урок по технологии по теме "Аппликация" 5 класс ФГОС
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему
Урок применяется в преподавании технологии в 5 классе для изучения раздела «Декоративно – прикладное искусство». Урок нацелен на формирование теоретических и практических навыков работы с тканью, развивает творческие способности, расширяет кругозор. Дети знакомятся с видом творчества аппликация, страницами истории. Выполняя данную работу, учащиеся разрабатывают мелкую моторику рук, творческие способности, художественный и эстетический вкус, логическое и образное мышление, воспитывает аккуратность, усидчивость, любовь и бережное отношение к труду. Дети учатся определять поэтапное выполнение и работать по составленному алгоритму. Большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. В содержание урока включены: физкультурная пауза, повторяются правила техники безопасности.
Благодаря презентации, которую используют, как наглядное пособие при изложении учебного материала у детей формируется творческий потенциал, наблюдательность, возможность сравнивать, делать умозаключения.
Результат урока: эскизы для украшения фартука в технике «аппликация из ткани».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок технологии 5 класс ФГОС | 36.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Приёмы, УУД | |
1 этап Организацион-ный момент. | Позитивный настрой на урок. | – Здравствуйте девочки! | Приветствуют учителя, рисуют смайлики, контролируют готовность к уроку, раппорт дежурного. | Личностные: - самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
2 этап Актуализация знаний. | Систематизировать имеющиеся у учащихся знания. | Итак, вы сшили своё первое изделие – фартук. В дальнейшем вы будете изготавливать более сложные швейные изделия: ночную сорочку, халат, юбку, платье. А сейчас проверим, что вы усвоили с предыдущих занятий. Мы с вами разделимся на две команды. Каждой команде я раздам карточки с заданиями, подписываем фамилию и имя и отвечаем на вопросы (5 минут на работу по карточкам). А теперь команды обменяются карточками и проверят их, если вы согласны с ответом – ставите +, если нет – ставите ! А теперь давайте проверим ваши ответы и выставим оценки (слайд№2, 3) Давайте вспомним, какие виды бытовой одежды существуют? (Повседневная, рабочая, вечерняя, детская). К какому виду одежды относится фартук? (К рабочей одежде). А каким должен быть фартук, по-вашему? Каким требованиям он должен отвечать? (Красивым, удобным, практичным). Да, действительно. Предметы быта, одежда должны быть не только удобными и практичными, но и красивыми. И этому в полной мере способствует декоративно-прикладное творчество. | Работают с карточками. Рассматривают изделия. Отвечают на вопросы и формулируют вывод о своих возможностях.
| Личностные: осознание своих возможностей. Познавательные: Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. |
3 этап Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Вызвать эмоциональный настрой, постановка цели и задач урока. | Определить тему нашего сегодняшнего занятия вам поможет кроссворд, ключевое слово которого поможет сформировать тему урока (слайд №8) Вопрос учащимся: С помощью каких видов декоративно-прикладного искусства мы можем украсить предметы быта, одежду? Я буду показывать вам готовые изделия, а вы называйте: (Вышивка, бисероплетение, вязание, макраме, аппликация) (слайд №4,5,6,7). Вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока: «Аппликация». Учитель записывает на доске тему «Аппликация», учащиеся делают то же в тетрадях. Девочки, нам поступил заказ от швейной фабрики – необходимо разработать эскизы для украшения фартука. И так как мы свами знакомимся с таким видом декоративно – прикладного творчества как аппликация, то и эскизы будем выполнять в этой технике. Что собой представляет этот вид творчества – аппликация? (Ответы учеников в свободной форме). - Вы работали в технике аппликации? Когда и где? (На уроках технологии в начальной школе). - А как бы вы сформулировали определение аппликации? (Ответы учеников в свободной форме). - А теперь мы с вами попробуем разобраться и сформулировать точное определение аппликации. На столе, у каждой команды есть листок с определением аппликации. Давайте прочитаем их вслух. (Вызвать одну ученицу для чтения определений и прикрепить листы с определениями на доску).Аппликация: 1. это создание художественных изображений наклеиванием на некоторую поверхность (основу) кусочков какого-либо материала. 2. это один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. | Мыслят, дают ответы, формируют тему урока, ставят цели и задачи: 1. Изучить декоративно-прикладное искусство в технике текстильной аппликации , 2. Сформировать навыки составления декоративной композиции. 3. Составить технологическую последовательность выполнения данной аппликации. | Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Познавательные: Умение анализировать, умение осознанно строить речевое высказывание. |
4 этап Поисково-исследовательский.
| Способствовать формированию представления о видах и истории аппликации. | А теперь давайте подробно рассмотрим эти определения. В чём они схожи и чем отличаются? И в первом, и во втором определении есть слова «изобразительная», «изображение». О чём это говорит? (Аппликация должна что-то изображать, нести в себе какое-либо содержание). По содержанию аппликации разделяют так:
Для выполнения аппликации нужна основа или фон, на котором будут располагаться детали. Из какого материала может быть выполнена аппликация? (ткань, бумага, пуговицы, кожа, соломка) (На доске плакат – ромашка. Посередине – слово «аппликация», лепестки – названия материалов для аппликации). Сегодня вы будете разрабатывать эскиз украшения для фартука в технике «аппликация из ткани». Вернёмся к определениям аппликации: - В первом определении детали аппликации называют «кусочками какого-либо материала», а во втором это называется «различными формами». (Аппликация должна иметь какую-либо форму. Второе определение составлено более грамотно). Посмотрим ещё раз на определения аппликации: - как разъясняются способы прикрепления деталей к фону? (В одном определении говорится просто о наклеивании деталей на основу, а в другом – сначала вырезание деталей, а потом их закрепление на фоне. Как выяснилось, второе определение более точное и понятное, поэтому в тетради записываем именно его. А к следующему уроку вам необходимо выучить его (Слайд №11). Существуют различные способы прикрепления деталей к фону (ткани): Клеевая аппликация, пришивание деталей вручную петельным швом, машинная аппликация швом «зигзаг». Некоторым из вас я давала опережающее задание, поэтому выслушаем докладчиков, которые нам и расскажут и покажут про способы работы в технике «аппликация из ткани». (15 минут). У каждого из вас есть опорный конспект с текстом выступающих с докладом, из которого необходимо выписать в тетради самую важную информацию (работа с тетрадями 5 минут) Физ. минутка (3 минуты) Подумайте, на каких частях фартука может располагаться украшение в виде аппликации? (На кармане, на нагруднике, на нижней части фартука). Сегодня мы с вами будем украшать карман фартука. А каким способом будем закреплять детали аппликации? ( ручным петельным швом или машинным швом «зигзаг») Как вы думаете, почему нельзя в данном случае использовать клеевую аппликацию, ведь она легче выполняется? (Фартук очень часто стирают, поэтому аппликация может отклеиться). Приступим к выполнению заказа для фабрики. Выкройка кармана у нас уже готова, осталось сделать шаблон для аппликации и подобрать гармоничное цветовое сочетание. | Выслушивание докладчиков, просмотр слайдов, фиксация важной информации в тетрадях. | Личностные: -проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Регулятивные: - умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: -умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инст-рументы, материалы и оборудование.
|
5 этап Практическая работа. | Умение анализировать полученную информацию и применять на практике. Умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе. | Итак, одна команда будет выполнять аппликацию ручным петельным швом, а другая команда – машинным швом «зигзаг». Но перед тем, как начать работу вспомним инструменты и правила пользования ими. А для этого поиграем в игру «цепочка». (Для первой команды по цепочке необходимо назвать инструменты для ручных работ и правила пользования ими. А для второй команды – инструменты для выполнения машинных работ и правила пользования ими). Во время работы учащиеся пользуются технологическими картами, предложенными учителем. (У каждого на столе). В ходе работы учащихся учитель организует работу групп, следит за правильным выполнением этапов, контролирует и корректирует действия учеников, проводит фронтальный и индивидуальный инструктаж. | Подготовка эскиза-аппликации на листе бумаги, выбор цветовой гаммы, необходимых материалов, инструментов, приспособлений. Выполнение практического задания по технологическим картам.
| Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять самоконтроль. Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность. Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции коммуникации, управление поведения партнёра. |
6 этап Рефлексивно-оценочный. | Осмысление процесса и результата деятельности, коррекция. | Итак, сегодня вы познакомились с новым видом декоративно – прикладного творчества: аппликация из ткани. Все поработали на славу, предоставляем слово каждой творческой группе для защиты своей работы. (Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке). Все молодцы! Оценки за выполнение аппликации: …… . Посмотрите, как много получилось у вас эскизов для украшения фартука. Нам осталось только всё оформить и отправить на фабрику. И может быть, когда – нибудь, вы узнаете свою работу у своих друзей и знакомых. В завершении я предлагаю вам закончить предложение - Сегодня на уроке я познакомилась…. - Сегодня на уроке я научилась…… | Защита мини-проекта. Оценивается работа учащихся.
| Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности. Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
7 этап Информация о домашнем задании. |
| Обсуждение и запись домашнего задания.
Уборка рабочих мест.
| Записывают домашнее задание. |
Урок технологии в 5классе, 2 апреля 2014 год
Образовательная программа, автор: Технология 5 класс, Синица, В.Д. Симоненко.
Тема: «Аппликация».
Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с историей, видами аппликаций, систематизирования знаний о приемах изготовления аппликаций.
Планируемый результат: продукт - карман фартука в технике «аппликация из ткани».
Задачи:
Образовательные
- дать понятие об аппликации, её видах, технологии выполнения и применении,
Воспитательные:
- воспитание навыков самостоятельной работы, аккуратности, ответственности за результаты своего труда.
Развивающие:
- развитие эстетического вкуса, самостоятельности и умения работать в нужном темпе, способствовать развитию мыслительных операций (анализ и синтез), способствовать развитию учащихся в соответствии с их способностями.
Тип урока: урок с элементами проектно-исследовательского метода (выполнение заказа для швейной фабрики).
Особенность урока: интеграция технологии, изобразительного искусства.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
Оборудование: бумага, лоскутки ткани, линейка, простой карандаш, ножницы, ИКТ, презентация «Аппликации» технологические карты, плакаты, опорные конспекты, образцы аппликаций, электрический утюг, гладильная доска, иголки, булавки, ножницы, швейные машины.
Личностные УУД:
- Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Познавательные УУД:
- систематизирование и расширение представлений детей о новых приёмах ручных и машинных работ;
- соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности,
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины,
- развитие конструктивного мышления,
- осознание ответственности за качество результатов труда,
- развитие композиционного мышления.
Регулятивные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно.
Коммуникативные УУД:
- допускать существование различных точек зрения;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Дмитриева» Дмитриевского района Курской области ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ в 5 классе на тему «АППЛИКАЦИЯ»
Подготовила: учитель технологии Петрова Н.А. г. Дмитриев, 2014 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики в 5 классе ФГОС
Разработанный урок по новым стандартам, проверен и оценен на "5" методистом математики Астраханской области....
Урок истории в 5 классе ФГОС
Урок истории в 5 классе "Нововавилонское царство".Разработка ....
Урок математике в 5 классе ФГОС
Урок математике в 5 классе по новым стандартам. Тема " Сложение и вычитание десятичных дробей"...
Контрольный урок по МХК 5 класс ФГОС ООО к учебнику Даниловой Г.И. "Искусство. 5 класс"
презентация в виде слайд-шоу для проведения контрольной работы по учебнику Даниловой Г. И. "Искусство" 5 класс по ФГОС ООО...
Урок: географии. Землеведение. 5 класс. (ФГОС) Тема урока: Разнообразие горных пород.
Тема урока: Разнообразие горных пород.Тип урока: открытие новых знаний ( деятельностный метод обучения)Основные цели: сформировать знания о разнообразии горных породах и их происхождении;продолжить ...
Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)
Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физике.Урок по физике 8 класс (ФГОС). Тема урока: «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление ». Тип урока: «Урок изучения нового материала»
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физики. Конспект урока по физике 8 класс Тема урока:...