Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы
статья по технологии на тему

Мельникова Ирина Борисовна

 

Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы (по результатам освоения курса ТРИИК)

Предлагаю вашему вниманию результат освоения инновационной технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (курсы ТРИИК).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы (по результатам освоения курса ТРИИК)

В современном обществе постоянно происходят изменения,  и эти изменения отразились на представлении о целях образования и способах его реализации. Современному государству нужна личность, всесторонне развитая, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы, владеющая базовым набором социальных компетенций, способная стать полноценным гражданином своей страны. Учить по-старому уже нельзя.  Современная школа должна идти в ногу со временем и давать не только предметные знания, умения, и навыки, но и формировать универсальные учебные умения личностные и метапредметные (коммуникативные, регулятивные, познавательные).

Среди ключевых умений, которые должны быть приобретены школьниками,  не последнее место занимают личностные умения. Особенно ярко они проявляются на таком предмете как технология.

Федеральный государственный стандарт нового поколения прописывает те личностные умения, которые школьники должны приобрести в результате учебной деятельности в школе.

  • Мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и   внешние мотивы;
  • Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач;
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • Развитие эстетических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • Знание основных моральных норм  и ориентация на их выполнение;

Наиболее важными на данный момент считаю: создание мотивации к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к изучению нового материала и осознание собственной успешности в освоении этого материала.

Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности позволяет строить учебный процесс,  ориентированный на результат, обозначенный в новом стандарте.

Предлагаю вашему вниманию результат освоения инновационной технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (курсы ТРИИК). Обучение на курсах проходило в форме данной технологии, поэтому теоретические знания приобретались самостоятельно, проектировалось изучение учебной темы в виде технологической карты, разработка была апробирована в реальном учебном процессе. Проводился блок уроков по технологии на тему «Уход за одеждой» в 5 классе.

Результатом этой работы стала самооценка детей по окончании урока:

  • Мне важно научиться правильно ухаживать за одеждой, потому что …….
  • …….я хочу выглядеть опрятно и красиво
  • …… я хочу выглядеть хорошо в глазах друзей
  • …….одежда может перейти к брату или сестре
  • …….я могу ее кому-нибудь подарить
  • ………я хочу помогать маме
  • Я очень доволен тем, что научился правильно ухаживать за одеждой, читать ярлычки, аккуратно складывать одежду и теперь знаю, как можно самому ухаживать за одеждой.

Очевидные изменения, которые я заметила в учебной деятельности детей:

  • Повысилась мотивация к учебной деятельности
  • Возросла активность на уроке
  • В учебной деятельности принимали участие все дети
  • Проявилась потребность работать в паре и в группе
  • Положительный результат  получили все в той или иной степени

Хочу порекомендовать коллегам попробовать себя в этой новой технологии.

В качестве приложения публикую презентацию «Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы Мельникова Ирина Борисовна ГБОУ СОШ №262

Слайд 2

Личностные умения в контексте ФГОС Мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач; Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; Развитие эстетических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

Слайд 3

Тема Технология 5 класс Уход за одеждой Цели Сформировать представление школьников о способах ухода за одеждой. Ввести: - условные знаки по уходу за одеждой; - приемы выполнения ремонта одежды. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Личностные умения - проявлять интерес к изучению темы; - проявлять желание помогать близким людям; - проявлять осознание собственной успешности при изучении темы; - проявлять желание самостоятельно ухаживать за одеждой. Метапредметные умения Познавательные умения: - проявлять осознание собственной успешности при изучении темы; - раскрывать значение выражения «инструкция», «ярлык», «уход за одеждой», «аппликация », «декоративная аппликация», « термоаппликация » и использовать их в активном словаре; - определять правила хранения одежды для ее содержания в безукоризненном состоянии, и обосновывать свое мнение - определять способы ремонта изношенных вещей и обосновывать свое мнение. - определять необходимость «продлевать жизнь» любимым вещам, и обосновывать свое мнение; - использовать приобретенные знания для ухода за одеждой из разных тканей. Регулятивные умения: - соотносить учебные действия с поставленными задачами; - выполнять учебное задание, используя справочный материал; - проверять результат выполнения задания, выполнять самопроверку; - соотносить цель и полученный результат. Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности; - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения - определять порядок ухода за одеждой, используя данные ярлыка; - определять по ярлыку состав ткани данного изделия и представлять условия его стирки; - определять условия хранения различных вещей; - определять способы ремонта одежды в соответствии с видом повреждения; - выполнять ремонт изделия с использованием технологической карты; - определять и писать порядок ухода за трикотажным платьем, используя данные ярлыка изделия.

Слайд 4

Ситуативное задание Маша очень хотела порадовать маму и сделать ей подарок к 8 марта. Оставшись дома одна, она постирала мамино любимое платье в стиральной машине, думая о том, как обрадуется мама, увидев свое платье чистым и отутюженным. Как же Маша была удивлена, когда платье после стирки стало в пору ей самой, и она не смогла его разгладить утюгом. Она очень расстроилась и представила, как огорчиться мама, увидев свое платье. Ребята, почему Маше не удалось порадовать маму своей заботой? Есть ли у вас желание научиться ухаживать за одеждой так, чтобы не получать неприятных сюрпризов?

Слайд 5

Учебно-познавательная деятельность Содержательные блоки Блок А. Уход за одеждой Блок Б. Чистка и стирка одежды Блок В. Хранение одежды Блок Г. Ремонт одежды Блок Д. Диагностика качества освоения темы

Слайд 6

Цепочка заданий на знание, понимание, умение Блок В . Хранение одежды Задание 1 (З) Расскажите известные вам правила хранения одежды. Задание 2 (П) Может ли одежда выглядеть безукоризненно, если нарушены правила ее хранения? Обоснуйте свое мнение, используя пример. Задание 3 (У) Сложите футболку так, чтобы она не помялась, и ее было удобно хранить. Задание 5 (У) Определите условия хранения предложенных вещей и представьте средства, которые позволяют это выполнить: юбка, брюки, зимняя куртка, летние шорты, футболка, рубашка, платье, вязаный джемпер, джинсы. Диагностическое задание Определите условия и способы хранения различных видов одежды ( предлагаются образцы одежды ).

Слайд 7

Результаты освоения темы - диагностика Блоки Выполнили правильно Допустили исправления Не справились А 11 2 0 Б 6 6 1 В 9 3 1 Г 7 2 4

Слайд 8

Результаты освоения темы- умения Личностные умения: - проявлять желание самостоятельно ухаживать за одеждой. Познавательные умения : - определять условия правильного ухода за одеждой и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - соотносить цель и полученный результат. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога Предметные умения: - определять и писать порядок ухода за трикотажным платьем, используя данные ярлыка изделия .

Слайд 9

Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Выбор варианта задания Информативный вариант (с максимальной поддержкой учителя) 0 Импровизационный (с минимальной поддержкой учителя) 11 Эвристический (выполняется самостоятельно) 2

Слайд 10

Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Личностные умения проявлять интерес к изучению темы; проявлять желание помогать близким людям проявлять желание самостоятельно ухаживать за одеждой. проявлять осознание собственной успешности при изучении темы;

Слайд 11

Оценка проявления личностных умений

Слайд 12

Проявление формирования личностных умений в самооценке учащихся Мне важно научиться правильно ухаживать за одеждой, потому что ……. …….я хочу выглядеть опрятно и красиво …… я хочу выглядеть хорошо в глазах друзей …….одежда может перейти к брату или сестре …….я могу ее кому-нибудь подарить ………я хочу помогать маме Я очень доволен тем, что научился правильно ухаживать за одеждой, читать ярлычки, аккуратно складывать одежду и теперь знаю, как можно самому ухаживать за одеждой.

Слайд 13

Очевидные изменения школьников Повысилась мотивация к учебной деятельности Возросла активность В учебной деятельности принимали участие все дети Проявилась потребность работать в паре и в группе Результат получили все

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие личностных результатов в процессе освоения основной образовательной программы на уроках информатики

Формирование и развитие личностных результатов в процессе освоения основной образовательной программы на уроках информатики...

статья Формирование личностных умений, способностей средствами системно-деятельностного подхода на уроках географии.

Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второг...

Формирование профессиональных компетенций обучающихся специальности «Физическая культура» в процессе освоения учебной дисциплины «Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой тренировки»

Данная презентация рассматривает  «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы», где четко обозначены основные виды профессиональных компетенций, которым...

Доклад на тему «Формирование исследовательских умений в процессе преподавания иностранного языка в техникуме».

Содержание обучения определено образовательным стандартом, оно хорошо сочетается с профильно-ориентированным обучением, в котором используются инновационные педагогические технологии. Они позволяют ст...

Минушкина Т.В. Формирование метапредметных умений в процессе освоения надпредметного курса «Мир деятельности»

Минушкина Т.В. Статья "Формирование метапредметных умений в процессе освоения надпредметного курса «Мир деятельности»....

Формирование коммуникативных умений в процессе освоения учебной темы по математике

презентация на тему "Формирование коммуникативных умений в процессе освоения учебной темы". 6 клас УМК «Н.Я. Виленкин» Математика Технологическая карта темы «Приведение под...

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА...