Текст выступления и презентация "Предметная образовательная область «Технология» и ее роль в системе школьного образования"
материал по технологии по теме

Одина Татьяна Николаевна

Материалы выступления на областном научно-практическом семинаре "Технологическое образование обучающихся в условиях модернизации российского образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст28.73 КБ
Office presentation icon презентация923 КБ

Предварительный просмотр:

Одина Татьяна Николаевна,

 учитель технологии МБОУ Инжавинская СОШ

Предметная образовательная область «Технология» и ее роль в системе школьного образования

В послании 2009г. к Федеральному Собранию Российской Федерации президентом Д.А.Медведевым сформулирована следующая «главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире...». При этом «школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».

Нашей стране требуется гражданин, умеющий сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, умеющий проектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строить свою профессиональную карьеру.

Удовлетворить потребность современного общества в человеке, который ценит труд и способен собственным трудом занять достойное место в жизни, завести «свое дело», можно только дав ему соответствующее образование. 

Важнейшей целью системы школьного образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях современного постиндустриального общества. Для полноценной реализации данной цели необходимо осуществление технологической подготовки учащихся в процессе всей общеобразовательной подготовки.

Целью современного технологического образования является развитие каждого учащегося как человека, умеющего принимать обоснованные решения, открытого к изменениям, умеющего разрабатывать и изготавливать объекты и системы.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, является главной составляющей окружающей человека действительности и опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

Приоритетная роль образовательной области “Технология” заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям.

Предмет «Технология» обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний, умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.

        Важнейшими принципами развития и обучения школьников в образовательной области «Технология» являются:

   1. Политехнический подход к формированию содержания технологической подготовки молодежи, ознакомление ее с современными и перспективными технологиями преобразования материалов, энергии и информации с привлечением экономических, экологических, предпринимательских и профориентационных знаний, овладение общетрудовыми усилиями и навыками, этикой трудовых отношений.

2. Овладение жизненно необходимыми технологическими знаниями и умениями, в том числе культурой труда, поведения и бесконфликтного общения.

3. Творческое и эстетическое развитие учащихся.

4. Профессиональное самоопределение и социально-трудовая адаптация молодежи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Концепция технологического образования школьников, принятая ныне за основу, утверждает триединую задачу трудового обучения:

- повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень будущих членов общества, способных не только освоить, но и творчески использовать достижения научно-технического прогресса;

- обеспечить творческий подход к формированию системы обучения, учитывая познавательные способности и возможности школьника;

- воспитать учащегося как личность, способную добиться успеха в профессиональной деятельности (сделать карьеру).

Особенностями учебного предмета «Технология» являются:

- практико-ориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов, в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников;

- формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества - что создает предпосылки для более успешной социализации личности;

- возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (ранее «Технический труд», «Обслуживающий труд» и «Сельскохозяйственный труд» соответственно).

Жизнь заставляет пересмотреть некоторые положения теории трудовой подготовки в школе. Не отвергая в принципе той базы, которую создала на основе политехнического принципа прежняя система трудовой подготовки, в соответствии с ФГОС второго поколения образовательная область «Технология» вносит целый ряд принципиальных новаций:

- «технология» как образовательная область синтезирует знания математики, физики, химии, биологии, других научных дисциплин. Но они, эти знания, рассматриваются как фактор развития промышленности, энергетики, связи, сельского хозяйства, транспорта и других сфер деятельности человека. Показ востребованности этих знаний, их применяемости при трудовой деятельности очень важен: школьники проникаются пониманием значения качества собственной подготовки;

- новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Эта задача может быть реализована прежде всего на занятиях по кулинарии. В данный раздел включены лабораторно-практические работы по определению качества пищевых продуктов как органолептическими, так и лабораторными методами.

- использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьеры, выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации;

- в содержании программы сквозной линией проходят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомство их с различными профессиями.

Одной из задач обучения становится формирование творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности. При этом, возможно, впервые в истории отечественной школы, прямо заявляется, что эта задача перекладывается на самих школьников. Они должны осознать ответственность за собственную подготовку к будущей жизни, за успешность самоопределения в ней.

Когда ученик начинает понимать, где, как и почему используемые им знания составляют требуемое целое, когда он ощущает способность понять, проанализировать и интерпретировать факты к области экономики и производства, у него появляются качества активного участника процесса познания. Это уже не объект, пассивно воспринимающий информацию (что чаще всего имело место в традиционной системе трудовой подготовки), а индивидуум, способный планировать и осуществлять свою деятельность в направлении наивысшего личного результата, соответствующего его потенциальным возможностям.

Принципиален подход к системе обучения: не узкопредметный, а интегративно ориентированный, проектно-созидательный. При этом включение учащихся в процессы проектирования, конструирования и моделирования, реализации проекта с последующей оценкой достигнутого результата деятельности становится обязательным фактором взаимодействия учителя и учеников. Проектно-творческий метод следует рассматривать как основной связующий элемент программы, ее сердцевину.

Какова же роль предмета «Технология» в системе школьного образования?

Технологию, по негласной традиции, относят к второстепенным дисциплинам. Может быть, действительно, этот предмет не такой важный среди школьных предметов? Что дают детям занятия в школьной мастерской? Уроки технологии, особенно для городских школьников, пожалуй, единственная возможность познакомиться с конструкцией различных приборов, машин и оборудования, поработать с ними. Помимо этого, не все школьники обладают склонностью к теоретическому мышлению, многие относятся к практическому типу, и их самореализация во многом осуществляется именно на уроках технологии. Отсутствие такой возможности для этой категории может привести к формированию заниженной самооценки и оценки со стороны сверстников.

«Технология» является предметом учебного плана, имеющая большой нереализованный педагогический потенциал.

При условии грамотно выстроенного педагогического процесса она несет большую гуманистическую составляющую, так как именно в технологии может быть достигнута большая степень успешности каждым ребенком. На уроках технологии каждый может состояться как творец.

Именно технология, как ни какая другая предметная область позволяет в полном объеме применять в практической созидательной деятельности знания, полученные на данном этапе обучения, потому что в основе стандарта обучения технологии обязательным является проектная деятельность. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью и научно – техническим творчеством, учащиеся решают одновременно несколько задач, связанных с культурой труда, дизайна, потребительской, информационной, графической, экологической культурой.

Смысл предмета существенно меняется, если исходить не из идеологических, а из более фундаментальных, психолого-дидактических оснований. Из второстепенного он превращается в незаменимый. Технология - это единственный учебный предмет, целиком основанный на преобразовательной предметно-практической деятельности самих обучающихся. Предметно-практическая преобразующая деятельность необходима для развития, независимо от того будет ли человек в дальнейшем профессионально связан с практическими видами труда. Практическая деятельность является необходимым звеном в протекании познавательных процессов и направлена на их развитие.

Следует обратить внимание на целый ряд потенциальных ролей предмета "Технология", которые пока что по разным причинам остаются нереализованными и невостребованными. Прежде всего, хочется подчеркнуть возможности данного курса в оптимизации учебного процесса. Психологический механизм предметно-практической деятельности в полной мере соответствует особенностям познания в целом (которое находится у школьников в стадии формирования).

Известно, что ведущим звеном процесса познания является операционная часть. На стадии формирования она должна быть обязательно представлена в материальной форме (выполняться руками). Без такой ориентировочной основы невозможно в дальнейшем умственное действие. Если эта закономерность будет игнорироваться в обучении, типичные трудности в учебно-познавательной деятельности будут сохраняться вплоть до студенческого возраста.

Возрастающая учебная нагрузка на школьников и соответственно увеличение времени, проводимого ими в статичном положении, негативно отражается на их здоровье, а на уроках технологии учащиеся имеют возможность чаще сменять динамические позы, сменять умственную деятельность физическим трудом.

Зачастую на технологическое образование смотрят лишь как на подготовку рабочих кадров. Считается, что умение трудиться руками нужно только рабочим. Это глубокое заблуждение наносит огромный вред подготовке технических специалистов. Ведь человек, который в детстве не проявлял интереса к технике, никогда не выберет техническое направление как профиль своей будущей деятельности. Кроме того, любая работа требует от специалиста практических навыков и умений — нужно уметь работать с оборудованием. Но технология - это еще и формирование исследовательских умений, формирование технологической культуры, развитие творческого потенциала ребенка, воспитание важнейших для человека качеств — трудолюбия, упорства, дисциплинированности, ответственности. Уникальность предмета в том, что это некий межпредметный мостик, который объединяет другие области знаний в школе. Предмет «Технология» способствует соединению теории и практики, он дает детям знания и умения, как вести хозяйство.

Сегодня наши дети, и особенно подростки, погружены в виртуальный мир до такой степени, что у многих развивается компьютерная зависимость, от которой приходится лечить. Поэтому очень важно переключить детей на что-то интересное и реальное. Это могут быть уроки технологии с интересными совместными проектами. Причем эта работа может вестись не только в школе на уроках технологии, но и в системе дополнительного образования.

Необходимость серьезного отношения к проблемам технологического образования, которое призвано формировать у учащихся технологическую культуру сегодня является актуальным, как никогда. Если проанализировать достижения трудового воспитания у нас в стране, вспомнить опыт других государств, то можно сделать вывод: успех гарантирован лишь при государственной поддержке этого предмета.

Используемые ресурсы:

  1. Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду.- М.: Педагогика, 1988
  2. Серебренников Л.Н. Технологическое образование как педагогическая проблема // Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства. – М: МИОО, 2002
  3. Серебренников Л.Н. «Технологическое образование школьников в свете современных задач». http://www.yspu.ru
  4. Федеральный государственный стандарт основного общего образования http://standart.edu.ru
  5. Хотунцев Ю.Л. Проблемы образовательной области «Технология» // Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства. - М: МИОО, 2002


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей гуманитарного цикла на тему: "Мой предмет в системе школьного образования"

Здравствуйте, уважаемые … Меня зовут…и мне бы хотелось спросить у вас : « На каком языке мы с вами говорим? На каком языке мы понимаем друг друга?...

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Как известно, в современной системе дополнительного образования детей  образовательный процесс  строится преимущественно на основе авторских разработок педагогов, т.е. авторских ...

Тема выступления «Виртуальные экскурсии как средства обогащения содержания образовательной области "Технология".

Выступление на городском семинаре для окружных и районных методистов г. Москвы «Музейная педагогика в образовательной области «Технология»....

Факультативные курсы и их роль в системе школьного образования.

Современный процесс обучения физике в школе требует новых подходов к обучению, внедрения новых образовательных технологий. Так в большинстве общеобразовательных школ  в уч...

Развитие системы школьного образования в Костромской области с 1946 года по 1958 гг.

Показатели развития общеобразовательных школ в послевоенные годы...

Внеурочная деятельность школьников в образовательной области " Технологии". Выступление на семинаре 2015 г.

Внеурочная деятельность школьников в образовательной области " Технологии". Выступление на семинаре 2015 г....