«Роль профориентационной работы для повышения мотивации школьников к достижению планируемых результатов по усвоению образовательной программы, успешной сдачи итоговой аттестации, осознанного выбора дальнейшего жизненного пути на уроках технологии»
статья по технологии
Осознанный выбор профессии, одна из главных проблем в жизни каждого человека. Особо значимым является формирование умения включаться в общественно производительный труд и социальные отношения трудового коллектива, приобретение учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях.
Школа как важнейший функциональный элемент государства отражает состояние и тенденции развития общества и определяет его будущее. Ориентация обучающихся на профессиональный труд и выбор своего профессионального пути выступает как неотъемлемая часть образовательного процесса. Роль профориентации приобретает в настоящее время особую актуальность и значимость, так как:
Во-первых, мир профессий стал более дифференцирован, чрезвычайно динамичен и изменчив, количество вузов и направлений работы увеличилось в разы. Ежегодно появляется около 500 новых профессий, многие профессии сегодня «живут» лишь 5-15 лет, затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости.
Во-вторых, на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Это значит, что человеку надо стремиться овладевать не одной единственной профессией, а несколькими смежными. Социологи считают, что для многих молодых людей реальностью станет не просто смена мест работы, но и смена профессии 5-6 раз в течение жизни. Следовательно, профессиональный выбор стало делать все сложнее, соответственно, актуальность профориентационной помощи в этом - возросла.
Говорят любая профессия – врач, шахтёр, инженер, артист и т.д. – начинается с учителя. На мой взгляд, важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Предмет «Технология» - особенный, он помогает ориентировать в мир профессий, проявлять творчество и индивидуальность, подготовить школьников к самостоятельной трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад для педагогического совета на тему:
«Роль профориентационной работы для повышения мотивации школьников к достижению планируемых результатов по усвоению образовательной программы, успешной сдачи итоговой аттестации, осознанного выбора дальнейшего жизненного пути на уроках технологии»
Осознанный выбор профессии, одна из главных проблем в жизни каждого человека. Особо значимым является формирование умения включаться в общественно производительный труд и социальные отношения трудового коллектива, приобретение учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях.
Школа как важнейший функциональный элемент государства отражает состояние и тенденции развития общества и определяет его будущее. Ориентация обучающихся на профессиональный труд и выбор своего профессионального пути выступает как неотъемлемая часть образовательного процесса. Роль профориентации приобретает в настоящее время особую актуальность и значимость, так как:
Во-первых, мир профессий стал более дифференцирован, чрезвычайно динамичен и изменчив, количество вузов и направлений работы увеличилось в разы. Ежегодно появляется около 500 новых профессий, многие профессии сегодня «живут» лишь 5-15 лет, затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости.
Во-вторых, на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Это значит, что человеку надо стремиться овладевать не одной единственной профессией, а несколькими смежными. Социологи считают, что для многих молодых людей реальностью станет не просто смена мест работы, но и смена профессии 5-6 раз в течение жизни. Следовательно, профессиональный выбор стало делать все сложнее, соответственно, актуальность профориентационной помощи в этом - возросла.
Говорят любая профессия – врач, шахтёр, инженер, артист и т.д. – начинается с учителя. На мой взгляд, важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Предмет «Технология» - особенный, он помогает ориентировать в мир профессий, проявлять творчество и индивидуальность, подготовить школьников к самостоятельной трудовой деятельности.
Цель профориентации на уроках технологии – это выработка у школьников сознательного отношения к труду и выбору будущей профессии. Отсюда вытекают следующие задачи профориентации:
• научить учащихся объективно выявлять уровень своих качеств и соотносить их с требованиями различных сфер трудовой деятельности к человеку;
• вооружить методами диагностирования своих интересов, способностей, склонностей и профессиональных намерений при выборе профессии;
• ознакомить со спецификой профессиональной деятельности человека.
Содержание предмета «Технология» даёт возможность ознакомить учащихся со многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но и в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности.
Сегодня необходимый педагогический инструментарий без особых проблем можно найти в ресурсах сети Интернет, поэтому включаю в план уроков фильмы, презентации, повествующие о той или иной профессиях, отраслях, интервью со специалистами.
В ходе изучения теоретического материала и выполнения практических работ на уроках технологии, школьники знакомятся с содержанием и условиями труда по ряду профессий, возможностью карьерного роста, условиями труда и уровнем заработной платы. Кроме этого учащиеся 11х классов изучая такие темы как:
- «Понятие профессиональной деятельности,
- Нормирование и оплата труда,
- Профессиональная этика,
- Трудоустройство, особенности составления резюме и сопроводительного письма
Одной из форм работы по профориентированию учащихся, стали творческие проекты. Проекты включают в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части содержится пояснительная записка, информация об истории предмета, технологическая карта, этапы выполнения работы по изготовлению изделия. Практическая часть – изготовление изделия. При выполнении творческих проектов, учащиеся не только овладевают умениями и навыками, но и активно участвуют в поиске сведений о профессиях.
Например в 10 классе, после изучения разделов «Технология проектирования изделий» и «Технологии в современном производстве», учащиеся выполняют учебный дизайн – проект.
Учащиеся 11х классов выполняют проект по теме: «Моя будущая профессия». Проектным продуктом является буклет, в котором проектант рассказывает о профессии, условиях труда, уровне заработной платы, объекте и субъекте труда, результате и режиме труда. Кроме этого в буклете есть информация о предметах ЕГЭ и адреса ВУЗов и Профессиональных учебных заведениях.
Я считаю, что профориентационная работа на уроках технологии играет непосредственную роль и в успешной сдаче итоговой аттестации, т.к. позволяет обучающимся осознанно подходить к выбору экзаменов, четко понимая, что именно эти предметы пригодятся им для дальнейшего обучения и получения профессии, с учетом интересов, склонностей и возможностей.
Закономерным итогом всей системы профориентационной работы на уроке должна являться качественная сдача обучающимися итоговой аттестации. И выбор профессии с учетом трех составляющих : «Хочу», «могу», «надо».
Где, Хочу – это интересы и склонности.
Могу – это способности, возможности здоровья и профессиональная квалификация.
Надо – возможность трудоустроиться, уровень спроса на рынке труда.
В случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше оказывается не только общество, получившее активного, целеустремлённого деятеля общественного производства, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации, человека, способного обеспечить себе, своей семье и своим престарелым родителям достойное будущее.
Руководитель МО эстетического цикла Г.В. Манько
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель системы оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
зачетна работа на курсах...

Заседание МО учителей естественно-математического цикла по теме: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в аспекте современного урока»
Данное заседание проводилась в рамках единого методическогодня по теме «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в аспекте современного...
ДОКЛАД на методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме «Технологическая карта урока как один из способов достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС».
В условиях перехода на ФГОС ООО согласно требованиям стандарта второго поколения мы должны отказаться от привычного нам (традиционного) построения урока. Если раньше ведущая роль на уроке (за исключ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилова
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программы начального общего образованияв «Школе 2100» (технология оценивания образовательных дос...