Развитие системы школьного образования в Костромской области с 1946 года по 1958 гг.
презентация к уроку по истории (11 класс) на тему
Показатели развития общеобразовательных школ в послевоенные годы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
школьное образование послевоенные годы | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возрастает потребность современного общества в развитии и укреплении интеллектуального потенциала страны . Актуальность
Объект: учительская интеллигенция-особая культурная группа. Предмет: государственная политика по развитию советской школы, формирования педагогических коллективов, повышения качества образования и внешкольная деятельность учителей .
раскрыть значимость исторического опыта государственного руководства общеобразовательной школой в послевоенные годы; охарактеризовать место учительства в осуществлении государственной политики по восстановлению и развитию школьной системы в 1946-1958 гг. Цель:
Периоды изучения проблемы Советский Постсоветский I - 1945- втор. половина 1950 гг. II -втор. половина 1950 – сер. 1980-х гг. III – сер. 1980-х - начало 1991 г.
Проблемы развития учебной и материально-технической базы школьных учреждений После окончания Великой Отечественной войны руководством страны был разработан послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы. Предусматривалось по закону «…довести количество начальных, семилетних и средних школ в 1950 г. до 193 тысяч и количество учащихся в них до 31,8 млн., обеспечив общее обязательное обучение детей с семилетнего возраста, как в городе, так и в деревне…».
Основные показатели развития обще-образовательных школ
План выполнения по контингенту в школах Костромской области город село итого % выпол-нения классы план выполнено план выполнено план выполнено 1-4 22,3 20391 74,2 71 904 96,5 92 295 95,4 5-7 18,1 18207 43,0 39605 61,1 57 812 94,6 8-10 4,6 2896 2,9 2308 7,5 5 204 70,0
Обеспечение учебной литературой учащихся Буйского района Название учеб. Требова-лось Фактически 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл 1 2 3 4 5 6 Родная речь 1527 60 - - - Букварь 1527 605 102 - - Книга для чтения 1479 - 124 - - Сб-к арифметических задач 1479 - - - - Уч-к . русск. яз. для 3-4 кл . 1911 - - 45 45 География 801 - - - 58 Естествознание 801 - - - 57
Строительство школ осуществлялось в большом количестве, план по контингенту выполнялся, все учащиеся были обеспечены учебниками и тетрадями, но к 1958 г так и не удалось выполнить план по всеобщему семилетнему обучению.
Подготовка учительских кадров в послевоенный период После войны происходит развитие системы подготовки учительского состава. Педагогические училища выпускают значительное количество учителей 1- 4 классов, что позволяет устранить дефицит кадров в школе. С 1956 года учительские институты (дававшие неполное высшее образование) преобразованы в педагогические вузы или училища. К 1956 г. всего учителей 1,26 млн. против 592 тыс. человек в 1946г.
Показатель повышения образовательного уровня учителей
Динамика выпуска из заочного отделения Костромского вуза
Таким образом сложную ситуацию с учителями в стране в том числе в Костромской области удалось устранить. Число студентов выросло в 2-3 раза. Однако количественные показатели опережали качественные, что создавало серьезные проблемы для деятельности школы.
Учебно-воспитательная работа школьного учителя Основной задачей, стоящей перед школой в послевоенные годы, являлось повышение качества учебно-воспитательной работы. В 1949-м году в СССР не успевало 77,5% учащихся, в частности в Костромской области не успевало 83,2 %. На разрешение этих задач была направлена деятельность учителей, руководителей школ и органов народного образования с 1946 – 1958 года.
Динамика успеваемости учащихся школ Костромской области за 1954-1958 годах Учебный год Всего учащихся Не успевают % успеваемости 1953/54 116653 22950 80,4 1954/55 110745 93073 84 1955/56 101020 86671 85,8 1956/57 103937 92858 89,3 1957/58 108819 99395 91,4
Всеобуч В Костроме, согласно отчета о работе школ в Костромской области за 1945-1946 учебный год, из 142 тысяч учеников в 1945/46 учебных годах подлежало всеобучу 118 тысяч человек. В итоге к концу 1958 г. вопрос о всеобуче на и не был решен.
Качество воспитания обсуждалось на всех уровнях власти. Помощь в воспитании учащихся оказывали различные общественно-политические организации: партийные, комсомольские, пионерские. В итоге даже склонные к дивиантному поведению дети чувствовали свою значимость в деле построения коммунистического общества.
Внешкольная деятельность учительства Учитель был: ликвидатором неграмотности; председателем или членом избирательной комиссии; пропагандистом; руководителем агрономического кружка; участником кампаний по уборке урожая и др.
Заключение По строительству школ к 1958 г. план был выполнен. Вопрос об обеспеченности учебниками был полностью решен. Кадровый дефицит удалось устранить: педучилища выполняли план на 100%, педвузы на 91%. Качество образование улучшилось несущественно из-за перегруженности в том числе общественной работой учителей. Проблема всеобуча осталась. Наблюдается увеличение авторитета учительства в обществе, повышение статуса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общая физическая и спортивная подготовка в системе школьного образования
Физическое воспитание – общественно явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного развития идеи, направляющие социальную практику физического воспитания,...
Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования
«Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования» В век научно - техническог...
Текст выступления и презентация "Предметная образовательная область «Технология» и ее роль в системе школьного образования"
Материалы выступления на областном научно-практическом семинаре "Технологическое образование обучающихся в условиях модернизации российского образования"...
Тема: «Преемственность дошкольного и начального школьного образования в предметной области «Физическая культура».
Тема моей работы:Преемственность дошкольного ишкольного образования в предметной области«Физическая культура»на современном этаперазвития».Над этой темой я работаю три года. Актуальность моей ра...
План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования в МОУ «СОШ № 12 г. Зеленокумска» в 2020-2021 году
План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования...
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в Ленинградской области в 2020 году - Инновационные возможности повышения качества образова
Презентация инновационной площадки: Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национа...
"Ватная сказка" Марафон передовых практик по направлениям деятельности в системе дополнительного образования детей Смоленской области «Путешествие в мир творчества» (художественная направленность).
Ватная игрушка изначально появилась как украшение на Рождественскую елку. Возникла эта традиция в Средние века у германских народов. В России ватная игрушка появилась во второй п...