Статья на тему "Современные образовательные технологии, используемые для активизации познавательной деятельности на уроках истории"
статья по истории по теме
Статья "Современные образовательные технологии, используемые для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizaciya_poznav.deyat_.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные педагогические технологии, используемые для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории
Более десяти лет в системе образования происходят реформы, существенно изменившие формы и содержание школьного образования.
Генеральная цель приоритетного национального проекта «Образование»
(ПНПО) заключается в ускорении модернизации российского образования, стимулировании необходимых системных изменений в образовании, что призвано обеспечить достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. Этим целям отвечает и реализуемый в настоящее время на территории Саратовской области комплексный проект модернизации образования. Российская система образования постепенно приобретает личностно - ориентированный и альтернативный характер, что совпадает с основными тенденциями развития образования в современном мире.
Благодаря этому начался процесс обновления школьного исторического образования, потребовавший от учителей изменений форм аудиторной и неаудиторной деятельности по истории.
Пересмотр стратегии и тактики исторического образования в школе,
а также его содержание требует от учителя способности ориентироваться в многообразии не только исторических фактов и событий, но и методик, используемых сегодня в школе. Выбор содержания образования (исторических знаний) предусматривает отказ от тоталитарной идеологии в сфере преподавания общественных наук и переход к плюрализму идеологий, обращение к системе ценностей, связанных с лучшими национальными традициями, увеличение краеведческого материала.
Методической целью нашей школы является - изучение и внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение школьников и создание условий для предпрофильной подготовки учащихся.
В соответствии с образовательной программой школы, личностно-ориентированная педагогика, являясь фундаментом педагогической системы школы, включает следующие педагогические технологии: здоровьесберегающие и проектные, дифференцированное обучение и использование современных информационных технологий, игровые и проблемные технологии, межпредметная интеграция, что особенно актуально в условиях сельской школы..
Использование технологии дифференцированного обучения, педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся объясняется следующими причинами:
- в условиях существующей классно-урочной системы занятий они легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежат каким бы то ни было серьезным корректировкам;
- технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленных целей по изучаемому предмету;
- учитывают особенности психического развития школьников, формируют потребности и интерес к образованию;
- отличительной чертой педагогических технологий является особое внимание индивидуальности человека, его личности;
- целью использования компьютерных технологий является формирование личности информационного общества. Подготовка молодежи к будущему предполагает не только формирование готовности работать, но и освоение жизненно необходимых навыков, ведь уже более 60% предложений о работе на сегодня требуют минимальных компьютерных знаний и умения работать с информацией;
- четкая ориентация на развитие творческой деятельности учащихся, инициация самостоятельного мышления. Применяемые технологии сильны своей целенаправленностью, сочетанием практической и познавательной мотивации;
- эти технологии формируют умение реализовать себя как индивидуально, так и в группе, способность к принятию решений, выстраивание коммуникаций с другими людьми, быть способным к организации действий по выполнению принятых решений.
Работая учителем истории, использую в своей педагогической деятельности разнообразные формы и методы обучения . Главной целью обучения считаю- расширение познавательного интереса к предмету и повышение мотивации учебной деятельности.
К числу задач по активизации познавательной деятельности учащихся относятся проблемы выработки умений самостоятельной работы, воспитание патриотизма, восприятие гуманизма и т.д. Все это преследует цели формирования социально активной, творческой личности, гражданина и патриота своего Отечества, усиления практической и жизненной направленности исторического образования.
Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые ему будут нужны для успешной интеграции в социум и адаптации в нем, поэтому целью исторического школьного образования является максимально возможная социализация выпускников. В данном контексте речь идет об отходе от «классического» формирования знаний, умений и навыков и переходе к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования, в которой исследовательские, творческие методы обучения играют ведущую роль. Одним из эффективных педагогических средств и методов обучения является метод проектирования.
Метод проектов не является принципиально новым, но сегодня его относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. В своей практике я сравнительно недавно использую этот метод для работы над решением конкретной проблемы. Так, учащиеся самостоятельно искали материал по истории села Ленинское в годы Великой отечественной войны, встречались с ветеранами ВОВ или их родственниками, записывали воспоминания, искали фотографии. Результатом работы стал выпуск памятного альбома по истории села Ленинское в годы ВОВ, который находится в кабинете истории.
Большая работа проводилась по изысканию материалов по истории села и города Энгельса, а также о знаменитых людях города Энгельса. Результатом проекта по изучению истории села Ленинское в кабинете истории оформлен стенд с материалами, отражающими сведения о времени основания села, о первых жителях, о природе в окрестностях села, приведен рисунок лютеранской церкви, а также отражена современная информация о национальном составе жителей села, о производственной деятельности.
Одна из главных особенностей проектной работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования, способствует воспитанию чувства патриотизма, развитию стремления к изучению истории родного края. В качестве иллюстрации краеведческих проектных изысканий большой интерес представляет карта нашего села начала ХХ века, составленная господином Альтерготт (гражданином США), который по воспоминаниям современников восстановил, с высокой степенью достоверности, облик села Швед (ныне Ленинское). Ребята с интересом изучают эту карту, по которой можно судить не только о географическом положении села и его окрестностей, но и о составе населения, занятиях и промыслах жителей села на рубеже ХIХ – ХХ веков.
Метод проектов активизирует самостоятельную работу школьников с источниками информации, обеспечивает поисковую работу, в том числе с помощью современных интернет-технологий, умение открыто защищать свои проекты, что в целом способствует компетентностному подходу к обучению.
К технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся относят такие как развивающие игры, проблемное обучение, нетрадиционные формы уроков ( урок - исследование, интегрированные уроки , урок-дискуссия , урок- турнир ), которые способствуют реализации поставленной цели. Так, в марте 2007 года на базе нашей школы проводился семинар для школ района, в ходе которого был показан интегрированный урок истории и литературы по теме « Общая характеристика истории и литературы ХХ века». Для реализации творческого потенциала учащихся на уроке были предложены различные методы и приемы обучения (такие как учебная дискуссия, решение проблемных вопросов, исследовательская самостоятельная работа, анализ конкретных ситуаций, выполнение индивидуальных заданий: учащиеся 11 класса готовили доклады и рефераты.
В качестве приема, создающего эмоциональное отношение к изучаемому материалу, использовалось чтение стихотворений, публицистики, авторское чтение и прослушивание литературных отрывков и исторических источников из медиа-учебника. Использовались игровые приемы обучения – загадки, инсценировки, что способствовало более прочному усвоению знаний, вызывая интерес и одновременно развивая сообразительность и находчивость.
Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь, обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В. в рамках исторического образования.
С целью повышения познавательного интереса, создания условий для формирования учебной мотивации необходимо использовать:
- активные методы обучения: – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности;
- создание проблемной ситуации, сочетание трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает;
- эмоциональная окраска, живое слово учителя.
Важным моментом деятельности учителя истории считаю реализацию принципов интерактивного личностно- развивающего образования:
- личностный подход;
- формирование обобщенных структур, чем выше уровень обобщения, тем лучше теоретические знания;
- рефлексии, проблемности , идеологичности.
Для реализации этих принципов в старших классах провожу семинары, цель которых - углубление исторических знаний, формирование навыков самостоятельной работы и исторического анализа. Особое внимание уделяю дифференцированному обучению школьников, а также применению здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания.
Еще Я.А.Каменский стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человека и природы. Творческий характер образовательного процесса крайне необходимое условие для здоровьесбережения. Включение ребенка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие личности человека, но и снижает вероятность наступления утомления. Взаимосвязь здесь проста: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит является в той или иной степени насилием над собой. Насилие разрушительно для здоровья. Как через формирование усталости, так и само по себе. Реализации творческих задач достигаются использованием на уроках и во внеурочной деятельности активных методов и форм обучения. В качестве примера эффективных и доступных форм работы можно привести дискуссию, психолого-педагогический тренинг. Это позволяет не только получить удовольствие от своей работы, в большей степени реализовать индивидуальный подход к учащимся, но и превратить используемые педагогические технологии в здоровьесберегающие.
Не менее важна правильная организация учебной деятельности, а именно:
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
- соблюдение гигиенических требований ( свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
- благоприятный эмоциональный настрой.
Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.
У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.
В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха.
Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать
В кабинете истории много комнатных растений, которые являются нашими чудесными друзьями и помощниками и также способствуют здоровьесбережению, они дарят незаменимый кислород, поглощают вредные газы, задерживают пыль. В помещении растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт, кроме того выделяемые цветами фитонциды губительно действуют на болезнетворные микробы и активизируют защитные силы организма.
В целом , применение новых образовательных технологий способствует активизации познавательного интереса и высокой результативности работы , итогом которой можно привести привести такие показатели , как :
- общая успеваемость составляет 100 % по предметам истории и обществознанию;
- качество знаний в течение ряда последних лет составляет от 50-75 %;
- подтверждение годовых оценок, в том числе по результатам независимой аттестации знаний в 9 классе по истории в 2010/2011 учебном году и в 2009-2010 учебном году 100% качество знаний и 100 % подтверждение годовых оценок);
- увеличение числа обучающихся, принимающих участие в предметных олимпиадах по на уровне школы, муниципальном уровне, региональном уровне - в 2007 году Юхачева Ольга (9 класс) заняла третье место в районной олимпиаде по истории и принимала участие в областной олимпиаде, в 2008 году, будучи уже учащейся 10 класса она заняла 2 место в районной олимпиаде по истории, декабрь 2010 года - 3 место во втором туре Всероссийской олимпиады по обществознанию заняла Соловьева Дарья из 8 класса;
- увеличение количества и повышение качества работ, выполняемых учащимися по самостоятельно выбранной теме или проблеме (проекты, учебные исследования, рефераты, презентации);
- выбор предмета « История» в качестве будущей профессии -выпускники нашей школы Пономарева Наталья и Чернова Олеся в 2008 году окончили исторический факультет СГУ;
-высокий уровень поступления в ВУЗы, на вступительных экзаменах в которых сдавали предметы «История» и «Обществознание» (2007 год – Пономарева Ольга и Филипповская Ульяна поступили в социально-экономический университет, Зозуля Павел поступил в ПАГС на специальность «Политология», Пономарев Сергей на отделение журналистики университета, в настоящее время – корреспондент ВГТРК в Саратове, в 2008 году – Попов Евгений поступил в академию права.
Разумеется, нельзя говорить о том, что только представленный подход позволяет достигать высоких результатов, так как он не является отражением всей системы работы. Но, на наш взгляд, его использование, безусловно, может способствовать активизации познавательного интереса.
Учитель истории МОУ «Основная общеобразовательная школа с.Ленинское» Энгельсского района Саратовской области Баландина Нина Ивановна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-коммуникационные технологии обучения как средство активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания.
Статья на тему "Активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания"...
статья "Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии"
Как сделать урок интересным, увлекательным, как привить ученикам любовное, разумное отношение к своему предмету? Эти вопросы занимают многих педагогов. В настоящее время в России идет процесс модерниз...
Презентация "Игровые технологии как средство активизации познавательной активности на уроках истории"
Презентация "Игровые технологии"...
«Использование игровых технологий как путь активизации познавательной деятельности на уроках русского языка обучающихся по индивидуальной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида».
Развитие и совершенствование познавательного процесса на основе развития у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения,связной устной и письменной речи посредством игр...
Статья "Проблемное обучение на уроках технологии как способ активизации познавательной деятельности учащихся"
Проблемное обучение на уроках технологии как способ активизации познавательной деятельности учащихся....
Доклад на ШМО "ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ."
Доклад по применению различных методов по привлечению внимания на уроках истории....
Творческая работа «Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках истории»
Материал содержит сведения о возможности использования игровых форм обучения на уроках истории....