Использование логико-смысловых моделей на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему
Савицкая Татьяна Борисовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №1 имени В.И. Ленина»
Использование логико-смысловых моделей
на уроках русского языка
(СЛАЙД 1).
Безусловно, сегодня в методическом арсенале учителя есть многое. Это и традиционные (классические методы и приёмы), и различные инновационные педагогические технологии, это и большие технические возможности.
Несмотря на это, каждый учитель задаёт себе вопросы: «Как повысить качество обучения? Как сделать доступным изучаемый материал? Как вызвать у учеников интерес к учёбе и желание учиться?»
Важно учитывать, что сегодня мы имеем дело с поколение учащихся, находящихся под влиянием различных компьютерных технологий, существующих в зоне медийного пространства и привыкших зачастую к знаково-символическим средствам общения, вытесняющим общение вербальное. Это подтверждают слова Светланы Геннадьевны Жегаловой, заслуженного учителя Башкортостана, автора книги «Использование логико-смысловых моделей на уроках русского языка и литературы», которая пишет: «На современном этапе развития человеческого общества возрастает давление на механизмы мышления человека. Это проявляется в форме познавательных затруднений и психологических перегрузок учащихся, связанных с преобладанием вербализма преподавания».
Возможно, поэтому роль моделирования как формы словесно-знаковых средств возрастает. Детей привлекает компактность, лаконичность информации. В одном из номеров литературной газеты я прочитала слова Инны Кабыш: «Мы не можем, безусловно, во всём идти на поводу у детей, но и не прислушиваться к ним не можем». Не могу с этим не согласиться.
В этой связи мне кажется интересной интерактивная технология, которая называется технология дидактических многомерных (т.е. адекватных окружающему нас миру и пригодных для совершенствования основных видов деятельности педагога) инструментов, и её конкретная реализация ЛОГИКО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ. Речь не идёт об исключительно знаковой фиксации знаний, речь пойдёт о том, как большой объём информации «упаковать», свернуть до образно-визуальной формы.
Автором этой технологии является Валерий Эмманулович Штейнберг – доктор педагогических наук, кандидат технических наук, заслуженный изобретатель Башкортостана, профессор Башкирского государственного университета.
(СЛАЙД 2).
Итак, логико-смысловые модели. Под понятием модель Штейнберг понимает «любой мысленный или знаковый образ представляемого объекта».
(СЛАЙД 3).
Логико-смысловая модель проектируется следующим образом.
(СЛАЙД 4).
В основе логико-смысловой модели лежит опорно-узловая система координат. Прототипом этой системы можно считать декартову систему координат.
Нанесение информации на опорно-узловые каркасы требуют следующих операций:
· определяется объект исследования, который помещается в центр (эллипсе) системы координат;
· определяется расстановка координат путём их ранжирования;
· на каждой координате выбираются ключевые понятия (узлы), формулируется их название.
· Выявляются смысловые связи между узлами координат (пространство между двумя координатами образует межкоординатную матрицу, куда может вноситься дополнительная информация в виде смысловой связи между опорными узлами.
5. В логико-смысловой модели всё подчиняется единому алгоритму: центр – тема, лучи – проблемы этой темы, которые берут начало именно от неё и пространственно бесконечны, узлы – элементы проблемы.
6. В основу данной технологии положен следующий принцип: любой сложный для учащихся материал можно сделать доступным, если переработать его в соответствии с логикой мышления, а именно:
· выделить наиболее существенные элементы, разбив материал на части, каждая из которых в отдельности доступна для понимания учащегося;
· освободить от излишней информации;
· расположить в логике, соответствующей порядку выводимости одного элемента знаний из другого;
· по возможности, используя межкоординатное смысловое пространство, дополнительно показать логику с помощью различных знаков, стрелок и других графических средств.
По образцу такой системы координат можно представит любую тему по любому предмету; кроме того, по такому же образцу можно разложить содержание каждой координаты.
7. Организация работы с ЛСМ на уроках.
1) Работа с логико-смысловыми моделями может быть организована на любом этапе урока, хорошо подходит для работы с учебником, при самостоятельном поиске недостающих знаний, обобщении изученного материала, при выполнении операций анализа и синтеза.
2) Построение ЛСМ модели может быть фрагментом урока. Возможно проведение урока, полностью построенного на конструировании одной многомерной модели. Составление модели может занимать и несколько уроков.
3) Возможны и различные формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
8. Постараюсь проиллюстрировать эти положения их практическим применением.
(Слайд 5).
А) К примеру, на этапе повторения орфографии в начале года. Учащимся 8-11 классов предлагается составить ЛСМ по теме «Правописание Н и НН в словах разных частей речи». Перед учащимися ставится задача: вспомнить части речи, в которых встречается эта орфограмма, вспомнить правила и отразить их на схеме. Определяется последовательность действий.
1. (К-1) – назвать части речи, в словах которых встречается эта орфограмма;
2. (К3-7) – запись правил;
3. (К-8) – выбор учеников.
Учащиеся 8, 9 класса работают при поддержке учителя: называются основные координаты, некоторые узловые элементы содержания, смысловые связи между узлами. Выпускники 11 класса составляют ЛСМ самостоятельно.
Таким образом, результаты работы учащихся по логико-смысловому моделированию свидетельствуют о том, что учащиеся не только повторяют, систематизируют или осваивают материал, но проявляют творческий, а может быть, даже авторский подход. В данном случае уместно вспомнить слова Алексея Николаевича Леонтьева, психолога, педагога, философа, которого цитирует Штейберг: «Смыслу не учатся – смысл воспитывается».
Б) В зависимости от сложности темы составление одной логико-смысловой модели может занимать не один, а несколько уроков.
Трудности у учеников 9 класса вызывает пунктуация в сложных союзных предложениях. В результате освоения темы с учётом особенностей учеников класса была составлена такая справочная модель.
(Слайд 6).
Эта модель заполнялась в течение нескольких уроков. Некоторые учителя ставили под сомнение целесообразность выбора некоторых координат. Например, К1. Но я ещё раз напоминаю, что любая модель составляется учителем с учётом особенностей класса, поэтому выбор остаётся за учителем. Остановлюсь на последних двух уроках работы с этой моделью.
Координата К7 заполнялась учащимися на уроке, тема которого была определена так: «Особые случаи пунктуации в сложноподчинённом предложении».
Этому предшествовала такая работа. Учащимся предлагался исследовательский путь изучения новой темы. Для этого дети последовательно работали с таблицей.
(Слайд 7).
Последовательно анализируя предложения, делали выводы, точные формулировки постепенно появлялись в левых колонках.
(Слайд 8).
Эту тему я разбираю с учащимися уже несколько лет. Поскольку тема не рассматривается в учебниках, я всегда предлагала переписать эту таблицу в тетрадь. Таблица объёмная, переписывание занимало много времени. В этом году я поступила иначе: поработав с таблицей, учащиеся выполняли различные тренировочные задания, а в конце урока, на этапе рефлексии изученного материала, по памяти (закрытых тетрадях и отсутствии информации на экране) заполняли координату К-7. Напомню, что тема в учебнике не рассматривается, поэтому заполненная координата стала единственным для учеников справочным материалом.
(Слайд 9).
Координата К8 получила название «Мои вопросы» и заполнялась учащимися при подготовки развёрнутого ответа по теме «Пунктуация в сложном союзном предложении».
В) Есть темы, которые могут быть предложены детям для самостоятельного освоения. Например, тема «Обобщающие слова при однородных членах» в 8 классе. Многое по этой теме ученикам уже известно. И самостоятельное изучение вполне возможно. Я предложила ребятам, работая с параграфом учебника самостоятельно, «свернуть» материал, отразив узловые моменты на координате логико-смысловой модели. Демонстрация фрагмента урока занимало много времени, я покажу результаты. Фото работ учеников.
(Слайд 10).
Г) Работа может проводится с учащимися разных возрастных групп. Приведу пример создания ЛСМ в 5 классе на уроке-обобщении по теме «Имя прилагательное как часть речи».
(СЛАЙД 11).
9. Возможности технологии:
• Заполненная модель становится мини-справочником.
• Получить целостное представление об изучаемой теме.
• Осуществить связь между предшествующими и последующими темами курса.
• Компактно и системно обучать структурированию знаний и логике.
• Избавить учащихся от механического запоминания, снимать стресс перед восприятием большого объёма учебного материала.
• Сформировать новый взгляд на учебный предмет, на предметный курс, на жизнь в целом.
• Технологизировать деятельность учителя и учащегося для облегчения их совместной работы.
При этом каждый учитель, внедряя в свой методический арсенал данную технологию, имеет возможность проявлять творчество, выбирать наиболее удобные для себя подходы и приёмы.
10. Таким образом, результаты работы учащихся по логико-смысловому моделированию свидетельствуют о том, что учащиеся не только повторяют, систематизируют или осваивают материал, но проявляют творческий, а может быть, даже авторский подход. В данном случае уместно вспомнить слова Алексея Николаевича Леонтьева, психолога, педагога, философа, которого цитирует Штейберг: «Смыслу не учатся – смысл воспитывается».
В.Э. Штейнберг отмечает, что «среднее время выхода на уверенное конструирование ЛСМ составляет примерно один год». Я работаю лишь полгода, однако могу сказать, что учащиеся всех моих возрастных групп справляются довольно успешно и очень многие постоянно обращаются к уже составленным моделям как к справочным материалам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 523.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Савицкая Татьяна Борисовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №1 имени В.И. Ленина»
Использование логико-смысловых моделей
на уроках русского языка
(СЛАЙД 1).
Безусловно, сегодня в методическом арсенале учителя есть многое. Это и традиционные (классические методы и приёмы), и различные инновационные педагогические технологии, это и большие технические возможности.
Несмотря на это, каждый учитель задаёт себе вопросы: «Как повысить качество обучения? Как сделать доступным изучаемый материал? Как вызвать у учеников интерес к учёбе и желание учиться?»
Важно учитывать, что сегодня мы имеем дело с поколение учащихся, находящихся под влиянием различных компьютерных технологий, существующих в зоне медийного пространства и привыкших зачастую к знаково-символическим средствам общения, вытесняющим общение вербальное. Это подтверждают слова Светланы Геннадьевны Жегаловой, заслуженного учителя Башкортостана, автора книги «Использование логико-смысловых моделей на уроках русского языка и литературы», которая пишет: «На современном этапе развития человеческого общества возрастает давление на механизмы мышления человека. Это проявляется в форме познавательных затруднений и психологических перегрузок учащихся, связанных с преобладанием вербализма преподавания».
Возможно, поэтому роль моделирования как формы словесно-знаковых средств возрастает. Детей привлекает компактность, лаконичность информации. В одном из номеров литературной газеты я прочитала слова Инны Кабыш: «Мы не можем, безусловно, во всём идти на поводу у детей, но и не прислушиваться к ним не можем». Не могу с этим не согласиться.
В этой связи мне кажется интересной интерактивная технология, которая называется технология дидактических многомерных (т.е. адекватных окружающему нас миру и пригодных для совершенствования основных видов деятельности педагога) инструментов, и её конкретная реализация ЛОГИКО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ. Речь не идёт об исключительно знаковой фиксации знаний, речь пойдёт о том, как большой объём информации «упаковать», свернуть до образно-визуальной формы.
Автором этой технологии является Валерий Эмманулович Штейнберг – доктор педагогических наук, кандидат технических наук, заслуженный изобретатель Башкортостана, профессор Башкирского государственного университета.
(СЛАЙД 2).
Итак, логико-смысловые модели. Под понятием модель Штейнберг понимает «любой мысленный или знаковый образ представляемого объекта».
(СЛАЙД 3).
Логико-смысловая модель проектируется следующим образом.
(СЛАЙД 4).
В основе логико-смысловой модели лежит опорно-узловая система координат. Прототипом этой системы можно считать декартову систему координат.
Нанесение информации на опорно-узловые каркасы требуют следующих операций:
- определяется объект исследования, который помещается в центр (эллипсе) системы координат;
- определяется расстановка координат путём их ранжирования;
- на каждой координате выбираются ключевые понятия (узлы), формулируется их название.
- Выявляются смысловые связи между узлами координат (пространство между двумя координатами образует межкоординатную матрицу, куда может вноситься дополнительная информация в виде смысловой связи между опорными узлами.
5. В логико-смысловой модели всё подчиняется единому алгоритму: центр – тема, лучи – проблемы этой темы, которые берут начало именно от неё и пространственно бесконечны, узлы – элементы проблемы.
6. В основу данной технологии положен следующий принцип: любой сложный для учащихся материал можно сделать доступным, если переработать его в соответствии с логикой мышления, а именно:
- выделить наиболее существенные элементы, разбив материал на части, каждая из которых в отдельности доступна для понимания учащегося;
- освободить от излишней информации;
- расположить в логике, соответствующей порядку выводимости одного элемента знаний из другого;
- по возможности, используя межкоординатное смысловое пространство, дополнительно показать логику с помощью различных знаков, стрелок и других графических средств.
По образцу такой системы координат можно представит любую тему по любому предмету; кроме того, по такому же образцу можно разложить содержание каждой координаты.
7. Организация работы с ЛСМ на уроках.
1) Работа с логико-смысловыми моделями может быть организована на любом этапе урока, хорошо подходит для работы с учебником, при самостоятельном поиске недостающих знаний, обобщении изученного материала, при выполнении операций анализа и синтеза.
2) Построение ЛСМ модели может быть фрагментом урока. Возможно проведение урока, полностью построенного на конструировании одной многомерной модели. Составление модели может занимать и несколько уроков.
3) Возможны и различные формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
8. Постараюсь проиллюстрировать эти положения их практическим применением.
(Слайд 5).
А) К примеру, на этапе повторения орфографии в начале года. Учащимся 8-11 классов предлагается составить ЛСМ по теме «Правописание Н и НН в словах разных частей речи». Перед учащимися ставится задача: вспомнить части речи, в которых встречается эта орфограмма, вспомнить правила и отразить их на схеме. Определяется последовательность действий.
- (К-1) – назвать части речи, в словах которых встречается эта орфограмма;
- (К3-7) – запись правил;
- (К-8) – выбор учеников.
Учащиеся 8, 9 класса работают при поддержке учителя: называются основные координаты, некоторые узловые элементы содержания, смысловые связи между узлами. Выпускники 11 класса составляют ЛСМ самостоятельно.
Таким образом, результаты работы учащихся по логико-смысловому моделированию свидетельствуют о том, что учащиеся не только повторяют, систематизируют или осваивают материал, но проявляют творческий, а может быть, даже авторский подход. В данном случае уместно вспомнить слова Алексея Николаевича Леонтьева, психолога, педагога, философа, которого цитирует Штейберг: «Смыслу не учатся – смысл воспитывается».
Б) В зависимости от сложности темы составление одной логико-смысловой модели может занимать не один, а несколько уроков.
Трудности у учеников 9 класса вызывает пунктуация в сложных союзных предложениях. В результате освоения темы с учётом особенностей учеников класса была составлена такая справочная модель.
(Слайд 6).
Эта модель заполнялась в течение нескольких уроков. Некоторые учителя ставили под сомнение целесообразность выбора некоторых координат. Например, К1. Но я ещё раз напоминаю, что любая модель составляется учителем с учётом особенностей класса, поэтому выбор остаётся за учителем. Остановлюсь на последних двух уроках работы с этой моделью.
Координата К7 заполнялась учащимися на уроке, тема которого была определена так: «Особые случаи пунктуации в сложноподчинённом предложении».
Этому предшествовала такая работа. Учащимся предлагался исследовательский путь изучения новой темы. Для этого дети последовательно работали с таблицей.
(Слайд 7).
Последовательно анализируя предложения, делали выводы, точные формулировки постепенно появлялись в левых колонках.
(Слайд 8).
Эту тему я разбираю с учащимися уже несколько лет. Поскольку тема не рассматривается в учебниках, я всегда предлагала переписать эту таблицу в тетрадь. Таблица объёмная, переписывание занимало много времени. В этом году я поступила иначе: поработав с таблицей, учащиеся выполняли различные тренировочные задания, а в конце урока, на этапе рефлексии изученного материала, по памяти (закрытых тетрадях и отсутствии информации на экране) заполняли координату К-7. Напомню, что тема в учебнике не рассматривается, поэтому заполненная координата стала единственным для учеников справочным материалом.
(Слайд 9).
Координата К8 получила название «Мои вопросы» и заполнялась учащимися при подготовки развёрнутого ответа по теме «Пунктуация в сложном союзном предложении».
В) Есть темы, которые могут быть предложены детям для самостоятельного освоения. Например, тема «Обобщающие слова при однородных членах» в 8 классе. Многое по этой теме ученикам уже известно. И самостоятельное изучение вполне возможно. Я предложила ребятам, работая с параграфом учебника самостоятельно, «свернуть» материал, отразив узловые моменты на координате логико-смысловой модели. Демонстрация фрагмента урока занимало много времени, я покажу результаты. Фото работ учеников.
(Слайд 10).
Г) Работа может проводится с учащимися разных возрастных групп. Приведу пример создания ЛСМ в 5 классе на уроке-обобщении по теме «Имя прилагательное как часть речи».
(СЛАЙД 11).
9. Возможности технологии:
• Заполненная модель становится мини-справочником.
• Получить целостное представление об изучаемой теме.
• Осуществить связь между предшествующими и последующими темами курса.
• Компактно и системно обучать структурированию знаний и логике.
• Избавить учащихся от механического запоминания, снимать стресс перед восприятием большого объёма учебного материала.
• Сформировать новый взгляд на учебный предмет, на предметный курс, на жизнь в целом.
• Технологизировать деятельность учителя и учащегося для облегчения их совместной работы.
При этом каждый учитель, внедряя в свой методический арсенал данную технологию, имеет возможность проявлять творчество, выбирать наиболее удобные для себя подходы и приёмы.
10. Таким образом, результаты работы учащихся по логико-смысловому моделированию свидетельствуют о том, что учащиеся не только повторяют, систематизируют или осваивают материал, но проявляют творческий, а может быть, даже авторский подход. В данном случае уместно вспомнить слова Алексея Николаевича Леонтьева, психолога, педагога, философа, которого цитирует Штейберг: «Смыслу не учатся – смысл воспитывается».
В.Э. Штейнберг отмечает, что «среднее время выхода на уверенное конструирование ЛСМ составляет примерно один год». Я работаю лишь полгода, однако могу сказать, что учащиеся всех моих возрастных групп справляются довольно успешно и очень многие постоянно обращаются к уже составленным моделям как к справочным материалам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы по теме "Использование текстов художественной литературы на уроках русского языка как фактор подготовки к ЕГЭ"
Материал, раскрывающий технологию опыта работы учителя при подготовке к ЕГЭ на примерах открытого текста...
Использование проектно-исследовательского метода на уроках русского языка. (на примере раздела русского языка 7 класса «Морфология. Наречие»)
Для уроков русского языка...
Модель современного урока русского языка и литературы
Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Модернизация школьно...
Презентация "Модель современного урока русского языка и литературы""
В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта школа должна сформировать систему универсальных способов деятельности учащихся, определяю...
Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь») Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой
Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...
Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...
Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".
Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....