Рабочая программа дополнительного образования "Лоскутная мозаика"
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа дополнительного образования "Лоскутная мозаика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_loskutnaya_mozaika.docx | 53.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Лоскутная мозаика» для 6-7 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
− Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).
- Письмо Минобрнауки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС» №03- 296 от 12.05.2011 г
− Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) групповых занятий МАОУ «Школа №11 города Белогорск» от 24.03.2017 г. (протокол № 1 педагогического совета).
- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Школа №11 города Белогорск» на 2017-2022 годы.
- Учебный план МАОУ «Школа №11 города Белогорск» на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа согласно учебному плану рассчитана на 153 часа (4,5 час в неделю).
Программа внеурочной деятельности «Лоскутная мозаика» предназначена для учащихся основной школы 6-7 класса.
Программа внеурочной деятельности «Лоскутная мозаика» составлена на основе
примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/
(В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.); под ред. В.А.Горского.-4-е изд.-М.:
Просвещение, 2014.- 111 с.- (Стандарты второго поколения)
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;
помощи в его самоопределении;
- освоению рациональных техник кроя и пошива лоскутных изделий, традиционных и свободных техник лоскутного шить;
- обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания;
- обучению навыкам и приемам работы с инструментами и материалом;
знакомству с историей лоскутного шитья, народными традициями в данных областях.
При реализации рабочей программы используется литература:
1. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё. Учебно – методическое пособие для учителя. Москва, Школа – Пресс, 2000 г.
2. М.В.Максимова, М.А.Кузьмина Лоскутики. Г.Тверь «ЭКСМО-Пресс»,1998г.
3. Шьём из лоскутков. ВНЕШСИГМА АСТ. Москва 2000 г.
4. И.Ю. Муханова Шитьё из лоскутков. Быстро и красиво. Москва ОЛМА-ПРЕСС, 2013г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения программы внеурочной деятельности «Лоскутная мозаика» формируются следующие предметные результаты:
- извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
- организовывать своё рабочее место;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, линейки, угольника; вырезать строго по разметке;
- находить оптимальные композиционные решения;
- различать техники лоскутного шитья, представлять место и роль лоскутного шитья в жизни человека и общества;
- разрабатывать орнаменты, учитывая закономерности цветовых сочетаний;
- изготавливать изделия из ткани с использованием изученных техник лоскутного шитья.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно- прикладного искусства;
- осуществлять совместную продуктивную деятельность;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию;
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их.
.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Вводное занятие. История лоскутного шитья (4 часа).
Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места. История лоскутного шитья. Пэчворк, килт. Традиционное лоскутное шитьё в России. Объекты труда: лоскутные картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода.
Инструменты и материалы (5 часов).
Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья. Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования. Объекты труда: Шаблоны и трафареты.
Цвет. Цветовые сочетания (4 часа)
Цветовой круг. Основные, дополнительные. Тёплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничное сочетание цветов. Объекты труда: лоскутные изделия, ткани разных цветов.
Шаблоны. Раскрой лоскутков (5 часов)
Изготовление шаблона. Раскрой лоскутных деталей.
Техника «квадрат». Изготовление изделия в технике «квадрат» (13 часов)
Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Орнамент. Виды орнаментов. (9 часов)
Основные понятия об орнаменте, композиции. Раппорт, симметрия. Законы и правила орнаментальной композиции.
Объекты труда: традиционные лоскутные орнаменты.
Техника «треугольник». Изготовление изделия в технике «треугольник».
(14 часов)
Раскрой лоскутных деталей. Выполнение узора «квадрат в квадрате». Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий. Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, панно или др.
Техника «полоска». Изготовление изделия в технике «полоска». (18 часов)
Раскрой полосок. Технология пошива. Рисунок «диагональная полоска», «паркет», «ананас». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.
Изготовление традиционного узора «колодец». Изготовление изделия в технике «колодец» (9 часов)
Раскрой полосок. Технология пошива. Выполнение узора «колодец». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.
Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника. Изготовление изделия со спиральным узором (9 часов)
Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив узора в свободной технике. Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Объекты труда: Декоративная наволочка для подушки.
Изготовление изделия в технике «Уголки» (9 часов)
Подбор и раскрой лоскутков. Способы складывания уголков в зависимости от толщины ткани. Пришивание уголков. Оформление изделия. Объекты труда: Коврик, подставка под горячее или др.
Техника «ромбы» Изготовление изделия в технике «Ромбы» (9 часов)
Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление изделия с узором «звезда», или «кубик». Влажно – тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий. Объекты труда: Декоративная наволочка для подушки, панно или др.
Аппликация. Способы выполнения. Выполнение аппликации (9 часов)
Использование аппликации в лоскутной технике. Технология выполнения аппликации. Подбор лоскутов. Выполнение аппликации. Влажно – тепловая обработка.
Объекты труда: панно, лоскутная картина.
Выполнение стёжки. Ручная стёжка. Машинная стёжка (9 часов)
Ручная стёжка. Технология выполнения. Машинная стёжка. Выполнение ручной и машинной стёжек на одном из сшитых изделий. Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.
Изготовление творческого изделия (27 часов)
Выбор рисунка и материалов. Изготовление блоков лоскутных узоров. Сборка изделия. Стёжка. Окончательная отделка.
Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Вводное занятие. История лоскутного шитья (4 часа) | ||||
1-2 | Инструктаж по технике безопасности на занятиях «Лоскутная мозаика» Традиционное лоскутное шитьё в России. | 2 | ||
3- 4 | Организация рабочего места Объекты труда: лоскутные картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода | 2 | ||
Инструменты и материалы (5 часов) | ||||
5-6 | Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья. Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление | 2 | ||
7-8 9 | Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования. Изготовление шаблонов и трафаретов. Организация рабочего места. | 3 | ||
Цвет. Цветовые сочетания (4 часа) | ||||
10-11 | Цветовой круг. Основные, дополнительные цвета. Тёплые, холодные цвета. Контрастные, родственные цвета. | 2 | ||
12-13 | Гармоничное сочетание цветов. Объекты труда: лоскутные изделия, ткани разных цветов. | 2 | ||
Шаблоны. Раскрой лоскутков (5 часов) | ||||
14-15 | Изготовление шаблонов. Раскрой лоскутных деталей. | 2 | ||
16-17 18 | Изготовление шаблонов. Раскрой лоскутных деталей. | 3 | ||
Техника «квадрат». Изготовление изделия в технике «квадрат» (13 часов) | ||||
19-20 | Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Выполнение узора «шахматка» способом соединения квадратов. | 2 | ||
21-22 | Выполнение узора «шахматка» способом соединения квадратов. | 2 | ||
23-24 | Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. | 2 | ||
25-26 27 | Выполнение узора «шахматка способом соединения полос. | 3 | ||
28-29 | Выполнение узора «шахматка способом соединения полос. | 2 | ||
30-31 | Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Качество готовых изделий | 2 | ||
Орнамент. Виды орнаментов (9 часов) | ||||
32-33 34-35 36 | Основные понятия об орнаменте, композиции Раппорт, симметрия | 2 3 | ||
37-38 | Законы и правила орнаментальной композиции. | 2 | ||
39-40 | Традиционные лоскутные орнаменты Выполнение лоскутных орнаментов | 2 | ||
Техника «треугольник». Изготовление изделия в технике «треугольник». (14 час) | ||||
41-42 | Раскрой лоскутных деталей | 2 | ||
43-44 45 | Выполнение узора «квадрат в квадрате». Выполнение узора «квадрат в квадрате». | 3 | ||
46-47 | Выполнение узора «квадрат в квадрате». | 2 | ||
48-49 | Соединение с прокладкой | 2 | ||
50-51 | Обработка изделия. | 2 | ||
52-53 54 | Влажно-тепловая обработка. Качество готовых изделий. Устранение дефектов. | 3 | ||
Техника «полоска». Изготовление изделия в технике «полоска». (18 часов) | ||||
55-56 | Раскрой полосок Технология пошива | 2 | ||
57-58 | Рисунок «диагональная полоска», Технология соединения полосок. | 2 | ||
59-60 | Рисунок «паркет». Технология соединения полосок. | 2 | ||
61-62 63 | Технология соединения полосок рисунком «диагональная полоска» и «паркет». Контроль качества, исправление дефектов. | 3 | ||
64-65 | Рисунок «ананас». Технология соединения полосок. | 2 | ||
66-67 | Соединение лоскутного изделия с прокладкой Контроль качества, исправление недочетов. | 2 | ||
68-69 | Соединение лоскутного изделия с подкладкой. Контроль качества, исправление недочетов. | 2 | ||
70-71 72 | Изготовление прихватки в технике полоска. Изготовление коврика в технике полоска. Контроль качества, исправление недочетов. | 3 | ||
Изготовление изделия в технике «колодец» (9 часов) | ||||
73-74 | Раскрой полосок. Технология пошива. | 2 | ||
75-76 | Выполнение узора «колодец». | 2 | ||
77-78 | Выполнение узора «колодец». | 2 | ||
79-80 81 | Соединение лоскутного изделия с прокладкой Соединение лоскутного изделия с подкладкой. Контроль качества, ВТО, исправление недочетов. | 3 | ||
Изготовление изделия со спиральным узором (9 часов) | ||||
82-83 | Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. | 2 | ||
84-85 | Пошив узора в свободной технике. Пошив узора в свободной технике. | 2 | ||
86-87 | Пошив узора в свободной технике. Пошив узора в свободной технике. | 2 | ||
88-89 90 | Соединение лоскутного изделия с прокладкой. Соединение лоскутного изделия с подкладкой Контроль качества, ВТО, исправление недочетов | 3 | ||
Изготовление изделия в технике «Уголки» (9 часов) | ||||
91-92 | Подбор лоскутков. Раскрой лоскутков. | 2 | ||
93-94 | Способы складывания уголков в зависимости от толщины ткани. | 2 | ||
95-96 | Пришивание уголков. | 2 | ||
97-98 99 | Изготовление коврика. Изготовление подставки под горячее. Контроль качества изделия. | 3 | ||
Изготовление изделия в технике «Ромбы» (9 часов) | ||||
100-101 | Подбор лоскутов. Раскрой лоскутков. | 2 | ||
102-103 | Технология пошива | 2 | ||
104-105 | Изготовление изделия с узором «звезда» | 2 | ||
106-107 108 | Изготовление изделия с узором «кубик». Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий. | 3 | ||
Аппликация. Выполнение аппликации (9 часов) | ||||
109-110 | Использование аппликации в лоскутной технике. | 2 | ||
111-112 | Технология выполнения аппликации | 2 | ||
113-114 | Подбор лоскутов. Выполнение аппликации. | 2 | ||
115-116 117 | Изготовление панно по выбору учащегося. | 3 | ||
Выполнение стёжки. Ручная стёжка. Машинная стёжка (9 часов) | ||||
118-119 | Ручная стёжка. Технология выполнения. | 2 | ||
120-121 | Машинная стёжка. Выполнение машинной стежки. | 2 | ||
122-123 | Выполнение ручной и машинной стёжек на одном из сшитых изделий. | 2 | ||
124-125 126 | Изготовление панно, картины. Получение фактуры при помощи стёжки, создание рельефа, использование накладных элементов. | 3 | ||
Изготовление творческого проекта (27 часов) | ||||
127-128 | Выбор рисунка. Выбор материалов. | 2 | ||
129-130 | Изготовление блоков лоскутных узоров Контроль качества, ВТО. | 2 | ||
131-132 | Изготовление блоков лоскутных узоров Контроль качества, ВТО. | 2 | ||
133-134 135 | Изготовление блоков лоскутных узоров Контроль качества, ВТО. | 3 | ||
136-137 | Изготовление блоков лоскутных узоров Контроль качества, ВТО. | 2 | ||
138-139 | Изготовление блоков лоскутных узоров Контроль качества, ВТО. | 2 | ||
140-141 | Изготовление блоков лоскутных узоров Контроль качества, ВТО. | 2 | ||
142-143 144 | Сборка изделия, стежка, контроль качества изделия | 3 | ||
145-146 | Сборка изделия, стежка, контроль качества изделия | 2 | ||
147-148 | Подготовка изделий к выставке | 2 | ||
149-150 | Подготовка изделий к выставке | 2 | ||
151-152 153 | Презентация работ. Защита проекта. Оформление выставки творческих работ учащихся | 3 | ||
Итого | 153 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
рабочая программа кружка "Лоскутная мозаика"
Вязание является народным ремеслом. Приобщение девочек к рукоделию с раннего детства позволяет им ближе познакомиться с культурой нашего народа. Данная программа направлена на формирование культуры че...
Рабочая программа кружка аппликаций "Мозаика"
Кружковая работа - это неотъемлемая часть воспитания. Предлагается рабочая программа кружка "Мозаика", с помощью которой можно заинтересовать каждого воспитанника....
Рабочая программа кружка "Математическая мозаика" для 5 класса
В программе представлены темы занятий математического кружка для обучающихся пятых классов ...
рабочая программа кружка "Пластилиновая мозаика"
Программа кружка ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, имеющего нарушение интеллекта, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной рабо...
Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)
Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...