статья Формирование личностных умений, способностей средствами системно-деятельностного подхода на уроках географии.
статья по географии на тему
Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.
Системно-деятельностный подход, основанный на формировании универсальных учебных действий, дает возможность ученику овладеть способами деятельности в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития.
Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно - деятельностный.
В нем следует выделить пять основных компонентов – учебно - познавательные мотивы, т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», действие целеполагания («что я должен сделать…»: выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), решение задач и рефлексивно - оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_publikatsiyu.doc | 38 КБ |
statya_na_publikatsiyu.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование личностных умений, способностей средствами системно-деятельностного подхода на уроках географии.
Н.А.Максимова
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Известно, что формирование любых личностных умений, способностей – возможно лишь в деятельности. Задача учителя- включить ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения знаниями.
Как справедливо заметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Следовательно, ученик легко включается в любую деятельность, если это нужно ему. А учителю необходимо создать такие условия, при которых познавательный интерес учащихся был бы направлен на достижение конкретного результата. Географии принадлежит одно из ведущих мест в обучении мышлению и формировании познавательной активности. Добиться появления у обучающихся познавательного интереса и активизации мышления можно двумя путями: через содержание учебного материала и через организацию учебной деятельности учащихся.
Второй путь - это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятии; создание проблемных ситуаций на уроке; выполнение практических работ исследовательского и творческого типа, занимательных опытов; проведение взаимного опроса; составление задач и оценивание ответов товарищей; организация различных видов уроков. География является не только учебным предметом, но и возможностью в реальной жизни сопоставить теоретические знания с практикой. В своей практике использую элементы технологии групповой деятельности. Групповую форму работы применяю при проведении практических работ. Роли в группе распределяются учащимися самостоятельно. Провожу групповой опрос при повторении и закреплении материала. Ответ ученика могут дополнять и совместно оценивать все члены группы. Кроме этого, обучающимся необходимо уметь сотрудничать и работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, уметь договариваться, войти в группу и внести свой вклад, терпеливо относиться к ситуации неопределенности, нести ответственность за общий успех. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Таким образом, создается продукт совместного труда. Дидактический аппарат учебников и атласов по географии содержит разнообразные материалы. Это позволяет использование разнообразных приёмов и методов работы на уроках. При подготовке к урокам просматриваем всю имеющуюся информацию по теме урока и выбираем необходимую, подбираем задания в соответствии с целями урока (схемы учебника, таблицы, карты атласа т.д.) -стараемся в полной мере использовать имеющиеся возможности. Их использование позволяет учить учащихся извлекать нужную информацию с тем, чтобы делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи, выявлять закономерности, решать проблемы, высказывать свою точку зрения, находить способы деятельности для решения практических задач.
Действие учителя | Действие ученика |
1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации. | 1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения. |
2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах. | 2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля. |
3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий, организовать самопроверку учащихся своих решений. | 3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий. |
4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. | 4 этап: применение полученных ЗУН на практике |
5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний. | 5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка. |
Системно-деятельностный подход, основанный на формировании универсальных учебных действий, дает возможность ученику овладеть способами деятельности в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Литература:
1. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. (Стандарты второго поколения) М., Просвещение, 2011 .
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования /под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
4. М.А. Кубышева «Реализация технологии деятельностного метода», ЦСДП, Москва 2005.
Предварительный просмотр:
Формирование личностных умений, способностей средствами системно-деятельностного подхода на уроках географии.
Н.А.Максимова
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Известно, что формирование любых личностных умений, способностей – возможно лишь в деятельности. Задача учителя- включить ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения знаниями.
Как справедливо заметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Следовательно, ученик легко включается в любую деятельность, если это нужно ему. А учителю необходимо создать такие условия, при которых познавательный интерес учащихся был бы направлен на достижение конкретного результата. Географии принадлежит одно из ведущих мест в обучении мышлению и формировании познавательной активности. Добиться появления у обучающихся познавательного интереса и активизации мышления можно двумя путями: через содержание учебного материала и через организацию учебной деятельности учащихся.
Второй путь - это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятии; создание проблемных ситуаций на уроке; выполнение практических работ исследовательского и творческого типа, занимательных опытов; проведение взаимного опроса; составление задач и оценивание ответов товарищей; организация различных видов уроков. География является не только учебным предметом, но и возможностью в реальной жизни сопоставить теоретические знания с практикой. В своей практике использую элементы технологии групповой деятельности. Групповую форму работы применяю при проведении практических работ. Роли в группе распределяются учащимися самостоятельно. Провожу групповой опрос при повторении и закреплении материала. Ответ ученика могут дополнять и совместно оценивать все члены группы. Кроме этого, обучающимся необходимо уметь сотрудничать и работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, уметь договариваться, войти в группу и внести свой вклад, терпеливо относиться к ситуации неопределенности, нести ответственность за общий успех. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Таким образом, создается продукт совместного труда. Дидактический аппарат учебников и атласов по географии содержит разнообразные материалы. Это позволяет использование разнообразных приёмов и методов работы на уроках. При подготовке к урокам просматриваем всю имеющуюся информацию по теме урока и выбираем необходимую, подбираем задания в соответствии с целями урока (схемы учебника, таблицы, карты атласа т.д.) -стараемся в полной мере использовать имеющиеся возможности. Их использование позволяет учить учащихся извлекать нужную информацию с тем, чтобы делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи, выявлять закономерности, решать проблемы, высказывать свою точку зрения, находить способы деятельности для решения практических задач.
Действие учителя | Действие ученика |
1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации. | 1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения. |
2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах. | 2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля. |
3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий, организовать самопроверку учащихся своих решений. | 3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий. |
4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. | 4 этап: применение полученных ЗУН на практике |
5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний. | 5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка. |
Системно-деятельностный подход, основанный на формировании универсальных учебных действий, дает возможность ученику овладеть способами деятельности в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Литература:
1. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. (Стандарты второго поколения) М., Просвещение, 2011 .
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования /под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
4. М.А. Кубышева «Реализация технологии деятельностного метода», ЦСДП, Москва 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы
Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы (по результатам освоения курса ТРИИК)Предлагаю вашему вниманию результат освоения инновационной технологии развития информационно-...
Статья .Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках физической культуры.
Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках физической культуры....
Формирование логических умений учащихся 7 класса на уроках географии
Формирование логических умений учащихся 7 класса на уроках географии. На примере темы "Строение земной коры"...
Формирование логических умений учащихся 9 класса на уроках географии
Формирование логических умений учащихся 9 класса на уроках географии. На примере темы "Межотраслевые комплексы"...
Формирование логических умений учащихся 6 класса на уроках географии
Формирование логических умений учащихся 6 класса на уроках географии. На примере темы "Реки"....
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА...
Формирование исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство личностного развития школьника
Формирование исследовательских навыков учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, т.к. они являются источником деятельности и выполняют функцию развития л...