Рабочая программа по технологии 5 класс по ФГОС
календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс) по теме

Разработка рабочей программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_klass.doc358.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

                           

            Рабочая программа

          по технологии 5 класс

              Сидориной О.В

 

                                          Пояснительная записка

                                  Источники составления программы.

  • Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
  • Закон «Об образовании» от 10.07.1992года №3266 (с изменениями и дополнениями)
  • Программа по технологии для учащихся 5-8 классов, М.: Вента - Граф, 2012г. Авторы программы: А.Т.Тищенко, Н.В.Синица.
  • Образовательный (учебный) план Муниципального общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ № 5» на 2013-2014 учебный год.

                                  Общая характеристика учебного предмета «Технология»

                                                                                                                                                       

        Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной среды.

        Технология изучается  по направлению – технология ведения дома.

        Программа включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования, выполнение школьниками творческих и проектных работ.

        Независимо от вида изучаемых технологий, содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • Технологическая культура производства;
  • Культура и эстетика труда,
  • Получение, обработка, хранение и использование технологической информации,
  • Основы черчения, графики, дизайна,
  • Знакомство с миром профессий,
  • Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека,
  • Творческая и проектная деятельность

       Изучение предмета «Технология» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

     Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность обучающихся.

       

               Цели и задачи образовательной области «Технология» в 5 классе.

     Основной (стратегической) целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

     Тактическими задачами изучения учебного предмета «Технология» в 5 классе являются:

  • Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники,
  • Формирование представлений о культуре труда, производства,
  • Воспитание трудовых, гражданских, экологических и патриотических  качеств личности,
  • Обучение применению в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук.

Методы и формы решения поставленных задач.

       Рабочая программа по технологии в 5 классе подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:

  • урок «открытия» нового знания;
  • урок отработки умений и рефлексии;
  • урок общеметодологической направленности;
  • урок развивающего контроля;
  • урок – исследование, урок творчества;
  • лабораторная работа;
  • практическая работа;
  • творческая работа;
  • урок – презентация.

     Приоритетными методами являются упражнения, лабораторные, практические работы, выполнение проектов.

  Логические связи данного предмета с остальными предметами образовательного плана.

           При изучении учебного курса «Технология» в 5 классе используются связи данной дисциплины с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана, такими как: основы здорового образа жизни, биология, география, история, физика, изобразительное искусство, математика, экология. Это можно проследить по следующим темам:

  • основы здорового образа жизни:

       -Санитария и гигиена. Здоровое питание.

       -Технология приготовления бутербродов,   горячих напитков и блюд из яиц.

       -Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

       -Технология приготовления блюд из   овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей.

А также уроки, на которых выполняются практические работы с предварительным повторением правил безопасных приемов труда:

         - Бытовые электроприборы на кухне.

         - Обработка нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом.

         - Изготовления и оформление карманов

         - Соединение карманов с нижней частью фартука.

          - Обработка верхнего среза фартука.

         - Обработка пояса.

  • биология:

         - Технология приготовления блюд из   овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей.

         - Технология приготовления бутербродов,   горячих напитков и блюд из яиц.

         - Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.

  • география:

         - Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.

  • история:

- Культура поведения за столом.

            - Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.

            - Бытовая швейная машина.  

            - История создания изделий из лоскута.

  • физика:

 - Производство натуральных растительных волокон. Полотняное переплетение.   Основные характеристики ткани.

            -   Бытовая швейная машина.  

            - Влажно – тепловая обработка ткани.

  • изобразительное искусство:

- Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции

- Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте.

           - Творческая работа «Выполнение эскиза интерьера кухни»

  • математика:

- Изготовление выкройки шаблонов.

- практическая работа  «Построение чертежа фартука в масштабе ».

  • экология:

- Первичная и тепловая обработка овощей. Блюда из овощей.

- Эстетика и экология жилища

  • черчение:

- Изготовление выкроек

Сроки реализации программы: 2013-2014 учебный год

   В соответствии с Учебным планом МОУ «СОШ № 5», количество часов, отведенных на изучение учебного предмета «Технология» на учебный год  составляет – 68 часов, (2 часа в неделю)

В 1 четверти – 16 часов                          

Во 2 четверти – 16 часов

В 3 четверти – 20 часа                            

В 4 четверти – 16 часов

Инструментарий для оценивания результатов:

  • тесты,                                                    
  • практические работы
  • творческие работы,
  • творческие проектные работы,
  • лабораторные работы

Система оценки достижений учащихся:

  • пятибалльная, проектная работа

        Форма промежуточной и итоговой аттестации: аттестация (оценка) за I,  II,  III,  IV  четверти и год.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»

      В результате обучения обучающиеся

могут овладеть:

  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями для создания продуктов труда,
  • навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, культуры труда, уважительного отношения к труду и людям труда.

ознакомятся:

  • с основными технологическими понятиями и характеристиками,
  • с назначением и технологическими свойствами материалов,
  • с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования,
  • с видами, приемами последовательностью выполнения технологической операции, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека,
  • с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции,
  • со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.

Цель направления «Технологии ведения дома»:

  • освоение технологий ведения дома и формирование устойчивых приемов безопасности труда,
  • овладение технологическими навыками ведения дома,
  • экологическое воспитание и эстетическое развитие обучающихся при оформлении различных изделий и творческих работ

                   

Учебно – тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Педагогические средства контроля обучающихся

Практические работы

 

Лабораторные работы

Творческие проекты

1

Творческая проектная деятельность (введение)

2

2

Оформление интерьера

6

         1

        1

       1

3

Кулинария

16

         7

        2

       1

4

Создание изделий из текстильных материалов

28

         6        

        5

       1

5

Художественные ремесла

16

         2

       1      

          Всего

68 ч.

       16

       8

       4

                             

                     

Содержание тем учебного курса.

Направление «Технологии ведения дома»

Раздел1. Творческая проектная деятельность.                                2  часа

Что такое творческие проекты?

Этапы выполнения проекта.

Раздел 2. Оформление интерьера.                                                6 часов

Интерьер и планировка кухни-столовой.

Бытовые электроприборы на кухне.

Практическая работа № 1 «Планировка кухни»

Лабораторная работа №1 «Изучение потребности в бытовых

электрических приборах на кухне»

Творческий проект «Планирование кухни-столовой».

Раздел 3. Кулинария.                                                                16  часов

Санитария и гигиена на кухне.

Здоровое питание.

Лабораторная работа № 2 «Определение качества питьевой воды»

Технология приготовления бутербродов.

Практическая работа № 2 «Приготовление бутербродов»

Технология приготовления горячих напитков.

Практическая работа № 3 «Приготовление горячих напитков»

Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

Практическая работа № 4 «Приготовление блюда из крупы или макаронных изделий».

Технология приготовления блюд из овощей и фруктов.

Лабораторная работа № 3 «Определение содержания нитратов».

 Практическая работа № 5 «Приготовление салата из сырых овощей».

Тепловая кулинарная обработка овощей.

Практическая работа № 6 «Приготовление блюда из вареных овощей».

Технология приготовления блюд из яиц.

Практическая работа № 7 «Приготовление блюда из яиц».

Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.

Практическая работа №  8 «Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку».

к завтраку».

Творческий проект «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи».

Раздел 4. Создание изделий из текстильных материалов                              28 часов

Производство текстильных материалов.

Лабораторные  работы: № 4 «Определение направления долевой нити»;

№5 «Определение лицевой и изнаночной сторон ткани»;

№ 6 «Сравнительный анализ прочности окраски тканей».

Текстильные материалы и их свойства.

Лабораторная работа № 7 «Изучение свойств тканей из хлопка и льна».

Изготовление выкроек.

Практическая работа №  9 «Снятие мерок и изготовление выкроек».

Раскрой швейного изделия.

Практическая работа №  10 «Раскрой швейного изделия.»

Швейные ручные работы.

Практическая работа №  11 «Изготовление образцов ручных работ».

Швейная машина.

Лабораторная работа № 8 «Исследование работы регулирующих механизмов

швейной машины».

Основные операции при машинной обработке изделия.

Практическая работа №  12 «Изготовление образцов машинных работ».

Влажно-тепловая обработка изделия.

Практическая работа №  13 «Проведение влажно – тепловых работ».

Машинные швы.  

Технология изготовления швейных изделий.

Практическая работа №  14 «Обработка проектного изделия».

Творческий проект «Наряд для завтрака».

Раздел 5. Художественные ремесла                                                16 часов

Декоративно-прикладное искусство.

Экскурсия в краеведческий музей.

Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства.

Практическая работа №  15 «Создание композиции в графическом редакторе».

Орнамент. Символика орнамента.

Цветовые сочетания в орнаменте.

Лоскутное шитьё.

Практическая работа №  16 «Изготовление образцов лоскутных узоров».

Технология изготовления лоскутного изделия.

Творческий проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой».

Как защитить творческий проект.

Создание портфолио.


Календарно-тематическое планирование

Условные обозначения , используемые в таблице:

ОНЗ – урок «открытия» новых знаний

ОН – урок общеметодологической направленности

ОУиР –урок отработки умений и рефлексии

п/п

Тема и тип урока

(страницы учебника)

Основное

    содержание.

Решаемые

 проблемы.

Планируемые результаты (УУД)

Домашнее

задание

Календарные

сроки

Предметные

Метапредметные

Личностные

План

Факт

Раздел 1. Творческая проектная деятельность – 2 часа

1

Инструктаж по охране труда. Что такое творческие проекты.

(стр. 5-6)  ОНЗ

Выполнять технику безопасности. Выполнять проектную документацию,  контролировать процесс создания проекта.

Планирование технологического процесса и процесса труда;

подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

Алгоритмизирован-

ное планирование процесса  познавательно-трудовой деятельности;

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

§1,  

Что такое проектная документа-ция.

 

Этапы выполнения проекта.

(стр. 6-9)  ОНЗ

Соблюдать последовательность выполнения проекта.

Разрабатывать и выполнять проект согласно его основным разделам. Оценивать свою работу, исправлять ошибки.

§2, с. 6-9,  Помощь ПК в защите проектов.

 

Раздел 2. Оформление интерьера- 6 часов

2

Интерьер и планировка кухни-столовой

(стр.10-19) ОН

Находить общие сведения из истории архитектуры и интерьера, связь архитектуры с природой. Проектировать интерьер жилых помещений и их комфортность. Создавать современные стили в интерьере. Создавать  интерьер кухни с учетом запросов и  потребностей семьи и санитарно – гигиенических требований. Разделять кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Распределять оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Декорировать кухню изделиями собственного изготовления

Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

проектирование последовательности операций;

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

соблюдение норм и правил безопасности труда , пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены:

соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

осознание  ответственности за качество результатов труда;

выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.

Алгоритмизирован-

ное планирование процесса  познавательно-трудовой деятельности;

выбор для решения познавательных и коммуникативных задач из различных источников информации , включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; развитие  трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение  установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

§3. Вниматель-но изучить иллюстра-ции к тексту на стр. 13, 14, 16, 17.

Выполнить замеры домашней кухни.

 

3

Бытовые электроприборы на кухне

(стр. 20-23) ОН

Осознавать роль электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту. Безопасно эксплуатировать электроосветительные приборы. Изучить способы экономии электроэнергии, общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых электроприборов.

§4  Ответить на вопросы параграфа

 

4

Творческий проект «Планирование кухни-столовой» (стр. 24-28)  ОН Защита проекта (стр.184-190).

Реализовывать этапы выполнения творческого проекта. Выполнять требования к готовому изделию. Производить расчет  затрат на изготовление проекта.

25.09.

Раздел 3. Кулинария – 16 часов

5

Санитария и гигиена на кухне. ОН (стр.29-36)

Освоить общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены, санитарные требования к помещению кухни, посуде и инвентарю. Соблюдать  санитарные правила и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений, правила мытья посуды ручным способом и в посудомоечных машинах. Применять моющие средства для мытья посуды. Применять требования к точности соблюдения технологического процесса приготовления пищи, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием.

Оказывать первую помощь при ожогах и порезах.

Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

проектирование последовательности операций;

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

соблюдение норм и правил безопасности труда , пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены:

соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

осознание  ответственности за качество результатов труда;

выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

Алгоритмизирован-

ное планирование процесса  познавательно-трудовой деятельности;

выбор для решения познавательных и коммуникативных задач из различных источников информации , включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; развитие  трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение  установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

§5  Организа-ция рабочего места. Оказание первой  помощи при ожогах и порезах.

 

Здоровое питание . ОН (стр.37-42)

Освоить понятие о процессе пищеварения, обмене веществ. Физиологические основы рационального питания. Современные данные о роли витаминов, минеральных солей и микроэлементов в обмене веществ. Составлять  рацион здорового питания с применением компьютерных программ

§ 6  Важность режима питания.

 

6

Технология приготовления бутербродов. ОН

(стр.42-46)

Проанализировать  значение хлеба в питании человека. Освоить способы нарезки, инструменты и приспособления. Усвоить требования к качеству готовых бутербродов, условия и сроки хранения.

Выполнять эскизы художественного оформления бутербродов. Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах    

§ 7  Выполнить п.3 задания 7 в рабочей тетради

 

Технология приготовления горячих напитков. ОН

(стр. 47-51)

Приготавливать  горячие напитки, усвоить правила хранения чая, кофе, какао. Вкусовые достоинства и способы заваривания. Требования к качеству готовых напитков.

Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе.

                   

§ 8  Разгадать ребус

 

7

Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. ОН

( стр.51-58)

Выполнять подготовку к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Освоить кулинарные приемы приготовления блюд. Способы варки. Посуда и инвентарь.

Читать маркировку на упаковках. Анализировать состав пищевых веществ. Выполнять  механическую обработку крупы. Определять

консистенцию блюда.

§ 9 Выполнить п.3 задания 6 в рабочей тетради

 

8

Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. ОН (стр.58-63)

Исследовать виды овощей и фруктов, используемые  в кулинарии. Проанализировать содержание в овощах полезных веществ, сохранность в процессе хранения и кулинарной обработки. Исследовать влияние экологии на качество овощей. Усвоить правила механической кулинарной обработки овощей и фруктов. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Изучить технологию п Определять доброкачественность овощей и фруктов. Экономно расходовать продукты. Выполнять  нарезку овощей. Приготовление салатов.

§ 10 Разгадать ребус в рабочей тетради

 

9

Тепловая кулинарная обработка овощей. ОН

( стр.63-66)

Читать технологическую документацию. Соблюдать последовательность приготовления блюд. Основные приемы тепловой обработки овощей. Приготовление блюд из вареных овощей.

§ 11

 

10

Технология приготовления блюд из яиц. ОН

( стр. 66-70)

Значение яиц в питании человека, использование в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Технология  приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование. Выполнять художественное оформление яиц к народным праздникам.

§ 12  разгадать ребус в рабочей тетради (п.3 задания 11)

 

11

Приготовление завтрака. Серви-ровка стола к завтраку. ОН

( стр. 71-76)

Выбирать особенности сервировки стола к завтраку. Набор столовых приборов и посуды. Овладеть способами складывания салфеток. Правилами поведения за столом. Выполнять сервировку стола.

§13

 

12

Творческий проект «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи». Защита проекта.

 ОН (стр. 77-81)

Реализовывать этапы выполнения творческого проекта. Выполнять требования к готовому изделию. Производить расчет  затрат на изготовление проекта. Выполнять проект по разделу «Кулинария»

Творчес-

кий проект

 

Раздел 4. Создание изделий из текстильных материалов - 28 часов

13

Производство текстильных материалов.

( стр. 82-90) Урок исследование

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.

Планирование технологического процесса и процесса труда;

Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

проектирование последовательности операций;

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

соблюдение норм и правил безопасности труда , пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены:

соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

осознание  ответственности за качество результатов труда;

выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

проектирование последовательности операций;

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

соблюдение норм и правил безопасности труда , пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены:

соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

осознание  ответственности за качество результатов труда;

выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

Алгоритмизирован-

ное планирование процесса  познавательно-трудовой деятельности;

выбор для решения познавательных и коммуникативных задач из различных источников информации , включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; развитие  трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение  установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.

§14

 

14

Текстильные материалы и их свойства.

(стр.90-94)

Урок исследование

Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент.

§ 15

 

15

16

Конструирова-ние швейных изделий (изготовление выкроек)

( стр.95-106)

ОУиР  

Иметь понятие о чертеже и выкройке швейного изделия, об инструментах и приспособлениях для изготовления выкройки. Определять размеры швейного изделия. Снимать мерки  и записывать результаты измерений.  Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Строить чертеж швейного изделия в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим мерка или по заданным размерам. Подготавливать выкройку к раскрою. Копировать готовую выкройку. Выполнять правила безопасной работы с ножницами. Находить  и представлять информацию об истории швейных изделий.

Техника безопас-ности. § 16  Выполнить п.2,3 задания 15 в рабочей тетради

 

17

Раскрой швейного изделия.

( стр.107-112)

ОУиР

Подготавливать ткани к раскрою. Раскладывать выкройку на ткани с учетом направления долевой нити. Инструменты и приспособления для раскроя. Выкраивать детали швейного изделия. Соблюдать правила  выполнения технологических операций.

§ 17 Выполнитьп.2,3 задания 16 в рабочей тетради

 

18

19

Швейные ручные работы.

( стр. 112-119)

ОУи Р

Иметь понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Выполнять требования к выполнению ручных работ. Овладеть способами переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колесика, прямыми стежками, с помощью булавок. Овладеть основными операциями при ручных работах: ручное обметывание, сметыва-

ние, заметывание.   Осуществлять самоконтроль и самооценку качества готового изделия.  Анализировать ошибки.

§ 18

 

20

Швейная машина.

( стр. 119-127)

ОУи Р

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх.

§ 19

 

21

Основные операции при машинной обработке изделия.

( стр. 127-131)

ОУи Р

Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания – обметывание машинной зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей – стачивание; постоянное  закрепление подогнутого края – застрачивание ( с открытым и закрытым срезами ).Изготавливать образцы машинных работ. Требования к выполнению машинных работ.

§ 20

 

22

Влажно – тепловая обработка ткани.

( стр. 131-135)

ОУи Р

Организовать  рабочее место для выполнения ВТО. Соблюдать правила безопасной работы. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки6 приутюживание, разутюживание, заутюживание.   Режим работы утюгов, отпаривателей.

§ 21

 

Машинные швы.

( стр. 135-137)

ОУи Р

Классифицировать  машинные швы. Соблюдать технологию выполнения машинных швов, их условные графические обозначения. Выполнять машинные швы разных видов. Отрабатывать точность движений, координацию и глазомер при выполнении швов. Овладевать безопасными приемами труда

§ 22

 

23

Технология изготовления швейных изделий.

( стр. 137-143)

ОУи Р

Подготавливать  ткани к раскрою. Анализировать особенности раскладки выкройки на ткани в зависимости от ширины ткани, рисунка и ворса. Обосновывать выбор вида соединительных, краевых и отделочных швов для данного изделия в зависимости от его конструкции, технологии изготовления, свойств ткани и наличия необходимого оборудования.

§ 23

 

24

25

26

Творческий проект «Наряд для завтрака».

Защита проекта.

( стр.144-148)

Урок исследование.

Реализовывать этапы выполнения творческого проекта. Выполнять требования к готовому изделию. Производить расчет  затрат на изготовление проекта. Выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов»

Творчес-кий проект.

 

                                                                                         Раздел 5. Художественные ремесла- 16 часов.

27

Декоративно – прикладное искусство.

( стр. 149-156)

ОНЗ

Ознакомиться с различными видами декоративно – прикладного искусства народов нашей страны. Изучить традиционные виды рукоделия. Познакомиться  с творчеством народных умельцев. Применять инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах. Исследовать традиции, обряды, семейные праздники. Отделывать  изделия вышивкой, тесьмой, изготавливать сувениры к праздникам

Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

проектирование последовательности операций;

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

соблюдение норм и правил безопасности труда , пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены:

соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

осознание  ответственности за качество результатов труда;

выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

Алгоритмизирован-

ное планирование процесса  познавательно-трудовой деятельности;

выбор для решения познавательных и коммуникативных задач из различных источников информации , включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; развитие  трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение  установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации

§ 24 Выполнить п.2 задания 23 в рабочей тетради

 

28

Основы композиции при создании предметов декоративно – прикладного искусства.

( стр. 156-161)

Урок творчества

Понятие «композиция». Правила, приемы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиции. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.

Зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию.

§ 25

 

29

Орнамент. Символика в орнаменте

( стр.161-164)

Урок творчества

Понятие «орнамент». Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Выполнять эскизы орнаментов. Выполнять эскизы орнаментов с помощью графического редактора. Создавать композиции.

§ 26

 

30

Цветовые сочетания в орнаменте.

( стр. 164-170) Урок творчества

Цветовые сочетания в орнаменте.

Символика и цветовые сочетания в орнаменте, характерные черты орнаментов народов России.

§ 27

 

31

Лоскутное шитье.

( стр. 170-172)

ОНЗ

Изучить краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности  лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. Материалы для лоскутной пластики. Подготовка материалов к работе. Инструменты и приспособления.

§ 28 Выполнить п.3 задания 27 в рабочей тетради

 

32

33

Технология изготовления лоскутного изделия.

Творческий проект «Лоскутное изделие для кухни – столовой».

Защита проекта.

( стр. 173-184)

ОУи Р

Применять технологию соединения деталей. Составлять орнаменты для лоскутного шитья на компьютере с помощью графического редактора. Рационально использовать отходы. Изготавливать шаблоны. Подбирать  лоскуты ткани. Изготавливать изделие.

Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому изделию. Расчет затрат на изготовление проекта. Выполнение проект по разделу «Художественные ремесла».

Защита проекта.

§ 29

Творчес-кий проект.

 

34

Создание портфолио.

( стр. 184-190)

ОУи Р

Создавать  портфолио «Мои успехи в освоении технологии». Подведение итогов года. Разрабатывать электронные презентации.

§ 30

 

 

 


Требования к уровню подготовки (обученности) учащихся, обучающихся по данной программе

Требования

Содержание требований

личностные

  1. Формирование познавательных интересов и активности при изучении направления «Технологии ведение дома»
  2. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
  3. Овладение установками, нормами и правилами организации труда
  4. Осознание необходимости общественно-полезного труда
  5. Формирование бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам
  6. Овладение навыками, установками, нормами и правилами НОТ

метапредметные

  1. Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники
  2. Умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук
  3. Формирование знаний алгоритмизации планирования процессов познавательно-трудовой деятельности
  4. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда
  5. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
  6. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими участниками ОП

предметные

в сфере

 а) познавательной

1. Рациональное использование учебной идополнительной информации для проектирования и создания объектов труда

2.   Распознавание  видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла»

3. Владение способами НОТ, формами деятельности, соответствующими культуре труда

б) мотивационной

1.  Оценивание своей способности и готовности к труду

2.  Осознание ответственности за качество результатов труда

3.  Наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ

4.  Стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при выполнении кулинарных и раскройных работ

в)трудовой деятельности

1.  Планирование технологического процесса

2.  Подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности

3.  Соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены

4.  Контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов

г)физиолого-психологической деятельности

1.  Развитие моторики и координации рук при работе с ручными инструментами и при выполнении операций с помощью машин и механизмов

2.   Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций

3.   Соблюдение требуемой величины усилий прикладываемых к инструментам с учетом технологических требований

4.   Сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности

д) эстетической

1.   Основы дизайнерского проектирования изделия

2.   Моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Конструирование и моделирование фартука»

3.   Эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и НОТ

е)коммуникативной

1.  Формирование рабочей группы для выполнения проекта

2.  Публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда

3.  Разработка вариантов рекламных образцов

Система контроля и оценивания учебных достижений обучающихся

требования

вид контроля

форма контроля

личностные

предварительный

выставки начальной школы

текущий

устный опрос, наблюдение, практические работы

периодическая проверка ЗУ по разделу

самостоятельные работы

итоговый

выставка работ, презентации проектов

метапредметные

предварительный

входная диагностика

текущий

наблюдение, тестирование, творческие работы

итоговый

мониторинг

предметные

в сфере

 а) познавательной

текущий

тест с многозначным выбором ответа, наблюдение

итоговый

мониторинг

б)мотивационной

текущий

устный опрос

итоговый

письменный опрос

в)трудовой деятельности

текущий

самоконтроль, практические работы, мини-проекты, взаимопроверка, инструкционные карты, самооценочная карта контроля

итоговый

тестирование, готовое изделие

г)физиолого-психологической деятельности

текущий

наблюдение, устный опрос, рефлексия

д) эстетической

текущий

наблюдение, творческие работы, самооценка по критериям

е)коммуникативной

текущий

наблюдение

итоговый

защита проекта, мониторинг

В заключении изучения разделов программы 5 класса проводится диагностика (тесты составляет учитель с целью выявления уровня знаний обучающихся) При составлении диаграммы полученных ранее результатов диагностик можно выявить результативность качества обучения

Критерии оценки качества знаний учащихся по технологии

  1. При устной проверке.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • полностью усвоил учебный материал;
  • умеет изложить учебный материал своими словами;
  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  • в основном усвоил учебный материал;
  • допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
  • подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

  • не усвоил существенную часть учебного материала;
  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
  • слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

  • почти не усвоил учебный материал;
  • не может изложить учебный материал своими словами;
  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;
  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Оценка «1» ставится, если учащийся:

  • полностью не усвоил учебный материал;
  • не может изложить учебный материал своими словами;
  • не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

  1. При выполнении практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • творчески планирует выполнение работы;
  • самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
  • правильно и аккуратно выполняет задания;
  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  • правильно планирует выполнение работы;
  • самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
  • в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

 Оценка «3» ставится, если учащийся:

  • допускает ошибки при планировании  выполнения работы;
  • не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
  • допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
  • затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

  • не может правильно спланировать выполнение работы;
  • не может использовать знаний программного материала;
  • допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
  • не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

Оценка «1» ставится, если учащийся:

  • не может спланировать выполнение работы;
  • не может использовать знаний программного материала;
  • отказывается выполнять задания.

  1. При выполнении творческих и проектных работ

Технико-экономические требования

    Оценка «5»

ставится, если учащийся:

Оценка «4»

ставится, если учащийся:

Оценка «3»

ставится, если учащийся:

Оценка «2»

ставится, если учащийся:

Защита проекта

Обнаруживает полное

соответствие

содержания доклада и

проделанной работы.

Правильно и четко

отвечает на все

поставленные

вопросы. Умеет

самостоятельно

подтвердить

теоретические

положения

конкретными

примерами.

Обнаруживает, в

основном, полное

соответствие

доклада и

проделанной

работы.Правильно

и четко отвечает

почти на все

поставленные

вопросы. Умеет, в основном,

самостоятельно

подтвердить

теоретические

положения

конкретными

примерами

Обнаруживает

неполное

соответствие

доклада и

проделанной

проектной работы.

Не может правиль-но и четко ответить на отдельные

вопросы.

Затрудняется

самостоятельно

подтвердить

теоретическое

положение

конкретными

примерами.

Обнаруживает незнание большей части

проделанной проектной работы.

Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.

Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

Оформление проекта

Печатный вариант.

Соответствие

требованиям

последовательности

выполнения проекта.

Грамотное, полное

изложение всех

разделов.

Наличие и качество наглядных

материалов

(иллюстрации,

зарисовки,

фотографии, схемы и т.д.). Соответствие

технологических

разработок

современным

требованиям.

Эстетичность

выполнения.

Печатный вариант.

Соответствие

требованиям

выполнения

проекта.

Грамотное, в

основном, полное

изложение всех

разделов.

Качественное,

неполное количество

наглядных

материалов.

Соответствие

технологических

разработок

современным

требованиям.

Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок v современным требованиям.

Рукописный

вариант.

Не соответствие

требованиям

выполнения

проекта.

Неграмотное

изложение всех

разделов.

Отсутствие

наглядных

материалов.

Устаревшие

технологии

обработки.

Практичес

кая направлен

ность

Выполненное изделие соответствует и может

использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта.

Выполненное изделие соответствует и может

использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения.

Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренногов проекте, но может использо-ваться в другом практическом применении.

Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.

Соответст

вие технологии выполнения

Работа выполнена в соответствии с

технологией.

Правильность

подбора

технологических

операций при проектировании

Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных  инструкционных карт не имеют принципиального значения

Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению

Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от  технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется

Качество

проектного

изделия

Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия

Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается

Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворитель-но, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению

Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия

  1. При выполнении тестов, контрольных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся:     выполнил   90 - 100 % работы

Оценка «4» ставится, если учащийся:     выполнил   70 - 89 % работы

Оценка «3» ставится, если учащийся:     выполнил   30 - 69 % работы

Оценка «2» ставится, если учащийся:     выполнил   до 30 % работы

Перечень учебно-методического обеспечения

 Компьютерные слайдовые презентации:

 Бутерброды;

 Бытовые приборы на кухне;

 Вышивка;

 Интерьер кухни-столовой;

 История создания швейной машины;

           

 Крупы и бобовые;

         

 Конструирование фартука;

 Макаронные изделия;

 

 Материаловедение;

 Машиноведение;

 

 Овощи и блюда из них;

 

 Построение узоров в лоскутной пластике;

   

  Растительные волокна;

 

  Сервировка стола к завтраку;

  Творческий проект;

   

  Физиология питания.

 

Раздаточные контрольные задания.

Таблицы по безопасности труда.

Интернет – ресурсы:

     

      http://www.openclass.ru/user

 http://www.botic.ru

 http://files.school-collection.edu.ru

 http://tehnologiya.narod.ru

Оборудование:

Аптечка.

Зеркало;

Комплект инструментов и приспособлений для вышивания;

Комплект для вязания крючком; комплект для вязания на спицах;

Комплект инструментов и приспособлений для ручных швейных работ;

Машина швейная ( эл. привод) – 5 шт;

Набор оборудования и приспособлений для сервировки стола;

Приспособления для влажно-тепловой обработки;

Специализированное место учителя;

Шкаф для хранения таблиц;

Шкаф для посуды.

Список литературы ( основной и дополнительной)

Амирова Э.К., Труханова А.Т., Сакулина О.В.  Технология швейных изделий. – М. : Академия 2012.

Банакина Л.В. Лоскутное шитье. – М.:АСТ - Пресс Книга, 2011.

Дидактический материал по всем разделам каждого направления технологической подготовки учащихся;

Кухня.: планировка и оформление. – М.: Ниола – Пресс, 2009.

Технология: программа основного общего образования: 5-8 классы (А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М. : Вентана- Граф, 2012.

УМК «Технологии ведения дома» 5 класс, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко-М.: Вентана – Граф, 2012.

 Технология. Технологии ведения дома : 5 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, Н.А.Буглаева. – М.: Вентана  - Граф, 2012.

Этикет. В.В.Иванова. - М. : Дом ,2001.

Я шью сама  -  Мой мир.  2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии (мальчики) 5кл. ФГОС

Рабочая программа по технологии для мальчиков 5 класс ФГОС, занимающихся по учебнику А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко "Технология. Индустриальные технологии", 2013 год....

Рабочая программа по технологии в рамках ФГОС, 5 класс, девочки

Программа по технологии для девочек, в рамках ФГОС, адаптированная для условий гимназии, не имеющей материальной базы для проведения занятий по технологии....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА ФГОС

Рабочая программа ФГОС по технологии 5-8 класс с КТП для 5 класса по УМК под ред. Синица, Симоненко....

Рабочая программа Индустриальные технологии 5 кл. ФГОС

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы стандартов и авторской программы п...

Рабочая программа по технологии на основе ФГОС 5 класс

Рабочая программа для 5 класас разработана на основе закона о ФГОС. зАНЯТИЯ РАСЧИТАНЫ НА 2 ЧАСА...

Рабочая программа по технологии на основе ФГОС 6 класс

Рабочая программа для 6 класса по технологии разработана на основе требований ФГОС....

Рабочая программа по технологии на основе ФГОС 7 класс

Рабочая программа по технологии на основе ФГОС для 7 класса разработана на занятия 1 час в неделю...