Информационная карта передового педагогического опыта "Структура урока «открытия» нового знания по русскому языку в 5 классе в логике ФГОС"
опыты и эксперименты (5 класс) по теме
Русский язык- это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все речевые умения школьников являются для него общеучебными умениями, поэтому речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания. Таким образом, основная цель обучения русскому языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Структура урока «открытия» нового знания по русскому языку в 5 классе в логике ФГОС | 39.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. | Говор Христина Александровна |
Учреждение | МБОУ СОШ № 1 г. Охи. Почтовый адрес школы: 694490, г. Оха Сахалинской области, ул. 60 лет СССР, д. 32/1; электронный адрес: skool1@mail.ru; телефоны: 8-42437-2-18-55, 8-42437-2-16-10. |
Предмет | Русский язык и литература |
Категория (год установления) | Первая, 16.11.2010, Приказ управления образования муниципального образования городской округ «Охинский» от 17.11.2010г. № 420-ОД |
Стаж работы в должности | 15 лет |
1. Тема передового педагогического опыта | Структура урока «открытия» нового знания по русскому языку в 5 классе в логике ФГОС |
2. Источник изменений | Противоречия: 1.Переход к новой системно- деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. 2.Изменение технологии обучения, внедрение информационно-коммуникативных технологий. Практическая деятельность по остается неизменной и не всегда направлена на развитие жизненного опыта ученика и формирование универсального набора умений. |
3. Идея изменений | Идея изменений состоит в создании условий для развития личности через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса с соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. |
4. Концепция изменений | |
Актуальность | Русский язык- это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все речевые умения школьников являются для него общеучебными умениями, поэтому речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания. Таким образом, основная цель обучения русскому языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. В последнее время у учащихся наблюдается снижение интереса к изучению родного языка. Это ведёт к снижению уровня грамотности, неумению чётко и аргументированно выразить свою точку зрения, снижению уровня обученности и качества знаний обучающихся. И первым шагом к устранению данной ситуации является изменение структуры урока. Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является - применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; -создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует. Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения. Новый урок русского языка побуждает обучающихся: -мыслить -анализировать -отстаивать свою точку зрения. |
Новизна | 1.Организация урока, направленная на развитие познавательного практического интереса учащихся. 2.Более частая организация индивидуальных и групповых форм работы учащихся на уроке. 3.Преодоление авторитарного стиля общения между учителем и учащимся. 4.Планирование своей деятельности и деятельности учащихся, чёткая формулировка темы, цели, задач урока. 5.Осознание и фиксация учащимися индивидуального затруднения при выполнении пробного учебного действия и построение плана выхода из выявленных затруднений. 6.Организация выполнения учащимися самостоятельной работы на новое знание; обеспечение самопроверки по эталону; предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. 7.Включение нового способа действий в систему знаний. 8.Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности; осознание метода построения и границ применения нового способа действия. 9.Создание кластеров позволяет обобщить и систематизировать новые знания, добытые обучающимися на уроке. 10.Под результатами учебной деятельности понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. 11.Сотрудничество между учителем и учащимися на уроке направлено на усиление мотивации ребёнка к познанию окружающего мира, демонстрации ему, что школьные знания- это не получение отвлечённых от жизни знаний, а наоборот- необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни. |
Задания | Прежде всего у ребёнка формируется необходимый набор универсальных умений, который учит жизнетворчеству и пониманию своего ценностно-смыслового единства для реализации себя в мире. Это обеспечит ему в дальнейшем интенсивность развития, самообразования и проекции жизненного пути. К старшим классам учащиеся осваивает необходимый минимум знаний по предмету, что позволяет им успешно пройти государственную итоговую аттестацию. |
Затруднения в реализации | 1.Изложение учителем отвлеченных от жизни знаний не позволяет в полной мере подготовить учащегося к жизни, её узнаванию, поиску полезной информации и навыков её применения в реальной жизни. 2.Рассеивание предлагаемых заданий: насыщенность выполняемой работы должна быть четкой, логичной, регламентируемой временем. 3.Слабая подготовка учащихся затягивает время выполнения заданий, некоторые практические работы требуют финансовых затрат. 4.Равнодушие некоторых родителей к учебным успехам своего ребенка. |
Риски | 1.Необходим эмоциональный настрой учителя и ученика на определенный вид практической работы, чтобы не было яркого дисбаланса между творчеством и удовлетворенностью работы. 2.Необходимо перекомбинировать себя и учащихся в зависимости от ситуативных факторов. 3.Учащиеся имеют разный генетический уровень мыслительных процессов: концентрация внимания, синтез информации, выделение противоречий, использование информации из различных источников. Для такой группы ребят необходима психологическая поддержка. |
5.Условия реализации изменений | В соответствии с новыми стандартами нужно прежде всего усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Оптимальный вариант и правильно расставленные приоритеты в выборе методов, приемов, средств обучения ведет кратчайшим путем к достижению цели урока. Главные требования к уроку – это единство обучения, воспитания, развития и тесной связи теории с практикой, применение знаний в различных жизненных ситуациях. Продуманный, грамотно организованный урок позволяет осуществлять систематический контроль над качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию учебных усилий учащихся. А так же помогает ученику осваивать знания в режиме урока, и отпадает необходимость заучивания материала дома. Благодаря этому ребенок имеет возможность выполнить творческие задания, вызывающие интерес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы. Научить: 1.Самостоятельно формулировать тему, цели и задачи урока. 2.Осознавать и фиксировать затруднения и их причину при выполнении пробного учебного действия и уметь строить план выхода из этого затруднения. 3.Фиксировать решения поставленной учебной задачи, нового способа действия. 4.Работать самостоятельно и в группах на новое знание; проводить самопроверку по эталону; выявлять причины ошибок, исправлять их, вычленять причинно-следственные связи, аргументировать в пользу того или иного факта. 5.Оценивать результаты своей учебной деятельности; осознавать метод построения и границы применения нового способа действия; определять задания для самоподготовки. |
6.Выступления, участие в конкурсах, публикации | 1.Мастер-класс на РМО учителей русского языка и литературы «Проектирование урока русского языка в 5 классе в логике ФГОС», 2015. 2. Публикация статьи в ИД «Первое сентября» «Нас лира в бой звала…» (разработка урока литературы в логике ФГОС), 2014; Web-адрес публикации: http://festival.1september.ru/articles/653260/. 3.Участие в муниципальном конкурсе на лучшую разработку урока (мероприятия) в условиях ФГОС «Мой лучший урок (мероприятие)» (1.Урок литературы в 11-ом классе «Вставай, страна огромная! (Поэзия периода Великой Отечественной войны»); 2.Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 10-11 классов «И лира звучала, и в бой вдохновляла…» (Поэзия периода Отечественной войны 1812 года), 2015. 4.Участие в региональном заочном конкурсе на лучшую разработку уроков и лучшего сценария внеклассного мероприятия в логике ФГОС по духовно-нравственному воспитанию личности, 2014. 5.Участие в заочном конкурсе среди педагогических работников на лучшую разработку уроков, занятий и лучший сценарий внеклассного мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию личности, посвящённых празднованию 70-й годовщины Победы», 2015. 6.Участие в федеральном конкурсе «Лучший мастер-класс» (Разработка внеклассного мероприятия по литературе в логике ФГОС в для учащихся 10-11 классов) (Диплом 3 степени), 2015. |
7. Результат изменений | Тема выбрана не случайно, так как в 2015-2016 учебном году в 5 класс придут учащиеся, освоившие программу по ФГОС 2 поколения. Проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении. В соответствии с новыми стандартами необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию и восприятию окружающей действительности. |
8.Описание инновационного опыта | Личность должна быть не просто просвещенной, но и соответствовать и историческому, и социальному, и техническому динамизму нового времени для того, чтобы осознать свое место в мире, научиться его понимать. Путь в мир открытий - это длительный путь. С малых лет ребенок готов получать информацию и развиваться. Поэтому учитель должен направить, увлечь ученика, приблизить его к значимому раскрытию потенциала. Правильная структура урока в логике ФГОС помогает учителю в этом. В соответствии с этим урок должен соответствовать следующим требованиям: • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; • вывод делают сами учащиеся; • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; • времясбережение и здоровьесбережение; • в центре внимания урока - дети; • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; • умение демонстрировать методическое искусство учителя; • планирование обратной связи; • урок должен быть добрым. При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники: • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания); • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся); • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи). Урок «открытия» нового знания в 5 классе состоит из 9 этапов: мотивации к учебной деятельности, актуализации и пробных учебных действий. Выявление места и причины затруднения, построения проекта выхода из затруднения, реализации построения проекта, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, включения в систему знаний и повторения, рефлексии. Разработанный урок позволяет разнообразить стандартное мышление, развивает коммуникативность, умение работать в группе, что, в свою очередь, имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. Вся учебная деятельность строится на основе системно-деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Сформированные навыки учащихся на уроках русского языка универсальны и могут быть применяться и в других учебных дисциплинах. Пути достижения: - познание информации разными способами: от понимания до осмысления через наблюдательность, логическую память, анализ, сравнение, сопоставление, внимательность и творческое воображение; - составление плана решения поставленной задачи, - анализ и сравнений добытой информации, - индивидуальная работа и работа в группах на основе трансформации, т.е. распределении ролей в группе: учащийся должен уметь брать ответственность за определенный вид работы или идеи, быть регулятором деятельности и использовать корректирующий инструментарий, - создание кластеров, умение их представить, -приобретение новых знаний в ходе собственного труда и формирование у себя новых практических действий, - концентрация волевыч качеств личности в преодолении трудностей, что формирует навыки работоспособности -доведение начатой работы до завершения, - оценивание учебного труда и труда других детей. Это формирует у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению, активному познанию действительности. Ученик из объекта превращается в субъект собственной деятельности. Это полное творчество, сотворчество, и учитель- направляющее звено в этой упорядоченной цепи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта передового педагогического опыта
Информационная карта передового педагогического опытаучителя дает представление над формированием и развитием каких умений и способностей работает педагог, об источнике и идее изменений, концепции изм...
Информационная карта передового педагогического опыта
В материале приведен пример заполнения информационной карты ППО при обобщении педагогического опыта...
Урок открытия новых знаний по русскому языку в 5 классе (ФГОС) по теме: "Чем отличаются друг от друга слова-омонимы"
Конспект урока, технологическая карта, приложение....
Урок открытия нового знания по русскому языку в 5 классе. Тема «Разряды имён прилагательных»
Урок построен на реализации принципов технологии деятельностного метода на уроках русского языка....
Технологическая карта урока открытия новых знаний по английскомй языку
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: ...
Информационная карта передового педагогического опыта
Представлена информационная карта передового педагогического опыта по теме "Анализ поэтического текста как средство формирования навыков исследовательской работы обучающихся"....
Мастер-класс на РМО "Как определить лексическое значение слова" (структура урока «открытия» нового знания по русскому языку в 5 классе в логике ФГОС).
Технологическая карта урока русского языка в 5 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаКак определить лексическое значение словаТип урокаУрок «открыти...