Программа "Адаптация учащихся школы - интерната"
рабочая программа по теме
Пояснительная записка.
Каждый год в нашу школу – интернат приходят новые учащиеся разного возраста. Дети поступают из детских домов, приютов, других школ – интернатов. Среди них есть дети сироты, дети одиноких матерей, дети из малообеспеченных и многодетных семей. Для них характерны: низкий уровень развития интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость и другое); неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как следствие – затрудняет адаптацию.
В этой связи проблема адаптации детей в школе – интернате имеет одно из приоритетных значений.
Созданная нами программа предназначена для работы с вновь поступившими детьми и направлена на создание благоприятных социально – психолого – педагогических условий для быстрой и успешной адаптации учащихся.
Содержание программы позволяет:
- Ближе познакомится с ребенком, определить его способности и личностные качества;
- Определить уровень адаптации;
- Проследить причины дезадаптации детей и на основе полученных данных составить индивидуальные программы сопровождения;
- Оказывать своевременную консультативную помощь ребенку в создавшейся кризисной ситуации;
- Организовать взаимодействие всех участников воспитательно – образовательного процесса (учитель, воспитатель, социальный педагог, психолог, медработник) и направить их совместную деятельность на помощь детям в этот сложный в их жизни период;
- Своевременно провести комплекс мероприятий (беседы, занятия) как с дезадаптированныими детьми так и с окружающими их сверстниками.
Заполнение и ведение документации (дневников наблюдения, индивидуальных программ сопровождения, программа сопровождения по социальной адаптации и др.) помогает отслеживать динамику социализации ребенка.
Для реализации программы использовали следующие методы и формы работы:
- Индивидуальные и групповые беседы с детьми;
- Диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение, опросы педагогов и детей, изучение данных личных дел, результатов деятельности детей и т.д.);
- Индивидуальные и групповые консультации педагогов и родителей;
- Индивидуальная и групповая психокоррекционная работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации;
- ПМПк;
- ЛФК;
- Социально – психологический практикум для педагогов.
В своей работе данную программу применяем третий год. Она способствует:
- Принятию и выполнению норм коллективной жизни большинством вновь поступивших детей;
- Адекватному отношению учащихся к педагогическому воздействию;
- Гармоничным взаимоотношениям между детьми, детьми и взрослыми;
- Активному участию вновь поступивших детей в жизни класса, школы;
- Комфортному состоянию ребенка в школе, удовлетворенности своим социальным статусом.
Данная программа может быть использована в работе психологами, социальными педагогами, классными руководителями общеобразовательных школ, что даст возможность легче и быстрее адаптироваться учащимся, своевременно выявить наличие школьной дезадаптации у вновь поступивших детей и найти эффективные средства её коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Адаптация учащихся школы - интерната".doc | 364 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Комитет по образованию администрации Советского района
Краевое государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Кокшинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Авторы:
Арсентьева В.И. – социальный педагог
Гурьева Т.С. – педагог - психолог
Кокшинской специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы – интерната VIII вида
Советского района.
Кокши
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка 3 – 4 стр.
- Цель, объект деятельности, задачи, ожидаемый результат 5 стр
- Этапы работы 6 стр
- Формы работы, критерии успешной социальной адаптации 7 стр
- Уровень социальной адаптации 8 стр
- Индивидуальная карта ребенка 9 – 10 стр
- Социальная часть карты развития ребенка 11 – 12 стр
- Логопедическая часть карты развития ребенка 13 – 14 стр
- Педагогическая часть карты развития ребенка (1 часть) 15 стр
- Педагогическая часть карты развития ребенка (2 часть) 16 стр
- Психологическая часть карты развития ребенка 17 стр
- Индивидуальная программа психолого – медико – педагогического
сопровождения ребенка 18 стр
13. Анкета «Адаптация» 19 стр
14. Изучение мотивационной сферы (анкета) 20 стр
15. Социометрическое исследование 21 стр
16. Изучение уровня самооценки 22 стр
17. Анкета для педагогов 23 стр
18. Цикл занятий с детьми, имеющими проблемы в период адаптации 24 - 25 стр
19. Комплекс общеукрепляющих упражнений 26 стр
20. Социально – психологический практикум для педагогов 27 стр
21. Программа сопровождения ребёнка по социальной адаптации 28 - 29 стр
22. Список используемой литературы 30 стр.
Пояснительная записка.
Каждый год в нашу школу – интернат приходят новые учащиеся разного возраста. Дети поступают из детских домов, приютов, других школ – интернатов. Среди них есть дети сироты, дети одиноких матерей, дети из малообеспеченных и многодетных семей. Для них характерны: низкий уровень развития интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость и другое); неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как следствие – затрудняет адаптацию.
В этой связи проблема адаптации детей в школе – интернате имеет одно из приоритетных значений.
Созданная нами программа предназначена для работы с вновь поступившими детьми и направлена на создание благоприятных социально – психолого – педагогических условий для быстрой и успешной адаптации учащихся.
Содержание программы позволяет:
- Ближе познакомится с ребенком, определить его способности и личностные качества;
- Определить уровень адаптации;
- Проследить причины дезадаптации детей и на основе полученных данных составить индивидуальные программы сопровождения;
- Оказывать своевременную консультативную помощь ребенку в создавшейся кризисной ситуации;
- Организовать взаимодействие всех участников воспитательно – образовательного процесса (учитель, воспитатель, социальный педагог, психолог, медработник) и направить их совместную деятельность на помощь детям в этот сложный в их жизни период;
- Своевременно провести комплекс мероприятий (беседы, занятия) как с дезадаптированныими детьми так и с окружающими их сверстниками.
Заполнение и ведение документации (дневников наблюдения, индивидуальных программ сопровождения, программа сопровождения по социальной адаптации и др.) помогает отслеживать динамику социализации ребенка.
Для реализации программы использовали следующие методы и формы работы:
- Индивидуальные и групповые беседы с детьми;
- Диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение, опросы педагогов и детей, изучение данных личных дел, результатов деятельности детей и т.д.);
- Индивидуальные и групповые консультации педагогов и родителей;
- Индивидуальная и групповая психокоррекционная работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации;
- ПМПк;
- ЛФК;
- Социально – психологический практикум для педагогов.
В своей работе данную программу применяем третий год. Она способствует:
- Принятию и выполнению норм коллективной жизни большинством вновь поступивших детей;
- Адекватному отношению учащихся к педагогическому воздействию;
- Гармоничным взаимоотношениям между детьми, детьми и взрослыми;
- Активному участию вновь поступивших детей в жизни класса, школы;
- Комфортному состоянию ребенка в школе, удовлетворенности своим социальным статусом.
Данная программа может быть использована в работе психологами, социальными педагогами, классными руководителями общеобразовательных школ, что даст возможность легче и быстрее адаптироваться учащимся, своевременно выявить наличие школьной дезадаптации у вновь поступивших детей и найти эффективные средства её коррекции.
ЦЕЛЬ:
- Создать благоприятные социально - психолого – педагогические условия для успешной адаптации вновь поступивших детей в условиях школы - интерната.
ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Вновь прибывшие дети.
ЗАДАЧИ:
- Определить уровень адаптации каждого ребёнка;
- Создать условия для социально – психологической адаптации детей в школе (создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами;
- Выявить дезадаптированных воспитанников: (детей группы риска, «трудных детей», детей склонных к побегам, детей – изгоев);
- Проследить источники и причины социальной дезадаптации детей;
- Разработать индивидуальные программы социально – психолого - педагогического сопровождения ребенка;
- Оказывать консультативную помощь по ликвидации кризисной ситуации в микросреде ребенка;
- Взаимодействовать с заинтересованными представителями в решении дальнейшей судьбы и оптимальных форм устройства на дальнейшее воспитание при защите и охране прав ребенка. (Школьный ПМПк)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Успешная социальная адаптация вновь поступивших учащихся школы - интерната
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
- ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
- Составление списков вновь поступивших детей;
- Знакомство с факторами среды жизни ребенка (изучение данных личного, медицинского дела ребенка); (Приложение №1 , № 2 , № 3 , № 4 , № 5 , № 6 , № 7 )
- Знакомство и установление контактов с детьми при поступлении их в учреждение;
- Социально – психологическая диагностика качеств вновь поступившего ребёнка;
- Краткий анализ состояния работы.
Методы исследования.
- Анкета «Адаптация»; (Приложение № 8 )
- Диагностика психических состояний ребёнка (психолог, социальный педагог);
- Наблюдения, интервью, рисунки, работа с пластичным материалом. (социальный педагог, воспитатели, мед. работники, психолог, классные руководители).
- Сочинение – тест по определению творческой направленности ребенка, досуговых мероприятий (социальный педагог, психолог, учителя чтения);
- Изучение мотивационной сферы вновь прибывших учащихся. (Приложение № 9 )
- Изучение межличностных отношений ребенка в классе (социометрия) (Приложение №10 )
- Выявление детей с проблемами в физическом развитии.
- Изучение самооценки; (Приложение № 11 )
- Анкета для педагогов. (Приложение № 12 )
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
- Составление списков детей, нуждающихся в помощи специалистов: дети группы риска, «трудные дети», дети, склонные к побегам, дети – изгои.
- Составление плана работы с дезатаптированными детьми.
- Формирование актива социальных помощников (медработники, классные руководители, воспитатели, старшая вожатая, администрация)
- Изучение возможности кружков, организаций, занимающихся проблемами образования, здоровья, досугом детей
- Систематизация результатов социально - психолого – педагогических исследований.
- ЭТАП СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
- Наблюдение за вновь прибывшими детьми (посещение уроков и внеклассных мероприятий)
- Изучение и анализ сложных ситуаций, осуществление различного рода «вмешательств».
- Координирование педагогически обоснованных выборов средств, форм и методов работы с наблюдаемыми детьми.
- Консультирование и оказание поддержки в трудной ситуации вновь прибывшим детям:
- Занятия для детей, имеющих проблемы в период адаптации. (Психолог) (Приложение № 13 )
- Социально – психологическая поддержка ребёнка:
- Определение состояния психико – эмоционального и социального статуса ребёнка (опрос педагогов, учащихся);
- Индивидуальная работа с учащимися по преодолению социально – педагогических трудностей;
- Социально – педагогическая реабилитация учащихся;
- Индивидуальные и групповые беседы с учащимися об их обязанностях, правах и дополнительных гарантиях по социальной защите
- Помощь в защите и охране прав ребенка - специальные меры по гарантированному обеспечению прав ребенка, предусмотренных российским законодательством и Международной конвенцией о правах ребёнка: образование, медицинское обслуживание, обеспечение жильем, пенсиями, пособиями, алименты, судебная защита прав ребенка. (Социальный педагог)
- Проведение ПМПк
- ЛФК (Приложение № 14)
- Социально – психологический практикум для педагогов. (Приложение № 15 )
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- Индивидуальные беседы с детьми.
- Диагностика. (Анкетирование, тестирование)
- Отслеживание динамики социализации ребенка через карту сопровождения ребёнка по социальной адаптации. (Приложение №16)
- Индивидуальные консультации для педагогов и родителей
- Групповая и индивидуальная психокоррекционная работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации
- ПМПк
- ЛФК
- Социально – психологический практикум для педагогов.
КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
- Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;
- Адекватное отношение к педагогическим воздействиям;
- Гармонизация взаимоотношений: «взрослый – ребёнок», «ребёнок – ребёнок»
- Активное участие в жизни школьного коллектива;
- Удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.
УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Высокий1.Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни. 2.Баланс индивидуального и социального 3. Гармония отношений с взрослыми и сверстниками. 4.Адекватное отношение к педагогическим воздействиям. 5.Самоконтроль поведения 6.Активное участие в жизни детского коллектива 7.Удовлетворенность своим статусом и отношениями | СреднийКонформизм в отношении норм коллективной жизниПреобладает либо индивидуальное, либо социальное Неустойчивые отношения с окружающими Противоречивое отношение к педагогическим воздействиям Внешний локус контроля Поведения Периодическое участие в жизни детского коллектива Неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями | НизкийНеприятие и невыполнение норм коллективной жизни Дисбаланс индивидуального и социального Конфликтные отношения с окружающими Неадекватное отношение к педагогическим воздействиям Неуправляемое поведение Пассивное участие в жизни детского коллектива Неудовлетворенность своим статусом и отношениями |
Приложение № 1
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕБЕНКА.
1. Ф.И.О.____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2. Возраст «______» __________________________________г.
3. Прибытие (когда, откуда) ____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
4.Данные о семье:
Мать _______________________________________________________________________________
Отец _______________________________________________________________________________
Родные _____________________________________________________________________________
Опекун _____________________________________________________________________________
Адрес закрепленного жилья __________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
5. Медицинские показатели (уровень физического развития и здоровья, хронические заболевания, функциональные нарушения):
____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Педагогические показатели:
- Темп обучения________________________________________________________________
- Трудности в обучении _________________________________________________________
- Преобладающие учебные интересы______________________________________________
7. Психологические показатели:
- Тип темперамента _____________________________________________________________
- Особенности характера, его акцентуации ________________________________________
- Образ «Я»
- Общий уровень психического развития (норма, задержка, психофизический инфантилизм, дисгармония) __________________________________________________________
______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Особенности познавательных процессов_________________________________________
- Профессиональные интересы___________________________________________________
- Особенности поведения, тип отклонений в поведении _____________________________
- Склонности, способности ______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Социально – педагогическая характеристика:
А. Социальные вредности:
- Ранняя алкоголизация _________________________________________________________
- Никотиновая зависимость _____________________________________________________
- Употребление токсических и психотропных средств ______________________________
- Тяга к асоциальным играм _____________________________________________________
- Сексуальный инстинкт ________________________________________________________
- Негативизм в оценке явлений действительности _________________________________
Б. Отклонения в социальном поведении:
- Грубость _____________________________________________________________________
- Драки ________________________________________________________________________
- Прогулы _____________________________________________________________________
- Недисциплинированность ______________________________________________________
- Избиение слабых ______________________________________________________________
- Вымогательство ______________________________________________________________
- Жестокое отношение к животным ______________________________________________
- Воровство ____________________________________________________________________
- Нарушение общественного порядка _____________________________________________
- Немотивированные поступки ___________________________________________________
В. Социальная ситуация развития:
- Неблагоприятная объективно __________________________________________________
- Неблагоприятная субъективно _________________________________________________
Г. Социальный статус:
- Лидер ________________________________________________________________________
- Приветствуемый в группе ______________________________________________________
- Принятый без определенных условий ___________________________________________
- Примыкающий ценой личностных жертв ________________________________________
- Отверженный _________________________________________________________________
- Изгой ________________________________________________________________________
Приложение № 2
СОЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
1.Фамилия, имя, отчество____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2.Состав семьи______________________________________________________________________
3.Фамилия, имя, отчество матери (опекуна)____________________________________________
____________________________________________________________________________________
Вораст___________________________Образование_______________________________________
Профессия__________________________________________________________________________
Род занятий в настоящее время_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Привычки, увлечения, хобби__________________________________________________________
4.Фамилия, имя, отчество отца (опекуна) ______________________________________________
____________________________________________________________________________________
Вораст__________________________Образование________________________________________
Профессия_________________________________________________________________________
Род занятий в настоящее время_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Привычки, увлечения, хобби__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
5.С кем проживает ребенок___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
6.Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни____
____________________________________________________________________________________
7.Другие дети в семье: Имя_________________________________ Возраст________________
Имя_________________________________Возраст___________
Имя_________________________________Возраст___________
Имя ________________________________ Возраст ____________
8.Жилищные условия семьи__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Условия жизни ребенка_____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Если родители в разводе:
сколько лет было ребенку, когда родители развелись____________________________________
с кем из родителей остался ребенок____________________________________________________
как ребенок отнесся к разводу_________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
поддерживает ли ребенок отношения с родителями, не живущими с ним после развода, каковы эти отношения_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
11.Кто из родственников проводит больше времени с ребенком___________________________
____________________________________________________________________________________
12.Кто из взрослых: помогает делать домашние задания_________________________________
сидит с ребенком в случае болезни_________________________________
провожает и встречает из школы___________________________________
гуляет с ребенком_________________________________________________
разбирает конфликты_____________________________________________
что – либо другое_________________________________________________
13.Материальное положение семьи____________________________________________________
____________________________________________________________________________________
14.Кто из членов семьи является основным источником доходов_________________________
____________________________________________________________________________________
15.Дополнительные источники доходов________________________________________________
____________________________________________________________________________________
16.Дополнительные сведения о ребенке и его семье, которые Вы можете сообщить_________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальная часть карты заполняется на основании____________________________________
Дата заполнения _______________ Подпись социального педагога _______________________
Приложение № 3
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ф.И. ребенка ________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Год рождения _______________________________________________________________________
Школа _____________________________________________________________________________
Класс ______________________________________________________________________________
Краткий анамнез раннего речевого развития __________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Речевая среда и социальные условия _________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая и мелкая моторика __________________________________________________________
Артикулярный аппарат _____________________________________________________________
Устная речь:
Общее звучание речи ___________________________________________________________________________________
Понимание речи ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Активный словарь __________________________________________________________________
Грамматический
Строй речи _________________________________________________________________________
Слоговая структура речи _____________________________________________________________
Звукопроизношение __________________________________________________________________
Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез __________________________________
Связная речь ________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Темп и плавность речи (особенности речи, связанные с заиканием) ________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Письменная речь:
Чтение ____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Письмо _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение: ________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации: _____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования __________________
Подпись специалиста _________________
Приложение № 4
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА (часть 1 – я)
Ф.И. ребёнка _______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Школа ____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Класс __________________
Общие впечатления о ребенке _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка
Сведения о себе и своей семье________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Знания и представления об окружающем _____________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформированность учебных навыков
Общая оценка учебных навыков (соответствие знаний и навыков требованиям программы)
Математика ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Характер ошибок ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Чтение _____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Характерные ошибки чтения _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Письмо _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Ошибки письменной речи ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности устной речи ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эмоционально – поведенческие особенности ___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключения и рекомендации по обучению ____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования _______________________________
Подпись педагога _________________________________
Приложение № 5
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
(2 – я часть)
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________________
Возраст _________________________
Педагог-воспитатель ________________________________________________________________
Внешний вид. Отношение родителей (неопрятность ребенка, внимание родителей к внешнему виду и одежде ребенка; ребенка забирают из школы – интерната одного из последних; родители мало общаются с воспитателями, не уделяют достаточного внимания ребенку; родители не интересуются жизнью класса и потребностями школы – интерната) _____________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поведение в группе – классе ( восприятие ребенком требований воспитателя, выполнение правил распорядка жизни класса; проявление неуверенности, боязливости, плаксивости без видимых причин; проявление двигательной и речевой расторможенности; необходимость в контроле и многократном повторении требований взрослого) ____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Игра и общение с детьми и взрослыми (предпочитает играть в одиночестве, конфликтует с детьми, часто дерется, кричит, не умеет поддержать игру, плачет, очень ждет родителей; малоконтактен со взрослыми) ________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Речевое развитие (внятность речи, наличие нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, наличие аграмматизмом, наличие выраженных трудностей при пересказе) _
____________________________________________________________________________________
Отношение к занятиям и их успешность (способность контролировать свою деятельность, потребность в постоянном контроле педагога, наличие трудностей овладения необходимым объемом знаний, неусидчивость, неумение доводить начатое дело до конца, часто мешает педагогам на занятиях) ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Темповые характеристики деятельности (неравномерность темпа работы на занятиях, частая сонливость и вялость в течение дня, работает медленно и невнимательно, темп работы быстрый, но работает хаотично и бестолково) __________________________________________
____________________________________________________________________________________
Физическое развитие (недостаточно развит физически, быстро устает, истощается, становится вялым или наоборот расторможенным, часто болеющий ребенок, болеет более 7 раз в год, плохо ест, беспокойно спит или трудно засыпает) ___________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Моторное развитие ( плохо развита мелкая моторика рук, нарушение общей координации, неуклюжесть, медлительность в движениях, предпочитает работать левой рукой или иногда работает левой рукой) _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Какие дополнительные особенности развития ребенка (его положительные или отрицательные качества) вы хотели бы отметить? ______________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата _________________________ Подпись воспитателя ___________________________
Приложение № 6
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Фамилия, имя, отчество ученика ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Возраст ___________________________ Класс__________________________________________
Школа _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Жалобы родителей Жалобы педагогов:
_______________________________ ___________________________________________
_______________________________ ___________________________________________
_______________________________ ___________________________________________
Особенности поведения, общения, привычки и интересы ________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформированность социально – бытовой ориентировки _________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Моторная ловкость _________________________________________________________________
Ведущая: рука _________________ нога _________________ ухо _______________ глаз _______
Характеристики деятельности:
Мотивация _________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Критичность _______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Работоспособность __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Темп деятельности __________________________________________________________________
Особенности внимания ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Особенности памяти ________________________________________________________________
Качественная характеристика речи ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Характеристики интеллектуального развития _________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформированность представления о пространственных и временных отношениях _________
____________________________________________________________________________________
Особенности конструктивной деятельности, графической деятельности, рисунков _________
____________________________________________________________________________________
Характерные ошибки :
При письме ________________________________________________________________________
При чтении ________________________________________________________________________
При счете __________________________________________________________________________
Эмоционально – личностные и мотивационно – волевые особенности _____________________
____________________________________________________________________________________
Заключение школьного психолога (уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах, рекомендации по коррекционной работе) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ___________________ Ф.И.О. школьного психолога ___________________________
Приложение № 7
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПСИХОЛО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА
Ф.И.О. ребенка_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Клинический диагноз _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психолого-педагогическое заключение __________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Актуальные проблемы ребенка _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель программы _____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сроки реализации ____________________________________________________________________
Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы ___________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание и рекомендуемые формы и методы работы ____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прогноз развития ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Следующий консилиум _______________________________________________________________
Составители:__________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Приложение №8
АНКЕТА «АДАПТАЦИЯ»
- Нравится ли тебе распорядок дня? __________________________
- Какое отношение складываются у тебя с детьми по классу, комплексу (семье), спальне?_____________________________________________
- Какие предметы тебе изучать сложно?__________________________
- В чем заключаются эти затруднения?__________________________
- Чувствуешь ли усталость на занятиях? (да, нет)________________
- Какие из предложенных кружков или секций ты посещаешь?_______
____________________________________________________________________
- Чем ты увлекался до поступления в нашу школу?____________________
- Чем бы тебе хотелось заняться в сводное время?_______________________
_____________________________________________________________________
- Испытываешь ли ты чувство голода, когда?__________________________
- Устраивает ли тебя твоя успеваемость на сегодняшний день?
_____________________________________________________________________
- Какую роль в классе, школе хотелось бы тебе выполнять?
____________________________________________________________________
- Доволен ли ты своими отношениями:
- С взрослыми ______________________________________________
- Со сверстниками _____________________________________________
Приложение № 9
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ.
АНКЕТА
- Тебе нравится в школе или не очень? _________________________________________
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться в интернате? _____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался в интернате? _____________________________
____________________________________________________________________________________
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие – нибудь уроки? _______________________
- А какие уроки тебе больше всего не нравятся? ___________________________________
____________________________________________________________________________________
- Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий? ______________________________
- Ты часто рассказываешь о школе воспитателям, родителям? ______________________
_________________________________________________________________________________
- Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель? ___________________________
_________________________________________________________________________________
- У тебя в классе много друзей? __________________________________________________
- Назови своих друзей? _________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
11.Тебе нравятся твои одноклассники? _____________________________________________
12. Назови своего любимого учителя, воспитателя:___________________________________
Оценивать уровень школьной мотивации можно с помощью специальной анкеты, ответы на 11 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1 балл, положительный – 3 балла)
ШКАЛА ОЦЕНОК:
Учащиеся, набравшие:
25 – 30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации,
20 – 24 балла характерны для средней нормы
15 – 19 баллов указывают на внешнюю мотивацию,
10 – 14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации
Ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной адаптации.
Приложение № 10
СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Для выявления межличностных отношений вновь поступивших детей в классах проводится социометрическое исследование по методике «Дворец, дом, шалаш». Каждому ученику предлагается рисунки дворца, дома и шалаша, а также таблички с именами и фамилиями одноклассников, включая табличку с собственным именем. Взрослый предлагает детям расселить себя и одноклассников в эти три строения. После «расселения» педагог фиксирует его результаты и анализирует, с кем решил жить каждый ребенок, как много одноклассников он взял к себе в «дом», как много ребят взяли его в «свои дома».
По итогам измерений заполняется таблица:
Ф.И. ученика | Выбор того, с кем решил жить | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Количество выборов, которые сделал ученик | |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
Количество ребят, которые выбрали ученика. |
Приложение № 11
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ.
Методика «Лесенка»
На бланке изображено несколько лесенок, состоящих из 7 – 11 ступенек. Количество лесенок и оцениваемые качества могут меняться в зависимости от необходимости. Первый желательно выявлять общую самооценку «хороший – плохой».
Методика проводится индивидуально.
Инструкция для ребенка: «Это волшебная лесенка. Давай представим с тобой, что на ней располагаются все ребята. На верхней ступеньке – самые лучшие ребята. На следующей – тоже хорошие, но все – таки чуть – чуть похуже. Чем ниже – тем хуже (показать рукой). Посредине – дети не хорошие и не плохие. На последней, самой низкой ступеньке – самые плохие».
После того, как взрослый убедиться, что ребенок правильно понял и запомнил инструкцию, он последовательно задает ребенку следующие вопросы:
- На какую ступеньку ты себя поставишь? Почему?
- На какую ступеньку ты хотел бы себя поставить? Почему?
- А на какой ступеньке ты можешь оказаться, если очень – очень постараешься? Почему?
- А как ты думаешь, куда тебя поставить воспитатель? Почему?
- А куда она тебя поставить, если ты будешь очень стараться? Почему?
- А учительница тебя куда поставит? Почему?
- А куда она тебя поставит, если ты будешь очень стараться? Почему?
Для оценки могут использоваться следующие качества:
- Умный – глупый
- Добрый – злой
- Веселый – грустный
- Внимательный – невнимательный
- Довольный собой – не довольный собой
- Хорошо учиться – плохо учиться
Обработка и интерпретация результатов:
1. Сопоставляются уровни желаемой, возможной, реальной самооценке при ответах «за себя».
2. Сопоставляются уровни желаемой, возможной, реальной самооценки при ответах «за себя», учителя и воспитателя.
Оценка ответов:
1. Благоприятный вариант – если дети считают, что взрослые поставят их на одну из верхних ступенек лестницы, а сами ставят себя на одну ступеньку ниже. Такой результат свидетельствует о том, что дети, чувствуя поддержку и принятие со стороны взрослых, умеют уже достаточно реалистично посмотреть на себя.
2. Случаи, когда дети ставят себя на ту же ступеньку, на которую, по их мнению, могут поставить их взрослые, могут свидетельствовать: (об инфантилизме, об отсутствии самостоятельного взгляда на себя, некритическое восприятие оценок взрослых, о том, что ребенок чувствует отвержение со стороны взрослых, о компенсирующей самооценке).
3. Случаи, когда дети ставят себя на ступеньках выше, чем по их мнению, их поставили бы взрослые, являются неблагоприятными вариантами, характеризующими осознание ребенком неприятие со стороны взрослых и негативного противопоставления оценке взрослого собственной оценке.
Приложение № 12
АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
Уважаемые педагоги просим вас ответить на перечисленные вопросы. Среди данных вариантов ответов подчеркните тот, который более всего характеризует данного ребенка.
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________________
- Охотно ли ребенок идет в класс?
Как правило, не охотно; Как правило, охотно, с радостью; Когда как, затрудняюсь ответить.
- Приспособился ли он к школьному режиму?
Пока нет; В целом да; Абсолютно приспособился; Затрудняюсь ответить.
- Переживает ли он по поводу своих учебных успехов или неудач?
Нет; Скорее нет, чем да; Скорее да, чем нет; Да.
- Сколько времени ежедневно тратит ребенок на выполнение домашних заданий?
Укажите конкретно: ______________________
- Нуждается ли ребенок в вашей помощи при выполнении домашних заданий?
Помощь нужна всегда; Нуждается довольно часто; Нуждается иногда; В помощи не нуждается; Сложно ответить однозначно.
- Как обычно ребенок преодолевает трудности в работе?
Перед трудностями сразу пасует; Обращается за помощью; Трудности старается преодолеть сам; Затрудняюсь ответить.
- Способен ли ребенок самостоятельно проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
Самостоятельно этого сделать не может; Может, если побудить к этому; Как правило, может.
- Часто ли ребенок жалуется на одноклассников, обижается на них?
Довольно часто; Такое бывает, но редко; Такого практически не бывает; Затрудняюсь ответить.
- Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
Нет, не справляется; Скорее нет, чем да; Скорее да, чем нет; Да.
Приложение № 13.
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
ЗАДАЧИ:
1.Развитие социальных и коммуникативных умений необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами.
2.Формирование устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
АДРЕСАТ: Учащиеся младших классов , имеющие проблемы в период адаптации.
СОДЕРЖАНИЕ: 10 занятий ,состоящих из игр и упражнений , направленных на развитие эмоционально – волевой сферы ,навыков адекватного социального поведения учащихся.
Занятия проводятся психологом 1 – 2 раза в неделю. Численность группы не должна превышать 5 – 6человек.
Занятие 1. «ЗНАКОМСТВО»
Цель занятия: Установление контакта между участниками группы, создание позитивного настроения, атмосферы психологической безопасности .
1.Упражнение «Добрый клубок».
2.Игра «Какая рука у соседа?»
3.Изготовление весёлых человечков.
Занятие 2. «НАШ ДОМ»
Цель занятия: Создание положительного настроения, сплочённости группы, развитие навыков общения.
1.Упражнение «Сделай как я».
2.Игра «Мне нравится».
3.Изготовление домиков для человечков.
4.Игра «Все вместе»
Занятие 3. «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
Цель занятия: Развитие чувства доверия друг к другу, формирование атмосферы взаимной поддержки , доверительного отношения.
1.Упражнение «Ласковое имя».
2.Игра «Назови слово».
3.Игра «Угощения».
4.Игра «Настроение».
5.Изготовление подарков.
Занятие 4. «ОБСТАВИМ ДОМ»
Цель занятия: Создание атмосферы принятия ,формирование желания общаться ,развитие инициативы творчества.
1.Упражнение «Аплодисменты по кругу».
2.Игра «Зеркало».
3.Изготовление мебели.
Занятие 5. «ЛЕС»
Цель занятия: Формирование умения замечать положительные качества в людях и говорить о них , развитие мелкой моторики.
1.Упражнение«Комплименты».
2.Игра «Отгадай».
3.Игра «Прогулка в лес».
Занятие 6. «ГОРОД»
Цель занятия: Развитие умения по мимике , позе , понимать эмоциональное состояние людей , умения управлять своими движениями.
1.Упражнение «Пойми состояние».
2.Игра «Пылесос и пылинки».
Занятие 7. «МАГАЗИН»
Цель занятия: Развитие уверенности в себе , создание позитивного настроения , формирование навыков вежливого обращения.
1.Игра «Ветер дует на...»
2.Игра «Магазин».
3.Игра «Кто пройдёт лучше?»
Занятие8. «ТРАНСПОРТ»
Цель занятия: Развитие творческого воображения, умения работать в группе.
1.Игра «Волшебная палочка».
2.Игра «Да – нет».
3.Конструирование транспорта.
Занятие 9. «НА МОРЕ»
Цель занятия: Создание радостного настроения , развитие равновесия.
1.Игра «Волны».
2.Игра «Морские коньки».
3.Изготовление рыбок.
Занятие 10. «ПРОЩАЛЬНОЕ»
Цель занятия: Развитие внимания . обогащение репертуара телесных ощущений , создание радостного настроения от совместного труда.
1.Игра «Тень».
2.Игра «Гусеница».
3.Чаепитие.
Приложение № 14
КОМПЛЕКС ОБЩЕУКРЕПЛЯЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
Упражнение №1
Стать спиной к стене, так, чтобы стены касались затылка, лопатки, ягодицы и пятки Напряжением мышц зафиксировать это положение и запомнить его. Отойти от стены и сохранить эту позу в течение 15 – 30 секунд.
Упражнение №2
Проделать указанное в упражнении №1, но, отойдя от стены, сделать несколько движений руками, туловищем и снова принять положение правильной осанки. Затем встать к стене и проверить принятую позу.
Упражнение №3
Самостоятельно принять позу, соответствующую правильной осанке, после чего встать к стене и проверить её.
Упражнение №4
Встать спиной к стене (см. упражнение №1), выполнить несколько движений руками, ногой, головой, не нарушая позы, соответствующей правильной осанке.
Упражнение №5
Встать боком перед зеркалом, принять положение правильной осанки и, отойдя от него, сохранить принятую позу. Затем проделать то же самое, но без помощи зеркала.
Упражнение №6
Сохранять равновесие, стоя на рейке или бруске толщиной 5 – 10 см.. Проделать то же с закрытыми глазами.
В качестве дополнительных упражнений для развития правильной осанки могут использоваться упражнения на тренировку гибкости, такие, как наклоны вперед, в сторону, назад, махи ногами; упражнения, способствующие выработке чувства равновесия: ходьба на носках и стойка на носках на определенное время.
Приложение № 15
СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
1 ЧЕТВЕРТЬ.
- Изгои в классе
- Как появляются изгои в классе;
- Что делать, если в классе изгой.
- Консультация психолога
2 ЧЕТВЕРТЬ
- Организация работы школы – интерната с «трудными учащимися»
- Отклоняющееся от нормы поведение;
- Профилактика девиантного поведения у учащихся;
- Модель работы с «трудными» учащимися.
- Консультация психолога.
3 ЧЕТВЕРТЬ
- Работа с детьми, совершающими побеги
- Классификация побегов у детей;
- Уточнение списков детей, совершающих побеги из школы – интерната.
- Технология работы с детьми, совершающими побеги.
- Консультация психолога.
4 ЧЕТВЕРТЬ
- Смысл жизни и ценности детей группы риска
- Дети группы риска в школе – интернате;
- Особенности детей группы риска;
- Нормальные условия для детей группы риска
- Классификация детей группы риска
2. Консультация психолога.
Программа сопровождения ребёнка
по социальной адаптации
Фамилия _________________________
Имя __________________________
Отчество _________________________
Дата поступления в школу ________________________________________
Кл. | Отрицательное | Равнодушное | Полож. но неустойчивое | Положительное | Сверх поло-жительное | |
Социально -бытовая адаптация | 1 | |||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
Социально – средовая адаптация | 1 | |||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
Социально – трудовая адаптация | 1 | |||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
Социально – психологическая адаптация | 1 | |||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
Социально – педагогическая адаптация | 1 | |||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Журнал: «Социальная педагогика» №1 2005; №2 2005
- Журнал «Дефектология»
- Журнал «Воспитание школьников»
- Р.В. Овчарова Справочник социального педагога Творческий центр. М 2001
- Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е.И. , Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – 2 – е издание. М. : Генезис, 2001.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2 издание. М. «Просвещение», «Учебная литература», 1996
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М. : Ц Сфера, 2002
- Падласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: М. ВЛАДОС 2002
- Психологические методики. Выпуск 5. Москва. ТОО «СИМС» 1995
- Кузин М.В. Детская психология в вопросах и ответах. Ростов н/Д: Феникс 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для формирования профессионально-трудовой готовности к интеграции в общество учащихся школы-интерната
Доклад в виде презентации был использован на заседании круглого стола по проблеме профориентации в коррекционной школе....
Особенности работы по развитию интонационно-мелодической стороны речи в процессе изучения литературного произведения учащимися школы-интерната 5 вида
В статье рассказывается о системе работы над интонацией на уроках литературы в школе-интернате для детей с тяжёлыми нарушениями речи....
Статья по теме "Трудовое обучение как фактор социальной адаптации учащихся школы-интерната 8 вида"
Главным направлением профориентационной работы в школе – интернатеVIII вида является воспитание у детей интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при у...
Формы и методы воспитательной работы направленной на подготовку учащихся школы-интерната к жизни в современных условиях.
Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на ...
Роль воспитателя в самоорганизации деятельности учащихся школы-интернат
Особо важным направлением в работе воспитателя интернатного учреждения является научить воспитанников учиться, общаться друг с другом и жить вместе, научить получать знания и сохранять здоровье. Очень...