ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Венок рукоделия»
рабочая программа по теме

На протяжении всей истории человечества декоративно – прикладное  творчество было неотъемлемой частью национальной культуры, оно  сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. ДПТ было преимущественно бытовым, и изучать его приемы и традиции, своеобразие художественной структуры надо непременно создавая нужные для современников изделия. Лучше заниматься изготовлением предметов, которые сразу найдут свое место в жилом или общественном интерьере. Такое обучение делает занятия серьезными, практически необходимыми. В связи с этим в программу «Венок рукоделия» включены следующие виды ДПТ, по которым разработаны курсы: «Изонить» для младшей группы девочек,  «Фриволите» для старшей группы девочек и «Вышивка крестом» для первой и второй группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon venok_rukodeliya.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Ханты-Мансийского района

Центр детский (подростковый) п.Луговской

Утверждаю

Директор МЦД(п) п.Луговской

__________  Голошубина Р.Н.

Приказ № _____ от __________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Венок  рукоделия»

Возрастные рамки: дети, подростки

Автор программы: педагог дополнительного образования Васильева Марина Михайловна,

I квалификационная категория

Луговской 2006

Автор:

Педагог дополнительного образования

Васильева Марина Михайловна

Рецензент:

Перечень нормативных документов и материалов

1.  Закон “Об образовании” ст. 9.

2. Требования и методические рекомендации к образовательным программам дополнительного образования детей управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования Российской Федерации.

Пояснительная записка

На протяжении всей истории человечества декоративно – прикладное  творчество было неотъемлемой частью национальной культуры, оно  сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. ДПТ было преимущественно бытовым, и изучать его приемы и традиции, своеобразие художественной структуры надо непременно создавая нужные для современников изделия. Лучше заниматься изготовлением предметов, которые сразу найдут свое место в жилом или общественном интерьере. Такое обучение делает занятия серьезными, практически необходимыми. В связи с этим в программу «Венок рукоделия» включены следующие виды ДПТ, по которым разработаны курсы: «Изонить» для младшей группы девочек,  «Фриволите» для старшей группы девочек и «Вышивка крестом» для первой и второй группы.

Первый  вид ДПТ, предусмотренный программой – курс «Изонить».

Изонить — техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Это один из очень интересных видов  творчества.

Изонить - доступный вид декоративного творчества, в последнее время пользующийся заслуженной популярностью и известностью, но работа требует большой статической напряжённости глаз, спины, ног, плеч и т. д., поэтому курс рассчитан на обучение детей  7-12 лет. Занятия проходят пять раз в неделю по  50 минут. Количество часов можно увеличить по той или иной теме в зависимости от возраста учащихся и полного освоения основных тем. Количество детей в группах не более 10 человек, т. к. каждый этап работы требует индивидуального подхода к каждому воспитаннику.

Обучение по предлагаемой программе способствует формированию эстетического вкуса у обучающихся, развитию трудовых умений и навыков, то есть осуществляет психологическую и практическую подготовку к труду.

Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка:

  • мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • сенсорного восприятия;
  • глазомера;
  • логического мышления;
  • воображения;
  • волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.);
  • художественных способностей и эстетического вкуса.

На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.

Во время занятий целесообразно использование записей музыки, стихов, а также разнообразного иллюстрированного материала.

Цель курса:

Научить создавать картинные композиции  в технике изонити.

     Задачи курса:

  1. Обучить приемам изонити.
  2. Развивать цветовое восприятие, координацию движений рук под контролем глаз,  навыки художественного творчества.
  3. Воспитывать эстетический вкус посредством прикладного искусства, усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

Данная программа состоит из 2 частей, рассчитанных на два года обучения.

  • овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с использованием образов;
  • изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с использованием образов.

I часть программы направлена на овладение ребенком техническими приемами и навыками работы.

Обучение идет на досуговом и репродуктивном уровне, используется технологическая модель обучения как воспроизводимый учебный цикл с воспроизводимыми учебными результатами.

2 часть программы направлена на обучение практическим навыкам, на развитие умения учащихся создавать своими руками художественную вещь не только на основе повтора, но и собственные творческие изделия.

        

В результате обучения по программе на первом году учащиеся должны знать:

  • о правилах безопасности труда при работе с инструментами и приспособлениями;
  • виды и свойства ниток;
  • о порядке и правилах выполнения картин;
  • правила оформления готовых картин;
  • о режиме и условиях труда юного мастера.

        Уметь (владеть способами деятельности):

  • применять основные приемы плетения и составления узоров;
  • иметь первоначальные навыки составления композиции;
  • уметь выполнять технические приемы;
  • декоративно оформлять готовое изделие;
  • осуществлять визуальный контроль качества изготавливаемого изделия.

В результате второго года обучения учащиеся должны знать:

  • о правилах безопасности труда при работе с инструментами и приспособлениями;
  • о порядке и правилах выполнения картин;
  • особенности выполнения и оформления изделий в технике изонити;
  • правила выполнения технического рисунка;

Уметь (владеть способами деятельности):

  • создавать изделие по собственному замыслу;
  • самостоятельно разрабатывать и зарисовывать схемы;
  • использовать разнообразные технические приемы изонити.

        В результате изучения курса учащийся должен использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проявлять умения и навыки, творческую индивидуальность и эмоционально-личностное отношение при выполнении работ того или иного вида художественной деятельности;
  • использовать выразительные особенности разных художественных материалов в работе;
  • иметь навыки самостоятельной творческой работы;
  • применять орнаментальные элементы в работах декоративно-прикладного характера;
  • использовать различные источники информации для получения технологических сведений;

По завершении обучения ребенок получает сертификат и звание “Мастер”. Мастерство - качество любой профессиональной деятельности, стремление и умение исполнять свое дело наилучшим образом. Мастерская – место, где мастер выполняет свою работу качественно и демонстрирует высокий уровень своих достижений. Это место подготовки профессионалов.

Предлагаемый курс разработан с учетом всего комплекса учебно-воспитательной работы в мастерской, освоения художественных традиций, выявления и развития склонностей и способностей детей, формирования их художественной активности.

Принципы реализации программы.

  • Принцип гуманности, реализуется через создание оптимальной среды для воспитания и образования детей;
  • принцип “свободы”: самостоятельный поиск неординарных решений в системе ограничения учебной темой;
  • принцип равенства позиции педагога и ученика: совместное стремление к достижению общей цели, совместное прогнозирование результата деятельности;
  • принцип доступности: соответствие учебного материала индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип комплексности, системности и последовательности: учебная деятельность связывается со всеми сторонами воспитательной работы, овладение новыми знаниями, умениями и навыками опирается на то, что уже усвоено.

Условия реализации курса

Программа ставит перед собой задачу: формировать интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству и предполагает следующие условия реализации.

Обучение приемам изонить не требует специально оборудованных кабинетов. Занятия следует проводить в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.

Оборудование и материалы для занятий: иголки с широким ушком, цветные катушечные нитки № 20-40, ножницы, шило, кусок пенопласта, цветной картон или бархатная бумага, линейка, трафареты.

Технические средства: магнитофон.

Информационные средства: художественная и научная литература, методические материалы, рефераты по темам программы.

Дидактические средства:

  • разработки педагога для обеспечения образовательного процесса: планы, конспекты занятий;
  • разработки для проведения занятий: наглядные пособия, схемы плетения, раздаточный материал для самостоятельной работы, учебные задания для индивидуальной и групповой работы;
  • разработки для организации контроля и определения результативности обучения: тесты, анкеты, вопросники.

Психологические особенности обучающихся

Возраст

7-  лет

8-10 лет

Особенности возрастного периода.

Кризис 7   лет. Переход от игровой деятельности к учебной.

Стабильное психическое развитие. Развитие познавательных возможностей, образного и логического мышления. Овладение навыками конструктивного общения со сверстниками.

Работа с ребенком

Групповая и индивидуальная работа, направленная на развитие навыков конструктивного общения. Создание ситуации успеха в учебной деятельности. Формирование уверенности в себе.

Построение учебного процесса идет с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности обучающихся. Создание ситуации успеха. Учащиеся добиваются поставленной цели в течение одного занятия и видят наглядный результат своего труда.

Основные задачи развития

Освоение культурного опыта. Формирование чувства умелости в предметной деятельности.

Развитие логического мышления, умения оперировать полученной информацией. Развитие самостоятельности детей в учебной деятельности. Создание учебной ситуации, способствующей удовлетворению познавательных потребностей детей.

Предлагаемые разделы программы

Для реализации поставленных задач вводятся разделы “Основы декоративно-прикладного искусства” и “Изонить”. Реализация данных разделов идет по принципу “от простого к сложному”. Предлагаемые темы развивают образное мышление. В силу того, что ребенок успешно овладевает навыками изонити, у него формируется уверенность в себе. Создание ситуации успеха поддерживает чувство полноценности ребенка в учебной деятельности.

 Возраст

10-12 лет

Особенности возрастного периода

Стабильное психическое развитие. Переход от догматической правильности к критической оценке и к выработке индивидуальных норм поведения. Способность занять ответственную позицию в отношениях с педагогом и сверстниками.

Работа с ребенком

Формирование потребностей в приобретении знаний. Обучение навыкам ответственной работы. Ориентация ребенка на эффективную учебную деятельность.

Основные задачи развития

Переориентация учебного процесса с передачи знаний на развитие мышления обучающихся. Обучение навыкам самоанализа.

Предлагаемые разделы программы

Предлагаемые темы позволяют ребенку ответственно относится к выполняемой работе. Обучение идет на репродуктивном и эвристическом уровне. Ребенок стремится к реальному результату обучения. При усложнении техники изонить у ребенка появляется потребность в увеличении знаний, интерес становится личностным.

 

Второй вид ДПТ, предусмотренный программой – курс «Фриволите».

В старые времена словом «кружево» обозначали любую отделку, которая окружала полы, горловину, рукава и подол наряда, и лишь позже кружевом стали называть ажурные изделия, выполненные из нитей с помощью различных приспособлений.

Однако и в наше время традиции кружевоплетения не забыты. Кружево по-прежнему пользуется большой популярностью, оно является изысканным украшением костюма и интерьера.

Курс программы по изучению фриволите, рассчитан на девочек – рукодельниц, которые хотели бы создавать кружево своими руками, радовать своими работами родных и близких. Этот курс разработан прежде всего для тех, кто никогда раньше не занимался кружевоплетением, но хотел бы прикоснуться к этому удивительному виду декоративно-прикладного искусства.

Осваивать учебный материал рекомендуется строго в той последовательности, в какой он дается в программе.

Не рекомендуется приступать к следующему этапу, пока тщательно не будет проработан предыдущий. Нужно иметь в виду, что в фриволите важно не только понять, каким образом выполняются узлы и пико, которые образуют то круги, то полукруги, но и в какой-то степени довести движения до автоматизма, чтобы руки мастерицы уверенно выполняли те операции, которые необходимы. Для этого нужно стараться делать образцы подлиннее. Чем больше девочки будут плести, тем скорее набьют руку.

Фриволите – интереснейший вид рукоделия, который дает большие возможности для развития творческой активности, фантазии, смекалки девочек – рукодельниц.

Поэтому возникло желание разработать данный курс программы «Венок рукоделия», который ориентирован на активное приобщение девочек 10-15 лет к творчеству и носит образовательный характер.

Курс  рассчитан на 2 года обучения.

Учебная группа состоит из 8 человек.

Занятия проводятся 5 раз в неделю, продолжительностью 1 час.

Для обучения рекомендуется принимать девочек 7 – 8 классов, так как к 12 – 13 годам девочки уже на уроках технологии и на занятиях кружка приобрели навыки вышивания, умеют работать с инструментами, знают качества ниток и их применение.

Значительный объем содержания курса способен обеспечить многоуровневость и вариативность ее реализации в работе с детьми. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу повторения и расширения объема знаний. Курс объединяет теоретический, практический, творческий материал и предусматривает два уровня усвоения учебного материала:

Первый – ученический (т.е. действие с подсказкой);

Второй – алгоритмический (т.е. репродуктивное действие по памяти).

График учебного процесса может быть изменен в зависимости от конкретной практической задачи при обязательном соблюдении общей продолжительности теоретического обучения, творческих заданий, практических работ.

Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении основным приемам и технологии изготовления различных изделий, сочетающих в себе эстетические и практические качества.

  • В процессе выполнения изделий в технике фриволите у девочек будут тренироваться пальцы рук, глазомер;
  • Воспитываться наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира;
  • Формироваться понятие о красоте вещей, созданных своими руками.

Научившись выполнять узлы и пико, от разнообразного размещения этих фигур, образующих  различного рода рисунки, девочки смогут без труда создавать своими руками красивые вещи. А так же смогут без особого труда,  украсить готовые изделия, чем сделают их неповторимыми.

Универсальность данного вида рукоделия состоит в том, что оно является изысканным украшением костюма и интерьера.

В процессе работы можно использовать информационно-методические материалы:

-литературу по разделам «Декоративно – прикладное творчество. Фриволите».

-новые технологии в воспитательном процессе.

Цель курса:

Научить выполнять изделия в технике фриволите.

Задачи курса:

  1. Обучить приемам плетения.
  2. Способствовать развитию вкуса и творческих способностей.
  3. Воспитывать уважение к труду, чувство коллективизма, интерес и увлеченность плетением в технике фриволите.

Для формирования у девочек интереса педагог должен стремиться творчески подходить к подготовке занятий, проводить их увлеченно, проявляя свою индивидуальность.

Немаловажную роль в проведении занятий играет комфортная, доброжелательная атмосфера, необходимо позаботиться о ее создании.

Разрабатывать и подбирать диагностические материалы для определения уровня удовлетворенности воспитанников и их родителей дополнительными образовательными услугами.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

ВОСПИТАННИК ДОЛЖЕН

ЗНАТЬ:

  • О правилах безопасности труда при работе с инструментами и приспособлениями;
  • О порядке и правилах выполнения изделий;
  • О технике фриволите, как способе  украшения гардероба и интерьера;
  • О режиме и условиях своего труда.

УМЕТЬ:

  • Самостоятельно подбирать цвет, рисунок;
  • Применять технику фриволите для украшения костюма и интерьера;
  • Создавать самостоятельные изделия;
  • Соблюдать правила безопасности труда при работе с инструментами и приспособлениями;
  • Планировать работу.

Для контроля усвоения программы проводится мониторинг в начале и конце года.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Занятия кружка должны проводиться в светлом, сухом, достаточно просторном и хорошо проветриваемом помещении. У каждого ребенка должен быть отдельный стол и набор необходимых инструментов.

Необходим шкаф для незаконченных изделий, оборудования, и методической литературы, а также стенды для размещения изделий.

   

Материалы и инструменты (на группу)

Наименование материалов и инструментов

Количество

1

Челноки

8 шт.

2

Ножницы

8 шт.

3

Иглы

8 шт.

4

Крючки

8 шт.

5

Электрический утюг

1 шт.

6

Нитки

2 шт х 8 = 30 шт.

7

Стенды выставочные

1 шт.

                       

Основные направления содержания деятельности

Образовательный процесс по данной программе «Венок рукоделия» имеет развивающий характер, то есть направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Содержание программы, методы, приемы ориентированы главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной деятельности.

По мнению И.С. Якиманской, личностно–ориентированный подход основывается на дифференцированном подборе основных средств обучения и воспитания, разноуровневости достижения результативности, создания ситуации успеха ребенка, формировании положительной установки к окружающему миру, к процессу обучения, ориентации на демократический стиль общения

Виды и формы индивидуальной и коллективно–групповой деятельности направлены на активизацию познавательных процессов, сочетают интеллектуальную, практическую и досуговую деятельность.

В образовательном процессе можно выделить следующие сферы деятельности:

  • учебная, которая организуется через систему знаний, умений, навыков, участие в интеллектуальных творческих играх, познавательных досуговых программах;
  • воспитательная, которая реализуется через организацию выставок, коллективных мероприятий,  проблемные ситуации;
  • развивающая, которая реализуется через сочетание различных видов формотворчества, активизацию познавательных процессов, новые технологии обучения, возможность сочетать различные направления и формы занятий.

Основными формами занятий в образовательном процессе являются:

  • беседы об искусстве и красоте;
  • занятие – исследование;
  • комбинированные занятия;
  • практические занятия;
  • выставки;
  • коллективно–творческие занятия.

Особое внимание уделяется следующим особенностям организации образовательного процесса:

  • организация обучения на добровольных началах: дети – родители – педагог;
  • комфортный характер психологической атмосферы;
  • возможность для детей перехода из одной группы в другую (по тематике, способностям, возрасту).

Формы работы:

  1. Занятие (классно-урочная)
  • Теоретическая часть
  • Практическая работа
  • Творческое задание
  1. Выставка творческих работ
  2. Конкурс творческих работ

Формы обучения :

  • Индивидуальные
  • Групповыем
  • Массовые

Методы:

1. Преподавания:

  • Объяснительный
  • Информационно-сообщающий
  • Иллюстративный

2. Учения:

  • Репродуктивный
  • Исполнительный
  • Частично-поисковый
  • Проблемный

3. Воспитания:

  • Упражнения
  • Личный пример

Учебно-тематический план

(первая группа)

Раздел 1. Техника изонити; изображение углов; моделирование.

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Итого

1.

Введение. Предмет и задачи курса. Инструктаж по ТБ.

1

-

1

2.

Подготовка к работе с изонитью

-

1

1

3.

Изображение углов. Последовательность выполнения углов

1

2

3

4.

Грибок

-

1

1

5.

Домик

-

1

1

6.

Рыбка

-

1

1

7.

Морковка

-

1

1

8.

Закладка

-

1

1

9.

Узор на закладке

-

1

1

10.

Узор на полосе

-

1

1

11.

Закладка  с двумя тупыми углами

-

1

1

12.

Прямые углы

-

1

1

13.

«Шапочка – колпак»

-

1

1

14.

«Зонтик»

-

1

1

15.

«Ваза»

-

1

1

16.

«Парус»

-

2

2

17.

«Хвост птички»

-

1

1

18.

«Птичка в полете»

-

2

2

19.

«Телевизионная башня»

-

1

1

20.

«Фонарик»

-

2

2

21.

«Загадка»

-

2

2

22.

«Кленовый лист»

-

1

1

23.

«Снежинка»

-

2

2

24.

«Елочка»

-

2

2

25.

«Домик»

-

4

4

26.

Квадрат

-

2

2

27.

«Звезда»

-

5

5

28.

Композиция из звезд

-

2

2

29.

«Мячик»

-

2

2

30.

«Снеговик»

-

4

4

31.

«Птица»

-

3

3

32

«Девочка в сарафане»

-

4

4

Раздел 2. Окружности, дуги, овалы, завитки в технике изонити; моделирование.

-

1

1

33

Узор из углов и окружностей

1

1

2

34

Узор в круге

-

2

2

35

«Одуванчики на лугу»

-

2

2

36

«Перо жар-птицы»

-

3

3

37

«Волна»

-

2

2

38

«Парашют»

-

3

3

39

«Улитка»

-

2

2

40

«Неволяшка»

-

2

2

41

«Цыпленок»

-

2

2

42

«Солнышко»

-

2

2

43

«Бусы»

-

2

2

44

Настенные композиции по самостоятельно разработанным мотивам.

-

15

15

Вышивка крестом

45

Вышивка крестом настенных композиций несложных по выполнению

2

36

38

Подготовка и организация выставок

1

3

4

46

Заключительное занятие

1

-

1

ИТОГО

7

133

140

Содержание программы

Тема

Содержание

1

Введение. Предмет и задачи курса.

Предмет и задачи курса, его структура. Техника безопасности и личной гигиены на занятиях. Правила организации рабочего места. Виды материала, инструментов и приспособлений, используемых в курсе “Изонить”. План работы на год. Знакомство с правами и обязанностями обучающихся в МЦД(п).

2

Подготовка к работе с изонитью. Изображение углов. Последовательность выполнения углов

Знакомство с материалом. Основные приемы изонити. Изготовление трафаретов.

3

Техника изонити

Понятия колорита и узора. Специфика терминологии, применяемой в обучении.

4

История декоративно-прикладного творчества

Декоративно-прикладное искусство и человек. Древние образы в ДПТ. Декор предметов быта. Связь времен в жизни древнего общества. Декоративное искусство в современном мире.

5

Изображение окружностей. Последовательность выполнения окружностей.

Первоначальные умения, навыки по изображению окружностей. Обучение приемам и правилам оформления изделий: цветовое, композиционное, пропорциональное. Самостоятельное решение цвета, формы, размера, образа.

6

Картинные композиции с использованием окружностей.

Технология оформления целостного изделия из составляющих его частей. Вариации использования приемов изонити при создании изделия. Совершенствование способностей в цветовом оформлении образов. Углубление знаний о структуре, разновидностях и видах ниток. Навыки оформления объемного изделия, составление композиции.

7

Плоскостное моделирование.

Освоение плоскостного моделирования – умения составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций. Закрепить понятие – «зеркальное изображение).

Учебно-тематический  план

(вторая группа)

Первый  год обучения     (180 часов)

                   

Тема

Общее

количество

часов

В том числе

Теорети

ческие

Практи

ческие

1. Вводное занятие

  • Знакомство с темой курса
  • Констатирующий эксперимент
  • Введение 


2


1,5


0,5

2. Инструменты, материалы.

    Техника безопасности.

2

1,5

0,5

3. Технология выполнения.

Узлы или двойные петли.

Первое положение рук.


4


1

 

 3

4. Второе положение рук.

3

0

     3

5. Третье положение рук.

3

0

     3

6. Четвертое положение рук.

Простые узлы или пико Жозефин


4


0


4

7. Пятое положение рук, для образования пико

4

0

4

8. Пико открытое и закрытое.

5

0

5

9. Способ связывания посредством пико.

5

0

5

10.Навивка на руку ниток двух челноков.

3

0

3

11. Отдельные зубцы.

4

0

4

12. Соединенные или специальные зубцы.

4

0

4

13. Зубцы с пико.

5

0

5

14. Тесьма из фриволите № 1.

4

0

4

15. Тесьма из фриволите № 2.

4

0

4

16.Кружево тамбуром с фриволите №1.

7

0

7

17. Кружево из фриволите.

7

0

7

18. Кружево тамбуром с фриволите № 2.

4

0

4

19. Кружево тамбуром с фриволите № 3.

6

0

6

20. Кружево тамбуром с фриволите № 4.

4

0

4

21. Тесьма тамбуром с фриволите № 3.

6

0

6

22. Тесьма тамбуром с фриволите № 4.

4

0

4

23. Розетка из фриволите № 1.

5

0

5

24. Розетка из фриволите № 2.

5

0

5

25. Модель для одеяла тамбуром с фриволите.

10

0

10

26. Вышивка крестом

46

0

46

26. Участие в культурно - массовых

мероприятиях.

14

0

14

27.Организация итоговой выставки

5

1

4

28. Заключительное занятие.

1

1

0

ИТОГО:

180

6

174

                                 

Второй   год обучения     (185 часов)

                   

Тема

Общее

количество

часов

      В том числе

теоретические

практические

1. Вводное занятие

1

1

0

2. Инструменты, материалы.

    Техника безопасности.

1

1

0

3. Повторение пройденного материала.

2

1

1

4. Узоры на окошко

Маленькое кольцо


1


0


1

5. Среднее кольцо

1

0

1

6. Большое кольцо

1

0

1

7. Кружево из колечек

1

0

1

8. Кружево из маленьких и больших колечек

2

0

2

9. Широкое кружево с цветочным бордюром

2

0

2

10. Кружево с узором раковин

3

0

3

11. Широкое кружево на овальной салфетке

4

0

4

12. Широкое кружево с цветочными метелками

4

0

4

13. Тонкое кружево с цветочными метелками

5

0

5

14. Подсолнух

4

0

4

15. Колесико с зубчиками

4

0

4

16. Снежинка

4

0

4

17. Георгин

7

0

7

18. Одуванчик

4

0

4

19. Венок из колосков

6

0

6

20. Подвески

6

0

6

21. Открытки

7

0

7

22. Салфеточка

4

0

4

23. Панно с образцами кружев фриволите.

7

0

7

Фриволите иглой

24. Открытка


6


0


6

25. Салфетка в форме цветка

8

0

8

26. Салфетка из кружевных лепестков

8

0

8

27. Салфетка с сердечками

7

0

7

28. Салфетка из восьмиугольников

10

0

10

29. Салфетка в форме цветка с кружевной каймой

8

0

8

30. Салфетка с кружевной каймой «бабочка»

8

0

8

31. Салфетка в форме ромба

8

0

8

32Вышивка крестом

38

0

38

 Участие в культурно - массовых

мероприятиях.

4

0

4

 Организация итоговой выставки

3

0

8

 Заключительное занятие.              

1

1

0

ИТОГО:

180

4

176

Механизмы контроля за качеством программы

Результатом обучения детей по программе “Венок рукоделия” является определенный объем знаний, умений и навыков. Ожидаемый результат предполагает:

  • развитие определенных способностей;
  • повышение престижа кружка «Рукодельница»;
  • улучшение показателей адаптации детей в обществе;
  • наглядное проявление.

Механизм контроля за качеством программы включает в себя следующие компоненты:

Входной контроль.

Позволяет выявить наиболее способных, одаренных детей; выяснить мотивацию обучения, провести социально – психологическое анкетирование.

Предварительное выявление уровня знаний, умений и навыков, обучающихся по данной программе, рассчитанной на 2 года обучения, проводится в начале учебного года для определения усвоения учащимися важнейших моментов курса предыдущего года. Предварительный контроль сочетается с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках.

Используются методы анкетирования, тестирования (тесты-опросники, тесты для диагностики общих познавательных способностей и др.).

Текущий контроль.

Осуществляется в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень усвоения отдельных блоков программы. Также детям дается возможность взаимной оценки и самооценки. В процессе контроля каждого занятия создается возможность выявления уровня усвоения учебного материала, недочетов, положительных и отрицательных моментов применяемых технологий.

Используются методы наблюдения, рефлексия, организуются мини-выставки.

Рубежный контроль.

Осуществляется в конце полугодия и помогает определить творческий рост обучающихся, их активность, уровень усвоения программного материала. Промежуточная диагностика позволяет по мере необходимости корректировать программу, изменить методику организации учебно-воспитательного процесса.

 

Итоговый контроль.

Проводится в конце учебного года, помогает выявить рост мастерства, изобретательности, самостоятельности, развитие творческого мышления, художественного вкуса, освоение законов композиции и конструирования.

Итоговый контроль проводится в следующих формах: зачет, защита работы, выполнение нормативов, участие в выставках.

В целом контроль позволяет определить эффективность ведения образовательной деятельности, оценить результаты, внести изменения в учебный процесс.

По окончании курса обучающиеся получают сертификат, подтверждающий обладание ими определенными знаниями, умениями и навыками.

Ожидаемые результаты реализации программы.

При реализации программы создаются оптимальные условия для формирования и развития личности ребенка, его культуры. Овладевая техникой изонити, фриволите, вышивкой крестом систематизируются знания по декоративно-прикладному творчеству, ребенок приобщается к искусству. Обучение строится таким образом, что воспитанники, усваивая простые знания, умения и навыки, сначала выполняют несложные композиции, которые усложняются с каждым последующим заданием. Такая постановка учебно-воспитательного процесса формирует психологическую подготовку к труду. При выполнении работ разных видов художественной деятельности ребенок проявляет творческую индивидуальность и свое эмоционально-личностное отношение.

Литература.

  1. Алферова М.А. Техника изонити. – М., 1999.
  2. Рукоделие. / Под ред. Жукова О.Г. – М., 1998.
  3. Гомбрих Э. История искусства. – М., 1998.
  4. Журнал «Лена» №11, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...