Социальная адаптация воспитанников школы-интерната
проект на тему
Мы все знаем, что у истоков развития личности стоит семья. Семья, для ребенка - это коллектив, где происходит его развитие, где формируются первые представления о социальной роли отца, матери, друга, соседа и т.д. Но как быть с теми детьми, которые не по своей воле лишены родной семьи, любви матери и заботы отца?
Такие представления у детей, поступающих в детские дома существенно искажены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bushelevskie_chteniya.docx | 39.45 КБ |
Предварительный просмотр:
КГОБУ «Камчатская школа-интернат для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей»
Социальная адаптация
воспитанников школы-интерната
Воспитатель 1 семейной группы
Колесникова О.Н.
г.Елизово 2017г.
Наша задача не в том, чтобы
Сделать себя необходимыми нашим
Детям, а напротив, чтобы помочь им научится, по возможности,
Скорее обходиться без нас.
(Католиков )
Я, Колесникова Оксана Николаевна являюсь воспитателем краевой школы-интерна. Работаю в данном учреждении 18 лет.
Мы все знаем, что у истоков развития личности стоит семья. Семья, для ребенка - это коллектив, где происходит его развитие, где формируются первые представления о социальной роли отца, матери, друга, соседа и т.д. Но как быть с теми детьми, которые не по своей воле лишены родной семьи, любви матери и заботы отца?
Такие представления у детей, поступающих в детские дома существенно искажены. Нередко случалось, что ребенок менял несколько государственных учреждений, братья и сестры находились в разных детских домах и школах – интернатах. Эти перемены отрицательно сказывались и сказываются на формировании личности ребенка.
И вот тогда, как альтернатива школам-интернатам, стали создаваться семейные детские дома.
В 1990 г. на базе школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были созданы первые семейные группы из родственников (братья, сестры) от 3 до 17 лет, целью которых приблизить стиль жизни к условиям семейной жизни. В 1999 году я начала работать в одной из таких групп- семей. Название которой «Непоседы»
Главной задачей, которую решает наша семья - создание морально нравственной атмосферы, которая существует в обычной семье. Где каждый член коллектива в меру своих сил и способностей играет соответствующую роль.
В результате многочисленных поисков нас сложилась система воспитательно-образовательной работы с детьми, в основе которой лежит наша авторская программа «Обретение надежды»,которая решает сложные вопросы семейного воспитания детей-сирот в условиях школы-интерната. Основной целью, которой является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и труду, формирование полноценной, социально-мобильной, способной в будущем успешно строить собственную модель жизни и семьи.
В программу включены темы, которые дают воспитанникам представление о семье и ее функциях, о значении домашнего труда в жизни семьи, о хозяйстве семьи и бюджете, о национальных семейных традициях и роли каждого члена семьи .
Каждый раздел включает теоретическую и практическую подготовку воспитанников и изучается в течение двух месяцев.
Программа дифференцирована и рассчитана на разновозрастную группу детей. С каждым годом знания расширяются, закрепляются и совершенствуются.
Содержание тематических занятий построено на использовании активных методов, приемов и средств в работе с детьми, по их социализации, что позволяет укрепить ценностно-смысловую сферу личности, повысить самооценку, обучить сознательному выстраиванию отношений с окружающими, применять приобретенный опыт в жизненных ситуациях.
Во время проведения занятий стараемся включать детей в разнообразную практическую деятельность, учим быть лидерами, понимать и принимать себя, дружить, приобретать знания о семье и семейных ролях. (Это я кратко рассказала о программе, а сейчас немного затрону некоторые моменты из того как мы живем в группе и что делаем с ребятами)
Наши воспитанники посещали и посещают в настоящее время детские сады и массовые общеобразовательные школы, что снижает у них дефицит общения и помогает им легче адаптироваться в обществе.
Большое внимание в нашей семье уделяется учебному труду. Все учебные результаты в развитии воспитанников отражаем в психолого-педагогических дневниках, с целью дальнейшей коррекции.
. Для организации учебной деятельности собрали материалы «В помощь школьнику». В группе созданы все условия для успешного обучения. Собрана большая домашняя библиотека, в которой кроме художественной литературы есть много энциклопедий и справочной литературы. Ведем читательские дневники. В группе есть компьютер, принтер, которые дети используют для приготовления домашнего задания. Наши ребята - участники многих конкурсов и олимпиад по предметам. В прошлом учебном году трое ребят стали победителями международного конкурса «Инфоурок» по Истории России, Обществознания и Географии.
В группе созданы комфортные, удобные условия, приближенные к семье.
С раннего детства изучаем, как обустроить дом, семью. Вместе решаем вопросы дизайна и оформления комнат, кухни, игровой и учебной комнат. Для этого совместно с воспитанниками приобрели:
- фоторамки,
- кашпо для озеленения и огорода на окошке,
- бытовую технику: микроволновую печь, миксер, блендер, электросковороду, электропечь, чайник, потер, пылесос,
- телевизор, дивидиплейер, музыкальный центр, компьютер, многофункциональное устройство (сканер, принтер, ксерокс), мультимедийный аппарат.
Мягкую мебель выбирали с учетом особенностей оформления
группы.
Пошили шторы, выбирая фасон и цвет для комфортной и уютной обстановки и снятия психологического напряжения.
Игровая комната украшена детскими работами, картинами, купленными детьми на заработанные деньги.
Возникает вопрос: Откуда средства?
Часть денег заработали сами: Выиграли гранд в 20.000 рублей в краевом конкурсе «Ученическое самоуправление»
Участвовали в краевом конкурсе, учредителем которого был Молокозавод (приз - телевизор)
Заняли призовые места в краевом конкурсе, посвященном «Славянской письменности» (фотоаппарат, телефон, 3000 рублей)
Участие в Акциях «Твори добро» и «С любовью к России мы делами добрыми едины» принесли группе 3.500 рублей.
А часть средств, благодаря друзьям семьи. Спонсоры сами находят нас через знакомство и общение с детьми. Эти люди частые гости нашего дома. Для них устраиваем чаепитие с концертно-игровой программой.
В течение многих лет, наши дети учатся общаться, принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях. Они имеют активную жизненную позицию, воспитаны и творчески активны. Эти отношения определяют психологический климат семьи, где правильно формируется восприятие мира, людей и самого себя.
За 27 лет существования группы сложились семейные традиции:
- Беседы за круглым столом;
- Огонек «Сядем рядком, да поговорим ладком»;
- Вечерние читки притч;
- Семейные праздники;
- Походы.
- Встречи с друзьями дома
- В работе используем разнообразные формы:
- КТД,
- ролевое моделирование,
- рисованные фильмы,
- ИКТ,
- практические занятия,
- устные журналы,
- арт, муз, драмтерапия,
- презентации на различные темы.
Совместно с детьми разработали Семейный кодекс нравственности, где отражены их права и обязанности
Много лет работает Семейный Совет, который совместно со взрослыми решает вопросы, связанные с жизнью нашей семьи, связанные с учебой, здоровьем, трудом, досугом. Семейный совет помогает развивать в воспитанниках активную жизненную позицию, вырабатывает ответственность, самостоятельность, инициативу, развивает творческие способности. Дети активно участвуют в делах семьи, у них формируется привычка совместно решать вопросы, считаться с другими членами группы, нести ответственность за дела в семье, дорожить честью семьи.
В Семейном совете за время проживания имел возможность побывать каждый воспитанник.
Совет семьи организовывает :
- Свободное время
- Праздники
- КТД
- Семейные огоньки
- Выпуски семейных газет и журналов
- Помогает взрослым организовывать работу с младшими детьми, решать семейные конфликты
Один раз в месяц выходит газета «Семья», где мы рассказываем важных событиях в стране, в крае, в районе, в школе и, конечно же, об интересных делах группы. А фотоматериалы и фото-репортажи собираем не только в альбомах, но и в Семейном журнале.
Для успешной адаптации детей в обществе Постепенно стали укреплять социальные связи за пределами школы-интерната с учреждениями г. Елизово: детские сады №10, №23, начальная школа №5, социальный приют, районная библиотека, краевой дом творчества. Целью, которых стало сотрудничество в сфере совместной разработки и реализация плана мероприятий, направленных на развитие духовно-нравственного воспитания, формирование общей культуры, социальной адаптации в обществе. Мы с ребятами готовим мероприятия с которыми выезжаем в эти учреждения. Это различные рисованные фильмы, агитбригады, развлекательные мероприятия.
Наши воспитанники много лет заняты по интересам и способностям. Они с желанием посещают музыкальную, художественную школы, танцевальную, театральную, хореографическую, вокальную, ИЗО студии, спортивные секции, моделирования и декоративно-прикладного искусства, мягкой игрушки и тестопластики.
Кроме учреждений дополнительного образования в группе работают два кружка «Слово» и «Очумелые ручки», которые ведут воспитатели работающие на группе.
Результат этих занятий - активное участие в общественной жизни школы, призовые места в общешкольных, районных, краевых, всероссийских, международных смотрах, конкурсах, фестивалях.
Наши дети активны еще и потому , что они видят, что и мы воспитатели участники многих конкурсов, праздников.
Поэтому во Всероссийском конкурсе «Семья – основа государства» в г. Кострома принимали участие и дети с фильмом-презентацией «Будни и праздники нашей семьи» и воспитатели с фильмом «Загляните в семейный альбом»
Мы - постоянные участники различных Акций, Ярмарок.
Заработанные за участие в Акциях, Ярмарках и конкурсах деньги, тратим на поощрение воспитанников за хорошую учебу и активное участие в жизни семьи, на поездки детей за пределы Камчатки.
Но, к сожалению, не всегда ожидаемый результат успешен. Поэтому мы всегда в поиске, для этого изучаем методическую литературу, встречаемся с коллегами из других детских домов, участвуем в семинарах и круглых столах по данной теме, выступаем на педагогических советах и методических объединениях воспитателей, курсах для воспитателей интернатных учреждениях.
Кадр №2. На очередном семинаре организованном КГАУ ДПО «Камчатского ИРО» (института развития образования) было предложено поучаствовать в интересном общеобразовательном проекте «Вступая во взрослую жизнь, готовим с «Сан Марино» под руководством старшего преподавателя Курадовец С.С..
Кадр№3. Учредителем этого проекта является Титова М.В. директор ресторана «Сан Марино».
Марина Владимировна творческий, неравнодушный человек к судьбам детей-сирот, высокопрофессиональный мастер своего дела, понимает проблемы, с которыми сталкиваются дети-сироты и старается помочь в социальной адаптации. Кадр №4. Таким образом, была создана творческая группа взрослых и детей из разных интернатных учреждений, заинтересованных в получении профессиональных навыков, способствующих осознанному выбору профессии в будущем.
Проект объединяет детские дома, образовательные учреждения, предприятия, общественные институты нашего края, формирует социальную ответственность конкретных детей, специалистов предприятий. Проект разработан в соответствии с требованиями личностно-деятельностного подхода и значительно обогащает имеющиеся знания, позволяя расширить не только кругозор детей, но и раскрыть индивидуальные способности каждого воспитанника, что, безусловно, формирует умения в области проектно-технологической деятельности.
Кадр №5 Цель проекта: подготовка воспитанника к самостоятельной жизни, посредством формирования прочных знаний и умений по кулинарии.
Задачи:
- формировать начальные санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи;
- способствовать профессиональному самоопределению через формирование основных знаний об особенностях кулинарной обработки;
- приобщать к истокам русской культуры, к русским национальным и семейным традициям, с учетом регионального компонента;
- развитие интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.
Кадр№6. Для проведения занятий воспитанникам была приобретена специальная одежда: фартуки, колпаки, кители и галстуки. Кадр №7 На первом занятии участники проекта познакомились с помещением, оборудованием ресторана, нагревательными приборами и режущими инструментами, а также были представлены сотрудники и повара, которые будут обучать мастерству приготовления пищи.
Кадр №8. Практическая деятельность осуществляется в четырех направлениях:
- калькуляция и закупка необходимых продуктов по теме занятия;
- обработка продуктов с соблюдением санитарных правил и норм;
- приготовление блюд;
- сервировка стола с соблюдением эстетических требований и гастрономического этикета.
Занятия проходят 2 раза в месяц и включают теоретическую и практическую часть.
На мастер-классах используют следующие способы и методы:
- демонстрационные – демонстрация блюд и продуктов;
- практические - изготовление и проба блюд;
- репродуктивные - демонстрация приемов работы с последующим повторением воспитанниками в форме упражнений;
- эвристические - подготовка новых рецептов;
- исследовательские - подбор и замена продуктов в соответствии с имеющимися;
- методы стимулирования и мотивации – участие в конкурсах, праздниках детского дома;
- методы воспитания: анализ результатов, поощрение пример.
Кадр №9. Обучение проходит в неформальной, дружеской обстановке. Помогает ребятам получить представление о том, как правильно приготовить Кадр 10.первые блюда,Кадр№11. кашу, Кадр№12.испечь печенье. Сотрудники ресторана приглашают детей к столу для дегустации собственноручно приготовленных блюд.
Практика показывает, что воспитанники успешно и с интересом занимаются практической деятельностью, приобретая положительный опыт совместной работы в команде, учатся прислушиваться к советам специалистов и оказывать помощь друг другу.
Кадр №13.Приобретенные на мастер-классах знания и навыки, ребята демонстрируют для других воспитанников детского дома, обучая их всему тому, чему научились в ресторане.
Кадр№14.Актуальность создания проекта признана не только в получении необходимых знаний, но и в подготовке детей к самостоятельной жизни, направленной на успешную социализацию, выбор профессии.
Реализация программы «Обретение надежды» и участие в проекте значимо не только для ребенка, но и для общества в целом и для всей образовательной системы, так если воспитанники будут подготовлены к самостоятельной жизни, то у них будет сформировано желание и интерес к ведению домашнего хозяйства, создания уюта и интерьера своих квартир, сервировки праздничного стола. А самое главное, эти знания и умения воспитанник может использовать как ориентир, заложенный в детском доме, в постинтернатный период. И мы надеемся, что воспитанник получит профессию, создаст семью. Будет нести ответственность за нее и станет рачительным, деловым хозяином, умело организующим быт семьи.
Мы понимаем, что для обеспечения успешной социализации выпускников детских домов и интернатных учреждений, их интеграции в общество предстоит многое еще сделать. Наша программа воспитательной работы не является чем-то застывшим, неизменным, она постоянно меняется с учетом контингента детей и изменяющихся условий.
Но 27 лет существует наша большая и дружная семья, в которой царит атмосфера доброжелательности, теплоты, а у ребят уверенность в том, что они не одиноки, и у них есть близкие люди, которым они нужны.
Детский дом - это их семья, где каждый готов прийти на помощь друг другу, порадоваться успехам, поддержать в трудную минуту.
Как бы хорошо не жилось ребенку в семейном детском доме, в душе каждого ребенка живет мечта о настоящей семье. Поэтому 3 года мы ведем работу с кровными родственниками и опекунами. За это время шестеро наших воспитанников были взяты под опеку. Один родитель восстановлен в родительских правах, на очереди второй родитель собирает документы на восстановление.
Большая работа ведется с братьями и сестрами (нашими выпускниками), которые активно принимают участие в воспитании сестер и братьев.
Мы можем говорить о некоторых результатах работы по воспитанию детей - сирот, подготовке их к жизни и труду
За 27 года существования семейной группы мы выпустили в большую жизнь около 40 человек. Из них получили высшее образование 8 воспитанников, колледжи и техникумы – 12. Остальные ребята получили и получают рабочие специальности. Они хорошие работники и семьянины. Есть, конечно, и у нас печальные истории. 1 воспитанник постоянно в тюрьме, другой погиб.
Мы не теряем связь с выпускниками, они частые гости нашей семьи. Многие имеют семьи, своих детей. Отрадно, что они дружат между собой, помогают друг другу и в воспитании своих младших братьев и сестер.
Отслеживание судьбы бывших воспитанников нашей семейной группы показывает, что выпускники достаточно успешно реализовали свои физические, нравственные и интеллектуальные возможности, определились как в профессиональной, так и непрофессиональной сферах, досуговой деятельности. Уже созданы семьи, связь с которыми поддерживается воспитателями. Они помогают в воспитании своих братьев и сестер и оказывают посильную материальную помощь.
Хочу закончить свое выступление словами Католикова, что наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться, по возможности, скорее обходиться без нас.
Библиографический список
- Андреева С.В. Борнякова Л.М., Басангова Т.Д., Шоркина Т.Д. Мониторинг социализации воспитанников. – Волгоград: Учитель,2016.-109с.
- Ковалев С.В. От Я до Мы: азбука семейной жизни. – М.: Педагогика, 1990.
- Родионова С.А., Корепанова Т.А. Социальная адаптация учащихся. – Волгоград: Учитель, 2015.-265с.
- Плясова Г.И. Воспитание семьянина в условиях детского дома. – М.: Изд.дом «Новый учебник», 2003. - 128с.
- Программа «Обретение надежды»/авт.-сост. Н.И.Сагайдакова, О.Н.Колесникова,Т.Е.Магдич
- Рабочая программа воспитателя.1-4 классы/авт.-сост. Е.М Матвеева.-Изд. 2-е-Волгоград: Учитель,2016.-65 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание деятельности социального педагога в школе-интернате.
Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», но вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет ряд существенных отличий. Миссия социальн...
Укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников школы-интерната №6
В рамках образовательной инициативы по улучшению школьной инфраструктуры, должны быть созданы условия для перехода образовательных учреждений на новые стандарты образования. Особое в...
Формирование социальной уверенности выпускников школ-интернатов.
Материал выступления на межрегиональной научно-практической конференции "Взаимодействие субъектов социального партнёрства в формировании образовательно-профессионального маршрута учащейся молодёжи"....
Социальная адаптация воспитанников как цель воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида г. Пролетарска
В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь воспитанники шко...
Социальный паспорт школы-интерната
Составление СОЦИАЛЬНОГО ПАСПОРТА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА процесс сложный и не всегла понятный для педагогов. Предлагаю к использованию бланки, которые помогут сделать процесс сбора информации и составления со...
Социальный проект «Социальная квартира как одна из эффективных форм поддержки и подготовки выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни»
Актуальность создания программы Новые социально-экономические условия в стране затрудняют выпускникам школ-интернатов жизненное и профессиональное самоопределение, адапта...