Методическая работа учителя. Создание портфолио.
материал по технологии на тему

Портфолио профессиональных достижений учителя технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Яровенко Вероника Валерьевна

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная  (коррекционная) общеобразовательная  школаVII  вида № 4»

        

                                                      ПОРТФОЛИО

профессиональных достижений педагогического работника Хабаровского края

                                       Яровенко Вероники Валерьевны   _________________

Ф.И.О.

                           учителя     технологии                                       ______________

должность педагогического работника с указанием  преподаваемого  предмета (направления деятельности)

краевого        государственного       бюджетного        специального   (коррекционного)    образовательного             учреждение         для обучающихся,  воспитанников  с  ограниченными   возможностями здоровья  «Специальная  (коррекционная)    общеобразовательная         школаVII вида № 4»                                                                        

полное наименование образовательного учреждения согласно уставу

   г. Амурск    Хабаровского  края,    пр.  Комсомольский       д.47                                 полный адрес образовательного учреждения

842142 2 3940                                                                                        

 телефон (факс), E-mail

                                               

Хабаровский край

2013 г.

Содержание.

Раздел 1. «Общие сведения о педагогическом работнике»____стр.4

Раздел 2. «Информационно – аналитический отчёт педагогического

                 Работника»___________________________________стр.5  

Раздел 3. «Видеозапись учебных занятий» (диск)

Раздел 4. «Приложения»

Приложения к разделу1:

       - копия паспорта;

       - копия диплома;

       - копия трудовой книжки;

       - копия аттестационного листа.

Приложения к разделу 2:

 Критерий 1 «Знание информационной основы деятельности»

  1. Копия удостоверения о результатах прохождения квалификационного экзамена;
  2. Копия свидетельства о повышении квалификации

Критерий 2 «Обеспечение повышения качества образования на основе использования современных образовательных технологий, совершенствования методов обучения и воспитания».

       2.1. Разработка урока «Вышивка» 5 класс (привитие  

              культурных ценностей ученикам);

       2.2. Технологическая карта раздела «Кулинария» 5 класс;

       2.3. Инструкционные карты для учащихся;

       2.4. Игровой урок «В стране мастериц» (использование

              коррекционно–развивающих упражнений);

       2.5. Сертификат о создании персонального сайта;

       2.6. Презентация к уроку;

       2.7. Задания по развитию УУД;

       2.8. Оценочный бланк по формированию ключевых

               компетенций;

       2.9. Проектная работа учеников 9 класса «Исследование

              продуктов питания на наличие пищевых добавок».

Критерий 3 «Высокие результаты освоения обучающимися образовательных программ».

       3.1. Свидетельство о публикации в электронном СМИ,

              Фотография проекта на конкурс детского творчества;

       3.2. Грамоты и фотографии, подтверждающие деятельность

               обучающихся в социально значимых проектах.

Критерий 4 «Результаты деятельности педагогического работника в профессиональном сообществе»

       4.1. Свидетельство о внесении передового педагогического

              опыта в районную базу данных»;

       4.2. Выписки из протоколов ШМО и РМО;

       4.3. Свидетельство о публикации в электронном СМИ;

       4.4. Выписки из протоколов ШМО и РМО;

       4.5. Выписка из протокола РМО (анализ практических заданий

              на районном этапе Всероссийской олимпиады школьников

              по технологии).

Критерий 5. «Профессиональные и личные достижения педагога в межаттестационный период».

       5.1. Свидетельство о прохождении дистанционного обучения;

       5.2. Грамота.

Критерий 6. «Личностные качества педагогического работника».

       6.1. Анкеты учащихся и педагогов школы.  

       

     

Раздел 1.

«Общие сведения о педагогическом работнике»

1.

Фамилия, имя, отчество

Яровенко Вероника Валерьевна

2.

Год рождения

1967г.

3.

Профессиональное  образование: наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому  

1.Нижнетагильский индустриально-педагогический техникум по специальности швейное производство, квалификация техник-технолог, мастер производственного обучения, 1989 год.

2.Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет по специальности «Специальная психология», квалификация специальный психолог, 2010 год.

4.

Стаж педагогической работы[1] 

21 год

5.

Стаж работы в данном учреждении

16 лет

6.

Должность, по которой аттестуется педагогический работник

Учитель трудового обучения

7.

Стаж работы в данной должности

16 лет

8.

Наличие квалификационной категории по данной должности[2] 

первая квалификационная категория

9.

Заявленная квалификационная категория

первая квалификационная категория

«_10__»_декабря    2011г.

        

Приложение к разделу 1:

1.Копия страниц паспорта;

2.Копия документов об образовании;

3.Копия трудовой книжки;

4.Копия аттестационного листа;

Раздел 2

«Информационно-аналитический отчет педагогического работника о профессиональной деятельности в межаттестационный период»

         Критерий 1. «Знание информационной основы деятельности»:

 1.1.Знания педагогического работника в области государственной образовательной политики, педагогики, психологии, методики преподавания и содержания предмета (направление деятельности)

          В своей деятельности руководствуюсь Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования,  Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,  утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, другими законодательными актами Федерации и Хабаровского края, Уставом школы.

        Обладаю знаниями основ общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, методических и организационно-управленческих задач. Знаю педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, специфику развития интересов и потребностей обучающихся, основы их творческой деятельности, содержание воспитательной программы. Владею методикой и организацией учебного процесса, основами научной организации труда. Знаю  нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

          Свои теоретические знания подтвердила, сдав квалификационный экзамен и набрав 60%.

 1.2  Повышение   квалификации   в   области    ИКТ

 Пройдены курсы ИКТ.

(Приложение 1.1)    

Критерий 2 «Обеспечение повышения качества образования на

основе эффективного использования современных образовательных технологий, совершенствования методов обучения и воспитания.

2.1. Использование педагогическим работником программы, учебно-методического обеспечения.

       Рабочая программа «Трудовое обучене 5-9 классы» разработана  на основе примерной программы по «Технологии» сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Технология. Трудовое обучение. Под редакцией В.Д.Симоненко и рассчитана на 68 учебных часа – 2 часа в неделю

       Программа разработана с учётом использования учебно-методического комплекта: Учебник  В.Д.Симоненко Технология. Обслуживающий труд  М.: Вентана – Граф, 2008г.  

       Основная цель обучения школьников по данной программе – обеспечить усвоение ими основных политехнических знаний и умений по элементам техники, технологий, материаловедения, информационной технологии в их интеграции с декоративно – прикладным искусством.      

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.  Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

По окончании курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами,  электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности. В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется  развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.

2.2. Использование современных образовательных технологий, включая информационные.

       Методическая тема школы «Формирование мотивации как побудительной силы, активизирующей и направляющей деятельности всех участников образовательного процесса к личностному росту »

Цели моей профессиональной деятельности  согласуются с целями и задачами деятельности образовательного учреждения.

       Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, на обеспечение их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Важную роль в достижении этой цели должно сыграть технологическое образование школьников. Существовавшая долгие годы в российских школах трудовая подготовка учащихся имела и положительные, и отрицательные стороны. Следует отметить, что интерес к трудовому обучению был невысок, так как не был связан с потребностями и склонностями учащихся.

        Они не видели социальной и личностной значимости своего труда. Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекали учащихся в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную. Вызвать желание творить, мыслить – задача трудная и интересная, тем более что она не имеет однозначного решения, и в каждом классе приходится решать ее заново, зачастую находя новые средства и методы. Образование – процесс обоюдный, без активных усилий ученика он обречен на провал, каким бы замечательным учитель не был. Такой процесс требует изменения  позиции ученика и переосмысления педагогической деятельности учителя.

           Трудовое обучение, преемницей которого является образовательная область «Технология», с самого начала его введения в общеобразовательную школу строилось на основе овладения учащимися умениями и навыками при работе с  различными материалами (бумагой, картоном, тканью, древесиной и другими материалами) и изготовлением из них разнообразных, преимущественно бытовых изделий. По мере развития материального производства, его научно-технических основ в содержание трудового обучения стали включаться элементы машиноведения, электротехники, общих основ техники, технологии и экономики производства, внедрялся политехнический принцип обучения.

При этом всегда существовала известная тенденция: дать ученикам, хотя бы и на элементарном уровне, конкретную рабочую профессию (специальность). Замена в учебном плане предмета «Трудовое обучение» на предмет «Технология» сделала актуальным поиск нового содержания и методов обучения.

       Цели моей работы: формирование у учащихся общетрудовых знаний и умений; освоение технологий преобразования материалов в процессе изготовления изделий, удовлетворяющих потребности человека и общества.

Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными являются:
- Организация созидательной деятельности учащихся.
- Создание на уроке оптимальных условий для развития каждого школьника.

            На практике последних лет я убедилась в целесообразности и эффективности использования метода проектов в технологическом обучении школьников.  Обобщила опыт по теме: «Проектный метод как средство развития творческой активности учащихся на уроке технологии». Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом - это и есть метод проектов.

     Задача каждого учителя – вызвать интерес к своему предмету, помочь сформировать убеждения и взгляды в соответствии с общечеловеческими ценностями – и решению этой задачи помогают инновационные технологии, раскрывающие способности учащихся и создающие условия для их самоактуализации и саморазвития. Поэтому, основу современного урока трудового обучения  должна составлять активная деятельность самих учащихся. В  творческом проектировании считаю наиболее применяемыми  такие виды деятельности, как дизайн-анализ, продуктивный диалог, эвристическая беседа, исследования, эксперимент, решение технологических задач, поиск информации в литературных источниках и ЭОР.

Необходимо подчеркнуть, что доступность знаний, разнообразных источников информации в настоящее время дает огромные возможности для развития самостоятельности учащихся, реального увеличения доли самостоятельной, в т. ч. творческой работы при создании творческих проектов. Этому я и стараюсь научить своих учеников, поскольку у меня есть соответствующие умения. Таким образом, компетентность и компетенции ученика непосредственно связаны с моей  компетентностью и компетенциями.

В числе ведущих компетенций  выделяют:

•   когнитивная (теоретические и практические знания);

•  функциональная (умения и ноу-хау в обучении, трудовой и социальной деятельности;

•  личностная (поведенческие умения в конкретной ситуации);

•  этическая (наличие личностных и профессиональных ценностей).

Все они взаимозависимы и взаимодополняемы, представляют процесс и результаты обучения, так или иначе связанные с умениями,  знаниями, понятиями.  

Метод проектов  позволяет решить ряд задач, а именно: выдвигать темы проектов, определять свою позицию, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, и в то же время понимать роль и значение групповой работы.

способствует:

  1. Повышению личной уверенности в успехе у каждого участника проектного обучения, его самореализации                                                                      
  2. Развитию в классе навыков коллективной работы. (Важным является умение не только высказать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую);
  3. Развитию исследовательских умений (анализ проблемной ситуации, осуществление отбора необходимой информации, умение строить гипотезы, обобщать, делать выводы).

По опыту работы доказано, что успешно стимулируют творческую работу учащихся следующие приемы:

  • создание ситуации занимательности, ситуации успеха;
  • создание ситуации, при которой школьники испытывают интеллектуальное удовлетворение своей нестандартностью.

Использую различные виды деятельности учащихся на уроке, что делает урок интересным. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. К каждому уроку отбираю и разрабатываю главные вопросы содержания, определяю рациональную методику. Целенаправленно работая по  формированию структуры умственной деятельности, делаю акцент на:

  1. использование ранее усвоенных знаний и умений в создании новой модели;
  2. доказательность суждений;
  3. владение методами сравнения, сопоставления, обобщения.

        Рабочая  программа по предмету предусматривает  элементы национально-регионального компонента: в разделе «Кулинария» - при изучении темы: «Овощи в питании» изучаются овощи Дальнего Востока; «Блюда из рыбы и морепродуктов» изучается технология приготовления блюд из лососёвых рыб»; «Сладкие блюда и напитки» изучаются дикоросы Дальнего Востока. При работе над разделом «Конструирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом» акцентирую внимание на особенности элементов национальной одежды - особенности кроя национальной женской одежды коренных жителей Приамурья.  

Деятельность на этих занятиях направлена на  изучение социокультурных особенностей Дальнего Востока и национальных традиций.  В процессе изготовления творческих проектов в этом направлении учащиеся приобретают знания по национальной культуре; повышается интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору, активизируется познавательная деятельность; выявляется интерес к изучению истории, художественно-прикладной деятельности, воспитывается  толерантность.

       Недостаточное изучение культурных ценностей прошлого может нанести большой урон современному духовному развитию нации, поэтому в разделе кулинарии и создании изделий из текстильных и поделочных материалов включены уроки, раскрывающие традиции русского народа. Кулинария: 6 кл. «Каша-традиционное русское блюдо», 7 кл. «Щи-национальное русское блюдо», 8 кл. «Роль пирогов в традиционных русских праздниках». Создание изделий из текстильных и поделочных материалов: 5 кл. «Фартук как элемент русского национального костюма»; 6 кл. «Обработка юбки –понёвы»; «Техника выполнения счётной вышивки – роспись».( Приложение 2.1)

       Цифровые образовательные ресур помогают мне в активном информационном взаимодействии между участниками образовательного  процесса, являются эффективным технологическим средством творческой проектной деятельности учащихся.

       Все это  позволило мне повысить интерес школьников к предмету, повысилось качество знаний. Создавая проекты, ученики используют компьютер для набора текста и составления презентаций к проекту, интернет для поиска информации.

       Ученики принимают участие в сетевых творческих проектах, что подтверждается сертификатами.

В процессе обучения и воспитания сочетаю традиционные и инновационные технологии: педагогику сотрудничества, личностно-ориентированный подход в преподавании учебных дисциплин, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.  

На всех этапах обучения широко использую различные технологии обучения: модульные, игровые, коммуникативные исследовательские технологии, технологию развивающего обучения, личностно-ориентированное обучение, разноуровневую дифференциацию, создание проблемных ситуаций – все это вместе работает при создании творческих проектов, а в конечном итоге- при создании продуктов труда.

Для развития творческого мышления учащихся применяю метод решения технологических задач, при этом учащиеся интегрируют те знания, которые получены ими в различных предметах: ИЗО,  биология, история, география, химия, математика, на каждом уроке применима словарная работа.

        Учебно-исследовательская работа при создании творческих проектов - новый вид школьной работы и новый вид моей педагогической деятельности. Его достоинство состоит в том, что он развивает мышление, дает возможность самостоятельного поиска и дает ученику радость открытия.

Изменяется роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнером в обучении. Учитель, руководитель исследовательской работы, включен в исследование поставленной проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения эксперимента.

Это дает возможность мне более широко проявить творческие способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли исследователя, так как невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам.              

        На занятиях, планируя свою деятельность, считаю, что целесообразное  применение здоровьесберегающих технологий дает лучший воспитательный эффект. Технологическое образование и метод проектов предоставляют мне широчайшие возможности для использования целого комплекса видов деятельности - ученики размышляют, придумывают, рисуют, пишут, читают, беседуют, участвуют в экспериментах, измеряют, рассчитывают, планируют, выполняют всевозможные операции с материалами и инструментами. Все это создает более комфортную обстановку на уроке, стимулирует инициативность, способствует активному воспитательному воздействию на учеников.

       Исходя из опыта моей работы, могу утверждать, что основными результатами освоения учащимися образовательной области “Технология” являются:

  • овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг,  структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.
  •     овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для  проектирования  и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными  и эстетическими свойствами;
  •    умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
  • формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению.

       На уроках технологии широко применяю технологическую документацию для учителя (Приложение 2.2. ), техническую документацию, чертежи, технологические и инструкционные карты для учеников. (Приложение 2.3.)

       В  зависимости от сложности изделия и уровня подготовленности  учащихся  решаю, какую форму будет иметь технологическая или инструкционная карта - объёмную, элементную информационную или традиционную плоскостную. Поэтому в вопросах подготовки использования технологической документации использую поэтапный переход  от упрощённых к стандартным формам.

В связи  с этим формы  технологической документации,  применяемые на уроке, должны быть такими, чтобы  постепенно  подготовить учащихся   к работе  со стандартным  и производственными  документами.  

      Методика технологии предполагает, что  подробные инструкционные карты составляются, как правильно, на операции практически не знакомые  учащимся. В остальных случаях, с целью повышения самостоятельности  и

активизации  работы  учащихся  на уроке,  подробные описания заменяю сокращёнными   с неполными данными.

   Инструкционные карты для уроков трудового обучения по конструированию и моделированию одежды могут  быть с меньшим  количеством граф, но с более  пространными текстовыми  пояснениями, с поэлементным построением чертежа.

       Инструкционные карты по моделированию одежды должны содержать эскиз модели, этапы моделирования и техническое моделирование деталей.

     На своих уроках использую следующие технологические карты по конструированию и моделированию одежды:

      - в 5 классе в разделе «Конструирование швейных изделий с элементами моделирования» темы «Конструирование фартука» ; «Моделирование фартука»

   - в 6классе в разделе «Проектирование и изготовление одежды» темы

«Конструирование юбок. Построение  чертежей в М:  1:4» ;

«Моделирование юбок»;

   -в 7классе в разделе «Конструирование и моделирование плечевых изделий» темы «Последовательность построения основы чертежа ночной сорочки в М 1:4 в натуральную величину по своим меркам»;

«Моделирование ночной сорочки».

       Так же технологические карты по разделу кулинария, рукоделие и т.д.

         Использование на уроках коррекционных упражнений обязательное условие для развития обучающихся в нашей школе. На своих уроках развиваю у учащихся: мелкую моторику при работе с иглой, спицами, крючком; межполушарные связи при работе правой и левой рукой (ковроткачество); при выполнении специальных упражнений образное и логическое мышление, развитие речи; применяя на уроках групповые упражнения, занятия, игры корректирую агрессивное поведение  учащихся.

(Приложение 2.4.)  

 Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе

Технология

Область использования

Результативность

В деятельности учителя

В деятельности  учеников

Проектная технология

Преподавание предмета «Трудовое обучение»,

Возможность самореализации учащихся

Защита проектов, участие в различных мероприятиях, конкурсах

Модульная технология

Преподавание предмета «Трудовое обучение»,

Позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся

Качественное усвоение материала

Технология развивающего обучения

Индивидуальная работа с учащимися при разработке индивидуальных проектов.

Возможность права выбора деятельности учащихся, путей решения проблемы

Качественное усвоение материала

Личностно-ориентированное обучение

Индивидуальная работа с учащимися при разработке индивидуальных проектов.

Возможность самореализации учащихся

Качественное усвоение материала

Создание проблемных ситуаций

Преподавание предмета «Трудовое обучение», проработка и выполнение творческих проектов

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся

Качественное усвоение материала

Разноуровневая дифференциация

Преподавание предмета «Трудового обучения»

снятие перегрузок в усвоении учебного материала

Успешность обучения учащихся с разными способностями

Информационные технологии

Преподавание предмета «Трудового обучения»

Возможность самореализации учащихся, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся

Качественное усвоение материала

  Использование ИКТ в процессе обучения предмету

Тема урока

Информационный продукт

Класс

Машиноведение

Презентация к уроку «Из истории швейной машины», «Основные узлы и устройства швейной машины».

5 класс

6 классс

Конструирование поясных изделий

Презентация к уроку «Построение чертежа фартука»

5 класс

Презентация-опрос по теме «Фартук».

5 класс

Проектная деятельность

Презентация темы «Что такое творческий процесс? Этапы выполнения творческого проекта»

5 класс

6класс

7класс

8класс

Конструирование поясных изделий. Юбка.

Презентация к уроку «В мире юбок»

6 класс

Стили, силуэт в одежде

Презентация к уроку «Назначение одежды»

7 класс

Конструирование плечевых изделий.

Презентация к уроку «Конструирование плечевых изделий с цельнокроеным рукавом»

7 класс

Моделирование плечевых изделий.

Презентация к уроку «Моделирование лифа»

7 класс

Кулинария. Изделия из теста.

Презентация к уроку «шарлотка»

8 класс

Конструирование и моделирование плечевых изделий с втачным рукавом.

«Конструироваие. Моделирование»

8 класс

История звонкой монеты.

Презентация к уроку «Деньги стран»

8класс

Обобщающий урок по теме «Деньги. Банки»

Презентация опроса «Увлекательный мир экономики»

8 класс

Технология трудовой деятельности

Презентация по теме урока

9 класс

Технология игровой деятельности

Презентация по теме урока

9 класс

Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой.

Презентация по теме занятия: «Вышивка-это искуство»

5-6 класс

Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом.

Презентация «Виды отделок изделий, сувенирной продукции»

6 класс

Отделка вышивкой  скатерти, салфетки, фартука, носового платка.

Презентация «Сувениры своими руками»

6 класс

Орнамент, композиция, цвет в лоскутной технике.

Презентация к занятию «Веселые фантазии

из ярких лоскутков».

5 класс

(Приложение 2.5.)

В своей работе активно  использую интернет ресурсы, электронную почту, общаюсь на форумах, имею свой персональный сайт в социальной сети работников образования nsportal.ru web-адрес сайта: http://nsportal.ru/yarovenko-veronika-valerevna/

(Приложение 2.6.)

Формирование универсальных учебных действий на уроках обслуживающего труда.

                                             «Кто постиг новое, лелея старое, тот может быть учителем»

                                                                                                                                         Конфуций

       На уроках обслуживающего труда развиваю универсальные учебные действия, у учащихся, опираясь на Программу развития универсальных учебных действий для основного общего образования в рамках создания государственных стандартов общего образования второго поколения.

       В основу выделения состава и функций универсальных учебных действий для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития, изученные в работах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Д.И.Фельдштейна, Л.Кольберга, Э.Эриксона, Л.И.Божовича, А.К.Макаровой, Я.А.Пономарёва, А.Л.Венгера, Г.А.Цукермана и других.[3]

       Принимая во внимание особенности подростков с задержкой психического развития, опираясь на исследования К.С.Лебединской, работы Л.К.Боченковой, В.И.Лубовского, И.ЮКулагина, С.Г.Шевченко, диагностику и психолого-педагогическую характеристику наших учеников школьным психологом выделила группы причин, которые обуславливают ЗПР:

1) причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга;2)  общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;

3)  отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;

4) социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию.

        Из приведенной классификации видно, что три группы причин ЗПР из четырех имеют ярко выраженный социально-психологический характер. ЗПР ребенка может быть обусловлена действием, как отдельного неблагоприятного фактора, так и совокупностью факторов, складывающейся в процессе взаимодействия. Отсюда вытекает вывод, что у учащихся нашей школы для успешной социализации необходимо формировать универсальные учебные действия принимая во внимания особенности развитья ребёнка.

       Итак, что же дают универсальные учебные действия?
Они:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

       Универсальные учебные действия можно сгруппированы в четыре основных блока:

1. личностные;

2. регулятивные, включая саморегуляцию;

 3. познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;

4. коммуникативные действия.

        На уроках обслуживающего труда я реализую следующие цели:

  • формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);
  • развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
  • развитие планирующей и регулирующей функции речи;
  • развитие коммуникативной компетентности обучающихся;
  • развитие эстетических представлений и критериев;
  • формирование мотивации успеха и достижений школьников, творческой самореализации;

Свои уроки трудового обучения осуществляю на основе предметно-практической деятельности, что позволяют школьнику наиболее сознательно усваивать сложную информацию и использовать ее для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач.

Школьники учатся:

 −    искать проблему, ставить цели, планировать предстоящую работу, осуществлять поэтапный и итоговый контроль, добиваться поставленной цели;

  • находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
  • анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели);
  • сравнивать, характеризовать и оценивать возможность ее использования в собственной деятельности;
  • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей (технологию изделия);
  • выполнять учебно-познавательного действия в умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
  • использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материальной форме;
  • выполнять конструирование, моделирование;
  • анализировать и оценивать свою деятельность.

На уроках трудового обучения ученики выполняют типовые задания по развитию УУД. Занимаются самооценкой своей работы и самостоятельно составляют критерии оценивания работы. Работу выполняют как самостоятельно, так и в группах.( Приложение 2.7.)

Результаты сравнительного мониторинга показывают, что работа по развитию УУД является эффективной.

Диагностика формирования ключевых компетентностей 7б класса (за два учебных года 5-6 класс) показывает, что ученики в формировании решения проблем и работе с информацией выходят на второй уровень сформированности ключевых компетенций: формируют цели и задачи деятельности по решению проблемы; планируют свою деятельность; формируют детальное представление об ожидаемом продукте; осознают какой информацией по вопросу они обладают, а какой нет; применяют предложенный учителем способ получения информации из нескольких источников.

  1. проблемма;
  2. целепологание и планирование;
  3. оценка результата;
  4. поиск информации;
  5. обработка информации;
  6. письменная коммуникация;
  7. продуктивная коммуникация;
  8. устная коммуникация.

Формирование ключевых компетентностей Манаковой Натальи 7 б кл.

Учебный год

Разрешение проблем

Работа с информацией

коммуникация

Проблема

Целепо-лаагание и планирование

Оценка резуль-тата

Поиск инфор мации

обработка информации

Пись- менная комму- никация

Устная комму- никация

Продуктивная комму- никация

2009 2010

2

1

1

2

1

1

0

1

2010 2011

3

3

2

4

1

1

1

2

Формирование ключевых компетентностей Дюжая Елена 7 б кл.

Учебный год

Разрешение проблем

Работа с информацией

коммуникация

Проблема

Целепо-лаагание и планирование

Оценка резуль-тата

Поиск инфор мации

обработка информации

Пись- менная комму- никация

Устная комму- никация

Продуктивная комму- никация

2009 2010

2

1

1

2

1

1

0

1

2010 2011

2

2

2

3

2

1

1

2

Формирование ключевых компетентностей Грицан Анастасии 7 б кл.

Учебный год

Разрешение проблем

Работа с информацией

коммуникация

Проблема

Целепо-лаагание и планирование

Оценка резуль-тата

Поиск инфор мации

обработка информации

Пись- менная комму- никация

Устная комму- никация

Продуктивная комму- никация

2009 2010

1

1

1

2

1

1

0

1

2010 2011

2

2

2

2

2

1

1

1

Формирование ключевых компетентностей Миллер Татьяны 7 б кл.

Учебный год

Разрешение проблем

Работа с информацией

коммуникация

Проблема

Целепо-лаагание и планирование

Оценка резуль-тата

Поиск инфор мации

обработка информации

Пись- менная комму- никация

Устная комму- никация

Продуктивная комму- никация

2009 2010

0

0

0

1

0

1

0

1

2010 2011

1

2

2

3

1

1

1

2

(Приложение 2.8.)

2.3. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

       Здоровьесберегающие технологии - одно из главных условий успешного усвоения программы по предмету «Трудовое обучение»: гигиенические условия в кабинете; средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности; число использованных учителем видов преподавания; использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования: дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач; позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы; физкультминутки и физкультпаузы.

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока.трудового обучения.


Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап. Врабатывание

5 мин.

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.
Максимальная работоспособность

20-25
мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом, практическая работа

3-й этап. Конечный порыв

10-15 мин.

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.
Данные критерии здоровьесбережения я использую при планировании своих уроков .      

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, практическая работа, рассматривание, списывание и т. д.   

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа.

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт
— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Темп окончания урока

Релаксация

       Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

       Так, на уроках трудового обучения практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Кулинария: «Овощи в питании человека»; « Физиология питания»; «Режим дня ученика и составление меню»; «Основы рационального питания»; «Санитарно-гигиенические требования при приготовлении пищи». Проекты на тему: «Правильное питание- основа здорового образа жизни»; «Исследование пищевых добавок в продуктах питания». Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях и на уроках трудового обучения.

(Приложение 2.9.)

Критерий 3 «Высокие результаты освоения обучающимися образовательных программ»

3.1. Динамика учебных достижений обучающихся.

Результаты успеваемости учащихся за три года.

Предмет, класс

Показатели годового значения среднего бала по предмету

2008-2009уч.год

2009-2010уч.год

2010-2011уч.год

Трудовое обучение  5-9 классы


3,8


4,4


4,6

3.2. Результаты внеурочной деятельности обучающихся

Участие обучающихся в сетьевых проектах, конкурсах разных уровней

Уровень участия

Учебный год

Наименование сетьевого проекта, конкурса

Фамилия, имя обучающегося

Результат участия

муниципальный

2011-2012

Выставка «Осенняя фантазия»

 Грицан Анастастя

Микулова ксенья

Виноградова Наталья

участник

Краевой

2010-2011

Конкурс детского творчества

Лебедева Анастасия

участник

Федеральный

2010-2011

Проект для одарённых детей «Алые паруса»

Зайцева Снежанна

участник

Федеральный

2010-2011

Проект для одарённых детей «Алые паруса»

Киле Зоя

участник

Федеральный

2011-2012

Проект для одарённых детей «Алые паруса»

Грицан Анастасия

участник

Федеральный

2011-2012

Проект для одарённых детей «Алые паруса»

Самар Наталья

участник

(Приложение 3.1.)

3.3. Результаты деятельности педагогического работника в области социализации обучающихся.

Доля обучающихся, вовлечённых в социально-значимые дела, социально-образовательные проекты проекты

Наименование социально-значимых дел, социально-образовательных проектов

Уровень проведения


2008-2009


209-2010


2010-2011


6-8кл.

10%


8-9кл

15%

1.Изготовление наглядных пособий для уроков трудового обучения: технологические карты; образцы вышивки с презентацией; альбом образцов вязания; карты по охране труда.

2.Изготовление костюмов для школьной новогодней ёлки

3.Изготовление костюмов для смотра художественной самодеятельности: Сказка «Муха цокотуха»

школьный









школьный




краевой

9 кл.

8%

8-9кл

13%




9кл.

9%



8кл.

6%

1.Изготовление наглядных пособий поузловой обработки изделия с разработкой технологических карт.

2.Изготовление костюмов для школьной новогодней ёлки.

3.Пошив формы на районный смотр конкурс по патриотическому воспитанию, посвященному 65- летию Победы в Великой Отечественной войне.

4.Изготовление нанайских костюмов для танцевального коллектива школы.

школьный



школьный




краевой







муниципальный

8 кл

Лебедева А.


6-9 кл.

32%



9кл.

10%



9 кл.

9%




6-8кл.

20%

1.Социальный проект: «Изготовление игрушечной мебели для детского дома»


2.Социальный проект совместно со школьным музеем: «Изготовление кисетов в память о погибших воинах»


3.Изготовление костюмов для школьной новогодней ёлки.

4.Изготовление русских народных костюмов для танцевального коллектива школы.


5.Составление презентаций к урокам

Краевой



муниципальный





школьный



муниципальный




школьный

(Приложение 3.2.)

3.4. Познавательная активность обучающихся по предмету.

Количество обучающихся занимающихся исследовательской работой, участвующих в проектной деятельности по профилю преподаваемого предмета педагогического работника.

2008-2009 уч.год

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

10%

15%

32%

Уровень мотивации(%) к изучению предмета

2008-2009 уч.год

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

60%

58%

63%

Критерий 4 «Результаты деятельности педагогического работника в профессиональном сообществе».

4.1. Инновационная деятельность педагогического работника.

Наименование продукта инновационной деятельности

Участие

Являюсь участником школьной проблемной группы «Мотивация педагогических работников к профессиональному росту»

Работаю над темой «Причины профессионального выгорания».

4.2. Распространение педагогического опыта.

Обобщение педагогического опыта.

Уровень

Тема

 дата документа

муниципальный

«Проектный метод как средство развития творческой активности учащихся на уроках технологии»

30.05.2007г.

(Приложение 4.1.)

Мероприятия по распространению инновационного педагогического опыта.

Учебный год

Наименование, место проведения

уровень

Форма участия

2007-2008.


2008-2009



Школьная практическая конференция


ШМО опыт работы


РМО опыт работы


ИМЦ круглый стол«Дизайн и технологии» с участием Джеймса Питта представителя британского образования.

школьный



школьный


муниципальный


муниципальный

выступление



выступление


выступление


выступление

(Приложение 4.2.)

Научно-методические публикации по проблемам образования и воспитания обучающихся.

Учебный год

Выходные данные публикации

уровень

2010-2011.

Опубликовала в социальной сети работников образования учебно-методический материал «Современные подходы к проектированию деятельности учителя технологии (пакет технологической документации учителя технологии). Web-адрес публикации: http://nsportal.ru/node/72681/

федеральный

(Приложение 4.3.)

Распространение опыта в системе педагогического образования.

Учебный год

уровень

Наименование, место проведения

участие

2007-2008


2008-2009







2008-2009





2008-2009




2008-2009




2010-2011




2010-2011





2011-2012


2011-2012

Школьный



Школьный








школьный






школьный





школьный





муниципальный





муниципальный






муниципальный



муниципальный

Школьная конференция. Мастер класс «Изготовление мягкой игрушки»


Педагогический совет: «Оптимальное использование образовательных ресурсов школы для повышения качества образования»



Практическая конференция «Использование проектной деятельности на уроках технологии»



ШМО семинар практикум «Этапы педагогических технологий»



ШМО опыт работы «Развитие творческих способностей»




РМО «Использование современных образовательных технологий»



РМО






РМО открытый урок



РМО «Формирование УУД в 5 кл.на уроках технологии»

Проведение мастер класса


выступление







выступление






выступление




творческий отчёт





выступление





анализ практических заданий олимпиады школьников


открытый урок


выступление

(Приложение4.4.)

4.3. Методическая работа.

Информация об участии в работе или руководстве деятельностью методических объединений.

Учебный год

уровень

В чём заключалось участие

2008-2009

2009-2010

школьный

Руководитель ШМО

Информация об участии в деятельности сетевых сообществах педагогов.

уровень

В чём заключалась участие

результаты

Федеральный



Федеральный



федеральный

Публикация учебно-методического материала.


Дистанционное обучение. Тренинг «Эффективный учитель»


Публикации учащихся на проекте «Алые паруса»

Свидетельство о публикации ФС 77-43268


свидетельство


свидетельство

(Приложение 4.3.),(Приложение 5.1.), (Приложение3.1.)

Участие в работе экспертных комиссий.

Учебный год

Наименование комиссии

уровень

2010-2011

Эксперт практической части районной олимпиады школьников по технологии.

муниципальный

(Приложение 4.5.)

Критерий 5 «Профессиональные и личностные достижения педагога в межаттестационный период»

5.1. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации.

Повышение квалификации.

Учебный год

Наименование образовательного учреждения

Название образовательной программы

Количество часов

2011-2012

Хабаровский краевой институт развития образования

Проектирование и организация образовательного процесса при обучении школьников технологии в условиях перехода на ФГОС общего образования

142

Повышение квалификации по актуальным проблемам образования и профессиональная переподготовка.

Учебный год

Наименование образовательного учреждения

Название образовательной программы

2007-2010

Амурский гуманитарно- педагогический государственный университет

Специальная психология

2011-2012

Виртуальный университет социальной сети работников образования

Тренинг «Эффективный учитель»

(Приложение 5.1.)

5.2. Сертифицированные достижения педагогического работника.

Учебный год

наименование

уровень

2011-2012

Грамота за участие в выставке «Осенняя фантазия»

муниципальный

(Приложение 5.2.)

Критерий 6 «Личностные качества педагогического работника»

Среди обучающихся и учителей школы было проведено анкетирование:

  1. Учитель глазами учащихся;
  2. Карта учительских достоинств.

Анкетирование показало следующие результаты:

  1. Анкета «Учитель глазами учащихся». Были опрошены ученики 8-9 классов. Результат 16 баллов – высокий рейтинг;
  2. Анкета « Карта учительских достоинств». Было опрошено 16 учителей. Результат 120 баллов – высокий рейтинг.

(Приложение 6.1.)

«_22_» _декабря__ 2012 г.        ______________________________

           подпись аттестуемого педагогического

        работника

 


[3] Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /( А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская) Под редакцией А.Г.Асмолова. – 2-е издание -  М. : «Просвещение» 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сетевые взаимодействия педагогов, в организации методической работы учителя физики

Идет модернизация образования, в соответствии с которой  принципиально изменились цели образования.  Теоретические знания, которые долгое время были главной целью, теперь становятся средство...

План методической работы учителя

В материале показаны основные разделы плана работы учителя по теме самообразования, указаны основные этапы работы....

Организационно-методическая работа по созданию условий для продуктивной подготовки выпускников к итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ

Статья описывает структуру итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ и условия для эффективной подготовки обучающихся....

Статья "Методическая работа по созданию учебных ситуаций на уроках русского языка"

Материал предназначен для учителей русского языка. Я надеюсь, данные приемы помогут коллегам сделать урок более плодотворным, интересным. Создать учебную ситуацию – значит ввести противоречие, столкно...

Выступление на районном методическом совете "Формирование банка данных о методической работе учителей (темы самообразования) и их профессиональных качествах"

Районный методический совет«Формирование банка данных о методической работе учителей(темы сомообразования) и их профессиональных качествах в МОБУ «Новсергиевская СОШ №4».ЗД по У...

«Цифровые инструменты и технологии в работе учителя» «Создание интерактивных опросов в приложении Kahoot»

Kahoot — это сравнительно новый сервис для создания онлайн викторин, тестов и опросов, который уже успели полюбить учителя, преподаватели вузов, школьники и студенты. Kahoot! удобно использовать...