Рабочая программа по учебному предмету «Черчение» в 9 классах
рабочая программа (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнехавская средняя общеобразовательная школа №1
Верхнехавского муниципального района Воронежской области
«Согласовано» « Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора Директор школы
_______Юрканова И. Н. ________Елисеева Н. В. ________ Садовников Н. Н.
Протокол № 1 «28» августа 2015 г. Введено в действие
От «26» августа 2015г. Приказ № 84 от «31»августа 2015г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Черчение» (базовый уровень)
в 9 классах
учителя высшей квалификационной категории
Юркановой Ирины Николаевны
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по черчению для 9-х классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по черчению 2004г.
На основе нормативно-правовых документов:
-Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года № 74;
- приказа министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994; от 1 февраля 2012 года №74;
На основа методического пособия по черчению к учебнику А. Д. Ботвинникова, В. Н. Виноградова, И. С. Вишнепольского, Москва. 2011г.
Общая характеристика учебного предмета
Черчение в МКОУ «Верхнехавская СОШ №1» является предметом компонента образовательного учреждения.
Концепция модернизации российского образования нацеливает образовательные учреждения страны на подготовку разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, способной к активной социальной адаптации в обществе, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию, самосовершенствованию.
Каждая графическая идея, прежде чем воплотиться в реальный объект, проходит графический этап. Для этого необходимо обладать техническими знаниями, графическими умениями и навыками, владеть графическими средствами информации.
Приобщение к графической культуре становится целью обучения черчению, которая конкретизируется в основных задачах:
- изучении графического языка общения, передаче и хранении информации о предметном мире с помощью различных методов и способов отображения ее на плоскости и правилах считывания;
- освоении правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;
- развитии логического и пространственного мышления, статических, динамических пространственных представлений;
- развитии творческого мышления и формировании элементарных умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве.
- обучении самостоятельного пользования учебными и справочными материалами;
Данная рабочая программа поможет учащимся овладеть всеми этими знаниями, умениям и навыками.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МКОУ «Верхнехавской СОШ №1» на 2015-2016 учебный год на изучение черчения (из школьного компонента) отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов;
8 класс- 35 ч. в год (1 час в неделю)
9 класс- 35 ч. в год (1 час в неделю)
Основные положения. Курс черчения в школе направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств. Реализация этой концепции требует учета следующих положений.
- Основой курса черчения является обучение школьников методам графических изображений. В обучении должны быть отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которых процесс обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием должны использоваться при изучении всех разделов курса.
- Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На уроках черчения учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию пространственных представлений учащихся.
- Обучение черчению базируется на принципах политехнизма и связи с жизнью. При подборе и составлении учебных заведений важно следить за тем, чтобы их содержание по возможности моделировало элементы деятельности специалистов, а объекты графических работ имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению. Целью адаптации являются упрощение, выявление геометрических особенностей и более четкая организация формы, что облегчает ее анализ и графическое отображение. В процессе обучения необходимо осуществление межпредметных связей черчения с трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.
- при обучении черчению необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, личные интересы и др.) при постоянном совершенствовании уровня их развития.
- На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.
- Дополнительное расширение и углубление графических знаний и умений, учащихся должно происходить на факультативных занятиях в восьмом классе.
Структура программы. Программа содержит описание основных требований к знаниям и умениям учащихся, перечень обязательных графических и практических работ для каждого класса, перечень инструментов, принадлежностей и материалов для черчения, кинофильмов и диафильмов, а также указания о реализации межпредметных связей. В программе раскрыты рекомендуемые принципы оценки учебной работы учащихся и примерное содержание экскурсий. В конце программы приведен список рекомендуемой литературы для учителей, в которой раскрыты вопросы общей методики преподавания черчения и методики изложения отдельных разделов курса. В программе дано распределение времени на изучение тем.
Цели и задачи курса. Программа ставит целью научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проектирования, о построении аксонометрических проекций (косоугольной и диметрической и прямоугольной изометрической) и приемах выполнения технических рисунков;
- ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
- обучить в процессе чтения чертежей воссоздать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
- развить все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
- научить пользоваться учебными и справочными материалами;
- привить учащимся культуру графического труда.
Рекомендации к методике преподавания. Ключевой проблемой дальнейшего совершенствования графического образования в школе является повышение эффективности урока, которая достигается продуманной организационно-методической работой. В ходе такой работы учитель должен пользоваться следующими подходами к обучению:
- Уделять равное внимание обучению чтению и выполнению чертежей;
- Сводить к минимуму или полностью исключить непродуктивные элементы графической деятельности, по возможности избавлять школьников от перечерчивания задач, готовых чертежей и пр.
- Обучать выполнению графических построений в отрыве от обучения методику проекций.
- Уделять внимание качеству выполнения первых графических работ при их проверке и оценке, стремиться поддержать соответствующие требования на последующих этапах обучения.
- В качестве объекта при обучении ортогональному проецированию целесообразно выбирать предмет, имеющий прямые и наклонные элементы, что активизирует его представление в проекциях: точки, линии и плоскости рассматриваются как вершины, ребра, грани этого предмета.
- Обучение ортогональному проецированию лучше производить последовательно на одну, де и три плоскости проекций с целью равномерного нарастания трудностей.
- При выполнении чертежей по моделям, а также при эскизировании с натуры целесообразно организовать наблюдение неподвижного объекта с фиксированной точки зрения, заставляя ученика оперировать пространственными представлениями об объекте.
- Осуществлять формирование понятий о чертежах в системе прямоугольных проекций и в аксонометрических проекциях с минимальным разрывом во времени.
- проводить обучение аксонометрическим проекциям (косоугольной диметрической и прямоугольной изометрической) и сравнивать их, обращая внимание учащихся на выбор аксонометрической проекции в зависимости от формы объекта и на рациональную последовательность его изображения.
- Использовать подход при обучении выполнению разрезов и сечений, позволяющий рассматривать единство и особенности этих изображений. Природа образования разрезов и сечений едина – мысленное рассечение предмета. Только в том случае, если ученик поймет сходство и различия между ними, сравнит их возможности, он сможет осознанно пользоваться такими изображениями.
- Брать в основу упражнений, графических и практических работ разноплановые графические задачи:
- построение аксонометрии по чертежу и наоборот;
- построение третьей проекции по двум заданным;
- построение чертежа по разрозненным изображениям оригинала;
- сопоставление чертежа с объектом или его наглядным изображением;
- оперирование развертками;
- соединение чертежа с разметкой;
- реконструкция изображений;
- построение изображений в аксонометрии с вырезом;
- выполнение различных разрезов и сечений;
- занимательные задачи;
- графические диктанты;
- преобразованием формы и пространственного положения объектов;
- задачи с творческим содержанием.
- работа с учеником (ознакомление с новым материалом, повторение, закрепление знаний, поиск справочных материалов, чтение чертежей, решение задач и пр.) должна быть неотъемлемой частью учебного процесса.
- При обучении черчению рекомендуется широко пользоваться учебными и наглядными пособиями: плакатами, таблицами, моделями, деталями и т.д. Следует использовать кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, динамические транспаранты и другие экранные средства обучения.
- Следует придавать большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний, в применении знаний и умений во внеклассной работе и в быту. Необходимо уделять особое внимание работе кружков (по техническому и другим видам черчения), организации выставок работ учащихся, проведению тематических вечеров, конкурсов, олимпиад, экскурсий и т.д.
Тематический план.
Темы | Количество учебных часов по классам | |
8 | 9 | |
Введение Правила оформления чертежей Геометрические построения Способы проецирования Чтение и выполнение чертежей деталей Обобщение знаний | 1 5 4 9 15 1 | - - - - |
Обобщение сведений о способах проецирования Сечения и разрезы Сборочные чертежи Чтение строительных чертежей Контрольная работа Обзор разновидностей графических изображений | -
- - - - - | 1
14 14 2 1 2 |
Итого | 35 | 35 |
II год обучения (1 ч. в неделю, всего 35 ч)
I. Обобщение сведений о способах проецирования (1 ч)
II. Сечения и разрезы (15 ч)
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графические обозначения материалов на сечениях.
Графическая работа №12 «Эскиз детали с выполнением сечений»
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединение части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов.
Графическая работа №13 «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза»
Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Графическая работа №14 «Чертёж детали с применением разреза»
Определение необходимого и достаточного количества изображений на чертежах. Выбор главного изображения.
Чтение и выполнение чертежей, содержащих изученные условности.
Практическая работа №15 «Чтение и выполнение чертежей»
Графическая работа №16 «Эскиз с натуры»
Решение задач.
III. Сборочные чертежи (14 ч)
Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.
Графическая работа № 17 «Чертежи резьбового соединения»
Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображения изученных соединений деталей.
Выполнение чертежей резьбовых соединений.
Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения.
Разрезы на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Размеры на сборочных чертежах.
Практическая работа №18 «Чтение сборочных чертежей».
Деталирование сборочных чертежей: определение размеров деталей с помощью пропорционального масштаба
Графическая работа №19 «Деталирование».
Решение задач с элементами конструирования
IV. Чтение строительных чертежей (2 ч]
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначение. Отличия строительных чертежей от машиностроительных.
Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы.
Размеры на строительных чертежах.
Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.
Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
V. Контрольная работа (1 ч)
VI. Обзор разновидностей графических изображений (2 ч)
Перечень инструментов, принадлежностей и материалов для черчения:
- Готовальня школьная или циркуль.
- Угольники с углами 300, 600, 900,
450, 450, 900.
- Транспортир.
- Линейка.
- Карандаши простые марки Т, ТМ, М.
- Ластик
- Тетрадь в клетку.
- Формат А4.
Учебно- тематический план
Черчение
9 класс (35 ч.)
№п/п | Кол-во часов | Тема урока |
1 | 1 | Обобщение сведений о способах проецирования |
2 | 1 | Общие сведения о сечениях и разрезах |
3 | 1 | Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. |
4 | 1 | Графическая работа № 12 «Эскиз детали с выполнением сечений» |
5 | 1 | Простые разрезы. Отличие разреза от сечения. |
6 | 1 | Разрезы. Простые разрезы. |
7 | 1 | Местные разрезы. |
8 | 1 | Соединение вида и разреза. |
9 | 1 | Графическая работа №13 «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза» |
10 | 1 | Разрезы в аксонометрии |
11 | 1 | Графическая работа №14 «Чертёж детали с применением разреза» |
12 | 1 | Определение необходимого числа изображений. Условности и упрощения на чертежах. |
13 | 1 | Творческие задачи с сечениями и разрезами. |
14 | 1 | Практическая работа №15. «Чтение и выполнение чертежей.» |
15 | 1 | Графическая работа № 16 «Эскиз с натуры» |
16 | 1 | Решение задач. |
17 | 1 | Общие сведения о типовых соединениях деталей. |
18 | 1 | Изображение и обозначение резьбы. |
19 | 1 | Отработка навыков выполнения болтового соединения |
20 | 1 | Графическая работа № 17 «Чертежи резьбового соединения» |
21 | 1 | Отработка навыков выполнения шпоночного соединения. |
22 | 1 | Чертежи штифтовых соединений. |
23 | 1 | Общие сведения о сборочных чертежах изделий. |
24 | 1 | Изображения на сборочных чертежах |
25 | 1 | Чтение сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах. |
26 | 1 | Практическая работа №18 «Чтение сборочных чертежей» |
27 | 1 | Деталирование сборочных чертежей. |
28 | 1 | Деталирование сборочных чертежей: определение размеров деталей с помощью -пропорционального масштаба |
29 | 1 | Графическая работа №19 «Деталирование» |
30 | 1 | Решение задач с элементами конструирования |
31 | 1 | Понятие об архитектурно- строительных чертежах. |
32 | 1 | Чтение строительных чертежей |
33 | 1 | Контрольная работа. |
34, 35 | 2 | Обзор разновидностей графических изображений |
Итого: 35 ч. |
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
УЧАЩИХСЯ 9 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
- условные изображения и обозначения резьбы.
- об изображениях соединений деталей;
- об особенностях выполнения строительных чертежей.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять необходимые разрезы и сечения;
- правильно выбирать главное изображение и число изображений;
- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;
- выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;
- читать несложные строительные чертежи;
- пользоваться государственными стандартами, справочной литературой и учебником;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ-
ЭТО ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ
И КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ЧЕРЧЕНИЯ
Проверка знаний и умений учащихся посредством выполнения графических работ несет в себе множество функций: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
Контролирующая функция графической работы заключается в проверке усвоения графических знаний, умений учащихся и установления соответствия их нормативным требованиям («Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по черчению»).
Обучающая функция графической работы проявляется в работе над ошибками, допущенными при ее выполнении. Проверка графической работы учителем предполагает не только исправление ошибок, допущенных школьниками, но и глубокий анализ их, с тем, чтобы продумать, какие из них следует вынести на фронтальное обсуждение в классе, а какие можно исправить в индивидуальной или самостоятельной работе.
Развивающая функция графических работ состоит в развитии мышления, воли, внимания, усидчивости и т. д.
Нормы оценок при выполнении графических и практических работ.
Оценка «отлично» ставится, если ученик:
а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «хорошо» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;
б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;
в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечания учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений;
Оценка «удовлетворительно» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;
б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Нормы оценок при устной проверке знаний.
Оценка 5 ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;
б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка 4 ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения и условные обозначения знает;
б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил;
б) ответ дает неполный, несвязанно выявляющий общее понимание вопроса;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности;
Оценка 2 ставится, если ученик:
а) обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее важной части материала;
б) ответы строит несвязанно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Список учебно-методической литературы
- Программа общеобразовательных учреждений. Черчение.7-11 классы. Москва.Просвещение.2008.
- Учебник: «Черчение 8-9 кл.» для общеобразовательных учреждений /А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский. / издательство «АСТ Астрель», Москва 2010г.
Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации
- Гервер В. А. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя.- М. : Просвещение, 1991.- 128 с.
- Григорьева Т. В., Вихай Т. А., Потапов А. С. Геометрическое черчение: Учебное пособие для учащихся средней школы. – Воронежский педагогический университет. 2000.- 116 с
- Воротников И.А. Занимательное черчение. - М.: Просвещение, 1990.
- Гордеенко Н.А., Степакова В.В. Черчение: 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
- Карточки-задания по черчению для 8 класса / Е.А.Василинко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко. - М.: Просвещение, 1990.
- Карточки-задания по черчению: 8 кл. / Под ред. В.В.Степаковой. - М.: Просвещение,20
Календарно - тематическое планирование по черчению
9 класс (35 ч)
№ Уро-ка | Дата | Тема урока | Тип урока | Обору-дование | Цели и задачи | Основные требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Приме-чания | ||||||||
Планируе-мые сроки | Дата факти-чески | |||||||||||||||
I Обобщение сведений о способах проецирования | ||||||||||||||||
1 | 03.09. 15г. | Обобщение сведений о способах проецирования | Комбини-рованный | Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь | Повторить сведения о способах проецирования. | Знать: - прямоугольное, параллельное, прямоугольное, косоугольное проецирование; Уметь: - выполнять проекции заданного предмета | §19 | |||||||||
II Сечения и разрезы (15 часов) | ||||||||||||||||
2 | 10.09. 15г. | Общие сведения о сечениях и разрезах | Урок изучения нового материала | Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь | Дать понятия о сечениях как изображении и обозначении вынесенных сечений, их применении при построении технических чертежей; выяснить алгоритм построения сечений и применения его при построении чертежей; развивать пространственные представления, пространственное мышление, познавательный интерес; воспитывать ответственное отношение к предмету. | Знать: - цель применения сечений и разрезов; - последовательность выполнения сечений и разрезов; Уметь: - логически рассуждать, обосновывать, аргументировать полученные знания | §20 стр.126 | |||||||||
3 | 17.09. 15г. | Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений | Комбинированный | Учебные таблицы. Учебник. Презен-тация по теме. | Рассмотреть правила выполнения наложенных и выносных сечений; обозначение сечений. | Знать: - правила выполнения наложенных и вынесенных сечений; Уметь: - выполнять чертежи наложенных и вынесенных сечений | §2 1, стр.130 | |||||||||
4 | 24.09. 15г. | Графическая работа № 12 «Эскиз детали с выполнением сечений» | Графическая работа | Учебные таблицы. Инструменты. | Закрепить знания об изображении и обозначении вынесенных сечений; формировать умения выполнять вынесенные сечения, читать и выполнять чертежи с сечениями; развивать пространственное мышление; воспитывать культуру графического труда, ответственное отношение к учебным обязанностям. | Знать: - правила выполнения эскиза и сечения для выяснения формы предмета; Уметь: - оформлять чертеж на бумаге в клетку от руки; - оформлять чертежи в соответствии с требованиями единых стандартов | стр. 136 | |||||||||
5 | 01.10. 15г. | Простые разрезы. Отличие разреза от сечения | Урок изучения нового материала | Учебные таблицы. Инстру-менты, приспособления. | Дать понятие о назначении простых разрезов, применении их на чертежах, различия между разрезами и сечением; познакомить учащихся с классификацией простых разрезов; формировать умения выполнять простые разрезы; развивать пространственные представления и пространственное мышление, познавательный интерес, воспитывать элементы графической культуры. | Знать: цели применения простых разрезов; - Уметь: - находить различие между сечением и разрезом; -выполнять простые разрезы учебных деталей | §23, стр.137 | |||||||||
6 | 08.10. 15г. | Разрезы. Правила выполнения разрезов. | Комбинированный | Учебные таблицы. Инструменты. Карточки-задания. | Закрепить знания учащихся об изображении и обозначении сечений и разрезов; формировать умения выполнять разрезы на чертежах деталей; развивать пространственные представления и пространственное мышление; воспитывать культуру графического труда. Изучить простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные); обозначение разрезов. | Знать: - правила выполнения разрезов; Уметь: - соблюдать требования оформления чертежа; - выполнять горизонтальные, фронтальные и профильные разрезы | стр.139. п.24 | |||||||||
7 | 15.10. 15г. | Местные разрезы. | Урок изучения нового материала | Чертеж-ные инструменты. Нагляд-ные пособие. | Познакомить учащихся с применением и правилами выполнения местных разрезов; с выполнением чертежей, содержащих разрезы деталей, имеющих тонкие стенки, рёбра, спицы; научить выполнять разрезы в наглядных изображениях; развивать пространственное представление и пространственное мышление; воспитывать графическую культуру. | Знать: -правила выполнения местных разрезов; Уметь: - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Стр.146. п.24.4 | |||||||||
8 | 22.10. 15г. | Соединение вида и разреза | Комби-нирован-ный | Учебные таблицы. Презентация по теме. | Познакомить учащихся с использованием соединения части вида с частью разреза при выполнении чертежа; способствовать формированию умений выполнять чертежи с применением соединений части вида и части разреза; развивать пространственные представления, мышление; воспитывать точность и аккуратность графических построений, чувство времени. | Знать: - правила соединения вида и разреза; Уметь: - осуществлять построение чертежей, применяя соединение части разреза и части вида детали | п.25, стр.147 | |||||||||
9 | 29.10. 15г. | Графическая работа №13 «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза» | Графическая работа | Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь | Закрепить знания, умения и навыки по чтению и построению чертежей с применением разрезов; развивать пространственное представление и пространственное мышление; формировать графическую культуру. | Знать: - порядок чтения и построения чертежей деталей с применением разрезов; Уметь: - соблюдать требования оформления чертежа | стр. 154 | |||||||||
10 | 12.11. 15г. | Разрезы в аксонометрии | Комбинированный | Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь | Изучить применение разрезов в аксонометрических проекциях. Научить определять необходимое и достаточное количество изображений на чертежах, выбирать главный вид | Знать: - цели применения разрезов в аксонометрических проекциях деталей; - последовательность построения чертежа; Уметь: - анализировать форму предметов; - определять главный вид детали | п.26, 27 | |||||||||
11 | 19.11. 15г. | Графическая работа №14 «Чертеж детали с применением разреза» | Графическая работа | Учебные таблицы. Карточки-задания. | Закрепить знания учащихся; воспитывать ответственное отношение к предмету. | Знать: - правила построения чертежа с применением разреза; Уметь: - соблюдать требования оформления чертежа | стр. 154 | |||||||||
12 | 26.11. 15г. | Определение необходимого числа изображений. Условности и упрощения на чертежах. | Комбинированный | Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь | Закрепление изученного материала, а также навыков рационального выбора количества изображений с использованием условностей и простановки размеров. Изучить условности и упрощения на чертежах, которые позволяют сократить количество изображений | Знать: - знаки применяемые для условного упрощения чертежа деталей; Уметь: - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | п.28, стр.155 | |||||||||
13 | 03.12. 15г. | Творческие задачи с сечениями и разрезами | Комбинированный | Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь | Закрепить знания учащихся; формировать представления о сечениях и разрезах, развивать творческие способности учащихся; воспитывать ответственное отношение к предмету. | Знать: - правила построения чертежей деталей с применением сечений и разрезов различных видов; Уметь: - выполнять построение сечений и разрезов деталей; - соблюдать требования оформления чертежа | ||||||||||
14 | 10.12. 15г. | Практическая работа № 15 « Чтение и выполнение чертежей» | Практичес-кая работа | Чертеж-ные инструменты. Учебные таблицы. | Чтение и выполнение чертежей, содержащих изученные условности | Знать: - условные знаки для упрощения построения чертежей; Уметь: - выбирать знаки для упрощения построения чертежей в зависимости от сложности и формы детали | п. 15 | |||||||||
15 | 17.12 15г. | Графическая работа № 16 «Эскиз с натуры» | Графическая работа | Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь. Карточки-задания. | Закрепить знания учащихся; воспитывать ответственное отношение к предмету. | Знать: - требования к оформлению чертежа от руки; Уметь: - выполнять эскиз детали с натуры; - соблюдать требования оформления чертежа | стр. 160 | |||||||||
16 | 24.12. 15г. | Решение задач. | Обобщение изученного | Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь | Закрепление изученного материала, а также навыков рационального выбора количества изображений с использованием условностей и простановки размеров. | Знать: - условные знаки для упрощения построения чертежей; Уметь: - использовать знаки и упрощения при построении чертежей деталей; - соблюдать требования оформления чертежа | ||||||||||
III Сборочные чертежи (14 ч.) | ||||||||||||||||
17 | 14.01. 16г. | Общие сведения о типовых соединениях деталей. | Урок изуче-ния нового материала | Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь | Изучить разъёмные соединения деталей: болтовые, шпилечные, шпоночные и штифтовые; ознакомить с условностями изображения на чертежах неразъёмных соединений (сварных, паяных, клеевых) | Знать: - виды разъемных и неразъемных соединений ; - условности изображения на чертежах неразъемных соединений; Уметь: - логически рассуждать, обосновывать, аргументировать полученные знания | § 30. стр.161 | |||||||||
18 | 21.01. 16. | Изображение и обозначение резьбы. | Комбиниро-ванный | .Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь | Обобщить знания учащихся о соединениях деталей; вывести утверждение: многие соединения - резьбовые; научить изображать и обозначать метрическую резьбу; расширить политехнический кругозор; развивать познавательный интерес, умение работать со справочными таблицами; воспитывать графическую культуру. | Знать: - правила работы со справочной литературой; Уметь: - осуществлять изображение и обозначение метрической резьбы | §31, стр.164 | |||||||||
19 | 28.01. 16г. | Отработка навыков выполнения болтового соединения | Комбинированный | Чертеж-ные инструменты. Презентация по теме. Учебные таблицы. | Закрепить знания об изображении и обозначении резьбы; формировать умения выполнять чертёж болтового соединения; расширить политехнический кругозор, умение пользоваться справочными пособиями; воспитывать ответственное отношение к урокам. | Знать: - правила построения и обозначения резьбы; Уметь: - выполнять чертеж болтового соединения | §32 | |||||||||
20 | 04.02. 16г. | 11.02 | Графическая работа № 17 «Чертежи резьбового соединения» | Графическая работа | Учебные таблицы. | Закрепить знания, умения и навыки в выполнении чертежа резьбового соединения | Уметь: - выполнять построение резьбового соединения; - соблюдать требования оформления чертежа | стр.173 | Каран-тин | |||||||
21 | 11.02. 16г. | 18.02 | Отработка навыков выполнения шпоночного соединения. | Урок изуче-ния нового материала | Учебные таблицы. Чертеж-ные инструменты. | Научить учащихся выполнять чертёж шпоночного соединения; правильно пользоваться справочными таблицами; расширить политехнический кругозор; воспитывать аккуратность в ходе графической деятельности. | Знать: -правила построения шпоночного соединения; Уметь: - соблюдать требования оформления чертежа; -правильно пользоваться справочными таблицами | §33, стр.173 | ||||||||
22 | 18.02. 16г. | 25.02 | Чертежи штифтовых соединений. | Урок изучения нового материала | Учебные таблицы. Чертеж-ные инструменты. Презента-ция по теме. | Сформировать у учащихся навыки работы со стандартами и справочными материалами | Знать: - последовательность выполнения штифтовых соединений. Уметь: - выполнять построение штифтовых соединений | Задание по карточкам | ||||||||
23 | 25.02 16г. | 03.03 | Общие сведения о сборочных чертежах изделий. | Комбинированный | Учебные таблицы, карточки-задания. Презентация по теме. | Сравнить рабочие и сборочные чертежи и составить их сравнительно- сопоставительную характеристику; формировать знания о назначении, оформлении сборочных чертежей; научить выполнять разрезы на сборочном чертеже и читать спецификацию; развивать логическое и пространственное мышление; расширять политехнический кругозор; воспитывать чувство времени, ответственное отношение к дисциплине. | Знать: - понятие сборочного чертежа. Уметь: - логически рассуждать, обосновывать, аргументировать полученные знания | п.34, стр.179 | ||||||||
24 | 03.03. 16г. | Изображения на сборочных чертежах | Урок изучения нового материала | Учебные таблицы. Чертеж-ные инструменты. | Изучить основные требования к разделам на сборочных чертежах | Знать: -правила оформления чертежа; Уметь: - выполнять чертеж детали с нанесением размеров. | п. 34, стр.182 | |||||||||
25 | 10.03 16г. | Чтение сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах. | Урок изучения нового материала | Чертеж-ные инструменты.Учебные таблицы. Карточки-задания. | Рассмотреть некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Продолжить работу над формированием у учащихся навыков чтения сборочных чертежей | Знать: -правила чтения сборочного чертежа и его описание. - Уметь: - читать сборочные чертежи. | п.35 стр.185 | |||||||||
26 | 17.03. 16г. | Практическая работа №18 «Чтение сборочных чертежей» | Практичес-кая работа | Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь. Учебные таблицы. | Закрепить знания учащихся; воспитывать ответственное отношение к предмету. | Знать: - правила чтения сборочного чертежа и его описание. Уметь: - читать сборочные чертежи. | стр.192 | |||||||||
27 | 07.04. 16г. | Деталирование сборочных чертежей. | Комбинированный | Учебные таблицы. Карточки-задания. | Закрепить знания о чтении сборочных чертежей, формировать знания и умения деталировать сборочные чертежи; развивать пространственные представления и пространственное мышление, расширять политехнический кругозор; воспитывать элементы графической культуры. | Знать: - алгоритм чтения сборочных чертежей; Уметь: - читать сборочные чертежи деталей; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | п.37.Стр.200 | |||||||||
28 | 14.04 16г. | Деталирование сборочных чертежей: определение размеров деталей с помощью -пропорционального масштаба | Комбинированный | Учебные таблицы.Чертеж-ные инструменты. | Закрепить сведения о деталировании, дать понятие о назначении пропорционального масштаба при деталировании, научить определять размеры деталей со сборочного чертежа с использованием пропорционального масштаба | Знать: - алгоритм чтения сборочных чертежей; - правила использования масштаба; Уметь: - читать сборочные чертежи деталей; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | п. 37, стр.205 | |||||||||
29 | 21.04 16г. | Графическая работа №19 «Деталирование» | Графическая работа | Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь. Учебные таблицы. | Закрепить знания учащихся; воспитывать ответственное отношение к предмету. | Знать: - алгоритм чтения сборочных чертежей; Уметь: - читать сборочные чертежи деталей; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | стр.208 | |||||||||
30 | 28.04 16г. | Решение задач с элементами конструирования | Обобщение изученного | Учебные таблицы. Модели деталей. Чертеж-ные инструменты. | Рассмотреть решение задач с элементами конструирования. | Знать: -приемы решения творческих задач с элементами конструирования; Уметь: - выполнять графические задания по правилам чертежного языка. | стр. 208 | |||||||||
IV Чтение строительных чертежей | ||||||||||||||||
31 | 05.05. 16г. | Понятие об архитектурно- строительных чертежах. | Урок изучения нового материала | Учебные таблицы. Чертеж-ные инструменты. | Ознакомление с назначением и особенностями архитектурно- строительных чертежей: фасады, планы, разрезы, масштабы; размеры на строительных чертежах. | Знать: - о необходимости применения знаний на практике; Уметь: - логически рассуждать, обосновывать, аргументировать полученные знания | п.38, 39 | |||||||||
32 | 12.05. 16г. | Чтение строительных чертежей | Комбинированный | Карточки задания. | Ознакомить с условными изображениями дверных и оконных проёмов, санитарно- технического оборудования; чтением несложных строительных чертежей; работой со справочником. | Знать: - условные обозначения дверных и оконных проёмов . Уметь: -читать несложные строительные чертежи | п.40 | |||||||||
V Контрольная работа. | ||||||||||||||||
33 | 19.05. 16г. | Контрольная работа. | Контрольная работа | Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь. | Выявить знания учащихся, проверить усвоение изученного ими материала по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы». | Знать: - Уметь: - | ||||||||||
VI Обзор разновидностей графических изображений | ||||||||||||||||
34 | 26.05. 16г. | 25.05. 16 | Обзор разновидностей графических изображений | Комбинированный | Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь | Обобщить и систематизировать знания, полученные в области графических изображений, применяемых на практике. | Знать: - Уметь: - применять знания на практике; - выявлять и исправлять ошибки в графических работах | стр.219, 220 | ||||||||
35 | Доп. время | 25,05,16 | Обзор разновидностей графических изображений | Обобщение изученного | Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь | Обобщить и систематизировать знания, полученные в области графических изображений, применяемых на практике. | Знать: - - Уметь: - применять знания на практике; - выявлять и исправлять ошибки в графических работах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Черчение» для второй ступени обучения 9класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету«Черчение»для второй ступени обучения9класс...
Презентация к уроку черчения в 8 классе "Учебный предмет "Черчение".
Презентация поможет разобрать с детьми следующие вопросы: роль чертежа в жизни человека; имена русских ученых и изобретателей, использовавших в своей деятельности чертежи; виды графических изображения...
Методические разработки по теме "Резьба". Предмет "Черчение" 8 класс
Материал для учителя черчения...
Рабочая программа по учебному предмету «Черчение» в 8 классах
базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Черчение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Черчение» для 8, 9 классовосновного общего образованияна 2016-2017 учебный годРабочая программа составлена на основе программы«Черчение. 7 – 8 классы» (ответств...
Программа по учебному предмету «Черчение» (предметная область «Технология») для 7 - 8 классов
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «черчение» является- усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результато...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Черчение" 9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Черчение" 9 класс...