Методика планирования проектной деятельности
методическая разработка по технологии на тему
В презентации включает в себя: алгоритм проектирования, основные компоненты проекта, инструкция по выполнению проекта, основные требования к проектированию изделия, критерии оценки творческого проекта, рекомендации педагогу, использующему метод проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_planirovaniya_proektnoy_deyatelnosti.ppt | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технологическое образование Услышишь – забудешь, Увидишь –запомнишь, Построишь – поймёшь. Конфуций.
В школе «Технология» - интегрированная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека.
Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Возрождающийся проектный метод обучения при его умелом применении по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности. Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать технологическому образованию, формированию технологической культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал.
Образовательная область «Технология» призвана привнести элементы новизны в содержание школьного образования, а вместе с ним и в методы обучения школьников; способствовать развитию качеств личности и здоровья учащихся, компенсации отрицательного влияния техносферы на их здоровье и психику. Нетрадиционными методами обучения «Технология» научит школьников «рождать» и воплощать в жизнь идеи - идеи, способные развивать творчество, а вместе с ним и производство. И вполне естественно, что для этого нужен учитель, способный научить школьников учиться, привить способы быстрого и эффективного усвоения знаний одним из таких методов - методом проектов.
Применение метода проектов способствует реализации дидактических функций . Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией. Воспитательная функция использования метода проектов в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, в выработке навыков разумного риска и др. Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого. Развивающая функция использования метода проектов в технологическом образовании состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.
Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что – то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет прикладное значение и, что важно, интересен и значим для учащихся.
Как успешно выполнить проект в предметной области «Технология»?
Алгоритм проектирования : Что уже есть? Что предлагает рынок? Какова конкуренция? Все плюсы и минусы? Кто потенциальные потребители Вашего нового изделия (возраст, пол, уровень материального состояния и др.) Какие потребности Вы собираетесь удовлетворить введением в предметный мир своего изделия(улучшение потребительских, эстетических качеств, изменение цены и др.)? Какие идеи и предложения у Вас есть (другой материал, изменение конструкции, цветовое решение, упаковка и др.)?
Сколько вариантов проектных решений Вы предлагаете? Какие выводы Вы сделали из сравнения вариантов? Как и почему Вы выбрали именно эти материалы, инструменты, приспособления? Какие предложения есть по усовершенствованию производства? Каковы основные расходы в связи с выпуском нового изделия? Как Вы собираетесь представлять свое изделие на рынке (реклама, её виды)? Что больше всего Вам понравилось в работе над проектом? Что бы Вы хотели улучшить, если бы работу над проектом начали заново? Есть ли недостатки в проекте, которые Вы бы хотели исправить?
Основные компоненты проекта Определение потребности и краткая формулировка задачи. Набор первоначальных идей. Проработка одной или нескольких идей. Изготовление изделия. Испытание и оценка изделия.
Определение потребности и краткая формулировка задачи. Необходимо с самого начала определить, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему оно этому человеку необходимо. Иногда изделие создается для одного человека, иногда для группы людей. Набор первоначальных идей. Эти идеи представляют собой размышление учащихся о том, какого рода изделие они могут изготовить. Чаще всего для изделий, выполненных из дерева, металла, картона и ткани, первоначальные идеи изображают в виде эскизов на бумаге.
Проработка одной или нескольких идей. Учащийся (или группа учащихся, выполняющих проект) должен оценить первоначальные идеи и выбрать в процессе обсуждения с учителем ту идею, которая будет прорабатываться дальше. Именно в процессе проработки идеи учащийся проводит эксперименты или начинает работать с материалами . Изготовление изделия. Учащиеся создают то, что они разработали. На этой стадии они могут изменить дизайн, если во время работы встречаются с серьезными трудностями. Часто бывает так, что школьникам приходится упрощать первоначальный вариант.
Испытание и оценка изделия. Изделие спроектировано и изготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности определенного человека или группы людей, поэтому изделие должно быть испытано в реальной ситуации. Насколько хорошо оно удовлетворяет эти потребности? Самооценка может включать предложения, показывающие, как изделие может быть улучшено. Помимо этого учащийся оценивает свою деятельность во время выполнения проекта, указывает, как бы он улучшил процесс выполнения проекта в следующий раз.
Инструкция по выполнению проекта Пояснительной записки. Материального воплощения проекта. Публичной защиты выполненного проекта и его результатов. Любой проект состоит из:
Пояснительная записка Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком или напечатана с использованием компьютера на одной стороне бумаги формата 210х297 мм. По содержанию она включает: 1. Титульный лист. 2. Оглавление. 3. Введение. 4. Главы основной части: Глава 1. Конструкция изделия. Глава 2. Технология изготовления. Глава 3. Экономическое обоснование проекта. Глава 4. Экологическая оценка проекта. 5. Заключение. 6. Список использованной литературы. 7. Приложения.
Основные требования к проектированию изделия Технологичность. Творческая направленность и занимательность. Системность. Посильность. Экономичность. Экологичность. Безопасность. Соответствие требованиям дизайна. Значимость.
Технологичность - возможность максимально просто изготовить изделие, в частности на имеющемся оборудовании, из доступных материалов, с наименьшими затратами труда. Творческая направленность и занимательность. Предполагается творческая деятельность и учёт интересов детей. Системность. Содержание работ по выполнению проектов должно отражать изученный в течение учебного года материал.
Посильность . Предполагает соответствие уровня подготовки учащихся их индивидуальным, возрастным и физическим способностям. Экономичность . Требует изготовления изделия с наименьшими затратами, с получением наибольшей прибыли при реализации и эксплуатации изделия. Экологичность. Изготовление и эксплуатация изготовляемого изделия не должны повлечь за собой существенные изменения в окружающей среде, нарушения жизнедеятельности человека.
Безопасность. Предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной санитарией, гигиеной. В проекте должна исключаться возможность травматизма. Соответствие требованиям дизайна. Проектируемое изделие должно быть внешне эстетически красивым, модным, гармонично сочетаться цветовая гамма и все детали, а также быть функциональным и практичным. Значимость. Изготовленное изделие должно иметь определённую ценность и полезность в интересах общества или конкретной личности.
Публичная защита творческого проекта Группа экспертов (несколько авторов выполненных проектов) по специальной анкете оценивает качество выполнения пояснительной записки и материального объекта. Также учитывается самооценка и оценка преподавателя. РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА = (СРЕДНЯЯ КОЛЛЕКТИВНАЯ + САМООЦЕНКА + ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ОЦЕНКА) /3
Критерии оценки творческого проекта Оценивание проекта проводится по десяти критериям на четырёх уровнях: 0, 5, 10, 20. Значимость, полезность изделия. Применение, практическое использование. Мотивация выбора. Оригинальность работы. Общее восприятие. Качество выполнения работы. Соответствие обязательным требованиям Законченность изделия и его оформление. Цветовое решение. Трудоёмкость исполнения (наличие и сочетание различных приёмов). Объёмность работы. Подбор материала. Поиск и использование дополнительной литературы. Умения применять знания, полученные по другим предметам. Степень сложности задания. Срок изготовления (если раньше срока + 10 баллов). отлично – 155-200 баллов хорошо – 100- 154 балла удовлетворительно – менее 100 баллов
Оценочный лист Фамилия, имя Само-оценка Критерии оценки Оценка препод. Коллектив. оценка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ф.И. КО СО ПО РО
Рекомендации педагогу, использующему метод проектов.
Психологические барьеры, или что мешает успешности проектирования Пугает неизвестное. Страх получить плохую оценку. Неуверенность в себе. Трудности в общении.
Пугает неизвестное. Впервые многие школьники при проектировании должны будут выйти из привычной дидактической среды, в которой обычно следуют объяснение-инструкция, потом предъявление образца действия, далее действие по образцу на уровне простого воспроизведения. Теперь им предстоит столкнуться с задачами, у которых нет единственно правильного решения. Понятно, что учащихся должно пугать проектирование , которое, по сути , очень напоминает известное « пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что.»
Страх получить плохую оценку. Велика боязнь сделать что-либо не так. У младших школьников она усиливается страхом перед снижением оценки. Для снятия этого барьера следует чаще подчеркивать , что правильность найденного или предпола-гаемого решения определяется , во - первых, количеством предложенных вариантов, во-вторых , полнотой обоснования их принятия или отрицания.
Неуверенность в себе. Более того, школьники должны уяснить, что необходимо предпринимать попытки найти решение, что даже слабое решение существенно лучше отсутствия такового, поскольку в нем проявляется авторская позиция и точка зрения. Именно в проектировании школьники должны научиться чаще использовать высказывания , начинающиеся со слов: « Я так считаю...» Я предлагаю, потому что …» и даже « мне кажется, что...».
Трудности в общении. Учащиеся нередко боятся обращаться за помощью, открыто сообщать о возникающих проблемах. Учителю необходимо их стимулировать к этому, помогать правильно формулировать свои запросы, учить анализировать свою деятельность, выяснять , что именно не удается и почему. Следует учитывать и то , что активный язык подростков скуден, что мешает им не только свободно выражать свои мысли, но и воспринимать, понимать речь взрослого.
Список литературы Лернер П. С. Проектирование по технологии//- М. «Школа и производство», 1997 №3 Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.- сост. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова. –Волгоград: Учитель,2008 Технология 5-9 классы. Организация проектной деятельности/ авт.- сост.О.А. Нессонова и др. – Волгоград: Учитель, 2009 Чернякова В.Н. Творческий проект по технологии обработки ткани. Тетрадь для учащихся 5-9 классов. – М., Просвещение, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения предмету «Технология» на примере творческого проекта «Футляр для спиц «Виктория»»
В докладе дается характеристика различных видов проектов и методика организации проектной деятельности на примере практико-ориентированного проекта....
мастер-класс«Методика использования проектной деятельности на уроках истории в общеобразовательной школе и дистанционном обучении»
Мастер- класс«Методика использования проектной деятельности на уроках истории в общеобразовательной школе и дистанционном обучении»Цель: освоение видов деятельности работы над проектом учащихся с ОВЗ ...
"Методика организации проектной деятельности"
Проектная деятельность в современном понимании является компонентом системы продуктивного образования. ...
Проект по теме «Методика организации проектной деятельности в процессе изучения комбинаторики и теории вероятностей».
Зачетная работа на курсах повышения квалификации...
Методика организации проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии 5 класса в условиях экспериментального обучения и ее результаты
Экспериментальное обучение проводилось с сентября по май 2016 - 2017 учебного года в пятом классе МБОУ Северная СШ Варнавинского района Нижегородской области, где работаю учителем биологии....
Методика организации проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной работе
В статье описывается алгоритм проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочной деятельности учителя, работающего в условиях ФГОС...
Выступление на педсовете «Проектная деятельность на уроках географии. Методика организации проектной деятельности»
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные систе...