Рабочая программа по швейному делу для 6 класса на 2012-2013 учебный год
рабочая программа по технологии (6 класс) по теме
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по изготовлению швейных изделий. Учащиеся должны уметь планировать работу по изготовлению изделия. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progrm_6_klass.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4
Утверждена приказом ОУ
от 31.08.2012г. №58
Директор школы ____________О.Н. Самойлова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по швейному делу
для 6 класса
на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка.
Цель: овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды; подготовить школьников к поступлению в профессиональное училище.
Задачи:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе
включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;
- коррекция и развитие устной речи, недостатков психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями умственного развития, их познавательных возможностей и интересов.
Нормативно-правовые документы, на основе которых
разработана рабочая программа
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования.
Сведения о программе
Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы рассчитан по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки построения чертежей, пользования технологическими картами.
Место и роль учебного курса
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по изготовлению швейных изделий. Учащиеся должны уметь планировать работу по изготовлению изделия. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Информация о количестве учебных часов.
Количество часов на год – 272
Количество часов в неделю – 8
Контрольных административных работ - 2
Формы организации образовательного процесса.
Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе организуется в
различных формах: проводятся учебные занятия, производственная практика,
общественно полезный производительный труд, а также факультативная работа. Основной формой организации трудового обучения обучающихся является учебное занятие продолжительностью 2 учебных часа.
Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам. Требования, предъявляемые к учебному занятию по труду, состоят в следующем:
1. Целенаправленность занятий.
2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого занятия.
3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение — структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.
4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.
5. Рациональное использование учебного времени.
6. Индивидуальный подход в обучении.
Технология обучения
Традиционные технологии:
- объяснительно-иллюстративные
Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества,
- проблемное обучение,
- гуманно-личностная,
- здоровьесберегающие технологии,
- коллективный способ обучения (работа в парах).
Виды и формы контроля.
- индивидуальный устный опрос по изученному материалу;
- фронтальный опрос;
- ответы на поставленные вопросы;
- проверка знаний при помощи тестов;
- обобщающая беседа;
- выполнение практической работы;
- поурочный контроль знаний ( четверть, год, экзамен).
Планируемый уровень подготовки учащихся.
В результате прохождения программного материала, обучающиеся
должны знать:
правила безопасной работы с ручными инструментами и на промышленной
универсальной швейной машине; принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, структуру полотняного, саржевого и сатинового переплетений, свойства нитей основы и утка,
свойства тканей из натуральных растительных волокон (льняные, шерстяные ткани); технические характеристики, назначение основных узлов универсальной швейной машины, виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе; правила заправки верхней и нижней нитей; эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к одежде, последовательность построения основы чертежа, некоторые способы моделирования ночных сорочек. Назначение, конструкцию, условные графические обозначения и технологию
выполнения следующих швов: бельевого, запошивочного, стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, накладного с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом; способы раскладки выкройки на ткани, оборудование рабочего места и приемы влажно-тепловой обработки, требования к качеству готового изделия; способы ремонта одежды заплатами в виде аппликации, и штопкой, правила ухода за одеждой из шерстяных и льняных тканей.
уметь:
определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны ткани, определять на ощупь шерстяные и полушерстяные ткани; включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать нитки на
шпульку. Заправлять верхнюю и нижнюю нити, запускать швейную машину и регулировать ее скорость. Выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки), регулировать длину стежка; читать и строить чертеж ночной сорочки
снимать мерки и записывать результаты измерений, выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: бельевой, запошивочный, стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с
закрытым срезом, накладной с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы. Выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и контрольные линии выкройки на ткань, обрабатывать детали кроя, накалывать, обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом, тесьмой или оборкой, выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия; ремонтировать одежду заплатами, штопкой.
-технологию и способы обработки изделий из ткани;
-назначение измерительных инструментов;
-устройство швейной машины;
-основы проектирования.
Информация об используемом учебнике.
Программа В.В.Воронковой, учебник «Швейное дело» 6 класс под редакцией Г.Г.Мозговой, Г.Б. Картушина, Москва «Просвещение», 2006г. В помощь учителю предлагаются: примерное тематическое планирование, методические рекомендации к урокам. Представленные материалы используются в помощь детям с нарушениями в развитии к будущей самостоятельной жизни.
Содержание рабочей программы.
1-я четверть.
Вводное занятие-2часа.
Профессия швеи-мотористки. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила работы в мастерской. Распределение рабочих мест.
Обработка обтачкой среза ткани-12 часов.
Обтачка: виды и применение в изготовлении белья и легкого платья, правила соединения. Ориентировка, по операционной карте. Обработка срезов ткани с помощью обтачки на образце.
Обработка долевой обтачкой косого среза ткани- 12 часов.
Изделие: косынка для работы. Косой срез ткани: свойства (растяжимость и сыпучесть краев), учет свойств при обработке изделия. Складывание ткани для раскроя косынки. Определение правильности косого среза на ткани. Определение долевой обтачки для обработки среза. Раскрой и соединение долевой обтачки. Обработка долевой обтачкой косынки.
Обработка сборок. Изделие. Отделка изделия-6 часов.
Сборка как отделка на женском и детском легком платье, белье, рабочей одежде. Правила припуска ткани на сборку. Положение регулятора строчки на швейной машине для выполнения сборок. Выполнение и равномерное распределение сборок.
Обработка двойной косой обтачкой закруглённого срезав поясном изделии- 22 часа.
Изделие: фартук с закругленным срезом на поясе. Ткани для пошива, детали, названия контурных срезов, швы, виды отделки. Строчки для сборок. Контрольная линия. Производство хлопчатобумажной ткани. Полотняное переплетение. Свойства х/б ткани.
Ремонт одежды- 16 часов.
Заплата: формы, способы пришивания. Ручной способ.
Контрольная работа-4 часа.
Обработка закругленного среза двойной косой обтачкой.
2 – четверть
Вводное занятие-2 часа.
План работы на четверть. Правила безопасной работы с электроутюгом.
Запошивочный шов-6 часов.
Виды соединительного шва, ширина в готовом виде, конструкция, применение.
Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой плечевого бельевого изделия с закруглённым срезом-10 часов.
Изделие: ночная сорочка с круглым вырезом. Понятие масштаб. Масштабная линейка., применение, приемы работы. Правила и последовательность измерения человеческой фигуры, обозначение мерок. размеры изделия. Оформление чертежа изделия. Мерки для построения чертежей плечевого бельевого женского изделия. Название деталей изделия и контурных срезов.
Переплетение нитей в сатине и сарже. Сравнение этого переплетения с полотняным.
Обработка косой обтачкой закруглённого среза в плечевом бельевом изделии-22 часа.
Нижняя сорочка, ткани для пошива, детали, швы. Названия контурных срезов. Определение середины деталей путем сложения. Разновидности обработки срезов косой обтачкой. Назначение надсечек.
Практическая работа-12 часов.
Изготовление нижней женской и детской сорочки, детского фартука, косынки.
Самостоятельная работа-4 часа.
Обработка горловины косой двойной обтачкой.
3 – я четверть
Вводное занятие-2 часа.
Обязанности по сохранению оборудования в мастерской. Проверка состояния и подготовка к работе инструмента и швейных машин. Правила техники безопасности при обращении с ними.
Бытовая швейная машина-12 часов.
Марки, назначение, устройство, скорость, виды выполняемых работ. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом. Механизмы регулировки швейной машины. Челночный комплект: разборка и сборка, назначение деталей. Разница в работе между швейной машиной с ножным приводом и швейной машиной с электроприводом. Роль электропривода в изменении скорости шитья.
Обработка мягких складок-8 часов.
Значение мягких складок для отделки белья, легкого платья. Правила расчета ткани, кружев при раскрое. Различие в обработке мягких складок при индивидуальном и массовом изготовлении изделий.
Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью-
8 часов.
Карман, назначение, фасоны. Отделочная строчка. Детали кармана с отворотом. Размер припусков на подгиб и отворот. Работа по лекалу.
Обработка подкройной обтачкой внешнего угла-8 часов.
Угол в швейном изделии (прямой, острый, тупой),применение. Подкройная обтачка. Значение надсечек. Обтачка из отделочной ткани.
Построение чертежа и раскрой фартука для работы-12 часов.
Фартук с нагрудником и бретелями, накладными карманами и сборками по поясу. Растительные волокна (лен). Обработка стеблей льна и получение льняного волокна. Свойства льняного волокна (длина, прочность). Действие воды и тепла на льняное волокно. Фартук, фасоны, назначение фасонов, ткани для пошива, название деталей и контурных срезов. Одинарные и парные детали фартука. Правила экономного расходования ткани при раскрое.
Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой-24 часа.
Виды ткани (гладкокрашеная, печатная, пестротканая, меланжевая). Отделка тканей. Соединение поясом нижней части фартука и нагрудника.
Самостоятельная работа-4 часа.
Изготовление по готовому крою накладного кармана. Обработка и соединение кармана с основной деталью. Выполнение отделочной строчки с ориентиром на лапку.
4 – четверть
Вводное занятие-2 часа.
Виды предстоящих работ.
Построение чертежа и раскрой поясного спортивного белья-8 часов.
Трусы-плавки: назначение, фасоны, ткани для изготовления. Мерки для построения чертежа плавок. Название деталей и контурных срезов. Снятие и запись мерок.
Пошив поясного спортивного белья-12 часов.
Сравнение льняных и х/б тканей по свойствам: способность к окраске, прочность, воздухопроницаемость, способность впитывать влагу. Действие воды, тепла, щелочей на ткани. Учет свойств тканей при использовании. Виды отделок нижних срезов трусов- плавок.
Ремонт одежды-8 часов.
Заплата. Штопка. Эстетика одежды.
Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора12 часов.
Кепи и берет: назначение, фасоны, названия деталей и контурных срезов. Использование журналов мод для выбора фасона. Мерки для построения чертежа основной детали (клина). Количество клиньев в зависимости от формы изделия. Расход ткани в зависимости от фасона изделия и рисунка ткани.
Пошив летнего головного убора-16 часов.
Ткани для изготовления летних головных уборов. Материалы для отделки изделия (пуговицы, пряжки, эмблемы, тесьма). Настрочной и расстрочной швы: характеристика. Использование при пошиве головных уборов.
Контрольная работа-6 часов.
Пошив головного убора по готовому крою.
Учебно-тематический план по швейному делу.
Общее количество часов - 272 | ||
№ | Тема | Кол-во часов |
1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 | 1 - четверть Вводное занятие. Обработка обтачкой среза ткани. Обработка долевой обтачкой косого среза ткани. Обработка сборок. Изделие. Отделка изделия. Обработка двойной косой обтачкой закруглённого срезав поясном изделии. Ремонт одежды. Контрольная работа. 2 – четверть Вводное занятие. Запошивочный шов. Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой плечевого бельевого изделия с закруглённым срезом. Обработка косой обтачкой закруглённого среза в плечевом бельевом изделии. Практическая работа. Самостоятельная работа. 3 – я четверть Вводное занятие. Бытовая швейная машина. Обработка мягких складок. Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью. Обработка подкройной обтачкой внешнего угла. Построение чертежа и раскрой фартука для работы. Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой. Самостоятельная работа. 4 – четверть Вводное занятие. Построение чертежа и раскрой поясного спортивного белья. Пошив поясного спортивного белья. Ремонт одежды. Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора. Пошив летнего головного убора. Контрольная работа. | 74 2 12 12 6 22 16 4 56 2 6 10 22 12 4 78 2 12 8 8 8 12 24 4 64 2 8 12 8 12 16 6 |
Литература и средства обучения.
1. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во
вспомогательной школе. – М., Просвещение, 1980.
2. Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. – М., Высшая школа, 1978.
3. Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. – М., Легкая и пищевая промышленность, 1982.
Учебно-методическое обеспечение.
1.Программа факультативной работы, календарно-тематический план.
2.Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3.Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4.Учебно-наглядные пособия: проектные работы обучающихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты.
5.Материалы и инструменты.
6.Компьютер для показа презентаций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в 5 классе на 2012-2013 учебный год
2).Общая характеристика учебного предмета, курса: - краткая характеристика:курс математики 5 класса - важнейшее звено математического образования и развития школьников. Курс строится на индуктивной о...
Рабочая программа по алгебре в 7 классе на 2012-2013 учебный год
2).Общая характеристика учебного предмета, курса: - краткая характеристика:Курс алгебры 7 класса характеризуется повышением теоретического обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений...
Рабочая программа по геометрии в 7 классе на 2012-2013 учебный год
2).Общая характеристика учебного предмета, курса:- краткая характеристика:Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о про...
Рабочая программа по физике в 7 классе на 2012-2013 учебный год
2).Общая характеристика учебного предмета, курса: - краткая характеристика:Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад ...
Рабочая программа по алгебре в 8 классе на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка 1.) Цель изучения:Целью изучения курса алгебры в 8 классе является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно испол...
Рабочая программа по геометрии в 8 классе на 2012-2013 учебный год
2).Общая характеристика учебного предмета, курса: - краткая характеристика:Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о п...
Рабочая программа по физике в 8 классе на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка 1.) Цель изучения:Изучение физики в 8 классе направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о тепловых, электромагнитных явлениях; величинах, характеризующих эти явлен...