мастер-класс«Методика использования проектной деятельности на уроках истории в общеобразовательной школе и дистанционном обучении»
методическая разработка (история) по теме

Гришина Оксана Александровна

Мастер- класс

«Методика использования проектной деятельности на уроках истории в общеобразовательной школе и дистанционном обучении»

Цель: освоение видов деятельности работы над проектом учащихся с ОВЗ обучающихся дистанционно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.rar147.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Образование в школе должно быть организовано так, чтобы в нём ясно просвечивала будущая цель образования личности к свободному самоопределению...»

                                                 Л.Н.Толстой

"Цель обучения ребёнка
состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше
без помощи учителя …"

Элберд  Хаббард

Мастер- класс

«Методика использования проектной деятельности на уроках истории в общеобразовательной школе и дистанционном обучении»

Цель: освоение видов деятельности работы над проектом учащихся с ОВЗ обучающихся дистанционно.

1. Основные направления подготовительного этапа.

Модернизация образования?
Слова известного швейцарского педагога Фарьера (1879-1960) о том, как люди создали школу по «нашептыванию дьявола»

Ребёнок любит природу, поэтому замкнули его в четырёх стенах.
Ребенку нравится осознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все построили так, чтобы его активность не имела никакой пользы.
Ребёнок не может оставаться без движения – его заставили не двигаться.
Ребенок любит работать руками, а его заставили изучать теории и идеи.
Ребенок любит говорить, а его заставили молчать.  
Ребенок хочет понять, а его заставили учить наизусть.
Ребенок хочет сам искать знания, а ему все дают в готовом виде.
Вдумчивый читатель, делай все для того, что бы школа, в которой ты учишь, имела ценности идущие от бога!(сл. 1)

Таким образом , мы видим, что идеи системно-деятельностного обучения, которые являются концептуальной основой нового стандарта образования зародились еще в начале прошлого столетия.

Системно-деятельностный метод: метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принцип этого метода в том, что когда вы действуете, вы научаетесь. (сл.2)

В этой связи наибольшую актуальность при изучении истории получает проектная технология, тесно перекликающаяся с системно-деятельностным методом обучения.

Важную часть моей педагогической деятельности составляет дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфика этой работы заставила меня по-новому взглянуть на использование метода проектирования в обучении. Дети, обучающиеся дистанционно в большей степени отличаются от ребят, обучающихся в общеобразовательных классах. Большинство вышеизложенных тезисов Фурье применимо к этим детям, и виновата в этом отнюдь не школа, а сама жизнь. В настоящее время все более актуальной становится деятельность  , связанная с тьюторским сопровождением учащихся общеобразовательных классах.

А нужен ли тьютор ребенку с ОВЗ обучающемуся дистанционно?   Зачастую это дети с особыми образовательными потребностями, к сожалению, в полной мере, удовлетворить которые не всегда удаётся. Мотивация обучения у детей с ОВЗ, как правило, выше , чем у обычных ребят, это и понятно, в условиях  вынужденного ограничения в передвижении, дефицита общения со сверстниками и старшими людьми, «лучшими друзьями» этих детей становятся книги и интернет. Именно через эти ресурсы ребята познают окружающий мир, делают свои маленькие открытия. Таким образом, еще одной из главных проблем этих ребят является социализация. Одним из условий успешного решения этих проблем является тьюторское сопровождение детей с ОВЗ.

Работа тьютера с такими детьми заключается в помощи детям реализовать особые образовательные потребности (выявление интереса ребенка к отдельным предметам, определенным видам деятельности, составление индивидуального маршрута) , а также в поддержке  детей на пути социализации, для этого, особо значима интеграция дистанционного обучения и образовательного процесса общеобразовательной школы.

Для решения проблем с которыми я столкнулась в ходе работы наиболее  актуальным мне показался метод проектирования. В период работы над проектом ребенок с ОВЗ находится в тесном контакте со своими здоровыми сверстниками, активно взаимодействует и сотрудничает с ними , расширяется его круг общения, он престает чувствовать себя «оторванным» от окружающего мира, у ребенка появляется чувство собственной значимости, нужности для окружающих. Кроме этого, у ребят происходит взаимный обмен накопившимися знаниями, что является положительным фактором для обоих сторон. Выступая при защите своего проекта, учащийся дистанционного обучения получает опыт общения с коллективом (классом), опыт публичного выступления. Я считаю, что подобный опыт, является колоссальным положительным ресурсом для успешной социализации подобных детей в будущем.  

В ходе работы над проектом дети с ОВЗ частично удовлетворяют особые образовательные потребности. Работая с этими детьми, нельзя не отметить тот факт, что один урок истории в неделю для них является недостаточным. В отличие от общеобразовательных классов,  учащиеся в дистанционной форме имеют возможность выбирать наиболее интересующие их курсы и предметы, отсюда  высокая мотивированность и заинтересованность в  обучении. Проект позволяет таким детям в более полной мере удовлетворить свои потребности в знаниях. Я же, в свою очередь, координируя работу ребят над проектом, тоже нахожусь с ребятами в более тесном контакте, частично компенсируя им недостаток общения. Совместная работа  учащихся в дистанционной и общеобразовательной форме оказывает положительное влияние как на тех, так и на других.                        У учащихся в общеобразовательных классах этот опыт воспитывает чувство толерантности по отношению к людям с ОВЗ, желание помочь таким людям, между учащимися, как правило, складываются дружеские отношения, которые ,в последствии , выходят за рамки работы над проектом, и школьного обучения. Важен и тот факт, что дети с ОВЗ зачастую более начитаннее и эрудированнее своих здоровых сверстников(о причинах я писала выше) они более мотивированны к учебе. Общаясь со здоровыми детьми, они как бы передают им частичку своего желания к обучению, разжигают в них интерес к предмету.                                        

Как-то оценивая нашу работу , нам указали на то, что тьютор и нянька- это разные понятия. Я с этим согласна, но  общение с детьми с ОВЗ, происходит всегда более тесно, нежели с другими учениками. В силу своих особенностей здоровья и ограничений связанных с этими особенностями, восприятие учителя у этих детей отлично, от восприятия здоровых учеников.   Прежде всего ребята с большой радостью воспринимают учителя, ждут каждой встречи с нетерпением. Не вольно , в ходе работе становишься не просто преподавателем, для них, но и старшим товарищем , наставником, может даже  другом.            

Сегодня , я хочу познакомить вас с методом проектной деятельности, который позволяет мне решить проблемные вопросы в моей работе учителя и тьютера.

                                        

При работе над проектом, используется         «правило 6 п»

 Проблема    

 Проектирование        

 Поиск информации  

 Продукт            

 Презентация      

 Портфолио

Работа над проектом проходит в 3 этапа

Этапы проектной деятельности:

1. Организационно-подготовительный

Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.

Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

2.Поисковый

Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.

3.Итоговый

Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.

Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.

1. Основные направления подготовительного этапа.

Подготовительный этап – это, прежде всего начальный этап перед работой над проектом и является важным.

Сначала  выясним желание учащихся  работать в данном виде деятельности. В этом случае я предлагаю учащимся пройти анкетирование.

Готовность учащихся  участвовать в работе над проектом (сл)

Нравится ли Вам узнавать что-то новое?

Где ты в основном получаешь новую информацию: из книг, Интернете и др.?

Умеешь ли ты сам выбрать из большого количества информации самое главное или тебя нужна помощь взрослых?

Принимали ли вы участие в каких-либо проектах?

Можете ли вы ставить перед собой цели и задачи и достигать их?

Хотели бы Вы выполнять проект самостоятельно или в группе? Кого бы Вы хотели взять в группу по созданию проекта?

Какую познавательную литературу Вы прочитали за последний год? Назовите ее.

Хотели бы Вы привлечь к своей работе родителей?

Таким образом, был определен круг участников проектной деятельности и выявлен интерес  к данному виду работы.

На основе этого уже можно сформировать группы учащихся, которые будут работать совместно и индивидуально.

Руководителю, прежде, всего, необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна ― мозговая атака с последующим коллективным обсуждением.

Итак, началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Рассмотрим одну из существующих ситуаций:

Сейчас мы с вами посмотрим документальный фильм на тему «Формирование  Древнерусского государства»  который познакомит ва  с двумя версиями происхождения  основателя государственности на Руси Рюрика. Существует две теории происхождения Рюрика: нормандская и славянская. На основе изложенной ситуации сформулируйте проблему, которая в последующем ляжет в основу ученического проекта.

Учащимся я предлагаю такую таблицу (сл)

Задание

Ваш ответ

Сформулируйте проблемную ситуацию

Определите возможные пути решения данной проблемы

Обоснуйте актуальность (важность, значимость) данной проблемы для Вас

Как Вы сами убедились, умение увидеть проблему и сформулировать ее является сложной задачей даже для нас. А как в этой ситуации быть учащимся? Как им помочь разобраться в этом сложном вопросе?

Как нам уже известно, что на основе проблемной ситуации формулируется тема проекта. Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к выбору тех или иных тем проектов. При этом задача преподавателя – повлиять на выбор учащихся так, чтобы тема проекта соответствовала возможностям и наклонностям учеников и, конечно же, была им интересна, иначе работа будет протекать медленно или прекратится вообще в ближайшее время.

(сл) В содержание данного этапа входит и определение цели и задач проекта. После этого учителю необходимо обсудить с участниками проекта следующие вопросы:

1. Для чего создается данный проект?

2. Чем вызвана необходимость его создания?

3. Существует ли на самом деле потребность в этом проекте?

4. Как в дальнейшем будет использоваться данный проект?

5. Найдет ли он заинтересованных слушателей?

Ответы на эти вопросы помогут уяснить и сформулировать цель проекта.

Затем следует обсудить задачи, которые необходимо будет решить в ходе выполнения проекта.

Например, можно предложить им схему: (Сл)

Обращу Ваше внимание, что учитель также ставит цель и задачи данной работы, но цель и задачи педагогические и, естественно, отличаются от цели и задач ученического проекта. Педагогическую цель и задачи он прописывает в методическом паспорте проекта. А учащиеся свою цель и задачи пропишут вводной части проекта.

После этого необходимо подумать, в каком виде можно представить результат данного проекта публике. Это так называемый ожидаемый результат, который тоже возникает на данном этапе: иными словами продукт проектной деятельности, т.н. внешний продукт, который определяют участники проекта (календарь, школьный дневник, реферат, презентацию и т.д.). Продуктов одном проекте может быть как один, так и несколько. Все зависит от темы и желания учащихся.

Можно опять же предложить им таблицу, например: (Сл)

Задание

Ваш ответ

Исследовательский проект:

Сравнительно-сопоставительный анализ;

Статья;

Справочник и др.

мультемидийная презентация, реферат

Информационный проект:

Web-сайт;

Электронная газета;

Буклет и др.

Творческий проект:

Видеофильм;

Сценарий;

Сборник сочинений и др.

Прикладной (практико-ориентированный) проект:

Костюм;

Пакет рекомендаций;

Дизайн-макет и др.

Приключенческие, игровые, ролевые:

Путеводитель;

Сказка;

Дневник путешествий и др.

 Применяя метод проектов на уроках истории, как правило, речь идет об исследовательском проекте, для координации действий учащихся нужно четко выработать алгоритм действий, для этого поможет следующая таблица(сл )

Объект исследования

Предмет исследования

Гипотеза

Методы исследования

Самостоятельная работа групп, защита проекта (продукт - сравнительно-сопоставительный анализ)

Рефлексия :Презентация проектов учащихся

Обратная связь

Оцените итоги нашего мастер-класса.

Мы предлагаем Вам поработать с пирамидой знаний.

Закрасьте части пирамиды соответственно уровню полученных Вами  знаний, соответственно , начиная снизу – начальный, средний, высокий уровень полученных знаний  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности на уроках истории

Доклад Использование проектной деятельностина уроках истории...

Проектная деятельность на уроках английского языка в школе" статья для участия в Педагогическом марафоне "Новая школа" (на сайте "Дистанционная волна"

Проектная деятельность на уроках английского языка в школе" статья для участия в Педагогическом марафоне "Новая школа" (на сайте "Дистанционная волна"Ссылка на работу на сайте "Дистанционная вол...

Проектная деятельность на уроках музыки в общеобразовательной школе

Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Развиваются коммуникативные стратегии, школьники учатся действовать с разных позиций в коллективе. Проектная деятельность дает возможность расшир...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...