Система профориентационной работы в условиях школы с подростками, имеющими отклонения в развитии.
статья (9 класс) на тему

Казначеева Елена Ивановна

Профориентационная  работа в школе выступает как компонент учебно-воспитательного процесса.  Ее эффективность определяется сочетанием различных форм профориентационной помощи обучающимся в процессе преподавания школьных дисциплин и организации внеурочной деятельности.

        В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только  у нормально развивающихся школьников, но и у  лиц в классах КРО.  В силу личностных особенностей, выпускникам  данных классов очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система  профориентационной  работы  в условиях  школы с подростками, имеющими  отклонения в развитии.

Казначеева Е.И.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа №2 г.Мценска (МБОУ-средняя школа №2 г.Мценска)

 «Школа должна готовить школьника к жизни ,                                                                                  

                                                                        должна вооружить его в такой мере, чтобы                                                    

                                                                        выйдя в бурное житейское море, он не

                                                                         потерялся среди того разнообразия, какое

                                                                         дает современная действительность,

                                                                           и сумел верно и с полным самообладанием

                                                                 реагировать  на  предъявляемые  жизнью

                                                                           запросы.»      

                                                                                            П.Знаменский                                                                              

          Цели обучения и воспитания, которые ставит перед педагогом сегодняшняя школа и общество, должны сформировать у обучающихся в результате деятельности качества, которые помогут ему в будущем состояться во взрослой жизни.

Профориентационная  работа в школе выступает как компонент учебно-воспитательного процесса.  Ее эффективность определяется сочетанием различных форм профориентационной помощи обучающимся в процессе преподавания школьных дисциплин и организации внеурочной деятельности.

        В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только  у нормально развивающихся школьников, но и у  лиц в классах КРО.  В силу личностных особенностей, выпускникам  данных классов очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

      Некоторая часть выпускников коррекционных классов  идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако тем не менее и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

-- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

-- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;

-- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

-- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.

Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с ограниченной умственной возможностью.

       Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

       Профессиональная ориентация как комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями является органической частью воспитательной работы учебных заведений.  Этот процесс, осуществляемый в основном в школе, предполагает целенаправленное воздействие на личность школьника, опирающееся, с одной стороны, на изучение учащегося, с другой - на понимание объективных условий, в которых будет осуществляться его трудовая деятельность.

          На практике же зачастую между трудовым воспитанием и работой по профессиональной ориентации очень трудно выявить связи. Исследования ряда авторов показывают, что профориентационная работа в школе, как правило, рассматривается изолированно, как какая-то особая, специфическая деятельность, и она проводится в отрыве от трудового воспитания учащихся. То есть "параллельно" работают две системы - система трудового воспитания и система профессиональной ориентации учащихся. Если же создать единую систему трудового воспитания и профориентации, то логическим результатом ее работы, показателем гражданской зрелости учащегося и, одновременно, показателем учебно-воспитательной работы школы станет профессиональное самоопределение выпускника, сознательный выбор им профессии.

      В процессе профориентационной работы ученики школы приобретают адекватные представления о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активно развивают их, формируют потребность и умение включаться в общественный производительный труд.

      Забота школы об обоснованном выборе профессии обучающимися с особыми образовательными возможностями ,  формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными, становятся крайне актуальными задачами, решив которые школа реализует свою гуманистическую функцию, поможет  в будущем  осуществить социальное и профессиональное самоопределение.  Это возможно только, если существует система профориентационной работы, под которой понимается взаимодействие личности и общества, направленное на удовлетворение потребностей личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры.

      В системе профориентационной работы в  нашей  школе классный  воспитатель  является центральной фигурой, так как он является координатором всех воспитательных воздействий в классах КРО.  Именно классный  воспитатель может реально помочь  таким  учащимся составить объективный образ собственного “Я”.

В ходе профориентационной работы классный воспитатель и ответственный за профориентационную работу в школе решают следующие задачи:

- оказывают помощь школьникам, имеющим отклонения в развитии  сделать правильный выбор в своей будущей жизни, осуществляют психологическую подготовку учащихся к труду, участвуют в организации их общественно -полезного и производительного труда;

- организуют систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий, пропагандируют те из них, которые   востребованы в городе;

- изучают с помощью анкетирования личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности;

- организуют разнообразные виды деятельности, в которых школьники могут осуществить своеобразную “пробу сил”, стимулирует их участие в занятиях кружков, различных клубов, факультативов;

-  устанавливают и поддерживает контакты с организациями и учреждениями, осуществляющими профориентацию учащихся  (предприятия, внешкольные учреждения , учебные профессиональные  заведения города);

-  проводят работу с родителями обучающихся ,координирует действия учителей, работающих в  данных классах.

Школьный психолог работает с родителями, которым нужно хорошо знать состояние здоровья сына или дочери и при отклонении в состоянии здоровья психологически готовить их к тому, что ряд профессий, возможно и те, которые они для себя избрали, будут для них вредны, рекомендовать им выбор более подходящих специальностей. Это избавит подростка от психологических травм, конфликтов, неудовлетворенности.

В  5-7 классах формируется осознание обучающимися своих интересов, способностей связанных с выбором профессии с помощью встреч, экскурсий, знакомства с профессиями своих родителей, выполнения социальных проектов, исследовательских  работ  и ознакомительных классных часов. В этом возрасте школьники должны соотносить свою будущую профессию с определённым образом жизни и возможностями реализации своих способностей.

В  младших 2-3 классах (КРО) проводятся  следующие мероприятия : классные часы на тему: «Кем быть», «Профессия моих родителей» , экскурсии в городской краеведческий музей и картинную галерею

Анализируя структуру профориентации у всех исследователей, можно сказать следующее:

      Ни один автор не отрицает необходимости проведения профессионального просвещения учащихся. Одни это называют профориентацией, другие - профинформацией, третьи - сообщением знаний о профессиях, четвертые - ознакомлением учащихся с профессиями, пятые - профинформационной деятельностью. Суть одна. Под профессиональным просвещением понимается ознакомление учащихся с разными видами труда в нашем обществе, с условиями и особенностями профессий, воспитание у них уважения к умственному и физическому труду, к разным профессиям.

Исследования К.М. Турчинской свидетельствуют о том, что уровень профессиональной устойчивости выпускников классов КРО значительно ниже уровня профессиональной устойчивости выпускников профессиональных училищ. Наряду с частой сменой профессии наблюдается частая смена места работы. Нередки случаи, когда выпускник  таких классов каждый год меняет место работы.

    В целях повышения профессиональной устойчивости выпускников данных классов необходимо:  во-первых, улучшить воспитательную работу с ними на производстве и, во-вторых, усовершенствовать профориентационную работу в школе. Под профессиональной направленностью понимается установка личности на развитие качеств, необходимых для успешного труда в избранной области. Формирование профессиональной направленности предполагает развитие соответственных интересов. Известно, что интерес побуждает личность к активной деятельности. Интерес способствует повышению качества усвоения знаний и стимулирует работоспособность.

Правильному определению профессиональных возможностей учащихся вспомогательной школы способствуют специальные медико-психологические обследования и основанные на этих данных квалифицированные консультации.

Выпускники классов КРО, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно оценить свои склонности и возможности. Однако при этом они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.

Решающим фактором при выборе профессии взрослеющими учащимися становится влияние педагогов, воспитателей и система проводимой в школе профессиональной работы.

      Профессиональная ориентация подростков, имеющих отклонения в развитии,  призвана помочь правильно выбрать профессию, определить свой жизненный путь. Известно, что профессиональная направленность впервые формируется в подростковом возрасте. Однако сами данные  учащиеся не в состоянии оценить свои возможности, степень развития у них именно тех качеств и свойств, которые требуются для конкретной профессии и обеспечивают успех ее освоения.  И здесь на помощь приходят опытные педагоги и психологи, которые помогают определиться в дальнейшей жизни  таким детям.

Литература

1. Барановский А.Б., Потапенко Г.М., Щекин Г.В. Система методов профессиональной ориентации.-К., 1991.

2. Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников.//Вопросы теории и методики. - М., 1981.

3. Букун Н. И., Даний А. И., Иваницкий А. И. Совершенствование процессов социально-трудовой адаптации учащихся и выпускников вспомогательных школ. - Кишинев, 1990.

4. Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии./Под ред. С.Н. Чистяковой. - М., 1989.

5. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - К., 1988.

6. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. - М., 1999.

7. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. - М., 1988.

8. Липа В.А. Основы коррекционной педагогики. - Донецк, 2002.

9. Максименко С.Д., Бондарь В.И., Бех И.Д. Психология формирования трудовых умений школьников. - К., 1980.

10. Павлютенкова Е.И. Профориентация учащихся. - К., 1983.

11. Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы.//Дефектология, 1996. - № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подростки с проблемами развития: специфика мотивации в условиях депривации"

В зависимости от области развития , которая может быть подвержена депривационному воздействию можно выделить депрвацию физическую, когнитивную и психосоциальную.  Социальная депривация стано...

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

Информационные технологии как одна из новых тенденций социализации подростков с нарушением развития

Информационные технологии (ИТ) не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому органи...

Тренинги для подростков: развитие личности подростка- Карамзина Светлана Валентиновна

Программа предназначена для подростков 12-15-ти лет и включает в себя девять тренингов по выходным дням, с периодичностью один раз в месяц. Предусмотрены домашние задания и переписка с тренером по Инт...

РАЗВИТИЕ АВТОДОРОЖНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ

В статье автор рассматривает проблемы воспитания культуры дорожного движения и профилактики дорожно-транспортного травматизма как составляющей социализации подрастающего поколения, анализирует опыт ра...

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями (для специалистов, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями)

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями предназначены для педагогов и руководителей учреждений соци...