Программа кружка "Рукоделие" (5-8 класс)
рабочая программа по технологии по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «РУКОДЕЛИЕ. Декоративно-прикладное творчество» составлена для учащихся 5-8 классов на основе:
Программы ТЕХНОЛОГИЯ ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ. 5-11 кл. 2007 года под ред. Хотунцева Ю.Л., Симоненко В.Д., рекомендованной Министерством образования России
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в школьном возрасте.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы - 1 часа в неделю. Кружок – это добровольное объединение учащихся, проявляющих интерес к практической работе в той или иной области художественной обработки материалов.
Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства народа, проживающего в родной местности. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи. Уже в школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Цели кружковой работы
- Развитие творческих способностей школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
- Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
- Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Задачи
- развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
- учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, бумаги и картона, древесины, бересты, пряжи, бросового и природного материала;
- учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности школьников,
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Формы работы
- Индивидуальная работа учащихся
- Групповая
- Массовая работа
Методы обучения
- объяснительно-репродуктивный
- репродуктивны
- частично-поисковый
- метод проектов
Формы проведения занятий
- теоретические
- практические
- лабораторно- практические
- проектная деятельность
Организационно-педагогические основы обучения
Программа рассчитана на 34 часа, 1час. в неделю. Возраст детей: с 11 до 14 лет.
Система оценки результатов
Система оценки включает: оценку базовых знаний и навыков, оценку коллективно-индивидуальную /качество индивидуальной работы/. Оценка знаний и умений в результате работы кружка проводится с помощью экспресс-опросов на каждом занятии, а также в кружке проводятся выставки, где ребята сами оценивают ту или иную работу.
Итогом работы детей является участие их в школьных, районных выставках и конкурсах.
Уровни обученности
- Репродуктивный уровень – обучающиеся знакомятся с историей народных промыслов, их изделиями, способами их изготовления.
- Новшество – на основе полученных знаний обучающиеся овладевают техникой изготовления. Самостоятельно подбирают схемы, материалы, инструменты, оборудование.
- Новаторство – обучающиеся выполняют изделия самостоятельно, по образцам, но с консультацией учителя по необходимости.
Материально-техническая база
Оборудование: швейная машина, утюг.
Основные инструменты и приспособления: иглы, портновские булавки,наперстки, ножницы, шило, линейка, карандаш, шаблоны, наждачная бумага и др.
Материалы: природный материал, лоскуты ткани, бумага разная, картон, древесина, бросовый материал, нитки различные, пуговицы, наполнитель, клей ПВА.
Методика проведения занятий
- Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
- Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана является базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
- Около половины учебного времени отводится на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях..
- Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
- Учитель как можно меньше объясняет сам, старается вовлечь детей в обсуждение, не допуская перегрузки, не торопить детей и не стремиться сразу на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
- На занятии кружка отведена специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия отводится втрое меньше времени, чем на практические действия.
Тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Содержание тем | Кол-во часов | ||
всего | Теория | Практика | |||
1 | 1.Вводная беседа |
| 1 | 1 | |
2.Аппликация из природного материала | 8 | ||||
2 | Сбор и подготовка материала | 1 | |||
3,4 | Аппликация на тему «Осень» | 2 | |||
5,6 | Изготовление аппликации | 2 | |||
7,8 | Изготовление панно | 2 | |||
9 | Участие в выставке «Дары осени» | 1 | |||
3.Аппликация из бересты | 4 | ||||
10 | Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами | 1 | |||
11 | Технология изготовления лепестков, листьев, цветов | 1 | |||
12,13 | Изготовление простых цветов | 2 | |||
4. Работа с бумагой и картоном. Цветочная фантазия из бумаги (бумагокручение) | 6 | ||||
14 | Рассказ «Из истории бумаги» | 1 | |||
15-19 | Изготовление цветов.
| 5 | |||
5. Работа с бросовым материалом | 3 | ||||
20 | Конструирование изделий из пластмассовых, (алюминиевых, металлизированных) упаковок | 1 | |||
21,22 | Конструирование изделий из пробок. | 2 | |||
6. Работа с тканью | 6 | ||||
23 | Лоскутное шитье | 1 | |||
24-28 | Изготовление чехлов на швейные машины для кабинета | 5 | |||
7. Работа с древесиной.. | 5 | ||||
29,30 |
| 2 | |||
31-33 | Изготовление панно. | 3 | |||
34 | 8. Подготовка изделий к выставке | Участие в школьных, районных выставках творческих работ по декоративно-прикладному творчеству | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 6 | 28 |
В результате изучения ученик должен:
Знать/понимать:
-Историю возникновения декоративно-прикладного искусства,
-различные виды ДПИ,
-сведения о материалах, инструментах, приспособлениях,
-основные элементы составления композиции,
-основные цвета спектра.
Уметь:
-подбирать материалы для композиции,
-готовить материалы к работе,
-выполнять эскизы,
-выполнять простые творческие работы(аппликации, панно и т.д.)
-оценивать выполненные работы, выявлять особенности,
-выполнять мини-проект.
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, поселка), так и районные, областные. Поделки, сувениры используются в качестве подарков для друзей, учителей, ветеранов, родителей и т.д.; для оформления интерьера школы.
Ресурсное обеспечение
Список литературы
- Программы ТЕХНОЛОГИЯ ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ. 5-11 кл. 2007 года под ред. Хотунцева Ю.Л., Симоненко В.Д.,
рекомендованной Министерством образования России
- Журнал «Школа и производство» /статьи/
«Аппликация из природного материала» – журнал «ШП» №4/06
«Береста" – журнал «ШП»7/03
Цветочная фантазия из бумаги –журнал «ШП» № 8/04, 3/08
- Г.И. Перевертень «Поделки из веток», Москва 2003 год.
- Г.И. Перевертень «Фантазии из корней», Москва 2003 год.
- Приложение «Сделай сам» к журналу «Юный техник»
- О.И.Нагель «Лоскутное шитье»
- «Мастерская на дому» Секреты рукоделия
- Журнал «Копилка идей»
- А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
- Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
- С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
- М.А.Гусакова “Аппликация”
- М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
- Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
- М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
- Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
- Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
- Н.М.Конышева “Умелые руки”
- Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
- С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
- О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
- М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
- А.Петрунькина “Фенечки из бисера”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...