Рабочая программа по швейному делу для 8 класса на 2012-2013 учебный год
рабочая программа по технологии (8 класс) по теме
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по изготовлению швейных изделий. Учащиеся должны уметь планировать работу по изготовлению изделия. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_8_klass.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4
Утверждена приказом ОУ
от 31.08.2012г. №58
Директор школы ____________О.Н. Самойлова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по швейному делу
для 8 класса
на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка.
Цель: отработка способности к длительным трудовым действиям;
подготовить школьников к поступлению в профессиональное училище.
Задачи:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе
включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;
- коррекция и развитие устной речи, недостатков психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями умственного развития, их познавательных возможностей и интересов.
Нормативно-правовые документы, на основе которых
разработана рабочая программа
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ(О)СКОУ С(К)О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, образовательной программой ОУ.
Сведения о программе
Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы рассчитан по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки построения чертежей, пользования технологическими картами.
Место и роль учебного курса
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по изготовлению швейных изделий. Учащиеся должны уметь планировать работу по изготовлению изделия. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Информация о количестве учебных часов.
Количество часов на год – 371
Количество часов в неделю – 11
Контрольные административные работы – 2
Формы организации образовательного процесса.
Урок – основная форма организации образовательного процесса.
Типы уроков: Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок – практическая работа, урок – экскурсия. Традиционная форма обучения дополняется экскурсиями на швейную фабрику. Благодаря конкретным впечатлениям учащиеся прочнее усваивают теоретические сведения.
Технология обучения
Традиционные технологии:
- объяснительно-иллюстративные
Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества,
- проблемное обучение,
- гуманно-личностная,
- здоровьесберегающие технологии,
- коллективный способ обучения (работа в парах).
Виды и формы контроля:
- индивидуальный устный опрос по изученному материалу;
- фронтальный опрос;
- ответы на поставленные вопросы;
- проверка знаний при помощи тестов;
- обобщающая беседа;
- выполнение практической работы;
- поурочный контроль знаний ( четверть, год, экзамен).
Планируемый уровень подготовки учащихся.
В результате прохождения программного материала, обучающиеся
должны знать:
-устройство и правила работы на промышленной швейной машине;
-название основных мерок при построении чертежа;
-название контурных срезов и деталей выкройки;
-дефекты швейных игл и их устранение;
-сведения о прядении и ткачестве;
-производство шерстяных волокон и тканей и их свойства;
-виды складок;
-свойства тканей, выработанных полотняным, саржевым и сатиновым переплетениями нитей;
-знать виды обтачек;
-ориентирные точки и линии фигуры;
-правила снятия мерок;
-название и обозначение снимаемых мерок.
уметь:
-уметь выполнять образцы переплетения нитей;
-выполнять пошив изделия на швейной машине;
-снимать мерки для построения чертежа;
-строить чертеж в масштабе;
-выполнять самоконтроль качества работы с последующим отчетом о проделанной работе;
-определять некоторые свойства ткани по внешним признакам;
-подбирать ткани в соответствии с фасоном изделия;
-выполнять потайные подшивочные стежки;
-планировать работу по пошиву изделия.
Информация об используемом учебнике.
Программа В.В.Воронковой, учебник «Швейное дело» 8 класс под редакцией Г.Г.Мозговой, Г.Б. Картушина, Москва «Просвещение», 2009г. В помощь учителю предлагаются: примерное тематическое планирование, методические рекомендации к урокам. Представленные материалы используются в помощь детям с нарушениями в развитии к будущей самостоятельной жизни.
Содержание рабочей программы.
1-четверть
Вводное занятие-2ч.
План работы и задачи на год. Профессия швеи-мотористки. Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской.
Вышивание гладью-16ч.
Изделие. Отделка на изделии (гладь).
Теоретические сведения. Применение вышивки для украшения швейного изделия. Виды вышивки (гладь). Инструменты и приспособления для вышивки. Способы перевода рисунка на ткань.
Практические работы. Выбор рисунка и подбор ниток. Перевод рисунка на ткань. Выполнение гладъевых стежков.
Построение чертежа основы блузки. Элементарное моделирование и раскрой-19ч.
Изделие. Блузка без воротника и рукавов или с цельнокроеными короткими рукавами (линия бока начинается от середины проймы).
Теоретические сведения. Общее представление о получении волокон и пряжи натурального и искусственного шелка. Свойства волокон и шелка. Ткани для блузок. Фасоны блузок без рукавов и с короткими цельнокроеными рукавами. Мерки для построения чертежа основы блузки. Название деталей и контурных срезов. Припуски на обработку срезов. Простейшее моделирование (перенос нагрудной вытачки). Правила раскладки выкройки на ткани. Расчет расхода ткани на блузку.
Практические работы. Проверка чертежа и изготовленной выкройки. Перенесение нагрудной вытачки. Раскладка выкройки на ткань и раскрой с припуском на швы. Прокладывание копировальных стежков по контуру выкройки, по линии талии.
Соединение основных деталей плечевого изделия-31ч.
Изделие. Блузка без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами (горловина и проймы обрабатываются окантовочным швом или косой обтачкой).
Технологические сведения. Ткани из натурального и искусственного шелка: свойства (прочность, сминаемость, гигроскопичность, воздухопроницаемость, скольжение, осыпаемость, прорубаемость) отношение к воде, теплу, щелочам, правила утюжки. Способы обработки горловины, пройм и низа цельнокроеного рукава. Виды обработки низа блузки в зависимости от ее назначения (двойной строчкой, швом вподгибку с закрытым срезом, притачным поясом)
Лабораторная работа. Определение тканей из натурального и искусственного шелка по внешнему виду (блеску), на ощупь, по характеру горения нитей. Сравнение шелковой ткани с хлопчатобумажной и шерстняной.
Практические работы. Сметывание вытачек, плечевых и боковых срезов. Примерка. Устранение дефектов после примерки. Внесение изменений в выкройку. Раскрой и обработка косой обтачки. Обработка горловины, пройм или низа рукавов косой обтачкой. Обработка швом вподгибку с закрытым срезом нижнего среза. Утюжка и складывание блузки по стандарту.
Практическое повторение-27ч.
Виды работы. По выбору. Пошив блузки, жилеты, юбки или постельного белья. Выполнение заказов базового предприятия с пооперационным разделением труда.
Самостоятельная работа6ч.
Обработка среза окантовочным швом и косой обтачкой. Обработка среза двойной строчкой. (выполняется по готовому крою на образце)
II четверть.
Вводное занятие-2ч.
План работы на четверть. Бережное отношение к инструментам и оборудованию в школьной швейной мастерской.
Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой-22ч.
Изделие. Платье цельнокроеного прямого, приталенного или свободного силуэта без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами.
Теоретические сведения. Понятие силуэт (в одежде). Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов. Виды выреза горловины в платье без воротника (круглый, каре, углом). Использование выкройки блузки для изготовления выкройки платья. Название деталей и контурных срезов выкройки. Детали платья. Расчет и расположение вытачек по линии талии.
Упражнения. Моделирование выреза горловины в платье без воротника (выполняется в альбоме в масштабе 1:4)
Практические работы. Снятие мерки длины изделия. Изменение выкройки основы блузки. Подготовка выкройки платья к раскрою. Раскладка выкройки на ткани и раскрой.
Обработка подкройной обтачкой, стачанной по плечевым срезам, горловины-31ч.
Изделие. Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без воротника и рукавов или с цельнокроеными рукавами.
Теоретические сведения. Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашение и печатание. Виды обтачек (долевая, поперечная, косая и подкройная). Способы раскроя подкройной обтачки.Правила обработки и соединения с горловиной подкройной обтачки.
Практические работы. Сметывание деталей. Примерка платья.устранение дефектов после примерки. Обработка вытачек. Стачивание плечевых срезов. Изготовление выкройки и раскрой подкройной обтачки. Приметывание и обтачивание горловины платья. Обработка отлетного среза обтачки. Стачивание и обработка на краебметочной машине боковых срезов. Обработка оборкой или швом вподгибку с закрытым срезом пройм (или низа цельнокроеного рукава) и нижнего среза. Утюжка и складывание изделия.
Упражнения. Изготовление образцов горловины разной формы (каре, круглый вырез, с застежкой по середине переда или на спинке). Обработка подкройной обтачки горловины.
Ремонт одежды-11ч.
Теоретические сведения. Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы, виды, повреждения, степени износа)
Нажоние зарплаты на легкое верхнее платье.
Практические работы. Определение способа ремонта. Подбор ткани, ниток для заплаты. Соединение заплаты с изделием на машине стачным или накладным швом при соблюдении одинакового направления нитей и совпадения рисунка. Использование зигзагообразной строчки и петельных стежков для наложения заплаты в виде аппликации.
План работы на четверть. Добросовестное отношение к труду.
Практическое повторение -5ч.
Пошив по готовому крою постельного белья, блузок и платьев (женских и детских), нижнего белья. Раскрой изделия с использованием готовых лекал.
Самостоятельная работа – 6ч.
По выбору учителя.
III четверть.
Вводное занятие-2ч.
План работы на четверть. Добросовестное отношение к труду.
Отделка легкой одежды-14ч.
Изделия. Отделка на изделии (рюш, волан, мелкая складка и защип, мережка).
Теоретические сведения. Виды отделки легкой одежды. Различия между оборками, рюшами и воланами. Правила раскроя отделочных деталей. Мережка столбиком, пучками.
Умение. Выполнение мережки.
Практические работы. Раскрой рюшей, воланов. Обработка швом вподгибку вручную и на машинке зигзагообразной строчкой обрезных срезов отделочных деталей. Соединение отделочных деталей с изделием: притачивание, втачивание. Настрачивание рюшей. Раскрой и застрачивание деталей изделия со складочками. Выполнение мережки.
Построение чертежа основы платья-6ч.
Изделие. Выкройка основы платья.
Теоретические сведения. Общее представление о получении синтаксических волокон и пряжи. Виды синтетического волокна (капрон, лавсан, нитрон). Получение пряжи из синтетических волокон и нитей. Мерки для платья, правила их снятия. Основные условные линии и ориентирные точки фигуры. Детали платья. Названия контурных срезов выкройки..
Умение. Распознавание синтетической ткани.
Лабораторная работа. Определение волокон капрона, лавсана, нитрона по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения. Изучение свойств синтетического волокна. (Прочности, способности смачиваться водой, стойкость при нагревании).
Практические работы. Изготовление чертежа основы платья.
Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке-13ч.
Изделия. Выкройка короткого рукава. Выкройка воротника на стойке.
Теоретические сведения. Основные свойства тканей с примесью лавсана и капроновых (стойкость к износу, малая гигроскопичность, легкая воспламеняемость). Мерки и расчеты для построения чертежей прямого длинного рукава и воротника на стойке. Фасоны воротников. Нанесение линии низа короткого рукава. Название срезов выкройки и кроя. Высшая оката рукава. Виды обработки низа короткого рукава. Обработка воротника.
Упражнение. Изготовление образцов короткого рукава и воротника на стойке. Обработка на образце низа короткого рукава (имитация манжетов).
Практические работы. Снятие мерок и расчеты для построения чертежа втачного длинного прямого рукава. Построение чертежей рукава и воротника на стойке. Раскрой рукава с учетом направления долей нити в надставках к рукаву. Нанесение контрольной линии высшей точки оката рукава. Раскрой и обработка воротника.
Обработка деталей с кокетками-11ч.
Изделие. Кокетка.
Теоретические сведения. Кокетка: виды, соединение с деталью притачным и накладным способами, обработка нижнего среза. Отделка.
Упражнение. Изготовление образцов кокеток прямой, овальной и фигурной формы.
Практические работы. Элементарное моделирование кокеток. Раскрой. Обработка притачных кокеток с прямым и овальным нижним срезом. Обработка накладных кокеток с прямым и овальным срезом. Обработка уголков кокетки при настрачивании отделочной строчкой. Утюжка деталей с кокетками.
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой блузки с застежкой доверху-14ч.
Изделие. Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом.
Теоретические сведения. Особенности конструкции блузки рукавом и воротником. Фасоны блузок: выбор и описание. Изменение выкройки основы платья. Нанесение линии низа блузки. Припуск на обработку застежки в середине полочки платья.
Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Припуск на обработку застежки. Раскрой блузки с воротником и коротким рукавом. Прокладывание копировальных строчек по контурным срезам и контрольным линиям.
Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой-27ч.
Изделие. Блуза с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом.
Теоретические сведения. Приспособление к бытовым швейным машинам: линейка для стачивания деталей и прокладывания отдельных строчек; лапки с направляющим бортиком для выполнения накладного и надстрочного шва и для отделочных строчек на разные расстояния от края деталей. Связь и соответствие линий проймы и оката рукава, горловины и воротника.
Упражнения. Пробные строчки с применением приспособлений.
Практические работы. Установка линеек и лапок на швейной машине. Сметывание, примерка, возможные исправления, стачивание деталей. Обработка низа застежки блузеи. Обработка воротника. Соединение воротника с горловиной. Разметка и обработка петель. Обработка рукавов. Обработка нижнего среза рукава. Совмещение высших точек оката рукава и проймы. Распределение посадки. Прикрепление, вметывание, втачивание рукава. Утюжка, складывание по стандарту изделия.
Самостоятельная работа-6ч.
Обработка воротника на образце. Обработка низа короткого рукава окантовочным швом и имитирующей манжетой. (Выполняется по готовому крою).
Практическое повторение-11ч.
Элементарное моделирование кокеток. Раскрой.
IV четверть
Вводное занятие-3ч.
План работы на четверть.
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата-22ч.
Изделие. Выкройка халата с отложным воротником, притачным подбортом и длинным рукавом на манжете. Выкройка подборта. Выкройка манжеты. Выкройка отложного воротника.
Теоретические сведения. Общее представления о получении нетканых материалов. Фасоны халатов: назначение, ткани для пошива. Нетканые материалы. Особенности изготовления выкройки халата на основе платья. Виды манжет. Воротник. Ворот и подборт. Подборт: виды и назначение.
Практические работы. Выбор и описание фасона. Изготовление выкройки халата, отложного воротника, подборта и манжеты. Раскладка выкройки на ткани с учетом рисунка и припуски на швы. Раскрой деталей изделия. Прокладывание копировальных стежков.
Обработка бортов подбортами в легком женском платье-30ч.
Изделие. Халат домашний из хлопчатобумажной ткани с отложным воротником, с кокеткой или без нее, с рукавом или без них.
Теоретические сведения. Челночный стежок: строение, назначение, выполнение. Роль нитепритягивателя, иглы, челнока, двигателя ткани в выполнении стежка. Неполадки в работе промышленной швейной машины: виды ( слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), исправление. Сравнение хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей по технологическим свойствам. Способы соединения манжеты с длинным рукавом.
Умение. Регулировка швейной машины.
Упражнения. Соединение манжеты с длинным рукавом на образце.
Практические работы. Сметывание и примерка халата. Исправление обнаруженных дефектов. Обработка вытачек. Стачивание боковых и плечевых срезов. Обработка подборта. Обработка и соединение воротника с горловиной путем вкладывания его между полочкой и подбортом. Обработка борта подбортом: накладывание и приметывание подборта на борт полочки лицевой стороной внутрь, обтачивание по полочке от насечки по длине борта, внизу – по линии подгиба. Подрезание ткани в углах халата. Отгибание подборка наизнанку, выметывание на участке отворотов до первой петли со стороны полочки и от первой петли до подборта. Обработка рукава и соединение его с проймой.
Массовое производство швейных изделий-8ч.
Теоретические сведения. Пооперационное разделение труда при массовом изготовлении швейных изделий. Содержание работы на отдельных рабочих местах при операционном разделении труда. Машины и ручные работы на швейной фабрике.
Практическое повторение-20ч.
Виды работы. Пошив постельного белья, детского и женского белья по готовому крою с пооперационным разделением труда.
Контрольная работа и анализ ее качества-5ч.
Отдельные операции по изготовлению образца блузки с отложным воротником, притачным подбортом и коротким рукавом в масштабе 1:2.
Учебно-тематический план по швейному делу.
Общее количество часов - 371 1 четверть Вводное занятие – 3 часа. Вышивка гладью- 16 часов. Построение чертежа основы блузки. Элементарное моделирование – 19 часов. Соединение основных деталей плечевого изделия – 31 час. Практическое повторение – 27 часов. Контрольная работа – 6 часов. 2 четверть Вводное занятие – 2 часа. Изготовление выкройки цельнокройного платья на основе выкройки блузки и раскрой – 22 часа. Обработка подкройной обтачкой, сточенной по плечевым срезам горловины – 31 час. Ремонт одежды – 8 часов. Практическое повторение – 5 часов. Самостоятельная работа – 6 часов. Ремонт одежды – 3 часа. 3 четверть Вводное занятие – 2 часа. Отделка лёгкой одежды – 14 часов. Построение чертежа основы платья – 6 часов. Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке – 13 часов. Обработка деталей с кокетками – 11 часов. Изготовление выкройки на основе платья и раскрой блузки с застёжкой доверху – 14 часов. Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой – 27 часов. Самостоятельная работа – 6 часов. Практическое повторение – 11 часов. 4 четверть Вводное занятие- 3 часа. Изготовление выкройки на основе платья и раскрой халата – 22 часа. Обработка бортов подбортами в лёгком женском платье – 30 часов. Массовое производство швейных изделий – 8 часов. Практическое повторение – 20 часов. Контрольная работа и анализ её качества – 5 часов. |
Литература и средства обучения.
1.Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М., Просвещение, 1980.
2.Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. – М., Высшая школа, 1978.
3.Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. – М., Легкая и пищевая промышленность, 1982.
Учебно-методическое обеспечение.
- Календарно-тематический план.
- Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
- Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
- Учебно-наглядные пособия: проектные работы обучающихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты.
- Материалы и инструменты.
- Компьютер для показа презентаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в 5 классе на 2012-2013 учебный год
2).Общая характеристика учебного предмета, курса: - краткая характеристика:курс математики 5 класса - важнейшее звено математического образования и развития школьников. Курс строится на индуктивной о...
Рабочая программа по алгебре в 7 классе на 2012-2013 учебный год
2).Общая характеристика учебного предмета, курса: - краткая характеристика:Курс алгебры 7 класса характеризуется повышением теоретического обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений...
Рабочая программа по геометрии в 7 классе на 2012-2013 учебный год
2).Общая характеристика учебного предмета, курса:- краткая характеристика:Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о про...
Рабочая программа по физике в 7 классе на 2012-2013 учебный год
2).Общая характеристика учебного предмета, курса: - краткая характеристика:Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад ...
Рабочая программа по алгебре в 8 классе на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка 1.) Цель изучения:Целью изучения курса алгебры в 8 классе является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно испол...
Рабочая программа по геометрии в 8 классе на 2012-2013 учебный год
2).Общая характеристика учебного предмета, курса: - краткая характеристика:Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о п...
Рабочая программа по физике в 8 классе на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка 1.) Цель изучения:Изучение физики в 8 классе направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о тепловых, электромагнитных явлениях; величинах, характеризующих эти явлен...