Тактильное панно "Мир вокруг меня".
проект по технологии (5 класс) по теме

Рыжова Наталья Михайловна

Тактильное панно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taktilnoe_panno.docx40.37 КБ

Предварительный просмотр:

                               ПРОЕКТ

«Изготовление игрового тактильного панно». 

Коврик «Мир вокруг меня».

ЦЕЛЬ: Формирование у обучающихся воспитанников жизненно-важных компетенций через организацию и проведение совместной частично-поисковой деятельности.

ЗАДАЧИ:

         1.   Осуществить частично-поисковую деятельность  для          практического решения прикладных задач с использованием знаний и умений, полученных на уроках профессионально-трудового обучения.

         2.   Формировать  первоначальный опыт практической  преобразовательной деятельности.

         3.    Воспитывать у обучающихся воспитанников начальной школы ключевых  компетенций в учебно-игровых процессах на основе тактильно-двигательного панно.

                     В школе-интернате действует  ППМС  центр при активном участии психолога Ларионовой С.А.  специалистами   ППМС   центра  оказывается  психолого- педагоги-ческое  сопровождение  обучающихся  воспитанников.   Для  организации  занятий  с обучающимися  воспитанниками  младших  классов  необходимо  наличие  специаль-ных дидактических  и  игровых  пособий.

 Проблема:  необходимость  пополнения  школьной  липотеки.

           Всестороннее  представление  об  окружающем  предметном  мире  у ребёнка не может сложиться  без тактильно-двигательного восприятия, так как  именно оно лежит в  основе  чувственного  познания  окружающего  мира.   Разные  предметы  обладают рядом  свойств.  Которые  невозможно  познать  с  помощью  только,  например,  зри-тельного или слухового анализатора.

           С помощью тактильно-двигательного  восприятия складывается  впечатление  о форме, величине предметов, расположения их  в  пространстве,  качестве  различных материалов.

           Тактильное восприятие  играет исключительную роль при выполнении  различ-ных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда.

           Игровое  тактильное  панно  «Мир вокруг меня»  предназначено для  развития  у обучающихся воспитанников многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. Оно будет способствовать оптимизации психического развития у детей с ОВЗ и  более эффективной социализации в обществе.

           При использовании тактильного панно (коврик) происходит:

- обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать,  сравнивать,  выделять существенные признаки  предметов  и  явлений  и отражать их в речи),  нацеленного на развитие памяти,  внимания,  мышления,  речи, воображения;

- формирование пространственно-временных ориентировок;

- развитие слухоголосовых координаций;

- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

- формирование  способности   эстетически  воспринимать  окружающий  мир во всём многообразии свойств и признаков его объектов (цветов,  запахов,  звуков, тактильных ощущений);

- обогащение  словарного  запаса  детей  на  основе  использования  соответствующей терминологии;

- исправление  недостатков  моторики,  совершенствование  зрительно-двигательной координации;

- формирование точности  и целенаправленности движений и действий.

             Цель:  развитие у  обучающихся воспитанников правильного,  многогранного,   полифункционального  представления  об  окружающей действительности,  способст-вующей оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в сово-

купности сенсорных свойств, качеств, признаков.

Первый шаг.

Планирование разработки проекта.

1.   Работа обучающихся воспитанников с терминаами  «проект», «проектирование».

2.   Распределение ролей:

      - координаторы:   Плотонова Т.Г.,   Рыжова Н.М.,

                                      Прокопенкова Ирина,  Рябова Анастасия.

      - рабочая группа: Пируева Мария,    Аврамцева Татьяна,

                                      Аббасова Гульмира.

3.   Последовательность действий при разработке проекта:

                  1). определение целей;

                  2). определение задач;

                  3). планирование действий, распределение обязанностей;

                  4). затратность, ресурсы;

                  5). экспертиза;

                  6). выполнение;

                  7). оценка результатов.

Второй шаг.

Определение целей проекта.

            ЦЕЛЬ:  изготовление игрового тактильного панно для школьной ликотеки.

Третий шаг.

Выдвижение идей и выбор темы

для  достижения желаемого результата.

            Выдвинуто было много идей по методу «Мозговой штурм».

Рассмотрение идеи:

  1. Коврик со следочками ребёнка по технике «аппликации».
  2. Чтобы коврик  не был скучным, предложено настрочить аппликацию.
  3. Далее рассмотрено предложение, что аппликации должны отражать окружаю-щие ребёнка предметы.
  4. Поступило предложение,  что аппликации,   изображающие  предметный мир, должны быть познаны ребёнком на чувственное и слуховое восприятие.
  5. Следующая  идея  отразила  в  себе  все  предыдущие,  отобразив    движение предметов  окружающих  мир  ребёнка   в его познании.   Она содержит в себе изначально фазы мыслительной деятельности:

              - вижу;

              - определяю предметы;

              - называю предметы;

              - запоминаю их место на панно;

              - описываю предметы;

              - называю самый яркий;

              - называю предмет, который понравился;

              - отвечаю, почему понравился.

Следующий этап работы над тактильным панно содержит деятельность восприятия предметов:

- ребёнок трогает предметы;

- определяет чем наполнен тот или иной предмет на основе базы образцов;

- проговариваются термины, тем самым пополняется словарный запас. А зачастую узнаются новые слова и понятия.

             Игра – это всегда двигатель в познавательных процессах, поэтому решено движение  нарастания (убывания) предметов для формирования анализаторских восприятий с поиском правильного наступления на след.

             Все идеи были оценены с точки зрения полезности и сложности реализации, затратности. Самыми лёгкими и беззатратными были 1,2,3,4 идеи. Идея №5 явилась более затратной и самой сложной, но и самой полезной для формирования у обучающихся воспитанников жизненно-важных компетенций. Учитывая полезность этой идеи. Решили попробовать их реализовать и найти для этого ресурсы.

Этапы проекта.

  1. Сбор информации об особенностях тактильного панно с изначальной идеей правильного наступания на следочки.

     ЗАДАЧИ:

1.  Выяснить назначение и способы применения панно --- консультация у психолога.

2.  Изучить  варианты  изготовления  аналогичных  изделий  (тактильное панно)  по фотографиям, слайдам,  в сети «Интернет».

3.  Определить оптимальные параметры панно:  размер, фактура, варианты наполни-телей, фурнитуру, способы крепления.

4.  Закрепить тематику панно, уточнить и утвердить дизайн панно.

  1. Изготовление панно.

ЗАДАЧИ:

1.  Подобрать необходимые материалы (ткань, наполнители, фурнитуру и т.д.).

2.  Изготовить лекала, шаблоны для съёмных деталей в соответствии с утверждённым дизайном.

3.  Изготовить основное полотно панно.

4.  Выполнить детали предметов панно.

5.  Прикрепить крепёжные элементы.

6.  Провести испытания действий движущихся предметов.

7.  Произвести сборку.

  1. Апробирование панно.

ЗАДАЧИ:

1.Разработать ряд заданий для работы сданным панно в игровой форме при непосредственном участии психолога.

2.Оценить качество выполненной работы, качества отделки изделия при участии независимого эксперта – Орловой Н.И.

Сообщение о том как работает панно психолога -  Ларионовой   С.А.

  1. Презентация готового панно.

     ЗАДАЧИ:

1.  Рассказать о работе, проведённой обучающимися  воспитанниками , с целью создания изделия.

2.   Показать обучающимся  воспитанникам младших классов выполненное панно, научить пользоваться им.

3.   Вручить панно «Мир вокруг меня»  психологу школы-интерната Ларионовой С.А. в торжественной обстановке.

4.   Принять участие в школьной выставке, показать комиссии по отбору экспонатов для участия в  районных и городских мероприятиях.

5.   Принять участие в конкурсе проектов.

  1. Оценивание проектной деятельности.

ЗАДАЧИ:

1.   Провести опрос обучающихся  воспитанников младших классов.

2.   Интервью психолога о качестве и полезности данного проекта.

3.   Групповая рефлексия среди исполнителей проекта.

Сообщение о том как работает панно психолога -  Ларионовой   С.А.

                                                       Четвёртый шаг.

Планирование действий.

Этапы проектной деятельности

Мероприя-тия

Место проведения

Используе-мые материалы

Ответст-венные

Дата

Выбор темы проекта.

Планирование разработки проекта.

Обсуждение проблемы.

Постановка цели, задач проектной деятельнос-ти.

Уроки профессио-нально-трудового обучения, факульта-тивы, кружки.

- пальтовые ткани,

- мебельные материалы,

- мех,

- синтетичес-кие шёлковые ткани,

- синтепон,

- паралон,

- пуговицы,

- полиэтилен,

- газета,

- утяжелители,

-гвозди,-

Рыжова Н.М.

Платонова Т.Г.

12.01.12.

Выполнение задач первого этапа.

Сбор информации об особенностях

тактильного панно.

Этапы проектной деятельности

Мероприя-тия

Место проведения

Используе-мые материалы

Ответст-венные

Дата

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

1.Способы применения, назначение панно.

Беседа с психологом Ларионовой С.А.

Кабинет психолога.

Рисунки, эскизы.

Платонова Т.Г.,

 Пируева Мария

09.01.12.

2.Варианты изготовления.

Поиск информации о тактильном панно.

Слайды, фотографии, «Интернет».

Карачарова Юля,

Пируева Мария

10.01.12.

11.01.12.

3.Определение параметров панно.

Круглый стол по проблеме.

Кабинет начальной школы.

Сантиметро-вая лента (для обмера ребёнка),

линейки.

Платонова Т.Г.,

Пируева Мария

12.01.12.

4.Тематика панно.

Собеседование с учителями начальной школы.

Учителем ручного труда Орловой Н.И.

Психологом Ларионовой С.А.

учительская

кабинет ручного труда,

кабинет психолога.

Рисунки, эскизы, фотографии

Пируева Мария ,

Староверова Анна,

Прокопенкова Ира.

12.01.12.

13.01.12.

16.01.12.

                    Выполнение задач второго этапа.

Изготовление панно.

Этапы проектной деятельности

Мероприя-тия

Место проведения

Используе-мые материалы

Ответст-венные

Дата

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

1. Подбор материалов: ткани, наполнителей, фурнитуры и т.д.

Определение необходимого.

Подбор  материалов, имеющихся  вналичии, поход в магазин.

Мастерские, склад, магазины.

Осмотр имеющихся тканей, материалов, фурнитуры.

Координа-торы и рабочая группа.

16.01.12.

17.01.12.

18.01.12.

2.Изготовление  выкройки, шаблонов.

Поиск объектов наполнения тактильного панно.

Выполнение выкроек и  шаблонов.

Мастерские,

склад, магазины.

Рисунки, эскизы, фотографии.

Бумага, калька, картон.

Координа-торы и рабочая группа.

19.01.12.

20.01.12.

3.Изготовление основы панно.

Выполнение съёмных деталей.

Подбор ткани, материалов.  Раскрой.  Составление основы регулярного полотна.

Раскрой деталей, изготовление .

Мастерские

Мастерские

Пальтовые ткани, нитки.

Ткани, нитки, синтепон,

бумага, газеты,

параллон, горох, гвозди,

пуговицы,

крючки, крышки.              

Платонова Т.Г.,

Карачарова Юля,

Координа-торы и рабочая группа.

21.01.12.

23.01.12.

23.01.12.

24.01.12.

25.01.12.

26.01.12.

27.01.12.

28.01.12.

30.01.12.

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

4.Сборка тактильного панно.

Определение мест движения, настрачивание крепёжных систем.

Мастерские

Готовые объекты съёмного панно и готовое регулярное полотно, липучка, крючки, тесьма, пуговицы.

Координа-торы и рабочая группа.

30.01.12.

31.01.12.

Выполнение задач третьего этапа.

Апробирование изготовленного панно.

Этапы проектной деятельности

Мероприя-тия

Место проведения

Используе-мые материалы

Ответст-венные

Дата

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

1.Разработка заданий для обучающих игр с данным панно.

Собеседование с психологом. Обсуждение проблемы.

Кабинет психолога, мастерские.

Тактильное панно, книги, методическая литература, «интернет».

Рыжова Н.М., Платонова Т.Г.,

Ларионова С.А., Староверова Анна

311.01.12.

2.Оценка качества выполненной швейной работы при участии независимого эксперта.

Осмотр готового изделия – рефлексия.

Осмотр независимого эксперта.

Мастерские.

Кабинет психолога.

Тактильное панно, съёмные изделия.

Координа-торы,

рабочая группа, Фролова Н.И.

01.02.12.

Выполнение задач четвёртого этапа.

Презентация изготовленного панно

«Мир вокруг меня».

Этапы проектной деятельности

Мероприя-тия

Место проведения

Используе-мые материалы

Ответст-венные

Дата

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

1.Проведён-

ная работа

 по изготов-лению данного изделия.

Подготовка обсуждения проведённой работы. Обеспечение действий работы панно учителями профессио-

нально-

трудового обучения, психологом.

Кабинет психолога, мастерские, кабинет начальной школы, кабинет ручного труда.

Действующее панно со съёмными объектами.

Координа-торы,

рабочая группа,

обучаю-

щиеся воспитан-ники младших классов.

02.02.12.

2.Демонстра-ция работы панно.

Обучение

обучаю-

щихся воспитан-

ников

младших классов

работать с тактильным панно.

Кабинет психолога, мастерские, кабинет начальной школы, кабинет ручного труда.

Действующее панно со съёмными объектами.

Психолог Ларионова С.А., учителя начальной школы.

02.02.12.

3.Торжествен-ная передача панно психологу школы-интерната

 для дальнейшей работы.

В торжествен- ной обста-

новке обучающиеся воспитанники вручают тактильное панно «Мир вокруг меня» Ларионовой С.А.

«Интернет» класс.

Готовое регулярное панно, съёмные детали.

Рабочая группа, координа-торы.

02.02.12.

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

4.Участие в школьной выставке.

Подготовка к выставке, демонстрация работы панно.

Школьная выставка в конференц. зале.

Готовое панно со съемными объектами.

Рабочая группа и обучаю-

щиеся воспитан-ники младших классов.

03.02.12.

Выполнение задач пятого этапа.

Оценивание проектной деятельности обучающихся воспитанников.

Этапы проектной деятельности

Мероприя-тия

Место проведения

Используе-мые материалы

Ответст-венные

Дата

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

1.Опрос

обучаю-

щихся воспитан-ников младших классов.

Беседы, диалог с обучаю-

щимеся воспитан-

никами младших классов.

Кабинет психолога,

кабинет начальной школы.

. Действую-

щее панно.

Психолог Ларионова С.А., учителя начальной школы.

04.02.12.

2.Интервью психолога о полезности тактильного панно.

Подготовка

 и проведение интервью.

Кабинет психолога.

Действую-

щее панно.

обучаю-

щиеся воспитан-ники рабочей группы.

04.02.12.

3.Рефлексия среди исполнителей проекта.

Подготовка вопросов.

Кабинет психолога.

Этапы работы над изделием.

Рабочая группа, координа-торы.

04.02.12.

Пятый шаг.

Планирование ресурсного обеспечения.

           Определили  желаемые  компоненты  проекта, требующие материальных затрат:

-  ткань, материалы;

-  наполнители;

-  фурнитура;

-  энергозатраты.

         

           Были подсчитаны необходимые затраты, предложены источники ресурсов:

-  склад и мастерские школы-интерната;

-  помощь ПЛ №60, в обеспечение материалами;

-  помощь обучающихся воспитанников и их родителей;

-  оплата из бюджетных средств школы-интерната.

Шестой шаг.

Экспертиза проекта.

           Чтобы  оценить  достижения  цели  и  задач  проекта,  после  его  выполнения решили  провести :

-  опрос  обучающихся  воспитанников  начальной  школы  и  рабочей  группы;

-  анкетирование  обучающихся  воспитанников  начальной  школы  и  рабочей группы;

-  интервью  с  обучающимися  воспитанниками  начальной  школы  и  рабочей группы;

-  диалог с независимым экспертом Орловой Н.И.

            Определить:

     1.  Получилось  ли   изготовленное  тактильное  панно  познавательным,  полезным.   интересным,  красочным.

     2.  Будет ли изготовленное тактильное панно «Мир вокруг меня» активно использоваться на занятиях психолога, в воспитательных группах начальной школы.

            Выводы:

      1.  Да.

      2.  Да.

Седьмой шаг.

Рефлексия.

            1.  Проанализировать полученные результаты путём опроса, анкетирования, экспертизы.

            2.  Обсудить в группе достоинства и недостатки проведённой работы.

            3.  Найти пути решения проблем, если выявлены таковые.

Анализ деятельности тактильного панно

«Мир вокруг меня».

  1. Познание  мира  через  предметы  панно:

-  узнавание;

-  определение;

-  проговаривание;

-  красочность;

-  выразительность.                                                                                            Выводы:  диалог,  монолог,  тесты.

  1. Определение:

-  цвета;

-  форм;

-  местоположения.                                                                                               3.

     3.   Слуховые функции предметов панно:

           -  ощущение   через  функциональное  восприятия  рук;

           -  обращение  к  коробу  наполнителя.                                                                  Выводы:  рефлектаарность,  монолог,  диалог.

     4.    Развитие внимания:

          -  наличие  предметов;

          -  количество  предметов:

          -  места  расположения  предметов;

          -  моменты  изменения  по  элементу  движения  предметов.

     5.   Игра с обучающимися  воспитанниками  по  деятельности  функционального панно с личностными  описаниями  перехода:

          -  индивидуально;

          -  подгруппы.

     

      6.  Двигательные  функции  с действующем  панно  переходящему  в  коврик движения  в  познания  обучающихся  воспитанников  мира:                                                                                  -  съём  предметов;                                                                                                                      -  прикрепление  ступней  движения;                                                                                        -  распределение  по  коврику  движения  декорирующих  элементов.

     

       7.   Рефлексия  обучающихся  воспитанников   при  работе  панно-коврика  

«Мир вокруг меня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Меняй себя - меняй мир" .

Помочь школьнику выпускного класса в формировании собственного мировоззрения....

Проект "Изготовление игрового тактильного панно". Панно - коврик "Мир вокруг меня".

Игровое  тактильное  панно  «Мир вокруг меня»  предназначено для  развития  у обучающихся, воспитанников многогранного полифункционального представления об окружающей дей...

Родительское собрание по профилактике суицидального поведения на тему: «Обратите на меня внимание! Поймите меня!»

Сценарий родительского собрания в рамках профилактики суицидального поведения учащихся....

Разработка урока по английскому языку в 8 классе по теме "Меняются времена, меняются стили"

Разработка урока по английскому языку в 8 классе по теме "Меняются времена, меняются стили"...

Презентация "Меняются времена, меняются стили" 8 класс

Презентацию можно использовать на уроке английского языка. Тема "Меняются времена, меняются стили"....

«ОСТАВЬТЕ МЕНЯ В ПОКОЕ, НО НЕ БРОСАЙТЕ МЕНЯ ОДНОГО»

Подростковый возраст считается и родителями, и педагогами «трудным», «проблемным», «переходным». При этом происходящее с человеком в этом возрасте необычайно важно ...

Урок немецкого в 3 классе по теме «Люди вокруг меня» Первый урок третьей главы " Люди вокруг меня ". Тема урока " Осень. Что делает семья Вундеркиндов осенью".

План урока немецкого языка в 3 классе по учебнику О.Л.Захаровой, К.Р.Цойнер "Вундеркинды плюс". Глава 3 "Люди вокруг меня", урок 1 :"Осень Что делают Вундеркинды осенью"....