Доклад на тему «Формирование исследовательских умений в процессе преподавания иностранного языка в техникуме».
статья по немецкому языку на тему

Белавина Ольга Владимировна

Содержание обучения определено образовательным стандартом, оно хорошо сочетается с профильно-ориентированным обучением, в котором используются инновационные педагогические технологии. Они позволяют студентам успешно усваивать учебный материал, развивать их нравственно, интеллектуально. Используя такие инновационные методы обучения, как метод проектов, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, педагоги учитывают особенности целостной личности студентов. Приоритетными становятся самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных знаний, а не усвоение и воспроизведение готовых знаний. Каждый студент должен вовлекаться в активную познавательную деятельность, развивать творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

ГБОУ  СПО  «Безенчукский аграрный техникум»

Рассмотрен на  методическом семинаре.

Методист_________/М.В. Астраханова/

Протокол №_____от  15.10.2015г.

Доклад

на тему «Формирование исследовательских умений в процессе преподавания иностранного языка в техникуме».

Преподаватель Белавина. О.В.

Безенчук 2015 г.

      Содержание обучения определено образовательным стандартом, оно хорошо сочетается с профильно-ориентированным обучением, в котором используются инновационные педагогические технологии. Они позволяют студентам успешно усваивать учебный материал, развивать их нравственно, интеллектуально. Используя такие инновационные методы обучения, как метод проектов, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, педагоги учитывают особенности целостной личности студентов. Приоритетными становятся самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных знаний, а не усвоение и воспроизведение готовых знаний. Каждый студент должен вовлекаться в активную познавательную деятельность, развивать творческие способности.

    Исследовательская работа по дисциплине «Иностранный язык» призвана способствовать обогащению знаний и умений студентов по дисциплине, развитию коммуникативных способностей личности. Она создает благоприятные условия для появления. развития и раскрытия творческих способностей студентов.

  Исследовательская работа в рамках изучения иностранного языка проводится студентами при переводе текстов, особенно тех, которые заимствованы из коммуникативной практики носителей языка. Это и функциональные тексты повседневного обихода и информативные тексты, выполняющие информационную функцию и содержащие постоянно новые сведения и факты, а также тексты по специальности, предусматривающие определенную подготовленность студентов в вопросах будущей профессии. Эти тексты нацеливают студентов не только на получение информации, но и предполагают владение определенной долей информации будущими специалистами, полученной при изучении спецдисциплин. Поэтому в соответствии с программой изучением материалов спецтекстов мы занимаемся на третьем курсе. Именно изучением, а не только техническим переводом, который, впрочем, и сам невозможен без исследования тех или иных грамматических и лексических форм. Изучение материалов спецтекстов сопровождается консультациями у преподавателей спецдисциплин агрономического и строительного отделений, работой со справочной литературой и учебниками, с интернетом. В связи с постоянным обновлением информации студентам предлагается ее поиск для знакомства с последними данными, например, для строителей – по производству современных строительных материалов, для будущих агрономов – по использованию в сельском хозяйстве тех или иных методов по защите растений и так далее. Составление и выполнение взаимосвязанных и взаимообусловленных упражнений, учитывающих характер текстов, обеспечивающих их понимание, и извлечение основной или полной информации являются также одним из видов исследовательской работы студентов. Эта работа должна активизировать мыслительную деятельность студентов. Они должны не только использовать свои знания иностранного языка, но и суметь построить задания, связанные с развитием умений разного характера: репродуктивных и продуктивных. Такие упражнения самостоятельно составляются наиболее сильными студентами и для использования в промежуточных контрольных работах и разноуровневых тестах. Составление упражнений является само по себе проектной деятельностью. Наиболее интересными представляются: интервьюирование, опрос мнений, ролевые игры. Они способствуют формированию умений составлять собственное мнение о событиях и фактах, позволяют их интерпретировать.

     Таким образом, исследовательская деятельность студентов осуществляется в соответствии с требованиями к содержанию программы по немецкому языку для ССУЗов. Она помогает более глубоко и детально  изучать материалы, содействует развитию индивидуальных способностей студентов, повышает уровень их подготовки.

 Такая работа проводится и в рамках проектной деятельности с использованием элементов исследований. Эта работа предлагается ежегодно студентам всех курсов и всех специальностей техникума.

     Технология работы по иностранному языку отвечает общим принципам проектной методики. Именно исследовательский характер проектов связан с подбором материалов по теме для изучения, самим изучением, систематизацией заданий, составлением анализа и выводов. Он призван формировать у студентов ключевые компетенции и знания иностранного языка.    

      Метод проектов предусматривает развитие познавательных навыков студентов. Выполнение проекта требует развитие практического мышления, способности ориентироваться в информационном пространстве, интегрируя знания и умения из разных областей для решения поставленной задачи.

      Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Проекты по иностранному языку носят творческий характер, и в то же время это - серьезная исследовательская работа, которая проводится по тематике в соответствии с рабочей программой. Однако, конкретные темы данной тематики студенты выбирают сами или из предложенных им преподавателем. Сроки выполнения проектов четко сразу планируются, и зависят от определенного вида продукта и формы презентации, а также от объема исследуемого материала. К наиболее интересующим студентов темам относятся, в основном, связанные с более тесным изучением самого языка, с жизнью и творчеством его носителей, странами, в которых они живут, темы, связанные с информацией будущей специализации, и темы, расширяющие общий кругозор. Источником информации является в большей мере литература на иностранном языке, которую студенты должны подобрать, перевести на русский язык, обработать для создания продукта и его презентации. Поиск информации, ее обработка и осмысление, конечно же, предполагают наличие у студентов определенных знаний по данной дисциплине. Чем выше этот уровень, тем более сложную задачу ставят перед собой студенты. Продуктом проекта могут быть: информационная папка, литературный перевод художественного произведения или его отрывка, в том числе и поэтических произведений; коллажи, сценарии внеклассных мероприятий, документы (письма, справочники – грамматические и лексические, лингвострановедческие и т.д.), наглядный материал; газеты, таблицы, схемы; раздаточный материал для использования на уроках и во внеурочное время (лексико-грамматические упражнения, тестовые задания, комментарии и т.д.).

      После определения темы и подбора материала начинается исследовательская работа – перевод на русский язык, выбор главного и второстепенного, создание сопроводительных элементов – наглядного материала, пояснительных записок; составляется пересказ на иностранном и русском языках для презентации.

      В соответствии со сроками работы выделяются этапы, каждый из которых должен иметь свой конкретный продукт.

      Вся информация о работе над проектами по иностранному языку даётся в каждой из групп не только в устной форме, но и в образцах, а также представлена на стенде «Методический паспорт учебного проекта по дисциплине».

Деятельность преподавателя – вмотивации, постановке целей, консультациях и косвенном руководстве деятельностью студентов. Это происходит на начальном этапе работы над проектом во время учебных занятий для того, чтобы все студенты в полной мере имели возможность получить всю необходимую по данному вопросу информацию, затем на консультациях – в запланированное внеурочное время. Ассистентами могут быть преподаватели русского языка и литературы, спецдисциплин, работники библиотеки и т.д., в зависимости от того, является ли проект монопредметным или межпредметным.

Метод проекта в своей работе я использую уже на протяжении многих лет. Ежегодно в техникуме проводится декада иностранного языка. Одним из этапов ее проведения является конкурс информационных стендов из серии «Для любознательных». Студенты создают информационные листы, папки, бюллетени, выбирая для предоставления однокурсникам ту информацию, которая заинтересовала их самих. Текстовый материал предоставляется из дополнительной и справочной литературы на немецком языке. Этот материал переводится, оформляется и выносится на суд жюри и зрителей. По определенной шкале оценивания определяются призеры и победители конкурса.

     Один раз в два – три года проводится открытое внеклассное мероприятие по теме «Презентация проектов», где студенты имеют возможность проявить свои творческие способности в ходе создания и презентации проекта. Консультантами в такой работе часто помимо преподавателя немецкого языка являются работники библиотек техникума, школ и района, преподаватель русского языка и культуры речи, преподаватели спецдисциплин. В состав жюри входят как преподаватели техникума, так и лучшие студенты третьего и четвертого курсов. Выступления проектных групп оцениваются по критериям, представленным в специальном листе оценивания оформления и защиты проекта (лист оценивания оформления и защиты проекта к докладу прилагается).

Темы и названия проектов студенты выбирают и из предложенных преподавателем и самостоятельно. В 2010 году проводилось мероприятие под общей темой «ФРГ. Страна и люди». Вот конкретные темы представленных проектов:

Темы и названия проектов

         Темы                                                              Названия

  1. «ФРГ»                                               «Географическое положение страны»
  2. «ФРГ»                                                    «Достопримечательности Германии»
  3. «История Германии в биографиях»   «Жизнь и творчество Г.Гейне»
  4. «История Германии в биографиях»   «Жизнь и творчество великого И.В. Гете»
  5. «Праздники в Германии»                    «Рождество – радостное время»
  6. «Кулинария»                                         «Рецепты некоторых немецких блюд»

      С момента начала проведения конкурсов проектов и исследовательских конференций на уровне техникума студенты с проектами по немецкому языку – постоянные их участники. В 2011 году студенты группы Т-102 Сахтёрова Галина и Гладков Анатолий заняли со своим проектом на немецком и русском языках II место в конкурсе проектов к 300-летию М.В. Ломоносова. Как обычно, в таких проектах не только предоставлена переведенная с немецкого языка на русский информация по заданной теме, особенно заинтересовавшая студентов, но и созданы послетекстовые упражнения для контроля понимания, составлен немецко-русский словарь.

       Достойной внимания студентов и преподавателей является работа 2009 года по теме «Современные проблемы мира». Название проекта «Проблема охраны окружающей среды». Студентами группы второго курса Антиповой Евгенией и Ивановой Анастасии была проведена большая работа по сбору и обработке информации на немецком языке. В портфолио проекта определены цель работы, проблема, способы ее решения, сделано заключение и т.д..  То есть выдержана структура и представлена в мультимедийной презентации.

      Все проекты имеют рецензии руководителя.

      Презентации всех проектов проводятся на немецком языке в параллели с переводом на русский язык. Это монологические высказывания, составленные на основе составленных пересказов. Аудитория слушателей имеет всегда возможность развивать навыки аудирования и сразу же проверять свои возможности, услышав перевод.

      Формирование и развитие исследовательской деятельности студентов по немецкому языку я занимаюсь много лет и могу с уверенностью отметить, что именно этот вид деятельности в рамках любого среднего специального учебного заведения многогранен, эффективен, перспективен и уникален.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД по теме: «Использование информационных технологий в процессе преподавания физики в школе».

Современное информационное общество ставит задачи качественных изменений в деятельности всей школы, придавая особое значение формированию способности ученика к самостоятельному поиску информ...

Учебно-методическое пособие "Ролевые игры в процессе преподавания иностранных языков"

Учебно-методическое пособие предназначено для учителей иностранных языков. Материал данного пособия содержит информацию о значении ролевых игр на уроках иностанных языков, а также примеры лексических,...

Доклад на тему: «Формирование общеучебных умений текстообразования»

Знание - это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, пон...

Статья на тему "Формирование исследовательских умений учащихся в процессе обучения геометрии"

В рамках модернизации школьного образования становится актуальным формирование исследовательских умений учащихся в процессе обучения, в частности в процессе обучения геометрии.Формирование у учащихся ...

Доклад на тему: « Современные образовательные технологии в процессе преподавания иностранного языка

Доклад на тему: « Современные образовательные технологии в процессе преподавания иностранного языка...

Доклад - презентация О приемах и методах формирования читательской грамотности в процессе изучения иностранного языка по УМК "Английский в фокусе"

Жанр разработки: Презентация Power PointЦель презентации: Сформировать целостное представление о приемах и методах формирования функциональной грамотности.Задачи презентации:1.  Способс...