Факультативные курсы и их роль в системе школьного образования.
методическая разработка по физике (11 класс) по теме
Современный процесс обучения физике в школе требует новых подходов к обучению, внедрения новых образовательных технологий. Так в большинстве общеобразовательных школ в учебном плане физика представлена двумя аудиторными часами. За это время необходимо: изучить новый материал, выполнить лабораторные работы и научить учащихся решать качественные и количественные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_-_2013.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Факультативные курсы и их роль в системе школьного образования.
Когут М. В.
ГБОУ СОШ №1034, г. Москва.
Современный процесс обучения физике в школе требует новых подходов к обучению, внедрения новых образовательных технологий. Так в большинстве общеобразовательных школ в учебном плане физика представлена двумя аудиторными часами. За это время необходимо: изучить новый материал, выполнить лабораторные работы и научить учащихся решать качественные и количественные задачи. Следовательно, необходимо вводить дополнительные занятия. В решении этой задачи важную роль играют факультативные занятия, которые являются одним из основных средств дифференциации обучения, способствующие решать задачи совершенствования содержания и методов обучения.
Факультативные занятия содействуют профессиональной ориентации учащихся, облегчая тем самым выбор специальности, что является актуальным, так как одним из приоритетных направлений отечественного образования является переход к профильному обучению.
Большинство учащихся определяются с выбором профессии после окончания 9-го класса. Следовательно, для учащихся 10-11 классов необходимо вводить дополнительные занятия.
Примерное планирование изучаемого материала в 10-м классе:
(34 часа).
№ п/п | Содержание материала | Кол-во часов |
Кинематика (13 часов). | ||
1 | Задачи механики. Путь, траектория, перемещение. Скалярные и векторные величины. | 1 |
2 | Равномерное движение. Скорость движения (мгновенная, средняя скорости). | 1 |
3 | Равнопеременное движение (равноускоренное и равнозамедленное движение). | 2 |
4 | Графическое представление механического движения. | 1 |
5 | Движение по окружности. | 1 |
6 | Движение тел брошенных вертикально вверх. | 1 |
7 | Движение тел брошенных под углом к горизонту. | 1 |
8 | Расчет основных кинематических величин с помощью производной. | 1 |
9 | Решение задач по теме: «Кинематика». | 3 |
10 | Итоговое занятие. | 1 |
Динамика (12 часов). | ||
11 | Законы Ньютона. | 2 |
12 | Закон Всемирного тяготения. | 1 |
13 | Силы в природе. | 1 |
14 | Закон сохранения энергии. | 1 |
15 | Механическая работа, мощность. | 1 |
16 | Закон сохранения импульса. | 2 |
17 | Решение задач по теме: «Законы динамики». | 3 |
18 | Движение по наклонной плоскости. | 1 |
Статика (4 часа). | ||
19 | Золотое правило механики. | 1 |
20 | Решение задач по разделу физики механика. | 3 |
21 | Итоговое занятие. | 1 |
Колебания и волны (5часов). | ||
22 | Механические колебания: свободные и вынужденные колебания. | 1 |
23 | Математический и пружинный маятники. | 1 |
24 | Взаимосвязь между величинами, характеризующими механические колебания. Превращение энергии при гармонических колебаниях. | 1 |
25 | Решение задач по теме: « Колебания и волны». | 1 |
26 | Итоговое занятие. | 1 |
Примерное планирование учебного материала в 11 классе. (34 часа). | ||
Молекулярная физика и термодинамика. (8 часов). | ||
Молекулярная физика (4 часа). | ||
27 | Идеальный газ в М.К.Т. Газовые законы. Изопроцессы. | 2 |
28 | Уравнение Менделеева-Клапейрона. | 1 |
29 | Графические задачи на газовые законы. | 1 |
Основы термодинамики (4 часа). | ||
30 | Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. | 1 |
31 | Первый и второй законы термодинамики. | 1 |
32 | Тепловые двигатели. Принцип действия Д.В.С. | 1 |
33 | Плавление, кристаллизация, испарение, конденсация. Влажность воздуха. | 1 |
Основы электростатики. Постоянный ток(12 часов). | ||
34 | Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона. Решение задач. | 2 |
35 | Энергетическая и силовая характеристики поля и их взаимосвязь. | 1 |
36 | Электроемкость. Решение задач. | 1 |
37 | Электрический ток. Сила тока. Условия существования электрического тока в различных средах. | 1 |
38 | Закон Ома для участка цепи. Решение задач. | 2 |
39 | Соединения в электрических цепях. Решение задач. | 1 |
40 | Работа, мощность. Закон Джоуля-Ленца. | 2 |
41 | Э.Д.С. Закон Ома для полной цепи. | 1 |
42 | Решение задач по теме: «Электростатика». | 1 |
Электродинамика (5 часов). | ||
43 | Магнитное поле. Закон Ампера. Сила Лоренца. | 2 |
44 | Закон электромагнитной индукции. Энергия магнитного поля. | 1 |
45 | Колебательный контур. Переменный электрический ток. | 2 |
Оптика (5 часов). | ||
46 | Геометрическая оптика. Построение изображения в линзах. Формула линзы. | 1 |
47 | Волновая оптика. Дисперсия, интерференция, дифракция, поляризация световых волн. | 2 |
48 | Решение задач по теме: «Геометрическая и волновая оптика». | 1 |
49 | Фотоэффект. Формула Эйнштейна. | 1 |
Физика атомного ядра (4 часа). | ||
50 | Альфа-, бета- и гамма-излучения. | 1 |
51 | Закон радиоактивного распада. | 1 |
52 | Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. | 2 |
Предлагаемая программа позволит качественно подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.
Литература:
1. Кирик Л.А. Физика. Тренажёр. Универсальное издание для подготовки к ЕГЭ. М.: ИЛЕКСА, 2009.-432с.
2.Мякишев Г.А. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений
/Г. А. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. Просвещение.
3. Мякишев Г.А. Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений
/Г. А. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин. Издательство просвещение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общая физическая и спортивная подготовка в системе школьного образования
Физическое воспитание – общественно явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного развития идеи, направляющие социальную практику физического воспитания,...
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
Как известно, в современной системе дополнительного образования детей образовательный процесс строится преимущественно на основе авторских разработок педагогов, т.е. авторских ...
Текст выступления и презентация "Предметная образовательная область «Технология» и ее роль в системе школьного образования"
Материалы выступления на областном научно-практическом семинаре "Технологическое образование обучающихся в условиях модернизации российского образования"...
План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования в МОУ «СОШ № 12 г. Зеленокумска» в 2020-2021 году
План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования...
Воспитательная работа и ее роль в системе дополнительного образования.
Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом,...
Воспитательная работа и ее роль в системе дополнительного образования.
Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом,...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа для детей с ОВЗ (ТНР) факультативного курса «Выразительное чтение и рассказывание» основного общего образования – 10 класс
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена для МКОУ «Средняя школа №3 городского округа город Михайло...