Логика и русский язык
план-конспект урока по технологии по теме
Предварительный просмотр:
ЛОГИКА И РУССКИЙ ЯЗЫК 4 кл.
Литература
1. Гетманова А.Д. Занимательная логика для школьников. Ч.1 - М., 1998.
2. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. // Возрастная и педагогическая психология. – М., 1973.
3. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. - М., 1990.
4. Ивин А.А. Элементарная логика. - М., 1994.
5. Младший школьник. Развитие познавательных способностей. /Под ред. И.В.Дубровиной – М., 2003
6. Ожегов С.И.. Словарь русского языка. (57 000 слов) - М., 1975.
7. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – М., 1997.
Конспекты уроков (выборочно).
Что такое понятие.
1. Цель цикла занятий: знакомство с именами предметов (понятиями), с тем, как они связывают язык с реальным миром, как они связаны между собой, и научиться давать им определение, т.е. объяснять их смысл.
2. Есть ли разница между предметом и словом, которое его обозначает?
Возьмем для примера предмет и слово «окно». Что такое окно и что такое слово «окно»?
На доске и в тетрадях рисунок:
| |
= ОКНО?
Предмет «окно» состоит из деревянных рам и стекол, служит для прохождения света в помещение и для того, чтобы люди видели то, что находится на улице. Слово ОКНО состоит из 4 букв и 4 звуков, 2 слогов, является именем существительным среднего рода, 2 склонения, стоит в единственном числе и именительном падеже.
Другие примеры детей.
Вывод: предмет и слово, его обозначающее, – не одно и то же.
3. Новое. Что такое понятие?
Сделаем такой эксперимент. Представьте мысленно цветок… Какие цветы вы представили? (Ответы детей). Конечно, они разные даже в том случае, когда название цветка одинаковое. В вашем воображении существуют множество неповторимых деталей, которые зависят от вашего предыдущего опыта, от ваших вкусов и т.д. Какие свойства закодированы в слове «цветок»? Цветы яркие, красивые, это часть растения, предшествующая плоду, и т.д. Что входит в понятие цветы? Это могут быть маленькие или большие цветы, в бутонах и отцветающие, пахнущие и без запаха и т.д.
Для чего же нужны слова, названия предметов?
Вывод: слова нужны для того, чтобы люди лучше понимали друг друга. В словах отражен общий смысл, общие свойства предмета. Запись в тетрадях: Слово или понятие – это имя предмета, как данного, единичного предмета, так и целого класса похожих предметов. Их изучает наука логика.
Пример единичного предмета: А.С.Пушкин - великий русский поэт. Он такой существует в мире один, другого нет. Пример класса похожих предметов: цветы, писатели, крупные животные, степи, математические действия и т.п. Примеры детей.
Понятия могут выражаться или одним словом (балкон), или словосочетаниями (стихийное бедствие, моя тетрадь, русская народная сказка).
4. Закрепление. Нахождение понятий в стихотворном отрывке.
Снежок порхает, кружится,
На улицах бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло. (4 понятия)
5. Закрепление. Игра «Понятия» с мячом.
Придумай и назови понятие, выраженное словом или словосочетанием.
6. Обобщение. О чем мы сегодня узнали?
7. Задание на дом.
Придумать задание для товарищей (отрывок из любого стихотворения или предложение в прозе) на подсчет понятий, подсчитать их самому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Логико - алгоритмический метод обучения на уроках русского языка.
В данной статье содержатся рекомендации при использовании логико -алгоритмического метода обучения на уроках русского языка. Эффективное использование этого метода при изучении орфограмм....
Интегрированный урок по математике, информатике, русскому языку по теме "Язык и логика" + презентация к данному уроку
Интегрированный урок "Язык и логика" способствует формированию представления об отдельных учебно-логических умениях (сравнении, понятии, доказательстве), как эффективных инструментах позна...
Интегрированный урок (русский язык+математика+информатика) по теме "Язык и логика"
Интегрированный урок (русский язык+математика+информатика) по теме "Язык и логика"....
Использование логико-смысловых моделей на уроках русского языка
Савицкая Татьяна Борисовна,учитель русского языка и литературыМБОУ «Гимназия №1 имени В.И. Ленина» Использование логико-смысловых моделей на уроках русского языка (СЛАЙД 1).Безусловно, сегод...
Информационная карта передового педагогического опыта "Структура урока «открытия» нового знания по русскому языку в 5 классе в логике ФГОС"
Русский язык- это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельнос...
Мастер-класс на РМО "Как определить лексическое значение слова" (структура урока «открытия» нового знания по русскому языку в 5 классе в логике ФГОС).
Технологическая карта урока русского языка в 5 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаКак определить лексическое значение словаТип урокаУрок «открыти...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...