Рабочая программа дополнительного образования детей "Творческая мастерская"
рабочая программа на тему

Татьяна Юрьевна Малышева

Программа "Творческая мастерская" разработана для занятий в летний период декоративно- прикладным творчестом, с целью привлечения одаренных детей для дальнейшего развития творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tvorcheskaya_masterskaya.docx45.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Программа «Творческая мастерская» разработана для  занятий в летний период по декоративно-прикладному творчеству  с целью привлечения одаренных детей для дальнейшего развития творческих способностей. Содержание программы является продолжением курса "Волшебная нить",  направлено на личностно-ориентированное обучение и способствует созданию оптимальных благоприятных условий для развития интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.                                                                                                                                   В ходе реализации программы создаются творческие работы по индивидуальному выбору, оформляются  коллективные творческие  проекты.  Одаренный ребенок обладает поразительными способностями к мастерству, задача педагога состоит в том, чтобы помочь реализовать  детские дарования. Именно на решение этой задачи и направлена программа художественно-эстетической направленности.  Мотивом выбора образовательной деятельности послужил афоризм, что человек, превращающий ремесло в творчество, знает, что любая вещь, выполненная своими руками, вбирает в себя добрую энергию ее создателя, знает он и то, что усилия обязательно возвращаются.

Цель программы:  Создание оптимальных благоприятных условий для развития интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.                                                                                                                                   Задачи программы.

Образовательные

  • Обретение личного опыта и созидания.
  • Мотивация на будущую деятельность.
  • Достижение успеха.                                                                                                

Воспитательные.

  • Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество.
  • Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.

Развивающие.

  • Развитие творческого воображения.
  • Развитие художественного вкуса, необычности замысла, оригинальности.
  • Развитие аккуратности в исполнении.
  • Развитие творческих способностей, фантазии, воображения, образного мышления.

Общие сведения о кружке: возраст обучающихся - 10-16 лет; количество часов в неделю -  6 час; количество часов в месяц - 24 часа.

Срок реализации: 1 месяц

 Программа является краткосрочной, при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материалов, является дополнением к основной образовательной программе "Волшебная нить". Программа предлагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей  воспитанников. Состоит из следующих этапов:

  • 1этап-  подготовительный -   (выбор и обоснование  темы творческого проекта, определение цели и задач, составление плана работы , на этом этапе дети определяются с проблемой и потребностью )
  •  2 этап- конструкторский - (рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения творческого проекта, выбор наиболее оптимального; сбор информации; разработка конструкции и технологии изготовления;  подготовка материалов и инструментов, необходимых для изготовления задуманного объекта; разработка дизайна изделия).
  • 3 этап - технологический - (непосредственное выполнение творческого проекта с соблюдением всех требований технологии и дизайна по разработанной  обучающимся технологической карте  и под контролем педагога;)
  • . 4 этап заключительный – самооценка качества выполненной работы

 Набор и формирование групп осуществляется на протяжении всего учебного года, при выявлении одаренных детей.

Каждый этап включает в себя различные методы обучения: 

  • Репродуктивный (воспроизводящий).
  • Иллюстрированный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).
  • Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения).
  • Эвристический (проблема формируется детьми, им предлагаются и способы ее решения).
  • Креативный (творческий).

Охрана труда учащихся должна выполняться как педагогом, так и детьми, поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы дети знали требования техники безопасности на теоретических занятиях и при выполнении практических работ.

Построение занятий основано на разнообразии и смене деятельности. Теоретическая часть с применением объяснительно-иллюстрированных методов перемежается с практическими работами. Допускается консультативная форма обучения для детей 14-16 лет. Интерес к более сложной творческой деятельности по освоению знаний формируется при выполнении сложных изделий определенной тематики. При этом программа предусматривает индивидуальный подход к каждому в выборе творческой работы.

Главная отличительная особенность программы - универсальность, возможность ее применения для различного возрастного контингента, учитывая индивидуальные интересы детей, в силу её тематического построения и реализации принципа от простого к сложному, возврата к пройденному на новом, более сложном творческом уровне.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы в ее востребованности. Содержание программы определено социальным заказом детей и родителей. Программа направлена развитие детей за счет расширения образовательного пространства и выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через выбор  деятельности. Создает возможность для  реализации творческого потенциала ребенка  В связи с повышенным интересом к  творчеству одаренных детей программа предусматривает выбор индивидуальной образовательной траектории каждым обучающимся, направление деятельности зависит от выбора творческого проекта.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения дети реализуют индивидуальный или коллективный творческий проект, продуктом которого будет изделие связанное крючком.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятий 

Количество часов 

Всего 

Теор. 

Практ. 

I

Вводное занятие. Формулирование проблемы.

1 

1 

-

II

 Изучение методов, приемов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы.

2

2

- 

III

Работа с фактическим материалом.  Вязание крючком. Творческий проект.

18

-

18

IV

Защита творческих проектов

2 

2

-

V

Итоговое занятие

1 

1

- 

 

Итого:

24 

6

18

                         

                       

                                       Учебно-тематическое планирование

             

Наименование разделов и тем

Кол-во часов всего

     В том числе

теория

практика

1.

Вводное занятие

(1час)

Цели и задачи программы. Режим работы. План занятий. Правила ТБ при работе с вязальными  крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом.. Разбивка на творческие группы. Выбор и обоснование  темы, определение цели и задач, составление плана работы по реализации проекта.

1

1

2.

Изучение методов, приемов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы.

(2часа)

1.Разбивка на группы. Рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения творческого  проекта или творческой работы, выбор наиболее оптимального варианта.

2

2

2. Сбор информации.

3. Разработка, выбор конструкции и технологии изготовления.

4.  Подготовка материалов и инструментов.

5.Разработка дизайна изделия.

3.

Работа с фактическим материалом.  Вязание крючком. Творческий проект.

(18 часов)

1.Практическая работа по изготовлению выбранной творческой работы. Индивидуальные консультации.

15

15

2.  Художественное оформление творческой работы.

Подготовка к защите индивидуального или коллективного проекта.

3

3

4.

Защита творческих проектов(2 часа)

Защита  проекта проводится перед другими участниками образовательной программы .   

2

2

5.

Итоговое занятие (1 час)

Анализ проделанной работы Предложения новых идей.

1

1

                                                                             Итого:

24

6

18

Содержание.

Вводное занятие. Формулирование проблемы.

1 час.

Цели и задачи программы. Режим работы. План занятий. Правила ТБ при работе с вязальными  крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом.. Разбивка на творческие группы. Выбор и обоснование  темы, определение цели и задач, составление плана работы по реализации проекта.

Изучение методов, приемов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы.

1 час.

Рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения творческого  проекта или творческой работы  и выбор наиболее оптимального; сбор информации; разработка конструкции и технологии изготовления;  подготовка материалов и инструментов, необходимых для изготовления задуманного объекта; разработка дизайна изделия.

Работа с фактическим материалом.  Вязание крючком. Творческий проект.

16часов.

Непосредственное выполнение проекта с соблюдением всех требований технологии и дизайна по разработанной  обучающимся технологической карте  и под контролем педагога.

Защита творческих проектов

1 час.

Защита своего проекта проводится перед другими участниками образовательной программы .   В течение 5-7 минут обучающийся обосновывает актуальность выбранной темы, характеризует основные разделы проекта, обобщает собственную проектную деятельность, дает объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы,  представляет аргументированные  источники информации.

Итоговое занятие

1 час.

Каждый участник образовательной программы выдвигает новые идеи, которые будет реализовывать в течении летних каникул, намечает план совершенствования его дальнейшего  творческого пути.

Итоговый контроль - реализованный творческий проект, творческий продукт.

Карточка самооценки заполняется индивидуально каждым ребенком после проделанной работы.

Тема.

Что мною сделано

Мои успехи и достижения

Над чем мне нужно работать

Список литературы.1.Концепция художественного образования Российской Федерации.

2.  Закон «Об образовании» ст. 9.

3.Межведомственная программа развития системы дополнительного  образования детей на 2002-2005 годы.   

4.Требования и методические рекомендации к образовательным программам дополнительного образования детей управления воспитания и дополнительного  образования детей и молодежи Министерства Российской Федерации.

 

5.Проект стандартов для общеобразовательной школы («Искусство»   № 18/2002) 

Л.В. Горнова,Т.Л. Бычкова, Т.В. Воробьева.,«Студия Декоративно- прикладного творчества», Изд-во «Учитель», Волгоград., 2008г.                                                              6.Богоявленская Д.Б. Природа детской одаренности/Д.Б. Богоявленская// Одаренный ребенок.-2002.-№ 1.                                                                                                                        7. Одаренные дети (концептуальные основы работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования) / Сост. В.А.Горский, Ю.С.Инякин, В.А.Орлов. - М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Программа дополнительного образования детей Творческого объединения "Художественная обработка древесины". Направление "Резьба деревянных ложек"

    Дополнительная образовательная программа « Художественная обработка древесины »  направлена на закрепление и развитие знаний, навыков и умений в области художествен...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Рабочая программа педагога дополнительного образования по направлению: декоративно-прикладное творчество. Рассчитана на один год (192 часа) для учащихся 10-15 лет....

Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...

Рабочая образовательная программа Дополнительного образования детей Творческого объединения художественно - эстетической направленности «Дизайн и мода»

Рабочая образовательная программаДополнительного образования детейТворческого объединения художественно - эстетической направленности«Дизайн и мода»...