренняя работа.
Создание системы связано с идеей психологической поддержки учащихся, находящихся в ситуации частичной отстраненности от социума и, при этом, решающие одну из возрастных задач – профессиональное самоопределение. Курс построен с учетом возрастных особенностей и потребностей личности в период взросления.
Центральным психическим процессом переходного возраста является развитие самосознания. Именно в это время у подростков возникает настоятельная потребность в изучении своих особенностей, в получении достоверной информации о своей личности, обладающей качествами, присущими только ей. Эту потребность вряд ли возможно удовлетворить в рамках преподавания школьных дисциплин, ориентированных, прежде всего, на изучение внешнего, а не внутреннего мира. Поэтому психологические занятия, дающие пищу для размышлений и переживаний, позволяющие узнать о себе что-то новое, иначе увидеть себя в контексте выбора профессии, воспринимаются учащимися с большой заинтересованностью. В целом методическое обеспечение дает возможность учащимся получить необходимую информацию о себе для принятия решения о профессиональном будущем.
Перечень знаний и умений, формируемых в процессе занятий
- Учащийся должен знать:
Значение профессионального самоопределения;
Требования к составлению личного профессионального плана;
Правила выбора профессии;
Понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
- Понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
Понятие об основных свойствах личности (темперамент, свойства нервной системы, внимание, память, мышление и т.д.)
- Учащийся должен уметь:
- Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- Составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- Использовать приемы само презентации;
- Анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;
- Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Для проведения дистанционных занятий адаптирована программа элективного курса "Ты и профессия".
(Материал выложен в разделе "Элективные курсы".)
В дополнение к 9 основным занятиям создан комплекс из 4 занятий,
информирующий подростков о работе службы занятости, правилах выбора профессии,
организации поиска работы и временном трудоустройстве.
Занятие № 1 "Правила выбора профессии" https://yadi.sk/i/C9ZL0oTebGPxL
Занятие № 2 "Служба занятости" https://yadi.sk/d/ym_NaGQDbGRZ9
Занятие № 3 "Поиск работы" https://yadi.sk/d/ueDe8XXobGSkw
Занятие № 4 "Временное трудоустройство" https://yadi.sk/d/u81kwWlrbGUVk
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
subekty_vzaimodeystviya.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие субъектов, влияющих на профессиональное самоопределения старшеклассников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система профориентационной работы в условиях школы с подростками, имеющими отклонения в развитии.
Профориентационная работа в школе выступает как компонент учебно-воспитательного процесса. Ее эффективность определяется сочетанием различных форм профориентационной помощи обучающимся в п...
Система профориентационной работы в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В статье описана система профоринтационной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями...
Проект на тему "Повышение мотивации учащихся на уроках географии через использование возможностей интерактивной доски"
Проект рассказывает о различных видах интерактивной работы при помощи интерактивной доски и тестинг системы....
Статья "Система профориентационной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"
Система профориентационной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья...
Презентация опыта работы "Использование игровой технологии "Ребус - это интересно" для повышения мотивации к чтению у детей 6-7 лет с нарушениями речи на занятиях по обучению грамоте"
Как только ребенок познакомился с буквами, он постепенно начинает читать. Но дальнейший интерес к чтению может как сохраниться, так и пропасть. Чтобы этого не было, на занятиях можно использовать игро...
Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....
«Роль профориентационной работы для повышения мотивации школьников к достижению планируемых результатов по усвоению образовательной программы, успешной сдачи итоговой аттестации, осознанного выбора дальнейшего жизненного пути на уроках технологии»
Осознанный выбор профессии, одна из главных проблем в жизни каждого человека. Особо значимым является формирование умения включаться в общественно производительный труд и социальные отношения трудовог...