Рабочая программа кружка «Кудесница»
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме
1.Авторская программа кружка "Волшебный квиллинг"(16 занятий) Блок 1 - I четверть
2.Авторская программа по бисероплетению «Волшебная бусинка»( 16 занятий) Блок 2 - II четверть
3.Авторская программа по макраме (20 занятий)Блок 3 – III четверть
4.Авторская программа «Ниткография»- изонить. ( 12 занятий) Блок 4 – IV четверть
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_kudesnitsa.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка «Кудесница»
Пояснительная записка
Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простого к сложному; каждый блок программы имеет свою логическую структуру; позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности, направленность интересов учащихся. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества. Программа рассчитана на обучение детей 10- 14 лет
Цель программы: развитие мотивации кружковцев к занятиям различными видами декоративно-прикладного творчества, знакомство с техникой «бумажной филиграни» (квиллинга), с техникой выполнения бисероплетения, с технологией плетения узлов макраме , нитяной графики – изонити.
Задачи программы:
Обучающие:
- сформировать элементарные знания и умения в изучаемых видах декоративно- прикладного творчества;
- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
- познакомить детей с историей изучаемых видов рукоделия.
Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость, терпение,
- воспитывать положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам, бережливость.
Авторская программа кружка
"Волшебный квиллинг"(16 занятий)
Блок 1 - I четверть
Пояснительная записка
«Волшебный квиллинг» помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для формирования общей культуры.
Квиллинг – это простой и очень красивый вид ремесла, не требующий больших затрат.
Приемы работы в данной технике очень просты и доступны для понимания. Техника экономична во времени, не дорогая в материальном плане, высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера. Работы в данной технике являются хорошим сувениром, подарком и дополнительным заработком. Квиллинг – увлекательное занятие для детей и взрослых с эффектным результатом работы.
Обучение квиллингу детей является актуальным в современных условиях и способствует их использования в практической деятельности, подготовке к самостоятельной жизни, общественно-полезному труду.
Техника «Бумажная филигрань» (квиллинг) является современным направлением декоративно–прикладного искусства и наделена множеством практичных функций для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данная техника имеет ряд преимуществ перед другими направлениями декоративно – прикладного искусства, таких как:
-относительно дешевые и доступные материалы (цветная офисная бумага и клей ПВА);
-легко изготавливаемые приспособления для выполнения элементов в технике квиллинга (на основе зубочистки или пластмассовой трубочки);
-легко доступные для усвоения приемы работы в данной технике, развивающие мелкую моторику;
- большая возможность для самовыражения учащихся и проявления творческих способностей;
- изделия в технике квиллинга высокохудожественны и гармонично сочетаемы в современном интерьере.
Умения, которые ребята приобретают на занятиях творческого труда, они с успехом применяют дома. Постепенно увлечение квиллингом становится любимым занятием в свободное время.
Творческие уроки формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у учащихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Программа предполагает развитие художественного вкуса и творческих способностей.
Построена “от простого к сложному», предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Цель программы
- научить различным приёмам в работе с бумагой и технике выполнения изделий,
- подготовить воспитанников профессиональному самоопределению,
- стимулировать творческую деятельность одарённых детей.
Задачи программы:
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Образовательные:
- Закреплять и расширять знания, полученные на занятиях трудового обучения
- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обогащать словарь учащихся специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, учащийся применяет свои знания в выполнении творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Организационно-методическое обеспечение программы
Блок “Волшебный квиллинг” рассчитан на 1 четверть. Блок программы рассчитан на 16 часов (2 часа в неделю). Группа формируется из детей в возрасте от 11-15 лет.
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
-словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
-наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
-практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
-исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы.
-групповой – организация работы в группах.
-индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
–будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
–научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
–будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
–разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
–познакомятся с искусством бумагокручения;
–овладеют навыками культуры труда;
–улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Виды и формы контроля
Входной контроль – собеседование, анкетирование.
Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, беседы в форме викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование.
Периодический – проверяет степень усвоения материала за длительный период: четверть, полугодие или материал по разделу.
Итоговый – основная форма подведения итогов обучения; участие в школьных, областных выставках, а так же выполнение итогового творческого проекта в конце учебного года.
Формы подведения итогов реализации программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся.
• Участие в выставках детского прикладного и технического творчества.
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- цветную бумагу,
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА).
Инструменты: шило, пинцет, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.
Дидактический материал:
- Использование учебных пособий и книг
- Наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленных педагогом.
- Творческие работы,
- Образцы изделий, узоров.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие. Материал-бумага (заготовка материала). Конструирование. | 1 | 1 | 2 |
2 | Основные формы квиллинга. | 1 | 1 | 2 |
3 | Изготовление цветов в технике квиллинга. | 1 | 2 | 3 |
4 | Изготовление животных и насекомых в технике квиллинг. Базовые формы. | 1 | 2 | 3 |
5 | Творческие проекты «Композиция декоративными цветами». | 6 | 6 | |
Итого: | 4 | 12 | 16 |
Содержание программы
Материал — бумага. Конструирование (2)
Теоретические сведения: Вводное занятие. Знакомство кружковцев с расписанием занятий, правилами поведения в мастерской.
Как родилась бумага. Разнообразие бумаги, ее виды. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения – квиллинга. Конструирование. Вырезание полосок для квиллинга. Разметка. Основные правила работы.
Практические работы: рассмотреть виды бумаги, определение основных свойств бумаги; разметка и нарезание полос для квиллинга различной ширины.
Основные формы квиллинга (2)
Теоретические сведения: Основные формы “капля”, “треугольник”, “полукруг”, “лист”, “полумесяц”, «завитушки», «спираль», «звезда». Эскиз, составление эскизов. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.
Практические работы: скручивание полос в различные формы, составление эскизов предстоящих панно, приклеивание к основе.
Изготовление цветов в технике квиллинга (3)
Теоретические сведения: Виды цветов. Технология изготовления простых, несложных цветов. Изготовление бахромчатых цветов. Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления.
Практические работы: Композиция из цветов.
Изготовление животных в технике (3)
Теоретические сведения: Изготовление животных и насекомых в технике квиллинг. Базовые формы: плотные, чашеобразные, конические, кольцевые витки, трубки, усики.
Практические работы: Изготовление панно
Творческие проекты «Композиция декоративными цветами» (6)
Список литературы.
- А.И. Быстрицкая. “Бумажная филигрань” 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008
- Зайцева, А. Искусство квиллинга. – Изд.: Эксмо – Пресс, 2009.
- Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. Изд.: Мир книги, 2008.
Авторская программа по бисероплетению
«Волшебная бусинка»( 16 занятий)
Блок 2 - II четверть
Пояснительная записка
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции.
Бисероплетение сохраняет свое значение и в наши дни. Занятия бисероплетением вызывают у школьников большой интерес. Кружковые занятия по обучению учащихся бисероплетению направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с основами бисероплетения, историей бисера, осваивают способы плетения и вышивания бисером. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, “культуру творческой личности”.
Вооружившись простейшими инструментами и освоив нехитрые методы работы, можно создать своими руками бусы, ожерелье, колье, серьги, браслеты и многое другое.
На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время занятий на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.
С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
На занятиях учащиеся получат рекомендации по подбору материалов и инструментов, соблюдению основных правил плетения, организации рабочего места.
Полученные практические навыки позволят создавать свои собственные шедевры, помогут собственными руками сделать уникальные элегантные украшения, подарки и сувениры.
Результатом реализации данного блока являются выставки работ и использование поделок-сувениров в качестве подарков.
Блок рассчитан на начинающую группу по 2 занятия в неделю, возраст учащихся от 10 до 14 лет.
Задачи обучения:
- Развитие творческих возможностей учащихся.
- Формирование эстетического вкуса
- Воспитание трудолюбия, самостоятельности, эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
- Ознакомление с историей возникновения бисера, способами использования бисера в быту, видами бисера
- Воспитание усидчивости, целеустремленности, аккуратности, творческой инициативы
- Освоение основ бисероплетения: плетение крестом, мозаика, сетчатое плетение, объемное плетение, ажурное, параллельное, кирпичное и др.
- Обучение правил пользования готовыми схемами плетения и создание на их основе своих схем
- Получение навыков и умений низания, вышивки бисером
- Ознакомление с основами цветоведения, правилами создания композиции
- Правильное использование цветовой гаммы.
- Использование бисера при декоративном оформлении одежды, интерьера, создании аксессуаров
- Ознакомление с материалами и инструментами, необходимыми при работе с бисером
- Научить изготавливать сувениры, брелки из бисера и проволоки
- Научить плести браслеты, колье, подвески, создавать комплекты и сувениры из бисера
- Научить вышивать по бисерной сетке различными способами
- Применение полученных навыков бисероплетения на практике
- Выполнение коллажа, картин из бисера
- Участие в конкурсах, выставках, соревнованиях и других внеклассных мероприятиях
Ожидаемые результаты.
- название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, леска, проволока);
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
- правила безопасности труда при работе указанными инструментами;
- организовать рабочее место;
- под руководством учителя проводить анализ изделия;
- планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
- подбирать детали для работы.
- выполнять бисерные украшения, используя готовые схемы плетения
Учебно-тематический план
№ | Тема | Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие. Подготовка рабочего места. История создания бисера. | 1 | 1 | |
2 | Основы цветоведения. Основы композиции. Техника низания. Параллельное плетение. Изготовление сувениров-брелков из бисера и проволоки | 1 | 2 | 3 |
3 | Работа со схемами. Плетение цепочек «крестики» одной иглой, плоские соединения цепочек. | 1 | 2 | 3 |
4 | Плетение ажурных цепочек зубчиками по краям. Варианты ажурных цепочек | 1 | 2 | 3 |
5 | Изготовление лепестков. Плетение уголка по косой. Соединение лепестков. | 1 | 1 | 2 |
6 | Объемные цветы, ажурное плетение | 1 | 1 | 2 |
7 | Творческий проект «Композиция с цветами» | 2 | 2 | |
Итого: | 6 | 10 | 16 |
Содержание программы
Вводное занятие. (1)
Теоретические сведения. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Подготовка рабочего места. История создания бисера. Виды бисера. Выбор, качество. Практические советы.
Техника низания (13)
Теоретические сведения. Основы цветоведения. Основы композиции. Техника низания. Параллельное плетение.
Практические работы: Изготовление сувениров , плетение цепочек, плетение лепестков и объемных цветов.
Творческие проекты (2)
Авторская программа по макраме
(20 занятий)
Блок 3 – III четверть
Пояснительная записка.
Макраме – древнейший вид декоративного рукоделия, искусство узелкового плетения.
Интерес к плетению как виду рукоделия не ослабевал в течение многих столетий. В разных странах такое плетение называли по-разному: мексиканское кружево, арабское квадратное плетение, вязь.
Плетеные изделия вошли в моду в России в конце 19 века. В монастырях мастерицы узелкового плетения изготавливали коврики, шторы подвески для цветов, гобелены. Тогда были выпущены в России несколько переводных книг по макраме.
И сегодня без узлов не могут обойтись ни моряки, ни рыбаки, ни альпинисты. Узлы необходимы также аквалангистам и пожарным, ткачам и портным, хирургам и строителям.
Завязывать узлы из веревок – занятие интересное и увлекательное. Выполненные в технике макраме сумочки, колье, браслеты, пояса подчеркнут индивидуальность ребенка, а сувенир, сплетенный своими руками, будет отличным подарком. Панно, покрывала, дорожки, занавески, кашпо и ширмы прекрасно дополнят оформление квартиры. Эти изделия отличаются не только прочностью, но и красотой, в таких вещах есть душа.
Практические занятия в технике макраме будут способствовать приобщению учащихся к самостоятельной работе, развитию творческих способностей, мышления, фантазии, художественного вкуса, расширению кругозора, повышению культурного уровня, воспитанию трудовых навыков, аккуратности, развитию координации движения, мелкой моторики и сенсорики пальцев.
Программа по макраме рассчитана на 20 занятий в III четверти обучения для детей от 10 лет и старше.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.
Цель программы: создание условий для развития творческой личности, самовыражение и самоопределение каждого ребенка средствами декоративно-прикладного искусства.
Программа предполагает решение следующих задач:
в обучении
- сформировать представление о макраме как виде декоративно-прикладного творчества;
- научить работать с оборудованием (подушка, английская булавка, веревка);
- ознакомить с приемами и способами плетения;
- обучить умению составлять из узлов узоры;
- ознакомить детей с правилами по технике безопасности при работе с английской булавкой и ножницами
в развитии
- способствовать развитию эстетического вкуса, творческой фантазии, воображения, пространственного представления;
- способствовать формированию потребности создавать предметы декоративно-прикладного творчества по собственному замыслу;
- развивать координацию движения, мелкую моторику и сенсорику пальцев
в воспитании
- способствовать привитию интереса к декоративно- прикладному творчеству;
- воспитывать художественный вкус, трудовую культуру, усидчивость, терпение;
- формировать коммуникативные способности;
- воспитывать аккуратность, ответственность, осознанный подход к работе.
Типовой программы нет. Темы программы подобраны таким образом, чтобы дать возможность ребенку познать все грани искусства макраме, а также дополнительно познакомиться с другими технологиями декоративно – прикладного искусства.
Для изучения используются следующие методы:
- словесный (рассказ, беседа) способствует формированию теоретических и практических знаний;
- наглядный (демонстрации, иллюстрации, фотоматериалы, готовые образцы), как аспект восприятия информации, способствует развитию наблюдательности, повышению внимания;
- практический (непосредственное выполнение работ), где формируются и развиваются практические умения и навыки;
- методы самостоятельной работы (творческие работы по авторскому замыслу);
- исследовательский и проблемно-поисковый метод (творческий аспект, поиск и анализ специальной литературы), способствует развитию творческого мышления, воображения.
Теоретическая часть занятий включает тематические беседы, что является и культурологическим аспектом:
-об искусстве макраме;
-праздники (новый год, рождество, пасха, 8 марта и др.)
Особое внимание обращено на точное соблюдение правил техники безопасности при работе с колюще-режущими предметами (иголки, ножницы).
В соответствии с программой учащиеся должны знать и уметь:
- различные виды ниток, уметь рассчитывать необходимое количество материала для работы;
- выполнять различные узлы (правый и левый плоский узел, горизонтальный и диагональный репсовый узел и др.);
- уметь составлять из узлов узоры, изображения предметов (шахматка, сова, брелок и др.);
- выполнять объемные работы (панно, вазы, цветы и др.);
- выбирать цветовое решение, сочетание узлов и узоров.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Теория | Практика | Всего |
1 | Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | |
2 | Основные узлы и приемы узелкового плетения. | 1 | 2 | 3 |
3 | Работа с тонким шнуром (плетение аксессуаров). | 1 | 2 | 3 |
4 | Ажурные фоновые узоры. | 1 | 2 | 3 |
5 | Плетение в кольце и по кругу | 1 | 2 | 3 |
6 | Сетки из узлов. | 1 | 2 | 3 |
7 | Творческие проекты | 4 | 4 | |
Итого | 6 | 14 | 20 |
Содержание программы
Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. (1)
Теоретические сведения. Знакомство с макраме как видом декоративно-прикладного творчества. Возможности данной техники. Материалы для плетения. Приспособления для плетения. Конструктивные детали, позволяющие сохранять форму плетеного полотна в абажурах, кашпо, сумочках, игрушках и т. п. декоративные элементы, вплетаемые в изделие: дерево, керамика и др.
Знакомство детей с правилами по технике безопасности.
Основные узлы и приемы узелкового плетения. (3)
Теоретические сведения. Приемы плетения узлов и узоров. Крепление нити на основе различными способами.
Основные узлы и узоры. Технология выполнения основных узлов. Определение длины нити. Обработка концов нитей.
Практическая работа. Навешивание нитей (замочком налицо, замочком наизнанку, расширенное крепление нитей), левый плоский узел, левосторонняя витая цепочка, правый плоский узел, правосторонняя витая цепочка, квадратный узел, узел «хамелеон», узор «шахматка» и «ягодка».Репсовый узел (брида) (горизонтальный и диагональный репсовый узел). Узор « кокиль». Узел «ёлочка». Цепочка из петельного узла «гусеница».
Узел «фриволите» и цепочка из этих узлов.
Работа с тонким шнуром. (3)
Теоретические сведения. Особенности выполнения работ из тонких нитей.
Практическая работа. Плетение узла «капуцин».
Ажурные фоновые узоры. (3)
Теоретические сведения. Разновидности фоновых узоров. Техника их выполнения. Расчет нитей.
Практическая работа. Плетение узоров «ромб», «жозефина», узоры из одинарных брид, горизонтальных брид, ажурные треугольники, «листики».
Плетение в кольце и по кругу. (3)
Теоретические сведения. Техника выполнения изделий в кольце и по кругу. Основные узлы и узоры, применяемые в данном виде работ.
Практическая работа. Плетение подвесных кашпо для цветов.
Сетки из узлов. (3)
Теоретические сведения. Особенности выполнения сеток. Мотив узора.
Практическая работа. Плетение сетки из простых узлов, петельных узлов, с квадратными ячейками, из узлов «фриволите», из репсовых узлов, сетка-мережка.
Творческие работы. (4)
Практическая работа. Составление схемы поделки. Подбор узоров. Расчет нитей. Плетение изделий.
Список литературы.
- Кузьмина, М. Азбука плетения/ М.Кузьмина.- М.: Легпромиздат,1993.- 310 с.
- Соколовская, М.М. Макраме/ М.М. Соколовская. - Минск: Полымя,1983.- 64 с
- Терешкович, Т.А. Учимся плести макраме/ Т.А. Терешкович. - Минск: Хэлтон , 2000.- 335 с.
- Мирошникова И.С. Макраме-искусство хитросплетения/ «Феникс» Ростов н/дону, 2006
Авторская программа «Ниткография»- изонить.
( 12 занятий)
Блок 4 – IV четверть
Пояснительная записка.
Данный блок программы призван помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям декоративно-прикладным искусством, реализовать и развить свои природные интересы. Ориентированность программы на попытку воспитания у подростков стремления к творческому восприятию своего труда и пониманию чувства красоты и гармонии позволяет познакомить учащихся с профессией вышивальщицы определить их возможности в углубленном изучении разделов “Технологии». Актуальность программы - это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном быту. На данный момент эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные вручную, украшающие интерьер жилища изделия пользуются большим спросом. В упрощённой версии данная техника выполняется, как вышивка по картону носит название «Ниткография», хордовая вышивка, или «Изонить». Работы, выполненные в данной технике, удивляют своей простотой исполнения и вызывают восторг.
Цель программы
- развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся;
- создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности;
- познакомить с профессиями вышивальщицы, художника-дизайнера, оформителя.
Задачи программы:
Обучающие:
- Ознакомление учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
- Формирование образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм;
- Приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
- Осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- Прививать детям любовь к родине, традициям родного края, природе;
- Воспитывать самостоятельный подход к своему индивидуальному творчеству.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение; изобретательность;
- Пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
- Развивать мелкую моторику рук и глазомера;
- Пробудить устойчивый интерес к творчеству вышивальщицы, художника-оформителя, дизайнера.
Возраст обучающихся – 10-12 лет. Программа рассчитана на 12 занятий( 2 занятия в неделю).
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемно-поисковый;
- рассказ, беседа, демонстрация;
- практическая работа репродуктивного и творческого характера;
- проектный.
Педагогический контроль:
-промежуточный
-итоговый.
В конце изучения блока "Ниткография" обучающиеся должны
- знать: правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, основные приёмы выполнения работ в технике «Ниткография», правила оформления и применения данных работ .
- уметь: гармонично сочетать цвета при выполнении работ, уметь выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм; составлять композиции правильно пользоваться ножницами, иглой, самостоятельно изготавливать изделия.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Теория | Практика | Всего |
1 | Введение. | 1 | 1 | |
2 | Приемы работы применяемые в ниткографии | 1 | 1 | 2 |
3 | Заполнение сложных фигур с использованием техники «ниткография». | 1 | 1 | 2 |
4 | Узоры и композиции. | 1 | 2 | 3 |
5 | Творческие проекты | 4 | 4 | |
Итого | 4 | 8 | 12 |
Содержание программы
Введение. (1)
Теоретические сведения. Техника безопасной работы. История ниткографии. Материалы и инструменты для выполнения работ.
Приемы работы применяемые в ниткографии. (2)
Теоретические сведения. Последовательность выполнения работ приемами ниткографии. Знакомство с особыми способами заполнения фигур: по диаметру, неравномерное заполнение, заполнение полуокружности и спирали, сеткой , заполнение овала.
Практическая работа. Изготовление образцов: прямого, острого и тупого углов, ромба, треугольника, квадрата приемами ниткографии. Освоение на практике заполнения круга, дуги, овала. Выполнение особых способов заполнения фигур: по диаметру, неравномерное заполнение, заполнение полуокружности и спирали, заполнение сеткой .
Заполнение сложных фигур с использованием техники
«ниткография». (2)
Теоретические сведения. Подготовка графического чертежа для выполнения ниткографии. Построение звезды с помощью циркуля. Гармония и цветовые сочетания в работах.
Практическая работа. Изготовление панно с использованием орнаментов. Изготовление открытки к праздникам с мотивом «пятиконечная звезда» и т. д.
Узоры и композиции. (3)
Теоретические сведения. Понятие композиции в ниткографии. Законы композиционного решения панно. Принципы заполнения фигур рыб, бабочек, птиц, парусных судов в ниткографии.
Практическая работа. Подготовка эскиза рисунка для выполнения ниткографии. Способы перевода рисунка. Изготовление шаблонов.
Творческие проекты. (4)
Практическая работа. Выполнение проектов. Защита проектов.
Список литературы.
- Лилия Бурундукова. « Волшебная изонить.» – М: «АСТ-ПРЕСС», 2010
- Леонова О. « Рисуем нитью. Ажурные картины.» - С.-П.: Литеро, 2005.
- Гусарова Н.Н. «Техника изонити для школьников.» - С.-П.: , Детство-Пресс,2007.
- Е.Е. Цамуталина. «100 поделок из ненужных вещей.»- Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".
Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...
Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"
Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...
Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе
Программа рассчитана на 33 учебных часа....
Авторская программа кружка "Кудесница"
Авторская программа "Кудесница" разработана для внекласной работы с учащимися 8 классов коррекционной школы. Рассчитана на 102 часа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English» для 2-4 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...