Рабочая программа по швейному делу для 7 класса
рабочая программа по технологии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4
Утверждена приказом ОУ
от 30.08.2013г. №58
Директор школы ____________О.Н. Самойлова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по швейному делу
для 7 класса
на 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка.
Цель: - отработка определенных трудовых навыков, необходимых для овладения профессии швеи мотористки;
подготовить школьников к поступлению в профессиональное училище.
Задачи:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе
включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;
- коррекция и развитие устной речи, недостатков психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями умственного развития, их познавательных возможностей и интересов.
Нормативно-правовые документы, на основе которых
разработана рабочая программа
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ(О)СКОУ С(К)О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, образовательной программой ОУ.
Сведения о программе.
Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы рассчитан по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки построения чертежей, использование технологических карт, чертежей, изготовления выкроек, раскроя, технологию пошива (последовательность соединения деталей, правила обработки, выполнения видов швов, выполнение отдельных деталей и узлов, способы отделки швейных изделий).
Место и роль учебного курса
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и лёгкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской одежды.
Учебный курс направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития.
Информация о количестве учебных часов.
Количество часов на год – 338
Количество часов в неделю – 10
Количество административных работ - 2
Формы организации образовательного процесса.
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок – практическая работа, урок - беседа.
Традиционная форма обучения дополняется экскурсиями на швейную фабрику. Благодаря конкретным впечатлениям учащиеся прочнее усваивают теоретические сведения.
Технология обучения.
Традиционные технологии:
- объяснительно-иллюстративные
Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:
- самостоятельная работа,
- проблемное обучение,
- практическая работа,
- здоровьесберегающие технологии,
- коллективный способ обучения (работа в парах).
Виды и формы контроля:
Основными видами и формами контроля являются:
- индивидуальный устный опрос по изученному материалу;
- фронтальный опрос;
- уплотнённый и выборочный опрос;
-ответы на поставленные вопросы;
- проверка знаний при помощи тестов;
- обобщающая беседа;
- проверка знаний при выполнении практических работ;
- промежуточный и итоговый контроль.
Планируемый уровень подготовки учащихся.
В результате прохождения программного материала, обучающиеся
должны знать:
-технологию и способы обработки изделий из ткани;
-назначение измерительных инструментов;
-устройство швейной машины;
-основы проектирования.
В результате прохождения программного материала, обучающиеся
должны уметь:
-самостоятельно ориентироваться в задании;
-самостоятельно подбирать материалы и инструменты для работы;
-рационально организовывать своё рабочее место, соблюдать правила
техники безопасности;
-читать схемы, чертежи;
-работать на швейной машине;
-выполнять основные технологические операции при изготовлении изделий;
-разрабатывать и документально оформлять проектные работы.
Основные требования к умениям :
1-й уровень.
Строение и основные свойства натуральных и искусственных волокон;
Полную характеристику стачных швов;
Названия деталей контурных срезов плечевых и поясных изделий;
Последовательность обработки поясных и плечевых изделий;
Обрабатывать отдельные детали изделия;
Составлять план пошива легкой одежды самостоятельно.
2-й уровень.
Определять основные свойства натуральных и искусственных волокон;
Частичную характеристику стачных швов;
Основных деталей плечевых и поясных изделий;
Последовательность обработки поясных и плечевых изделий по плану;
Обрабатывать отдельные детали изделия по образцу;
Составлять план пошива легкой одежды последовательно с помощью наглядного пособия.
Информация об используемом учебнике.
Г.Г.Мозговая, Г.Б. Картушина «Швейное дело», учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2007г., рекомендован Учёным Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
Содержание рабочей программы.
1 четверть
Промышленная швейная машина – 10 ч.
Назначение, скорости, виды выполняемых операций, основные механизмы. Заправление верхней и нижней нитки. Регулятор строчки, назначение и действие. Работа на промышленной машине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Посадка вовремя работы: положение рук, ног, корпуса.
Построение чертежа и раскрой женского и детского белья без плечевого шва. Сорочка – 16 ч.
Получение пряжи из льняного волокна. Общее представление о прядильном производстве. Профессии прядильного производства. Ткани для пошива ночных сорочек. Фасоны выреза горловины. Мерки для построения чертежа выкройки. Названия контурных срезов и деталей. Расход ткани на изделие. Построение чертежа в масштабе. Снятие мерок. Изготовление выкройки.
Обработка подкройной обтачкой горловины ночной сорочки– 22 ч.
Качество машинных игл. Дефект в строчке при работе искривленной или тупой иглой: виды, устранение. Неполадка в работе швейной машины, виды (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), устранение. Обработка на образце выреза горловины.
Пошив односпального изделия с прямыми срезами. Пооперационное разделение труда – 10 ч.
Изделие. Наволочка. Льняная ткань: изготовление, свойства (способность впитывать влагу и пропускать воздух), отношение к воде и теплу. Правила утюжки льняной ткани. Ткацкое производство. Профессии.
Пооперационное разделение труда при пошиве изделия. Швы, используемые при пошиве бельевого изделия.
Практическое повторение – 22 ч.
Обработка поперечного среза швом вподгибку с закрытым срезом. Разметка длины клапана. Складывание кроя для обработки боковых срезов двойным швом одновременно с клапаном. Вывертывание, утюжка и складывание по стандарту изделия.
Контрольная работа – 6 ч.
Обработка горловины подкройной обтачкой по готовому крою.
Ремонт одежды – 7ч.
Определение вида ремонта. Подбор ниток и ткани. Раскрой заплаты. Подготовка места наложения заплаты. Наметывание заплаты. Настрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Подготовка ткани под штопку. Выполнение штопки. Утюжка изделия.
2 четверть
Ткацкое производство – 5 ч.
Общее представление о профессии.
Обработка подкройной обтачкой рамки пододеяльника – 18 ч.
Пододеяльник, назначение, стандартные размеры, ткани для пошива, название деталей и срезов, швы для обработки и соединения деталей.
Утюжка пододеяльника.
Бригадный метод пошива постельного белья – 7 ч.
Основные стандартные размеры наволочек. Простыней и пододеяльников. Ткани для пошива постельного белья. Пооперационное разделение труда при пошиве постельного белья. Качество пошива. Технические требования к готовой продукции. Раскрой изделия.
Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой поясного бельевого изделия – 7 ч.
Пижама: назначение, ткани для пошива. Мерки для построения чертежа пижамных брюк. Название деталей изделия и контурных срезов. Особенности раскроя парных деталей. Расчет расхода ткани.
Изготовление выкройки плечевого бельевого изделия и раскрой – 6 ч.
Изделие. Пижамная сорочка: фасоны, виды отделок. Использование выкройки сорочки без плечевого шва. Моделирование выкройки.
Соединение основных деталей в изделии поясного белья – 20 ч.
Изделие. Пижама детская. Швы, применяемые при пошиве детской пижамы. Технические требования к выполнению запошивочного шва в бельевом изделии. Обработка запошивочным швом шаговых и среднего срезов парных деталей. Обработка швом вподгибку с закрытым срезом верхних и нижних срезов деталей.
Самостоятельная работа – 4ч.
Пошив по готовому крою небольшой наволочки с клапаном.
Ремонт одежды – 3ч.
Определение вида ремонта. Подбор ниток и ткани. Раскрой заплаты. Подготовка места наложения заплаты. Наметывание заплаты. Настрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Подготовка ткани под штопку. Выполнение штопки. Утюжка изделия.
3 четверть
Прямая юбка – 10 ч.
Юбка: ткани для пошива, виды, фасоны, мерки для построения чертежа, название деталей и контурных срезов выкройки. Выбор фасона и ткани изделия, распознавание шерстяной ткани. Изменение выкройки в соответствии с фасоном. Раскрой.
Шерстяное волокно: вид, свойства (длина, толщина, извитость, прочность), получение пряжи.
Обработка застёжек в боковом шве поясного изделия– 15 ч.
Застежка в юбки: виды, длина, фурнитура, особенности обработки в юбках из разных тканей. Петли из ниток.
Получение ткани из шерстяной пряжи. Пряжа чистошерстяная и полушерстяная. Свойства чистошерстяной ткани (прочность, способность к окраске, усадка, воздухопроницаемость, теплозащита). Правила утюжки шерстяной ткани.
Обработка складок в поясном женском и детском платье – 8 ч.
Складка: виды(односторонняя, встречная, бантовая), назначение, конструкция, ширина и глубина. Расчет ширины ткани на юбку со складками. Обработка складок на образце. Разметка линий внутреннего и наружного сгибов ткани. Заметывание складок. Закрепление складок строчками. Утюжка складок.
Обработка низа прямой юбки – 20 ч.
Виды, зависимость от фасона и ткани. Ширина подгиба. Обработка среза ткани зигзагообразной строчкой.
Обработка притачным поясом верхнего среза прямой юбки – 25 ч.
Краеобметочная машина 51-А класса ПМЗ -2: назначение, устройство, работа и регулировка механизмов, регулировка длины и ширины стежка, правила безопасной работы. Виды обработки верхнего среза юбок(притачным поясом и корсажной лентой). Способы застегивания пояса (на крючках и на пуговицах). Зависимость размера петли от диаметра пуговицы. Виды обработки срезов швов. Разутюженная и заутюженная вытачка. Название деталей кроя юбки и контурных срезов. Подготовка деталей кроя к пошиву.
Практическое повторение – 10 ч.
По выбору пошив юбки прямой или расширенной книзу, ночной сорочки, простыни, пододеяльника.
Самостоятельная работа – 4 ч.
Выполнение отдельных операций по изготовлению прямой юбки в масштабе 1:2.
Ремонт одежды – 3ч.
Определение вида ремонта. Подбор ниток и ткани. Раскрой заплаты. Подготовка места наложения заплаты. Наметывание заплаты. Настрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Подготовка ткани под штопку. Выполнение штопки. Утюжка изделия.
4 четверть
Построение чертежа и раскрой расклешенной юбки – 12ч.
Юбка: фасоны, ткани для пошива (гладкокрашеные, пестротканые, меланжевые). Ткани с рисунком в клетку. Чертежи расклешенной юбки (мерки для построения линии, контурные срезы). Направление нитей основы в ткани при раскрое расклешенной юбки. Припуск на верхний подгиб.
Обработка оборок – 8 ч.
Назначение оборок. Правила расчета длины на оборку. Правила раскроя оборок. Виды обработки отлетного среза оборки.
Обработка верхнего среза расклешенной юбки швом вподгибку с вкладыванием эластичной тесьмы – 4 ч.
Выравнивание и подрезка низа расклешенной юбки. Расположение швов. Использование обтачки при обработке верхнего среза под эластичную тесьму. Правила утюжки расклешенной юбки.
Юбка из клиньев с оборкой по нижнему срезу – 13 ч.
Снятие мерок. Построение вспомогательных линий. Построение линий талии и низа по расчету для юбок «солнце», и «полусолнце». Расчет размера, построение клина на чертеже. Раскладка выкройки, припуск на подгиб по верхнему срезу. Раскрой юбки.
Практическое повторение – 31 ч.
Изготовление юбок прямой и расклешенной, ночной сорочки, простыни, наволочки, пододеяльника.
Самостоятельная работа – 4 ч.
Выполнение отдельных операций по изготовлению образца расклешенной юбки в масштабе 1:2.
Контрольная работа за год – 6 ч.
Выполняется по готовому крою. Выполнение отдельных операций по изготовлению образца юбки в масштабе 1:2.
Ремонт одежды – 2ч.
Определение вида ремонта. Подбор ниток и ткани. Раскрой заплаты. Подготовка места наложения заплаты. Наметывание заплаты. Настрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Подготовка ткани под штопку. Выполнение штопки. Утюжка изделия.
Учебно-тематический план по швейному делу.
Общее количество часов – 338 1 четверть Промышленная швейная машина – 10 ч. Построение чертежа и раскрой женского и детского белья без плечевого шва. Сорочка – 16 ч. Обработка подкройной обтачкой горловины ночной сорочки– 22 ч. Пошив односпального изделия с прямыми срезами. Пооперационное разделение труда – 10 ч. Практическое повторение – 22 ч. Контрольная работа – 6 ч. Ремонт одежды – 7ч. 2 четверть Ткацкое производство – 5 ч. Обработка подкройной обтачкой рамки пододеяльника – 18 ч. Бригадный метод пошива постельного белья – 7 ч. Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой поясного бельевого изделия – 7 ч. Изготовление выкройки плечевого бельевого изделия и раскрой – 6 ч. Изделие. Пижамная сорочка. Соединение основных деталей в изделии поясного белья – 20 ч. Самостоятельная работа – 4ч. Ремонт одежды – 3ч. 3 четверть Прямая юбка – 10 ч. Обработка застёжек в боковом шве поясного изделия– 15 ч. Обработка складок в поясном женском и детском платье – 8 ч. Обработка низа прямой юбки – 20 ч. Обработка притачным поясом верхнего среза прямой юбки – 25 ч. Практическое повторение – 10 ч. Самостоятельная работа – 4 ч. Ремонт одежды – 3ч. 4 четверть Построение чертежа и раскрой расклешенной юбки – 12ч. Обработка оборок – 8 ч. Обработка верхнего среза расклешенной юбки швом вподгибку с вкладыванием эластичной тесьмы – 4 ч. Юбка из клиньев с оборкой по нижнему срезу – 13 ч. Практическое повторение – 31 ч. Самостоятельная работа – 4 ч. Контрольная работа за год – 6 ч. Ремонт одежды – 2ч. |
Литература и средства обучения.
1.Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М., Просвещение, 1980.
2.Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. – М., Высшая школа, 1978.
3.Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. – М., Легкая и пищевая промышленность, 1982.
Учебно-методическое обеспечение.
1.Программа факультативной работы, календарно-тематический план.
2.Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3.Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4.Учебно-наглядные пособия: проектные работы обучающихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты.
5.Материалы и инструменты.
6.Компьютер для показа презентаций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по швейному делу для 8 класса специальной (коррекционной) школы
данная программа содержит пояснительную записку с описанием основных целей и задач обучения швейному делу в 8 классе школы VIII вида и учебно - тематическое планирование...
Рабочая программа по швейному делу для 6 класса на 2012-2013 учебный год
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...
Рабочая программа по швейному делу для 7 класса на 2012-2013 учебный год
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...
Рабочая программа по швейному делу для 8 класса на 2012-2013 учебный год
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...
Рабочая программа по швейному делу 6 класс
Раработка рабочей программы для 6 класса...
Рабочая программа по швейному делу 5 класс
При составлении программы учитывались условия обучения и современный подход к трудовому обучению в коррекционных школах. Коррекционная направленность и учебно-воспитательная работа на уроке - это един...
Адаптированная рабочая программа по швейному делу 7 класса для обучающихся с ОВЗ 8 вида
паспорт программы, пояснительная записка, тематическое планирование...