«ОСТАВЬТЕ МЕНЯ В ПОКОЕ, НО НЕ БРОСАЙТЕ МЕНЯ ОДНОГО»
статья по психологии на тему
Подростковый возраст считается и родителями, и педагогами «трудным», «проблемным», «переходным». При этом происходящее с человеком в этом возрасте необычайно важно для его дальнейшего развития. Что нужно, чтобы поддержать подростка в этот сложный период родителям необходимо:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ostavte_menya_v_pokoe_no_ne_brosayte_menya_odnogo.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОСТАВЬТЕ МЕНЯ В ПОКОЕ, НО НЕ БРОСАЙТЕ МЕНЯ ОДНОГО»
Подростковый возраст считается и родителями, и педагогами «трудным», «проблемным», «переходным». При этом происходящее с человеком в этом возрасте необычайно важно для его дальнейшего развития.
В подростке все меняется: поведение, взгляды, вкусы, интересы; в нем так много нового, неустойчивого, и потому ему совершенно необходимы помощь, поддержка, понимание. «Уже не ребенок, но еще не взрослый» - эта характеристика подростка общеизвестна. Обычно ее понимают упрощенно: «не ребенок» и «не взрослый». Отсюда и истоки постоянных конфликтов с подростками: требования к нему предъявляют, а прав еще не дают.
Подростковый возраст – это время, когда происходит бурные развития и перестройка организма. Физическое созревание сопровождается подъемом всей жизнедеятельности. Не только физически, но и умственно, нравственно и социально взрослеют дети. Именно теперь подросток постепенно, из дня в день переходит или, лучше сказать, входит в мир взрослых. И в жизни подростка, и в нем самом происходит много изменений: меняется как его объективное положение в семье и в школе, так и его самосознание.
Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм – первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростка собственной уникальной сущности, собственного «Я».
Основная проблема этого возраста в том, что подростку необходимо обрести идентичность: со своим полом – принять себя как юношу (или девушку), не испытывая сожалений и не пытаясь подражать противоположному полу; обрести идентичность: со своим новым обликом и новыми желаниями; почувствовать идентичность с новыми возрастными ролями и ограничениями и в целом принять самого себя, осознав свое место в мире.
Таким образом, с большим уважением и тактом к сложному внутреннему миру ребенка необходимо относится всегда. Но в особо чутком отношении нуждаются дети, когда они вступают в подростковый возраст.
Для того, чтобы поддержать подростка в этот сложный период родителям необходимо:
- Опираться на сильные стороны ребенка.
- Избегать подчеркивания его промахов.
- Хвалить ребенком.
- Демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
- Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
- Уметь взаимодействовать с ребенком.
- Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
- Принимать индивидуальность ребенка.
- Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
Известный психолог Э. Берн писал, что девиз подросткового возраста: «Оставьте меня в покое, но не бросайте одного». Это требование «не бросать» подростка относится ко всем тем, кто его окружает. Терпение, такт, деликатная поддержка, требования, выраженные как предложение к сотрудничеству, могут стать для них мостиком на пути преодоления кризиса.
Педагог-психолог отдела консультирования Гобаева И.Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час " Жить вместе на одно планете, оставаясь разными"
Классный час для 7 класса...
литературно - музыкальная композиция "Об одном прошу- меня дождаться"
Внеклассная работа. Литературно-музыкальная композиция "Об одном прошу — меня дождаться" посвещена памяти павших и живых отстоявших Победу в 1941-1945гг....
Беседа с родителями на тему "Ребенок один дома. Оставить – не оставить…"
Рано или поздно перед родителями встает вопрос: оставлять ли ребенка дома одного? Бабушки вспоминают, что в свое время детей оставляли дома на целый день — и ничего. Многие даже не сомневаются, ...
«Учи меня – и я могу запомнить, вовлекай меня – и я научусь!»
Статья написана в соавторстве с Румянцевой И.А. учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ N 223 с углубленным изучением немецкого языка Кировского района г.Санкт-Петербурга.Долгие годы школа служи...
Сценарий постановки по мотивам новогодней сказки Е.Л. Шварца "Два брата" "Оставь меня в покое" (для 4,5,6-х классов)
Детская постановка по мотивам сказки Е. Л. Шварца «Два брата"...
"кЧем занять ребенка дома? Конечно же, играть! Игра – это «единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком», так же, как и для взрослого «единственный способ снова стать детьми, оставаясь взрослыми»ак провести время с ребенком весело"
Чем занять ребенка дома? Конечно же, играть!Игра – это «единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком», так же, как и для взрослого «единственн...
Исследовательский проект " Не бросай меня!"
Исследовательский проект на актуальную тему бездомных животных....