Социализация и профессиональная ориентация детей с ограниченной трудоспособностью
статья по технологии (8 класс) по теме

В данной статье описаны основные принципы работы по социальной адаптации и профессиональной реабилитации учеников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дается стратегия выбора профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsializatsiya_i_professionalnaya_orientatsiya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                     Социализация и профессиональная ориентация      

                               с ограниченной трудоспособностью.

Как учитель трудового обучения и как классный руководитель, я, работая с учащимися, у которых ограниченные возможности здоровья ( это и ДЦП и другие нарушения опорно-двигательного аппарата) стараюсь сформировать у моих учеников готовность к выбору профессии. В этом плане я тесно сотрудничаю с воспитателями групп. Мы проводим совместные классные часы, организуем экскурсии в лицеи и колледжи нашего города (индустриальный, педагогический, книготорговый и т.д.)

Основой работы по социальной адаптации и профориентации является план на каждый учебный год, в котором предусмотрены все мероприятия в этом направлении с сентября по май.

Как бы не было трудно нашим детям, мы приучаем их к целенаправленной деятельности, воспитываем правильное отношение к труду, трудовые качества – трудолюбие, организованность, бережливость, стремление к расширению специальных знаний, поэтому, кроме непосредственной трудовой деятельности, я предлагаю им ознакомление со специальной литературой, научно-популярными журналами, энциклопедиями и т.д. Для детей, освоивших компьютер, не составляет труда найти необходимую информацию в Интернете.

Итак, работа ведется по следующим направлениям:

  • Профессиональное просвещение ( ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности, отдельными отраслями народного хозяйства, профессиями и специальностями.)
  • Профессиональное воспитание (воспитание у учащихся устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии и сферы трудовой деятельности.)
  • Изучение личности школьника в целях профессиональной ориентации, формирования трудовых и профессиональных интересов. (психологических особенностей, темперамента, и т.д)
  • Педагогическая и социологическая консультация. (сотрудничество с социальными службами города – ежегодное тестирование от государственной службы занятости в специальном передвижном пункте, автобусе, который приезжает к школе.)  Это полезные советы  учащимся о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее  соответствующих физическому состоянию ученика, его темпераменту, знаниям и склонностям.

К примеру, многим известна следующая классификация по интересу :

  • ,,Человек-природа''- если ребенок выбирает следующую сферу деятельности : животноводство, пищевая промышленность     (Сельскохозяйственный колледж).
  • ,,Человек-техника’’- если учащийся выбирает технические специальности :строительство, металлообработку и т.д.                         (индустриальный колледж).
  • ,,Человек-человек’’ – это педагогика, библиотечное дело, книготорговля, медицина и т.д.      (Колледжи педагогический, медицинский, книготорговый).
  • ,,Человек- знаковая система’’ – ребята часто интересуют профессии, связанные с компьютерным обеспечением. (Политехникум    г. Энгельс).
  • ,,Человек- художественный образ’’- эту сферу деятельности чаще выбирают дети, которые преуспели в  рукоделии, любят кино, занимаются в театральном кружке, вяжут ит.д.

Такая классификация помогает учащимся понять в какой области деятельности искать свое призвание.

Тестируя детей, выявляя их профессиональные интересы, мы предупреждаем  их  и об ошибках при выборе профессии.  Для этого существует целый набор негативных действий, а именно:

  • Не надо идти в профессию за компанию.
  • Надо учитывать возможности своего здоровья.
  • Не надо стремиться в престижные области. (больно будет падать).
  • Надо стараться разобраться в себе, в своих склонностях и  способностях.

Консультации школьного психолога и социального педагога всегда нам в помощь.

Школа – сложный механизм и я, как классный руководитель и учитель трудового обучения, стараюсь сотрудничать со своими коллегами во всех областях работы с детьми.

Для наших детей важно понять три основных фактора выбора профессии, чтобы найти оптимальные варианты и попробовать реализовать свой план в действии.

  1. ХОЧУ- попытаться оценить свои интересы и склонности, представить себе, чем ,, я хочу заниматься каждый свой трудовой день’’, какая профессия нравиться.
  2. МОГУ- оценить себя, свое здоровье, знания и силы, свои способности, попытаться примерить их к выбранной профессии.
  3. НАДО- выяснить, требуются ли специалисты выбираемой ребенком профессии, где он будет обучаться, и найдет ли потом работу по этой специальности по месту жительства.

Вот такая стратегия выбора профессии предлагается нами нашим ученикам. И, конечно, мы никогда не забываем об особенностях здоровья наших учащихся и стараемся правильно их ориентировать. И наши дети нас не подводят.

Они успешно учатся и в педагогическом колледже, и колледжах информационных технологий, в книготорговом и в

Политехникуме  г. Энгельса.

Многие ребята общеобразовательных классов вместе с учащимися коррекционной школы поступают в специальное училище в Агафоновке, чтобы быстрее освоить трудовую специальность и преступить к профессиональной деятельности.

Постоянно ведется работа с родителями учеников в плане профессиональной ориентации.

Какую бы профессию не выбрали наши учащиеся, мы в них верим, потому что мы все силы прикладываем к сознательной профессиональной ориентации и социализации.

       

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...

Социализация и профессиональная ориентация во внеурочной деятельности в воспитательной работе"

Образовательная среда – это то, что отличает одну школу от другой. Составляющие элементы этой среды, в принципе,  везде одинаковые. Но их наполнение, их содержание, особенности их взаимодействия ...

Реализация профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья через профильное обучение в коррекционной школе

Ежегодно в нашей стране проводится анализ состояния современного рынка труда. Рынок труда насыщен специалистами с вузовским дипломом, а вот потребность в квалифицированных рабочих растёт с каждым днём...

Профессиональная ориентация детей и подростков в условиях дополнительного образования детей

В статье рассматривается проблема создания в учреждениях дополнительного образования детей системной работы по социальной адаптации и профессиональному самоопределению школьников. Представлены способы...

«Профессиональная ориентация учащихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки сельскохозяйственного труда.»

Условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умен...

Тема проекта: «Социализация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, с помощью различных видов спорта»

Социализация и адаптация учащихся с ОВЗ и инвалидностью с помощью различных видов спорта....