Сообщение по теме: “Современные технологии в профориентационной деятельности».
статья по технологии по теме
Предварительный просмотр:
Городское методическое объединение учителей технологии (обслуживающего труда).
Сообщение по теме:
“Современные технологии
в профориентационной деятельности».
Подготовила:
учитель технологии
(обслуживающего труда)
МБОУ «СОШ № 13»
М.И.Фадеева
город Муром 2013 год
Содержание.
Введение _______________________________________________________3
1. Актуальность профориентационной работы в школе ________________3
2. Формы профориентационной деятельности________________________5
3. Технологии профориентационного консультирования________________________________________________7
4. Использование информационно-коммуникационных технологий в
организации профориентационной работы с учащимися____________12
5. Роль классного руководителя в профориентационной работе
с учащимися ____________________________________________________19
Заключение ____________________________________________________20
Список литературы_______________________________________________21
Введение.
Процесс профессионального самоопределения – это:
- действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций;
- действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии;
- действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений.
Чтобы повысить результативность воспитательной работы рассмотрим вопрос особенностей профориентационной работы классного руководителя в условиях современного образования.
Цель: рассмотреть теоретический аспект проблемы профессионального самоопределения подростков.
Задачи:
- Рассмотреть важность и актуальность проблемы профориентационной работы в школе.
- Проанализировать формы профориентационной деятельности.
- Выявить на основе изучения литературы роль классного руководителя в профориентационной работе с учащимися.
- Актуальность профориентационной работы в школе.
Проблема обеспечения экономики России рабочими кадрами становится все более существенным препятствием ее развития в условиях динамичного роста. Актуальность вопроса была уже обозначена в Посланиях Федеральному собранию РФ главы государства В.В. Путина, рассматривалась на Совете по реализации приоритетных национальных проектов, на встречах руководителей государства с представителями бизнес-сообщества, специальном заседании Совета законодателей при Совете федерации РФ с участием президента.
31 августа, 2010 на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, Президент РФ Дмитрий Медведев призвал правильно распорядиться средствами, которые выделяются на систему образования в России. Также он отметил, что престиж рабочих профессий надо поднимать.
По результатам социологического опроса, проведенного среди представителей экономически активного населения страны, подавляющее большинство наших сограждан (75%) убеждены, что «квалифицированные рабочие кадры всегда в почете». Коллеги уважают работяг за профессионализм, а руководители ценят их надежность: «Квалифицированному работнику можно доверить производство». Актуальность рабочих специальностей проверена временем: печальный опыт 1998 года и нынешний кризис показывают, что прежде других под сокращение попадает непроизводственный персонал, тогда как с квалифицированными рабочими кадрами предприятия расставаться не спешат. Между тем, отечественная промышленность испытывает дефицит рабочих рук: не хватает токарей, слесарей, наладчиков оборудования. А нынешняя система профессионально-технического образования не выдерживает критики: практически утрачены связи с производством, преемственность в обучении, нередко слышны нарекания к квалификации преподавательского состава. Все это привело к тому, что сегодня на рынке труда представлены специалисты предпенсионного возраста и совсем юные, неопытные кадры. Рабочих среднего возраста практически нет.
Таким образом я читаю, что учащимся необходимо рассказывать о важности рабочих профессий, их актуальности и востребованности на рынке труда, продолжить работу по программе, предусматривающей формирование культуры профессионального самоопределения школьников и оказание им профориентационной поддержки в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
2.Формы профориентационной деятельности.
Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Профессиональная ориентация включает в себя:
1) Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
2) Профессиональное консультирование — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
3) психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
В структуре своей работы по профориентации я выделяю следующие уровни:
Работа по программе охватывает уровни:
Этапы реализации программы:
3.Технологии профориентационного консультирования.
Технологии современной отечественной прикладной психологии находят своё отображение и в психологических технологиях профессиональной ориентации (профориентации), про которые можно сказать, что «новое – это хорошо забытое старое». Ориентирующее в профессии (профориентацио́нное) консультирование, в качестве отдельного вида психологического консультирования, представляет собой психологические консультации, направленные на работу с проблематикой профессионального становления, профессиональной деятельности, развития личности в профессии. Психолог-консультант, при этом, концентрируется на работе с профессионально-важными качествами личности консультируемого. Профориентационное консультирование, связано с решением следующих основных вопросов:
выбор человеком профессии (просветительская профориентационная психологическая работа, проводимая консультантом);
смена человеком профессии (или смена места работы, или изменение рабочих обязанностей);
совершенствование и развитие профессиональных способностей, умений и навыков человека (психологическая профессиональная помощь и поддержка психолога-консультанта);
помощь человеку в самоорганизация его труда, повышение (укрепление) его работоспособности, работа, направленная на развитие возможностей социальной адаптации человека (помощь психолога-консультанта в планировании времени, отводимого на профессиональные занятия, формирование и развитие оптимального для человека индивидуального стиля деятельности, раскрытие приспособительных и совлада́ющих способностей человека).
Таким образом, профориентационное консультирование является специальной психологической деятельностью, представляющей собою помощь человеку в решении проблем индивидуальной занятости, производимую с учётом его личностных особенностей, анализируемых во взаимосвязи с выбором профессии, с определением профиля профессионального развития. Традиционно, смысл и значение профориентационной консультационной психологической помощи видится, прежде всего, в специализированных рекомендациях профессионально самоопределяющемуся человеку (например, старшекласснику) по выбору личностно подходящей для него профессии и/или сферы деятельности, а так же в постепенном формировании у подростка/юноши внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив своего развития в выбранной профессии [1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12].
Индивидуальная профориентационная психологическая консультация имеет свою установившуюся специфику. Классик отечественной прикладной психологии Климов Е.А. ввёл в профориентационную практику следующий типовой план психологической работы с профессионально самоопределяющимся старшеклассником.
Выяснить профессиональные намерения старшеклассника.
Что собираешься делать после школы: учиться, работать, то и другое?
В каком учебном заведении собираешься учиться (если намерен получать дальнейшее образование)?
Опиши основное содержание будущей профессиональной деятельности и базовые профессиональные требования, которые предъявляются к человеку, овладевающему данной профессией.
Выявить интересы, склонности, способности, умения старшеклассника.
Назови свои любимые учебные предметы и занятия во вне́учебное время. Что тебе в них нравится?
Какие способности и умения ты находишь (видишь) у себя и насколько они развиты?
Есть ли у тебя способности и умения для успешной деятельности в выбранной профессии?
Как ты развиваешь свои способности и умения?
Как родители (другие взрослые) повлияли (влияют) на развитие твоих способностей и умений?
Установить, совпадают ли выявленные выше интересы, склонности, способности, умения старшеклассника и объективные профессиональные требования к определенному виду деятельности.
Изучить, какие личностные качества (навыки, умения, психологическая направленность) у старшеклассника ярко выражены, а какие надо развивать.
Проверить психологическую готовность старшеклассника к выбору профессии.
Дать старшекласснику и его родителям (воспитателям, «кураторам») психологические рекомендации, связанные с анализом личностных свойств старшеклассника, рекомендации по выбору им определенной (наиболее подходящей для него сферы деятельности или профессии).
Основные критерии правильного (рационального, «взвешенного») выбора профессии следующие:
1. Человек хорошо представляет себе профессию, знает её особенности, принимает (разделяет) профессиональные ценности.
2. Мотивы и интересы человека согласованы с его способностями и знаниями.
3. Человек имеет адекватную самооценку имеющихся у него на текущий момент умений и навыков, значимых для данной конкретной профессии [1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12].
Базовым этапом профориентационных психологических консультаций является этап первичной профориентационной консультации, в процессе осуществления которой специалист-психолог (профконсультант) обучает консультируемого основам умения выбора профессии, даёт информацию о многообразии профессий, знакомит консультируемого с разнообразными профессиограммами1 и т.п. До консультируемого доводится информация о его профессионально-трудовых интересах и склонностях, ему сообщаются данные предварительного анализа его личностных профессионально значимых качеств. Профориентационные психолого-педагогические рекомендации, доводимые до сведения консультируемого, основываются на соответствующей психологической диагностике и предметном обсуждении специфики профессий и личностных склонностей консультируемого. Результатом первичной профориентационной консультации выступает повышение степени осознанности, ответственности выбора оптантом2 сферы деятельности и профессии. Так же, результатом такой первоначальной профориентационной консультации является общее профессиональное самоопределение консультируемого и составление примерного плана его профессионального развития, плана обучения профессии, плана усвоения профессионально значимых ЗУНов3 на будущие 1-2 года [1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12].
Здесь приводится разработанный Е.А. Климовым и с некоторыми модификациями повсеместно применяемый в текущее время типовой вариант психологической анкеты первичной профориентационной консультации старшеклассника.
Ф.И.О.
Возраст.
Школа, класс.
Населённый пункт, регион.
Дата обследования.
Состояние здоровья (отметить):
здоров;
функциональные отклонения;
хроническое заболевание.
Заключение подросткового врача.
Информированность о мире профессий:
полная;
недостаточная;
отсутствует.
Наличие профессионального плана развития (указать): профессия; учебное заведение.
Сформиро́ванность плана профессионального развития (отметить):
сформирован;
частично сформирован;
не сформирован.
Осознанность выбора профессии.
Ведущие мотивы.
Прочие сведения: любимые занятия; предпочитаемые профессии.
Успешность обучения по учебным дисциплинам: по естественным дисциплинам; по точным (физико-математическим) дисциплинам; по гуманитарным дисциплинам; по труду (опрос консультируемого, учителей, родителей, анализ учебных документов, анализ продуктов деятельности).
Интересы и склонности.
ДДО.4
Карта интересов.5
Коммуникативные и организаторские склонности (используются КОС или КОС 2).6
Выраженность профессиональных интересов и склонностей.
Особенности поведения.
Заключение профконсультанта (отметить и раскрыть):
оптант не нуждается в углублённой профконсультации (профплан обоснован, профплан сформирован в процессе консультации);
оптант нуждается в углублённой профконсультации.
Рекомендации профконсультанта.
Область деятельности, профессия.
Пути профессионализации.
Заельности, профессия.
Пути профессионализации.
Запасной вариант профессионального выбора.
«Домашнее задание»7.
«Противопоказанные» сферы деятельности8.
Замечания (профессиональные наблюдения) профконсультанта [2,3,4,5,6,7,8].
«Профессиогра́мма» – это в назывно́м порядке представленный список (набор) профессионально (технически) и личностно (психологически) важных для специалиста в конкретной профессии свойств и качеств (ЗУНов).
«Оптант» − термин Е.А. Климова, – человек, профессионально самоопределяющийся, «входящий в профессию», осуществляющий первичное освоение профессии.
ЗУНы – знания, умения, навыки.
ДДО – дифференциально-диагностический опро́сник, посвящённый выявлению профессиональных склонностей консультируемого. Автор данного психодиагностического теста – Климов Е.А.
Имеется ввиду психодиагностическая методика «Карта интересов», направленная на изучение профессиональных предпочтений консультируемого.
Психодиагностические тестовые методики КОС и КОС 2 применяются с целью выявления коммуникативно-организаторских способностей и склонностей консультируемого.
Рекомендации консультируемому, самостоятельно им реализуемые и необходимые для достижения консультируемым бо́льшей личностно-профессиональной готовности к выбранной профессии.
Имеются ввиду так называемые профессиональные противопоказания: то есть те (та) системы (система), – «человек-человек», «человек-техника», «человек-наука», «человек-художественный образ», «человек-природа», «человек-знаковая система», в которых консультируемому не рекомендуется работать (профессионально развиваться) в силу либо отсутствия, либо отрицательной сформиро́ванности соответствующих склонностей, интересов, способностей и ЗУНов.
4. Использование информационно-коммуникационных технологий
в организации профориентационной работы с учащимися.
В современных условиях глобальная информатизация общества будет одной из доминирующих тенденций развития цивилизации XXI века. Благодаря стремительному развитию информационных и коммуникационных технологий возникает новая информационная среда обитания и жизнедеятельности, формируется постиндустриальное, информационное общество. Именно поэтому перед системой образования сегодня встаёт новая проблема – подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственным действиям, профессиональной деятельности в высоко информационной среде.
Поэтому информатизация современного образовательного процесса одно из важнейших направлений.
Информатизация – комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности. Главную роль в этом процессе играет интеллект и знания.
В связи с переходом российского образования к профильному обучению, проблема личностного и профессионального самоопределения школьников активизировалось.
Выбор профессии – одно из важнейших решений, принимаемых человеком в жизни, поскольку все хотят, чтобы работа соответствовала интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась. На выбор профессии оказывает влияние множество факторов – это и собственные интересы и способности, и мнение друзей и родителей. Одно из самых серьёзных препятствий для самостоятельного выбора профессии – это недостаток информации о различных специальностях и тех учебных заведениях, где можно получить необходимое образование.
Но практика показывает, что далеко не все учащиеся 10-11 классов могут самостоятельно размышлять над вопросом профессионального выбора. Поэтому роль профориентационной работы выросла и потребовала нового подхода к её организации, что во многом связано с усложнением труда, расширением диапазона профессий и повышением их наукоёмкости.
В настоящее время «профориентацию» понимают как целенаправленную разноаспектную комплексную деятельность по подготовке молодёжи к обоснованному выбору в соответствии с личными интересами, способностями и общественными потребностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификаций.
Растут проблемы профориентации, но и расширяются возможности. Задача педагогов, работающих по профориентации повысить мотивацию учащихся к самостоятельному профессиональному самоопределению. Здесь могут помочь информационно-коммуникационные технологии. Бурно развивающаяся компьютерная техника и Интернет являются реальным ресурсом для обновления форм и принципов профориентационной работы.
Использование информационных технологий во внеурочной деятельности обеспечивает свободный доступ к интересующей информации, активизирует интерес учащихся, как к психологическим занятиям, так и к компьютерным технологиям:
- ориентирует на активную самостоятельную деятельность;
- помогает старшеклассникам формировать готовность к самостоятельному анализу своих основных склонностей и способностей;
- даёт возможность ориентировочно выявить свои личностные и профессиональные интересы и склонности;
- формирует представление о профессии, как важнейшем виде социальной деятельности современного человека, о тех требованиях, которые профессия предъявляет человеку;
- помогает задать себе жизненные и ценностные ориентиры.
Таким образом современный подход к организации профориентационной работы со старшеклассниками в учреждениях дополнительного образования детей связан с необходимостью развития средств продуктивного обучения на творческой, поисково-исследовательской основе, что напрямую связано с необходимостью активной информатизации учебного процесса, повышения ИКТ-компетенции обучающихся, как информационной основы их профессионального самоопределения, использования преимуществ Интернет для творческого поиска научной информации и активного использования информационно-коммуникационных технологий.
Используя Интернет можно решить различные задачи по организации профориентационной работы. Всемирная сеть позволяет комплексно решать задачи профессионального самоопределения. Здесь можно пройти профориентационное тестирование, получить рекомендации по приоритетным профессиям и изучить сайты, где находятся описания данных профессий, с целью определения своих способностей и личных качеств. Так же на сайтах публикуются различные статьи о буднях профессионалов.
Особое значение имеют сайты, предоставляющие информацию об учебных заведениях, особенностях поступления и обучения. В сети Интернет достаточно много информации о рейтингах учебных заведений, востребованности их выпускников, форумах, на которых разворачиваются дискуссии о качестве образования.
Кроме того, Интернет в настоящее время становится мощным не только информационным, но и образовательным ресурсом. В последнее время всё большую популярность приобретает возможность дистанционного образования, сейчас эта система уже реализована.
В результате можно выделить следующие группы сайтов в Интернет, которые выполняют функцию профориентации и могут использоваться не только психологами и педагогами, работающими в этой области, но и школьниками и их родителями для самостоятельного сбора информации:
- сайты, посвящённые вопросам профориентации.
- образовательные порталы, предоставляющие различную информацию для школьников и их родителей по вопросам поступления в различные учебные заведения.
- собственные сайты школ, колледжей и ВУЗов, на которых представлена вся информация для студентов и абитуриентов относительно данного учреждения.
Ниже представлена информация о наиболее посещаемых и интересных ресурсах сети.
- Сайты, посвящённые вопросам профориентации.
«Профориентация: кем стать?» - www.ht.ru/prof - сайт Центра тестирования и развития МГУ «Гуманитарные технологии», где можно найти массу полезной информации о профессиях, получить оперативные новости о «днях открытых дверей» и образовательных выставках, пройти краткий профориентационный тест, получить ответ специалиста на форуме. На этом сайте содержится много тематических статей по вопросам выбора профессии. Можно познакомиться с рассказами опытных психологов-консультантов о том, что влияет на выбор профессии, какие типичные ошибки совершают молодые люди. Приводится описание большого количества профессий, которые по различным рейтингам являются наиболее востребованными на современном рынке труда. Отдельный раздел составляют описания ВУЗов, профильных школ, подготовительных курсов, а также представлена информация о способах поступления.
«Профессии» - www.ucheba.ru/prof - раздел сайта «Учёба.ру». Здесь представлено более 600 описаний, наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, рассортированных по разделам. Кроме того, этот сайт – крупнейший портал, посвящённый обучению и образованию, содержащий информацию о лучших ВУЗах, школах, лицеях, детских садах г. Москвы и других городов России, об образовании за рубежом, о рейтингах учебных заведений, предложениях от репетиторов.
«Краткий словарь новых профессий» - www.vde.infobus.ru/dictionary.html - на сайте Управления федеральной государственной службы занятости населения по Воронежской области. Это словарь профессий, составленный по материалам периодической печати с учётом востребованности специалистов данных профессий на современном рынке труда. Словарь содержит более 70 специальностей.
«Профориентация, образование, занятость» - www.acareer.ru – сайт, на котором содержится большой банк описаний профессий, информация о ВУЗах и особенностях поступления. Можно принять участие в форуме по обсуждению общих вопросов профориентации и поступления.
- Образовательные порталы.
«Всё о высшем образовании» - www.examen.ru – база данных по ВУЗам г. Москвы с информацией о вступительных экзаменах, подготовительных курсах, специальностях, наличии военной кафедры и отсрочки от армии, изучаемых иностранных языках и материально-технической базе и др., информация об организациях, занимающихся обучением за рубежом, а также публикации, нормативные документы и новости, относящиеся к высшему образованию.
«Открытый колледж. Мир знаний» - www.college.ru – образовательный Интернет-портал, включающий обучение школьников и курсы для профессионального образования. В проект также входят сайты www.mathematics.ru, www.physics.ru, www.chemistry.ru, www.biology.ru.
«Знания.ру: образование в г. Москва и за рубежом» - www.obrazovaniemoskve.ru – информационно-поисковая система по вопросам образования в г. Москва и за границей. Поиск учебных заведений по уровням образования, факультетам, специальностям, направления, методикам обучения и т. д.
«Allbest.ru» - www.allbest.ru – поисковая система, online-библиотеки, рефераты, образовательные тесты, иностранные языки. Эффективный рейтинг образовательных, научных и информационный проектов.
- Собственные сайты школ и ВУЗов.
На сегодняшний день абсолютное большинство ВУЗов и множество школ имеют свои собственные странички в Интернет, и найти их бывает довольно просто при помощи известных поисковых систем либо по базам данных на общеобразовательных порталах. Именно на персональном сайте ВУЗа или школы можно узнать наиболее подробную и достоверную информацию о правилах приёма, экзаменах, направленности классов в школах, наличии курсов и специальности в ВУЗах, учебных планах и др.
В последнее время Интернет становится всё более насыщенным и доступным для использования информационным источником. Однако нужно заметить, что эта информация имеет свойство быстро изменяться или устаревать и постоянно нуждается в уточнении. Большой объём информационных материалов по вопросам образования и профориентации может стать серьёзным подспорьем в работе педагогов, психологов, а также помочь старшеклассникам и их родителям оптимально решать вопросы, связанные с обучением в школе и подготовкой к поступлению в ВУЗ.
На профориентационных занятиях в образовательном процессе можно использовать готовые программные продукты с различными психологическими тестами. Такими как:
- карта интересов (профориентация);
- тест Йовайши (профориентация);
- тест Шмишека (тест на определение уровня акцентуализации характера);
- тест темперамента Айзенка;
- тест профессионального предпочтения;
- тест на коммуникативные и организаторские способности и многие другие.
Преимущества такого вида организации профориентационных занятий заключается в том, что не все подростки, учитывая их психологические особенности, легко входят в контакт, что затрудняет процесс общения между ребёнком и психологом. Результаты такого тестирования не всегда эффективны и точны, потому что ребёнок в ходе беседы стеснителен, не активен, не искренен в ответах. А когда современный подросток, выросший в эпоху компьютерного бунта, видит перед собой компьютер – эту чудо-машину – он чувствует себя уверенно, потому что – это то новое что интересует современную молодёжь.
С компьютером ребёнок на «ты». Ведь компьютер в его жизни это всё – учёба, досуг, интересы. И именно наедине с компьютером и самим собой ему нечего скрывать от самого себя. Он более реально и правдиво отвечает на вопросы, понимает, что это важно узнать, и отсутствие того нежелательного давления на себя, которое присутствует при личном контакте с педагогом помогает в этом. Поэтому на компьютерное тестирование дети соглашаются более охотно.
Ещё учащихся привлекает и тот факт, что результаты тестирования можно сразу посмотреть и, если захочется, проконсультироваться с педагогом или психологом. Данные результаты ребёнок рассматривает как личное достижение. И, если они сходны с его внутренним состоянием и предпочтениями, он доволен вдвойне
5.Роль классного руководителя
в профориентационной работе с учащимися.
Профессиональная ориентация является одним из важнейших направлений деятельности классного руководителя.
Основные направления профориентационной работы классного руководителя в зависят от возрастных особенностей учащихся. При планировании воспитательной работы, классный руководитель предусматривает мероприятия с профориентационной тематикой: беседы с учащимися о выборе профессии, экскурсии на предприятия и в учебные заведения района, встречи с представителями различных профессий и т. д. При этом он учитывает необходимость связи школы с базовым предприятием, а также специфику профориентационной работы на разных этапах профессионального самоопределения учащихся.
В начальных классах школы учащиеся получают общие представления о труде, знакомятся с людьми разных профессий. Дети этого возраста отличаются большой любознательностью, и поэтому очень важно пробудить у них интерес к трудовой деятельности вообще.
В 5-9 классах возможности ознакомления школьников с отраслями народного хозяйства и разнообразными профессиями значительно расширяются. В работе с учащимися этого возраста особое внимание следует обратить на отношение к труду, активно вовлекать их в общественно полезный труд, в работу кружков, творческих занятий, пробуждать их к самосознанию, поиску своего призвания, помогать в выборе форм продолжения общего, профессионально-технического и специального образования.
В 10-11 классах следует продолжить работу по подготовке учащихся к труду на производстве, воспитанию у них профессиональных интересов и чувства ответственности за правильный выбор профессии; подробно знакомить их с потребностями народного хозяйства в кадрах, с реальными возможностями трудоустройства и познавательные задачи (найти ответы на установочные вопросы, провести наблюдения, исследования, написать сочинение «Дороги, которые мы выбираем» и т. д.); советует подыскать интересные афоризмы, изречения, пословицы.
Большую помощь преподавателю в организации и проведении профориентационных уроков должен оказать психолог школы, посещение кабинета профориентации, знакомство с профессиями родителей.
Основными ресурсами профориентационной работы у нас в школе являются:
где классный руководитель играет центральную роль.
В результате реализации данной программы, я надеюсь, что каждый воспитанник будет иметь достаточно информации о профессиях и путях их получения, потребность в обоснованном выборе профессии, уверенность в социальной значимости выбранной профессии, наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
Заключение.
Актуальность проблемы профориентации как общественной, проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи.
В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится о содержании образования, которое “является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации...», а значит выборе профессии.
В основу программы профориентационной работы положены нормативные и инструктивно-методические документы, регламентирующие деятельность по информационному обеспечению профориентационной работы, рассматривающей следующие аспекты:
которые помогут выпускникам сделать осознанный и осмысленный выбор профессии.
Литература.
- Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. Учебное пособие. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004.
- Твоя профессиональная карьера. Учебник для учащихся 8-11 классов. / Под. ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2008.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой. – М.: Вако, 2009.
- А. Аркадьев: Тесты по профориентации для учащихся.-М: Современная школа, 2008 г.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. — М.: ИД «Первое сентября», 2006.
- Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. — СПб.: Питер, 2009.
- Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Титов Е.В. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. — М.: Новая школа, 2010.
- Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8–11 класс. — М: ТЦ «Сфера», 2007.
- Зеер Э. Ф.Психология профессионального развития. – М.: Академия, 2007.
- Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М.: Знание, 1983.
- Климов Е.А., Чистякова С.Н. Основы производства. Выбор профессии. – М.: Просвещение, 1987.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск: Принтер, 1993.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: МГУ, 1995.
- Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2007.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: МГППУ, 2001.
- Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. Под ред. Л.М. Митиной. – 2-е изд., испр. – М.: МПСИ, 2003.
- Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Современные образовательные технологии, используемые для активизации познавательной деятельности на уроках истории"
Статья "Современные образовательные технологии, используемые для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории"...
Методическая разработка по теме: "Современные образовательные технологии. Проектная деятельность на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе."
Данная разработка содержит рекомендации в применении метода проектов на уроке...
Сообщение по теме: “Современные технологии в профориентационной деятельности».
Материал по профориентации...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""
Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...
Методические рекомендации Технология профориентационной деятельности
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...
СООБЩЕНИЕ по теме: «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»
Материал предназначен для учителей русског языка и литературы в средней школе...
Сообщение на тему "Современный урок"
В данной работе я делюсь опытом работы с интерактивными ресурсами...