Социализация и профессиональная ориентация детей с ограниченной трудоспособностью
статья по технологии (8 класс) по теме
В данной статье описаны основные принципы работы по социальной адаптации и профессиональной реабилитации учеников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дается стратегия выбора профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_i_professionalnaya_orientatsiya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация и профессиональная ориентация
с ограниченной трудоспособностью.
Как учитель трудового обучения и как классный руководитель, я, работая с учащимися, у которых ограниченные возможности здоровья ( это и ДЦП и другие нарушения опорно-двигательного аппарата) стараюсь сформировать у моих учеников готовность к выбору профессии. В этом плане я тесно сотрудничаю с воспитателями групп. Мы проводим совместные классные часы, организуем экскурсии в лицеи и колледжи нашего города (индустриальный, педагогический, книготорговый и т.д.)
Основой работы по социальной адаптации и профориентации является план на каждый учебный год, в котором предусмотрены все мероприятия в этом направлении с сентября по май.
Как бы не было трудно нашим детям, мы приучаем их к целенаправленной деятельности, воспитываем правильное отношение к труду, трудовые качества – трудолюбие, организованность, бережливость, стремление к расширению специальных знаний, поэтому, кроме непосредственной трудовой деятельности, я предлагаю им ознакомление со специальной литературой, научно-популярными журналами, энциклопедиями и т.д. Для детей, освоивших компьютер, не составляет труда найти необходимую информацию в Интернете.
Итак, работа ведется по следующим направлениям:
- Профессиональное просвещение ( ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности, отдельными отраслями народного хозяйства, профессиями и специальностями.)
- Профессиональное воспитание (воспитание у учащихся устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии и сферы трудовой деятельности.)
- Изучение личности школьника в целях профессиональной ориентации, формирования трудовых и профессиональных интересов. (психологических особенностей, темперамента, и т.д)
- Педагогическая и социологическая консультация. (сотрудничество с социальными службами города – ежегодное тестирование от государственной службы занятости в специальном передвижном пункте, автобусе, который приезжает к школе.) Это полезные советы учащимся о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих физическому состоянию ученика, его темпераменту, знаниям и склонностям.
К примеру, многим известна следующая классификация по интересу :
- ,,Человек-природа''- если ребенок выбирает следующую сферу деятельности : животноводство, пищевая промышленность (Сельскохозяйственный колледж).
- ,,Человек-техника’’- если учащийся выбирает технические специальности :строительство, металлообработку и т.д. (индустриальный колледж).
- ,,Человек-человек’’ – это педагогика, библиотечное дело, книготорговля, медицина и т.д. (Колледжи педагогический, медицинский, книготорговый).
- ,,Человек- знаковая система’’ – ребята часто интересуют профессии, связанные с компьютерным обеспечением. (Политехникум г. Энгельс).
- ,,Человек- художественный образ’’- эту сферу деятельности чаще выбирают дети, которые преуспели в рукоделии, любят кино, занимаются в театральном кружке, вяжут ит.д.
Такая классификация помогает учащимся понять в какой области деятельности искать свое призвание.
Тестируя детей, выявляя их профессиональные интересы, мы предупреждаем их и об ошибках при выборе профессии. Для этого существует целый набор негативных действий, а именно:
- Не надо идти в профессию за компанию.
- Надо учитывать возможности своего здоровья.
- Не надо стремиться в престижные области. (больно будет падать).
- Надо стараться разобраться в себе, в своих склонностях и способностях.
Консультации школьного психолога и социального педагога всегда нам в помощь.
Школа – сложный механизм и я, как классный руководитель и учитель трудового обучения, стараюсь сотрудничать со своими коллегами во всех областях работы с детьми.
Для наших детей важно понять три основных фактора выбора профессии, чтобы найти оптимальные варианты и попробовать реализовать свой план в действии.
- ХОЧУ- попытаться оценить свои интересы и склонности, представить себе, чем ,, я хочу заниматься каждый свой трудовой день’’, какая профессия нравиться.
- МОГУ- оценить себя, свое здоровье, знания и силы, свои способности, попытаться примерить их к выбранной профессии.
- НАДО- выяснить, требуются ли специалисты выбираемой ребенком профессии, где он будет обучаться, и найдет ли потом работу по этой специальности по месту жительства.
Вот такая стратегия выбора профессии предлагается нами нашим ученикам. И, конечно, мы никогда не забываем об особенностях здоровья наших учащихся и стараемся правильно их ориентировать. И наши дети нас не подводят.
Они успешно учатся и в педагогическом колледже, и колледжах информационных технологий, в книготорговом и в
Политехникуме г. Энгельса.
Многие ребята общеобразовательных классов вместе с учащимися коррекционной школы поступают в специальное училище в Агафоновке, чтобы быстрее освоить трудовую специальность и преступить к профессиональной деятельности.
Постоянно ведется работа с родителями учеников в плане профессиональной ориентации.
Какую бы профессию не выбрали наши учащиеся, мы в них верим, потому что мы все силы прикладываем к сознательной профессиональной ориентации и социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация и профессиональная адаптация детей-инвалидов по слуху в ходе начальной профессиональной подготовки»
Презентация к выступлению на ГМО...
Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида
Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...
Социализация и профессиональная ориентация во внеурочной деятельности в воспитательной работе"
Образовательная среда – это то, что отличает одну школу от другой. Составляющие элементы этой среды, в принципе, везде одинаковые. Но их наполнение, их содержание, особенности их взаимодействия ...
Реализация профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья через профильное обучение в коррекционной школе
Ежегодно в нашей стране проводится анализ состояния современного рынка труда. Рынок труда насыщен специалистами с вузовским дипломом, а вот потребность в квалифицированных рабочих растёт с каждым днём...
Профессиональная ориентация детей и подростков в условиях дополнительного образования детей
В статье рассматривается проблема создания в учреждениях дополнительного образования детей системной работы по социальной адаптации и профессиональному самоопределению школьников. Представлены способы...
«Профессиональная ориентация учащихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки сельскохозяйственного труда.»
Условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умен...
Тема проекта: «Социализация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, с помощью различных видов спорта»
Социализация и адаптация учащихся с ОВЗ и инвалидностью с помощью различных видов спорта....