Статья "Словесные методы обучения на уроках географии в коррекционной школе-интернате VIII вида"
статья по географии (6 класс) на тему
Изучение географии в школе - интернате VIII имеет большое коррекционное значение. Географический материал в силу своего содержания обладает большими возможностями для развития наиболее слабых сторон познавательной деятельности у детей с ограниченными невозможностями: внимания, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы, явления, понимать их причинно – следственную зависимость, дают благоприятный материал для патриотического, эстетического и экологического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МАС(К)ОУ «Белоевская специальная коррекционная общеобразовательная школа -интернат VIII вида»
Статья из опыта
«Словесные методы обучения на уроках географии в коррекционной школе - интернате VIII вида»
Подготовила учитель географии
Бражкина Ольга Михайловна
2014
Изучение географии в школе - интернате VIII имеет большое коррекционное значение. Географический материал в силу своего содержания обладает большими возможностями для развития наиболее слабых сторон познавательной деятельности у детей с ограниченными невозможностями: внимания, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы, явления, понимать их причинно – следственную зависимость, дают благоприятный материал для патриотического, эстетического и экологического воспитания. На уроках географии продолжается работа над устной речью, начатая в пропедевтический период обучения – на уроках развития устной речи разговорной речи в 1-4 классах.
Целью изучения географии является формирование в сознании учащихся с ограниченными возможностями здоровья системы взглядов и принципов, норм поведения по отношению к окружающей их среде. Важными коррекционно-развивающими задачами, решаемыми посредством изучения географии являются развитие речи и мышление учащихся, обогащение активного словаря новыми терминами, понятиями географического содержания.
Основными словесными методами обучения географии в коррекционной школе являются рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником. Однако применение исключительно словесных методов не дает положительного результата в усвоении знаний, поэтому необходимо использовать в сочетании наглядные и практические методы.
Использование рассказа применимо при подаче несложных для восприятия тем, содержащий большой объем фактического материала и при описании географических объектов и явлений (рассказы о растительности, животном мире, занятия людей различных природных зон, материков).
Целью иллюстрированных рассказов является создание представлений у учащихся определенных образов, картин географических объектов или явлений. Примером таких рассказов может служить текст для дополнительного чтения, помещенный в рубрике «для любознательных», выдержка из художественных произведений. Следует помнить также о содержании описаний. Яркое, красочное описание будет способствовать воспитанию эстетических чувств, но оно дает мало познавательного материала учащимся, что должно учитываться в первую очередь. Включение в урок чтения художественных рассказов, различных описаний способствует лучшему осмыслению школьниками изучаемого материала и тем самым развивает внимание, интерес. Небольшой по объему красочный рассказ учителя является важнейшим источником знаний учащихся, средством формирования у них географических образов, эстетического воспитания. При образовании представлений учитель последовательно направляет сознание учеников на типичные существенные стороны изучаемого объекта. Одновременно с образованием представлений ученики усваивают ряд терминов, названий предметов и явлений.
Интересным и плодотворным является применение на уроках географии рассказа – путешествия. Этот тип рассказа удобен тем, что учащиеся переносятся в соответствующую обстановку, а это придает географическим сведениям особую убедительность. Учащиеся вживаются в роль путешественников и переживают описываемые события. Такой рассказ должен иметь сюжетную линию, то есть должно быть не только словесно описана местность, но и ввести события и действия, которые придадут больше реальности и убедительности. Учитель должен обговорить сборы и подготовку, какие предметы пригодятся и как их применить, во что одеться.
Особенно привлекательным бывает рассказ, в основу которого положены личные впечатления педагога.
Речь педагога должна быть увлекательной, живописной, явления природы должны быть описаны в ярких красках. Что действует на воображение и память, то не скоро забудется. Учащиеся с ограниченными возможностями усваивают все новое очень медленно, быстро забывают, неточно воспроизводят, плохо перерабатывают воспринятый материал, поэтому педагогу нужно тщательно продумывать последовательность рассказа.
Следует отметить, что формированию познавательного интереса способствует поисковый характер обучения на уроках географии. Когда учащиеся ищут ответ на поставленный учителем вопрос. В природном примере объяснение учителя включает элементы беседы.
Беседа – это такой метод обучения, при котором основное место занимает вопросы учителя и ответы учащихся. Беседа подготавливает и включает учащихся в самостоятельную работу с пособиями, активизирует процесс обучения. Она открывает большие возможности для индивидуального подхода. Надо отметить, что эффективность, успеха беседы зависит от глубоко продуманных вопросов к учащимся. Поэтому учитель заранее подготавливает вопросы и вписывает их в план урока. Примерами конкретных, кратких вопросов могут быть и вопросы к статьям в учебнике географии. Успех любой беседы зависит не только от правильной постановки вопросов, но и от своевременности исправления неверных ответов учащихся, так как нельзя допустить закрепления неправильно воспринятых учениками знания. Лучших успехов может добиться учитель, если он создает условия, при которых ученик сам поймет ошибочность своего вывода. К проведению беседы учителю необходимо приготовить нужные наглядные пособия. Завершается беседа задания для самостоятельной работы учащихся.
Традиционными также являются другие виды бесед. Воспроизводящая или вводная применяются педагогом для организации внимания учащихся и восстановления в их памяти знаний, необходимых для освоения нового учебного материала. Разъяснительная или эвристическая беседа проводится на основе уже имеющихся знаний при объяснении материала, содержащего причинно-следственные связи. Они устанавливаются совместно с педагогом и сопровождаются объяснением, рассказом, а так же наглядными пособиями.
Обобщающая беседа проводится с целью закрепления, повторения и систематизации знаний учащихся в конце урока, темы, раздела.
Учащиеся с ограниченными возможностями могут быть участниками беседы только в результате систематического и длительного обучения. Для участия в беседе учащихся необходимо предварительно готовить. В этой подготовке необходимо отводить значительное место самостоятельным работам учащихся (наблюдения, запись фактов, имеющих значение для развития темы беседы, систематизация этих фактов, умение сделать обобщения и выводы).
Учебник является главным учебным пособием и средством обучения для учащихся. В нем систематически и последовательно изложен материал курса каждого класса, подлежащий усвоению. Дан иллюстрированный и методический материал, облегчающий работу учащихся и педагога. Систематическая работа с учебником способствует достижению важных дидактических целей. С помощью учебника необходимо обучить учащихся сознательному чтению текста, так как при механическом чтении материал усваиваться не будет. На уроках необходимо добиваться того, чтобы учащиеся понимали и представляли то, о чем читают. Для этого педагогу необходимо с помощью наглядных пособий иллюстрировать прочитанный материал, а также использовать приемы сравнения, аналогии.
Посредством работы с учебником у учащихся формируются географические понятия и представления, а у педагога появляется возможность контролировать и направлять этот процесс.
Важную роль играет учебник в осуществлении словарной работы, так как при работе с учебником пополняется словарный запас учащихся, формируется грамотная устная и письменная речь. Ведь речь учащихся с ограниченными возможностями скудна и неправильна. Познание учащимися окружающей действительности, которое проходит в неразрывной связи с формированием у них речи как средства общения, подготавливает детей к овладению системой теоретических знаний курса географии и дает богатый материал, необходимый им в жизни.
Работа с учебником помогает развитию самостоятельности у учащихся. Однако необходимо помнить, что как источник самостоятельного получения знаний учениками с нарушением интеллекта учебник может использоваться
не всегда. Учащиеся не в состоянии одни осмыслить и структурировать изложенный материал. Поэтому при самостоятельной работе с книгой должно предшествовать предварительное и планомерное обучение учеников навыкам самостоятельного осознанного чтения.
На уроках географии применяются традиционные методические приемы работы с книгой: чтение вслух, чтение про себя, чтение по цепочке, комментированное чтение, выборочное чтение, объяснительное чтение. Следует помнить:
- чтение статьи учебника целесообразно проводить после предварительного опроса учащихся, вводной беседы, рассказа учителя, словарной работы, работы с картой, разбора рисунка;
- первоначально педагог должен предложить прочитать статью учащимся целиком, не отвлекая их внимания дополнительными пояснениями и вопросами;
-трудные слова, встречающиеся в тексте учебника, рекомендуется разобрать заранее, выписав их на доску, а те слова, значение которых ученики не поняли, разобрать при повторном чтении;
- чтение вслух необходимо поручить учащимся с хорошей техникой чтения, но остальные учащиеся, чтоб следили за чтением товарища и могли его продолжить;
- иллюстрации рассматривать до чтения статьи.
Использование различных словесных методов способствуют более интересно и живо проводить уроки. Правильно организованные уроки географии побуждают интерес к предмету, воспитывают художественный вкус, любовь к живой природе, понимать необходимость защищать и оберегать то, что нас окружает.
Словесные методы позволяют развить речь учащихся, помогают ученику стать активным участником учебного процесса, научиться отстаивать свое мнение, суждение, сопереживать друг за друга, усваивать материал непосредственно на уроке.
Список литературы:
- Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе.-М.:Просвещение,1970
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. М.Владос,2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в специальной (коррекционной) школе – интернат VIII вида ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ В 8 КЛАССЕ. Тема урока: Моделирование выреза горловины платья без воротника.
Моделирование выреза горловины платья без воротника...
Открытый урок По профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в специальной (коррекционной) школе – интернат VIII вида Тема: « Моделирование прямой юбки» в 7 классе.
Моделирование прямой юбки...
Открытый урок В специальной (коррекционной) школе – интернат VIII вида ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ В 8 КЛАССЕ.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЫРЕЗА ГОРЛОВИНЫ ПЛАТЬЯ...
Открытый урок В специальной (коррекционной) школе – интернат VIII вида ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ В 8 КЛАССЕ.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЫРЕЗА ГОРЛОВИНЫ ПЛАТЬЯ БЕЗ ВОРОТНИКА...
Мастер - класс «Игровые методы обучения на уроке в специальном коррекционном классе 8-го вида».
В данном мастер- классе я даю психологическое обоснование роли игры в жизни ребёнка, рассказываю о дидактических играх на уроке. привожу примеры уроков с использдидактических игр и игровых приём...
Важнейшие направления в интеграционном процессе обучения на уроках ритмики в коррекционной школе- интернате 7 вида.
Опыт работы над коррекцией движений и речи у детей с психофизическими отклонениями дал возможность опробовать на практике и систематизировать новые формы и направления, а так же разрабатывать и примен...
Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.
Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...