Тактильное панно "Мир вокруг меня".
проект по технологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Изготовление игрового тактильного панно».
Коврик «Мир вокруг меня».
ЦЕЛЬ: Формирование у обучающихся воспитанников жизненно-важных компетенций через организацию и проведение совместной частично-поисковой деятельности.
ЗАДАЧИ:
1. Осуществить частично-поисковую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний и умений, полученных на уроках профессионально-трудового обучения.
2. Формировать первоначальный опыт практической преобразовательной деятельности.
3. Воспитывать у обучающихся воспитанников начальной школы ключевых компетенций в учебно-игровых процессах на основе тактильно-двигательного панно.
В школе-интернате действует ППМС центр при активном участии психолога Ларионовой С.А. специалистами ППМС центра оказывается психолого- педагоги-ческое сопровождение обучающихся воспитанников. Для организации занятий с обучающимися воспитанниками младших классов необходимо наличие специаль-ных дидактических и игровых пособий.
Проблема: необходимость пополнения школьной липотеки.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания окружающего мира. Разные предметы обладают рядом свойств. Которые невозможно познать с помощью только, например, зри-тельного или слухового анализатора.
С помощью тактильно-двигательного восприятия складывается впечатление о форме, величине предметов, расположения их в пространстве, качестве различных материалов.
Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различ-ных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда.
Игровое тактильное панно «Мир вокруг меня» предназначено для развития у обучающихся воспитанников многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. Оно будет способствовать оптимизации психического развития у детей с ОВЗ и более эффективной социализации в обществе.
При использовании тактильного панно (коврик) происходит:
- обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленного на развитие памяти, внимания, мышления, речи, воображения;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всём многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, запахов, звуков, тактильных ощущений);
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Цель: развитие у обучающихся воспитанников правильного, многогранного, полифункционального представления об окружающей действительности, способст-вующей оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в сово-
купности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Первый шаг.
Планирование разработки проекта.
1. Работа обучающихся воспитанников с терминаами «проект», «проектирование».
2. Распределение ролей:
- координаторы: Плотонова Т.Г., Рыжова Н.М.,
Прокопенкова Ирина, Рябова Анастасия.
- рабочая группа: Пируева Мария, Аврамцева Татьяна,
Аббасова Гульмира.
3. Последовательность действий при разработке проекта:
1). определение целей;
2). определение задач;
3). планирование действий, распределение обязанностей;
4). затратность, ресурсы;
5). экспертиза;
6). выполнение;
7). оценка результатов.
Второй шаг.
Определение целей проекта.
ЦЕЛЬ: изготовление игрового тактильного панно для школьной ликотеки.
Третий шаг.
Выдвижение идей и выбор темы
для достижения желаемого результата.
Выдвинуто было много идей по методу «Мозговой штурм».
Рассмотрение идеи:
- Коврик со следочками ребёнка по технике «аппликации».
- Чтобы коврик не был скучным, предложено настрочить аппликацию.
- Далее рассмотрено предложение, что аппликации должны отражать окружаю-щие ребёнка предметы.
- Поступило предложение, что аппликации, изображающие предметный мир, должны быть познаны ребёнком на чувственное и слуховое восприятие.
- Следующая идея отразила в себе все предыдущие, отобразив движение предметов окружающих мир ребёнка в его познании. Она содержит в себе изначально фазы мыслительной деятельности:
- вижу;
- определяю предметы;
- называю предметы;
- запоминаю их место на панно;
- описываю предметы;
- называю самый яркий;
- называю предмет, который понравился;
- отвечаю, почему понравился.
Следующий этап работы над тактильным панно содержит деятельность восприятия предметов:
- ребёнок трогает предметы;
- определяет чем наполнен тот или иной предмет на основе базы образцов;
- проговариваются термины, тем самым пополняется словарный запас. А зачастую узнаются новые слова и понятия.
Игра – это всегда двигатель в познавательных процессах, поэтому решено движение нарастания (убывания) предметов для формирования анализаторских восприятий с поиском правильного наступления на след.
Все идеи были оценены с точки зрения полезности и сложности реализации, затратности. Самыми лёгкими и беззатратными были 1,2,3,4 идеи. Идея №5 явилась более затратной и самой сложной, но и самой полезной для формирования у обучающихся воспитанников жизненно-важных компетенций. Учитывая полезность этой идеи. Решили попробовать их реализовать и найти для этого ресурсы.
Этапы проекта.
- Сбор информации об особенностях тактильного панно с изначальной идеей правильного наступания на следочки.
ЗАДАЧИ:
1. Выяснить назначение и способы применения панно --- консультация у психолога.
2. Изучить варианты изготовления аналогичных изделий (тактильное панно) по фотографиям, слайдам, в сети «Интернет».
3. Определить оптимальные параметры панно: размер, фактура, варианты наполни-телей, фурнитуру, способы крепления.
4. Закрепить тематику панно, уточнить и утвердить дизайн панно.
- Изготовление панно.
ЗАДАЧИ:
1. Подобрать необходимые материалы (ткань, наполнители, фурнитуру и т.д.).
2. Изготовить лекала, шаблоны для съёмных деталей в соответствии с утверждённым дизайном.
3. Изготовить основное полотно панно.
4. Выполнить детали предметов панно.
5. Прикрепить крепёжные элементы.
6. Провести испытания действий движущихся предметов.
7. Произвести сборку.
- Апробирование панно.
ЗАДАЧИ:
1.Разработать ряд заданий для работы сданным панно в игровой форме при непосредственном участии психолога.
2.Оценить качество выполненной работы, качества отделки изделия при участии независимого эксперта – Орловой Н.И.
Сообщение о том как работает панно психолога - Ларионовой С.А.
- Презентация готового панно.
ЗАДАЧИ:
1. Рассказать о работе, проведённой обучающимися воспитанниками , с целью создания изделия.
2. Показать обучающимся воспитанникам младших классов выполненное панно, научить пользоваться им.
3. Вручить панно «Мир вокруг меня» психологу школы-интерната Ларионовой С.А. в торжественной обстановке.
4. Принять участие в школьной выставке, показать комиссии по отбору экспонатов для участия в районных и городских мероприятиях.
5. Принять участие в конкурсе проектов.
- Оценивание проектной деятельности.
ЗАДАЧИ:
1. Провести опрос обучающихся воспитанников младших классов.
2. Интервью психолога о качестве и полезности данного проекта.
3. Групповая рефлексия среди исполнителей проекта.
Сообщение о том как работает панно психолога - Ларионовой С.А.
Четвёртый шаг.
Планирование действий.
Этапы проектной деятельности | Мероприя-тия | Место проведения | Используе-мые материалы | Ответст-венные | Дата |
Выбор темы проекта. Планирование разработки проекта. | Обсуждение проблемы. Постановка цели, задач проектной деятельнос-ти. | Уроки профессио-нально-трудового обучения, факульта-тивы, кружки. | - пальтовые ткани, - мебельные материалы, - мех, - синтетичес-кие шёлковые ткани, - синтепон, - паралон, - пуговицы, - полиэтилен, - газета, - утяжелители, -гвозди,- | Рыжова Н.М. Платонова Т.Г. | 12.01.12. |
Выполнение задач первого этапа.
Сбор информации об особенностях
тактильного панно.
Этапы проектной деятельности | Мероприя-тия | Место проведения | Используе-мые материалы | Ответст-венные | Дата |
-1- | -2- | -3- | -4- | -5- | -6- |
1.Способы применения, назначение панно. | Беседа с психологом Ларионовой С.А. | Кабинет психолога. | Рисунки, эскизы. | Платонова Т.Г., Пируева Мария | 09.01.12. |
2.Варианты изготовления. | Поиск информации о тактильном панно. | Слайды, фотографии, «Интернет». | Карачарова Юля, Пируева Мария | 10.01.12. 11.01.12. | |
3.Определение параметров панно. | Круглый стол по проблеме. | Кабинет начальной школы. | Сантиметро-вая лента (для обмера ребёнка), линейки. | Платонова Т.Г., Пируева Мария | 12.01.12. |
4.Тематика панно. | Собеседование с учителями начальной школы. Учителем ручного труда Орловой Н.И. Психологом Ларионовой С.А. | учительская кабинет ручного труда, кабинет психолога. | Рисунки, эскизы, фотографии | Пируева Мария , Староверова Анна, Прокопенкова Ира. | 12.01.12. 13.01.12. 16.01.12. |
Выполнение задач второго этапа.
Изготовление панно.
Этапы проектной деятельности | Мероприя-тия | Место проведения | Используе-мые материалы | Ответст-венные | Дата |
-1- | -2- | -3- | -4- | -5- | -6- |
1. Подбор материалов: ткани, наполнителей, фурнитуры и т.д. | Определение необходимого. Подбор материалов, имеющихся вналичии, поход в магазин. | Мастерские, склад, магазины. | Осмотр имеющихся тканей, материалов, фурнитуры. | Координа-торы и рабочая группа. | 16.01.12. 17.01.12. 18.01.12. |
2.Изготовление выкройки, шаблонов. | Поиск объектов наполнения тактильного панно. Выполнение выкроек и шаблонов. | Мастерские, склад, магазины. | Рисунки, эскизы, фотографии. Бумага, калька, картон. | Координа-торы и рабочая группа. | 19.01.12. 20.01.12. |
3.Изготовление основы панно. Выполнение съёмных деталей. | Подбор ткани, материалов. Раскрой. Составление основы регулярного полотна. Раскрой деталей, изготовление . | Мастерские Мастерские | Пальтовые ткани, нитки. Ткани, нитки, синтепон, бумага, газеты, параллон, горох, гвозди, пуговицы, крючки, крышки. | Платонова Т.Г., Карачарова Юля, Координа-торы и рабочая группа. | 21.01.12. 23.01.12. 23.01.12. 24.01.12. 25.01.12. 26.01.12. 27.01.12. 28.01.12. 30.01.12. |
-1- | -2- | -3- | -4- | -5- | -6- |
4.Сборка тактильного панно. | Определение мест движения, настрачивание крепёжных систем. | Мастерские | Готовые объекты съёмного панно и готовое регулярное полотно, липучка, крючки, тесьма, пуговицы. | Координа-торы и рабочая группа. | 30.01.12. 31.01.12. |
Выполнение задач третьего этапа.
Апробирование изготовленного панно.
Этапы проектной деятельности | Мероприя-тия | Место проведения | Используе-мые материалы | Ответст-венные | Дата |
-1- | -2- | -3- | -4- | -5- | -6- |
1.Разработка заданий для обучающих игр с данным панно. | Собеседование с психологом. Обсуждение проблемы. | Кабинет психолога, мастерские. | Тактильное панно, книги, методическая литература, «интернет». | Рыжова Н.М., Платонова Т.Г., Ларионова С.А., Староверова Анна | 311.01.12. |
2.Оценка качества выполненной швейной работы при участии независимого эксперта. | Осмотр готового изделия – рефлексия. Осмотр независимого эксперта. | Мастерские. Кабинет психолога. | Тактильное панно, съёмные изделия. | Координа-торы, рабочая группа, Фролова Н.И. | 01.02.12. |
Выполнение задач четвёртого этапа.
Презентация изготовленного панно
«Мир вокруг меня».
Этапы проектной деятельности | Мероприя-тия | Место проведения | Используе-мые материалы | Ответст-венные | Дата |
-1- | -2- | -3- | -4- | -5- | -6- |
1.Проведён- ная работа по изготов-лению данного изделия. | Подготовка обсуждения проведённой работы. Обеспечение действий работы панно учителями профессио- нально- трудового обучения, психологом. | Кабинет психолога, мастерские, кабинет начальной школы, кабинет ручного труда. | Действующее панно со съёмными объектами. | Координа-торы, рабочая группа, обучаю- щиеся воспитан-ники младших классов. | 02.02.12. |
2.Демонстра-ция работы панно. | Обучение обучаю- щихся воспитан- ников младших классов работать с тактильным панно. | Кабинет психолога, мастерские, кабинет начальной школы, кабинет ручного труда. | Действующее панно со съёмными объектами. | Психолог Ларионова С.А., учителя начальной школы. | 02.02.12. |
3.Торжествен-ная передача панно психологу школы-интерната для дальнейшей работы. | В торжествен- ной обста- новке обучающиеся воспитанники вручают тактильное панно «Мир вокруг меня» Ларионовой С.А. | «Интернет» класс. | Готовое регулярное панно, съёмные детали. | Рабочая группа, координа-торы. | 02.02.12. |
-1- | -2- | -3- | -4- | -5- | -6- |
4.Участие в школьной выставке. | Подготовка к выставке, демонстрация работы панно. | Школьная выставка в конференц. зале. | Готовое панно со съемными объектами. | Рабочая группа и обучаю- щиеся воспитан-ники младших классов. | 03.02.12. |
Выполнение задач пятого этапа.
Оценивание проектной деятельности обучающихся воспитанников.
Этапы проектной деятельности | Мероприя-тия | Место проведения | Используе-мые материалы | Ответст-венные | Дата |
-1- | -2- | -3- | -4- | -5- | -6- |
1.Опрос обучаю- щихся воспитан-ников младших классов. | Беседы, диалог с обучаю- щимеся воспитан- никами младших классов. | Кабинет психолога, кабинет начальной школы. | . Действую- щее панно. | Психолог Ларионова С.А., учителя начальной школы. | 04.02.12. |
2.Интервью психолога о полезности тактильного панно. | Подготовка и проведение интервью. | Кабинет психолога. | Действую- щее панно. | обучаю- щиеся воспитан-ники рабочей группы. | 04.02.12. |
3.Рефлексия среди исполнителей проекта. | Подготовка вопросов. | Кабинет психолога. | Этапы работы над изделием. | Рабочая группа, координа-торы. | 04.02.12. |
Пятый шаг.
Планирование ресурсного обеспечения.
Определили желаемые компоненты проекта, требующие материальных затрат:
- ткань, материалы;
- наполнители;
- фурнитура;
- энергозатраты.
Были подсчитаны необходимые затраты, предложены источники ресурсов:
- склад и мастерские школы-интерната;
- помощь ПЛ №60, в обеспечение материалами;
- помощь обучающихся воспитанников и их родителей;
- оплата из бюджетных средств школы-интерната.
Шестой шаг.
Экспертиза проекта.
Чтобы оценить достижения цели и задач проекта, после его выполнения решили провести :
- опрос обучающихся воспитанников начальной школы и рабочей группы;
- анкетирование обучающихся воспитанников начальной школы и рабочей группы;
- интервью с обучающимися воспитанниками начальной школы и рабочей группы;
- диалог с независимым экспертом Орловой Н.И.
Определить:
1. Получилось ли изготовленное тактильное панно познавательным, полезным. интересным, красочным.
2. Будет ли изготовленное тактильное панно «Мир вокруг меня» активно использоваться на занятиях психолога, в воспитательных группах начальной школы.
Выводы:
1. Да.
2. Да.
Седьмой шаг.
Рефлексия.
1. Проанализировать полученные результаты путём опроса, анкетирования, экспертизы.
2. Обсудить в группе достоинства и недостатки проведённой работы.
3. Найти пути решения проблем, если выявлены таковые.
Анализ деятельности тактильного панно
«Мир вокруг меня».
- Познание мира через предметы панно:
- узнавание;
- определение;
- проговаривание;
- красочность;
- выразительность. Выводы: диалог, монолог, тесты.
- Определение:
- цвета;
- форм;
- местоположения. 3.
3. Слуховые функции предметов панно:
- ощущение через функциональное восприятия рук;
- обращение к коробу наполнителя. Выводы: рефлектаарность, монолог, диалог.
4. Развитие внимания:
- наличие предметов;
- количество предметов:
- места расположения предметов;
- моменты изменения по элементу движения предметов.
5. Игра с обучающимися воспитанниками по деятельности функционального панно с личностными описаниями перехода:
- индивидуально;
- подгруппы.
6. Двигательные функции с действующем панно переходящему в коврик движения в познания обучающихся воспитанников мира: - съём предметов; - прикрепление ступней движения; - распределение по коврику движения декорирующих элементов.
7. Рефлексия обучающихся воспитанников при работе панно-коврика
«Мир вокруг меня».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Меняй себя - меняй мир" .
Помочь школьнику выпускного класса в формировании собственного мировоззрения....
Проект "Изготовление игрового тактильного панно". Панно - коврик "Мир вокруг меня".
Игровое тактильное панно «Мир вокруг меня» предназначено для развития у обучающихся, воспитанников многогранного полифункционального представления об окружающей дей...
Родительское собрание по профилактике суицидального поведения на тему: «Обратите на меня внимание! Поймите меня!»
Сценарий родительского собрания в рамках профилактики суицидального поведения учащихся....
Разработка урока по английскому языку в 8 классе по теме "Меняются времена, меняются стили"
Разработка урока по английскому языку в 8 классе по теме "Меняются времена, меняются стили"...
Презентация "Меняются времена, меняются стили" 8 класс
Презентацию можно использовать на уроке английского языка. Тема "Меняются времена, меняются стили"....
«ОСТАВЬТЕ МЕНЯ В ПОКОЕ, НО НЕ БРОСАЙТЕ МЕНЯ ОДНОГО»
Подростковый возраст считается и родителями, и педагогами «трудным», «проблемным», «переходным». При этом происходящее с человеком в этом возрасте необычайно важно ...
Урок немецкого в 3 классе по теме «Люди вокруг меня» Первый урок третьей главы " Люди вокруг меня ". Тема урока " Осень. Что делает семья Вундеркиндов осенью".
План урока немецкого языка в 3 классе по учебнику О.Л.Захаровой, К.Р.Цойнер "Вундеркинды плюс". Глава 3 "Люди вокруг меня", урок 1 :"Осень Что делают Вундеркинды осенью"....