Методические рекомендации Технология профориентационной деятельности
методическая разработка (9, 10, 11 класс)

Зайцева Ирина Юрьевна

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ЦТИО  ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕРЕРБУРГА

Технология профориентационной деятельности

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования

Автор-составитель: методист  Зайцева Ирина Юрьевна

Санкт-Петербург

2022


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………

  1. 3 стр.
  1. 1. Система дополнительного образования как сфера свободного самоопределения личности……………………………………………..
  1. 4 стр.

2. Профориентационная работа педагога дополнительно образования

  1. 6 стр.

3. Мероприятия профессиональной направленности ………………….

  1. 10 стр.
  1.     3.1. Экскурсии профориентационной направленности. . . . . . . . . . . .
  1. 10 стр.
  1.     3.2. Профориентационные встречи со специалистами различных
  2.     профессий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .                                  

11 стр.

  1.     3.3. Работа с родителями по профориентационной тематике  . . . . . .
  1. 11 стр.
  1.     3.4.  Профориентационные уроки «Знакомство с профессиями»…..
  1. 12 стр.
  1.     3.5   Мастер-классы с представителями НПО, СПО…………………
  1. 13 стр.
  1. 3.6  Посещение с учащимися городских выставок «Учебных заведений»………………………………………………………………
  1. 13 стр.
  1. 3.7 «Дни открытых дверей» профильных профессиональных учебных заведений………………………………………………………
  1. 13 стр.

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  1. 14 стр.
  1. Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

15 стр.

  1. Приложение: Профориентационные уроки «Знакомство с профессиями»……………………………………………………………..
  1. 17 стр.

  1. Введение.

Современные тенденции в сфере образования обусловливают изменения воспитательных ориентиров в системе профессиональной ориентации подрастающего поколения. В условиях модернизации и инновационного развития российского общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Особая роль в успешном решении этой проблемы отводится дополнительному образованию, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Для успешной реализации профориентационных задач необходим научно обоснованный подход к организации процесса профессиональной ориентации учащихся, учитывающий специфику учреждений дополнительного образования, изменяющиеся социальноэкономические условия, индивидуальноличностные особенности детей, особенности образовательного процесса в данных учреждениях. Образовательный процесс в этих учреждениях носит личностноориентированный характер, что актуализирует проблему разработки концепции профессиональной ориентации детей в учреждениях дополнительного образования.

Таким образом, забота Центров дополнительного образования об обоснованном выборе профессии ее выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят им, быть востребованными становятся крайне актуальными задачами, решив которые Центр дополнительного образования реализует свою гуманистическую функцию, поможет молодым людям осуществить социальное и профессиональное самоопределение.

В данном методическом пособии рассмотрены теоретические, методологические и практические аспекты профориентации. Обозначена роль педагога дополнительного образования в профориентации школьников и представлен возможный вариант его практической работы.


1.  Система дополнительного образования как сфера свободного самоопределения личности

Система дополнительного образования детей основана на принципе добровольного участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, которые  проводят учреждения дополнительного образования. В связи с этим создание возможностей для свободного выбора детьми привлекательных для них видов деятельности является необходимым условием самого существования учреждений дополнительного образования детей.

           Система дополнительного  образования  обладает большими возможностями для совершенствования общего  образования его гуманитаризации. Все виды добровольных детских объединений  независимо от их профиля способствуют развитию у детей способности к самопознанию  и самоопределению.

           Дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путём реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные эстетические творческие запросы.

 Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация вариативных и  дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности заказчиков, основными из которых являются дети и их родители. К числу ведущих видов потребностей следует отнести:

  • Творческие потребности, обусловленные как желанием родителей развить  индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности;
  • Познавательные потребности, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в области выходящих за рамки программы школьного образования;
  • Коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;
  • Компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения;
  • Профориентированные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку;
  • Досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.

Таким образом, дополнительное образование не только существенно расширяет  знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых, оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей. В ряде случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач достижениями в области дополнительного образования.


  1. 2. Профориентационная работа педагога дополнительно образования

Основная функция профориентации как социальнопедагогической системы – формирование готовности обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей к профессиональному самоопределению в определенной сфере труда с учетом их интересов, склонностей, желаний, психофизических возможностей и потребностей рынка труда.

Процесс профессиональной ориентации обучающихся в системе дополнительного образования включает в себя следующие компоненты:

целевой, мотивационный, информационный, деятельностный, творческий, диагностический.

1. Целевой компонент представляет собой осознание педагогами и принятие обучающимися цели и задач профориентации на определенном этапе профессионального самоопределения растущего человека.

В педагогических исследованиях (В. А. Поляков, С. Н. Чистякова) определяются особенности деятельности учащихся разного возраста в процессе профессиональной ориентации в общеобразовательной школе.

Выделяются три основные этапа профориентации обучающихся в системе дополнительного образования: подготовительный, формирующий и заключительный этап. Согласно выделенным этапам определяются цели и задачи профориентации на каждом из них.

Подготовительный этап (1-5  класс):

Цель: формирование у обучающихся основ выбора профессии, положительных мотивов трудовой деятельности, первоначального интереса к какимлибо профессиям.

Задачи:

 развивать потребности учащихся в учебной, трудовой деятельности;

 ознакомить детей с профессиями в соответствии с возрастными особенностями;

 добиваться овладения ими некоторыми доступными видами труда по разным профессиям, формировать интерес к ним.

Формирующий этап (5 – 8 класс):

Цель: формирование у подростков профессиональной направленности на определенную профессию или группу профессий по профилю кружка.

Задачи:

 формирование у обучающихся установки на необходимость правильного выбора профессии;

 целенаправленное ознакомление обучающихся с профессиями по профилю кружка, в которых в настоящее время испытывает потребность данный экономический регион;

 развитие интереса у обучающихся к профессиям по профилю кружка;

 углубление знаний о видах, классах и типах профессий;

 совершенствование у обучающихся практических умений и трудовых навыков, проведение профессиональных проб по профилю работы кружка.

Заключительный этап (9 – 10 класс):

Цель: формирование у обучающихся профессионального самосознания, т.е. умения соотнести свои профессиональные предпочтения со своими возможностями и потребностью рынка труда.

Задачи заключительного этапа:

 формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения;

 ознакомление учащихся с основами выбора профессии;

 информирование учащихся о профессиональных учебных заведениях региона, где можно получить профессии, связанные с профилем работы кружка;

 развитие у обучающихся профессионально важных качеств, необходимых для овладения избираемой сферой труда;

 проведение профессиональных проб по профилю работы кружка;

 вооружение учащихся профессиональными знаниями и умениями в определенной профессии, способами адаптации к трудовому коллективу, его нормам и ценностям;

 содействие в составлении личного профессионального плана обучающегося.

В конкретном кружке цель и задачи профориентации определяются на основе требований образовательной программы дополнительного образования, учета особенностей данной группы обучающихся, уровня подготовленности, образованности, воспитанности и развитости обучающихся, а также с учетом возможностей самого педагога, оборудования кабинета и др.

2. Мотивационный компонент предполагает осуществление педагогом дополнительного образования системы мер по активизации процесса профессионального самоопределения обучающихся, по формированию у них потребности в подготовке к выбору будущей профессии. При этом активизация должна обеспечивать развитие у обучающихся положительных мотивов выбора профессии.

3. Информационный компонент определяется в соответствии с целевыми установками на каждом этапе профессиональной ориентации. Согласно концепции профессионального самоопределения учащихся (А. Я. Журкина, В. А. Поляков, С. Н. Чистякова и др.)  данный компонент должен включать: информацию о профессиях по профилю работы кружка и трудовом процессе, основываясь на интересе к определенному виду деятельности; сведения о профессиях, пользующихся спросом в конкретном регионе, о способах получения интересующей профессии, профессиональных учебных заведениях,  информацию для получения школьниками знаний о себе, своих способностях и возможностях («Образ – Я»); об основах выбора профессии, о значении и приемах составления личного профессионального плана.

Содержание отдельных занятий конкретизируется педагогом дополнительного образования с учетом образовательной программы

дополнительного образования, уровня подготовленности, интересов обучающихся.

4. Деятельностный компонент включает в себя формирование у школьников как общетрудовых, так и специальных знаний, умений и навыков в интересующей их профессиональной деятельности, осуществление профессиональных проб по профилю работы кружка исходя из  материальнотехнических возможностей кружка и подготовки педагога.

5. Творческий компонент подразумевает овладение обучающимися элементами творческой деятельности в процессе практической работы и т.д.

6. Диагностический компонент предполагает одновременное осуществление контроля над ходом решения профориентационных задач со стороны педагога и самоконтроля обучающихся за правильностью выполнения учебных операций, динамикой профессионально важных личностных качеств и т.д. Контроль подразумевает наличие методик диагностики промежуточных и конечных результатов профориентационной деятельности. Самоконтроль протекает в виде сравнения обучающимися результатов тестов, устных или практических работ на разных этапах дополнительного образования. Контроль и самоконтроль обеспечивает функционирование обратной связи в профориентационном процессе – получение педагогом информации о направленности профессиональных интересов и склонностей обучающихся, их самооценке, готовности к выбору профессии и т.д.

Организация деятельности учреждений дополнительного образования с учетом данных компонентов процесса профессиональной ориентации предполагает практическую реализацию идей личностного подхода в ходе

оказания педагогической поддержки растущему человеку в процессе его профессионального самоопределения.

3. Мероприятия профессиональной направленности.

В процессе профориентационной работы с обучающимися, педагог дополнительного образования может использовать такие формы работы как мероприятия профессиональной направленности, такие как:

  1. Экскурсии профориентационной направленности;
  2. Профориентационные встречи со специалистами различных профессий;
  3. Работа с родителями по профориентационной тематике;
  4. Лекции по профориентации;
  5. Профориентационные уроки;
  6. Мастер-классы с представителями НПО, СПО;
  7. Посещение с учащимися городских выставок «Учебных заведений»;
  8.  «Дни открытых дверей» профильных профессиональных учебных заведений

3.1. Экскурсии профессиональной направленности.

Экскурсии профориентационной направленности представляют собой форму организации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение и анализ  информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности людей. Это могут быть экскурсии на предприятия и в учебные заведения. Посещение предприятий полезно и информативно, оно дает возможность увидеть структуру предприятий и виды деятельности на них. В результате экскурсий школьники могут на практике получить конкретные знания о работе различных специалистов и информацию о возможном месте работы. Важным условием является  заблаговременный подбор и подготовка квалифицированных ведущих и экскурсоводов.

3.2. Профориентационные встречи со специалистами

 различных специальностей.

        Это направление деятельности предполагает общение обучающихся с представителями различных профессий, учебных заведений, предприятий. На такую встречу можно пригласить выпускников учреждения дополнительного образования, которые уже получили профессию и сделали успешную карьеру. Можно также попросить прийти родителей или других родственников учащихся, которые могут увлекательно рассказать о своей профессии и карьерном росте. Интересно было бы организовать встречи с семейными трудовыми династиями. Важным условием является специальный отбор и психолого-педагогическая подготовка таких специалистов по профессии.

3.3.  Работа с родителями по профориентационной тематике.

Работа с родителями по профориентационной тематике может проходить в следующих формах:

1. Проведение родительских клубов,  на которых обсуждаются на темы: “Что значит правильно выбрать профессию”, “Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии”, “Как мы можем помочь нашим детям найти свое профессиональное призвание”.

На родительских клубах педагоги дополнительного образования информируют о кружках, способствующих развитию интересов и склонностей детей, информирование о наиболее востребованных профессиях и путях их получения,  днях открытых дверей, профориентационных службах,  где можно пройти профдиагностику и получить консультацию специалиста по профориентации.

2. Организация родительских лекториев по вопросам профориентации. Проводить занятия с родителями могут психологи,  преподаватели ВУЗов, специалисты центров Занятости и т.д.

3. Организация диспутов и дискуссий по вопросам профессионального и личностного самоопределения с приглашением учащихся, родителей, преподавателей вузов и колледжей, и т.д. Для этого желательно обозначить конкретную проблему, связанную с профессиональным самоопределением, подготовить основных докладчиков (например, из числа, учащихся или родителей) и организовать саму дискуссию.

        3.4. Профориентационные уроки «Знакомство с профессиями».

        На уроках        «Знакомство с профессиями» обучающиеся узнают не только о возможных  профессиях своего кружка, где они обучаются, но и о других  различных профессиях.

        При проведении уроков  могут использоваться такие методы работы как игры, беседы, конкурсы, доклады учеников о профессиях и путях их получения, обсуждение профессиональных планов и др. Например:

        - беседы на темы: “Что значит правильно выбрать профессию?”, “Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности?”, “Здоровье и выбор профессии”, “Уровень образования и выбор профессии”, “Выбор профессии в условиях рынка”,  и др.

        - конкурс  “Кто больше знает о профессии”. Предполагает обсуждение специфики профессиональной деятельности, истории возникновения профессии, знаменитых людей данной профессии, необходимых профессиональных качеств и личностных характеристик, путей получения профессии, необходимого уровня образования, возможных мест работы, уровня зарплаты, медицинских противопоказаний и др.

        - написание и защита рефератов о профессиях; создание презентаций. Приблизительные темы:

1) Востребованные профессии.

2) Женщина в «мужских профессиях».

3) Моя будущая профессия.

4) Помогающие профессии.

5) Редкие профессии.

6) Карьера и профессия.

7) Престижные профессии.

        Профориентационные уроки призваны помочь школьникам в определении жизненных профессиональных планов, в прояснении временной перспективы будущего, способствовать развитию способности самому определять цели своей жизни, освоению практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив, определения профессиональной пригодности к тем или иным видам деятельности.

        Профориентационные уроки могут проводиться начиная с начальной школы. В данном методическом пособии будут описаны профориентационные уроки для 9 класса.  

        Уроки можно проводить один раз в месяц в течении учебного года или отдельным блоком (например за 2 недели), в зависимости от того, как удобнее педагогу работать с данной группой. (Приложение 1)

  1.  Мастер-классы с представителями начальных и средних профессиональных учебных заведений

       Учащиеся получают возможность сориентироваться в мире образовательных и карьерных возможностей, получить советы из первых рук с учетом индивидуальных интересов, склонностей, возможностей и не только увидеть работу профессионалов, но и попробовать себя в ряде профессий

  1.  Посещение с учащимися городских выставок «Учебных заведений»

Посещение данных мероприятий позволяет расширить представления о спектре образовательных учреждений, ознакомится с правилами приема, необходимыми документами для поступления, и напрямую пообщается с представителями приемных комиссий

  1.  «Дни открытых дверей» профильных профессиональных учебных заведений

Позволяет учащимся проникнутся атмосферой учебного заведения, узнать перечень дисциплин для изучения будущей профессии, познакомится с преподавателями, осмотреть учебные классы, понять, удобно ли добираться до данного учебного заведения.


Заключение

Актуальность профориентационной деятельности  в учреждениях дополнительного образования, и в частности педагога очевидна, так как она существенно расширяет  знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых, она обеспечивает возможность успеха в избранной сфере и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей.

Зрелый профессиональный выбор учащегося, соответствующий индивидуальным способностям и потребностям, возможностям и уровню его практической подготовки, предполагает, что он осознает свои жизненные цели и планы, адекватно оценивает возможность их реализации через сделанный выбор.

Естественно, что приведенное в данном методическом пособии  содержание работы педагога дополнительного образования по профориентации следует рассматривать как примерное. Такая работа  может быть скорректирована с учетом специфики работы учреждения дополнительного образования.


Литература

  1. Андреев  В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
  2. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации – СПб. Изд-во «Речь»,  2006.
  3. Беседина И. И. Технология профориентационной работы в общеобразовательных учебных заведениях.- М., ПМУЦ, 2001.
  4. Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования : учеб. пособие для студентов сред.спец. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 239 с.
  5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  6. Махаева О.А, Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. - М.: УЦ «Перспектива», 2002.
  7. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Akademia, 2000.
  8. Пряжников Н.С., Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М., Издательство НПО «Модэк», 2002.
  9. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако, 2005. - 288 с.
  10. Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Первое сентября, 2004. – 224 с.
  11. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.
  12. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2000. – 80с.: ил.
  13. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2004. – 48с. – (Психодиагностика)
  14. Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003.
  15. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: 9-11 классы. Уч.-метод.пос.д/учителей общеобр. школы. - Вако, 2005. - 240 с.
  16. Соломин И.Л., Профориентация. Россия. ХХ век. Школьный психолог, N24(120), июнь, 2000.
  17. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11 классов / Под ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. – М.: «Просвещение», 2000.
  18.  Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года. Одобрена коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации 6 октября 2004 г. // Внешкольник. – 2004. – №12. – Вкладка: С. 4–7.
  19.  Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. 8-11 класс. - М.: Изда-во:Сфера, 2006.
  20. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Глав. ред. Е. Ананьева; отв. ред. В. Белоусова. – М.: Аванта+, 2003.


Приложение 1

Профориентационные уроки для 9-х классов

Тема № 1. Понятие профессии –  2 часа.

Тема № 2. Классификация профессий – 2 часа.

Тема № 3. Анализ профессий – 2 часа.

Тема № 4. Условия выбора профессии («хочу», «могу», «надо») – 1 час.

Тема № 5. Пути получения профессий – 1 час.

Тема № 1. Понятие профессии.

Профессия - род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ.

Труд - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, людей, требующая приложения усилий, осуществления работы;

Психологи выделили девять обобщенных психологических признаков, которые характеризуют любой профессиональный труд достаточно полно и всесторонне. К ним относятся: предмет труда; цель труда; средства труда; проблемность трудовых ситуаций; коллективность трудового процесса;  самостоятельность в труде; особенность деловых контактов; ответственность в профессиональной деятельности; условия труда.

Каждый из этих обобщенных психологических признаков труда распадается еще на ряд более частных (мелких) признаков. В результате получается 53 психологических признака профессиональной деятельности.

Давайте поближе ознакомимся с этими признаками и попытаемся проанализировать профессии исходя из них.

Предмет труда в профессиональной деятельности.

1. Предмет труда - это то, на что направлен труд человека. Предмет труда и является чаще всего предметом профессиональной деятельности в различных областях жизни. И поскольку профессий в мире огромное множество, то и предметов труда большое разнообразие. Все предметы труда составляют пять признаков:

  • природа (предмет труда - природные явления, процессы, совершающиеся во взаимодействии человека с живой и неживой природой);
  • человек (предмет труда - сами люди, которых лечат обучают, воспитывают, обслуживают, развлекают);
  • техника (предмет труда - самые разнообразные технические устройства, вещественные предметы, материалы, энергия);
  • знаковые системы (предмет труда - знаковые системы и процессы взаимодействия человека с ними);
  • художественный образ (предмет труда - всевозможные художественные образы  литературы, живописи, графики, скульптуры, музыки и т.д.).

2. Цель труда - это то, к чему человек стремится в процессе своей деятельности.

Цели трудовой деятельности необозримо разнообразны, но их можно свести к трем большим группам:

  • гностические (познавательные);
  • преобразующие:
  • преобразовать продукт, изделие, здоровье, человеческие отношения;
  • организовать, упорядочить;
  • оказать влияние, воздействовать, обрабатывать;
  • обслуживать, перемещать;
  • изыскательские.

Иногда по названиям целей деятельности употребляются и обобщенные названия соответствующих профессий - гностические, преобразующие и изыскательские.

Любой специалист из гностической группы профессий не участвует в производстве новых продуктов, а в основном оценивает уже имеющиеся продукты, которые были сделаны другими специалистами, или оценивает отдельные параметры каких-либо изделий.

Гностические профессии: контролер ОТК, товаровед, врач-ренгенолог, искусствовед, эксперт-криминалист.

Деятельность специалистов преобразующих профессий направлена на вещи, на виды энергии, на информацию, на устройство социальной жизни.

Преобразующие профессии: инженер-теплотехник, телеграфист, бухгалтер, диспетчер, адвокат, слесарь.

Специфика изыскательских профессий заключается в том, что специалист обязан находить наилучший вариант, образец решения сложной практической задачи в ходе оперативного поиска при ограниченном времени.

Изыскательские профессии: зоотехник-селекционер, архитектор, киносценарист, модельер, биолог, инженер-конструктор. 

Ребята, приведите свои примеры гностических, преобразующих и изыскательских профессий.

3. Средства труда - это орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда.

Орудия труда делятся на 2 группы:

  • вещественные;
  • невещественные (функциональные).

К вещественным орудиям труда относятся:

  • ручные и механизированные инструменты;
  • машины (механизмы);
  • автоматы и автоматические средства;
  • приборы и измерительные устройства;

Люди борются не с любым ручным трудом, а с тяжелым, требующим не искусности, а силовых затрат. Если мышечные усилия человека заменить техническими приспособлениями, например электродвигателем, то получается механизированный инструмент.

Профессии с ручным трудом: ювелир-гравер, пчеловод, врач-ветеринар, штукатур, пианист, хирург, скульптор и др.

Технические устройства, полностью или частично заменяющие человека по способам преобразования материалов, распределению энергии или информации называются машинами (механизмами). Как правило машины имеют ручное управление, поэтому их действия зависят от человека.

Профессии с преимущественно механизированным трудом: водитель автомобиля, тракторист-машинист, токарь, фрезеровщик, машинист подъемного крана и др.

Строго говоря, провести различие между машиной и механизированным инструментом трудно. Во многих случаях одно в другое переходит постепенно. Например, электродрель - инструмент, а сверлильный станок - машина.

Ребята, как вы думаете, бытовая швейная машинка без электродвигателя относится к машине или к механизированному инструменту? (Правильный ответ: относится к машине, поскольку согласованным движением своих частей сама производит шов.)

Автоматические средства труда, это такие средства, которые, будучи приведенными в движение, выполняют определенную работу без вмешательства человека, т.е. на определенных этапах трудового процесса они полностью заменяют человека, автоматически управляя процессом производства.

Профессии с автоматическими средствами труда: оператор ЭВМ, оператор автоматической газовой защиты, механик радионавигационной системы и др.

Приборы и устройства - это отдельная группа средств труда. Они предназначены для усиления познавательных функций человека в работе.

Профессии, где приборы и устройства выступают в качестве ведущих: лаборант, телеграфист, радист-оператор, оператор телевидения.

Невещественные средства обычно называют функциональными, так как они связаны с проявлением человеческих функций, таких как речь, жесты, мимика. Особенность их состоит в том, что эти средства труда руками не потрогаешь и глазами не увидишь.

Функциональные орудия труда довольно разнообразны, что обусловлено богатством “красок” внутреннего мира человека, и составляют большую группу психологических признаков профессиональной деятельности, в которую входят:

  • внутренние, функциональные органы чувств, физиологические органы человека (профессии: агроном, летчик, лесовод, врач-стоматолог, дегустатор);
  • речь простая (профессии: билетный кассир, художник гример, машинист сцены, регистратор медицинский);
  • речь выразительная, эмоциональная (профессии: артист-дрессировщик животных, диктор-информатор, артист-вокалист, артист драмы, учитель, экскурсовод);
  • речь деловая, письменная (профессии: инженер-технолог, прокурор, редактор, нотариус, переводчик, суфлер, социолог);
  • поведение в простых формах проявления - на уровне мимики, жестов (профессии: инспектор ГИБДД-регулировщик, дирижер, сурдопереводчик, комментатор);
  • поведение в сложных формах проявления, когда задействованы все мышечные системы организма (профессии:  жокей, артист балета, каскадер);
  • поведение деловое, беспристрастное, внешне абсолютно незаметное (профессии: дипломат, посол по особым поручениям, министр, народный депутат, народный судья);
  • сложные интеллектуальные средства, используемые для решения практических и теоретических задач (профессии: капитан флота, главный специалист, программист, профессор кафедры).

4.        Проблемность трудовых ситуаций.

Принято различать три уровня проблемности трудовых ситуаций:

  • низкий - работа четкая, определенная правилами, инструкциями, алгоритмами (профессии: оператор сбербанка, чертежник, артист балета, пианист,  диспетчер);
  • средний - работа в основном четко определена, но встречаются ситуации, требующие нестандартных решений (профессии: адвокат, врач-педиатр, оперуполномоченный уголовного розыска, старший бухгалтер, портной );
  • высокий - в работе часто встречаются сложные ситуации, требующие активного поиска и нестандартного подхода (профессии: летчик-испытатель, врач-реаниматор, авиадиспетчер, дрессировщик хищных зверей).

5.        Коллективность трудового процесса.

В зависимости от специфики организации труда различают две его разновидности:

  • индивидуализированный труд (профессии: водитель автомобиля, учитель,  ювелир);
  • коллективный труд (профессии:  зооинженер, бортрадист,  следователь).

6.        Самостоятельность в профессиональной деятельности.

Обычно выделяют три уровня самостоятельности

  • низкая, представляющая в основном труд исполнителя (профессии: билетный кассир, маляр, санитарка);
  •  средняя, требующая самоорганизации (профессии: фармацевт, бармен, водитель автомобиля, врач-хирург, кондитер, продавец, прокурор);
  • высокая, направленная на организацию других людей (профессии: администратор, заведующий канцелярией, начальник аэропорта, руководитель бригады, менеджер).

Ребята, приведите свои примеры профессий с низким, средним и высоким уровнями самостоятельности.

        7.        Особенности деловых контактов.

Деловые контакты отличаются:

  • по количеству:

- немногочисленные контакты (профессии:  водитель трамвая, живописец, киномеханик, кулинар, оператор ЭВМ);

- многочисленные (профессии: логопед, учитель, дежурный по вокзалу, психолог, следователь).

  • по типу партнера:

- с посетителями, клиентами;

- с сотрудниками по работе;

- с группой людей, аудиторией слушателей.

  • по степени постоянства группы партнеров:

- с одними и теми же лицами;

- с меняющимся кругом лиц;

- с растениями, животными, микроорганизмами.

8.        Ответственность в профессиональной деятельности.

Как психологический признак труда ответственность может быть:

  • повышенная материальная и моральная (профессии: кладовщик, огранщик бриллиантов, сторож, кассир, адвокат, учитель);
  • за жизнь и здоровье людей, сохранность растений и животных (профессии: ветеринар, агроном, пилот, водитель автобуса, лоцман);
  • средняя (обычная) ответственность, не связанная с каким-то непоправимым последствием для окружающих, не требующая принятия каких-либо нестандартных решений (профессии: продавец, дворник).

9.        Условия  профессионального труда.

Все условия труда можно разделить на виды:

  • обычные микроклиматические:

- бытовые, в помещении;

- на открытом воздухе.

  • необычные, вызывающие психофизиологическую напряженность:

- риск для жизни;

- сложные аварийные ситуации;

- общение с правонарушителями, психически больными и т.п.;

- четко заданный ритм и темп;

- физические нагрузки, длительное пребывание в одном положении;

- ночные смены;

- специфические условия: температура, влажность, химическая вредность, шум и др.

Ребята, попробуйте самостоятельно привести примеры профессий на каждый вид условий труда.

Профориентационная игра «Пришельцы»

Цель игры: Помочь обучающемуся  в осознании труда как человеческой и общественной ценности. Время проведения- 45 минут.

Основные этапы

1. По желанию из класса выбираются 2 - 3 человека, которые будут гостями с дальней планеты, неожиданно оказавшимися в данном городе и в данной школе. Предполагается, что из-за технических трудностей время пребывания на Земле ограничено 15 минутами. На срочно созванной пресс-конференции необходимо за это короткое время, как можно лучше познакомиться с неизвестной цивилизацией, в живом контакте постараться понять друг друга.

Гостям будет предоставлено короткое слово, где они сообщат главные сведения о своей планете, уровне развития культуры и производства, а также об основных занятиях ее жителей. После этого журналисты (остальная часть класса) постараются задать наиболее важные вопросы.

В течение 3 - 4 минут пришельцы готовятся в коридоре (думают, что им рассказать о своей цивилизации, а может, даже и думают о своем внешнем виде, который можно было бы изобразить на доске). Ведущий объясняет остальным участникам (журналистам в классе), как надо вести себя на конференции. В частности, каждый журналист должен придумать, какой информационный орган он представляет, и перед тем как задавать вопрос, обязательно сказать об этом (данное условие дисциплинирует участников игры и делает ее более солидной, т.е. более похожей на настоящую пресс-конференцию). Естественно, вопросы должны быть краткими и понятными. Сами вопросы могут относиться к разным сторонам жизни, но задаваться в тактичной и вежливой форме.

2. Далее в класс приглашаются инопланетяне, и сразу начинается сама игра: сначала гости кратко (в течение 3-5 минут) делают свое сообщение, а затем отвечают на вопросы журналистов.

В ходе игры может возникнуть опасность перерастания игрового конфликта в межличностный. Например, если журналистам вдруг не понравится образ жизни чужой цивилизации. Если это потребительское общество (потребительский рай, царство наслаждений и т.п.), то в адрес гостей нередко могут отпускаться язвительные реплики. При таком развитии игры ведущий не должен радоваться «сознательности» класса и, тем более поощрять участников, иначе неизбежны настоящие (неигровые) обиды. Ведущий может извиниться перед пришельцами за недостаточную дипломатичность отдельных представителей прессы»и предложить участникам игры вести себя более солидно.

3. Через 15 минут гости (по условию игры) просто исчезают, т.е. садятся на свои места в классе.

Ведущий предлагает всем срочно написать сообщения в свои агентства о первых впечатлениях от встречи.

В течение 5-7 минут каждый журналист и каждый пришелец на отдельном листочке бумаги должны кратко написать:

1) каков, по их мнению, общий уровень развития новой для них цивилизации (пришельцы пишут о своих впечатлениях о жителях Земли);

2) стоит ли иметь дело с новой цивилизацией, стоит ли развивать с ней сотрудничество (если стоит, то по каким линиям).

При этом важно предупредить ребят, что сообщения должны быть короткими - не более одной трети страницы. Активизированные школьники иногда готовы за короткое время исписать до двух страниц, что в дальнейшем может отрицательно повлиять на общую динамику игры (при подведении ее итогов). Сами листочки можно подписать, можно написать название агентства (или название своей планеты - для пришельцев).

4. Листочки с сообщениями быстро собираются и зачитываются перед классом. (При проведении игры с большой аудиторией зачитываются либо некоторые мнения, отобранные в случайном порядке, либо наиболее интересные, быстро отобранные помощниками ведущего.)

Такое знакомство с различными мнениями участников игры является подготовкой к основному ее обсуждению.

Обсуждение:

В ходе обсуждения нужно определить, какой же критерий развития общества является самым важным. Ведущий выписывает все предложения учащихся на доске, после чего они поочередно обсуждаются. Возможно, путем обобщения удастся получить 2 - 3 самых важных критерия, однако в столь сложном вопросе такое достигается редко (даже при игре со взрослыми).

В заключение ведущий может ненавязчиво, как бы наравне с другими критериями, предложить и свои критерии. Например, это может быть возможность самореализации, предоставляемая обществом для каждого члена, а не только для лучшей его части - элиты. При этом путь (способ) самореализации у каждого человека уникален и потому бесценен. Если, конечно, этот путь не предполагает ущемление возможностей самореализации других людей. Идеальным способом такой самореализации является свободный, творческий, общественно-полезный труд, который может и не укладываться в общепринятые (формальные или «нормальные») рамки существующих профессий.

Тема № 2. Классификация профессий

        Преподаватель напоминает, что профессии делятся на пять типов: Человек - Человек, Человек - Знаковая система, Человек – Художественный образ, Человек – Природа, Человек – Техника.

Каждый специалист в ходе своей трудовой деятельности взаимодействует, как правило, с несколькими предметами труда. Однако только один из них является ведущим, основным.

Например, у программиста основной вид труда - составление программы для ЭВМ, т.е. главным предметом труда является знаковая система (знак). У водителя троллейбуса ведущим предметом труда является техническое устройство - троллейбус. Основным предметом труда журналиста является человек, так как ему нужно постоянно общаться с разными людьми, добывая информацию.

Рассмотрим подробнее,  в чем заключается деятельность в рамках каждого типа профессии.

I. «Человек-природа».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек - природа» являются:  животные, условия их роста, жизни; растения, условия их произрастания. Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
  • выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
  • проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

  • развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
  • поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т.п.

II. «Человек-техника».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек - техника» являются: технические объекты (машины, механизмы); материалы, виды энергии. Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
  • эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
  • ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:

  • хорошая координация движений;
  • точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
  • развитое техническое и творческое мышление и воображение;
  • умение переключать и концентрировать внимание;
  • наблюдательность.

III. «Человек-знаковая система».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек - знаковая система» являются: документы, чертежи, схемы, расчеты. Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • работа с текстами на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик, переводчик);
  • рассчет цифр, формул, таблиц (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
  • создание и расшифровка чертежей, схем, карт (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
  • работа со звуковыми сигналами (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

  • хорошая оперативная и механическая память;
  • способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
  • хорошее распределение и переключение внимания;
  • точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
  • усидчивость, терпение;
  • логическое мышление.

IV. «Человек-художественный образ».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек - художественный образ» является: художественный образ, способы его построения. Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
  • воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
  • размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

  • художественные способности; развитое зрительное восприятие;
  • наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
  • знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V. «Человек-человек».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек- человек» являются: люди.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
  • медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
  • бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
  • информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
  • защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

  • стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
  • устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
  • доброжелательность, отзывчивость;
  • выдержка;
  • умение сдерживать эмоции;
  • способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
  • способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
  • способность владеть речью, мимикой, жестами;
  • развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
  • умение убеждать людей;
  • аккуратность, пунктуальность, собранность;
  • знание психологии людей.

Ребята, теперь попытайтесь сами проанализировать профессии с точки зрения ведущего предмета труда: учитель, врач, музыкант, агроном, экономист и др.

Профориентационная игра «Ассоциация».

Эта игра помогает выявить истинное отношение ребят к разным профессиям и по возможности подкорректировать это отношение.

1. Объясняются условия игры (инструкция): «Сейчас 3 человека выйдут из класса, а класс загадает какую-нибудь профессию. Потом 3 человека войдут и попробуют ее отгадать с помощью ассоциативных вопросов, например: «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «Какая мебель используется?» и т.д. Можно спросить у учащихся, не играли ли они в игру «Ассоциация», когда вместо профессии загадывается человек. Опыт показывает, что не все ребята сразу понимают эти вопросы, поэтому целесообразно потренироваться на одном примере. Можно взять для разбора профессию «врач-терапевт» и показать, что цвет этой профессии скорее всего белый, запах — что-то связано со спиртом (лекарство слишком наводящий ответ), мебель — стеклянный шкаф или кушетка...

2. Далее ведущий дает инструкцию отгадывающим: «Каждый из вас может задать по 2 таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течение 2—3 минут, продумайте свои вопросы. Когда будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаете. После этого каждый из вас будет иметь по одной попытке отгадать профессию».

        3. Три человека выходят из класса. Остальные быстро загадывают профессию, а ведущий предупреждает всех, что спросить могут каждого, поэтому надо быть готовым к правильным, но не наводящим ответам. Ведущий приглашает трех человек (отгадывающих), которые по очереди задают вопросы. Ведущий следит за динамикой игры.

4. Когда все вопросы и ответы произнесены, ведущий предлагает в течение одной минуты продумать трем отгадывающим свои ответы.

5. Отгадывающие называют свои варианты ответов. Эти ответы могут не совсем совпадать с угаданной профессией. Например, загадана профессия «военный летчик», а ответы такие: «космонавт», «милиционер», «автогонщик». Как видно, военный летчик и космонавт довольно близки. Право определить, отгадали ребята профессию или нет, должно быть предоставлено группе. Однако окончательно этот вопрос решается после обсуждения. Загаданная профессия, естественно, называется.

Обсуждение игры (проигрывание). Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если группа не согласна с ответом, можно попросить того, кто так ответил, дать объяснение. Нередко эти объяснения бывают разумными. Например, в одной игре была загадана профессия «милиционер» и на вопрос «Какого цвета профессия?» был дан ответ: «черно-белая». Оказалось, что школьник имел в виду милицейский жезл.

При выявлении неудачных ответов ребятам предлагается тут же придумать ответы, более соответствующие загаданной профессии. Участвовать в этом может и ведущий, корректируя таким образом представления о профессии. У отгадывающих можно спросить также, какие ответы лучше всего помогли им, а какие, наоборот, ввели в заблуждение. После корректировки ответов можно уточнить, кто же выиграл (возможен и ничейный результат).

Эта игра позволяет выявить эмоциональное отношение к разным профессиям, и, поскольку характер этого отношения сильно влияет на выбор профессии, ведущий получает довольно важную информацию о группе в целом и об отдельных учащихся, так как за одно занятие в отдельной игре могут принять активное участие многие ребята.

Тема № 3. Анализ профессий.

Преподаватель напоминает, что на предыдущих занятиях ребята ознакомились со всеми 53-мя психологическими признаками труда и классификацией профессий по предмету труда и убедились, что они характеризуют профессиональную деятельность достаточно многогранно и широко. Теперь можно грамотно и глубоко, а главное, по существу анализировать любой вид профессионального труда, опираясь на эти психологические признаки.

Спрашивается, а зачем его анализировать? Дело в том, что через анализ каждый будет искать свою сферу профессионального труда, свою область, где бы смогли приложить свои силы и полностью реализоваться.

Здесь, естественно, может возникнуть вопрос: как же можно проанализировать профессию, если, кроме названия, о ней больше ничего не знаешь? Оказывается для этих целей служат словесные описания профессий, называемые профессиограммами.

Профессиограмма - это характеристика профессии, в которой описаны ее особенности, содержание и характер труда. Она является информационным источником, необходимым для ознакомления с профессией.

Профессиограмма включает: общие сведения о профессии, характеристику процесса труда, санитарно-гигиенические условия труда, психологические требования профессии к человеку, пути получения профессии.

В качестве примера профессиограммы можно привести описание профессии художник-декоратор.

Некоторым учащимся было дано домашнее задание самостоятельно написать профессиограмму одного из своих родителей. Давайте послушаем их. Учитель комментирует профессиограммы, подготовленные учащимися.

Теперь попробуем провести анализ профессии, пользуясь профессиограммой, подготовленной одним из учащихся.

Профориентационная игра «Три судьбы »

Эта игра помогает учащимся разобраться в основных смыслах трудовой жизни применительно к различным стереотипам людей (труженика, лентяя, бездарности и др.) Время проведения - 30 — 45 минут.

Основные этапы

1. Вначале, еще до объявления названия игры, необходимо выбрать трех добровольцев на главные роли. (Может оказаться, что желающие не объявятся даже тогда, когда по многим признакам видно, что учащиеся хотят поиграть. Есть простые приемы, позволяющие решить эту проблему. Например, ведущий может просто сказать, что если через 5 секунд добровольцев не будет, то игры не получится, и придется заняться чем-то другим. Обычно на последней секунде появляются желающие.)

Инструкция

Представьте, что дело происходит в школе будущего, где-то в середине ХХI века. К нам на диспут о смысле жизни приглашены три уважаемых человека-ветерана, каждый из которых в начале века закончил среднюю школу, а затем прожил интересную жизнь, дотянув до нашего времени. Каждому из приглашенных где-то около 70 лет.

Но гости наши необычные: мы решили пригласить разных по своим жизненным ориентациям людей.

Первый - это труженик, уверенный, что только в честном труде заключается настоящее счастье.

Второй- выдающийся лентяй, считающий, что работать должны только дураки.

Третий - удивительная бездарность, убежденная, что высшее счастье - заниматься таким делом и сидеть на таких постах, которым он явно не соответствует (и пусть перед тобой трепещут более умные и более достойные...).

Но вот загадка: мы не будем знать, кто из наших гостей кем является. Сейчас они выйдут в коридор и сами решат, кто какую роль на себя возьмет. (Возможны разные варианты использования данного правила. Например, ведущий может сам раздать карточки участникам с указанием их ролей, может вообще не задавать ролей, а может в присутствии всего класса предложить игрокам самим распределить эти три роли.)

Мы за это время попробуем придумать для наших гостей интересные вопросы, чтобы лучше понять этих людей, действительно ли они счастливы, а потом постараемся угадать, какие роли они играли.

2. Главные игроки примерно на 3 - 4 минуты отправляются в коридор, чтобы разобраться с игровыми ролями и продумать основные этапы своей жизни. Ведущий предлагает оставшимся придумать по 2-3 вопроса, касающихся не только профессиональной деятельности наших гостей, но и их личной, семейной жизни, досуга.

3. Когда ведущий выходит в коридор и приглашает главных игроков в класс, он должен спросить у них (еще в коридоре), какие роли (стереотипы) каждый из них собирается представлять.

4. Главные игроки приглашаются в класс, усаживаются на почетные места, и им предлагается по очереди кратко (за 3-4 минуты) рассказать об основных этапах прожитых жизней.

5. После того как все главные игроки кратко расскажут о своих судьбах, ведущий предлагает начать пресс-конференцию, т.е. остальным учащимся задавать краткие вопросы и получать на них краткие ответы. Чтобы обращение к гостям было более уважительным, можно каждого из них попросить представиться - обязательно по имени и отчеству. Может оказаться так, что на каком-то этапе вопросы иссякнут, и тогда, чтобы поддержать интерес к игре, сам ведущий должен задать один-два интересных вопроса. Но для этого он должен подготовить такие вопросы заранее. Может оказаться, что все вопросы будут адресованы только одному (самому интересному) игроку. В этом случае ведущий также должен сам задать вопрос тому, о ком вроде бы и позабыть успели, переключив таким образом внимание класса и на других гостей.

6. Примерно за 15-20 минут до конца занятия пресс-конференция прекращается, гостей благодарят, и им предлагается занять свои места в классе, чтобы участвовать в общем обсуждении.

Обсуждение

Сначала ведущий может спросить у присутствующих, кто из гостей показался им более счастливым и почему. При этом мнения могут быть очень разными. Далее можно поинтересоваться, у кого какие роли (стереотипы) получились, и соотнести их с теми ролями, которые планировались самими игроками.

Чтобы разобраться, удалось (или не удалось) участникам сыграть выбранную роль, ведущий может задать классу вопрос: «А чем вообще принципиально различаются труженик, лентяй и бездарность?»

На доске ведущий пишет критерии различия этих стереотипов (см. таблицу «Схема принципиального различия стереотипов труженика,  лентяя-дурака, бездарности», верхняя часть), предлагаемые участниками, но сам пока никак их не комментирует и свои критерии не называет.

Когда группа явно растеряется, ведущий может предложить свои критерии различия труженика, лентяя и бездарности. Для этого он использует уже нарисованную на доске таблицу (см. таблицу, нижняя часть).

Прокомментировать таблицу можно следующим образом. Выделяются только два основных критерия: 1) желание хорошо делать конкретное дело; 2) способность хорошо его делать (чем меньше таких критериев, тем понятнее, о чем идет речь).

Труженик (настоящий, а не карикатурный) - это человек, который умеет и мечтать, и реализовывать свои мечты.

Лентяй (по определению) - это тот, кто не хочет, не способен по-настоящему мечтать, хотя способности у него могут и быть. В этом смысле, лентяй близок к дураку: может сделать что-то значительное, но не хочет.

Бездарность - это тот, кто может и очень даже хочет, но совершенно не способен. (Бездарность при этом может быть большим начальником и даже президентом, бездарность способна пробраться на престижную работу, но саму работу она делать не умеет.)

Кто же по настоящему счастлив из выделенных стереотипов? Если за критерий счастья взять степень соответствия того, что человек способен хотеть, тому, чего он способен достичь, то счастливым должен быть труженик.

А вот несчастными должны быть лентяи (к своему несчастью, они часто бывают неглупыми и рано или поздно осознают, что прожили жизнь впустую), а также бездарности (даже на высоких постах бездарность чувствует, что ничего у нее не получается).

Таблица «Схема принципиального различия стереотипов труженика, лентяя-дурака, бездарности».

Критерии различия стереотипов

Труженник

Лентяй

Бездарность

Возможные критерии класса:

- активность

- целеустремленность

- интеллект

- умения

+

+

+

+

0

+

+

+

0

0

+

+

Критерии ведущего

- желание хорошо делать конкретное дело

- способность хорошо делать данное дело

- счастье

+

+

+

0

+

0

+

0

0

(+ - критерий соответствует стереотипу, 0 - не соответствует.)

Ведущий, сделав небольшие комментарии к таблице, может под конец игры обратиться к главным игрокам. Каждый из них должен сам объяснить, какой стереотип он пытался изобразить, насколько у него это получилось. Не оказалось ли так, что играя лентяя, игрок на самом деле, сам того не поняв во время игры, представил настоящего труженика (или наоборот)?

Нередко после знакомства с таблицей участники игры признаются, что им не удалось по настоящему представить первоначально избранные роли-стереотипы. Опыт показывает, что трудно сыграть настоящего лентяя, чуть легче сыграть бездарность и труженика. Очень часто по настоящему хорошо и убедительно удается сыграть обычного (нормального) человека.

Может оказаться и так, что кто-то из участников игры захочет поспорить со схемой (с преподавателем). Конечно, это хорошо, что игроки проявляют такую активность, но поскольку вопросы эти достаточно непростые, и ведущий не всегда может сразу ответить на замечания игроков, то лучше перенести такую дискуссию либо на перемену, либо на внеурочное время (для желающих), а может даже получше подготовиться и провести эту дискуссию во время другой встречи с данными школьниками.

Тема № 4. Условия выбора профессии («хочу», «могу», «надо»).

«Хочу» – склонности, желания, интересы личности.

«Могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности), профессиональные способности.

«Надо» – потребности рынка в кадрах. Общее понятие о профессии, специальности, должности.

В рамках этой темы происходит знакомство учащихся с основными составляющими выбора профессии: «хочу», «могу», «надо». Важно рассказать, что побуждением к деятельности человека выступают его потребности. Так, намерение получить профессию продиктовано интересом к ней и потребностью этот интерес удовлетворить. То есть «хочу» – это интересы, склонности к определенной деятельности, желания. Интересы могут переходить в склонности-стремления заниматься определенной деятельностью. Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Например, когда есть интерес к живописи, но нет стремления стать художником. Это значит, что есть интерес, а склонность отсутствует. Интересы можно выразить формулой «хочу знать», а склонность – «хочу сделать». Профессию необходимо выбирать с устойчивыми интересами и склонностями.

«Могу» – указывает на свойства личности, которые являются потенциальными и актуальными способностями для определенной профессии. «Могу» – личные качества, обеспечивающие успешность профессионального обучения, его результативность. Любая специальность имеет свой специфический набор профессионально важных качеств. Чтобы объективно решить вопрос о своей профессиональной пригодности и ответить на вопрос «Что я могу?», необходимо реально оценить свое «Я», свои способности и недостатки. «Могу» – способности (умственные, организаторские, волевые качества), темперамент, состояние здоровья.

К «надо» относятся знания необходимых путей и средств достижения целей, потребность рынка труда в специалистах по выбранной профессии.

Итак, «В том случае, если Вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то Ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, Ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая, во-первых, интересна и привлекательна для Вас, во-вторых, соответствует Вашим возможностям, наконец, в-третьих, пользуется спросом на рынке труда».

Тема № 5. Пути получения профессий

На этом занятии школьникам рассказывается о путях получения профессионального образования, системе профессионального образования, уровнях образования в РФ. Рассматривается разница понятий профессия, должность и специальность

Образовательные уровни в РФ: 

1) основное общее,

2) среднее (полное) общее,

3) начальное профессиональное образование,

4) среднее профессиональное образование,

5) высшее профессиональное образование

6) послевузовское профессиональное образование

Начальное профессиональное образование – подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования (ПТУ и др.).

Среднее профессиональное образование подготовка специалистов среднего звена образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени высшего профессионального образования (колледж, техникум,  лицей, незаконченное высшее).

Высшее профессиональное образование – профессиональная подготовка и переподготовка специалистов на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ВУЗах).

Рассматриваются понятия профессия, должность и специальность.

Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определенной квалификации.

Должность – служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения.

Специальность – функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках одной профессии.

После того, как разобрали эти понятия, предлагается выполнить следующее задание, а затем, ребятам привести свои примеры.

Найдите профессию, должность и специальность:

  1. Продавец – продавец продовольственных товаров – заведующий отделом.
  2. Слесарь-сборщик – бригадир – слесарь.
  3. Летчик – пилот – командир вертолета.
  4. Методист по воспитательной работе – педагог – заведующий методическим отделом.
  5. Инженер – инженер-синоптик – заведующий отделом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОУ

В данном материале описанв оОсновные принципы деятельности ПМПк,организация деятельности ПМПк,основные области деятельности специалистов ПМПк, формы организации ПМПк,порядок проведения ПМПк, э...

Методические рекомендации "технология проектного обучения"

Методические рекомендации "технология проектного обучения"...

Методические рекомендации по проектной деятельности. Буклет.

Методические рекомендации по проектной деятельности. Буклет.Данная информация позволяет учителям химии кратко использовать материал на уроках....

Методические рекомендации по планированию деятельности школьного методического объединения. Составитель : методист Чупина Л.А.

Руководство по работе ШМО, которое мы используем в нашем лицее №329 Невского района Санкт-Петербурга....

Методические рекомендации по организации деятельности по воспитанию патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма в молодежной среде.

Задачей  в деле формирования толерантности и профилактики экстремизма в межнациональных отношениях является:§  формирование национально-этнической толерантности как одного из инструментов бо...

Методические рекомендации о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей

Методические рекомендации о совместной деятельностидетского сада и семьи по музыкальному воспитанию детейПриобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного...

Методические рекомендации «Технология исполнения и оформления научно – исследовательской работы»

Муниципальное образование город НоябрьскУправление по делам семьи и молодежиМуниципальное бюджетное  учреждение «Центр по работе с детьми, подростками и молодежью «Прометей»   Утве...