Статья "Логико - алгоритмический метод обучения на уроках русского языка.
статья по русскому языку (5 класс) по теме
В данной статье содержатся рекомендации при использовании логико -алгоритмического метода обучения на уроках русского языка. Эффективное использование этого метода при изучении орфограмм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Логико – алгоритмический метод обучения на уроках русского языка.
Под алгоритмом, как известно, понимается общепринятое и однозначное предписание, определяющее процесс последовательного преобразования исходных данных в искомый результат. Умение применять алгоритмы важно для развития логического мышления. Существует два способа обучения алгоритмам: а) сообщение готовых алгоритмов, что является вариантом догматического метода обучения и поэтому ограничивает развитие активности и творческого мышления учащихся,
б) подведение учащихся к самостоятельному открытию необходимых алгоритмов, что является вариантом эвристического метода обучения.
Поэтому на уроках русского языка учитель должен учитывать степень сложности изучаемого материала. В обоих случаях полезно применять специальную краткую запись алгоритмов. Формы записи алгоритмов могут быть различные как словесные, так и схематические. Не каждый ученик, выучив грамматику, может её пользоваться. Знание и умение применять то или иное правило – не одно и тоже . По существу, алгоритм – это пошаговый способ действия для получения определенного результата. Алгоритмы не только способствуют управлению мыслительной деятельностью учащихся, но и позволяют обеспечить ученику прочные знания и умения. Работать с алгоритмами на уроках русского языка необходимо начинать с 5 класса. Чтобы алгоритмы были правильными и эффективными, надо знать уровень развития учащихся, выявить и проанализировать каким материалом владеют , а каким – нет. Особая роль принадлежит алгоритмам в формировании орфографических умений и навыков. Очень часто ученики знают правило, но на письме допускают ошибки. Причина в том, что они не владеют способом применения правила. На первых уроках русского языка в 5 классе желательно составить обобщенный алгоритм выбора орфографических правил, пригодный для большинства орфограмм.
1.Выделить орфограмму.
2.Установить, в какой части слова находится орфограмма: в приставке, в корне, в суффиксе или в окончании.
3.Определить часть речи.
4. Выбрать правило и применить его.
Обнаружив орфограмму, например, безударную гласную и, определив, что она находится в корне, ученик решает, является она проверяемой, непроверяемой или чередующейся. Так, чтобы применить правило о правописании безударных гласных в корнях, необходимо:
1.выяснить лексическое значение слова;
2.поставить ударение, выделить безударную гласную;
3.разобрать слово по составу;
4.подобрать однокоренные слова;
5.выбрать из данных слов проверочное, поставить ударение;
6. объяснить написание гласной.
Алгоритмы позволяют лучше осмысливать теоретический материал, применять его на практике, дают ученику уверенность в своих силах и стимул к учебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский метод на уроках русского языка и литературы
Выступление на региональной научно-практической конференции"Концептуальные основы изучения филологических дисциплин в современной школе и вузе"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/18/picture-177872-1368889374.jpg)
Обобщение опыта по теме самообразования: «Нестандартные формы и методы проведения уроков русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»
Нетрадиционные формы урока - одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести в...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/19/picture-269309-1660888732.jpg)
Использование активных методов на уроках русского языка, обеспечивающих личностный рост учащихся
Я попыталась показать, как применение нестандартных, игровых форм, использование элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо помогает в обучении русскому язык...
Статья "Технология деятельностного метода на уроках русского языка и литературы!
В данной статье рассматривается вопрос, посвященный использованию теории деятельностного метода на современных уроках русского языка, соответствующих требованиям ФГОС. Приложением к статье является ко...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/20/picture-371017-1387537828.jpg)
"Кейс-метод на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностй учащихся с девиантным поведением"
В передовом опыте представлен материал урочной и внеурочной деятельности. Используя кейс-технологии на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе, я развиваю творческие спос...
Обобщение опыта работы "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ"
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «ООШ п.Анисовский» Ребро Любови Вячеславов Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод про...