Рабочая программа дополнительного образования детей "Творческая мастерская"
рабочая программа на тему
Программа "Творческая мастерская" разработана для занятий в летний период декоративно- прикладным творчестом, с целью привлечения одаренных детей для дальнейшего развития творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tvorcheskaya_masterskaya.docx | 45.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Творческая мастерская» разработана для занятий в летний период по декоративно-прикладному творчеству с целью привлечения одаренных детей для дальнейшего развития творческих способностей. Содержание программы является продолжением курса "Волшебная нить", направлено на личностно-ориентированное обучение и способствует созданию оптимальных благоприятных условий для развития интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей. В ходе реализации программы создаются творческие работы по индивидуальному выбору, оформляются коллективные творческие проекты. Одаренный ребенок обладает поразительными способностями к мастерству, задача педагога состоит в том, чтобы помочь реализовать детские дарования. Именно на решение этой задачи и направлена программа художественно-эстетической направленности. Мотивом выбора образовательной деятельности послужил афоризм, что человек, превращающий ремесло в творчество, знает, что любая вещь, выполненная своими руками, вбирает в себя добрую энергию ее создателя, знает он и то, что усилия обязательно возвращаются.
Цель программы: Создание оптимальных благоприятных условий для развития интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей. Задачи программы.
Образовательные
- Обретение личного опыта и созидания.
- Мотивация на будущую деятельность.
- Достижение успеха.
Воспитательные.
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество.
- Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.
Развивающие.
- Развитие творческого воображения.
- Развитие художественного вкуса, необычности замысла, оригинальности.
- Развитие аккуратности в исполнении.
- Развитие творческих способностей, фантазии, воображения, образного мышления.
Общие сведения о кружке: возраст обучающихся - 10-16 лет; количество часов в неделю - 6 час; количество часов в месяц - 24 часа.
Срок реализации: 1 месяц
Программа является краткосрочной, при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материалов, является дополнением к основной образовательной программе "Волшебная нить". Программа предлагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Состоит из следующих этапов:
- 1этап- подготовительный - (выбор и обоснование темы творческого проекта, определение цели и задач, составление плана работы , на этом этапе дети определяются с проблемой и потребностью )
- 2 этап- конструкторский - (рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения творческого проекта, выбор наиболее оптимального; сбор информации; разработка конструкции и технологии изготовления; подготовка материалов и инструментов, необходимых для изготовления задуманного объекта; разработка дизайна изделия).
- 3 этап - технологический - (непосредственное выполнение творческого проекта с соблюдением всех требований технологии и дизайна по разработанной обучающимся технологической карте и под контролем педагога;)
- . 4 этап заключительный – самооценка качества выполненной работы
Набор и формирование групп осуществляется на протяжении всего учебного года, при выявлении одаренных детей.
Каждый этап включает в себя различные методы обучения:
- Репродуктивный (воспроизводящий).
- Иллюстрированный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).
- Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения).
- Эвристический (проблема формируется детьми, им предлагаются и способы ее решения).
- Креативный (творческий).
Охрана труда учащихся должна выполняться как педагогом, так и детьми, поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы дети знали требования техники безопасности на теоретических занятиях и при выполнении практических работ.
Построение занятий основано на разнообразии и смене деятельности. Теоретическая часть с применением объяснительно-иллюстрированных методов перемежается с практическими работами. Допускается консультативная форма обучения для детей 14-16 лет. Интерес к более сложной творческой деятельности по освоению знаний формируется при выполнении сложных изделий определенной тематики. При этом программа предусматривает индивидуальный подход к каждому в выборе творческой работы.
Главная отличительная особенность программы - универсальность, возможность ее применения для различного возрастного контингента, учитывая индивидуальные интересы детей, в силу её тематического построения и реализации принципа от простого к сложному, возврата к пройденному на новом, более сложном творческом уровне.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы в ее востребованности. Содержание программы определено социальным заказом детей и родителей. Программа направлена развитие детей за счет расширения образовательного пространства и выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через выбор деятельности. Создает возможность для реализации творческого потенциала ребенка В связи с повышенным интересом к творчеству одаренных детей программа предусматривает выбор индивидуальной образовательной траектории каждым обучающимся, направление деятельности зависит от выбора творческого проекта.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения дети реализуют индивидуальный или коллективный творческий проект, продуктом которого будет изделие связанное крючком.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Количество часов | ||
Всего | Теор. | Практ. | ||
I | Вводное занятие. Формулирование проблемы. | 1 | 1 | - |
II | Изучение методов, приемов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы. | 2 | 2 | - |
III | Работа с фактическим материалом. Вязание крючком. Творческий проект. | 18 | - | 18 |
IV | Защита творческих проектов | 2 | 2 | - |
V | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
| Итого: | 24 | 6 | 18 |
Учебно-тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем | Кол-во часов всего | В том числе | |
теория | практика | |||
1. | Вводное занятие (1час) | |||
Цели и задачи программы. Режим работы. План занятий. Правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом.. Разбивка на творческие группы. Выбор и обоснование темы, определение цели и задач, составление плана работы по реализации проекта. | 1 | 1 | ||
2. | Изучение методов, приемов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы. (2часа) | |||
1.Разбивка на группы. Рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения творческого проекта или творческой работы, выбор наиболее оптимального варианта. | 2 | 2 | ||
2. Сбор информации. | ||||
3. Разработка, выбор конструкции и технологии изготовления. | ||||
4. Подготовка материалов и инструментов. | ||||
5.Разработка дизайна изделия. | ||||
3. | Работа с фактическим материалом. Вязание крючком. Творческий проект. (18 часов) | |||
1.Практическая работа по изготовлению выбранной творческой работы. Индивидуальные консультации. | 15 | 15 | ||
2. Художественное оформление творческой работы. Подготовка к защите индивидуального или коллективного проекта. | 3 | 3 | ||
4. | Защита творческих проектов(2 часа) | |||
Защита проекта проводится перед другими участниками образовательной программы . | 2 | 2 | ||
5. | Итоговое занятие (1 час) | |||
Анализ проделанной работы Предложения новых идей. | 1 | 1 | ||
Итого: | 24 | 6 | 18 |
Содержание.
Вводное занятие. Формулирование проблемы.
1 час.
Цели и задачи программы. Режим работы. План занятий. Правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом.. Разбивка на творческие группы. Выбор и обоснование темы, определение цели и задач, составление плана работы по реализации проекта.
Изучение методов, приемов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы.
1 час.
Рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения творческого проекта или творческой работы и выбор наиболее оптимального; сбор информации; разработка конструкции и технологии изготовления; подготовка материалов и инструментов, необходимых для изготовления задуманного объекта; разработка дизайна изделия.
Работа с фактическим материалом. Вязание крючком. Творческий проект.
16часов.
Непосредственное выполнение проекта с соблюдением всех требований технологии и дизайна по разработанной обучающимся технологической карте и под контролем педагога.
Защита творческих проектов
1 час.
Защита своего проекта проводится перед другими участниками образовательной программы . В течение 5-7 минут обучающийся обосновывает актуальность выбранной темы, характеризует основные разделы проекта, обобщает собственную проектную деятельность, дает объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, представляет аргументированные источники информации.
Итоговое занятие
1 час.
Каждый участник образовательной программы выдвигает новые идеи, которые будет реализовывать в течении летних каникул, намечает план совершенствования его дальнейшего творческого пути.
Итоговый контроль - реализованный творческий проект, творческий продукт.
Карточка самооценки заполняется индивидуально каждым ребенком после проделанной работы.
Тема. | Что мною сделано | Мои успехи и достижения | Над чем мне нужно работать |
Список литературы.1.Концепция художественного образования Российской Федерации.
2. Закон «Об образовании» ст. 9.
3.Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы.
4.Требования и методические рекомендации к образовательным программам дополнительного образования детей управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства Российской Федерации.
5.Проект стандартов для общеобразовательной школы («Искусство» № 18/2002)
Л.В. Горнова,Т.Л. Бычкова, Т.В. Воробьева.,«Студия Декоративно- прикладного творчества», Изд-во «Учитель», Волгоград., 2008г. 6.Богоявленская Д.Б. Природа детской одаренности/Д.Б. Богоявленская// Одаренный ребенок.-2002.-№ 1. 7. Одаренные дети (концептуальные основы работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования) / Сост. В.А.Горский, Ю.С.Инякин, В.А.Орлов. - М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Программа дополнительного образования детей Творческого объединения "Художественная обработка древесины". Направление "Резьба деревянных ложек"
Дополнительная образовательная программа « Художественная обработка древесины » направлена на закрепление и развитие знаний, навыков и умений в области художествен...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.
Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность. Индивидуальное обу...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Рабочая программа педагога дополнительного образования по направлению: декоративно-прикладное творчество. Рассчитана на один год (192 часа) для учащихся 10-15 лет....
Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...
Рабочая образовательная программа Дополнительного образования детей Творческого объединения художественно - эстетической направленности «Дизайн и мода»
Рабочая образовательная программаДополнительного образования детейТворческого объединения художественно - эстетической направленности«Дизайн и мода»...