программа творческой студии "Юность"
методическая разработка по теме
Идея, цели и задачи, нагрузка творческой студии "Юность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunosti.docx | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МОУ «СОШ №14»
__________Мелентьева Л.С.
«___»______________ 2011г.
Программа
Дополнительного образования
Театральной студии
«ЮНОСТЬ»
ПРОГРАММУ РАЗРАБОТАЛА
Амосова Н.М.
Г.Ухта, пгт.Водный
2011 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Наиболее продуктивным, эмоциональным методом воспитания и обучения младшего школьного возраста является игра как таковая. В игре ребёнок доступными ему средствами учится познавать и осваивать мир, учится общению, проходит ролевой тренинг.
Театр по своей природе близок к игре ребёнка, поэтому представляется одним из наиболее результативных способов развития перечисленных навыков.
Занятия в театральной студии развивают внимание, эмоциональную память, чувство ритма, творческое воображение, фантазию ребёнка, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учат владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом. Прививают ему и чисто практические навыки и умения, необходимые в процессе подготовки и организации спектакля, воспитывают навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы коллектива. Учитывая сложность современной социальной обстановки, первоочерёдной задачей в работе театральной студии становится снятие психологических стрессов, комплексов, зажимов, раскрепощение детей, раскрытие их творческих возможностей.
Театр, в силу своей специфики, оказывает серьёзное эмоциональное психологическое воздействие не только на участников коллектива, но и на зрителей, пришедших на спектакль. Школьный театр, в отличие от профессионального, имеет возможность работать с постоянной аудиторией в продолжение значительного периода, а значит, может оказывать перманентное воздействие на ученический коллектив комплекса, следовательно, необходимо предъявлять к художественному уровню самодеятельных спектаклей школьного театра достаточно высокие требования. Поэтому на первом этапе работы со вновь поступившими студийцами необходим серьёзный подготовительно-учебный процесс. В связи с чем представляется целесообразной следующая система работы студии.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СТРОЕНИЕ СТУДИИ.
Студия состоит из двух подразделений:
- Учебное
- Постановочное
Членом учебного подразделения студии может стать любой ребёнок в возрасте от 7 до 14 лет, прошедший ознакомительное прослушивание.
Учебный этап работы студии рассчитан на 2-3 года обучения. При успешном окончании учебного курса и наличии желания продолжать занятия в студии студиец переходит в старшую, постановочную группу, где может продолжать обучение и участие в работе студии вплоть до окончания школы, а при желании и дальше.
Содержание и система работы студии.
1.На первом году обучения предусматриваются групповые занятия по предметам курса. Занятия с каждой подготовительной группой проводятся три раза в неделю, в программу обучения входят следующие дисциплины:
- Психологический тренинг
- Актёрское мастерство
- Сценическая речь
- Сценическое движение и пластика
- Ритмика
- Вокал
- Художественно-образное мышление (ИЗО)
Не реже одного раза в квартал планируется проведение творческих зачётов (комплексных или по предметам, по мере необходимости)
С целью создания единого творческого коллектива во время проведения игровых творческих зачётов учебные группы могут переформировываться и выступать в смешанном составе. С этой же целью в организации и проведении творческих зачётов участвуют старшие студийцы.
2.На втором и третьем году обучения, учитывая специфику таких предметов, как сценическая речь, вокал и актёрское мастерство, в систему работы вводятся индивидуальные занятия с детьми (до 30% учебного времени, отведённого на эти предметы).
На групповых занятиях по предметам продолжается работа, начатая на первом году обучения, остаётся система зачётов, но, в зависимости от уровня подготовки группы, зачётной работой может являться постановка спектакля.
3.Постановочные группы студии работают над выпуском спектаклей и театрализованных представлений.
Репетиционный процесс организуется по скользящему графику в рамках постоянного расписания и предусматривает как групповые, так и индивидуальные занятия, в зависимости от особенностей постановки и в соответствии с воспитательным планом школьного учреждения.
Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. А таланты бывают разные: это и талант управления, и талант общения, и артистические способности. И многие, многие другие, которые модно раскрыть только во внеурочной деятельности. Как педагог дополнительного образования, я выбрала себе прекрасного помощника в воспитательном процессе. Помощник этот – искусство. Отсутствие сентенций, поучений, откровенных призывов и при всём том образное, яркое, эмоционально-захватывающее раскрытие красоты нравственности позволяют искусству нести воспитательные функции.
В основу воспитательной программы студии положено долговременное коллективное творческое дело «Театр и мы»
Цель программы – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика. Чтобы реализовать данную цель, определены следующие задачи:
- Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности детей в артистической, художественной, управленческой, литературной деятельности.
- Обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащегося.
- Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в школе.
- Обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классах, школе.
- Сформировать годовой круг традиционных дел в школе, классе, позволяющим оптимально распределить учеников по способностям.
Ключевым звеном воспитательной программы, способствующей творческому самовыражению учащихся и их родителей и позволяющей в значительной степени интегрировать урочную и внеурочную деятельность, является участие всех субъектов (учителя, родители и дети) в коллективном творческом деле, причём долговременном.
Основные этапы реализации программы:
- Погружение. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актёр, режиссёр, сценарист, художник, гримёр. Выбор пьесы, распределение обязанностей. Коллективное чтение текста выбранной пьесы в присутствии всех участников спектакля. Распределение ролей с учётом пожелания юных артистов и соответствия каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Если желающих участвовать в спектакле больше, персонажей, можно назначить на некоторые роли по два исполнителя. Это вызовет между ними здоровый дух соревнования, хотя времени на подготовку понадобиться в таком случае несколько больше.
Расширение знаний, умений и навыков участников программы. Чтение по ролям, режиссёр с артистами определяет идею пьесы. Оговаривают предлагаемые обстоятельства, особенности поведения каждого персонажа на сцене. В это же время обсуждаем, какие декорации, костюмы, сценические эффекты, музыкальное сопровождение понадобятся для спектакля. Здесь привлекаем ребят, которые умеют хорошо рисовать, мастерить, шить, обладают фантазией и изобретательностью. Им предстоит подготовить сначала эскизы несложных декораций и костюмов, а после обсуждения выполнить их для спектакля. На этом же этапе привлекаем в помощь родителей учеников.
После того, как артисты выучат свои роли, начинаются репетиции, на которых каждый учится играть в ансамбле с другими участниками спектакля.
Перед показом спектакля проводится генеральная репетиция в костюмах, с декорациями и т.п.
Кроме репетиций пьесы интересно и полезно организовать работу с участниками и вокруг пьесы для изучения эпохи, знакомства с бытом того времени, творчеством драматурга. Для этого устраиваются чтения коротких рефератов на классных часах (работа для классных руководителей и родителей), походы в музеи, к памятным местам, связанных с содержанием пьесы. Такая работа делает жизнь классов, студии интереснее, разнообразнее и содержательнее, теснее сплачивает участников и обогащает их новыми познаниями. Очень важно учиться ещё и у настоящих мастеров сцены, чему помогают совместные посещения театров.
- Ключевое дело: выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями.
- Анализ дела: организаторами дела (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше – коллективное планирование дела).
- Рефлексия.
Педагогический прогноз.
Физиологи и психологи сегодня утверждают и доказывают с помощью опытов: нам всем необходимы самые разнообразные ощущения, эмоции. Уж так создан человек природой и своей социальной историей – он должен постоянно познавать новое, думать, волноваться, развиваться, идти вперёд. Ребёнку же, развивающемуся «семимильными шагами», эмоциональная нагрузка, какую даёт театр, - благо. И потянутся ниточки новых интересов, и возникнут вопросы о добре и зле, тем более, если ты ещё и сам активный участник действия. Мой прогноз – воспитание искусством – раскроет способности и возможности человека в обществе.
Срок реализации программы: программа рассчитана на период 2011 – 2014 гг.
Диагностика интересов, способностей и возможностей детей.
Психодиагностические методики, которые я применяла, помогли мне и родителям, а позже и самим детям лучше разобраться в себе, чтобы эффективнее организовывать свою деятельность, осмыслить свои трудности и изменить своё отношение к ним. А это уже первый шаг к их преодолению.
Использовались принципы психодиагностики:
- Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.
- Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже, чем у других, - значит, что-то должно получаться лучше. Ищите…
- Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Начиная с 7-го класса, ежегодно проводились тесты по определению доминантного полушария, типа темперамента.
Определялись черты характера на основе систематизации особенностей мышления, эмоциональных проявлений и мотивов поведения.
В начале и конце года была проведена диагностическая программа изучения уровня воспитанности учащихся по системе психолога М.И. Шиловой.
На основе педагогических наблюдений была замечена динамика в росте уровня воспитанности учащихся.
Содержание деятельности.
Данная работа включает в себя:
- Работу с литературой;
- Беседы, репетиции;
- Постановку пьесы, сцены, спектакля;
- Анализ деятельности, подведение итогов.
Решение воспитательных задач достигается путём интегрирования урочной и внеурочной деятельности:
- 5-й класс: интеграция уроков истории и внеклассных мероприятий. Постановка сцен из древнегреческих мифов: «Тезей и Минотавр», «Одиссей и сирены», «Царь Мидас и его золото»;
- 6-й класс: инсценирование обрядов Древней Руси, подключение учителя русского языка и литературы;
- 7-й класс: постановка спектакля по пьесе Л. Филатова «Про Федота – стрельца, молодого удальца»;
- 8-й класс: постановка сцен из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин» ко дню Победы в Великой Отечественной Войне;
- 9-й класс: постановка пьесы А. Гладкова «Давным-давно»
- 10-й класс: постановка пьесы У. Шекспира;
- 11-й класс: написание собственной пьесы и её постановка с наделением героев чертами одноклассников и учителей (выпускные вечера).
Тематическое планирование теоретических и практических занятий
- часа в неделю – 153 часа
Наименование темы | Количество часов | ||
всего | Теоретические занятия | Практические занятия | |
введение | 1 | 1 | |
Культура поведения на сцене и за кулисами | 10 | 10 | |
Сценическая речь | 20 | 10 | 10 |
Искусство общения со зрителем | 20 | 10 | 10 |
Актёрская игра | 20 | 10 | 10 |
Пантомима, жест | 18 | 6 | 12 |
Звуковая роль | 26 | 10 | 16 |
Искусство перевоплощения | 16 | 8 | 8 |
Подготовка к общешкольным и городским мероприятиям | 22 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа творческого объединения "Молодёжно-патриотический клуб "Лидер"
Эта программа станет хорошим подспорьем педагогу дополнительного образования в организации работы по формированию лидерского потенциала в воспитанниках среднего и старшего возрастного звена, в в...
Образовательная программа творческой мастерской "Лоскутное шитье"
Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план. содержание образовательной программы, критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, список литературы....
Программа творческого объединения "Исток"
Аннотация на программу дополнительно образования "Исток" Данная программа создавалась при совместных действия...
Образовательная программа "Творческий поиск"
Программа ориентирована на социально-педагогическу деятельность с подростками 14-17 лет...
Образовательная программа творческого объединения "Творческая мозаика"
За период обучения учащиеся приобретут определенные знания и умения: о предметах труда, физических, механических свойствах материалов (бумага, картон, природный и искусственный материал, нитки, ...
Календарно – тематическое планирование творческого объединения «Умелые ручки» по программе «Творческий мир» на 2021 – 2022 год обучения
№ п/пНаименование разделов и темВсего часовТеорияПрактика1. Введение в программу - 2 часа; 2 - теория.1.1Вводное занятие. Задачи, цели объединения. Охрана труда. Проведение стартового контроля.22-2. Р...
Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...