Образовательная программа "Творческий поиск"
методическая разработка на тему
Программа ориентирована на социально-педагогическу деятельность с подростками 14-17 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_poisk.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУДОД
«Лодейнопольский детский центр эстетического развития»
Программа УТВЕРЖДАЮ
рассмотрена Директор ДЦЭР
на педагогическом ______________
совете отдела ДЦЭР П.Ю.Ермолаев
Дата ____________ Дата __________
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Клуб «Творческий поиск»
Программа для учащихся 14 -17 лет
рассчитана на 1 года обучения
Педагог дополнительного образования:
Елена Михайловна Федотова
г. Лодейное Поле
2009 год
Пояснительная записка
Социально-экономические и политические условия современного общества формируют запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта. Наша основная задача – помочь растущему человеку: дать ему дополнительное образование, способствовать духовному и интеллектуальному развитию, становлению гражданской сознательности.
У детей и подростков велика жажда общения, особенно со сверстниками. Но она часто приводит к случайным знакомствам, неблагоприятным влияниям. Необходимо отвлечь внимание подростков от всего негативного, опасного, помочь им умно и интересно проводить свободное время. Таким образом, остро встает вопрос организации досуга детей. Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сил, во многом зависит социальное самочувствие ребенка, его удовлетворенность своим свободным временем. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Клубная деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе детей практически всех возрастов и социального положения. Клуб – одна из форм организации досуга учащихся. Такое объединение способствуют всестороннему развитию и воспитанию ребят. Кружки обычно немногочисленны. Их деятельность ограничивается развитием определенных способностей группы ребят из 10-15 человек. В отличие от них клубы способны охватить разнообразными видами деятельности большинство учащихся учреждения, а значит, выявить их способности и предоставить возможность для их развития. Создание клуба “Творческий поиск” - залог максимального проявления способностей и талантов детей. В основе работы клуба лежит принцип самоуправления. Поэтому члены клуба сами выбирают содержание и формы работы.
Идея ОП:
- объединение подростков на основе общего дела с учетом интересов и потребностей каждого;
- воспитание активной гражданской позиции и позитивного отношения к жизни, основанного на принципах коллективизма, человеколюбия, созидания, сопричастности к жизни общества;
- профилактика асоциального поведения;
- помощь подростку в его успешном становлении как личности.
Актуальность ОП: формирование позитивного социального опыта подростка, его гражданское становление.
Цель ОП: организация содержательного досуга, т.е. создание условий для разностороннего и гармоничного развития личности подростка в условиях коллективной творческой деятельности и раскрытие его внутреннего потенциала.
Задачи ОП:
- Развивающие:
- развитие индивидуальных особенностей ребенка
- развитие инициативы, самостоятельности, чувства ответственности
- развитие коммуникативных умений
- развитие лидерских качеств
- развитие социальной компетентности
- развитие творческих способностей
- Обучающие:
- изучение истории праздника
- изучение национальных традиций
- овладение способами эффективного общения
- овладение приемами художественного слова
- Воспитательные:
- вовлечение детей и подростков в активную общественно - полезную работу
- формирование умений ставить перед собой цель и добиваться ее реализации
- воспитание толерантности
- формирование гражданской позиции, патриотизма
- приобщение ребенка к здоровому образу жизни
- формирование системы общечеловеческих нравственных ценностей
- воспитание культуры поведения и общения, культуры досуга
- воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.).
Условия реализации программы клуба “Творческий поиск”:
- Клуб – самостоятельная организация, объединяющая школьников по интересам.
- Деятельностью клуба руководит совет, во главе которого – педагог дополнительного образования. Он избирается на общем собрании коллектива из 7-9 человек сроком на 1 год. Заседания совета проводятся не реже 1 раза в месяц.
- Совет клуба утверждает план работы и обеспечивает его выполнение. Отчитывается перед общим собранием 1 раз в год. Совет рассматривает вопросы, связанные с реализацией задач, поставленных перед клубом, обсуждает порядок проведения массовых мероприятий, заслушивает отчеты о работе членов совета, распределяет постоянные и временные поручения между членами клуба, помогает их выполнять и осуществляет контроль над выполнением, решает вопрос поощрения и наказания членов клуба.
- Программа предназначена для подростков 14 - 16 лет и рассчитана на 1 год обучения.
- Коллектив клуба делится на 3 группы.
- Занятия в группе проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, 72 часа в месяц.
- Формы и методы организации и проведения занятий зависят от деятельности учащихся.
Формы работы клуба “Творческий поиск”
Формы:
- Групповые
- Индивидуальные
- Коллективные
- Творческая гостиная
- Встречи за круглым столом
- Диспут
- Конкурсы, соревнования, выставки
- Музыкальные вечера
- Час свободного общения
- Концерты, презентации, шоу, КВН
- Проектная деятельность
Конкурсы, соревнования, выставки
Час свободного общения
Концерты, презентации, шоу, КВН
Музыкальные вечера
Диспут.
Проектная деятельность
Встречи за круглым столом
Творческая гостиная
Формы работы
Методы:
Словесные методы обучения:
- устное изложение;
- беседа;
Наглядные методы обучения
- показ видеоматериалов
- наблюдение;
Практические методы обучения:
- тренинг;
- игра;
- работа с компьютером.
Права и обязанности членов клуба:
- Членом клуба может быть любой школьник.
Члены клуба имеют право:
- Избирать и быть избранными в состав совета клуба;
- Участвовать во всех собраниях и мероприятиях клуба;
- Пользоваться имеющимся инвентарём и играми.
Члены клуба обязаны:
- Быть примером в быту, учебе, в труде;
- Подчиняться решениям совета клуба;
- Соблюдать правила внутреннего распорядка.
Учебно-тематический план
Программа рассчитана на 1года обучения.
Количество групп – 3.
Количество часов составляет:
в неделю – 18 часов
в год – 216 часов
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретических занятий | Практических занятий | ||
1. | Формирование познавательных интересов. | 18 | 6 | 12 |
2. | Современное массовое искусство | 18 | 8 | 10 |
3. | Социализация личности | 24 | 10 | 14 |
4. | Календарные праздники. | 30 | 10 | 20 |
5. | Основы здорового образа жизни. | 36 | 12 | 24 |
6. | Гражданское становление личности. | 24 | 10 | 14 |
7. | Трудовая деятельность. | 18 | 8 | 10 |
8. | Экологическое воспитание. | 18 | 6 | 12 |
9. | Развитие лидерских качеств | 30 | 10 | 20 |
ИТОГО: | 216 | 80 | 136 |
Содержание изучаемого курса.
Программа предусматривает изучение следующих тем:
Формирование познавательных интересов.
- Тематические часы, посвященные Дню знаний.
- Заседание кружка «Юный эрудит»
- Конкурс интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
- Неделя науки и техники производства.
- День космонавтики.
Современное массовое искусство.
Цель: Воспитание основ эстетической культуры и развитие художественных способностей.
- День города: участие в праздничном мероприятии.
- Конкурс газет, посвященных Дню учителя.
- Музыкальный конкурс « Самый творческий коллектив»
- Шоу новогодней маски.
- Конкурс новогодних экибано.
- Театральные встречи.
- Конкурс «Старт - тинейджер»
- Фестиваль эстрадных миниатюр.
- Конкурс «Юные таланты»
- Экскурсия в краеведческий музей.
Социализация личности.
Цель: Воспитание нравственности и культуры поведения.
- Всемирный День пожилых людей.
- День театра.
- Диспут-беседа «Трезвость – норма жизни»
- «Круглый» стол « Культура отдыха»
- Помощь пожилым людям, нуждающимся в помощи (акция «От всей души»).
- Помощь детям, попавшим в трудные жизненные ситуации (акции «Заветные желания», «Подари сказку», «Мы – вместе!»).
Календарные праздники.
- Осенний бал.
- Новогодний карнавал.
- Рыцарский турнир.
- Конкурс «А, ну-ка, девушки!»
- Конкурс «Половинка моя»
- КВН «День смеха»
- Мероприятие «Связь поколений», посвященное Дню Победы.
- Акция «Заветные желания», посвященная Дню защиты детей.
Основы здорового образа жизни.
Цель: создание условий по укреплению здоровья и физического совершенствования.
- Спартакиада, посвященная Дню физкультурника.
- Месячник безопасности дорожного движения.
- День здоровья.
- Всемирный день борьбы со СПИДом.
- Военизированная эстафета «Зарница»
- Спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества.
- Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья!»
- Семинар «Алкоголизм, табакокурение, токсикомания – негативные явления в подростковой среде»
- Тренинги «Равный обучает равного»
- Областной Слет волонтеров.
- Туристический поход.
Гражданское становление личности.
Цель: Формирование правосознания и гражданской ответственности.
- Экспозиция государственной символики России.
- «Круглый» стол «Встреча с правоохранительными органами»
- Конференция на тему «Конвенция ООН о правах ребенка»
- Диспут-беседа «Государство и мы»
- Игра «Суд над равнодушием»
- Акция «Чтобы помнили...», посвященная 65-летию Мемориального парка «Свирская Победа»
- Конференция «Правовая культура молодежи» (знание своих гражданских прав, становление гражданского самосознания).
- Акция «Я, ты, он, она – вместе сильная страна», направленная на повышение избирательной активности молодого поколения.
- Форум «Россия – вперед!»
- Участие в автопробеге, посвященном Дню России.
Трудовая деятельность.
Цель: Воспитание сознательного отношения к труду. Подготовка к выбору профессий.
- Конкурс сочинений «Кем быть мечтаю, кем стать хочу»
- Посещение профориентационного центра.
- Экскурсии на предприятия города.
- Участие в городской ярмарке вакансий, профессий для молодежи.
- Акция «Маленькая страна» (по благоустройству дворовой детской площадки)
- Акция «Аллея Любви» (по благоустройству городской аллеи)
Экологическое воспитание.
- Конкурс газет «Берегите природу!»
- Акция «Чистый город» (по благоустройству города)
- Акция «Накорми птиц!» (изготовление кормушек)
- Акция «Посади дерево» (по благоустройству города)
- Акция «Весна идет! Весне – дорогу!» (изготовление и вывешивание скворечников)
- Участие в Международной акции «Марш парков»
Развитие лидерского потенциала молодежи.
Конкурс «Я – лидер, а это значит…»
Районная «Школа Лидера
Межрайонный форум «Мир глазами молодых».
Создание социального проекта. Осуществление проектов.
В ходе теоретических занятий подростки получают новые знания из области эстетической и правовой культуры, профилактики негативных явлений в подростковой среде, краеведения; расширяют свой кругозор, анализируют, сравнивают и прогнозируют.
Практические занятия включают в себя ряд мероприятий (конкурсы и фестивали, соревнования и походы, семинары и форумы, акции и тренинги, рефераты, статьи в газету), которые формируют у подростков активную жизненную позицию, развивают творческий и лидерский потенциал, воспитывают осознанный выбор здорового образа жизни, воспитывают толерантность, уважение к старости.
.
Материально-методическое обеспечение программы.
Для осуществления программы требуются следующие материальные ценности:
- Единая форма
- Компьютер, принтер
- Музыкальный центр
- DVD
- Трудовой инвентарь
Для методического обеспечения программы требуются
- мультимедийные лекции по некоторым темам
- нормативно-правовые документы
- справочная литература
- методическая литература
- брошюры и раздаточные материалы по теме «Здоровый образ жизни»
- видеофильмы по профилактике вредных привычек
- сценарии календарных праздников
Список литературы.
1. Л.В.Боброва «Классные часы, нетрадиционные уроки и школьные праздники», Ростов-на-Дону «Феникс» 2006
2. Возьмитесь за руки, друзья!: Материалы прогр. СПО-ФДО «Игра — дело серьезное» / Авт.-сост. И. И. Фришман. — М.: СПО-ФДО, 1996.
3. Григоренко Ю. Н., Кострецова У. Ю. Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. Кипарис-1. Изд. 3-е, перераб. М. — Педагогическое общество России, 2004,
4. Досужее время. Лагерь, общественная организация в процессе становления личности/ Авт. А. С. Веряскин, Н. И. Волкова, Г. А. Наумовская и др. С.- петерб. ассоц. «Взрослые-детям» — СПб-Москва, НИИ семьи, 1997.
5. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных дел. Возьмитесь за руки, друзья!: Материалы прогр. СПО-ФДО «Игра — дело серьезное» / Авт.-сост. И. И. Фришман. — М.: СПО-ФДО, 1996.
6. Григоренко Ю. Н., Кострецова У. Ю. Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. Кипарис-1. Изд. 3-е, перераб. М. — Педагогическое общество России, 2004,
7. Досужее время. Лагерь, общественная организация в процессе становления личности/ Авт. А. С. Веряскин, Н. И. Волкова, Г. А. Наумовская и др. С.- петерб. ассоц. «Взрослые-детям» — СПб-Москва, НИИ семьи, 1997.
8. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
9. «Календарь школьных праздников» (Авт.-сост. С.И. Лобачева, К.В. Щиголь), Москва «5 за знание» 2006
10. И.П.Максимова «Сценарии конкурсов, интеллектуальных игр, праздников, шоу-программ», Ростов-на-Дону «Феникс» 2006
11. «Мир школьных праздников» (Сост. Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко),
Москва «5 за знание»2006
12. Т.А. Юзефавичус «Советы бывалого вожатого», Педагогическое общество России, Москва 2005
Приложение
Личность – человек как участник историческо-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества и самого себя.
Ценности – значимость для людей тех или иных объектов и явлений. Ценности выполняют роль смыслов человеческой жизни.
Ценностные ориентации – избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении.
Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе.
Развитие – направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальных свойств: в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры.
Саморазвитие (самостроительство) – развитие личности в результате собственных целенаправленных усилий, связанных с самопознанием, самореализацией, самоопределением и саморегуляцией.
Самопознание – проявление интереса к собственному «Я», своим взглядам, отношениям, поступкам. Важным механизмом самопознания является совесть.
Самоопределение – сознательное и свободное выявление, выбор, обоснование и утверждение собственной позиции в проблемных ситуациях.
Самореализация – включает в себя самоактуализацию как стремление человека к наиболее полному раскрытию своих потенциальных возможностей и проявлению своих личностных качеств, а также самовыражение как предъявление этих качеств другим в общении и деятельности.
Саморегуляция – способность к регулированию собственных психических состояний и собственного поведения.
Самооценка – оценка индивидом самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков и социальных позиций.
Социализация – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Социальная адаптация – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением: согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реальностями социальной среды, таким образом, адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом.
Среда – совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмом. Географическая среда.
Среда социальная – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием деятельности человека она изменяется. И в процессе этих преобразований изменяются сами люди.
Образовательная среда – совокупность социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которой с индивидом происходит становление личности, ее мировосприятия.
Социальный статус – общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной группой прав и обязанностей.
Социальная роль – ожидаемое поведение личности, связанное с ее социальным статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе.
Социальный опыт – представляет собой самобытный синтез различного рода умений и навыков, знаний и способов деятельности и мышления, стереотипов поведения, запечатленных ощущений и переживаний.
Норма – это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но несуществующий в ней.
Социальная норма – это правила, образец к действиям или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества.
Социальная зрелость – определенный уровень личностного развития индивида; результат социализации, в ходе которой он интернализует общественные ценности и образцы поведения и адекватно использует роль взрослого члена общества.
Воспитание – понимают в широком смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей деятельности, широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа; в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с воспитанием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание). В этом случае термин обозначает участок приложения воспитательных усилий.
Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности.
Система воспитания – устойчивый, обладающий свойствами целостности социально-педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующий в опыте, в практике заданный цели воспитания.
Воспитательное пространство – это среда совместного бытия, преобразованная участниками воспитательного процесса в фактор влияния на процесс воспитания личности, с целью обеспечения условий для развития и саморазвития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений».
«Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений». Насилие всегда было неотъемлемой частью жизни человекаТеодор Драйзер писал: «Насилие так неотъемлемо ... что именн...
Эссе "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, педагогические находки"
Новый образовательный стандарт второго поколения для средней и старшей школы, к введению которого готовится школьное сообщество, ориентирует нас на формирование у детей готовности к самостоятельной де...
Инновационные поиски в образовательной системе.
Инновации...
Поиск эффективных здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении.
Данная статья поможет руководителям и учителям образовательного учреждения в реализации здоровьесберегающих технологий процесса обучения и воспитания...
Поиск условий безопасного функционирования образовательного учреждения
Проблема безопасности личности и общества становится одной их ключевых и приобретает глобальный характер. С каждым годом в нашей стране растёт количество различных видов чрезвычайных ситуаций. К сожал...
Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, мои педагогические находки"
В проекте реформы образования одним из основных предметов заявлен английский язык. Поэтому на современной школе лежит большая ответственность в подготовке выпускников школ к сдаче ЕГЭ по английскому я...
Выступление на открытом заседании ПМПк "Обучение детей с особыми образовательными потребностями: поиск, перспективы, решения."
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида (школы, школы-интернаты, детские дома, центры) предназначены для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями интеллектуал...