Рабочая программа по технологии (технический труд) для 5 класса
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

Гречишников Андрей Евгеньевич

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» г. Москва 2006 г и авторская программа под редакцией Симоненко. Рабочая программа учебного курса технологии предназначена для обучения учащихся 5 классов средней общеобразовательной школы и рассчитана на один учебный год. Программа рассчитана на70 часов в год, 2 часа в неделю . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа141.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО – НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
 

« средняя общеобразовательная школа №1» п.г.т.Уренгой Пуровского района

629860 Пуровский район, п.Уренгой, 4 мкр., д.39, тел. (34934)93177 Urengoi_1@mail.ru

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №1»

_________ /Волокитина А.С./

Приказ №229 от

«_31_» _августа_ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                              по Технологии. Технический труд, 5 класс(м).

Учитель:Гречишников Андрей Евгеньевич,

Высшая кваликафиционная категория

                                               

Согласовано

Заместитель директора по образовательному процессу

__________/Н.В.Лукьянова/

Рассмотрено на заседании методического объединения

Руководитель МО

__________/ Рыкова Н.Н.

Протокол № __1__ от

   «31» августа    2013 года

2013 – 2014 учебный год

 II. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» г. Москва 2006 г и авторская программа под редакцией Симоненко. Рабочая программа учебного курса технологии предназначена для обучения учащихся 5 классов средней общеобразовательной школы и рассчитана на один учебный год. Программа рассчитана на70 часов в год, 2 часа в неделю .

Актуальность программы. Важность привития молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех).

Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.

В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие  и адаптацию к социально-экономическим условиям.

          Основные принципы программы:

* создание условий обучения, при которых учащиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире;

* формирование личности ученика, обладающей интеллектуальной, этической, технологической культурой, культурой ЗОЖ, способной к самовоспитанию и самореализации;

*формирование у всех участников УВП интеллектуальной, исследовательской, информационной культуры и культуры самореализации;

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. 

Цели программы:

Подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью.

           Задачи программы:

- научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять знания, умения, полученные на уроках;

- воспитывать трудолюбие, внимательность, чувство ответственности;

- формировать эстетический вкус;

- прививать уважительное отношение к труду, навыки трудовой культуры, аккуратности;

- развивать логическое мышление и творческие способности.

         Основные разделы базовой (государственной) программы 5 класса сохранены и включены в разделы рабочей программы.

                                                 

 Методы обучения:

    Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении предмета технологии на разных этапах обучения.

Формы  обучения:

1.Беседа

            2.Работа с учебником

3.Работа с образцами изделий, наглядными пособиями

            4.Практическая работа

            5.Ролевая игра  

Для формирования технологических умений и навыков большую роль играет инструктаж. Вводный инструктаж проводят перед всеми практическими работами. Содержание вводного инструктажа зависит от новизны материала, с которым должны познакомиться учащиеся.

При текущем инструктаже учитывают индивидуальные особенности учащихся.Текущий инструктаж  проводят во время выполнения практической работы.

 

Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет организовать практическую творческую и проектную деятельность.

Поскольку ведущей деятельностью пятиклассников остается игра, в процесс обучения включены элементы игровых технологий. Теоретический материал преподносится в форме бесед, поисковых  и самостоятельных работ. Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 длительность практической работы на уроках технологии для обучающихся в 5 классах не превышает 65% времени занятий.

Обоснование выбора УМК.

Учебно-методический комплект, выпускаемый издательством  «Мнемозина» включает в себя учебники для учащихся и методические пособия для учителя под редакцией Ю.Л.Хотунцева,Е.С.Глозмана. Выбранный УМК соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования по предмету «Технология. Технический труд.» в средней школе. В учебнике последовательно раскрывается технология обработки конструкционных материалов, закрепить знания помогают творческие работы над проектами. Данный УМК рассмотрен и рекомендован  к использованию методическим объединением учителей музыки, ИЗО, технологии и черчения (протокол заседания МО №6  , от08.04.2013г.)

   

                                          IV.  Содержание тем учебного курса

Наименование темы

Теория

Практика

Всего часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по правилам техники безопасности

2

-

2

2

Чертёж, эскиз, технический рисунок

1

1

2

3

Технологии измерения и разметки

1

1

2

4

Технологии преобразования конструкционных материалов - древесные материалы

4

14

18

5

Основы машиноведения

3

1

4

6

Технологии преобразования конструкционных материалов - метал металл металлы. мммммметаллыметаллыметаллы

3

13

16

7

Творческий проект

5

13

18

8

Электротехнологии

3

3

6

9

Резерв

2

всего

22

48

70

Виды самостоятельной работы учащихся:

  1. Работа с учебником, книгой
  2. Работа с карточками-заданиями
  3. Работа с технологической картой
  4. Работа с таблицей
  5. Лабораторно-практическая работа                                                                            
  6. Практическая работа
  7. Выполнение проекта

Работа с учебником один из важнейших методов обучения. Самостоятельная работа с книгой учит школьников целенаправленно подбирать литературу, овладевать техникой правильного чтения. Основные  приемы работы с книгой: конспектирование, запись основных определений, рецептов блюд, расчетных формул для построения чертежа изделия, зарисовка моделей, творческая работа (реферат, сообщение) и т.д.

 

 При работе с карточками применяется дифференцированный подход к учащимся.

 Практические работы и лабораторно-практические способствуют связи теории и практики в обучении, развитии познавательных способностей, самостоятельности учащихся, формировании их умений и навыков.

Организация практической работы:

1.объяснение материала учителем или изучение материала самостоятельно учащимися (зависит от сложности материала)

2.обеспечение материалами и инструментами, инструкционными картами ( с вводным инструктажем); изучение инструкционных карт учащимися

3.самостоятельная работа

4.контроль учителем за ходом выполнения работы, коррекция ошибок

5.текущий инструктаж (помощь учащимся, которые не справляются с заданием)

6.заключительный инструктаж для подведения итогов

                                               

В процессе обучения необходимо сформировать жизненно важные  компетентности:

- культурно-эстетическая,

- здоровьесберегающая,

- коммуникативная,

- познавательно-исследовательская,

- самообслуживания

Большое внимание уделяется овладение здоровьесберегающей компетенцией, в рамках которой развиваются умения и навыки выполнения правил техники безопасности при работе с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки конструкционных материалов, изготовления и художественного оформления  изделий.

V.Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.

В результате изучения технологии учащиеся  5 класса должны:

           знать/понимать:

  • основные технологические понятия;
  • назначения и технологические свойства материалов;
  • назначение применяемых ручных инструментов, приспособлений, правила безопасной работы с ними;
  • виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;
  • влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
  • профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

уметь:

  • рационально организовывать рабочее место;
  • находить необходимую информацию в различных источниках;
  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
  • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
  • выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов и приспособлений;
  • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами;
  • находить и устранять допущенные дефекты;
  • проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
  • распределять работу при коллективной деятельности;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для получения технологических сведений из разнообразных источников информации;
  • для организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
  • для изготовления или ремонта изделий из различных материалов;
  • для создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов и приспособлений;
  • для обеспечения безопасности труда; для оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги.

     Формы контроля и оценка знаний и умений учащихся:

  1. тест
  2. зачет
  3. опрос в устной и письменной форме

На уроках применяются творческие задания: решение и составление кроссвордов, отгадывание ребусов и загадок.

                                                       

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ

С целью проверки знаний используются различные методы.

Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий.

Оценивая знания обучающихся, надо учитывать их глубину и полноту, аргументированность их изложения, умение обучающихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям.

Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.

Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценка «3» обучающиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должностной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.

Оценка «2» -  когда ответ обучающегося совсем не отвечает предъявленным к ней требованиям.

ОЦЕНКА ТЕХНИКИ ВЛАДЕНИЯ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ

 Оценка изделия производится по следующим параметрам:

  1. Качество и аккуратность выполнения изделия.
  2. Соблюдение нормы времени.
  3. Соблюдение технологии.
  4. Организация рабочего места.
  5.   Соблюдение правил техники безопасности.

 Оценка творческого проекта производится по следующим параметрам:

  1. Содержание (выполнение этапов проекта)
  2. Эстетика оформления  работы.
  3. Качество прилагаемых схем, рисунков, чертежей
  4. Аргументированность выбора темы
  5. Оригинальность
  6. Полнота работы
  7. Культура речи

 VI.Учебно-методическое обеспечение.

                                                     Учебно-методический комплект  

для учителя:

  1. Технология. Технический труд:5класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией Ю.Л.Хотунцева, Е.С.Глозмана Издательство – М.: Мнемозина,2009.
  2. Технология. 5-9 классы (вариант для мальчиков): развернутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко/ авт.-сост. О.В.Павлова и др.- Волгоград: Учитель, 2009.-115с.
  3. Технология.5-11 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост.Л.Н.Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова.-2-е изд., стереотип.-Волгоград: Учитель, 2008.- 204 с.
  4. Технология.7-11 классы: практиктико-ориентированные проекты /авт.-сост. В.П.БоровыхВолгоград: Учитель, 2009.- 134 с.
  5. Технология. 5-9 классы (вариант для мальчиков): Технические и проектные задания для учащихся авт.-сост. А.К.Бешенков.- Москва: Дрофа, 2004.-80с.

                                                     Учебно-методический комплект

для учащихся:

  1. Технология. Технический труд:5класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией Ю.Л.Хотунцева, Е.С.Глозмана Издательство – М.: Мнемозина,2009.

Средства и оборудование обучения:

1. учебники

2.карточки-задания на печатной основе

3.таблицы и плакаты

4.оборудование школьной мастерской

5.чертежные инструменты

VII.Список литературы:

для учителя:

  1. Сборник нормативных документов. Технология \ сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев.-2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,2006
  2. Технология.Технический труд:5класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией Ю.Л.Хотунцева, Е.С.Глозмана Издательство – М.: Мнемозина,2009.
  3.  Технология. 5-9 классы (вариант для мальчиков): развернутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко/ авт.-сост. О.В.Павлова и др.- Волгоград: Учитель, 2009.-115с.
  4. Технология.5-11 классы: проектная деятельность учащихся/авт.- сост. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова.-2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008.- 204 с.
  5. Технология.7-11 классы: практиктико-ориентированные проекты /авт.-сост. В.П.БоровыхВолгоград: Учитель, 2009.- 134 с.
  6. Технология. 5-9 классы (вариант для мальчиков): Технические и проектные задания для учащихся авт.-сост. А.К.Бешенков.- Москва: Дрофа, 2004.-80с
  7. Журналы издательского дома «Гефест»: «Сам» , «Делаем сами», «Сам себе мастер», «Советы профессионалов» и др..

для учащихся:

  1. Технология. Технический труд:5класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией Ю.Л.Хотунцева, Е.С.Глозмана Издательство – М.: Мнемозина,2009.

            2. Журналы издательского дома «Гефест»: «Сам» , «Делаем сами», «Сам себе                                                                                                                                        

 мастер», «Советы профессионалов» и др..


III.Учебно-тематический  план.

№  п/п

Дата

Колич.  часов

Тема  раздела, урока

Цели  и  задачи  раздела, урока

Используемые  педагогические  технологии

Примечания  (д/з, виды  деятель-ности на уроке, форма урока  и  т.д.)

ЗУН

0УН

1

05.09.13

2

Вводное  занятие. Охрана  труда. Инструктаж  по  правилам  Т.Б.

Введение

2

12.09.13

2

Чертёж, эскиз, технический рисунок.

Знание  и определение различий между чертежом, техническим рисунком и эскизом. Умение  и  навыки при построении чертежа.  

Умение работать с учебной и дополнительной литературой, работа с таблицами и схемами

Методы  иллюстрации  и  демонстрации  при  устном изложении  ма-териала. Лабораторно-практическая  работа

§7-8

3

19.09.13

26.09.13

4

Технологии измерения и разметки.

Знание различных видов измерительных и разметочных инструментов. Уметь выполнять измерительные и разметочные работы. Навыки по  измерению и  разметки деталей .

                                               

Умение работать с учебной и дополнительной литературой, работа с таблицами и схемами

Методы  иллюстрации  и  демонстрации  при  устном изложении  ма-териала. Лабораторно-практическая  работа

§9

4

03.10.13

10.10.13

17.10.13

24.10.13

31.10.13

14.11.13

21.11.13

28.11.13

05.12.13

18

Технология преобразования конструкционного материала - древесина и пиломатериалы. Ручная обработка древесины древесных материалов. Соединение деталей при помощи клея, гвоздей, шурупов. Декоротивная отделка изделий из древесины.

Знать  способы  и  приёмы  ручной  обработки  древесины  и  дре-весных  материалов.  Уметь  производить  основные  виды  работ  по ручной   обработке  древеси-ны  и  древесных  пиломатериалов

Умение работать с учебной и дополнительной литературой, работа с таблицами и схемами

Методы  устного  изложения (рассказ, объяснение). Метод демонстрации. Элемен-ты  проблемного  обу-чения. Практикум. Самостоятельная  рабо-та учащихся  под  наблюдением  учителя.

§10-16

5

12.12.13

19.12.13

 

4

Основы машиноведения .Сверлильный станок ВСН.  

Иметь понятие о кинематической схеме и устройстве сверлильного станка. Уметь самостоятельно работать на сверлильном станке.

Умение работать с учебной и дополнительной литературой, работа с таблицами и схемами

Методы  иллюстрации  и  демонстрации  при  устном изложении  ма-териала. Лабораторно-практическая  работа

§12-13

6

26.12.13

12

Технология преобразования конструкционных материалов – металлов. Тонколистовой металл и проволока. Ручная правка, разметка, резка и гибка.

Знать инструменты для ручной обра ботки металлов и правила работы с ним. Уметь обрабатывать тонколистовой металл и проволоку инструментами для ручной обработки.

Умение работать с учебной и дополнительной литературой, работа с таблицами и схемами

Методы  устного  изложения (рассказ, объяснение). Метод демонстрации. Элемен-ты  проблемного  обу-чения. Практикум. Самостоятельная  рабо-та учащихся  под  наблюдением  учителя.

§4-11,14-17

7

18

Творческий проект. Понятие о проекте, задачи проектной деятельности. Выбор темы и обоснование творческого проекта. Алгоритм выполнения творческого проекта и основные его этапы: конструкторский, экономическое обоснование, технологический и защита творческого проекта.

Знать что такое творческий проект. Уметь находить проблему и варианты её решения. Применять навыки полученные  в течении года для выполнения проекта.

Умение работать с учебной и дополнительной литературой, работа с таблицами и схемами

Метод  проектов, метод  проблемного  обучения.  Самостоятельная  работа  учащихся  по  решению  проблемы, с  использованием  зна-ний, умений  и  навыков  преобразовательской  деятельности.

Программированный  контроль  со  стороны  учителя.

§1-3

8

10

Электротехнологии. Электрические работы в быту. Бытовые электрические светильники. Монтаж электрической цепи.

Знать что такое электроэнергия, проводник и изолятор. Уметь читать и рисовать простые электрические схемы. Иметь навыки по монтажу прстой электрической цепи.

Умение работать с учебной и дополнительной литературой, работа с таблицами и схемами

Методы  иллюстрации  и  демонстрации  при  устном изложении  ма-териала. Лабораторно-практическая  работа

§1

9

итого

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии (технический труд) 5-8 класс

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для основного общего об...

Рабочая программа по технологии - технический труд(5 класс)

В материале представлена пояснительная записка рабочей программмы, календарно-тематическое планирование...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ (технический труд) для 5-9 классов.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ (технический труд)Рабочая  программа для 5-9 классов составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в началь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ (ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД) 10-11 классы

Рабочая  программа для 10-11 классов составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе. Отсутствие технологии в федеральном ко...

Рабочая программа по технологии (технический труд) 5-6 класс по новому ФГОС

В связи с переходом на новые образовательные стандарты, возникают проблемы с разработкой рабочих программ по предметам, в том числе и по предмету "Технология". Надеюсь данный материал будет полезен....

Рабочая программа по Технологии (технический труд) для учащихся 6 класса

Рабочая программа составлена на основе программы технологического образования школьников, утвержденной Федеральным экспертным советом Министерства образования  РФ, Программы общеобразовательных у...

Рабочая программа по Технологии (технический труд) для учащихся 7 класса

Рабочая программа составлена на основе программы технологического образования школьников, утвержденной Федеральным экспертным советом Министерства образования  РФ, Программы общеобразовательных у...