РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Черчение» для второй ступени обучения 9класс
рабочая программа по технологии (9 класс) по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Черчение»
для второй ступени обучения
9класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 34.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шимолинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО учителей заместитель директора по УВР директор школы
эстетического цикла Маленкова И. А___________ Красницкая Г. А
цикла Приказ №___ от ________
Горовая Н.В. ____________
Протокол № ___ от ________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Черчение»
для второй ступени обучения
9класс
на 2013-2014 уч. год
Составитель Шестакова Н. И.,
учитель математики
с. Шимолино
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерных программ по технологии Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования, авторской программы по черчению (Ерохина Г.Г. М. « ВАКО».2001г) и Положения о рабочей программе МБОУ «Шимолинская СОШ» в соответствии с государственным федеральным стандартом.
Программа рассчитана на использование учебника для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией. А. Д. Ботвинникова, И. С. Вышнепольского, В. А. Гервер, М. М. Селиверстова. Данный учебник включает информацию по теории графических изображений по направлениям:
- Изучение методов изображений
- Построение и чтение чертежей
- Выполнение эскизов и технических рисунков
- Геометрические построения
- Применение способов преобразования изображений и простейших приемов конструирования. Считаю, что выбранный УМК для детей, более доступный и наиболее приемлемый с учётом индивидуальных возрастных особенностей данного класса.
В программу внесены следующие изменения:
Сопоставление Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по черчению из курса «Технология. Обслуживающий труд», Примерной программы по черчению и авторской программы выявило, что программа, разработанная Ерохиной Г.Г не полностью реализует обязательный минимум содержания образования.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по черчению предлагает основные разделы в 9 классе:
№ | Разделы | Всего часов |
Техника выполнения чертежей и правила их оформления | 4 | |
Геометрически построения | 2 | |
Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем | 10 | |
Сечения и разрезы | 4 | |
Сборочные чертежи | 10 | |
Прикладная графика | 4 | |
Итого | 34 |
Авторская программа Ерохиной Г.Г предлагает изучить указанные разделы черчению по ниже указанному основному содержанию:
№ | Разделы | Всего часов |
Введение | 2 | |
Метод проецирования и графические способы построения изображений | 8 | |
Чтение и выполнение чертежей | 8 | |
Сечения и разрезы | 8 | |
Сборочные чертежи | 8 | |
Итого | 34 |
Через вышеназванные темы авторской программы Г.Г. Ерохиной и примерной программы государственного стандарта Федерального компонента выявлено, что в авторской программе отсутствуют разделы «Геометрические построения» и «Прикладная графика», в примерной программе дано большее количество часов на сложные темы курса «Черчение», это привело к тому, что за основу рабочей программы взята примерная программа основного общего образования по черчению. Примерная программа основного общего образования по черчению рекомендует только практические работы, но в рабочую программу введены и графические работы, взятые из авторской программы Ерохиной Г.Г
Новизна рабочей программы в том, что в ней предусмотрены внедрения современных методов обучения и педагогических технологий на персональном компьютере по разделу «Прикладная графика» объеме 2 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса.
Изменения внесены в раздел «Прикладная графика» вместо 4-х часов отведено 2 часа из-за отсутствия учебно-материальной базы, но добавлен 1 час на контрольную годовую работу Итак, учебный план составлен следующим образом
Содержание тем учебного курса
№ Темы п\п | Раздел, тема | Кол-во часов |
1 | Техника выполнения чертежей и правила их оформления. | 4 |
2 | Геометрические построения. | 2 |
3 | Чтение и выполнение чертежей. Эскизов и схем. | 10 |
4 | Сечения и разрезы. | 4 |
5 | Сборочные чертежи. | 10 |
6 | Прикладная графика. | 4 |
7 | Итого | 33 |
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения черчения на данной ступени образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по технологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Цель и задачи курса. Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.
Цель обучения предмету конкретизируется в основных зачах:
- формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
- научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы; аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
- развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;
- научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:
— определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- творческое решение учебных и практических задач: умение мотивиро] ванно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятелености;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- умение перефразировать мысль (объяснять иными словами). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Основными методами обучения являются беседа, деловая игра, практическая работа, презентация (защита проекта)
Виды контроля:
В своей рабочей программе использую вводный, текущий, тематический, рубежный(разделы),итоговый (контрольная работа).
Общая характеристика учебного предмета
Программа реализуется в объёме 1 час в неделю,33 часа в год.
Формы проведения учебных занятий: комбинированный урок, семинар, урок-лекция.
Предусмотрено учебное время для проведения графических (9 уроков) и контрольных работ (1 урок).
Цель и задачи курса. Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.
Цель обучения предмету конкретизируется в основных зачах:
- формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
- научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы; аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
- развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;
- научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:
— определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- творческое решение учебных и практических задач: умение мотивиро] ванно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятелености;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- умение перефразировать мысль (объяснять иными словами). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Основными методами обучения являются беседа и практическая работа.
В результате освоения ученик в зависимости от изучаемого раздела должен
Знать и понимать:
-технологические понятия: графическая документация, технологическая карта,
чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;
уметь:
- выбирать способы графического отображения объекта или процесса;
- выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки;
- составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения графических работе использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, «ем, технических рисунков деталей и изделий.
Виды контроля:
В своей рабочей программе использую вводный, текущий, тематический, рубежный (разделы),итоговый(проект, творческая работа).
Программа реализуется: в 9 классе в объёме 1 час в неделю,33 часа в год.
Тематическое планирование
№ темы п/п | Тема раздела и урока | Кол-во часов | Контрольная работа по теме | Дата |
Раздел 1. Техника выполнения чертежей и правила их оформления. (4ч) | ||||
1 | Учебный предмет «черчение». Инструменты. Стандарты. Формат. | 1 | ||
2 | Линии чертежа. Чертежный шрифт. Графическая работа№1 «Линии чертежа» | 1 | ||
3 | Нанесение размеров. Масштаб. | 1 | ||
4 | Графическая работа№2 «Чертеж плоской детали» | 1 | ||
Раздел 2.Геометрические построения.(2ч) | ||||
5 | Деление отрезка и окружности на равные части. | 1 | ||
6 | Сопряжения. Графическая работа №3 « Выполнение чертежа детали с сопряжениями» | 1 | ||
Раздел 3. Чтение и выполнение чертежей. Эскизов и схем.(10ч) | ||||
7 | Понятие о проецировании. Виды проецирования. Проецирование на одну плоскость проекций. | 1 | ||
8 | Проецирование предмета на две плоскости проекций | 1 | ||
9 | Проецирование на три плоскости проекций. Расположение видов на чертеже. Местные виды. | 1 | ||
10 | Графическая работа №4 «Построение трех видов детали по ее наглядному изображению» | 1 | ||
11 | Аксонометрические проекции | 1 | ||
12 | Аксонометрия объемных тел. Окружность в изометрии. | 1 | ||
13 | Технический рисунок. | 1 | ||
14 | Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Развертки поверхностей геометрических тел | 1 | ||
15 | Проекции вершин, ребер и граней предмета. Построение третьего вида. | 1 | ||
16 | Графическая работа №5«Построение аксонометрической проекции детали по ее ортогональному чертежу » | |||
Раздел 4.Сечения и разрезы. (4ч) | ||||
17 | Сечения | 1 | ||
18 | Графическая работа №6«Выполнение чертежа детали с необходимыми сечениями» | 1 | ||
19 | Разрезы. Отличие разреза от сечения. Правила выполнения разрезов. Соединение вида и разреза. Разрезы в аксонометрии | 1 | ||
20 | Графическая работа №7«Выполнение разреза в аксонометрии» | 1 | ||
Раздел 5.Сборочные чертежи. (10ч) | ||||
21 | Общие сведения о соединениях деталей. Разъемные и неразъемные соединения. Изображение и обозначение резьбы. | 1 | ||
22 | Болтовое соединение | 1 | ||
23 | Шпилечное соединение | 1 | ||
24 | Графическая работа №8 «Резьбовое соединение» | 1 | ||
25 | Шпоночное и штифтовое соединения | 1 | ||
26 | Сборочные чертежи. Условности и упрощения на сборочных чертежах | 1 | ||
27 | Чтение сборочных чертежей | 1 | ||
28 | Деталирование. | 1 | ||
29 | Деталирование. | 1 | ||
30 | Графическая работа №9« Задания на конструирование» | 1 | ||
Раздел 6.Прикладная графика. (2ч) | ||||
31 | Графическое представление информации | 1 | ||
32 | Товарный знак, логотип. | 1 | ||
33 | Контрольная работа | 1 | №1 |
Информационное и учебно-методическое обеспечение
- А. Д. Ботвинников, И. С. Вышнепольский, В. А. Гервер, М. М. Селиверстов.2010г
- Карточки-задания по черчению. В.В. Степанкова, М. Просвещение;1999
- Методическое пособие по черчению. А. Д. Ботвинников, И. С. Вышнепольский
- Поурочные разработки по черчению Г.Г. Ерохина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МАТЕМАТИКА» для второй ступени обучения 7класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету«МАТЕМАТИКА»для второй ступени обучения7класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МАТЕМАТИКА» для III ступени обучения 10класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету«МАТЕМАТИКА»для III ступени обучения10класс...
Рабочая программа по учебному предмету «Черчение» в 8 классах
базовый уровень...
Рабочая программа по учебному предмету «Черчение» в 9 классах
базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Черчение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Черчение» для 8, 9 классовосновного общего образованияна 2016-2017 учебный годРабочая программа составлена на основе программы«Черчение. 7 – 8 классы» (ответств...
Рабочая программа по учебному предмету Французский язык. Второй иностранный язык.
Рабочая программа по учебному предмету Французский язык. Второй иностранный язык....