Авторская программа кружка "Рукоделие"
методическая разработка на тему
Программа включает два основных раздела: создание изделий из поделочных материалов, создание изделий из текстильных материалов.В программе определины конкретные изделия, выполнение которых связано не только с той или иной технологической обработкой, но и с художественным оформлением. Эти изделия находят практическое применение в быту, оформлении интерьера и другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_rukodelie.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
Кружок «Рукоделие»
Срок реализации: 1год
Возраст 8 — 14 лет
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка……………………………………………………4
- Тематический план…………………………………………………………6
- Основное содержание……………………………………………………...7
- Требования к уровню подготовки………………………………………..14
- Список литературы……………………………………………………….17
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.
В.А. Сухомлинский
Реформой общеобразовательной и профессиональной школы особая роль отводится развитию кружков технического и художественного творчества, которые помогают раскрывать творческие возможности детей, вести психологическую и практическую подготовку их к трудовой деятельности.
Активная работа любого кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия воспитанников, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, дети углубляют знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
Практическая деятельность работы кружка определяется его программой, на основании которой разработан перспективно-тематический план.
В программе работы кружка учтены основные педагогические принципы, применять единые со школой методы и приемы обработки изделий с использованием предназначенных для этого инструментов и приспособлений, а также учебнo-мeтодической литературы и промышленной технологии
Занятия в кружке обеспечивают эстетическое и художественное развитие детей, носят воспитывающий характер. Здесь открывается широкая возможность для использования фантазий и творчества воспитанников.
В программе определины конкретные изделия, выполнение которых связано не только с той или иной технологической обработкой, но и с художественным оформлением. Эти изделия находят практическое применение в быту, оформлении интерьера и другое. Технология изготовления изделий несложная, а время, затраченное на их изготовление, — минимально, чтобы дети смогли быстрее увидеть результат своего труда. Это способствует развитию их интереса, стремлению к самостоятельности.
Одним из главных принципов организации занятий кружка является чередование разнообразных видов деятельности воспитанников. В основном она носит практический характер, но теоретические сведения (об основах конструирования, о свойствах материалов, технологии обработки изделий) также необходимы, поскольку без них невозможны изучение основного технологического моделирования и самостоятельная творческая работа воспитанников по созданию конструкций изделий.
Теоретические сведения содержат основные данные, связанные с процессом изготовления изделий (технология обработки образцов, основные свойства материалов и другие вопросы).
Программа рассчитана на детей от 8 до 14 лет
Срок реализации 1 год.
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно — прикладного искусства, а также оформление выставок.
Цель программы:
Освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда. Представлений о технологической культуре на основе включения воспитанников в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;.
Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации. Проектирования и создания продуктов труда, самостоятельного и осознанного определения своих желаний, безопасными приёмами труда.
Задачи:
Обучающая:
- знакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения, декоративно — прикладного искусства,
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка,
- активизировать познавательную деятельность, фантазию, память, развивать мелкую моторику рук,
- обучать рациональным способом использования различных видов материалов.
Развивающая:
- пробуждать любознательность в области декоративно — прикладного искусства,
- развивать смекалку и изобретательность,
- формировать творческие способности,
- развитие художественно вкуса, умение видеть и понимать прекрасное.
Воспитывающая:
- осуществлять трудовое, эстетическое воспитание школьников,
- добиваться максимальной самостоятельности детского творчества,
- воспитание эстетического вкуса, гордости за свой выполненный труд.
Условия реализации программы:
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятиях займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Разделы и темы | Количество учебных часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Создание изделий из поделочных материалов | 84 | ||
Оригами | 2 | 13 | 15 | |
Тестопластика | 3 | 21 | 24 | |
Чудо природы | 2 | 7 | 9 | |
Папье-маше | 4 | 20 | 24 | |
Остров ненужных вещей | 2 | 10 | 12 | |
2 | Создание изделий из текстильных материалов | 245 | ||
2.1 | Рукоделие и художественные ремёсла | 174 | ||
Вышивка | 6 | 24 | 30 | |
Лоскутное шитьё | 3 | 15 | 18 | |
Вязание крючком | 3 | 18 | 21 | |
Вязание на спицах | 5 | 22 | 27 | |
Плетение (макраме, бисероплетение) | 5 | 22 | 27 | |
Аппликация | 3 | 27 | 30 | |
Сувениры из кожи | 3 | 18 | 21 | |
2.2 | Элементы машиноведения | 2 | 7 | 9 |
2.3 | Конструирование и моделирование | 2 | 7 | 9 |
2.4 | Технология изготовления швейных изделий | 5 | 30 | 35 |
2.5 | Ремонт одежды | 3 | 15 | 18 |
итого | 324 |
Собственная разработка
На предлагаемую программу отводится 324 час. Она основывается на базовой программе и предусматривает, что основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность.
3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
3.1 раздел «Создание изделий из поделочных материалов» (84)
Тема: Оригами (15ч).
Цель и задачи: Дать знания о видах и технологии выполнения поделок из бумаги.
- учить основным приемам складывания из бумаги и базовые формы.
- развивать логическое мышление, эстетический вкус,
- воспитывать аккуратность, трудолюбие
Теоретические сведения (2ч.). Рассматриваются разные виды бумаги, различные способы ее обработки и использования. Знакомство с искусством мозаики.
Практическая работа (13ч.).Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полуобъемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Выполнение плоских, и объемных аппликаций.
Тема: Тестопластика (24ч).
При работе с пластилином, тестом, глиной, дети учатся намазывать на основу тонкий слой, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Также предстается в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей.
Тема: Чудо природы (9ч).
Выполнение плоских аппликаций на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта; мозаики на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполненых из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов использование материалов более крупных размеров – шишек, коряг – сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений.
Тема: Остров ненужных вещей (12ч).
Применение различных видов упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки.. Для создания образов животных и сказочных персонажей, их комбинирование, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавляя необходимые детали.
3.2 раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (245ч).
3.2.1 Рукоделие и художественные ремёсла (174ч).
Тема: Вышивка (30ч).
Цель и задачи: Дать знания о видах и технологии выполнения вышивки.
- учить подбирать колорит и материалы для вышивки;
- учить составлять рисунок вышивки;
- развивать умение пользоваться иглой;
- воспитывать уважение к народному творчеству.
Теоретические сведения (6ч). Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном творчестве. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, рапорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, тёплые, хроматические и ароматические цвета. Цветовые контрасты.
Практическая работа (24ч). Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки платка, салфетки. Определение места и размера узора на изделии.
Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнение простейших вышивальных швов; стебельчатого, тамбурного, «Вперёд иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, носового платка.
Тема: Лоскутное шитьё (18ч).
Цель и задачи: Дать знания о технологии лоскутного шитья.
- познакомить с историей создания изделий из лоскута;
- учить изготавливать эскизы, шаблоны по данной технике;
- учить изготавливать изделия в технике лоскутного шитья;
- развивать эстетический вкус, усидчивость, аккуратность;
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Теоретические сведения (3ч). Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды.
Практическая работа (15ч). Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Изготовление шаблонов. Раскрой ткани с учётом долевой нити. Технология соединении деталей между собой с подкладкой. Использование прокладочных материалов.
Тема: Вязание крючком (21ч).
Цель и задачи: Учить изготавливать изделия крючком;
- познакомить с историей старинного рукоделия, материалами и инструментами, используемыми в данной технике;
- Учить работать крючком, выполнять различные петли, изготавливать образцы;
- учить пользоваться схемами и описанием;
- развивать образное и логическое мышление;
- воспитывать уважение к народному творчеству.
Теоретические сведения (3ч). Краткие сведения из истории рукоделия. Изделия, связанные крючком в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Рапорт узора и его запись.
Практическая работа (18ч). Работа с журналами. Зарисовка современных и старинных узоров о орнаментов. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Выбор крючка в зависимости т нити и узора. Определение количества петель и ниток. Выполнение различных петель. Набор петель крючком. Изготовление образцов вязания крючком.
Тема: Вязание на спицах (27ч).
Цель и задачи: Дать детям знания о последовательности выполнения данного вида рукоделия:
- научить владеть различными материалами и инструментами;
- обучить технологи вязания;
- обучить работать с схемами и описанием;
- развивать воображение, логическое мышление;
- воспитывать старательность, бережливость.
Теоретические сведения (5ч). Ассортимент изделий, выолненных в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных , пуховых, хлопчатобумажных и шёлковых нитей. Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах.
Практическая работа (22ч). Подбор спиц в зависимости от качества и толщины нити. Начало вязания на двух и пяти нитях. Набор петель. Выполнение простых петель различными способами. Убавление, прибавление и закрепление петель. Соединение петель по лицевой и изнаночной стороне. Вязание двумя нитями разной толщины. Выполнение образцов и изделий в технике вязания на спицах
Тема: Плетение «макраме, бисероплетение» (27ч).
Цель и задачи: Учить выполнять изделия в технике «макраме, бисероплетение»;
- познакомить с историей развития техники,
- познакомить с материалами и приспособлениями, основными приёмами техники;
- учить выполнять узоры и простые изделия по данной технике;
- учить экономично использовать материал;
- развивать воображение, логическое мышление;
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность.
Теоретические сведения (5ч). Краткие сведения из истории создания изделий, выполненных в технике в современном мире. Материалы используемые для плетения. Виды узлов. Способы плетения.
Практическая работа (22ч). Подбор инструментов, приспособлений, материалов для плетения. Изготовление тесьмы, фигурок способом плетения.
Тема: Аппликация (30ч).
Цель и задачи: Учить выполнять аппликацию, используя текстильные и поделочные материалы:
- дать теоретические сведения об аппликации;
- учить выполнять аппликацию из различных материалов;
- учить художественно оформлять аппликацией изделия;
- развивать художественный вкус;
- воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
Теоретические сведения (3ч). Значение аппликации в современности. Художественное оформление материалами: бисером и блёстками, кожей, мехом, пухом, шерстью и др.
Практическая работа (26ч). Выполнение аппликаций из различных материалов. Зарисовка аппликаций из журналов. Выполнение аппликаций на тонких тканях, на трикотаже, на канве. Особенности обработки края рисунка. Художественное оформление изделия.
3.2.2 Элементы машиноведения (9ч).
Теоретические сведения (2ч). Бытовая универсальная швейная машина, её технические характеристики. Её назначение. Устройство машины, преимущества и недостатки.
Практическая работа (7ч). Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приёмы труда на работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нити. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.
3.2.3 Конструирование и моделирование (9ч).
Теоретические сведения (2ч). Общие правила построения чертёжными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и её измерение.
Практическая работа (7ч). Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа изделия. Моделирование. Подготовка выкройки и раскрой.
3.2.4 Технология изготовления швейных изделий (35ч).
Теоретические сведения (5ч). Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: смёточная, намёточная, замёточная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, ширина шва. Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Конструкция машинного шва. Ширина шва, длина стежка. Технология выполнения. Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и её значение при изготовлении швейного изделия.
Практическая работа (30ч). Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков и швов. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек. Обмеловка и раскрой ткани. Соединение деталей изделий машинными швами. ВТО изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.
3.2.5 Ремонт одежды (18ч)
Теоретические сведения (3ч). Виды ремонта одежды в домашних условиях. Материалы и приспособления.
Практическая работа (15ч). Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение швов машинным и ручным способами. Пришивание различного вида пуговиц. Устранение рваных и по шву разрывов.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения данной тематики программы воспитанник должен:
Знать/понимать
Виды традиционных народных промыслов; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приёмы и последовательность выполнения технологических операций.
Уметь:
Рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, составлять последовательность технологических операций для изготовления изделия; выбирать материалы; инструменты и приспособления; соблюдать правила безопасности труда. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общее положение. – М.: Издательство стандартов, 1991.
- СанПин 2.4.2-576-96. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах деятельности современных образовательных учреждений. – М.: Госсанэпиднадзор России,1996.
- СанПин 2.2.4.548-96. Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ. – М.: Минздрав России, 1997.
Учебная литература
- Аверичев, Ю.П. Кулешов, С.М. Сборник документов по трудовому обучению./Ю.П.Аверичев. С.М.Кулешов. – М.: Просвещение, 1983. – 128 с.
- Ашастина, Е.Н, Ажурная вязь макраме./Е.Н.Ашастина. – СПб: Издательство «Литера», 2006. – 96 с.
- Каченаускайте, Л. Энциклопедия рукоделия./Л.Каченаускайте. – Донецк.: «Сталкер», 2007.- 507 с.
- Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом./Г.И.Кругликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
- Кузьмина, М.А. Азбука плетения. Третье издание./М.А.Кузьмина. – М.: Просвещение, 2006. – 320 с.
- Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя – воспитателя./Л.И.Маленкова. – М.: «Ноосфера», 1999. – 300 с.
- Нешумов, Б.В. Щедрина, Е.Д. Основы декоративного искусства в школе. Учебное пособие для студентов худ.-граф. Факультета пед. институтов./Б.В.Нешумов. Е.Д,Щедрина. – М.: Просвещение, 2006. – 175 с.
- Ращупкина, С.И, Макраме. Основные приёмы плетения./С.И.Ращупкина. – СПб.: Издательство «Литера», 2010. – 64 с.
- Рожнев, Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских./Я.А.Рожнев. – М.: Просвещение, 2001. – 240 с.
- Хамидова, В.Р. Макраме. Украшения из плетёных узлов./В.Р.Хамидова. – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192 с.
- Щуркова, Н.Е. За гранью урока./Н.Е.Щуркова. – М.: Центр гуманитарной литературы, 2006. – 192 с.
Статьи с периодической литературой
- Каргина, З. Дополнительное образование в нормативных документах общеобразовательного учреждения./З.Каргина.//Воспитание школьников. – 2007. - № 2. – С. 35-38.
Интернет ресурсы
- http://marketing.onset.ru/
- http://hoto-studentus/ru/content/view/108/38/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса общеобразовательной школы составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы нового поколения и авторской программы Верещагиной И.Н. Афанасьевой О.В.
Многократно проверенная и успешно применяемая программа по учебнику Верещагиной И.Н. и Афанасьевой О.В....
Рабочая программа , составленная на основе Авторской программы основного общего образования по математике под редакцией В.И. Жохова, УМК Н.Я. Виленкин и др Составила программу Тычкова И.В.
Рабочая программа по математике для 5 класса В составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...