Статья по теме "Трудовое обучение как фактор социальной адаптации учащихся школы-интерната 8 вида"
статья по технологии по теме

Соколов Дмитрий Владимирович

 

Главным направлением  профориентационной работы в   школе – интернатеVIII вида   является воспитание  у   детей интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их  потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным  характером обучения. Решение этой задачи осложняется своеобразием самой  трудовой деятельности, ее особой спецификой в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое обучение как фактор социальной адаптации.

      Наличие отклонений в умственном  развитии сказывается в том, что выбор профессии для умственно отсталых  учащихся, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до  трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей.  Поэтому,  главным направлением  профориентационной работы в   школе – интернатеVIII вида   является воспитание  у   детей интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их  потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным  характером обучения. Решение этой задачи осложняется своеобразием самой  трудовой деятельности, ее особой спецификой в учебном процессе.

        Таким образом, в системе коррекционного  обучения умственно отсталых школьников четко выявились противоречия,  между:

  - сложившейся системой их профессионально-трудовой  подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их  трудоустройство;

  - возросшими квалификационными требованиями к  подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития  учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям  профессиями;

  - ограниченным количеством профессий, по которым могут  быть трудоустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшим их количеством,  по которым можно осуществлять профессионально-трудовую подготовку учащихся  коррекционных  школ, школ-интернатов VIII  вида.

  Проблемой в организации углубленного трудового  обучения является определение организационных и психолого-педагогических  условий, обеспечивающих формирование эффективной профессионально-трудовой  подготовки умственно отсталых учащихся.

     Для обучения данной категории учащихся  важно знать не только особенности их интеллектуальной недостаточности,  личностных качеств и возможности обучения, но и владеть методикой обучения с  целью преодоления имеющихся у них дефектов в психофизиологии трудовой деятельности.

     С целью усиления коррекционной  направленности обучения педагогами школы-интерната  разработано содержание обучения, распределение  учебного материала по годам обучения на основании полученных данных об  особенностях умственного и психофизиологического развития учащихся.  Намечены  пути реализации коррекционной  работы на уроках трудового обучения с учетом дифференцированного подхода к  учащимся, отражены в программе и методике, способствующей коррекции и развитию  умственно отсталых учащихся.

  Овладение первоначальными навыками,  знаниями и умениями создает положительные предпосылки как для дальнейшей  профессиональной подготовки умственно отсталых подростков в старших классах (8-9,  10-11)  , так и в развитии социально-значимой личности в целом.

  Эффективность  трудового обучения в значительной мере связана  с коррекцией и развитием речемыслительной деятельности и положительной  мотивации к труду на основе становления эмоционально-волевой деятельности  учащихся с проблемами психофизического развития.

  Вся деятельность  нашего интерната  направлена на   создание принципиально нового образовательного  пространства, в котором ребёнок с особыми образовательными потребностями живёт,  развивается,  получает реальный опыт  успешной социализации.

         Для  организации трудового обучения  школьные мастерские   обеспечены необходимым оборудованием и  инструментом,  предупреждающими  травматизм и позволяющими преодолевать сенсорные и двигательные нарушения,  имеющиеся у воспитанников.

     Этапы и содержание подготовки к труду   и основные структурные элементы процесса  подготовки воспитанников с отклонениями в развитии наполняются содержанием в  зависимости от возрастных этапов развития ребенка и от имеющихся у него  нарушений, тяжести ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала  и трудового прогноза.  

     На первом,  подготовительном, этапе (начальные классы)  начинается развитие интересов и способностей, формирование навыков  саморегуляции, адекватного отношения к заболеванию, коррекция эмоциональных и  психологических нарушений. Дети привлекаются к общественно-полезному труду. В  профориентационном направлении детей знакомят с наиболее массовыми профессиями  и профессиями их родственников и близких знакомых с акцентом на то, что человек  должен выбирать профессию в соответствии со своими возможностями.

       На втором, ориентировочном,  этапе (5-9 классы) основной целью является общая  ориентация детей в мире труда и профессий. Причем, в 5-7 классах эта ориентация  носит общетрудовой характер: расширение социальных связей, развитие интересов и  способностей, общетрудовая подготовка, формирование коммуникативных навыков,  навыков саморегуляции и адекватной самооценки, развитие гибкости и пластичности  психических функций, изучение основ домашней экономики.  

       В профориентационном плане продолжается  профпропаганда и профориентация, ориентация на доступные виды трудовой  деятельности, формирование реальных профпланов и установок на  общественно-полезную деятельность, проводятся трудовые пробы и трудотерапия  (восстановительная). Этот этап соответствует адаптационному этапу реабилитации  и включает восстановительное лечение, коррекцию эмоциональных и психологических  нарушений. Продолжается восстановление и компенсация нарушенных функций с  опорой на сохранные функции.

     На третьем,  формирующем, этапе в 8-9 классах  осуществляется уже профильная ориентировка на доступные виды труда в процессе  профильной трудовой подготовки, трудовых проб; формирование профессиональных  трудовых интересов, ориентировки на доступные виды трудовой деятельности и  установок на принятие ролевых позиций; изучение основ производства, основ  домашней экономики, формирование навыков социального взаимодействия.  Трудотерапия носит ориентировочный характер. В  этот период уже возможно определение трудового прогноза, проведение  профдиагностики и профтестирования, выдача профессиональных рекомендаций по  профобучению, начинается формирование профпланов и осуществляется их коррекция.  В семье идет интенсивное привлечение к ведению домашнего хозяйства, развитие  интересов и способностей, ориентировка на самостоятельное существование.

     На заключительном этапе происходит  углубление и расширение возможностей по овладеваемой профессии: юноши,  обучавшиеся столярному делу, наряду с расширением знаний, умений и навыков по  этой профессии, обучаются элементам художественной обработке древесины (резьба  по дереву, выпиливание.

  На каждом из рассмотренных этапов  реализуются стадии, указанные в модели: оценка возможностей ребенка  (комплексная диагностика), разработка программы подготовки к труду, реализация  этой программы с ее корректировкой по ходу, оценка эффективности ее реализации  по завершению этапа и перехода на следующий этап.  

      Для социальной адаптации воспитанников   огромное  значение имеет  трудовое  обучение, которое решает задачи  трудового и экономического воспитания, учит к бережному отношению к результатам  своего труда и главное формирует у школьников социальную ответственность. Для  детей нашего интерната  профессиональное  обучение одно из важнейших условий адаптации в общество. Т.к. программа по  трудовому обучению хорошо приспособлена для профессиональных навыков (даёт знания  и умения

      Особо следует отметить постоянную  профориентационную  деятельность педколлектива, которая  выражается в ежедневном включении  воспитанников в  трудовую деятельность по  самообслуживанию (дежурство по спальне, классу, школе), систему общественно  полезного труда (уборка спален, классных помещений, закрепленных   территорией, работа на школьном участке).

        Профориентация осуществляется педагогами  через беседы, занятия, проводимые совместно с работниками  различных предприятий  города, специалистами   Центров занятости населения  психологом, родителями.

       В  учреждении сформирован благоприятный морально- психологический климат, созданы  условия для труда и учебы.

      Трудовое обучение в нашей школе  осуществляется , исходя из региональных, местных условий ориентированных на  потребность в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства выпускников,  продолжения обучения в ПУ,   с учетом индивидуальных особенностей психофизического  развития и  возможностей, а так же  интересов воспитанников,  на основе выбора  профиля труда, включающего в себя подготовку воспитанника  для  индивидуальной трудовой деятельности по специальностям: швея, швея – мотористка  трикотажного производства, резчик по дереву,     столяр. Некоторые   выпускники,  имеющие инвалидность,  в настоящее время  не сидят  на иждивении   родителей,  а благодаря школе,  владеют навыками по специальности и занимаются на дому индивидуальной трудовой  деятельностью  - выполняют мелкие швейные  операции, изготавливают несложную мебель (разделочные доски, скамейки, резные  изделия).

    Педагогический коллектив  добивается того, что большинство выпускников  школы-интерната  продолжило обучение.     В рамках внеклассной работы силами учителей трудового обучения ежегодно   проводится праздник труда, где выявляются  лучшие воспитанники, а  победители представляют школу на областном конкурсе профессионального  мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Адаптация учащихся школы - интерната"

Пояснительная записка.             Каждый год в нашу школу – интернат приходят новые учащиеся разного возраста. Дети поступают из детских домов,...

Статья "Словесные методы обучения на уроках географии в коррекционной школе-интернате VIII вида"

Изучение географии в школе - интернате  VIII  имеет большое коррекционное  значение. Географический материал  в силу своего содержания обладает большими возможностями для ра...

Программа адаптации первоклассников школы-интерната VIII вида

      Программа «Я – ученик!» составлена с учетом требований реализации ФГОС для умственно отсталых детей и психолого-возрастных особенностей учащихся школы-интерната VIII вида...

Статья "СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ VIII ВИДА В ПЕРИОД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ"

Статья посвящена  проблеме социальной адаптации выпускников  школ-интернатов VIII вида. Проблема социализации выпускников с интеллектуальными нарушениями является актуальной на совреме...

Социальная адаптация воспитанников школы-интерната

Мы все знаем, что у истоков развития личности стоит семья. Семья, для ребенка - это коллектив, где происходит его развитие, где формируются первые представления о социальной роли отца, матери, друга, ...

ИГРА, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

И  одной из актуальных проблем в образовании является подготовка детей с интеллектуальными нарушениями более адаптированных к окружающему социуму.  Последние десятилетия внесли в жизнь общес...